Московский кремль

Комендантская

Изначально башня именовалась Колымажной. В XIX столетии в расположенном поблизости Потешном дворце оборудовали резиденцию коменданта, что и дало сооружению современное название. Строительство башни начал Солари, но до окончания работ не дожил. Из-за размывания грунта она начала разрушаться. Постройку завершил Алевиз Фрязин, укрепив грунт.

В XVII в. речная вода продолжила просачиваться в основание башни, грозя обрушить ее. Для предотвращения падения башню и стены решено было укрепить контрфорсами. Сегодня башня покоится на основании XV в. Отопления в ней нет.

Высота Комендантской башни: 41,2 м

Троицкая

Это самая высокая башня Кремля. Очертаниями она напоминает Спасскую башню. До 1812-го на ней располагались куранты. Строительство башни шло долго, по сравнению с остальными: мешали происходившие в Москве пожары.

В сооружении располагалась тюрьма, а под проездом – подвал. Также от Троицкой башни вел тайный ход в Кремль и Кремлевский сад. Во второй половине XIX в. она была практически до основания разобрана и отстроена заново. Внутри оборудовали архив Императорского двора.

В 1918-м, когда Ленин переехал в Кремль, для защиты вождя коммунизма была создана боевая часть. В обязанности ее также включалось музыкальное сопровождение стройподготовки. Когда в Кремль начали приезжать с визитами иностранные политики, была сформирована постоянная группа музыкантов. В 1938-м она получила звание кремлевского оркестра, позже переименованного в президентский.

В наше время эта башня – единственная, оснащенная системой отопления. Внутри действует студия звукозаписи и репбаза. Помещения президентского оркестра тоже расположены здесь. Через ворота Троицкой башни на территорию Кремля проходят туристы.

Высота Троицкой башни: 80,1

Часовни

Деревянную часовенку построили для защиты от непогоды священнослужителей, осуществлявших требы перед иконой Спаса . В 1802—1803 г. по обе стороны башни воздвигли две каменные пристройки.

Они получили наименования:

  • Спасская часовня или «Великого Совета Ангел»
  • Смоленская часовня или «Великого Совета Откровение»

Находились под патронатом Покровского храма. На протяжении 19 в. здания неоднократно подвергались изменениям и переустройству. В 1925 г. их разобрали.

Спасская часовня

Внутри сооружения находился список с надвратной иконы Спасителя. Образ покоился в ризе из серебра, украшенной самоцветами. Общий вес 26 кг. Икона почиталась в качестве чудотворной. На пожертвования было создано 70 лампад, покрытых золотом. В часовне также стоял огромный канделябр.

Поверхность стен была покрыта фресками на религиозные темы и иконами:

  • Гребенской Божией Матери
  • Николая Чудотворца
  • русских святых

На потолке нарисовано звездное небо. Облицовка стен выполнена из искусственного мрамора. Наружную дверь украшал лик Христа в ангельском образе. За это часовня получила прозвище — «Великого Совета Ангел». В праздник Спаса Смоленского совершалось торжественное богослужение.

Смоленская часовня

В середине постройки располагался иконостас. В его состав входили иконы Спасителя, Богородицы, архангелов и святых. Все иконы помещались в ризы из драгоценных металлов, украшенных резьбой и эмалью. Входная дверь имела собственные изображения:

  • снаружи – Благовещения
  • внутри – Спасителя

Ежегодно в часовне проводили всенощную службу накануне праздника Смоленской иконы Божьей Матери.

Чудодейственные иконы

Новое название башня получила благодаря иконе Спаса Смоленского, расположенной над воротами со стороны Красной площади, и Спаса Нерукотворного, которая раньше украшала ворота со стороны Кремля. Спас Смоленский уникален в своем роде — это первое изображение «Спаса с припадающими» в русской иконописи. К ногам Христа припадают Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Икону обрамили золоченой ризой, поместили в киот.

Спас Смоленский считался чудотворным. Поговаривали, будто в 1812 году, когда французы взяли Москву, мародеры пытались увезти драгоценный оклад с собой, но лестница неожиданно упала, и икона осталась цела. Ризу Спаса Нерукотворного французы все-таки украли, ее заменили чуть позже серебряной с драгоценными камнями.

