Храм во имя святителя иоанна златоуста (годеново)

Особенности посещения

На ежедневных богослужениях, в соборе собирается большое количество прихожан, на деньги многих из них был вновь возведен храм святого Иоанна Златоуста.

Иконостас храма святого Иоанна Златоуста

На территории прихода можно посетить лавки, в которых продается церковная утварь, платки, сувениры. Туристов привлекает находящееся рядом старинное кладбище, где захоронены многие известные личности.

Сегодня, собор является популярным среди туристов и паломников местом, он прошел тернистый и сложный путь.

Если переводить с греческого название Поликуровского холма, оно будет означать «старое место». Считается, что Ялта, один самых ярких и красивых городов Крыма. Расположена «точка начала» очень удачно — ее увидишь с любой городской улицы. Продолжается этот холм в виде каменного мыса под именем «Церковный», который слегка выходит в море.

Воскресная школа при храме

При храме открыта воскресная школа в честь имени княжны Ольги Романовой. Занятия проводятся не только в богословском контексте, в стенах учебного учреждения можно посетить следующие уроки:

  • богословские курсы;
  • подготовка детей к школе;
  • курсы рукоделия;
  • курсы шитья и моделирования одежды;
  • студия живописи;
  • хореография;
  • клуб бального танца;
  • студия сценического искусства.

Для сведения! Воскресная школа может предложить интересные вакансии для православных педагогов.

Расписание богослужений

Посетить богослужения можно ежедневно:

Будни 7:00 Божественная литургия, 8:30 Родительская панихида, 16.00 Вечерня.

Исключение составляют праздничные дни и выходные, подробное расписание можно найти на официальном сайте прихода.

История

Говорят, что на месте храма Иоанна Предтечи в Ярославле ранее находился Вознесенский женский монастырь, разоренный в 1609 году поляками. Позднее здесь была возведена деревянная церковь Иоанна Предтечи. Она была тесновата, поэтому местные жители ходатайствовали о строительстве зимнего храма в честь Вознесения Господня. Вскоре разрешение на возведение постройки было получено, однако не успели они приступить к работам, как сгорела деревянная церковь. В связи с этим для начала была построена небольшая деревянная Вознесенская церковь.

После этого можно было приступить к более масштабному проекту, ведь новая церковь должна была стать особенной. Надо сказать, что в слободе тогда проживало множество зажиточных мастеров, которые не пожалели средств на воплощение своего грандиозного замысла. Слобода Толчково славилась своими мастерами-кожевниками, которые разбогатели благодаря таланту и трудолюбию. Даже в названии места отражен этот популярный в то время промысел — дубильную краску для него получали посредством толчения древесной коры. В устремлениях местных жителей присутствовал и некий соревновательный момент, они желали построить такой храм, которому не будет равных по красоте и величию в округе.

Наталья Воробьева

Каждый житель хотел внести свой вклад в строительство — кто-то деньгами, иные ценными вещами, у кого не было этого, предлагал свой труд. Кроме того, жертвователи находились и далеко за пределами города, к примеру, Казань передала царские врата великолепной работы. Именно поэтому храм считался поистине народным. Для его строительства было возведено два кирпичных завода, которые обеспечивали рабочих материалом. По проекту церковь должна была иметь два придела — во имя трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого) и во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.

Строительство продолжалось 16 лет (с 1671 по 1687 годы), такой долгий срок обусловлен наличием большого количества деталей, что требовало от мастеров кропотливости, точности, на это уходило много времени. Рядом с церковью возвели шестиярусную колокольню, высота которой достигала 45 метров. Несмотря на обилие сюжетов роспись храма выполнили примерно за год. Восторгались красотой постройки как простые люди, так и царственные особы. Известно, что ее посещали цесаревич Николай Александрович, цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III), великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной. Церковь вдохновляла и художников, так, она была запечатлена на картине Василия Верещагина «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове».

Декор фасада, Светлана Апполонова

При церкви существовала богадельня, позднее появилось приходское попечительство, выдававшее денежные пособия бедным прихожанам. Другими благими начинаниями были церковно-приходская школа с приютом для девочек, женская мастерская. Ввиду значимости храма, его плодотворной работы власти заботились о его состоянии — выделялись средства на ремонтные и реставрационные работы.

После революции для храма и его строений наступили времена тяжелых испытаний. Вознесенскую церковь стали использовать как заводскую столовую, а позднее и вовсе снесли. В самом же храме Иоанна Предтечи хранилось зерно. Один из ярусов колокольни приспособили под кузницу и мастерскую, вследствие такого обращения она начала крениться, что удалось исправить в 1958 году.

Использование храма не по назначению привело к плачевному результату — многие элементы декора были разрушены. Даже несмотря на это он вызывал глубокое чувство восхищения у всех, кто его видел. В наши дни он является музейным объектом. Долгое время церкви не уделяли должного внимания, однако в начале 2021 года были проведены исследовательские работы, и вскоре началась реставрация. Есть надежда, что со временем храму вернут его былое великолепие.

Табличка на фасаде, Наталья Воробьева

История строительства церкви Иоанна Предтечи

XVII век стал для Ярославских земель временем расцвета. Здесь активно развивались ремесла. И примерно треть всех ремесленников были кожевниками, то есть занимались выделкой кожи. Местные мастера умели делать юфть (кожу лучшей выделки) такого качества, что ее охотно приобретали богатые купцы из Англии и Голландии. Поэтому ярославские кожевенники, а также обувщики и скорняки богатели.

Главный вход в церковь

В 1658 году в Ярославле произошел очень большой пожар, унесший много городских построек. Сгорело почти 30 церквей, 3 монастыря и около полутора тысяч гражданских домов. Но после пожара Ярославль быстро восстанавливался, и горожане отстраивали все новые храмы. Возвести новую церковь захотели и жители расположенной в городском пригороде Толчковской слободы. Здесь жили в основном кожевники, и название слободы возникло от их промысла. Ведь для выделки кож необходима была краска для дубления, а получали ее толчением древесной коры.

Считается, что раньше в Толчкове находились строения Вознесенского женского монастыря, который был разорен польско-литовскими войсками в 1609 году. А потом стоял деревянный Предтеченский храм. Рядом с ним, в память об утраченной обители слободские жители и решили выстроить зимнюю Вознесенскую церковь. Но деревянный Предтеченский храм спалил очередной пожар. И жители Толчково остались вообще без церкви.

На пепелище вначале возвели небольшой сделанный из дерева Вознесенский храм и начали собирать средства на постройку каменной церкви. Кто-то жертвовал храму деньги, кто-то — слитки серебра или торговую лавку, дорогие кружева или огород с постройками. Вклады принимали в любом виде, в том числе и рабочими руками. Получалось, что новую церковь возводили «всем миром». Так будущей церкви были переданы ценные Царские врата из Казани и несколько старинных, богато украшенных икон.

Общий вид на церковь и колокольню с востока

Разрешение на начало строительства и возведение для этих целей двух кирпичных заводов было дано царем Алексеем Михайловичем. А само строительство растянулось на 16 лет. Главная причина этого была в необходимости кропотливо выполнить сложный архитектурный проект, отделку и роспись. И, наконец, в 1687 году два храма – большой летний в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и зимний маленький в честь Вознесения Господня были готовы.

Архитектура и внутреннее убранство церкви Иоанна Златоуста

Особая архитектура Златоустьинской церкви – это прямое свидетельство проведенной патриархом Никоном церковной реформы, которая жестко регламентировала каноны храмовых построек. Четырехстолпная пятиглавая церковь окружена традиционными приделами и трехсторонней одноэтажной галереей, но не имеет подклета. Храм Иоанна Златоуста стал первым ярославским культовым зданием, построенным без традиционного первого этажа, и это положило начало новой архитектурной традиции.

Новаторством было также вынесение зимнего, теплого придела и колокольни в отдельно стоящие здания. Благодаря такому решению, композиция церкви стала строго симметричной.

Чтобы компенсировать относительно невысокий размер четверика, лишенного подклета, зодчие сделали у этой церкви мощное выразительное пятиглавие, устремленное к небу. Размер центрального барабана и установленной на нем главы до начала креста даже превышает высоту основания храма.

Внешне церковь напоминает шлем или кокошник, типичные для древнерусской архитектуры. А строгие пропорции придают ей цельность и основательность. Строители явно рассчитывали, что на путешественников, проплывающих мимо храма на судах по Волге, он будет производить сильное впечатление. И они не ошиблись!

За свою историю храм претерпел множество переделок. Первоначально галерея вокруг него была открытой, но потом ее проемы заложили кирпичом. В кладке хорошо различимы мощные столбы прежней аркады. С восточной стороны галерея заканчивается симметричными приделами с шатровыми завершениями.

На первый взгляд создается впечатление, что церковный фасад декорирован мало. Однако, издалека, со стороны реки на нем хорошо заметны все сделанные из кирпича детали карниза, цоколя, граненых полуколонок и оконных наличников на боковых алтарных абсидах – прекрасные образцы русского «узорочья». Шатровые приделы, посвященные Зачатию Иоанна Предтечи и святой равноапостольной княгине Ольге, украшены также скромно и одновременно очень изящно – рядами небольших по размеру кокошников.

Церковные купола

Но самым замечательным элементом декора Златоустьинского храма является удивительный по красоте наличник на окне центральной алтарной абсиды, выполненный из многоцветной поливной керамики.

Известно, что сделан он был спустя сорок лет после постройки церкви. Наличник имеет внушительные размеры – 8 на 5 м и считается всеми искусствоведами непревзойденным шедевром. Такое чуда нет нигде больше в России!

Цветные изразцы стали настоящей визитной карточкой ярославского зодчества XVII века. Их делали по сложной технологии из специальной красной глины на деревянных колодках, а затем обжигали. Изразцы покрывали пятицветной глазурью и использовали в них традиционные орнаменты и сюжеты – стилизованные цветы и листья, образы единорога, птицы Сирин, соловья и грифона.

Внутри храма сохранился уникальный резной иконостас, сделанный ярославскими мастерами в конце XVII – начале XVIII века. Специалисты считают его настоящим шедевром декоративно-прикладного искусства.

Пятиярусный иконостас украшен затейливыми барочными орнаментами в виде виноградных лоз и гирлянд из цветков. А на Царских вратах воспроизведена резная композиция, имитирующая цветущий подсолнечник. Большинство образов для этого иконостаса написаны в то же время – в XVII и XVIII веках. А часть икон создана талантливым изографом Семеном Холмогорцем. Самые ценные из них бережно хранятся в коллекциях Ярославского музея-заповедника.

Как добраться до церкви Иоанна Златоуста

Церковь расположена в Ярославле на Портовой набережной, 2, рядом с берегом Волги.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Не доезжая до моста через реку Коротосль, с него нужно повернуть направо – на Малую Пролетарскую улицу. По ней, а также по улицам Мельничной и Златоустьинской через 1,7 км можно выехать к храму.

Слева направо: церковь Владимирской иконы Божией Матери и церковь Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Благовещенской церкви составляет 2,7 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на такси.

Рейтинг достопримечательности

← ЯРОСЛАВЛЬ РОССИЯ →

Храмовый комплекс в Коровниках

Это первое, что мы посетили в свою поездку по красотам Ярославля.

Первый храм комплекса – церковь Иоанна Златоуста. Начали возводить ее в 1649 году и строили около пяти лет.

А что вышло? Сказка!

Великолепные изразцы украшают стены храма. И ведь что интересно, нет ни одного повторяющегося.

Отдельное внимание стоит уделить крыльцу

Но стоит зайти за угол церкви, как все увиденное ранее меркнет перед необычной красотой оконного наличника.

Следом за церковью Иоанна Златоуста возвышается Владимирский храм.

В 1669 году была возведена эта церковь. Не так богато ее убранство, но тем не менее она тоже заслуживает внимания.

Где-то во дворе комплекса видна так называемая «ярославская свеча» — шатровая колокольня высотой 37 метров.

Лично мы смогли полюбоваться только верхушкой свечки, так как ворота на территорию комплекса были заперты.

Полезная информация:

Адрес: г. Ярославль, Портовая набережная, 2

Как добраться: на автомобиле из Москвы по трассе М8 в черте города сворачиваем направо, на ул. Малая Пролетарская, двигаясь по ней на 2-м светофоре поворачиваем налево, на ул. Златоустинскую. Храмовый комплекс будет в конце улицы справа.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Стоящая не на основных туристических тропах церковь Иоанна Предтечи открывается взору только истинного путешественника. Промзона, железнодорожные пути, заросшая набережная реки Которосль, но среди всего этого настоящая жемчужинка Ярославской земли. Кстати, если достать 1000 рублевую купюру, то ведь именно этот храм вы и увидите.

Мы и сами не с первого раза добрались до комплекса, сперва свернули не в тот поворот, но желание увидеть храм было велико, поэтому мы и поехали по второму кругу, уже более внимательно выполняя указания навигатора.

Одна из самых красивых церквей России строилась по образу и подобию церкви Иоанна Златоуста в Коровниках и где-то даже перещеголяла известный комплекс. На строительство храма сбрасывались буквально всем миром — кто денежкой помогал, а кто и целые дома да заводы жертвовал в пользу храма. Строительство велось без малого 16 лет, в 1687 году строительство было завершено. Уже позже, в 17-18 веке рядом с храмом была построена шестиярусная колокольня- свечка, высотой 45 метров.

Ярко-зеленые главки на фоне безоблачного неба удается сосчитать не сразу — ведь их здесь целых 15 — что необычно для православных храмов России, в основном 5-ти купольных.

При строительстве использовали уникальные кирпичи — разных форм и размеров. Ниши украшены модными тогда глазурованными вставками, многие из которых до наших дней пришли в негодность. Но от того не потеряли свое очарование.

Раньше храмовый комплекс был окружен оградой с высокими святыми воротами. Сейчас самой ограды нет, да и ворота уже не в лучшем состоянии — продолжают зарастать травой да кустарником.

Невооруженным глазом видно, что высокая колокольня заметно кренится. Было время, что отклонение по вертикали достигло 1 м, но после небольшой реставрации удалось установить 40 см.

Сегодня храм Иоанна Предтечи является музеем. За символическую плату в 80 рублей можно полюбоваться удивительной росписью стен и каменной резьбой арок. На месте алтаря пустой иконостас — все иконы были развезены по действующим церквям Ярославля.

Несмотря на свою значимость в разрезе истории и архитектуры, храм Иоанна Предтечи, на первый взгляд, не избалован вниманием туристов. Мы одиноко бродили по расписным коридорам

Полезная информация:

Адрес: г. Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, 69

Как добраться: на автомобиле из Москвы по трассе М8 едем до пересечения ее в черте города с улицей Наумова, на светофоре поворачиваем налево. По кольцу попадаем с улицы Наумова на ул. Большая Федоровская. На светофоре уходим направо, на проспект Толбухина, где сразу же съезжаем под мост на 2-ю Закоторосльную набережную. Церковь Иоанна Предтечи будет в конце дороги.

Часы работы:

С 1 октября по 1 мая закрыта для посещения.

  • пн-вт- выходной
  • ср-вс — 10:00 — 17:00

Как добраться до церкви Иоанна Златоуста

Церковь расположена в Ярославле на Портовой набережной, 2, рядом с берегом Волги.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Не доезжая до моста через реку Коротосль, с него нужно повернуть направо – на Малую Пролетарскую улицу. По ней, а также по улицам Мельничной и Златоустьинской через 1,7 км можно выехать к храму.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Благовещенской церкви составляет 2,7 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на такси.

Полная перестройка храма Иоанна Златоуста

В 1878 году власти Ялты приняли решение перестроить и увеличить храм святителя, так как он уже физически не мог вмещать в себя разросшееся население города. Проект святыни поручили подготовить выдающемуся ялтинскому архитектору Николаю Краснову.

Контроль над ходом проведения строительных работ возложили на архитектора Карла Эшлимана. Николай Краснов разобрал святыню и возвел вместо нее новую церковь в византийском стиле, которую украсил одним большим куполом с арочными окнами взамен прежних пяти луковичных куполов. Внутренний интерьер храма также был выполнен в стиле византийской архитектуры.

Перестройка храма Иоанна Златоуста велась за счет пожертвований барона Андрея Врангеля и богатой купчихи Юлии Базановой.

Новая церковь, построенная по проекту Николая Краснова, удостоилась чести принять в своих стенах сразу двух великих подвижников и протоиереев, впоследствии канонизированных Русской православной церковью в лике святых.

Первым человеком стал знаменитый святой Иоанн Кронштадтский, приехавший в Крым к умирающему императору Александру III и отслуживший Божественную литургию в храме Иоанна Златоуста в октябре 1894 года.

Имя второго святого было не так популярно, но почитаемо ялтинцами и православными христианами. Это был исповедник Христа, святой мученик Дмитрий Киранов, переехавший в Крым в 1913 году из-за болезни супруги, нуждавшейся в щадящем южном климате.

В дореволюционные годы отец Дмитрий служил вторым священником в церкви Иоанна Златоуста, а в 1928 году был назначен ее настоятелем. Это были тяжелые для храма годы установления в Крыму советской власти и борьбы с обновленческой церковью, поэтому на нового настоятеля вешали одно дело за другим и отправляли его в ссылку за ссылкой.

В конечном итоге священника обвинили в контрреволюционном заговоре и потребовали выдать несуществующих сообщников из среды православных людей. Отец Дмитрий вины за собой не признал и сообщников, которых не было, не выдал. За это в начале января 1938 года святой священномученик Дмитрий был расстрелян.

Осиротевший храм Иоанна Златоуста превратился в продуктовый склад. Во время немецкой оккупации фашисты хранили в нем имущество и ценные вещи. Однако в 1942 году неизвестные подожгли святыню, которая полыхала всю ночь, уничтожая архитекторские труды Николая Краснова и немецкий скарб.

К утру от церкви остались только обугленные стены и худо-бедно уцелевшая колокольня. В 1950-е годы стены были разобраны, а площадка, где раньше находилась церковь, стала местом, на котором расположился рынок. Церковную колокольню трогать не стали, потому что она по-прежнему играла роль маяка.

Как добраться

Адрес:

Ярославская область, Ростовский район, село Годеново.

Проезд:

Расстояние от Москвы до Годеново: от Москвы до города Петровска 180 км, от Петровска до Годеново — 15 км, итого — 195 км.

Как проехать к храму Иоанна Златоуста в Годеново своим ходом:

по ж/д или на автобусе до г.Петровска, далее местным автобусом на пос. Приозерный до с.Годеново. Время отправления автобуса 7.00, 11.40, 15.10 (информация на июль 2010 года).

Как проехать к храму Иоанна Златоуста в Годеново на машине:

если ехать из Москвы, то в г. Петровске (находится между Переславлем-Залесским и Ростовом Великим) повернуть направо по указателю к Храму Иоанна Златоуста. Далее везде по указателям на Годеново к храму Иоанна Златоуста — заблудиться невозможно. В пос. Демьянское на Т-образном перекрестке повернуть налево на Приозерный. После поселка Приозерный повернуть налево на Годеново — тоже по указателю. Если же в этом месте проехать прямо, то дорога приведет в Антушково — сначала будет Захарово, а далее дорога (насыпная дамба) приведет прямо к монастырю Сошествия Креста на Никольском погосте. От Петровска до поворота на Годеново и до самого Годеново хорошая асфальтовая дорога, от поворота на Годеново до Захарово – тоже. От Захарово до Антушково – до места явления Креста и святого источника, где теперь Монастырь Сошествия Креста – грунтовка, и в плохую погоду проехать сложно.

Телефон:

(звонить с 11:00 до 15:00 ежедневно, кроме воскресенья).

Факс:

8(48535) 3-06-45

Электронная почта:

Cайт:

https://www.godenovo.ru/

История и описание

Здание собора начали возводить в 1835 году, проектом занимался архитектор Торичелли из Одессы. Инициатором постройки был архиепископ Гавриил, он же освятил церковь в 1837 году. Деньги на постройку выделялись местным правительством и графом Воронцовым. Стены возводились из известковых блоков, сверху клалась штукатурка.

Церковь получилась в псевдоготическом архитектурном стиле, с пятью золотыми куполами. У собора была построена высокая колокольня, состоящая из трех ярусов. Так как ее было видно из любой точки города, постройка сразу стала ориентиром для гостей и жителей города.

Император Николай I со своей семьей посетил собор сразу после его освящения, он был очарован открывающимся видом и самим зданием. После этой поездки, император приказал присвоить Ялте статус города.

Интересно! Ни один из историков не может точно назвать причину, по которой храм освящался в честь святого Иоанна Златоуста.

Сегодняшний настоятель протоиерей Владислав Шмидт выделяет несколько возможных причин названия собора в честь святого Иоанна Златоуста:

  • день освящения храма находится близко ко дню памяти святителя;
  • рядом с храмом есть мыс, названный в честь данного святого;
  • Иоанн Златоуст был учредителем митрополии Готфской в Тавриде.

Еще о храмах и монастырях Крыма:

  • Мужской монастырь Саввы Освященного
  • Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в Крыму
  • Петро-Павловский кафедральный собор в Симферополе

В 1878 году собор решили перестроить, так как население этих краев значительно выросло и в здании не хватало места всем желающим. Проектом перестройки занимался архитектор Краснов. Спустя 2 года здание храма было расширено, купола были заменены одной большой колонной и шатровым голубым куполом в Византийской технике, с позолоченным крестом.

Колокольня храма Иоанна Златоуста в Ялте

В 1883 году у собора появился придел в честь апостола Андрея Первозванного. На территории собора была возведена часовня, воскресная школа.

В послереволюционное время собор был переделан в продуктовый магазин и склад. В самом начале ВОВ в 1942 году часовня, храм и школа полностью сгорели, осталась лишь колокольня. Обуглившиеся стены простояли до 1950-х годов и были разобраны на материалы. На церковной земле власти организовали рынок.

За восстановление собора принялись только в 1994 году, возводили новое здание по старым чертежам Торричелли. К 1997 году храм был закончен и выглядел точно так же, как при графе Воронцове.

В 1998 году здание освятили и через год подняли на купола кресты.

Для сведения! Сейчас собор является действующим, находится в прекрасном состоянии, с ухоженной территорией, но некоторые реставрационные работы до сих пор ведутся.

Сейчас собор выглядит величественно, его венчают 5 куполов с крестами.

Когда был построен

Проект будущего собора возник в начале 30 годов XIX века, инициатором выступил граф М. Воронцов, занимающий пост генерал-губернатора данного региона, а архитектором был назначен Г. Торричелли.

Торжественное открытие произошло в сентябре 1837 года. Благодаря величественному зданию в псевдоготическом стиле, представляющему собою храм с пятью куполами и трехуровневой колокольней, именно в 1837 году Ялта получила статус города.

Помещение Храма

На этом история храма не заканчивается. В 80 годах XIX века храм видоизменяется. Вместо пяти куполов здание венчает небесный купол в византийском стиле с золотым крестом, над созданием которого поработал архитектор Н. Краснов. Само здание было расширено, и теперь могло принимать одновременно 750 прихожан. В таком виде собор простоял недолго, и уже в 30-е годы был сожжен, а в 50-е – полностью разобран. Нетронутой оставалась только колокольня, да и то благодаря своему навигационному статусу.

Возможно вам также будет интеерсно узнать про то, как выглядят купальни Роффе в Ялте, где они находятся и что собой представляют.

История церкви Иоанна Предтечи в XVII-XX веках

Почти сразу же при храме устроили богадельню, в которой жили 40 стариков, инвалидов и сирот. В 70-е годы XIX века при церкви также создали приходское попечительство, и стали выдавать денежную помощь самым бедным прихожанам – вдовствующим женщинам и сиротам. Чуть позже здесь открыли церковно-приходскую школу, в которой за год обучали грамоте и счету. А в конце XIX века школу преобразовали в женскую, и стали учить в ней уже в течение двух лет. Кроме того, открыли свои двери приют для девочек, швейная и прачечные мастерские. Церковь даже создала собственный благотворительный кружок, в котором учили 400 безграмотных рабочих Ярославской Большой Мануфактуры. После революции 1917 года эту фабрику стали называть «Красный Перекоп».

В 90-е годы XIX века при церкви возникло общество трезвости, и для него выделили отдельный дом с комнатами для библиотеки и чайной. В это же время начали издавать собственный журнал под названием «Приходская жизнь», который выходил ежемесячно. Это было большой редкостью для провинциальных храмов. Любопытно, что этот журнал имел продолжение в Америке. В 1949 году там был образован Предтеченский приход, а спустя 9 лет построена церковь с использованием стилистики ярославских храмов XVII века.

Вид на западный фасад

Проводились и реставрационные работы. Так в 1830 году частично восстановили храмовую роспись. Через 25 лет позолотили иконостас, а сделанный из кирпича, обветшавший пол заменили на чугунный.

В середине 90-х годов XIX века в церковь нанес визит министр финансов России Сергей Юльевич Витте, который инициировал работы по ее капитальной реставрации. В 1903 году она началась. Специалисты заменили храмовый фундамент, ликвидировали трещины в стенах, полностью отреставрировали фрески и иконостас, а также позолотили купола. Пол в храме вновь заменили на плиточный. И через 3 года Иоанно-Предтеченская церковь вновь предстала во всем своем великолепии.

С приходом советской власти период народной любви к церкви закончился. В 1929 году небольшой одноглавый Воскресенский зимний храм стали использовать как столовую для рабочих лакокрасочного завода, а в 50-е годы его снесли. В 1933 году Предтеченскую церковь отдали Ярославскому музею. Но спустя 3 года внутри нее разместили зерновой склад, хранилища для красителей, карбида и кислот, а также оборудовали здесь кузнечное производство и мастерскую. Колокольня от осадки фундамента и работ в кузнице начала крениться. И в 1958 году пришлось проводить большие реставрационные работы, чтобы ее выпрямить. Полное уничтожение храма было предотвращено после вмешательства Главнауки.

Вид на восточный фасад церкви

Архитектура и внутреннее убранство церкви Иоанна Предтечи

Проект Иоанно-Предтеченской церкви типичен для ярославских церквей. Это четырехстолпный храм с пятиабсидным алтарем, окруженный с трех сторон одноэтажными крытыми галереями. Грандиозность и величественность постройке придает то, что два придела были выполнены вровень с основным объемом. На храме установлено пять больших глав, и по пять маленьких имеет каждый из приделов.

К сожалению, автор проекта и руководители возведения этого замечательного храма нам не известны. Но сохранились имена тех мастеров, которые занимались внутренней росписью церкви. Известно, что над фресками работало 16 изографов, которыми руководили потомственный иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов и молодой мастер Федор Игнатьев. Плеханов к тому времени прославился своими росписями больших храмов в Москве, Ростове Великом, Троице-Сергиевской Лавре и Вологде.

Колокольня церкви Иоанна Предтечи

Причем по качеству проработки сюжетов понятно, что иконописцы имели прекрасное богословское образование. В алтарной части храма ими были сделаны 18 композиций по теме «Толкование литургии». Всего же в церкви насчитывают более 500 сюжетных картин. Такой объемной и качественной стенописи нет более нигде в мире. Примечательно, что иконописцы, чтобы сделать библейские сюжеты понятнее простым людям, добавляли много характерных русских деталей – принятые в те времена фасоны одежды и повседневные орудия труда. Сама роспись заняла всего один год. Это говорит о высочайшей квалификации работавших в церкви мастеров.

Внешний декор храма поражает великолепием. Украшающие его стены объемные узоры сделаны из изразцов и специально изготовленного фигурного (или лекального) кирпича. Создается впечатление, что храм словно «обернут» роскошным персидским ковром. Такой стиль, называемый русским или московским узорочьем, сформировался в XVII веке. Для него характерны сложность композиции, затейливость форм и обилие декора.

Рядом с церковью стоит высокая 45 м колокольня, построенная на рубеже XVII-XVIII вв. Два ее нижних яруса – закрытые, а четыре верхних открыты и декорированы затейливыми резными аркадами. Архитектурный стиль, примененный при строительстве колокольни, — московское барокко. В XVII веке он органично пришел на смену русскому узорочью. Колокольня гармонично сочетается с церковью потому, что разделение на ярусы у этих двух строений совпадает. Храмовую территорию окружает частично сохранившаяся ограда с возведенными в стиле московского барокко Святыми воротами.

История церкви Иоанна Златоуста

В XVII века в городе возвели сразу два каменных храма, освященных в честь Иоанна Златоуста. Одну церковь построили в кремле, возле Успенского собора. Но, к сожалению, ее снесли в 30-годы прошлого века, во время борьбы советской власти с религией. Так что увидеть этот архитектурный памятник сегодня можно только на старых фотографиях.

Другой Златоустьинский храм – летнюю церковь построили в бывшей Доиловой слободе, которую позже стали называть Коровниками. На это пошли деньги, выделенные богатыми ярославцами Федором и Иваном Неждановскими. На строительство затратили 5 лет, и в 1654 году новую церковь освятили. Позже оба ктитора (благотворителя) и члены их семей были погребены в ее южном приделе.

Сохранились сведения, что вскоре после постройки храм сыграл в жизни Ярославля большую роль. После ужасного пожара 1658 года мощи святого князя Федора Константиновича Черного, небесного покровителя города, а также его сыновей Давида и Константина из сгоревшей Спасской обители перенесли в Златоустьинский храм. И какое-то время они хранились в этой церкви.

Прошло чуть более четверти века с момента строительства и новое поколение ярославских зодчих взялось за кардинальную переделку церкви. Чтобы храм был лучше освещен, в его основном объеме прорубили высокие оконные проемы и украсили их нарядными наличниками. По углам здания строители сделали изящные пучки полуколонок с цветными изразцовыми вставками. Подзакомарное покрытие заменили на более практичную плоскую четырехскатную кровлю. А чтобы еще более подчеркнуть изящные линии храма, к нему пристроили декоративные крыльца, также украшенные орнаментом из цветных изразцов и белокаменными резными гирьками на входных арках.

Во время этой реконструкции заложили кирпичом приземистые галереи. Здесь ярославские мастера проявили большую фантазию и старательность. Заложенные проемы они декорировали пышными кирпичными наличниками, узоры которых нигде не повторяются, а церковные фасады украсили многоцветной палитрой изразцовых вставок. Качество и красота фигурной кладки говорит о высоком мастерстве работавших в это время каменщиков. Эта переделка придала церкви нарядный и праздничный вид, сделав ее одним из самых красивых храмов не только в городе, но и в России.

Общий вид церкви Иоанна Златоуста

Долгое время прихожане не могли собрать нужные средства, чтобы украсить церковь изнутри. Поэтому росписью стен занялись только в 1732-1733 годах силами знаменитого ярославского знаменщика, то есть мастера высокой квалификации, Алексея Соплякова вместе с артелью местных иконописцев. Хотя эту роспись делали во времена, когда в России в самом расцвете был стиль барокко, ярославцы выполнили более 500 сюжетных клейм в старых иконописных традициях.

В живописных работах, созданных Сопляковым, искусствоведы отмечают особую просветленную световую гамму, с почти акварельными полутонами, а также безупречную композицию. Известно, что в 1863 году храмовую роспись подновляли в клеевой технике. А в 60-е годы прошлого века настенную живопись реставрировала бригада ярославских мастеров, под руководством В.И. Васина.

Вид церкви Иоанна Златоуста со стороны Волги

В конце XIX – начале XX века при церкви открыли церковно-приходскую школу, попечительство и библиотеку с читальней. Редкие работы известного российского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского, сделанные им в 1911 году, донесли до нас облик церкви Иоанна Златоуста в начале XX века. На цветных фотографиях храм предстает с побеленными стенами, на которых контрастно выступают красно-кирпичные декоративные элементы и цветные изразцы. Настоящая сказка в камне!

Церковь закрыли в 1935 году, и начали использовать ее помещения под склады. К большому сожалению, после нескольких лет хранения внутри храма соли, некоторые фрески на его стенах были безвозвратно утрачены. В 1992 году церковь передали в ведение Русской Старообрядческой Церкви, которая и занялась ее реставрацией.

Купола церкви Иоанна Златоуста

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: