Будславский костёл — место почитания покровительницы белоруссии

Радзивиллы

Герб Радзивиллов с 1547 г.

Барбара Радзивилл (1520-1551)Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» (1549-1616)Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» (1702-1762)Кароль Станислав Радзивилл «Пане Коханку» (1734-1790)

Сколько будет существовать Несвиж, столько он будет бла­годарить Радзивиллов. Этот ве­ликий род, согласно легенде, ведет свое начало от мифическо­го пращура Лиздзейки, который советовал (белор. «радзіу») ве­ликому князю Гедымину зало­жить столицу (Вильню) на том месте, где князю приснился ве­щий сон о рычащем волке. В благодарность за ценные советы Гедымин приказал отмерить Лиздзейкестолько земли, пока будет слышен звук охотничьей трубы, — так Радзивиллы обрели

герб «Трубы» (1413 год). Легенду о Лиздзейке даже описал в «Пане Тадеуше» великий Адам Мицкевич.

Согласно более правдоподобной версии, начиналось все с Виленского каштеляна Кристина Осцика (около 1363 — около 1443), назвавшего сына Радзивиллом. Позже имя стало фамилией. Фамилией, которая будет гром­ко звучать на землях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой долгие века.

Этот славный княжеский род получил город во владение в 1533 году, когда Ян Радзивилл Бородатый женился на Анне из рода Кишек. Ян Радзи­вилл был храбрым рыцарем, доверенным лицом короля Жигимонта I Старого. Сын Яна Радзивилла Миколай Радзивилл Черный стал канцле­ром ВКЛ и виленским воеводой. Его двоюродная сестра Барбара Радзивилл вышла замуж за польского короля и великого князя Жигимонта II Августа. Таким образом владелец Несвижа, по сути, породнился с самими Ягеллонами…

Наибольший расцвет Несвижа произошел во времена князя Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки, сына Миколая Черного.

Город получил Магдебургское право (право на самоуправление) — Сиротка сам составил соответствующий привилей и на Гродненском сейме 24 июня 1586 года подписал его у короля Стефана Батория. Благодаря Маг- дебургскому праву город получил ратушу, к которой мы еще вернемся. Сегодня это, кстати, старейшая ратуша в Беларуси.

Вслед за ратушей идет строительство величественного костела, мо­настыря, активно строится замок, в городе появляются другие каменные сооружения: из деревянного Несвижа Сиротка сделал каменный.

Мудрость Сиротки заключалась в том, что он не копил деньги ради денег, а инвестировал в себя, в честь и, говоря современным языком, бренд своего рода. Именно он зало­жил фундамент славы и достоинства семьи, имя которой звучит на просторах Европы вот уже шесть столетий.

Однако не Сироткой единым славится этот великий род: с 1466 года и до наших дней эта семья дала Великому Кня­жеству Литовскому и Речи Посполитой более 40 сенаторов, а также канцлеров, маршалков, гетманов, воевод, епископов…

Добрую память оставили после себя все без исключения правители Несвижа, но наиболее (после Сиротки) — Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» и его жена Францишка Уршуля из дома Вишневецких. Рыбонька практически завер­шил постройку замка (которую окончил его сын Пане Коханку), финансировал росписи костела. Францишка Уршуля основала в Несвиже театр, написала для него 16 пьес и 14 эскизов сценографии этих постановок…

Про род Радзивиллов написано уже множество книг и монографий, а будет еще больше — настолько велики его дела и огромны достижения. «Bognamradzi» («Бог нам советует», белор. «радзіць») — девиз рода Радзивиллов, начертанный на их гербе. И этот девиз никогда не подвел.

Будславский фест – торжество в честь иконы Матери Божьей

Традиция совершать путешествие к Будславской святыне передается уже многие поколения: с XVII века пилигримы приходят поклониться иконе. Даже в годы, когда в костёле не было настоятеля, люди сами собирались, приглашали паломников, делили с гостями хлеб и кров.

В современной Беларуси большие организованные пилигримки к иконе Матери Божьей совершаются с 1992 года. В Будслав собираются паломники со всех регионов страны, соседних России, Польши, Литвы, далёкого зарубежья. Чтобы вместе поклониться святыне, люди преодолевают десятки и даже сотни километров, участвуют в молебнах

И этот непростой путь, говорят многие, помогает очиститься, найти совет и утешение, понять нечто важное

Паломники живут в лагерях, которые разбивают по ходу пути. По доброй традиции и жители прилегающих к Будславу деревень встречают пилигримов, предлагая ужин и ночлег. Уже в Будславе, когда до иконы остаются последние метры, люди становятся на колени и так преодолевают оставшееся расстояние.

Вместе с традиционными паломничествами проводятся постные (на хлебе и воде), пилигримки для людей, зависимых от наркотиков и алкоголя (в пути проходят не только молебны, но и особые беседы).

Стала популярной и велопилигримка в Будслав: за несколько дней до торжества от знаменитого Красного костёла из Минска в Будслав паломники отправляются на велосипедах. Вместе с участниками проезжает и митрополит Минско-Могилёвский архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

В главный день Будславского феста – 2 июля – празднуется торжество иконы Матери Божьей. Самые впечатляющие моменты праздника – вечерняя служба и процессия в темноте. Тысячи верующих зажигают свечи и, совершая крестный ход вслед за иконой, движутся к центру Будслава и возвращаются к костёлу. Кажется, будто огромная огненная река плывёт перед величавой базиликой.

Летний католический фест в честь иконы Матери Божьей стал настоящим достоянием нации.

В 2013 году в Будславе состоялось большое юбилейное торжество, посвященное 400-летию обретения Иконы Матери Божьей. Собрались тысячи пилигримов-католиков, были приглашены православные, протестанты, мусульмане, евреи, представители власти и дипломаты.

В 2014 году Будславский фест пополнил Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Интересно, для этого своё письменное согласие дали сами носители традиции – жители Будслава.

И на протяжении нескольких лет до ноября 2018-го велась работа по включению Будславского феста в Репрезентативный список ЮНЕСКО, чтобы об этой старинной духовной традиции узнал весь мир.

версия для печати
сделать стартовой
добавить в избранное

Речь Посполитая

В 1591 году был построен деревянный храм Посещения Марией Елизаветы, в котором находился чудодейственный образ иконы Матери Божьей, привезённый в 1598 году Яном Пацем из Рима (дар папы римского Климента VIII) и в 1613 году переданный в церковь. Икона выполнена в стиле позднего итальянского ренессанса масляными красками на холсте (72 х 65 см) и закреплена на раме.

В — гг. в Будславе был построен небольшой каменный костёл по инициативе полоцкого воеводы Януша Кишки и гвардиана виленского монастыря бернардинцев Флориана Колецкого. Часть затрат понес ловчий великий литовский Николай Долмат Исайковский. Руководил строительными работами немецкий каменщик из Полоцка Андреас Кромер. В хронике будславского монастыря записано: «Hanс parvam Ecclesiam Andreas Kromer Faber murarius natione Germanus, Fide Ruthenus de Polocia». В других документах мастер назван как Андрюс Кромер, который в 1647 году заключил договор на строительство костёла Св. Войцеха для минского монастыря бенедектинок. Автор Бернардинской хроники за 1656—1671 гг. отец Томаш Дыгань писал, что поводом для строительства костёла было явление Матери Божьей. В 1643 году мастером по резьбе Петром Грамелем был изготовлен двухъярусный алтарь с 20 золочеными скульптурами святых Ветхого Завета.

В 1646 году на обратной стороне иконы Будславской Матери Божьей была сделана памятная надпись о времени строительства алтаря для нового каменного храма.

В 1650 году приор будславского монастыря Элевтерий Зелеевич издал в Вильно книгу на латинском языке про чудеса иконы Матери Божьей Будславской в период с 1617 по 1650 года. Книга имела пышное барочное название «Зодиак земли небесной, или Будская Пуща милостями Божьими окутанная, которые люди ощущают при чудотворной иконе Святейшей Девы Марии, что в костёле отцов Бернардинов». В книге упоминается Ян Хризостом Слизень, новорожденный сын ошмянского подстолия Александра Казимира, который проживал в миле от Будслава. Он родился неживым, однако «пожертвованный к Буде» — ожил.

Во время русско-польской войны 1654—1667 гг. монахи вывезли икону в Соколку (Белостокская область), откуда её вернули после войны.

В  — гг. за Будскую пущу между бернардинцами и семьей Слизней произошел спор, завершившийся мирным соглашением. В XVII столетии семья Слизней являлась попечителем будславского монастыря, которому принадлежало небольшое сельское угодье. Ошмянский стольник Александр Слизень избрал будславский костёл в качестве своей усыпальницы. После его смерти в костёле была установлена мраморная эпитафия. В 1656 году в монастыре находилось 16 монахов.

В XVII столетии в Буде прославились своим смиренным образом жизни отец Мартин Война, отец Николай Черницкий и мирянин Валентий Зимно.

В -1677 годах виленский суффраган Николай Слупский провел каноническую визитацию диоцеза и сделал описание отдельных приходов. В Буде (будславском приходе) он совершил миропомазание 489 верующих. Костёльные колокола в то время исполняли также функцию часов и звонили три раза: в 6-00, 12-00 и 18-00.