Освящение отреставрированной иконы Спаса Смоленского. (pinterest.com)

До 2010 года считалось, что икона Спаса Смоленского безвозвратно утрачена: никто не знал, что случилось с ней в советские времена. Последние свидетельства о Спасе Смоленском относились к 1934. Но с помощью зондирования удалось выяснить, что икона на самом деле скрывается под слоем штукатурки. Вероятно, когда советские реставраторы получили приказ уничтожить образ, они на свой страх и риск спрятали его под специальной сеткой и штукатуркой.

Икона Спаса Нерукотворного пропала во времена СССР. В Москве она появилась в середине XVII века благодаря Алексею Михайловичу. Россия тогда страдала от чумы, и только Хлынов (сегодняшний Киров) мор обошел стороной якобы из-за чудодейственной иконы. Царь приказал доставить ее в столицу. Образ Спаса так ему полюбился, что он решил оставить его в Новоспасском монастыре, а обратно в Хлынов отправить список. Еще одну копию разместили над воротами Спасской башни.

Спас Нерукотворный, начало XX в. (pinterest.com)

Никольская

Наименование башне дали по иконе Святого Николая, располагавшейся на ней в киоте. Башня имела большое значение: через нее отправлялись в походы, под ней прошли в Кремль ополченцы, возглавляемые князем Пожарским. Рядом с башней ранее находились две небольшие часовни, но их разобрали при советской власти.

После строительства в конце XV в. Никольская башня внешне была схожа со Спасской. Однако в 1812-м она подверглась сильным разрушениям и была отреставрирована. Работами руководил Осип Бове. Интересно, что она имеет наиболее приближенный к готическому облик из всех кремлевских башен: удлиненные формы, стрельчатые проемы, белая кружевная отделка на краснокирпичном фоне. Контрастирует с неоготическим стилем рубиновая пятиконечная звезда на вершине башни.

Высота Никольской башни: 70,4

Беклемишевская

Следующая в списке Кремлевских башен – Беклемишевская, также именуемая Москворецкой. Она имеет круглое сечение и четырехъярусную структуру, увенчана восьмериком и шатром. Некоторые историки называют ее самой изящной в плане пропорций.

Строительство башни завершилось в 1488-м. Поскольку она является угловой, ее, как и другие две угловые башни, намеренно сделали круглой: так можно было отражать нападение с двух сторон. Построили башню в наиболее опасном месте с точки зрения возможной атаки.

В стенах башни были прорезаны бойницы – машикули. Также в ней соорудили акустические камеры, через которые можно было услышать, если противник вел подкоп. Историки отмечают и возможное наличие тайного подземного хода к реке.

В Беклемишевской башне ни разу не проходил капитальный ремонт. В годы Северной войны предполагалось сделать ее одним из основных центров обороны Москвы. В частности бойницы были расширены для более крупнокалиберных пушек, у основания башни насыпали валы. Однако это не понадобилось: Петр I сделал столицей Петербург, а в дальнейшем одержал победу в войне. Насыпи со временем осыпались и исчезли сами.

В 1917-м башня пострадала при обстреле и позже была отреставрирована. Новая реставрация прошла после Великой Отечественной войны. Сегодня рядом с башней можно найти велопарковку.

Высота Беклемишевской башни: 46,2 м

Сенатская башня в XX веке

Во время революции 1917 года Сенатская башня не пострадала. Когда большевики пришли к власти, она подверглась минимальным изменениям. Через год на этой кремлевской башне была установлена мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов» скульптора Коненкова. В дальнейшем при реставрации ее сняли и передали в ведение Музея Революции.

В 1930 году у стен башни построили знаменитый Мавзолей, а еще через восемнадцать лет к нему проложили специальный проход. Потайной ход был устроен для того, чтобы правительство имело свободный доступ к трибунам, которые использовались для выступлений на различных торжествах и парадах.

Между Царской и Сенатской башнями находится Спасская башня – главная на территории Московского Кремля.

Сенатская башня в 20 веке

В 1917 году Россию потрясла внезапно грянувшая революция. Однако большевики башню практически не трогали — и после их прихода к власти она подверглась минимум изменениям. Сразу через год после революции на стене Сенатской башни повесили мемориальную доску (как несложно догадаться, в честь годовщины большевистской революции в России). Однако после реставрации 1950 года доску сняли и поместили в Музей революции.

Именно у стен этой башни архитектор А.В. Щусев построил знаменитый Мавзолей, в котором покоится «вождь мирового пролетариата». Произошло это событие в 1930 году

Вид башни с Красной площади

В 1948 году был сделан специальный проход от башни, ведущий к Мавзолею. Создание этого потайного хода преследовало одну цель — чтобы советское правительство имело возможность беспрепятственно попасть к трибунам, которые использовались для выступлений на парадах и всякого рода торжествах. Используя этот проход, члены ЦК КПСС могли попасть туда, не выходя на Красную площадь.

История Андреевского зала Кремля

Главный тронный зал был построен в 1838-1849 годах архитектором Константином Тоном. Этот мастер создал русско-византийский стиль храмового зодчества, получивший широкое распространение во времена правления Николая Первого. С 1932 по 1934 зал был разрушен. На его месте устраивали заседания Верховного совета СССР. В 1997 году начались реставрационные работы. Руководителями этого проекта были ведущие архитекторы того времени С. В. Демидова и Е. В. Степанова. Архитекторы провели огромную трудоемкую работу с архивными материалами в России и за ее рубежом. Используя прошлые фотографии зала, с помощью новейших технологий у них получилось отреставрировать в полном объеме, до самых мельчайших деталей зал, каким он и был во времена правления императора Николая Первого.

Мы не можем не упомянуть и такого реставратора высшей категории, как В. А. Агейченко, который был и скульптором, и художником, и инженером в одном лице. Для тронного зала он воспроизвел герб Российской империи в бронзе. Также он создал гербы российских губерний, которые расположились над окнами Андреевского зала. Полы также были им воссозданы. Благодаря этому человеку с золотыми руками и был реставрирован зал до мельчайших деталей.

Специалисты установили, что для полной идентичности нужно использовать для реставрации пола двадцать три вида древесины. Ее привозили со всех уголков света, даже с Африки, но не изменили ничего, делая все строго в соответствии с чертежами девятнадцатого века. В реставрационных работах участвовало в общем около девяносто девяти фирм.

В Андреевском зале, как и в других помещениях дворца, проводят различные мероприятия, в том числе прием в честь выпускников военных вузов. Такую традицию начал президент Ельцин в 1999 году, и продолжается она до сих пор.

Залы резиденции

Здесь несколько залов:

  • Голубая гостиная с бело-золотой мебелью.
  • Зал аудиенции выполнен в светлых тонах с позолотой, украшен портретами российских императоров.
  • Банкетный зал завершает анфиладу представительских залов. Выдержан в светло-желтых и голубых тонах. Мебель в зале создана по чертежам XVIII века.
  • В Каминном зале проводятся совещания и подписываются государственные документы.
  • В Столовой проходят неофициальные завтраки и обеды, а также рабочие встречи президента России с руководителями государства.

В здании Сената «Старина» и казаковские интерьеры соседствуют с современными коммуникациями и средствами связи, обеспечивающими эффективную работу руководителя государства. В ситуационный центр стекается информация из уголков России и всего мира.

История начала строительства

В 1775 году, в период правления Екатерины II, в России были проведены законодательные реформы. Был учрежден высший орган государственной власти империи — Правительственный сенат. Екатерина II решила перевезти его из тогдашней столицы Санкт-Петербурга в Москву

В связи с этим он издал указ о возведении на территории Кремля нового здания для этого важного государственного органа. Эта привилегированная часть города была тогда плотно застроена

Правительство выкупило их дворцы у князей Барятинских и Трубецких. Но место, отведенное императрицей под здание Сената в Московском Кремле, было не очень удобным для строительства. Скорее, это требовало от архитектора особого подхода. Это была треугольная площадка, зажатая между Чудовским монастырем, арсеналом и стенами Кремля. В итоге дизайном занялись всего два архитектора: М.Ф. Казаков и КИБланк. Конкурс выиграл первый проект.

Собственная половина

В южной части Кремлёвского дворца расположена жилая часть здания. Здесь, в так называемой «Собственной половине», находились покои императора и императрицы. Анфилада состоит из шести основных комнат:

  • Опочивальня императрицы роскошной мебелью и изысканной отделкой. В оформлении, в основном, использованы два цвета – синий и золотой. Здесь господствует атмосфера покоя и благочестия
  • В будуаре императрицы (утренняя комната дамы) находится один из самых прекрасных каминов дворца, украшенный отшлифованными малахитовыми пластинами. Накладные золоченые детали в виде бусинок, гирлянд и розеток придают ему особую изысканность
  • Кабинет императрицы оформлен по желанию первой его хозяйки императрицы Александры Федоровны в стиле буль (назван по имени мебельщика XVII века). Здесь в отделке мебели и дверей применялся особый вид инкрустации, когда пластины из панциря черепахи и меди накладывались на деревянную основу. Также великолепна обивка из ткани с золотой нитью
  • Гостиная императрицы – белоснежная с золотой отделкой. Восемь гипсовых барельефов — символы искусств, еще четыре изображают времена года. Главным украшением комнаты является уникальная люстра-ананас, символ гостеприимства и радушия.
  • Столовая оформлена в традиционном классическом стиле. Лепной орнамент на своде, белый и желтый мрамор в оформлении стен, в нишах — мраморные вазы с античными сюжетами, скульптуры Леды, возлюбленной Зевса и бога брака Гименея.

История строительства

Башни строились в целях укрепления оборонительной линии стен средневекового Кремля. На месте современной Спасской башни, прежде возвышалась Фроловская стрельница (надвратная башня или барбакан), сделанная из белого камня (14 в.). В 60-х гг. 15 столетия, во время реконструкции, ее украсили барельефами, изображающими Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца.

В 1491 г. по решению московского Великого князя Ивана III, барбакан заменили полноценной башней. Постройка была доверена итальянскому зодчему Пьетро Антонио Солари. При составлении плана, архитектор использовал в качестве примера здания в Европе. У башни правильная прямоугольная форма основания. К ней примыкает барбакан, предназначенный для защиты въездных ворот.

Проход ограничен с двух сторон подъемными решетками – герсами. Они позволяли изолировать, прорвавшихся врагов в замкнутом пространстве. Верхняя галерея служила для обстрела захватчиков. Дополнительным способом обороны являлся деревянный мост, который поднимался в случае опасности и закрывал собою вход в башню.

Спасские ворота являлись главным входом в Кремль. Прохождение через них сопровождалось особым ритуалом. Всаднику полагалось сойти с коня и пройти пешком с непокрытой головой. Если мужчина забывал снять шапку , то на него налагалась епитимья — 50 земных поклонов.

Спасские ворота использовались во время торжественных церемоний :

  • коронации российских монархов
  • встрече иноземных посольств
  • проводов войсковых соединений
  • крестных ходов

История

Сенатская башня Кремля была возведена в начале пятнадцатого века (в эпоху Ивана III). Работами руководил архитектор Пьетро Антонио Солари, специально приехавший из Италии. А в 1680 году при выполнении работ по модернизации Кремля она была достроена. Над основанием были созданы машикули – специальные бойницы, предназначенные для обстрела врага сверху. Их украшал парапет, а над ним возвели сквозной каменный шатер. Заканчивался он маленьким четвериком, декорированным позолоченным флюгером. После реконструкции высота башни составила 34 метра. В дальнейшем никаких усовершенствований этой достопримечательности Москвы не производили – с семнадцатого века и до сегодняшних дней ее облик не подвергался изменениям.

Стилевое решение ансамбля

Внешний вид дворца решительно строг: он украшен большим количеством лепных элементов, частично копирующих декоративные украшения XVII века. Чтобы здание не выделялось из общего кремлевского ансамбля, в его внешнем оформлении использованы «элементы русского стиля», характерные для предыдущих построек. С верхней точки обзора видно, что первый этаж здания выступает вперед и образует открытую террасу. Арочные окна первого порядка разделены тонкими стенками и внешне напоминают закрытую галерею, облицованную натуральным камнем. Второй этаж с двумя рядами окон разделен пилястрами и украшен декоративными лентами в «русском стиле» с двойными арками и грузом в центре. Завершает здание «трибуна» — архитектурное возвышение, увенчанное позолоченной балюстрадой. Он украшен «кокошниками» — полукруглыми элементами декора и историческими гербами царств, входивших в состав Российской империи: Москвы, Казани, Астрахани, Таврического, Финляндии и Польши.

Интересные факты

  1. Согласно легенде, в день принятия Сенатского дворца некоторые высшие власти усомнились в прочности купола, венчающего здание. Затем сам архитектор остановился на вершине купола и пробыл там более часа.
  2. Первая телефонная станция и первый лифт в здании Сената были установлены по инициативе Ленина, который оказался настоящим ценителем технических новинок и комфорта.
  3. По словам очевидцев, во время реконструкции под полом сталинского кабинета был обнаружен потайной ход. По структуре бетона специалисты пришли к выводу, что люк был создан в 30-х годах 20 века. По одной из версий, Берия инициировал создание секретного хода, который использовал подземный коридор для подслушивания разговоров вождя народов.
  4. После снятия паркета в Овальном зале и в главном зале перед лестницей Шохина перед мастерами был открыт оригинальный мозаичный пол с датой постройки на нем.

Сенатская башня в 20 веке

В 1917 году Россию потрясла внезапно грянувшая революция. Однако большевики башню практически не трогали — и после их прихода к власти она подверглась минимум изменениям. Сразу через год после революции на стене Сенатской башни повесили мемориальную доску (как несложно догадаться, в честь годовщины большевистской революции в России). Однако после реставрации 1950 года доску сняли и поместили в Музей революции.

Именно у стен этой башни архитектор А.В. Щусев построил знаменитый Мавзолей, в котором покоится «вождь мирового пролетариата». Произошло это событие в 1930 году

Вид башни с Красной площади

В 1948 году был сделан специальный проход от башни, ведущий к Мавзолею. Создание этого потайного хода преследовало одну цель — чтобы советское правительство имело возможность беспрепятственно попасть к трибунам, которые использовались для выступлений на парадах и всякого рода торжествах. Используя этот проход, члены ЦК КПСС могли попасть туда, не выходя на Красную площадь.

Отрывок, характеризующий Сенатская башня

Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына. «Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был». Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал. Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее. – А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.) Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.

Фроловская или Спасская башня

Располагается рядом с главными воротами, которые в старые времена оснащали специальным проходом в Кремль. При строительстве стояла задача защитить северо-восточный угол комплекса, так как он не содержал водных преград.

В семнадцатом веке объект был декорирован гербом державы (двуглавым орлом). А часы, которые поместили сюда еще в девятнадцатом веке, находятся тут и сейчас.

Описывая эту конструкцию, следует подметить, что в данном случае архитектура была не такая, как на других постройках. Ее выделяла точность в геометрических формах, роскошные украшения и фигурки животных. Угловые части четверика украсили привлекательными пирамидками с переливающими флюгерами.

Описание

Сенатская башня – глухая и квадратная, состоит из следующих фигур: три параллелепипеда, усеченная четырехугольная и шестиугольная пирамиды. При реставрации по проекта М.Ф. Казакова на куполе установили статую Георгия Победоносца, которая выгодно подчеркнула композиционную связь с Красной площадью. Внешне башня мало чем отличается от Комендантской, Набатной и Оружейной башен. У подножия расположены могилы деятелей Советского государства. Внутри башня имеет три яруса, в каждом – комнаты квадратной формы. Также здесь есть маленький одноэтажный домик. Считается, что в нем находился вход на эскалатор, который предназначался для дряхлеющего Л. Брежнева.

История

Сенатская башня Кремля была возведена в начале пятнадцатого века (в эпоху Ивана III). Работами руководил архитектор Пьетро Антонио Солари, специально приехавший из Италии. А в 1680 году при выполнении работ по модернизации Кремля она была достроена. Над основанием были созданы машикули – специальные бойницы, предназначенные для обстрела врага сверху. Их украшал парапет, а над ним возвели сквозной каменный шатер. Заканчивался он маленьким четвериком, декорированным позолоченным флюгером. После реконструкции высота башни составила 34 метра. В дальнейшем никаких усовершенствований этой достопримечательности Москвы не производили – с семнадцатого века и до сегодняшних дней ее облик не подвергался изменениям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: