Примеры экспозиций
Экспонаты основной коллекции музея выставлены в пяти зданиях и все они находятся в центре Санкт-Петербурга в районе набережной Невы. Главным зданием музейного комплекса является Зимний дворец. Экспозиции в нём размещены в 350 залах. На первом этаже здания находятся экспонаты, найденные в ходе археологических раскопок. На втором этаже размещена картинная галерея, где представлены работы английских и французских живописцев XVI-XVIII вв.
В постоянно действующей экспозиции музея можно увидеть работы мастеров, творивших в различных направлениях искусства.
Отдельный зал Зимнего дворца посвящён Рембрандту. В нём выставлено 24 работы художника. Эта экспозиция вызывает повышенный интерес у посетителей. Можно смело сказать, что это музей в музее. Среди других значимых постоянно действующих экспозиций Эрмитажа:
- Искусство эпохи Возрождения. В коллекции представлены работы мастеров Венецианской школы периода XV-XVI вв. Она занимает 2 зала музея. Среди экспонатов коллекции работы Чимы да Канельяно, Себастьяно дель Пьомбо и удивительные портреты кисти Пальмы Старшего.
- Заподноевропейское оружие XV-XVII вв. Коллекция насчитывает более 15 тысяч экспонатов, но только часть её можно увидеть в Рыцарском зале музея.
- Живопись. Представлена полотнами мастеров различных школ и эпох. Некоторые картины этих коллекций приобретались музеем на аукционах.
Экспозиции музея разбиты не только по странам, но и различным историческим периодам от Древнего мира до наших дней. В 2001 году собрания музея пополнились изделиями Ломоносовского фарфорового завода. В коллекции музея есть уникальные графические работы, редкие книги и представляющие исторический интерес документы.
https://www.sputnik8.com/ru/st-petersburg/activities/42684-ermitazh-i-tayny-egipetskogo-zala-vhodnoy-bilet-s-audioekskursiey?from_cards=true#?event_date=2022-04-17&event_id=15731161&ticket_id_74556=1
Современное искусство представлено 1500 экспонатами. Значительно расширить свое представление о мастерах нашего времени можно посещая временные выставки, которые регулярно проводятся в музейном комплексе.
В здание Малого Эрмитажа расположена постоянно действующая экспозиция мозаики Древнего мира. В оформлении его залов использовано много хрусталя и позолоты. Среди основных экспонатов музея:
- копии Бахчисарайского фонтана и
- бронзовые часы в форме павлина.
Считается, что эти часы были подарены Екатерине II князем Потёмкиным. Удивительно, но они прекрасно ходят и в наши дни. Здание Большого Эрмитажа славится своей Советской лестницей.
Название этого архитектурного элемента не имеет связи с определённой эпохой в истории страны: длительное время в здании Большого Эрмитажа заседал Государственный совет, который и дал название лестнице.
Особую ценность в экспозиции Большого Эрмитажа представляют изделия из фаянса и фарфора. Здесь же представлены знаменитые яйца Фаберже. Не менее ценны фрески Фра Беато Анджелико и картина «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. В числе любопытных артефактов музея:
- Серьга, изготовленная из розового кварца. Она принадлежала знаменитому пирату Фрэнсису Дрейку. Подарила серьгу пирату Елизавета I.
- Табакерка, о которую ударился виском император Павел I.
Нижний парк
Прямо перед Большим Петергофским дворцом раскинулся Нижний парк. Морским каналом, соединяющим Большой дворец и Финский залив, сад разделен на две части. Композиция Нижнего сада исполнена во «французском» стиле. Сам парк представляет собой вытянутый треугольник, аллеи его также имеют треугольную или трапециевидную формы.
В центре Нижнего сада прямо перед Большим дворцом располагается Большой каскад. Он включает в себя комплекс фонтанов, позолоченные античные статуи и водопадные лестницы. Главную роль в композиции играет фонтан «Самсон», струя которого бьет на 21 метр в высоту. Функционирует он с 1735 года, а в период Великой отечественной войны, как и многие композиции дворцово-паркового ансамбля Петергоф, был очень сильно разрушен, а подлинная статуя Самсона была утеряна. После восстановительных работ установили уже позолоченную фигуру.
