Успенский владимирский собор: история, архитектура, правила посещения

Внутреннее убранство

По преданиям и летописям Андрей Боголюбский не скупился на внутреннее убранство храма, где должна была храниться реликвия и святыня Древней Руси, икона Владимирской Божьей Матери. Скульптурные композиции и декоративные рельефы были резными, и покрыты позолотой, фрески украшали стены и своды. Церковная утварь была сплошь из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями.

Три массивные, резные двери покрыты позолотой. Собор Успения сравнивали с храмом Соломона по роскоши убранства и интерьера. Расписные фрески 12 века сохранились отдельными элементами – это, фигуры Артемия и Аврамия на юго-западной стене, а также на росписи на столпах за иконостасом.

Труды древних иконописцев московской школы сохранились фрагментами и в полном виде, занимая более 300 кв.м. площади стен и сводов Успенского собора. Эти росписи — доказательство истинного высокого искусства и таланта, яркое проявление древнерусской живописи. Одухотворенность, смирение и доброта сквозит во взглядах персонажей изображений. Выражают особый духовный настрой того времени.

Рублев и Черный использовали все архитектурные особенности сводов собора, и искусно вплетали фигуры людей и формы изображений под линии и изломы строения. Все композиции храма подчинены одной теме — духовному подъему русского народа. Иконостас, сделанный Рублевым, состоял из 4 рядов, где размещались 83 иконы. В свое время, это был самый большой иконостас.

И фрески и иконостас созданы в одном стиле, и взаимно дополняли друг друга, образуя единую композицию, объединяя художественными приемами скульптурные и архитектурные части собора. Росписи притягивали взоры утонченностью.

Во всем творчестве Андрея Рублева прослеживается единый стиль: изящество и грация фигур, душевность и милость, покой и любовь в глазах, лицах ангелов, апостолов, жен и детей. В 1774 году на месте Рублевского иконостаса купцы Бочкаревы, построили другой, в три яруса, в стиле барокко, вошедшего в моду в те времена.

Резчики выполнили сложную работу, и соорудили 20-метровое строение, с широкими карнизами между ярусами. С резными колонками и пилястрами с коринфскими капителями. В резных рамах с затейливыми узорами поместили иконы. Позолота иконостаса была сделана червонным золотом на зелено-изумрудном фоне, и производила огромное впечатление на прихожан.

Резные Царские врата изображают «Благовещение». Фигуры Архангела и Девы Марии представляют створы ворот. Вся композиция состоит из витиеватых узоров из листьев, цветочных гирлянд и плодов, что придает воротам большую причудливость. 123 иконы написаны мастерами владимирского архиерейского дома, маслом на досках из липы.

На рубеже 70-80-х годов ХХ столетия проведены обстоятельные и сложные реставрационные работы по сохранению сокровищницы архитектурного чуда Древней Руси. Белокаменный известняк был очищен и обработан специальным составом. Пятиглавые купола были позолочены. Росписи внутри церкви укрепили специальными растворами, урегулировали температуру и влажность внутри для сохранности.

Современное состояние собора

Сегодня крестово-купольный пятиглавый храм соединяет в своём облике два строительных этапа: древнее трёхнефное ядро и равные ему по площади двухъярусные галереи, образовавшие два дополнительных нефа.


Рисунок 2. У алтаря

Архитектура и убранство собора

Объёмно-пространственное решение святыни — четверик с хорами, которые имеют позакомарное покрытие. Завершаются они шлемовидными главами. Полукруглые апсиды находятся на одном уровне с четвериком, внутреннее пространство которых заполнено шестнадцатью столпами.

Фасады разделены на прясла полуколоннами, каждый участок стены также имеет позакомарное завершение. Окна щелевидной формы и умеренное украшение двухъярусного фасада рельефами лишь подчёркивают красоту белого камня. Он использовался и для фундамента, в основе которого положены несколько рядов булыжников. В архитектуре собора можно видеть сочетание элементов классики (спаренные колонны колокольни) и псевдоготики (стрельчатые арки). Общий стиль храма носит название русской романики.

Что расположено внутри

Собор поражает своим великолепием. Молельня украшена скульптурами людей и животных. В хоры храма путь лежит через лестничную башню, которая примыкает к западному пряслу. Стены гладкие, но их лаконичность разбавляют рельефы из святилища Андрея Боголюбского. С юго-западной стороны можно видеть фигуры двух святых — Артемия и Авраамия. Они расположены на заиконостасных столпах.

Внутри восхищает буквально всё: обилие золота и серебра, мозаичные полы, деревянные двери с декоративными элементами, вычурный барочный стиль.

