История
Строительство двух фонтанов было запланировано еще в начале 1720-х годов, когда велись работы по созданию Руинного каскада (сейчас Руинный или Мраморный каскад называется Шахматной горой). По проекту Николы Микетти водометы планировалось разместить на площади перед Руинным каскадом.
Вместе с тем, к сооружению источников приступили лишь в 1738 году. Проект был разработан архитекторами Иоганном Бланком и Иваном Давыдовым.
Работы по прокладке труб велись под руководством фонтанного мастера Поля Суалема. Сначала вода поступала от небольшого водоема, расположенного на горе, затем для усиления напора фонтанные трубы проложили к недавно вырытому водоему — Красному пруду. Работы завершились осенью 1739 года.
Первоначально Римские фонтаны были выполнены из дерева, покрытого свинцовыми листами. Для оформления бассейна использовались плиты из путиловского песчаника и пудовский известняк.
В 1756 –1759 годах Бартоломео Франческо Растрелли подготовил проект, согласно которому пирамиды планировалось перестроить в каменные.
В 1763 году их перенесли на восемь метров дальше от Руинного каскада в сторону Монплезира, установив на оси Березовой аллеи (эта аллея связывает Марли и площадь Шахматной горы).
Однако, замысел архитектора был реализован лишь частично: сами чаши и пьедесталы остались деревянными, их окрасили под мрамор и только фундамент был сделан из камня. Вместе с тем, сооружения стали выглядеть монументальными, а резные деревянные детали придали им пышность и нарядность.
Со временем деревянные конструкции обветшали и в 1797 году вышел указ о сооружении Римских фонтанов из гранита и мрамора. Работы велись под руководством архитекторов Франца Броуэра, Фридриха Штенгеля и Тимофея Насонова, а также мастера фонтанных дел Федора Стрельникова.
Римские пирамиды украсили разноцветной мраморной облицовкой и отлитыми из свинца маскаронами, фестонами и венками, гирляндами и раковинами.
Работы были завершены к лету 1800 года. В 1817 году по рисункам скульптора Ивана Мартоса были выполнены новые маскароны из позолоченной бронзы, которые установили на нижних восьмигранных чашах. В таком виде фонтаны сохранились до настоящего времени.
Интересно, что русский художник Александр Бенуа создал серию цветных литографий с изображением Римских фонтанов.
В 1836 году о них писал и поэт Федор Тютчев:
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Во время войны немецкие оккупанты разрушили мраморную облицовку пирамид и бассейны, подорвали водопроводы.
В послевоенное время Римские фонтаны Петергофа были отреставрированы. Утраченные детали, в том числе и похищенные немецкими оккупантами свинцовые украшения, в 1954 году были заменены на новые.
Верхний парк и его фонтаны
По сравнению с Нижним, Верхний парк небольшой. Его площадь всего 15 га. Он располагается перед Большим дворцом и воспринимается как парадный въезд резиденции. Парк светлый и просторный с гармоничной планировкой по эскизам самого Петра.
При жизни первого императора России парк имел хозяйственное назначение. На грядках созревали овощи, в кадках росли фрукты, в трех прудах плескалась рыба.
Лишь в середине XVIII века вместо овощных грядок появились беседки, аллеи подстриженных деревьев, статуи, солнечные часы. Самое замечательное в изменении облика парка стало устройство фонтанов.
Первый фонтан парка – Дубовый. В центре «рос» свинцовый дуб, отсюда и название. Рядом с главным входом фонтан Межеумный, или Неопределенный. В названии отражаются смены декора. Скульптуры Весна и Лето представляют фонтаны Квадратных прудов.
В центральном бассейне Верхнего сада находится фонтан Нептун. На постаменте фигура морского божества в короне с трезубцем в руке. Вокруг статуи тритоны, всадники, дельфины и драконы. Фонтан купил Павел I в Германии, он считается одним из старейших в Петергофе. С юга бассейн украшает небольшой каскад с бронзовым Аполлоном.
История фонтанов
Два фонтана построили в 1939 году, когда Петергоф уже имел много других «водных феерий». Проектированием новых водометов занимались зодчие Иоганн Бланк и Иван Давыдов, а трубы для фонтанов прокладывали под началом опытного мастера-гидротехника Поля Суалема. Вначале воду сюда пустили из маленького водоема, вырытого на горе. Однако, струи получались недостаточно мощными, поэтому к водометам провели новый трубопровод от Красного пруда. Абсолютно симметричные фонтаны соорудили из дерева и обшили свинцовыми листами, а бассейны для них построили из пудотского известкового туфа и путиловского песчаника.
Деревянные части довольно быстро обветшали, поэтому в 1763 году Франческо Бартоломео Растрелли предложил сделать их заново и установить на более долговечные каменные постаменты. Чтобы деревянные водометы походили на мраморные, их расписали «под камень». Кроме того, парные фонтаны отодвинули на 8 м к северу от Шахматной горы и поставили на оси Березовой аллеи, которая связывает площадь каскада Шахматной горы с дворцовым комплексом Марли.
Вид на фонтаны с Берёзовой аллеи
На этом реконструкция фонтанов не закончилась. В конце XVIII века под надзором главного архитектора Петергофа — Франца Петровича Боуэра парные фонтаны сделали из кирпича и гранита, облицевали мрамором, а старые детали из дерева заменили на свинцовые.
Во время Великой Отечественной войны окрестности Санкт-Петербурга оказались в зоне немецкой оккупации. Фашисты хозяйничали здесь около двух лет, а когда территорию освободили, практически все фонтаны Петергофа оказались разрушенными. У Римских фонтанов были взорваны трубопроводы, искорежена мраморная облицовка и каменные бассейны.
Восстановлением утраченного в Петергофе занимались много лет. Однако Римские фонтаны удалось восстановить одними из первых. Публика смогла любоваться высокими струями уже в 1949 году.