В западной стороне Нижнего парка главной постройкой является дворец Марли. Он представляет собой небольшое здание, состоящее из двух этажей, с высокой крышей. Фасад дворца весьма изящный и утонченный за счет балконных решеток из тонкого кружева. Расположен он между двух прудов на искусственном островке.
От дворца Марли тянутся через весь сад три аллеи, играющие немаловажную роль в композиции всего ансамбля. Неподалеку от дворца раскинулся великолепный каскад «Золотая гора», представляющий собой позолоченные ступени, с которых вниз стекает вода, и два высоких фонтана.
В восточной стороне Нижнего парка прямо на побережье Финского залива расположен дворец Монплезир. Выполнен он в голландском стиле. Монплезир – это изящное длинное одноэтажное строение с огромными окнами. Радом с дворцом раскинулся роскошный сад с фонтанами. Сейчас в здании находится большая коллекция картин XVII-XVIII веков, которая доступна для посетителей.
Симметрично дворцу Монплезир построен Петергофский Эрмитаж. Во времена Петра I здесь проводились поэтические вечера, устраивались застолья и праздники. В настоящее время в здании находится музей.
Другие достопримечательности Нижнего сада:
- Фонтаны «Адам» и «Ева». Находятся на разных концах Марлинской аллеи. Примечательны тем, что сохранили свой неизменный вид еще со времен императора Петра I.
- Фонтан «Пирамида». Является одним из самых впечатляющих и оригинальных сооружений Петергофа. В центральной его части мощная струя, бьющая вверх на большую высоту, чуть ниже ряд струй формирует 7 последовательных уровней.
- Каскад «Шахматная гора». Наверху расположен грот и три статуи драконов, из пасти которых вытекает вода. Она проходит по четырем уступам, выполненным в форме шахматной доски, и стекает в небольшой круглый бассейн.
- Восточный и западный вольеры. Представляют собой павильоны, созданные по образцу беседок в Версале. Каждый из них имеет купол и сделан очень изящно. Летом здесь распевают птицы, а поблизости от восточного вольера разбит пруд.
- «Львиный» каскад. Расположен в дальней части аллеи, ведущей от Эрмитажа. Ансамбль исполнен в виде храма Древней Греции с высокими колоннами. В центре находится скульптура нимфы Аганиппы, а по бокам фигуры львов.
- Римские фонтаны. Построены симметрично слева и справа от каскада «Шахматная гора». Их воды взмывают вверх на 10 метров.
История
Началом строительства Зимнего дворца, в котором размещена основная экспозиция Эрмитажа, считается 1754 год. В этот период императрица Елизавета Петровна издала Указ, в котором повелела построить на берегу Невы Зимний дворец.
Выбранное ею место для постройки резиденции пришлось выкупать за деньги государственной казны, так как оно было занято другими строениями.
Новый дворец, по замыслу Елизаветы, должен был иметь внушительные размеры. Императрица хотела создать величавое строение, указывающее на мощь управляемой ею страны. Здание стало пятой по счёту зимней резиденцией российских императоров, построенной в Санкт-Петербурге с момента основания города. К созданию проекта привлекли Бартоломео Франческо Растрелли.
1754 — 1800 гг.
На возведение зимней резиденции выделили 900 тысяч рублей. Растрелли лично контролировал ход строительства. Начатый Елизаветой проект в 1761 году, после смерти императрицы, перешёл под надзор Петра III. Но и ему не пришлось дожить до окончания строительства: царь был задушен заговорщиками в своей постели.
Завершала строительство дворца Екатерина II. Она заняла место на российском престоле после смерти своего супруга Петра III. Именно с периода её правления начинается история Эрмитажа. Официальная дата основания музея — 1764 год. Его открытие произошло в день святой Екатерины.
Первыми экспонатами музея стала купленная Екатериной II за 183 тысячи талеров у немецкого купца Гоцковского коллекция картин. Следом за ней царский двор приобрёл коллекции резного камня, медалей, монет, скульптур, и других произведений искусства.
В период с 1764 по 1767 гг., по приказу Екатерины II, рядом с парадной Зимнего дворца начали возводить двухэтажное здание Малого Эрмитажа. Над его проектом работал Ю.М.Фельтин. Он славился своей способностью создавать причудливые архитектурные формы. В придуманном им облике строения прослеживаются черты уходящего барокко и зарождающего классицизма. В 1775 году по его же проекту было простроено здание Большого Эрмитажа.
Архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот стал автором проекта небольшого павильона, который вошёл в комплекс зимнего дворца. В нём есть несколько гостиных и большая оранжерея. Эта постройка выполнена в стиле раннего классицизма.
Летом 1769 года коллекция Эрмитажа пополнилась сразу 600 полотнами, которые были приобритены у наследников графа Брюля. Среди этих картин оказались такие шедевры, как «Портрет учёного» и «Персей и Андромеда» Рубенса.
В 1772 году происходит ещё одно важное для Эрмитажа приобретение. К его коллекции добавляются полотна знаменитой галереи Антуана Кроза
Эта коллекция считается самой ценной за всю историю существования Эрмитажа. В числе купленных полотен оказываются:
- «Святое семейство» Рафаэля,
- «Юдифь» Джорджоне,
- «Даная» Тициана,
- «Святое семейство» Рембрандта.
В 1783 к ансамблю Зимнего дворца добавляется построенное по проекту Джакомо Кваренги здание Эрмитажного театра. До конца XVIII века экспонаты музея прирастают новыми коллекциями картин и скульптур:
- сэра Роберта Уолпола (1779 г.),
- графа Бодуэна (1781 г.)
- Лайд Брауна (1787 г.).
В 1795 году в Зимнем дворце появляется Георгиевский зал.
XIX век
Трагическим для Эрмитажа событием в XIX стал пожар. Случился он в 1837 году. После него пришлось строить Новый Эрмитаж, который возводился его по проекту архитектора Лео фон Кленце. Интерьеры Большого Эрмитажа и Зимнего дворца восстанавливались Андреем Штакеншнейдером, а Петровский и Фельдмаршальские залы реставрировал Стасов.
Обновленный музей стал принимать более 50 тысяч посетителей в год, а нижние залы Эрмитажа стали любимым местом прогулок императора Николая Первого.
XX век
Во время февральской революции Эрмитаж выполнял роль госпиталя. Позже, в Зимнем дворце было арестовано заседавшее в нём Временное правительство.
Сразу после Октябрьской революции Эрмитажу было присвоен статус Государственного музея, и его экспонаты стали пополняться национализированными у частных коллекционеров предметами, представляющими художественную ценность. Так, в музее появились коллекции произведений искусств Шереметьевых, Строгоновых, Юсуповых и других знатных аристократических родов.
В годы блокады Ленинграда экспонаты музея были эвакуированы в Свердловск и вернулись в город в 1945 году. Во второй половине XX века часть экспонатов Эрмитажа была перенесена в дворец Меньшикова.
XXI век
Знаковыми для Эрмитажа событиями первой половины XXI века стало создание представительств в других государствах. Музей открыл свои выставочные залы в Амстердаме, Лас-Вегасе, Лондоне. Внутри страны представительства музея открылись в Казани и Выборге.
Эрмитаж – подъемный стол
Здание отличается выразительным убранством стен, подчеркнутым фигурными балконами и округлыми фронтонами, некогда украшенными алебастровыми статуями (они не сохранились до наших дней). Эрмитаж поражает точно найденными пропорциями и выверенной соразмерностью всех своих архитектурных и декоративных элементов
Над входом в здание привлекает внимание балкон на дубовых резных кронштейнах с ажурной металлической решеткой сложного рисунка. Главной изюминкой петергофского Эрмитажа был большой овальный подъемный стол, сделанный по указу Петра I
Идею замысловатой конструкции Петр I подглядел у датчан. Но подъемный стол начал действовать только после его смерти. За столом могли разместиться до 14 человек. Так как зал предназначался лишь для тесного круга близких по положению и интересам людей, то ничто не должно было нарушать интимность обстановки. Для этого и служил подъемный стол, исключавший контакт с прислугой. Благодаря ему участники трапезы могли отдохнуть и, не стесняясь присутствия слуг, обсуждать любые проблемы.
Павильон ЭрмитажМузей в ПетергофеДостопримечательность в Петергофе
подъемный стол → гаубица → подъемный стол
В XIX в. подъемное устройство эрмитажного стола неоднократно подновляли и ремонтировали. Стол просуществовал до 1941 г., хотя после революции уже не действовал. После захвата Петергофа фашисты выбросили стол, поставили на его место гаубицу для обстрела залива и Кронштадта. После войны в потолке осталась овально-фигурная прорезь для подъема стола, а от самого стола нашли только одну лебедку на обломке несущего столба. Наконец, в 2009 г. павильон Эрмитаж в Петергофе был оборудован подъемным столом .
Убранство зала павильон Эрмитаж в Петергофе
Главное убранство зала 124 картины западноевропейских художников 17-18 вв. Состав эрмитажных картин несколько раз менялся, но принцип так называемого шпалерного размещения, характерный для XVIII в., сохранился без изменений. Полотна располагаются вплотную друг к другу, разделенные лишь узким золоченым багетом, и производят впечатление яркого настенного ковра.
В зале можно видеть батальные сцены (француза Ж-Куртуа, немца Г.Ф.Ругендаса, итальянца М.Черквоцци и др.) Еще одним жанром, всегда привлекавшим внимание Петра I, были марины морские пейзажи, которые император часто сам покупал в мастерских художников во время своего пребывания в Голландии. Руководствуясь советами живописца Георга Гзеля, с которым царь познакомился в Голландии, он сумел собрать довольно значительную коллекцию «малых голландцев» и мастеров фламандской школы
павильон Эрмитаж в Петергофе
Убранство зала павильона Эрмитаж в Петергофе
Над камином находится интересная картина голландского художника XVII в. Н. Розендаля на сюжет о греческом философе, проповеднике аскетического образа жизни Диогене Синопском. Он имел лишь самое необходимое для жизни, в том числе чашу, которой черпал воду из ручья. Увидев однажды, как мальчик пьет из пригоршни, он выбросил свою чашу. Эта картина входила в первоначальное собрание Эрмитажа.
История
Павильон был возведен в 1721–1725 годах по проекту архитектора Иоганна Браунштейна.
Все работы по возведению здания и его наружная отделка были завершены к осени 1724 года. Внутренние интерьеры создавались после смерти Петра Первого в соответствии с его указом, написанным в октябре 1724 года, в котором он четко определил, как должен быть украшен верхний зал.
В годы Великой Отечественной войны в здании были размещены немецкие орудия. Мебель и картины были вывезены в тыл России, вместе с тем, от взрывов пострадала северная стена постройки, а также дубовые панели и отделка здания, а подъемный стол был уничтожен.
Благодаря труду инженеров, архитекторов и реставраторов, в 1952 году павильон Эрмитаж был воссоздан, здесь открылся музей, причем, это был первый музей в Петергофе, принявший в послевоенное время посетителей.
В июле 2009 года был восстановлен механизм стола и сейчас его могут увидеть гости музея.
В XVIII веке Эрмитаж был обязательным строением любого регулярного сада, но павильон Эрмитаж в Петергофе стал первым в России.
Достопримечательности Нижнего парка в Петергофе
Нижний парк можно назвать приморским, так как всё здесь подчинено идее морского владычества России. Линия Морского канала с 12 фонтанами и Большого каскада (64 фонтана и 250 скульптур) прямо указывают на Финский залив для понимания, что здесь находится резиденция царя океанов и морей.
Большой дворец является неким центром всего этого великолепия, перед которым расположились аллеи, фонтаны, архитектурные и скульптурные ансамбли. Спускаясь по ступенькам от Большого дворца в сторону Морского канала, проходишь мимо позолоченных статуй с центральной фигурой Самсона, раздирающего пасть льва, который олицетворяет победу над Швецией в Северной войне. Шум воды, блеск золота (если вам повезло и погода солнечная), балтийский ветерок, окружающая зелень парка – всё это непередаваемые ощущения величия, покоя и красоты, в её самом высоком понимании. Это — Парадная часть комплекса.
Справа и слева от Большого каскада, расположены Монплезирская и Марлинская составляющие Нижнего парка. В центре, у Морского канала привлекают внимание яркие клумбы, от которых начинаются четыре аллеи: две – на запад, к главной достопримечательности парка — дворцу «Эрмитаж»; две – на восток, к дворцу «Монплезир», расположенному на самом берегу залива и построенному в стиле голландских дворцов XVIIIвека. Рядом находятся Банный, Кухонный, Екатерининский корпус. Проходя вдоль Морского канала, мы увидим пересечение с Марлинской аллеей, которая по праву считается Центральной, с началом у дворца «Марли» (архитектор И
Ф. Браунштейн) с экспозицией вещей Петра Великого и заканчивается у Никольских ворот Александровского парк. У дворца «Марли» рождаются ещё две аллеи: Берёзовая и Малибанская. Аллеи расходятся от дворца в разные стороны. Берёзовая ведёт к Римским фонтанам, Малибанская (малибан – разновидность бильярда), считающаяся одной из самых живописных – к дворцу «Монплезир». Эти аллеи соединены Монплезирской аллеей, а результатом такой планировки стал треугольник с вершиной – дворцом «Марли»
Проходя вдоль Морского канала, мы увидим пересечение с Марлинской аллеей, которая по праву считается Центральной, с началом у дворца «Марли» (архитектор И. Ф. Браунштейн) с экспозицией вещей Петра Великого и заканчивается у Никольских ворот Александровского парк. У дворца «Марли» рождаются ещё две аллеи: Берёзовая и Малибанская. Аллеи расходятся от дворца в разные стороны. Берёзовая ведёт к Римским фонтанам, Малибанская (малибан – разновидность бильярда), считающаяся одной из самых живописных – к дворцу «Монплезир». Эти аллеи соединены Монплезирской аллеей, а результатом такой планировки стал треугольник с вершиной – дворцом «Марли».
Магистраль Марлинской аллеи прорезает все радиальные дорожки, идущие от Большого дворца, на пересечении которых в восточной части стоит великолепный фонтан «Адам», а в западной – прекрасная «Ева». Симметричность этих произведений Большому дворцу заметна невооружённым глазом. Это своеобразные центры своих частей парка, от которых также идут аллеи. Деревьями, кустарниками, клумбами и газонами Петергофа всегда занимались высокопрофессиональные садовники, умеющие даже в северных широтах выращивать превосходные растения различных видов, придавая им геометрические кроны или оформляя клумбы яркими цветами.
Другие ансамбли садово-паркового искусства располагаются вокруг дворца «Монплезир» с его садом, территории рядом с дворцом «Марли», а также «Большой оранжереи». Когда здесь были парники для овощей и теплицы, где выращивались травы, а также плодовый сад. Для разведения рыбы были выкопаны пруды, они же служили эстетическому наполнению парка.
Практическая информация
Павильон «Эрмитаж» расположен на берегу Финского залива в западной части Нижнего парка Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф».
Музей в павильоне закрыт зимой.
В зимний период, когда фонтаны парка не работают, вход в Нижний парк свободный (бесплатный).
В летний период фонтаны работают и вход в Нижний парк платный.
Посещение музеев парка, в том числе и павильона «Эрмитаж», оплачивается отдельно (дополнительно).
Режим работы парка и павильона «Эрмитаж», а также условия посещения и стоимость билетов, рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением на официальном сайте.
Посетить государственный музей-заповедник «Петергоф» можно также с одной из экскурсий
Обо всех способах, как добраться в Петергоф из Санкт-Петербурга (аэропорта и центра города), можно узнать здесь →
Возле Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» можно остановиться
Номера отеля оформлены в современном стиле и оснащены телевизором со спутниковыми каналами, бесплатным Wi-Fi, сейфом, халатами и тапочками, феном и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями. В некоторых номерах имеется гостиный уголок.
Эрмитаж в истории страны
Петергофский Эрмитаж понравился членам царской семьи и их приближенным, поэтому в XVIII веке в нем регулярно собирались, обедали, развлекались и обсуждали государственные дела. В павильоне обычно ужинали императрица Екатерина I и ее дочь Елизавета.
Застолья в павильоне пришлись по душе и Екатерине II. Она умела придавать здешним собраниям интеллектуальный блеск и делала встречи за столом памятными для своих гостей. При Екатерине II в павильоне устраивали литературные салоны. Известно, что в 1796 году, в присутствии российской государыни литератор Денис Иванович Фонвизин прочитал в Эрмитаже свою комедию «Бригадир». До конца XVIII века вокруг постройки существовал большой газон, а мост, ведущий к павильону от радиальной аллеи, имел подъемный механизм.
Вид павильона с востока
На верхний этаж хозяева и гости могли попасть при помощи специально сконструированного подъемного кресла. Такое путешествие многие считали забавным. Однако, в 1797 году в Петергоф приехал российский император Павел I. По легенде, во время его визита, один из тросов, удерживающих подъемный механизм, оборвался, кресло заклинило, и император застрял между этажами. Он был взбешен случившимся и распорядился заменить подъемное кресло на обычную лестницу.
Петергофский павильон стал прототипом для других подобных зданий, построенных в разных уголках страны. Из более поздних Эрмитажей более других известен павильон, возведенный дочерью Петра I императрицей Елизаветой Петровной в Царском селе. Однако, подъемный стол больше нигде не копировали, и такое устройство существовало только в Петергофе.
Вид павильона со стороны Финского залива
Во время Великой Отечественной войны предместья Санкт-Петербурга оккупировали фашисты. Перед этим сотрудникам музея удалось отправить вглубь страны старинную мебель и картины. Немцы хозяйничали в Петергофе до 1944 года. Прямо на втором этаже здания они устроили огневую точку, и в зале стояли артиллерийские орудия. Во время боев северная часть здания сильно пострадала. Кроме того, были уничтожены внутренняя облицовка, дубовая отделка стен и подъемный стол.
Когда советские войска вошли в Петергоф, они застали знаменитые фонтаны, парковые постройки и дворцы почти полностью разрушенными. Послевоенная реставрация бывшей царской резиденции растянулась на несколько лет. Примечательно, что первым музеем, в который смогли попасть гости Петергофа в 1952 году, оказался павильон Эрмитаж.
Уникальный подъемный механизм восстановили по сохранившимся чертежам только в 2009 году. При реставрации современные инженеры отказались от идеи использовать для стола электрическую тягу и изготовили устройство, полностью копирующее оригинал петровских времен.
Вид павильона с боку
Особенности архитектуры дворцово-паркового ансамбля Петергоф
Большой петергофский дворец
Государственный музей-заповедник «Петергоф» представляет собой парковую территорию и комплекс сооружений, основным среди которых является Большой дворец, выполненный по последнему проекту в стиле елизаветинского барокко. Кровля сложной конфигурации декорирована позолоченной вазой. Стены дворца окрашены в светло-оранжевый цвет и украшены белыми колоннами с прямоугольным сечением и лепниной.
По центру лицевой стороны Большого петергофского дворца, растянувшейся на 300 метров, — рельефный щит с вензелем Петра I, представляющий собой четыре буквы «П», переплетенные под прямым углом с четырьмя римскими единицами. Щит обрамлен доспехами под короной императора. Высота центральной трёхэтажной части летней резиденции, возвышающейся над другими, составляет 17 метров.
Центральная часть Большого петергофского дворца плавно переходит в одинаковые с двух сторон ризалиты, кровля которых размещена ниже крыши остальной части резиденции. Окна второго этажа украшены орнаментами, а балконы делают акцент на трёх главных входах с севера. На балконах изящные металлические решётки, декорированные монограммами двух российских правителей — Петра и его дочери, Елизаветы Петровны.
Над Церковным и Гербовым корпусами, симметрично размещёнными относительно центральной части дворца, — изысканные фигурные позолоченные купола. На куполе Гербового корпуса расположен флюгер — трёхглавый орёл, который с любого ракурса выглядит двуглавым, с императорскими символами власти — скипетром и державой. На Центральном корпусе — пять восьмигранных куполов, грани которых украшены металлической гирляндой из листьев.
Дворец Марли
Другой дворец, входящий в архитектурный ансамбль, — Марли. Название позаимствовано Петром I у парижской усадьбы французского короля. Построенный в 1710-х годах скромный дворец Марли имеет кубическую форму. Балкон над входной дверью декорирован черными металлическими решётками с позолотой. Крыша, покрывающая два этажа усадьбы, — четырёхскатная, медная. Вокруг дворца расположены пруды.
Дворец Марли
Эрмитаж
Среди сооружений дворцово-паркового комплекса также есть небольшое нарядное 11-метровое здание — Эрмитаж. Из-за мягкого в результате размещения поблизости к Финскому заливу грунта под сооружением, окружённым со всех сторон рвом, — мощный фундамент и возвышение из кирпича. Через ров в Эрмитаж можно пройти по мостику с ограждением в виде перил с белыми фигурными столбиками.
Фасад на уровне нижнего этажа павильона окрашен в светло-розовый цвет, а цвет верхнего этажа — жёлтый. Наружные стены украшены арками и полуколоннами, а углы Эрмитажа — фасадными рустами и пилястрами. Значительного размера окна и двери застеклены и создают впечатление прозрачности здания. Балконы, выходящие на юг и север, ограждены изысканной черной решёткой с позолотой.
Дворец Монплезир
Симметрично Эрмитажу, на берегу Финского залива, расположен дворец Монплезир, с которого и началось строительство Петергофа. Монплезир из ярко-красного кирпича размещается на гранитной террасе. К центральной части, увенчанной шатровой крышей, прилегают западная и восточная галереи. Перед северным фасадом Монплезира устроена Морская терраса, с которой открывается вид на Кронштадт.
Дворец Монплезир
Верхний сад
Большой петергофский дворец и Верхний сад составляют наиболее старую часть комплекса. В результате трёх этапов работ над благоустройством территории Верхний сад, разместившийся перед дворцом, с середины XVIII века выполнял функцию парадного въезда в летнюю резиденцию царской семьи. На протяжении веков внешний вид сада правильной геометрической формы практически не изменился.
Симметричность композиции насаждений подчёркивается ровными липовыми аллеями, боскетами и рядами туй, шарообразно и конусообразно подстриженных. Сад впечатляет и скульптурами, наиболее интересной среди которых является «Нептун» посредине центрального бассейна. Вместе с возвышением статуя представляет собой скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова», изготовленную в середине XVII века.
Помимо этой композиции, на территории сада также размещён самый старый фонтан архитектурного ансамбля — «Дубовый», название которого сохранилось, несмотря на то что дуб из свинца уступил центральное место «Амуру». Также у основного входа на садовую территорию стоит фонтан «Межеумный», а фонтаны Квадратных прудов не только развлекают туристов, но и являются накопительными водоёмами для фонтанов Нижнего парка.