Иконостас

Это архитектурное сооружение впечатляет своими грандиозными размерами — его высота более 20 метров. Имеющий пирамидальное построение, иконостас выполнен в три яруса: местный, деисусный и праздничный. Он включает 123 иконы, написанные на липовых досках масляными красками. Каждая является произведением искусства. Деисусный ярус представлен пятнадцатью трёхметровыми иконами, разделёнными профилированными поясами (по горизонтали) и колонками с пилястрами (по вертикали).

Завершением иконостаса служит горельефное изображение Саваофа с восемью скульптурами ангелов, которые увенчивают композицию с разных сторон. Художественную ценность представляет также изображение «Благовещенья» с резными царскими вратами. Резьба в виде цветочных гирлянд, листьев аканфа, плодов винограда и граната очень объёмна, из-за чего создаётся игра света, дополняемая бликами золота.


Рисунок 3. Внутреннее великолепие собора

Святыни, реликвии

Почти 90% настенных росписей выполнены в XIX в., однако в результате реставрации были обнаружены и восстановлены фрагменты композиции, принадлежащей Андрею Рублёву. Это «Страшный суд» 1408 года.

В отдельной раке хранятся святые мощи Андрея Боголюбского, а в некрополе Успенского собора можно также обнаружить высохшие останки других великих князей — младшего брата Всеволода, Юрия Всеволодовича, Глеба Муромского и других. Здесь же погребения более 40 представителей княжеского и архиерейского сословий. Для этих целей в галерее оборудованы специальные ниши. Среди погребённых митрополит Максим, известный тем, что перенёс во Владимир кафедру из Киева. Это произошло в 1299 году.

История храма

Успенский собор построен в 1158-1560 гг. Князь Андрей Боголюбский сделал Владимир своей столицей и начал в нем новое помпезное строительство. Были приглашены лучшие мастера — по некоторым сведениям, часть из них прислал сам Фридрих Барбаросса. Новый храм был выше, чем знаменитые киевская и новгородская Софии.

В 1185 году случился пожар, который уничтожил часть росписей и храм был обновлен и переделан. Это случилось при следующем князе — Всеволоде Большое Гнездо, младшем брате Андрея. Именно при нем Владимирское княжество стало самым обширным и могущественным из русских земель, а Успенский собор был главным ее храмом и усыпальницей правителей: и Андрей Боголюбский, и его сыновья, и сам Всеволод были похоронены там.

В эти годы Успенский собор был обнесен широкими закрытыми галереями, а в старых стенах были сделаны арки — получилось, что старый храм как бы находится внутри нового. Часть резьбы была перенесена на новые внешние стены, часть выполнена заново. Ученые спорят о том, был ли первоначальный храм пятиглавым или одноглавым, но у нового храма совершенно точно было уже пять глав.

В 1238 году собор горел при штурме Владимира татаро-монгольскими войсками, но сильно пострадал только интерьер, а внешний облик остался неизменным. В XIV веке при Дмитрии Донском он заново расписывается артелью Андрея Рублева и Даниила Черного. К XVIII веку здание сильно обветшало. В начале XVIII века перестройке подверглась крыша собора — ее заменили на обычную четырехскатную. Но состояние его по-прежнему оставляет желать лучшего.

В 1769 году Владимир посетила Екатерина II. Она выделила 14 тысяч рублей на ремонт древнего храма. В процессе этого ремонта забелили старые рублевские фрески и разобрали иконостас. Вместо старого поставили резной барочный в духе нового времени. Вырезали его мастера Калистрат и Степан Бочкаревы. Иконы в него поместили тоже новые — работы владимирского иконописца Строкина.

В самом начале XIХ века были срыты земляные валы старой крепости, а храм был обнесен новой оградой. В 1810 году была построена новая колокольня взамен старой, в которую попала молния. Колокольня была построена уже в стиле классицизма, но сделана так, чтобы вписываться в общий ансамбль – например, ее гипсовые украшения отчасти повторяют белокаменную резьбу храма. На первом этаже колокольни была устроена часовня. В 1862 году по проекту Н. Артлебена перестраивается теплый придел Георгия Победоносца – теперь он соединяет храм и колокольню. В эти годы постепенно начинается открытие древних фресок собора.

История собора

Возведение

Строить храм начали в 1158 году. По указанию великого князя Андрея Боголюбского были собраны лучшие мастера из разных земель. Были также задействованы мастера (иконописцы, ювелиры, золотильщики) от императора Фридриха Первого (Барбароссы).

Осенью 1160 года сбор был полностью построен, а в начале 1161 года закончены все работы по его росписи и декорированию. Свято-Успенский Кафедральный собор был освящён и обрёл статус главного храма Руси.

Верх храма состоял из центральной главы, к которой позже были пристроены ещё четыре. Свод держался на шести столпах. Высота его верхней точки равнялась 32 метрам.

Фасад изобиловал разнообразным скульптурным рельефом (белокаменная резьба):

  • пилястры с капителями;
  • декоративные фризы;
  • тематические композиции;
  • фигуры и маски львиноподобных существ.

Примечание! На сооружение храма пошло множество дорогих материалов. В качестве основного материала использовался качественный белый камень, который привозили из Волжской Болгарии. Стены были облицованы мрамором. Глава собора была покрыта позолотой, а кровля обита кованым серебром.

Для внутреннего убранства использовались:

  • золото;
  • серебро;
  • жемчуг;
  • драгоценные камни;
  • искусная роспись и шитьё.

Позднее часть богатств была похищена боярами Мстиславом Ростиславовичем и Ярославом Ростиславовичем, а часть уничтожена в пожаре 1185 года.

Перестройка храма

Первые пристройки к собору сделал князь Всеволод Георгиевич (брат Андрея Боголюбского). Он же обновил его после пожара 1185 года. Стены пристраивались с южной, северной и западной сторон. В новой галерее была устроена княжеская усыпальница.

Были возведены ещё четыре главы и покрыты золотом. В 1408 году по воле московского князя Василия Дмитриевича росписью храма занимались такие известные мастера как Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Фрагменты их работ сохранились до наших дней.

Царствующие особы и состоятельные придворные вносили свой вклад в перестройку и украшение Успенского собора. В 1708 году оконные проёмы были расширены и укреплены контрфорсами. В 1767 году по распоряжению Екатерины II на внутреннее убранство и благолепие собора было выделено 14 тысяч рублей (примерно 624 млн. руб. в современных деньгах).

Древний иконостас заменили на более современный, выполненный в стиле эпохи возрождения. В 1810 г. внешний облик собора ещё сильнее изменился, когда вместо старой колокольни построили новую.

В 1891 году была организована серьёзная научная реставрация:

  • заменили весь повреждённый белый камень на новый;
  • восстановили настенные изображения, которые были обнаружены под слоем краски и штукатурки;
  • восстановлена лепнина;
  • возвращён первоначальный облик гробницам;
  • тяжёлую кирпичную кладку сняли и сделали дугообразную крышу с позолотой;
  • вернули окнам прежние очертания (в византийском стиле);
  • контрфорсы были убраны.

Успенский Собор во Владимире сегодня

Всемирный интерес к Успенскому собору появился еще в конце XIX века, как к уникальному памятнику русского белокаменного зодчества. Его трепетное сохранение в течение более 8 веков, говорит об историческом и культурном значении собора в жизни Древней Руси и России.

Владимирская епархия от имени Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальский музей ведут совместную деятельность в стенах этого собора-памятника. Регулярные богослужения, музейные экспозиции ведутся вместе с 1944 года.

Большое внимание уделяется техническому состоянию здания, ведутся исследования и контроль над температурным режимом, влажностью воздуха в помещениях, для сохранения редчайших древних росписей и икон. Общее состояние собора удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к таким историческим зданиям

Кроме крестильной, где находятся служебные помещения, все постройки используются по первоначальному замыслу. Официальное название храма «Свято-Успенский кафедральный собор». Он открыт для посещения каждый день с 7-00 до 19-00, кроме понедельника с 7-00 до 12-00. Во время богослужения вход в собор бесплатный. Службы проводятся каждый день с 7-30.

В воскресные и праздничные дни утренние литургии с 6-30 и с 9-00 часов. В 17-00 начинается вечернее богослужение. Владимиро-Суздальский музей работает с одним выходным днем в понедельник, в остальные дни с 13 до 16-45 ч.

Успенский Собор во Владимире работает во все дни, кроме понедельника. Каждый может посетить культурное здание.

Цены на билеты в музей Взрослый Дети с 7 до 16 лет Дети с 16 лет, студенты, пенсионеры
Входной билет без экскурсионного обслуживания 150 руб. Бесплатно 75 руб.
Входной билет с профессиональным экскурсоводом 300 руб. 100 руб. 150 руб.