На колоколе будславского храма в XVII столетии была латинская надпись: «Asumptio B.M.V. Anno Dom. 1681», а ниже: «Joannes Delmar me fecit».

В —1756 годах с северной стороны храма на деньги меценатки Варвары Скорульской был построен двухэтажный монастырь в виде буквы П с внутренним двориком. 29 июня 1767 года было начато строительство нового костёла. Инвентарные записи храма сообщают, что возводил костёл гвардиан монастыря Константин Пенс. Существует версия, что автором проекта был И. Фонтана, который был женат на сестре К. Пенса. Спонсорами проекта являлись Ю. Караховский, воевода Огинский, А. Гутарович, А. Укольский, В. Скорульская. Первый каменный костёл стал боковой часовней Святой Варвары.

7 сентября 1783 года костёл был освящён в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии епископом Франтишком Алоизом Гзовским.

С 1756 года при монастыре существовала музыкальная школа на проценты от капитала, который пожертвовала жена ковенского хорунжего Варвара Скорульская.

В библиотеке Академии наук Литвы имени Врублевского хранится рукописный сборник документов с рисунком Будславского бернардинского монастыря за 1769 год.

В — гг. в духовной школе монастыря изучали моральную теологию и риторику, при этом монахов насчитывалось 4-17 человек. Приход впервые упоминается в 1788 году.

Орган

Орган построен в 1771 году виленским мастером Николаусом Янценом. Является одним из двух сохранившихся целиком-не перестроенных органов Янцена, второй — в литовском Титувинай (Tytuvėnai).

Янцен практически единственный известный представитель виленской барочной органостроительной школы, который строил 20-регистровые двухмануальные орга́ны, то есть на две клавиатуры. Но без педали: такова была эстетика того времени.

Орган уцелел почти полностью, не хватает только двух регистров.

Документы приписывают этому орга́ну 1773 год, но внутри сохранился уникальный автограф Янцена, где написано «1771».

Паломничество в Будслав: отправляйтесь в путешествие по Беларуси

Каждый год, в начале июля в церкви проходит празднование дня Матери Божией Будславской. К этой святыни из различных концов света съезжаются верующие, которые свершают паломничество в Будслав, для того чтобы припасть к чудодейственной святыне. Костел бернардинцев в Будславе назван монументом архитектуры республиканской значимости, а также вошел в перечень семи чудес Республики Беларусь.

Если Вам еще не приходилось видеть эту достопримечательность Беларуси своими глазами, обратите внимание на увлекательный экскурсионный тур «Мир белорусских местечек». Он откроет перед Вами мир белорусской глубинки, покажет, что даже в самых маленьких деревнях и агрогородках есть, что посмотреть

В программу экскурсии входит:

  • Глубокое и его прекрасные храмы — Троицкий костел и Собор Рождества Богородицы, а также единственный в Беларуси памятник вишне;
  • Мосар и его костел Святой Анны – памятник классицизма XVIII столетия.

Литература

  • Арганы Беларусі. The organs of Belarus (Серыя «Энцыклапедыя рарытэтаў»): Энцыклапедыя. — Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2018. − 360 с.: іл. ISBN 978-985-11-1068-7.
  • Гіль Ю. Заступніца Беларусі Маці Божая Будслаўская. З гісторыі культу Абраза Святой Дзевы Марыі Будслаўскай // Наша слова (Менск). — № 17 (652). — 5 траўня 2004 г.
  • Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь: / Склад. В. Я. Абламскі, І. М. Чарняўскі, Ю. А. Барысюк — Мн.: БЕЛТА, 2009. — 684 с. — ISBN 978-985-6828-35-8.
  • Завальнюк, В. История Будславской базилики / Владислав Завальнюк. — Минск : Костел Св. Симона и Св. Елены, 1998. — 112 с.
  • Завальнюк У. М. Будслаўскі касцёл ― святыня Беларусі / гістарычнае апрацаванне ксёндз Уладзіслаў Завальнюк, Касцёл Св. Сымона і Св. Алены. — Мінск: Тэхналогія, 1993. — 54 с.
  • Завальнюк У. Маці Будслаўская — зорка евангелізацыі. Будслаў: 1504—2004// Наша слова (Менска). — № 28 (663). — 21 ліпеня 2004 г.
  • Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: Сакральная архітэктура беларускага барока / Т. В. Габрусь. Мн.: Ураджай, 2001. — с. 238—240.ISBN 985-04-0499-X
  • Рудкоўскi А., Юхневіч Д., Залатуха I., Грышкевіч I. Зямля бацькоў — зямля дзяцей // Нарачанская зара. — № 53 (9797). — 4 кастрычніка 2017 г.
  • Ярашэвіч А. А. Абраз Маці Божай Будслаўскай / Аляксандр Ярашэвіч. — Мінск: Про Хрысто, 2004. — 10 с.
  • Ярашэвіч А. А. Будслаўская базіліка Унебаўзяцця Найсвяцейшай Панны Марыі. — Мінск, 2005. − 80 с.

Будславский костел Вознесения Пресвятой Девы Марии: что рядом?

Будславский костел Вознесения Пресвятой Девы Марии находится в относительной близости от следующих
достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует
принять во внимание условную близость объектов.

Глубокое

~ 64.8 км

Вилейское водохранилище

~ 68.4 км

Вилейский краеведческий музей

~ 74.0 км

Крестовоздвиженский костел в Вилейке

~ 75.1 км

Церковь Преподобной Марии Египетской

~ 75.1 км

Костел Св. Анны в Мосаре

~ 76.6 км

Мемориально-этнографический комплекс Забродье

~ 84.2 км

Музей Первой мировой войны в Забродье

~ 84.2 км

Архитектура

Костел причудливо сочетает в себе нотки готической и романтической архитектуры.

Главный фасад образован из двух высоких башен с гранеными шатрами, с которых открывается потрясающий вид на окрестности, и щита, украшенного окном-розой. К основному входу ведет широкая лестница из камня.

Кирпичные и покрытые штукатуркой стены выкрашены в белоснежный цвет, поэтому хорошо видны с далекого расстояния. Туристы, приехавшие, на отдых на Браславских озерах, смогут полюбоваться зданием с многочисленных холмов. Издалека создается впечатление, что костел очень легкий и практически воздушный.

Железные оковки дверей с завесами в виде растительных композиций особенно привлекательны и представляют собой значительную ценность.

Замысловатые завитки растений с выкованными листьями и цветами симметричны от центральной полосы каждой завесы. В композиции центральных оковок не повторяются мотивы боковых. Все это послужило тому, что оковку костела Промысла Божьего признали одной из самых лучших кузнечных работ в Беларуси. Ни одна из деталей или элементов не повторяется в здании.

Из истории

Возведение храма длилось с 1901 года по 1903 на выровненной площадке, поддерживаемой высокой оградой из бутового камня со стороны площади.

Ранее на месте костела Сердца Иисуса располагался храм, построенный на средства из рода Мирских. Сегодня в честь бывших основателей в костеле хранятся две памятные доски.

Во время строительства костела не раз возникали проблемы, в основном связанные с доставкой материалов. Выяснилось, что лошади, перевозившие грузы, боялись высоты. Тогда строители решили применить хитрость и не ошиблись. Они соорудили настил, по которому лошади передвигались с завязанными глазами.

Чудотворная икона Матери Божьей Будславской

Икона неизвестного автора XVI века совершила долгий путь, прежде чем попасть в монастырский костёл Будслава и стать поистине национальным сокровищем Беларуси.

Первый владелец – минский воевода Ян Пац – получил её от Папы Римского Климента VIII во время паломничества в Ватикан в 1598 г. И на протяжении всей жизни трепетно почитал реликвию, храня в своём дворце.

После смерти Яна Паца икона оказалась у капеллана Исаака Салакая, который перевёз её в местечко Долгиново недалеко от Будслава. В 1613 году в страстную пятницу Салакай приехал на богослужение в Будславский костёл бернардинцев (тогда ещё деревянный), и в ответ на уговоры монахов преподнёс икону в дар храму.

На полотне 72 на 65 см, написанном маслом, – Матерь Божья с младенцем Иисусом. Икона создана по западно-европейскому типу Одигитрии – путеводительницы. Богородица держит дитя на левой руке, её взор устремлён к зрителю. Младенец протягивает ручки к Матери: левой он словно подаёт плод граната (библейский символ, означающий воскресение), а правая изогнута в благословляющем жесте. Голову Божьей Матери венчает корона, инкрустированная драгоценными камнями. Обрамляют образ серебряный оклад и серебряная рама с орнаментом в стиле позднего ренессанса, которые были подарены иконе в первой половине XVII века.

Будславскую святыню, прослывшую чудотворной, в 1635 году перенесли в главный алтарь. К 1643 году под руководством зодчего из Полоцка Андрея Кромера Будславский костёл был перестроен в камне. Для него мастер Пётр Грамель изготовил уникальный деревянный алтарь, в который и была помещена икона.

В 1650 году в своей книге «Зодиак на земле…» чудеса Будславской иконы Матери Божьей описал настоятель костёла Элевтерий Зелеевич. По словам автора, записи свидетельств о её благодати люди прикрепляли к стенам ещё деревянного храма. Первое чудо, зафиксированное в 1617 году, – возвращение зрения 5-летнему мальчику Иосафату Тышкевичу. В благодарность за чудо исцеления после тяжкой болезни он остался служить в храме и спустя годы стал известным священником. Зелеевич рассказал 42 истории выздоровления от недугов: «…исцелялись немощные, хромые, эпилептики, немые, зачарованные, искалеченные молниями и от других неприятностей».

В июле 1767 г. в Будславе началось строительство нового каменного костёла – грандиозной базилики в честь Успения Божьей Матери. Первый каменный храм стал его боковой часовней имени Святой Варвары. И сегодня этот величественный костёл в стиле позднего барокко – один из трёх в Беларуси, носящий титул малой базилики – впечатляет прихожан и пилигримов.

В 1941 году при отступлении советские войска намеревались взорвать его. Однако местные жители собрались у храма и провели ночь перед намеченным взрывом в молитве и просьбах к чудотворной иконе. Наутро войска оставили Будслав, а костёл остался нетронутым.

Икона Матери Божьей Будславской стала для белорусов национальным достоянием. Более того, святыней её считают не только католики: в многоконфессиональной Беларуси Будслав посещают люди всех христианских верований.

В 1998 году 2 июля состоялась коронация иконы-легенды. Кардинал Казимир Свёнтек прикрепил на образ папские короны. Это событие придало Будславскому костёлу Успения Божьей Матери новый почётный статус Национального санктуария – хранилища святыни-покровительницы страны.

Чудом верующие считают и то, что спустя 400 лет краски на иконе не потускнели, а поток паломников к ней с каждым годом растёт.

Тайны бывшей библиотеки

Бывшая библиотека — одно из самых загадочных мест Будславского костела. В закоулках по пути к ней натыкаемся на советскую печку, которой не пользуются.

Сейчас здесь, помимо нескольких полок с книгами, — что-то похожее на комнату-склад.

В этом помещении хранятся декорации и предметы из прошлого. Вот в стороне лежат детали от органа, который стоял еще в старом костеле. А через пару шагов ксендз поднимает с пола весы с клеймом «1776».

Попадается старинная мебель. Например, красное кресло со сломанным сиденьем.

— Бывал у нас как-то кардинал Таран. Он это кресло случайно и проломил. Пратараніў, как я подшучиваю, — добродушно улыбается Дмитрий.

Когда-то здесь находилась монастырская библиотека. Ксендз рассказывает, что после восстания 1863 года, когда католические монастыри в Беларуси передали в военное ведомство Российской империи, коллекцию книг удалось сохранить.

— В Будславе книги хранились не в самом монастыре, а на втором этаже костела. Это спасло, — убежден собеседник. — Забрали книги уже при советской власти, в 1969-м. Местные рассказывают, как костел ограбили: приехали на машинах, сломали замки, некоторые фолианты выносили вчетвером. Насколько знаю, 34 книги сейчас в Национальной библиотеке. Еще кое-что находится по костелам. Но всего здесь было около двух тысяч книг. Где остальные — неизвестно. 

В советские годы, к слову, храм в Будславе ни под что не приспосабливали, он оставался культовым местом. Разве что с 1966 по 1972 год сюда не приезжали священники.

Как дела у старинного органа

Пока горела крыша, внизу пытались спасти орган XVIII века. Правда, не совсем внизу: как и в других костелах, музыкальный инструмент находится на серьезном возвышении.

Чтобы пройти к органу, нужно подняться на хоры. Над дверями сообщение, что вход в помещение «толькі для спевакоў». К счастью, нас туда пускают и без песни.

— Во время пожара вынесли из органа все деревянные трубы и уникальный регистр Vox humana. Вернули все назад, правда трубы пока не устанавливали, — рассказывает Дмитрий.

Ксендз окидывает взглядом огромную деревянную коробку, где прячется начинка инструмента:

— Я его называю двухэтажной квартирой.

Исследователь белорусских органов Александр Бурделев отмечал, что состояние инструмента после пожара сильно не изменилось. От высокой температуры орган не пострадал, водой его критически не залило.

Сегодня инструмент все же в нерабочем состоянии, однако с майским бедствием это не связывают. Проблема решаема, но ремонту нужно отдать много сил, которые пока уходят на другое.

Российская империя

В —1842 годах действовали двухклассная школа и госпиталь. В 1821—1825 годах профессор Раймундус Петрович печатал в Будславе песни о Святой Деве Марии и изготавливал её иконки.

После закрытия монастыря в 1852 году монахи Г. Т. Вольский, Манстович, П. Богданович, Загорский, Маркевич принимали участие в восстании 1863—1864 годов.

В 1867 году настоятелем костёла в Будславе был Евстафий Волейко.

Сохранились «Исповедальные списки Будславского костёла за  г.». Также сохранились в архиве метрические выписки Будславского костёла за  — гг.

В 1886 году настоятелем Будславского прихода был ксендз Иосиф Бучинский.

В  — ксендз Онуфрий Баньковский.

В 1915 году настоятелем Будславского костёла был Людвиг Погумирский.

Что происходит в старом костеле

Одно из помещений, которое сейчас не эксплуатируют, — старый костел. Над ним есть аварийные балки.

Это самая давняя часть здания. Дмитрий делает небольшой экскурс в историю.

— Монахи в Будславе стали жить в 1504 году, — говорит настоятель. — Сначала они построили себе маленькую часовню. Потом, когда людей стало больше, возвели монастырь и деревянный костел. Но пожары, пожары… Из-за них и особенно после явления Матери Божьей (в 1588 году) решили строить каменный храм. Начали в 1633-м, а закончили и освятили 9 июля 1643 года. 

В этом костеле мы сейчас и стоим.

Дата постройки нового здания — 1783 год. Если упростить, в его объем заключили старый храм.

— И здесь у нас сложилась уникальная ситуация, — поясняет собеседник. — Более давняя часть официально считается абсолютно другим костелом, со своим титулом (названием), со своей датой освящения. Кстати, июльский фест приурочен к дате именно по старому костелу. 

Здесь сохранился родной алтарь 1649 года.

Уже делали зондаж — исследовали слои окраски алтаря. Похоже, что исторически он был темно-коричневым. А табернакулум (короб при алтаре, где хранятся «дары») поначалу был красным. Настоятель Будславского костела ожидает жарких споров при реставрации

— Он чудесно сохранился. Алтарь необычный: от входа он кажется намного большим, чем есть на самом деле. Время от времени сюда привозят на экскурсии будущих архитекторов и дизайнеров, чтобы показать пример изображения перспективы, — рассказывает Дмитрий.

Раньше на алтаре стояли деревянные скульптуры. Часть из них пока лежит в плебании, часть увезли на реставрацию.

— Скульптуры тоже выносили при пожаре. Ведь было непонятно, что будет дальше. Если б не выдержали своды, все могло обрушиться и была бы беда-беда, — говорит священник.

С 1649 года алтарь в старом костеле реставрировали по крайней мере один раз, в 1929-м. Этим занимался ксендз Станислав Вереник, о чем есть надпись позади культового предмета интерьера. В планах — очередное обновление.

— Думаю, уже в следующем году начнем его потихоньку разбирать и постепенно реставрировать, — говорит нынешний ксендз костела.

Примечания

  1. Сяліцкі Ф. Даўгінаўска-Будслаўска-Крывіцкі рэгіён на даўняй Віленшчыне (гістарычная хроніка)/ пераклад з польскай М. Гіля. — Паставы, 2009. — С.14.
  2. Там же. — С.15.
  3. Карнілава, Л. Ордэн бернардзінцаў у Беларусі : навучальныя ўстановы / Людміла Карнілава // Беларусь паміж Усходам і Захадам : праблемы міжнацыянальнага, міжрэлігійнага і міжкультурнага ўзаемадзеяння, дыялогу і сінтэзу / рэд. У. Конан і інш. — Мінск, 1997. — Ч. 1. — С. 188—192 (Беларусіка=Albaruthenica; 6).
  4. Lietuvos mokslų akademijos Vrublevskių biblioteka (LMAVB).- F18 Rankraščių kolekcija B4, № 170. — 494 s.
  5. Памятная книжка Виленской губернии на 1867 год. — Вильня, 1867. — С.131-132.
  6. Литовский государственный исторический архив (Вильнюс). — Ф. 604, оп. 3, д. 1193.
  7. Метрические выписи Будславского костёла за 1867 год | Вилейский уезд — генеалогия и краеведение. Архивы, история семьи, происхождение рода. Генеалогия Беларуси. Дата обращения: 21 октября 2017. Архивировано 21 октября 2017 года.
  8. Памятная книга Виленской губернии на 1886 год. — Вильна: губернская типография, 1885. — С.87.
  9. Памятная книга Виленской губернии на 1896 год. — Вильна: губернская типография, 1895. — С.300.
  10. Памятная книга Виленской губернии на 1915 год. — Вильна: губернская типография, 1915. — С.169.
  11. Национальный исторический архив Беларуси. — Ф. 937, оп. 5, д. 7,11,12,104.
  12. Леанiд Маракоў. Рэпрэсаваныя каталіцкія духоўныя, кансэкраваныя і свецкія асобы Беларусі. 1917-1964.. — С. 161-162.. Архивировано 6 января 2022 года.
  13. Кавалеўскi I. Нарэшце i я пераканаўся// Да новых перамог (Мядзел). — № 41 (3012). — 4 красавіка 1964 г.
  14. Большая часть находится «в Вейшнории». За полгода математик и фотограф объехали все орга́ны Беларуси (рус.), TUT.BY. Архивировано 15 августа 2018 года. Дата обращения: 15 августа 2018.
  15. Catalogus Librorum Bibliothecae Conventus Budslaviensis Ordinis Minor Observantium ad S Mariam Assumptam» // НГАБ. Ф. 1781, воп. 32, спр. 186, лл. 41б-56б.
  16. Пожар произошел в костеле в Будславе — главной католической святыне Беларуси. interfax.by. Дата обращения: 11 мая 2021. Архивировано 24 декабря 2003 года.
  17. В Будславе загорелся знаменитый костел, сгорела часть крыши. TUT.BY (11 мая 2021). Дата обращения: 11 мая 2021. Архивировано из оригинала 11 мая 2021 года.
  18. Біскуп Велікаселец просіць усіх людзей добрай волі дапамагчы ў аднаўленні Будслаўскай святыні (рэквізіты для ахвяраванняў). Дата обращения: 12 мая 2021. Архивировано 11 мая 2021 года.
  19. Пожар в уникальном костеле Будслава: что там происходило. Дата обращения: 12 мая 2021. Архивировано 12 мая 2021 года.

Что под землей?

Под костелом — еще один затерянный мир. Полноценного электрического освещения в здании пока нет, нужно ходить с фонариком. Повсюду стоят подпорки.

— Их установили, чтобы в костеле не продавило пол, когда там появились тяжелые строительные леса, — объясняет Дмитрий.

Кое-где на стенах видны маячки, при помощи которых мониторят, как ведут себя конструкции.

— Многие проблемы костела идут отсюда, из подвала. Его подтапливало, вода подмывала фундамент — по зданию пошли трещины, за которыми и следят. Ничего критического, но надо чинить, — отмечает священник.

В остальном здесь все выглядит как и положено приличному старинному подземелью: есть даже ниши с захоронениями.

— А тайные ходы есть?

— Весной к нам должны приехать специалисты с георадаром, тогда уже точно будем знать, — вполне серьезно отвечает Дмитрий.

В подземельях похоронены монахи, которые служили при костеле. Есть и останки, привезенные из Минска, с бывших захоронений бернардинцев.

Пустой гроб, который использовался во время церемоний в честь годовщин смерти представителей рода Аскерков

В прошлом году настоятель вместе со знакомыми экскурсоводами начал приводить в порядок подвалы. Есть мысли все захоронения перенести в одну часть подземелья, а в другой устроить музей. Среди прочего во время экскурсий можно будет рассказывать про традиции погребения разных лет.

— Эти гробы мы привезли из деревни Грибки, что недалеко от Будслава. Их делали в свое время местные жители. Сами они поумирали, а гробы остались. Решили их сюда забрать, — поясняет священник.

Говорят, в упомянутой деревне давным-давно стояли печи, в которых обжигали кирпичи для Будславского костела. Глину добывали в местных болотах.

Дмитрий уверен: если справиться с последствиями пожара и реставрировать то, что давно нужно было, в Будслав поедет еще больше туристов.

— У нас сегодня туристы находятся максимум полчаса. А могли бы намного дольше, ведь в костеле есть на что посмотреть. А если станет больше гостей, то появятся и новые возможности для местных жителей, — убежден ксендз.

А что по деньгам на восстановление? Судя по январским данным, без учета дохода от сдачи металлолома белорусы собрали больше 1 миллиона 200 тысяч рублей. Бóльшая часть этих денег уже потрачена на строительные и проектные работы, а также на другие выплаты. Переводят помощь и сейчас: пока мы общаемся, кто-то пожертвовал 20 рублей, а кто-то — 800, показывает свежие данные Дмитрий.

Подробно о том, как сделать пожертвование, написано на сайте храма.

— Но и расходов много. Например, каждый месяц только за мониторинг конструкций мы платим 6 тысяч рублей, — говорит настоятель.

По иронии судьбы выходит, что беда, случившаяся в мае, помогает справляться и с работами, которые нужно было сделать давно:

— Где-то за месяц до пожара я искал 40 тысяч рублей, потому что в правом нефе пошли трещины. Представители Министерства культуры помогали в поиске денег, но все равно мы никак не могли собрать нужную сумму. 

— Приходит в голову, что Будслав для белорусов — как Нотр-Дам для французов, особенно с учетом недавнего пожара. Вы с этим согласны? 

— Думаю, все-таки нет. Нотр-Дам занимает особое место в душе каждого француза. По Будславу пока такого понимания нет. Возможно, для католиков — да, но в целом белорусский Нотр-Дам, как по мне, — это Хатынь. Не только она, но вот такие символы. Но, конечно, в Будславе очень многие ищут свое. Католик сюда поедет за иконой Божьей Матери, а другие — за архитектурой, историей. Такие росписи вы нигде не найдете. 

Подписывайтесь на наше Viber сообщество и телеграм канал, чтобы быть в курсе всех новостей. Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot

«Пойдзем наверх, у голубі». Что на крыше и в башне

Пока идем под низкими сводами, наш провожатый предупреждает:

— Осторожно, берегите голову! 

Чердаки костела и его башни — особая тема. Отдельное помещение есть над старым костелом. Выглядит вот так.

— Раньше в стене были окна, которые выходили внутрь нового костела. На противоположном конце здания таких окон не было, поэтому там повесили зеркала и добились симметрии с помощью отражения, — продолжает удивлять собеседник.

Теперь те самые окна заложены кирпичами. Будславский настоятель мечтает когда-нибудь их снова открыть.

Справа можно заметить окна, заложенные кирпичами

А это — чердак над главным залом для богослужений. Очаг возгорания был где-то здесь.

— До пожара под крышей везде стояли деревянные стропила, — уточняет ксендз. — Над куполом была огромная дубовая конструкция, давняя. Возможно, поэтому как раз над ним было больше всего огня.

Реликвии и святыни Будславского костёла

В алтаре костёла хранится икона Будславской Божьей Матери, признанная главной католической святыней Белоруссии. В 1598 году минский воевода Ян Пац получил эту икону в подарок от папы римского Климентия VIII в связи с принятием католичества.

После смерти Паца икона досталась его придворному священнику Исаку Солокаю. В 1613 году Солокай, совершив паломничество в Будслав, под впечатлением от мессы и по просьбе монахов пожертвовал святыню костёлу.

Вид на храм с севера-востока

В XVII веке глава бернардинцев Флориан Колецкий подарил иконе серебряный оклад с арабесковым орнаментом, который и сегодня сохраняет святыню. На самой иконе изображена Божья Матерь с младенцем на руках. Правой рукой Иисус благословляет, а в левой — держит плод граната, символизирующий бессмертие и воскрешение. Впервые чудо исцеления икона явила в 1617 году — к 5-летнему мальчику Иосафату Тышкевичу вернулось зрение, как только он переступил костёльный порог.

В благодарность Иосафат стал монахом. По милости божьей Регинальд Тышкевич избавился от эпилепсии, мучающей его 7 лет. Пани Полония Ягальская исцелилась от паралича ног. Эти чудеса исцеления и ещё 40 случаев оздоровления, прославивших икону, были описаны настоятелем Элевтерием Зелеевичем в книге «Зодиак на земле» в 1650 году. В годы Великой Отечественной войны икона Богоматери уберегла Будслав от разрушения. Хотя через Будслав трижды проходила линия фронта, ни один снаряд не упал на посёлок и костёл.

Вид на заднюю сторону храма

В 1994 году Папа Римский Иоанн Павел II присвоил костёлу почётный титул малой базилики, что подчёркивает особую связь белорусского храма со Святым Престолом в Ватикане. Стоит отметить, что великих базилик в мире всего пять — четыре в Риме и одна в Иерусалиме, а статуса малой базилики удостоена 1601 церковь. В 1998 году в знак благодарности за чудеса на земле состоялась коронация иконы Будславской Божьей Матери. Кардинал Римско-католической церкви Казимир Свёнтек возложил папские короны на икону, объявив её покровительницей всей Белоруссии. 2 июня 2007 года во время ежегодных торжеств, посвящённых восхвалению Будславской Божьей Матери, возле костёла установили необычный крест. Он изготовлен из древесины, вырубленной 500 лет назад монахами-бернардинцами в здешних лесах.

Старый алтарь

Эти исторические брёвна изъяли из стен Виленского монастыря и доставили из Вильнюса тем же путём, что и 5 веков назад — по реке на лодках. Сегодня каждый паломник может прикоснуться к историческому кресту и попросить заступничества у Будславской Божьей Матери.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: