История
Фото: Flickr.com
В середине XV века на этом месте была построена церковь, которая была домовым храмом московских митрополитов. Инициатором возведения церкви был митрополит Иона. Он приказал воздвигнуть храм в честь изгнания Ордынских войск царевича Мазовши, которые хотели взять Москву, но после крестного хода вокруг городских стен неожиданно бежали, оставив оружие и награбленное добро.
Деревянная церковь простояла более 30 лет, но сгорела в 1472 году. Тогда было принято решение возвести на ее месте каменный храм, а для строительства из Пскова были вызваны ученики итальянского каменщика и архитектора Фиораванти — Мышкин и Кривцов. С момента закладки первого камня до освещения собора прошло всего два года. Храм был соединен со двором патриарха и на долгие столетия стал частью резиденции московского митрополита.
В 1737 году церковь очень сильно пострадала во время пожара, а события 1917 года чуть не привели к утрате церкви Ризоположения – артиллерийский снаряд попал в одну из стен. Позже установившаяся советская власть закрыла двери в храм для прихожан и лишь во второй половине прошлого века открыла их для туристов, устроив в стенах церкви музей. После развала СССР церковь Ризоположения снова функционирует, а каждый год 15 июля здесь проходит патриаршее богослужение.
История[править]
Деревянный храм сооружен в 1690 г. на месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 г. посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар царю Михаилу Федоровичу и Патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь христианского мира — Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу.
Риза была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе Кремля, на месте встречи сооружен деревянный храм, позже — обелиск, сохранившийся поныне. С тех пор в российском церковном календаре появилась новая запись: «Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)». Праздник этот отмечается лишь одной православной церковью — Русской.
Каменная церковь построена на месте деревянной в 1701-16 гг. в стиле московского барокко. Среди московских храмов XVII—XVIII вв. она выделяется стройными пропорциями четверика. завершенного аттиком и выразительным пятиглавием. В 1886-89 гг. был сооружен придел ап. Иакова Алфеева, а около 1894 г. перестроен верх колокольни. Интерьер церкви сохранил барочное лепное убранство сер. XVIII в., к этому же времени относится замечательный барочный иконостас.
В XX веке храм не закрывался. В 1930-х годах его настоятелем был священномученик Александр Хотовицкий. В 1944—1960 годах в храме находилась кафедра архиепископа Можайского Макария (Даева); в 1949—1963 годах в клире храма состоял протоиерей Николай Голубцов. С 2011 года почётный настоятель храма — митрополит Иов (Тывонюк).
История
Предшествующая одноимённая церковь была заложена на этом месте митрополитом Ионой в 1451 году в память об избавлении Москвы от нашествия Мазовши, когда ордынские войска отступили от Москвы 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы.
В 1484—1485 годах при митрополите Геронтии старая церковь была заменена новой. Возвела церковь артель русских мастеров, приглашённая в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов.
В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи. Несколько позднее с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери, располагавшемуся в нише на западной стене (в 1930—1940-х годах часовня была разобрана, а образ был утрачен).
В 1737 году церковь пострадала во время Троицкого пожара.
В советское время с 1918 года по 1993 год службы в церкви не велись, с 1965 года в церкви открыт музей.
Современность
В начале 90-х годов церковь Ризоположения была открыта для посетителей, а также в дни престольного храмового праздника здесь проводятся богослужения и литургии. Из утвари сохранилось всего несколько предметов. Большие старинные подсвечники установлены перед иконостасом, в старину их называли «тощие свечи» — полые внутри. Подсвечники были отданы в храм в качестве дара патриархом Иосифом в 1649 году. Они украшены резьбой, посеребренными поддонами и опираются на стилизованные фигурки львов. Вторым уникальным предметом 1624 года является серебряное паникадило, покрытое позолотой авторства котельных дел мастера Д. Сверчкова.
В храм стоит прийти, чтобы увидеть фрески XVI века и посетить выставку деревянной древнерусской скульптуры, расположенную в крытой галерее. Один из самых древних горельефов с изображением святого Георгия XIV века встречает посетителя прямо на входе в экспозицию. В старину подобные произведения вставлялись в иконостас и служили иконами. Большой интерес представляют новгородская икона «Снятие с креста» и «Богоматерь Знамение» (Ростов).
В Ризоположенской церкви, на выставке, хранится и деревянная скульптура первого митрополита Руси – Ионы, заложившего церковь в далекой древности. Выставлены в экспозиции деревянные иконы Соловецкого монастыря, изображение Николая Можайского с мечом, в том образе, в котором он явился на защиту города Можайска от захватчиков. Не менее интересны и другие раритеты – распятие из Чудова монастыря, складни, иконы периода XV-XIX веков.
Немного истории
Собор освятили в честь установленного в 5 веке (в Византии) великого праздника Ризоположения. Важный для христиан памятный день связан с обретением Ризы Девы Марии (одежды Божьей Матери). Изначально он хранился в Константинопольском храме, размещенном на побережье Влахернского залива. Предания гласят, что эта святыня неоднократно спасала местных от вражеских войск.
Сохранившаяся до наших дней Московская церковь Ризоположения возведена на месте более старой одноименной, заложенной в далеком XV веке после победы храбрых воинов над татарами. Простояла она ровно 34 года, после чего ее снесли, решив начать строительство нового храма, каменного. Именно эта версия собора доступна для посещения современным православным, туристам из разных уголков России, из других государств.
ИНТЕРЕСНО: Молитвы Ангелу-Хранителю.
Возвели каменную церковь Ризоположения по инициативе митрополита Ионы, который запланировал открыть в Митрополичьем дворе домовой храммосковских митрополитов (со временем — патриархов). Собор благополучно функционировал до прихода советов, после чего его закрыли, перестали использовать для организации богослужений. Со средины 60-х церковь работала в качестве музея.
Так было до 1993 г, когда после развала Советского Союза РПЦ восстановила свое право проводить литургии, создавать приходы, т. д. После открытия храма в нем снова начали совершать богослужения, в том числе и патриаршие (событие редкое, выпадающее ежегодно на 15 июля, праздник Ризоположения).
В помощь паломникам и туристам
Ежедневно с 9 утра до 17.00 можно посетить храм Ризоположения в Леонове, расписание богослужений на каждый день следует уточнить на сайте церкви. Священники храма ведут постоянную работу среди населения и прихожан.
Богослужение в церкви Ризоположения
В воскресенье:
- в 12.00 служится молебен перед святым образом «Неупиваемая чаша» для освобождения зависимых от алкоголя, наркотиков и компьютерных игр;
- 17.00 — богослужение и чтение акафиста Воскресению Христа;
- 18.00 — беседы с людьми, которые готовятся к принятию Таинства Крещения.
По вторникам на вечернем служении чтение акафиста святому образу «Неопалимая Купина». Каждую среду священники ведут занятия по изучению Нового Завета. На вечернем пятничном богослужении читается акафист иконе Ризоположения, после чего в 19.30 клирики ведут беседы с молодыми людьми.
В субботу накануне православных праздников в 17.00 начинается всенощное бдение.
Адрес святыни: Москва, район Ростокино, улица Докукина, д.15. Добраться до святой обители проще всего на метро, она находится в 300 м от станции «Ботанический сад».
Храм Ризоположения в Леонове
Устройство
Внутренний вид Ризоположенской церкви. Рисунок из книги И. И. Бриллиантова, 1899 г.
Церковь Ризоположения имеет наиболее распространённый для древней Руси клетский тип, и состоит из трёх объёмов разного размера и высоты: основного, алтарного и трапезной. До ремонта 1848 года трапезная была окружена открытой галереей на столбах — гульбищем. Архитектура бородавской церкви отличает значительное усложнение клетского типа, по сравнению с архаичными памятниками, подобными церкви Лазаря Муромского. Ей свойствеена отточенная ясность пропорций, устремлённость верх, выразительное чередование объёмов от трапезной к островерхой центральной и алтарной части. В плане церковь представляет собой поставленные один за другим по оси восток-запад два сруба. Однако объёмное решение церкви более сложно по композиции: в основной срубе размещаются два объёма — относительно высокое внутреннее пространство молельни и небольшое алтарное.
Сруб храма собран из соснового леса относительно небольшого диаметра, от 18 (редко 17) до 20 см (нижняя обвязка сделана из бруса 43 х 34 см; такой брус делается из леса диаметром 60—70 см). Бревна сруба подобраны особо тщательно: размер каждого бревна не меняется по всей длине, сучки отсутствуют. Всё это, а особенно малый диаметр брёвен, судя по всему, является средством создания визуальной масштабности храма. Эту же цель, вероятно, преследует небольшая вспарушенность потолка (подъём по центральной осевой линии потолка по сравнению с высотой у боковых стен), поднимающегося в центральной части трапезной примерно на 15 см. Трапезная, имеющая размер в плане 4,22 на 4,54 м и высоту 2,25 м переходит в молельню высотой 3,5 м и глубиной 2,25 м и потолок, имеющий вспарушенность в почти две раза больше, чем в трапезной (около 30 см). На высоте 2,25 см, в южной стене храма, имеется косящетое окно, свет из которого наклонно падает на великолепные иконы XV—XVI веков. Алтарная часть церкви имеет высоту примерно равную трапезной и вспарушенный потолок, с такой же высотой подъёма: примерно 15—16 см.
Храм-музей сегодня хранит бесценную коллекцию резных икон
В 1990 году Ризоположенская церковь как часть архитектурного ансамбля Кремля включена ЮНЕСКО в списки Всемирного культурного наследия. Здание церкви, которое выполнено в изысканных пропорциях, а так же его внутренние каменные украшения представляют собой настоящую музейную ценность.
Кроме иконостаса в четыре яруса, в XVII веке известный мастер Д. Сверчков изготовил паникадило. А немного позднее были сделаны 4 деревянных подсвечника. Они расписаны красками и покрыты воском.
Над уступами лестницы храма сегодня можно видеть отреставрированные росписи XIX века.
Кроме этого, в северной части церкви находятся экспозиция резной скульптуры из дерева. Это работы московских, псковских, ростовских и новгородских мастеров XV-XIX вв. Коллекция музея насчитывает более 80 редчайших экспонатов. Она дает возможность проследить за развитием данного вида церковного искусства.
Резная деревянная икона «Голгофа» работы мастеров Оружейной палаты конца XVII века находится в постоянно действующей экспозиции Ртзоположенской церкви
Церковь Ризоположения Московского Кремля является памятником архитектуры второй половины XV века и охраняется государством. Посетить его можно ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.
Храмов в память Ризоположения построено в России достаточно много, но церковь в Московском Кремле самая известная из них. Она продолжает быть образцом изящного решения древних зодчих при постройке зданий православных церквей.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
История монастырей
К началу XX в. Суздаль была окружена кольцом монашеских обителей. Образование самых ранних из них относится к началу XIII в. Самые крупные городские монастыри были основаны суздальскими князьями в середине XIV столетия.
Спасо-Евфимиева и Покровская обители постепенно стали играть важную роль в духовной и политической жизни страны. Всего на территории древнего города функционировали 15 монашеских обителей. Суздальские монастыри играли важную роль в истории города. Они выполняли следующие функции:
- оплот светской и религиозной власти;
- защита подходов к городу;
- культурно-духовный центр.
Во времена формирования российского государства и расцвета культового строительства монастыри были самыми крупными заказчиками возведения храмов.
В советское время большинство монастырских построек использовались в хозяйственных целях, что привело к повреждению или полному уничтожению большого количества религиозных построек.
После распада СССР суздальской епархии удалось вернуть в лоно Православной Церкви 4 монастыря и возобновить богослужения в большинстве городских храмов.
Колокола
5 января 2012 года в храме был освящён колокол весом в полторы тонны, отлитый в Каменске-Уральском. На колоколе изображены четыре образа: Преображение Господне, Божия Матерь Казанская, святитель Николай, святой праведный Симеон Верхотурский. Колокол опоясывают две надписи:
В память о всех священнослужителях, ктиторах, строителях, благотворителях, благоукрасителях и всех прихожан прихода сего |
Отлит сей колокол в Каменске-Уральском товариществом Пятков и К° усердием рода Третьяковых и иных прихожан в честь 300-летия первого прихода святителя Николая и второго прихода в честь Преображения Господня града Екатеринбурга на Уктусе лета 2011 от Рождества Христова |
Музейная коллекция храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне
С 1990 года храм Ризоположения в составе архитектурного ансамбля Кремля включен ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Само здание, выполненное в изящных пропорциях, и его камерное внутреннее убранство – настоящая музейная ценность. Помимо иконостаса, в XVII веке известным мастером Д. Сверчковым было сделано паникадило. А чуть позже изготовлены четыре деревянных подсвечника, расписанные красками и покрытые воском. Над лестницей храма можно увидеть отреставрированную живопись XIX века.
Кроме того, в северной галерее этой церкви экспонируется выставка резной деревянной скульптуры, сделанной московскими, псковскими, ростовскими и новгородскими мастерами XV-XIX вв. В Ризоположенской церкви можно увидеть старые деревянные рельефы с ликами святых, иконами и небольшими крестами и складнями.
Музейная коллекция включает порядка 80 уникальных экспонатов. Она дает полное представление, как развивался этот вид церковного искусства. Необычные формы выставленной здесь деревянной скульптуры и самобытные художественные решения резчиков говорят о мощных традициях, уходящих корнями в глубокую древность.
Сам храм охраняется как памятник архитектуры второй половины XV века. Здесь можно побывать ежедневно, помимо четверга, с 10.00 до 17.00.
В честь Ризоположения в России выстроено множество церквей, но храм в Московском Кремле – самый известный. Его изящные и компактные формы продолжают служить образцами архитектурных решений для культовых зданий православной церкви.
Рейтинг достопримечательности:
← РОССИЯ | ЕВРОПА → |
Что еще посмотреть
На территории Кремля есть два свидетельства русского литейного искусства с уникальными техническими данными.
Царь–колокол
Один из них — Царь колокол рядом с колокольней Ивана Великого. Его отлили по приказу императрицы Анны Иоанновны в 1730 году. Работали над созданием колокола мастера отец и сын Моторины. Исполин весит 202 тонны, и этот вес до сих пор не превзойден. Держава с позолоченным крестом увенчала его уже после установки на постаменте. Она предназначена подчеркивать царское название.
Интересный факт: В начале Великой Отечественной войны благодаря гигантским размерам смогли временно разместить в нем узел связи Кремлевского полка.
Царь-пушка
Считается шедевром русских оружейников Пушечного двора. Автор этого именного артиллерийского орудия мастер Андрей Чохов. Царь-пушка стала памятником литейному искусству всех русских оружейников XVI века.
О том, стреляла ли она хоть однажды, достоверных исторических свидетельств нет. Чугунные ядра у ее подножия имеют декоративное назначение.
Интересный факт: занесена в книгу рекордов Гиннесса как орудие с самым большим калибром.
Несколько раз меняла местоположение, пока не была установлена на Ивановской площади. Теперь Царь-пушка образует с Царь-колоколом единый ансамбль.
Новогодняя елка
Новогодняя ель на Соборной площади Кремля является главной в стране. Из-за высоты в 25 метров иногда ее называют Царь-елка. Ели проходят настоящий конкурс. Возраст дерева должен быть не менее ста лет, высота – 30-35 метров, диаметр у места сруба – 70 сантиметров. У победительницы-елки должна быть очень густая хвоя.
Занимается выбором ели и ее доставкой Управление делами Президента Российской Федерации. А едет она в Москву в сопровождении кортежа охраны. Новогодняя елка на Соборной площади имеет статус всероссийской.
Военные мероприятия
Военные мероприятия на Соборной площади проходят в особых случаях. Самые знаковые из них - смотры Президентского полка и торжественные выпуски учащихся военных ВУЗов: суворовцев, военных музыкантов и воспитанниц Пансиона Минобороны Российской Федерации.
Присутствуют на таких церемониях только по пригласительным билетам.
Церемониальный развод караулов
Данный церемониал — одно из самых торжественных и впечатляющих зрелищ. Развод конных и пеших караулов Президентского полка на Соборной площади проходит по субботам и начинается с боя курантов. Мундиры по образцу императорской гвардии начала XXвека, синхронные перестроения и выступление почетного кавалерийского эскорта — все это воссоздано с учетом вековых воинских традиций.
Братский (келейный) корпус
Справа от Благовещенской церкви расположен Г-образный Братский корпус, где в прошлом размещались кельи монахов. Он был построен между 1628 и 1660 годами. К концу XVII века в монастыре проживало 118 человек братии. Второй этаж был перестроен в XIX веке. В южной части сохранились два сводчатых этажа и балконы-гульбища. Почти 100-метровый Братский корпус оживляют деревянные галереи-крыльца, которые вели в сени и кельи с двух сторон от них и небольшие арочные окна с наличниками. В наши дни помещения отданы под экспозиции «История суздальский монастырей», музей реставрации «Побеждая время» и «Сплетение судеб».
Братский (келейный) корпус, южная часть
Братский (келейный) корпус
Вериги
Музейная экспозиция
Колокола
Музейная экспозиция
Ангел, Лев, Телец, Орел — символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, XVIII век. Часть алтарной надпрестольной сени сельской церкви Воскресения Суздальского уезда
Рабочее место иконописца, реконструкция
Мастерская книгописца, реконструкция
Келья монахини, реконструкция
Современное состояние[править]
При церкви существует воскресная школа — как для детей, так и для взрослых. Существует библиотека. Также при храме существует гранитная мастерская по изготовлению надгробных памятников.
Настоятель храма — протоиерей Андрей Рахновский. Помимо него, в клире храма ещё четыре священника и два диакона.
Клирики храма служат также в храмах: преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, домовой церкви Феодоровской иконы Божией матери Российского государственного социального университета.
Избран одним из 10-ти храмов Москвы, в которых в рамках V Московского Пасхального фестиваля проходила «Звонильная неделя».
Социальная работа
Клирики и прихожане храма ведут социальную работу (окормляют):
Российский геронтологический научно-клинический центр
Хоспис № 4
Территориальный центр социального обслуживания «Ярославский» — филиал «Ростокино»
Исправительное учреждение ИЗ-50/8 ГУ ФСИН Московской области
Возрождение
1 июня 1993 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Мелхиседек благословил на организацию православной общины и восстановление храма во имя Преображения Господня своим указом № 161. В 1995 году на Пасху в ещё не переданном епархии здании завода было совершено богослужение. По завершении пасхальных празднеств начались работы по восстановлению и реставрации церкви. Полностью храм был передан верующим к престольному празднику Преображения Господня в том же 1995 году. Начиная с 1996 года, начались ежедневные богослужения. В 1997—1998 годах был установлен второй иконостас в Свято-Никольском приделе, созданный коллективом художников, там же поставлена купель с полным погружением.
4 ноября 2008 года, в День народного единства, храм отметил 200-летие со дня закладки. 7 апреля 2009 года в Преображенской церкви открылась благотворительная трапезная для нуждающихся. Накануне архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил чин освящения благотворительной трапезной храма. Столовую было решено сделать передвижной. При необходимости её можно перевезти в любое место, где быстро развернуть и накормить нуждающихся. 25 октября 2010 года после реконструкции освящен придел во имя святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. 14 апреля 2011 года начат сбор пожертвований на строительство часовни в честь Святых Мучеников Вифлеемских Младенцев. В 2012 году был отмечен престольный праздник
Церковь Ризоположения в Кремле
Храм Ризоположения расположен на Соборной площади Московского Кремля. К сожалению, он не так хорошо известен москвичам, как Успенский или Архангельский соборы. Возникновение церкви на этом месте связано с удивительной легендой. Еще в V веке от Рождества Христова, неподалеку от Назарета были обнаружены одеяния Богородицы – ее риза. Ризу перенесли в Византию, основав в честь этого великого события храм. В дальнейшем эта риза неоднократно чудесным образом спасала Константинополь от неминуемого захвата противниками. День обретения ризы Пресвятой Богородицы стал большим праздником на Руси, перенявшей религию и обряды от Византии.
Летом 1451 года, накануне праздника Обретения Ризы, к стенам Кремля подошли татарские войска. Татары подожгли вокруг крепости все деревянные постройки, и дым от них душил кремлевских защитников. Митрополит Иона в дыму и под градом стрел провел крестный ход, прося помощи у Богородицы. И случилось великое чудо: ночью татарам привиделось огромное войско, пришедшее на защиту Кремля. В потемках татарские отряды, бросив все награбленное, спешно бежали из Москвы. В память об этом событии Иона распорядился основать церковь в честь Положения Ризы Богородицы. В конце XV века на ее месте была возведена новая каменная церковь.
Так как церковь была выстроена рядом с двором митрополита, в скором времени она стала его домовым храмом. В дальнейшем, вплоть до середины XVII века, митрополиты и патриархи молились здесь в уединении. Возвели Ризоположенскую церковь псковские зодчие Кривцов и Мышкин. Возможно, постройка была доверена русским мастерам во избежание народных волнений: ведь большинство каменных построек в Кремле возводили итальянские архитекторы – иноземцы, что вызывало ропот среди народа. Ризоположенская церковь стала примером воплощения традиций русского зодчества. Рядом с величественным Успенским собором она кажется изящной и воздушной.
Когда-то высшие духовные лица попадали в церковь Ризоположения, не выходя на улицу – по крытым переходам, ведущим от митрополичьих палат. В нижнем ярусе церкви – подклете – хранилось драгоценное имущество митрополита. Ризоположенская церковь неоднократно страдала от пожаров и разорений. Самый большой вред был нанесен ей в смутное время, на рубеже XVI и XVII веков, когда Москва была захвачена шведско-польскими интервентами. Надеясь поживиться драгоценностями митрополитов и патриархов, они уничтожили большую часть церковных интерьеров. Восстанавливали церковь уже представители новой правящей царской династии – Романовы.
В связи с тем, что внутреннее убранство церкви было восстановлено одновременно, сейчас оно является прекрасным примером единообразного оформления храма XVII века. Почти сразу же после реставрации Ризоположенской церкви был выстроен новый патриарший двор с внутренним храмом. Патриарх передал церковь Ризоположения царскому двору, она была соединена переходами с палатами цариц и царевен и в скором времени стала одним из домовых храмов царской семьи. Над северной и западной папертями церкви Ризоположения возвели крытые галереи. Позже с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери.
Вход в церковь осуществляется с северной стороны. Здесь и сегодня хорошо сохранился декор XVII века – оформление портала и роспись в его арке. А в галерее, окружающей храм, в наши дни располагается экспозиция древнерусской деревянной скульптуры
При входе сразу же обращает на себя внимание горельеф святого Георгия – одна из самых древних деревянных скульптур России. Подобные скульптуры были своего рода объемными иконами и располагались в киоте
Святой Георгий традиционно считался покровителем Москвы, его изображение находится на городском гербе. Также здесь можно увидеть произведения мастеров-резчиков по дереву из других городов России.
Особый интерес представляют «Богоматерь Знамение» из Ростова, рельефная икона «Снятие с креста» из Новгорода, а также деревянные иконы из Соловецкого монастыря. Есть среди экспонатов и деревянное изображение митрополита Ионы, трудами которого была заложена Ризоположенская церковь. На выставке представлено изображение Николая Можайского – образ, в котором чудотворец явился на защиту русского города Можайска. В самом храме располагается иконостас, иконы которого были выполнены в XVII веке артелью иконописца Назария Истомина. Фрески появились в храме в тот же период. Сюжетом стенных росписей является прославление Богородицы.Александра Гурьянова
Описание
Церковь Ризположения была возведена в 1484-1485 гг. псковскими мастерами на месте более древнего храма, основанного в 1450-1451 гг. Годы строительства церкви приходятся на время грандиозной перестройки Кремля. Известные своим искусством каменщики из Пскова одновременно с митрополичьим храмом построили новый великокняжеский Благовещенский собор. Однако архитектурный облик небольшой изящной церкви Ризположения почти лишен псковских черт: о происхождении мастеров напоминает лишь узор тройного кирпичного фриза, опоясывающего барабан главы. В своих основных чертах храм развивает традиции раннемосковского зодчества. Церковь возведена из кирпича, заменившего в Москве во второй половине XV столетия белый камень. В плане здание представляет собой одноглавый четырехстолпный храм, поставленный на высокий цокольный этаж (подклет), с тремя полукруглыми апсидами (алтарная часть) с восточный стороны и входами-порталами с южной, северной и западной стороны. Стены церкви, разделенные вертикальными лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Высокий барабан главы на граненом постаменте увенчан шлемовидным золотым куполом.
Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану выполнен без использования парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Стены храма расчленены на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо.
Внутреннее убранство
Талант мастеров и тонкое чувство ансамбля проявились в блестящем разрешении ими сложной архитектурной задачи — возвести небольшой храм рядом с монументальным Успенским собором: выразительный контраст изящного облика Ризположенской церкви и строгих торжественных форм кафедрального собора обогатил архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля.
Интерьер
Церковь Ризположения отличают изящные пропорции и камерный интерьер, прекрасно соответствующие ее назначению – служить местом для домашней молитвы. Вход в церковь предваряет крытое крыльцо с восточной стороны, которое ведет в северную часть галереи. Выходящие на галерею северный и западный порталы храма были переделаны в XVII веке и приобрели характерные для этого времени формы. Кирпичная фигурная кладка и цветовой декор северного портала были расчищены и восстановлены. Часть восточной стены северной паперти церкви, над лестницей, занимает живопись конца XIX века, которая была также расчищена, отреставрирована и дописана совсем недавно.
Несмотря на небольшие размеры церкви, ее значительная высота, мощные столпы и украшенные росписями стены придают храму московских святителей подобающую торжественность. Особенностью внутреннего убранства храма является стилистическое единство всех его составляющих: иконы иконостаса, стенные росписи, произведения прикладного искусства относятся к началу XVII веку и представляют собой прекрасно сложенный, хорошо сохранившийся ансамбль. После разорения Кремля и патриаршего двора в период Смутного времени, а также пожара 1626 года интерьер храма был восстановлен при патриархе Филарете и, позднее, патриархе Иосифе.
Как Риза Богородицы — защитила Константинополь от киевского князя Аскольда, а Москву от нашествия татар
Началом этого церковного праздника считается 471 год. Двое братьев, византийских вельможи, Гальбий и Кандид, отправились в паломническое странствие по святым местам Палестины. В Назарете, остановившись на ночлег в доме некой женщины, они совершенно случайно нашли ковчег с одеждами Девы Марии.
Хозяйка дома рассказала паломникам, как эта святыня появилась у них и как многие поколения ее семьи хранили и оберегали эту реликвию. Так же услышали они историю многочисленных чудес и исцелений, которые совершались в этом доме.
Существует несколько версий о том, как святыня досталась церкви. Одна из них гласит, что
Император и Константинопольский патриарх уговорили женщину передать эту бесценную святыню церкви.
Но существует более распространенное предание, согласно которому византийские паломники просто похитили Ризу Богородицы. Братья замеряли ковчег с одеянием и в Иерусалиме заказали точную копию. На пути домой, из Палестины в Византию, они остановились в том же доме и подменили ковчег.
Таким образом, Риза Божьей Матери оказалась в Константинополе. Для хранения и поклонения Ризе, не далеко от императорского дворца, была возведена специальная церковь. Это был пригород Константинополя, который назывался Влахерны. В этом же храме находился еще пояс Богородицы и особо почитаемая икона с Ее ликом.
Согласно церковным приданиям во влахернском храме происходило такое количество чудес, что не нашлось бы ни одного храма в мире, чтоб уместить все книги, которые бы эти чудеса описывали. В 860 году киевский князь Аскольд с многочисленным войском осадил Константинополь. Жители столицы Византии вместе с императором Михаилом III и патриархом совершили крестный ход с Ризой Божьей Матери, долго и усердно молились.
После этого армия Аскольда отступила от Константинополя, и был заключен мирный договор между Византией и Киевом. Кроме того, Аскольд чуть позже крестился, принял в крещении имя Николай и содействовал распространению христианской веры на Руси.
В 1434 году после большого пожара в Константинополе Влахернская церковь полностью сгорела и никаких сведений о Ризе Божией Матери летописи и источники того времени нам не оставляют.
Сохранились лишь отдельные церковные предания, в которых говорится о небольших частицах Ризы, находящихся по всему свету. Есть сведения о том, что частицу Ризы в конце XV века приобрел для Русской Церкви Дионисий, архиепископ Суздальский.
Немного позднее, 2 (15 по новому стилю) июля 1451 года, в день праздника Положения Ризы Богородицы на Руси также сотворилось чудо. Это произошло когда московским княжеством правил Василий II Темный. Ногайский князь Мозавша направился с войском захватить русские земли и осадил Московский кремль. Князь Василий с ближайшим окружением бежал из Москвы за Дубну.
Татары сожгли все посады вокруг кремля и осажденные защитники едва не задохнулись от дыма. Первый штурм захватчиков был отбит. Утром дым развеялся и осажденные увидели, что татарское войско неожиданно ушло, бросив все, что успели награбить.