Ежедневно Успенский собор во Владимире посещают сотни человек, желающих прикоснуться к многовековой истории памятника, строительство которого восславило имя его создателя на века, и сделало храм символом славного города.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Некрополь

Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши — аркосоли в стенах Всеволодовских галерей. Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие – в нишах и под полом. Среди покоящихся в соборе или близ него:

  • Бглв. вел. кн. Агафия Всеволодовна (+ 1238)
  • Александр Виноградов, прот. (+ 1908)
  • Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович (+ 1238, память 4 февраля)
  • Блгв. кн. Глеб Андреевич (+ 1175, память 20 июня)
  • Свт. Максим, митр. Киевский (+ 1305, память 6 декабря)
  • Сщмч. Митрофан, еп. Владимирский (+ 1238)
  • Никон (Софийский), архиеп. Карталинский (+ 1908)
  • Павел (Гребневский), еп. Владимирский (+ 1770)
  • Сщмч. Патрикий, свящ. (+ 1411, память 3 июля)
  • Платон (Петрункевич), еп. Владимирский (+ 1757)
  • Свт. Серапион, еп. Владимирский (+ 1275, память 12 июля)
  • Вел. кн. Ярослав Всеволодович (+ 1246)

Архитектурные особенности

Храм по тем временам был монументальным сооружением. Он вмещал 2000 молящихся одновременно. После расширения его пределов возможности по вместительности помещений удвоились.В конце 19 век начались реставрационные работы по восстановлению здания. Тогда его вновь открыли для богослужений.

За многие столетия здание видоизменялось и реконструировалось. Первоначально это была одноглавая церковь с тремя нефами.

Со всех сторон, кроме восточной, были пристроены притворы. Западная стена украшалась башнями. При княжении Всеволода они были разобраны. Второй ряд стен представлял высокую галерею, соединенную арками с основными стенами. По углам поставили 4 золоченые главы.

Обратите внимание: кроме фресок в 15 веке Рублев и Черный написали ряд ликов для иконостаса. Кисти Рублева принадлежат 7 основных икон праздничного ряда

Колокольня пристроена в 1810 году. Ее высота – 55 метров. Это монументальное сооружение, сочетающееся по стилю и материалу исполнения с древним храмом.

Между Успенским собором и его звонницей пристроена небольшая Георгиевская церковь. С северной стороны к зданию поднимается обширная городская площадь.

Интересные факты

Ниже приведены интересные факты о самом соборе, его иконах и Андрее Рублеве.

Факты об Успенском соборе

  1. В конце XV века Владимир посетил итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, чтобы сделать описание собора, снять чертежи и построить по его подобию Успенский собор Московского кремля. Легенда утверждает, что Ивану III не просто понравился собор во Владимире, и он решил строить похожий. Царь верил, что собор во Владимире строился по проекту, который Богородица показала Андрею Боголюбскому в видении. В 1472 году митрополит Московский начал перестраивать старую одноглавую церковь в Кремле, но землетрясение в 1474-м разрушило здание. Это восприняли как проявление божественного несогласия, и тогда начался поиск особенного архитектурного проекта.
  2. В московском Успенском соборе короновали последнего императора России Николая II.
  3. Название «Успенский» носят 33 храма на территории России. Также Успенские соборы есть за рубежом.
  4. В летописях Успенский собор во Владимире называют златоверхим. Его купола были покрыты «червоным золотом», как пишет летописец. Позолота использовалась и на барельефах. Храмовые ворота тоже были золочеными, а плиты пола покрыты медными листами, что усиливало общее впечатление от золотого собора. Пламя свечей отражалось от золотой церковной утвари, украшенной драгоценными каменьями. Все вместе производило на посетителей неизгладимое впечатление. После пожара князь Всеволод сделал убранство еще более богатым, но все это было разграблено во время взятия города монголо-татарами.

Факты об Андрее Рублеве

  1. Имя Андрея Рублева впервые упоминается в 1405 году в списке тех, кто вместе с Феофаном расписывал иконы Благовещенского собора Московского Кремля. Рублев замыкает список, что означает, что в 1405-м он был самым младшим из команды иконописцев по возрасту и положению.
  2. Известно, что Рублев расписывал иконы Успенского собора и Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Их настенные росписи до конца не отреставрированы и не очищены. Предполагают, что там могут обнаружиться неизвестные работы мастера.
  3. Площадь сохранившихся в Успенском соборе фресок Рублева — около 300 кв. м. Иконописец также написал для собора 83 иконы. Сохранившиеся выставлены в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.
  4. В 1988 году иконописец Рублев был причислен Русской православной церковью к лику святых. Дни его памяти — 29 января и 4 июля.

Факты о Владимирской иконе

  1. По легенде, после сожжения храма монголо-татарами сохранилась только Владимирская икона. Татары украли лишь ее оклад.
  2. Искусствоведы считают, что к созданию Владимирской иконы Божьей Матери в знакомом сейчас всем виде причастны в том числе и руки Андрея Рублева. Нежность и умиротворение в облике Богородицы — черты, присущие работам именно этого мастера. Но доказать, что Рублев был в числе тех, кто в свое время работал над иконой, пока не удалось. А всего образ прописывали с момента создания в первой трети XII века четырежды: в XIII столетии, в XV (как раз об этом моменте и ведутся споры о причастности Рублева), в 1514 году и в середине 1890-х, перед коронацией последнего российского императора.
  3. Чудотворной Владимирской иконой венчались на княжение Дмитрий Донской и Александр Невский.
  4. Владимирская икона — самый любимый в России образ Девы Марии. С ним связано множество чудес. В 1395-м она спасла Москву от монгольского нашествия. С ее помощью Андрей Боголюбский победил волжских булгар. Считается, что во время Великой Отечественной войны самолет с Владимирской иконой облетел Москву, и покровительство Богородицы спасло город от взятия фашистскими войсками.

Факты о других иконах собора

  1. Боголюбская икона Богородицы считается первой, которую написали русские мастера. Предположительно, ей больше 850 лет.
  2. В 1918 году во время реставрации обнаружили, что изображение на Максимовской иконе двойное. Первое написано в XVI веке, а второе — в XVIII.
  3. В 2010 году Максимовская икона вместе с другими достопримечательностями была на выставке в Париже.

Успенский собор во Владимире, а точнее его колокольня, считается центром города, хотя этот интересный факт никто научно не проверял. Собор расположен в пешей доступности от городских вокзалов по адресу: ул. Большая Московская, 56, и открыт для посетителей все дни, кроме понедельника. Можно прийти самостоятельно или посетить храм вместе с экскурсией. Их проводят в перерывах между богослужениями, то есть около 13 и 17 часов.

Интересные факты

  • Благодаря вскрытию мощей Андрея Боголюбского, у нас появилась возможность увидеть его облик. Его череп исследовался в начале 40 гг. и М. Герасимов выполнил свою знаменитую реконструкцию. В начале XX века были проведены новые исследования и сделана еще одна реконструкция, отличающаяся от герасимовской.
  • Иконы из разобранного иконостаса Успенского собора сейчас находятся в Третьяковской галерее. Специалисты спорят, является ли их автором сам Андрей Рублев или кто-то из его подражателей.

На заметку

Местоположение. г. Владимир, ул. Большая Московская, 56.

Как добраться. Как добраться. Электричкой с Курского вокзала или автобусом от м. Щелковская до Владимира, далее троллейбусами №5, 10 и 12 до центра города, или вверх по лестницам до Успенского собора. Вход свободный.

Архитектура собора

Здание состоит из ядра, построенного князем Андреем, и двух галерей, возведенных его братом Всеволодом. Галереи удваивают площадь собора. Она составляет 1178 кв. м. По площади собор был крупнейшим на Руси.

Подкупольное пространство освещает свет, льющийся сквозь окна барабана. В восточной части стоит алтарь. В западной на втором ярусе размещаются хоры. Храмовое убранство состоит из фресок, изображающих сцены из Библии, каменных барельефов и декоративных элементов.

Богатый золотой иконостас состоит из 3 ярусов. Общая высота — 20 м. Всего на нем размещены 123 иконы. Их разделяют профильные пояса, покрытые позолотой. Завершает иконостас горельеф, изображающий Саваофа и ангелов.

Храмовые двери кроме входа выполняют представительскую функцию. Поэтому они массивные, высокие, как бы утопленные в стене. Места навески прикрывают каменные плечики.

Как добраться до Успенского Собора

Самостоятельные туристы могут добраться до города Владимир на автомобиле, по трассе М7. Расстояние — 220 км. Время в пути — 2,5 ч. Маршрут из Москвы до Владимира можно совершить на рейсовых автобусах со Щелковского автовокзала, Курского вокзала и автовокзала Новогиреево. Автобусы отправляются каждые 20 мин.

На поезде «Ласточка» по направлению Нижний Новгород с остановкой во Владимире можно уехать с Курского вокзала. С Ярославского вокзала можно доехать транзитным рейсом на поездах по 9 направлениям. Успенский собор находится на ул. Большая Московская, 56, рейсовые автобусы могут сделать остановку на Соборной площади. Расстояние от вокзалов меньше 1 км. Пешком 14 мин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: