Церковь михаила архангела

Ярославская церковь Ильи Пророка

А выдающимся памятником церковной старины и художественной русской культуры XVII столетия является Церковь Ильи Пророка, вписавшая яркую страницу в развитие архитектурной и живописной школы Ярославля. Она возвышается в центре главной площади города – Советской (ранее – Ильинской).

Этот красивый четырёхстолпный пятиглавый храм, построенный в период с 1647 по 1650 годы богатейшими ярославскими купцами Скрипиными, был возведён на месте деревянной Ильинской церкви, особо почитаемой ярославцами. Ведь по преданию, город был основан именно в праздник этого святого. В 1778 собор стал центром новой городской планировки.

Сегодня это одно из самых главных и самых ценных архитектурных сооружений центра города, его главный символ. А сохранившиеся фрески собора, созданные в 1680 году ярославскими мастерами, представляют собой лучший стенописный ансамбль XVII века. Он относится к музею-заповеднику и является федеральной собственностью.

Из истории ярославского церковного зодчества

Церкви Ярославля на протяжении целых столетий приводили в изумление приезжих и были предметом гордости горожан. На их сооружение тороватые купцы никогда не жалели средств, работы выполнялись по высшему стандарту, а к строительству привлекались самые лучшие архитекторы, каменщики и иконописцы.

Долгие столетия ярославские храмы были преимущественно деревянными. Древнейший каменный храм, сохранившийся на ярославской земле, — Спасо-Преображенский собор в музее-заповеднике. Свою многовековую историю он отсчитывает с начала 16 века.

Собор занял место старой церкви, построенной в 13 веке на территории Спасо-Преображенского монастыря.

Каменные церкви стали массово возводиться со второй половины 17 века, причиной этому послужил сильнейший пожар, в результате которого выгорел почти весь город. На Ярославщине наступил золотой век церковного зодчества. То тут, то там вырастают новые каменные церкви с массивными пятиглавиями, богато украшенные декоративными элементами. В каждом из этих храмов неизменно проявлялся местный колорит и самобытный ярославский характер. Церковные интерьеры украшались бесценными стенописями, по красоте и мастерству им не было равных ни в одной другой русской губернии.

К огромному сожалению, до нашего времени дошли не все церковные жемчужины Ярославля, множество из них было утрачено во время белогвардейского восстания 1918 г., а большая часть разрушена в 1930-е гг. В частности, в 1937 г. город потерял Успенский кафедральный собор (сегодня на его месте возвышается более монументальный Успенский собор, «воссозданный» к тысячелетнему юбилею города). Красная площадь раньше называлась Семёновской в честь церкви Симеона Столпника, которая располагалась за спиной современного памятника Ленину, но была снесена в 1933 г. Церковь Петра и Павла на волжском берегу пострадала в восстании 1918 г., в 1922 г. была полностью отреставрирована, но спустя 15 лет тоже снесена. И таких горьких страниц в истории Ярославля десятки.

Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела была одной из первых церквей Ярославля, конечно, на протяжении многих веков ее существования она неоднократно перестраивалась. Первая деревянная церковь была построена на берегу реки Которосли ростовским князем Константином Всеволодовичем в 1216 году. В конце XIII века на этом месте был построен новый деревянный храм на средства княгини Анны, второй жены князя Федора Ростиславовича. По преданию, она построила эту церковь в память о Михаиле, погибшем сыне князя Федора от первого брака.

Каменная церковь Михаила Архангела была построена в 1657-1682 годах на средства прихожан. Ее уникальность заключается в том, что в ней отразились черты двух периодов развития ярославского зодчества XVII века. Она закладывалась в соответствии с архитектурными традициями начала XVII века, поэтому она поставлена на высокий подклет, который служил складом для товаров с соседней Торговой площади. Однако в верхней части храма отразились архитектурные приемы, свойственные более позднему периоду: крупные и главы, высокие окна, четырехскатное покрытие, замаскированное декоративными закомарами, изразцовая отделка крыльца.

Первоначально церковь Михаила Архангела была с трех сторон окружена галереями, но сохранилась только западная с массивным крыльцом на ползучих арках. С северо-западной стороны к церкви примыкает придел Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, над которым возвышается четырехгранная колокольня, увенчанная шатром со слуховыми окнами и маленькой главкой. С южной стороны к храму примыкает зимняя церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Фасады церкви выкрашены в насыщенный красный цвет, а наличники окон и декоративные элементы, углы зданий – в белый.

Церковь Михаила Архангела была расписана в 1731 году ярославскими живописцами во главе с Ф. Федоровым. Над царскими вратами находился образ Богоматери Владимирской, в церкви висела икона Архистратига Михаила, хранящаяся сейчас в Третьяковской галерее. Обе иконы, по преданию, находились в церкви со времен княгини Анны.

В 1924 году церковь Михаила Архангела была закрыта. В советское время церковь отреставрировали и в 1992 году передали Русской Православной Церкви. С тех пор он является действующим храмом.

Справочная информация |
География и экономика |
История и культура |
Гостиницы и турагентства |
Важные телефоны |
Казанский монастырь |
Толгский монастырь |
Комплекс Спасского монастыря |
Спасо-Преображенский собор |
Церковь Ильи Пророка |
Церковь Михаила Архангела |
Театр Федора Волкова |
Музей-заповедник |
Николаевский Бабаевский монастырь

«…От Рождества Христова 1213…»

Архистратига Михаила церковь — так названа она в рукописи XVIII века — одного возраста со старейшим ярославским храмом — Успенским собором. Житие князей Константина и Василия, составленное иноком Пахомием в первой половине XVI века, свидетельствует: Василий «…в лето 6723 (1215 по христианскому исчислению)… заложил церковь… брусяную, собор Архистратига Михаила» и в том же году завершил её.

Есть, однако, данные, что церковь старше собора: в уже упомянутой рукописи XVIII века говорится: «Церковь Архистратига Михаила сооружена… князем Константином… в лето от Рождества Христова 1213…». Изыски летоисчисления, впрочем, важны скорее историкам: для жителей и гостей Ярославля церковь — древнее и уже по одной этой причине священное свидетельство родной истории, культуры и веры.

Простояла брусяная церковь недолго, менее века. В 1295 году княгиня Анна, жена Феодора Ростиславича, сооружает новый храм, для оснащения которого дарит «Богоматери икону», а храм повелевает называть соборным. По неподтверждённым данным, храм становится дворцовым для князей и существует намного долее первого: упоминания о нём учёные обнаружили в Переписной книге города Ярославля, датированной 1646 годом.

От второго по счёту храма дошли до нас святые реликвии — образ Михаила Архангела (изъят и увезён в Третьяковскую галерею); икона Богоматери Смоленской (считают, что её привёз Фёдор Чёрный из Смоленска в конце XIII века, по возвращении с недолгого своего княжения); образ Владимирской Божьей матери над Царскими вратами — восьмивершковой высоты (около 40 см), в серебряной ризе, с святыми «греческой церкви» и пророчествами в углах.

Та церковь, что встречает вас у Которосли сегодня, появилась в веке XVII. В 1657 году в городе заложен новый храм, строить который горожане решили на свои деньги. Постройка шла долго, более 20 лет: такой вывод сделали историки на основании даты освящения храма — в 1682 году. Причина тому — не скупость горожан, а общая беда: в 1658 году обездолил город великий пожар, оставив множество ярославцев без крыши над головой.

Четверть века строительства проявила себя в несколько разнохарактерном облике храма: вкусы заказчиков — представителей ярославского купечества — сменились, что и отразилось в архитектуре и облике церкви.

Церковь Спаса Преображения на Городу

Эта старинная кирпичная церковь, построенная в 1672 году на средства купца Кислова. Она представляет собой крупный пятиглавый четверик с шатровым приделом у северо-восточного угла, шатровой колокольней у северо-западного угла и боковыми папертями.

Известно, что на этом самом месте, на главной торговой площади, так называемом «городском торгу», во времена удельных ярославских князей существовала древняя деревянная приходская церковь Спаса Преображения. Отсюда и её наименование – «Спас на Городу». И хотя деревянная церковь сгорела при пожаре 1658 года, новая каменная церковь сохранила её название. Её главная достопримечательность – это старинные фрески.

История церкви Михаила Архангела

По сохранившемуся преданию самый первый храм, на месте, где сейчас расположена церковь, был выстроен еще в 1215 году по воле третьего ярославского князя Константина Всеволодовича (Мудрого). Его возвели из бруса и освятили в честь Архистратига Михаила. Простоял этот храм почти 80 лет.

Вид на церковь с ул. Первомайской

Когда он обветшал, его заменили новым, тоже деревянным. И вторая супруга ярославского князя Федора Ростиславовича Черного — Анна передала в дар новой церкви очень красивую икону с ликом Архистратига Михаила, богато украшенную золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями. По ее распоряжению храм стали считать соборным. Кроме этого, он, как считают историки, выполнял функции дворцовой церкви, так как ярославские удельные князья жили в то время неподалеку.

Интересно, что Анна была дочерью хана Золотой Орды и получила свое имя при крещении. Брак между нею и ярославским князем произошел с разрешения константинопольского патриарха. И в этом союзе было рождено два сына – Давид и Константин.

Вид на церковь с Которосльной набережной

В 1657 прихожане собрали необходимые средства и заложили новый каменный храм. Но спустя год в городе произошел опустошительный пожар. Огонь поглотил почти все деревянные постройки и причинил огромный ущерб немногочисленным тогда каменным строениям. Ярославцы очень долго оправлялись после такого страшного бедствия. На строительство новой церкви не хватало ни средств, ни сил, и оно растянулось на целых 25 лет. Освящение храма произошло только в 1682 году при митрополите Ионе Сысоевиче.

Церковь располагалась на западной окраине Стрелецкой слободы города и служила местом для моления военнослужащих. То есть была гарнизонной. И это не случайно, так как Михаил Архангел издавна почитался военными как небесный покровитель и защитник.

Вид церкви Михаила Архангела с колокольни Спасо-Преображенского монастыря

Сохранились старые фотографии церкви, сделанные в начале XX века. На них видно, что фасады храма побелены. В это время его прихожанами были только 82 ярославца. В храме хранились старинные иконы, сделанные из серебра кресты с мощами святых, а также старинная рукопись, так называемая «Келейная запись», где местный священник Семен Егоров с 1761 по 1825 годы вел летопись церкви.

С наступлением новой власти, судьба практически всех культовых зданий в России круто изменилась. В 1918 году, когда в Ярославле проходило белогвардейское восстание против Советской власти, церковь сильно пострадала от артиллерийских снарядов и осколков. В 1924 году храм, как и большинство ярославских церквей, закрыли для верующих. А ценности и богослужебную утварь конфисковали и просто разграбили. К счастью, бесценный дар, хранящийся со времен Анны, княжны ярославской – икона «Михаил Лоратный», которую написали византийские мастера, была спасена. И сегодня ее можно увидеть в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Вид на церковь с востока

В 1925 году церковные колокола пустили на переплавку. Потом много лет помещения использовали под склад. И для этого внутри здания возвели межстенные перегородки. За это время большой ущерб был нанесен фрескам храма и многоцветным изразцам, украшавшим его паперть. Окружающая храм кирпичная ограда сохранилась, за исключением арочных ворот. Какое-то время церковь принадлежала Ярославскому музею-заповеднику, и ее реставрировали.

И только в 1994 году храм вернули верующим. Вначале отреставрировали теплую церковь. Потом отштукатурили фасады здания и полностью восстановили витражи на окнах. И, наконец, после больших ремонтных работ храм обрел былую красоту и величие.

Купола церкви Михаила Архангела

История Благовещенского и Вознесенского храмов

Когда-то на берегу Волги существовала Ловецкая слобода. Как понятно из ее названия, жили здесь ярославцы, промышлявшие рыболовством. Летопись храмового комплекса в Ловецкой слободе начинается c XVII века. Исследователи считают, что его история была более древней, но письменные свидетельства о существовании первого деревянного храма сохранились только с 1630 года.

Слева направо: церковь Вознесения Господня, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Огромный опустошительный пожар, случившийся в городе в июне 1658 года, по преданию, начался именно с этой деревянной церкви. Известно, что пламя от нее перекинулось на рядом расположенные кварталы, ветер подхватил его, и вскоре полыхал весь город. Через некоторое время деревянный храм восстановили. Однако в 1670 году он сгорел вновь.

Ловецкая слобода не была очень богатой, и уступала состоятельным Толчковой или Коровницкой, однако ее жители нашли средства на возведение нового кирпичного храма. Стройка заняла 4 года, и в 1702 году церковь освятили в честь Благовещения.

Этим праздником христиане отмечают известие, которое архангел Гавриил принес Богоматери, когда сообщил ей о рождении сына.

Церковь для ведения богослужений в теплое время года получилась довольно скромной по размерам и характеру декора, но очень красивой и стройной. Ее единственный придел освятили в честь угличского царевича Дмитрия. В начале XVIII века храм расписали внутри на евангельские темы. Все 300 сюжетных клейм создали местные мастера, возглавляемые известными знаменщиками Федором Игнатьевым и Федором Федоровым.

Вид церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и церкви Вознесения Господня с ул. Суркова

Прошло время, и местные жители стали собирать деньги на возведение новой церкви, службы в которой можно было бы проводить зимой. В 1745 году храм был завершен и освящен в честь Вознесения Христова.

Он получился пышнее Благовещенской церкви, обладал трапезной и одним приделом. Его также расписали фресками, а известный ярославский мастер А.М. Баженов в 1804 году вырезал для этой церкви красивый деревянный иконостас. На деньги местного жителя, коллежского асессора С.М. Незнамова в начале XIX века в храме был обустроен еще один придел, посвященный святителю Митрофану Воронежскому.

Шло время, и во второй половине XIX века Благовещенский храмовый комплекс расширили. По проекту архитектора Андрея Михайловича Достоевского, приходившегося младшим братом знаменитому русскому писателю, возле церквей возвели трехярусную звонницу. И, кроме того, на средства, выделенные богатым купцом и благотворителем Михаилом Васильевичем Вахромеевым, для храмов закупили дорогостоящую церковную утварь.

До 1918 года оба храма процветали. Благовещенский церковный комплекс сохранился на старых фотографиях, сделанных известным русским фотохудожником Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в 1911 году.

Вид церкви Вознесения Господня со стороны Флотского Спуска

В период борьбы советской власти с религией, в 1930 году обе церкви закрыли.

Годом ранее снесли первую, более старую храмовую колокольню. Древние фрески Благовещенской церкви спасло лишь то, что храм передали в управление городскому музею-заповеднику. В теплой церкви в это время размещался архив.

Вознесенский храм возвратили верующим в 1991 году. А Благовещенский – перед празднованием 1000-летия древнего Ярославля. После больших реставрационно-восстановительных работ в них возобновили богослужения. Сегодня Благовещенская церковь известная как главный венчальный храм Ярославля.

Современное состояние церкви Михаила Архангела

Сегодня церковь – действующий православный храм, принадлежащий ярославскому военному гарнизону.

Здесь создано три престола. Главный из них посвящен Архангелу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным. Это холодный храм, расположенный на втором этаже здания. Зимняя часть церкви, обустроенная в южном крыле галереи в 1781 году, освящена в честь Благовещения Божией Матери. Именно здесь, в подклетной части здания, сейчас проходят церковные богослужения. Третий престол сделан в честь преподобных Соловецких чудотворцев – Зосимы и Савватия.

Интерьер церкви Михаила Архангела

Примечательно, что ежегодно в августе церковь становится одним из мест, где проходят мероприятия ярославского фестиваля «Преображение», посвященного церковной и хоровой музыке. Лучшие звонари демонстрируют свои умения на специальной деревянной звонничке, обустроенной на храмовой территории.

Современное состояние

Церковь Ильи Пророка — четырёхстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединёнными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест — выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас — единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.

Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии — частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Имеющая мировое значение роспись церкви построена на архитектоническом и ритмическом согласовании с формами её интерьера. Ансамбль росписи создавался постепенно, за три периода с 1680 по 1717 тремя артелями мастеров. На протяжении 300 лет комплекс росписей сравнительно мало обновлялся. В 1830 году живопись Покровского придела была переписана В. В. и М. В. Сарафанниковыми. В 1950-е годы главный храм и частично Покровский придел были промыты и укреплены, в 1960-е паперти укреплялись, в 1970-е Покровский придел был раскрыт из-под записи бригадой [уточнить

Роспись покрывает интерьер Ильинской церкви сплошным ковром, состоящим из 970 сюжетных клейм, не считая орнаментов, украшающих нижние части стен, основания столпов, подоконники, порталы и каменные скамьи. Четыреста семнадцать композиций основного храма созданы непосредственно под руководством знаменщика Гурия Никитина[неавторитетный источник?

Находится в ведении Ярославского музея-заповедника и доступен для посещения как памятник архитектуры с мая по октябрь. Службы проводятся Кирилло-Афанасиевским мужским монастырем г. Ярославля.

Статус гарнизонного храма

В XVII веке территория, окружавшая церковь, была отдана под поселения стрельцов, то есть людей ратных, для которых Архангел Михаил, предводитель Небесного воинства, являлся покровителем. Вполне естественно, что с тех пор церковь получила статус гарнизонного храма, который за ней сохраняется и поныне. Тогда же прежнее здание церкви было решено обновить и частично перестроить.

Надо заметить, что передача храма в военное ведомство принесла ему больше почёта, чем денег, необходимых на перестройку. Ярославские воеводы оказались людьми весьма скупыми, и работы затянулись на четверть века. Закончились они лишь в 1682 году, в самом начале царствования Петра I – великого полководца, доставившего небесному покровителю своей армии немало хлопот.

Из-за скудости военного финансирования работы производились главным образом на пожертвования ярославских купцов, ну а тот, кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку. Всё делалось по желаниям жертвователей, вкусы которых за четверть века не раз менялись. В результате церковь Архангела Михаила (Ярославль) вобрала в себя черты, присущие нескольким храмовым архитектурным стилям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: