Метаданные
Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению.
Производитель камеры | NIKON CORPORATION |
---|---|
Модель камеры | NIKON D3100 |
Время экспозиции | 1/25 с (0,04) |
Число диафрагмы | f/3,5 |
Светочувствительность ISO | 200 |
Оригинальные дата и время | 19:03, 26 сентября 2012 |
Фокусное расстояние | 18 мм |
Ориентация кадра | Нормальная |
Горизонтальное разрешение | 300 точек на дюйм |
Вертикальное разрешение | 300 точек на дюйм |
Программное обеспечение | Ver.1.01 |
Дата и время изменения файла | 19:03, 26 сентября 2012 |
Порядок размещения компонент Y и C | CO-sited |
Программа экспозиции | Приоритет диафрагмы |
Версия Exif | 2.21 |
Дата и время оцифровки | 19:03, 26 сентября 2012 |
Конфигурация цветовых компонентов |
|
Глубина цвета после сжатия | 4 |
Компенсация экспозиции | |
Минимальное число диафрагмы | 3,6 APEX (f/3,48) |
Режим замера экспозиции | Матричный |
Источник света | Неизвестно |
Статус вспышки | Вспышка не срабатывала |
Доли секунд времени изменения файла | 40 |
Доли секунд оригинального времени | 40 |
Доли секунд времени оцифровки | 40 |
Поддерживаемая версия FlashPix | 1 |
Цветовое пространство | sRGB |
Тип сенсора | Однокристальный матричный цветной сенсор |
Источник файла | Цифровой фотоаппарат |
Тип сцены | Изображение сфотографировано напрямую |
Дополнительная обработка | Не производилась |
Режим выбора экспозиции | Автоматическая экспозиция |
Баланс белого | Автоматический баланс белого |
Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) | 1 |
Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) | 27 мм |
Тип сцены при съёмке | Стандартный |
Повышение яркости | Нет |
Контрастность | Нормальная |
Насыщенность | Нормальная |
Резкость | Нормальная |
Расстояние до объекта съёмки | Неизвестно |
Версия блока GPS-информации | 2.2.0.0 |
Храмы Переславского района
Г. Переславль-Залесский. Преображенский собор
Г. Переславль-Залесский. Собор Владимирской иконы Божией Матери иЦерковь Благоверного князя Александра Невского
Г. Переславль-Залесский. Церковь Петра митрополита
Г. Переславль-Залесский. Церковь Преподобного Сергия Радонежского
Г. Переславль-Залесский. Церковь Сретения Господня
Г. Переславль-Залесский. Церковь Сорока мучеников Севастийских
Г. Переславль-Залесский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Г. Переславль-Залесский. Церковь Симеона Столпника
Г. Переславль-Залесский. Черниговская часовня
Троицкая слободка. Церковь Святой Троицы
Г. Переславль-Залесский. Смоленско-Корнилиевская церковь
Часовня «Крест»
Всехсвятская пустынь при станции Берендеево
С. Новоалексеевка. Алексеевская пустынь
С. Новоселье. Воскресенская пустынь Феодоровского монастыря
С. Ям. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
С. Красное. Церковь Вознесения Господня
С. Глебовское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
С. Семендяйка. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
С. Веска. Церковь Святой Троицы
С. Голоперово. Церковь Трёх Святителей
С. Новое. Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов
С. Ильинское. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
С. Гагаринская Новосёлка. Церковь Рождества Христова
С. Яропольцы (Ярополец). Церковь ВоздвиженияЖивотворящего Креста Господня
С. Пожарское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
С. Самарово. Церковь Святых праведных Иоакима и Анны
С. Веськово. Церковь Святого великомученика и Победоносца Георгия
С. Соломидино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Пос. Купанское (Усолье). Церковь Преображения Господня
С. Купань. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
С. Гора Новосёлка. Церковь Пророка Илии
С. Ягренево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
С. Городище. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
С. Перцево. Церковь Воскресения Христова
С. Добрилово. Церковь Богоявления Господня
С. Бибирево. Церковь Архангела Михаила
С. Иванисово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
С. Ефимьево. Церковь Святой Троицы
С. Скоблево. Церковь Святителя Николая Мирликийского
С. Давыдово. Церковь Обновления храма Воскресения Христова
С. Калистово. Церковь Преображения Господня
С. Большая Брембола. Церковь Святой Троицы
С. Малая Брембола. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
С. Воронцово. Церковь Воскресения Христова
С. Нила. Церковь Казанской иконы Божией Матери
С. Ивановское. Церковь Святого великомученика Георгия
С. Фалелеево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
С. Никульское. Церковь Святителя Николая Мирликийского
С. Кабанское. Церковь Рождества Божией Матери
С. Алексино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
С. Спасское. Церковь Преображения Господня
С. Дубровицы. Церкви Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая
С. Твердилково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
С. Филимоново. Церковь Святого великомученика Димитрия Солунского
С. Филипповское. Церковь Святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
С. Лучинское. Церковь Святителя Николая Мирликийского
С. Елизарово. Церкви Святого великомученика Никиты и Святой Троицы
С. Славитино. Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца
С. Романово. Церковь Воздвижения Креста Господня
С. Нестерово. Церковь Святителя Николая Мирликийского
С. Смоленское. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
С. Рогозинино. Церковь Сретения Господня
С. Вашка. Церковь Святителя Николая Мирликийского
С. Романово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
С. Троицкое. Церковь Святой Троицы
С. Лыченцы. Церковь Святителя Николая Мирликийского
С. Алферьево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
С. Половецкое. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
С. Лучинское. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
С. Дубнево. Церковь Святой Троицы
С. Рахманово. Церковь Казанской иконы Божией Матери
С. Брынчаги (Кадановский Погост). Церковь Преображения Господня
С. Копнино. Церковь Святителя Николая Мирликийского
С. Андрианово. Церковь Святителя Николая Мирликийского
С. Нагорье. Церковь Преображения Господня
С. Хмельники. Церковь Воскресения Христова
С. Ермово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
С. Елпатьево. Церковь Вознесения Господня
Никольский Солбинский монастырь
С. Дмитриевское. Церковь Великомученика Димитрия Солунского
С. Малое Ильинское. Церковь Илии Пророка
С. Николо-Царевна. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
С. Загорье. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
С. Даратники. Церковь Нерукотворного Образа Спасова
Погост Козьмы и Дамиана (с. Выползово). Церковь Богоявления
История церкви
Живописный и величественный храм стоит на Заволжской стороне Костромы уже более 350 лет. Историки уверены, что древний город первоначально находился именно здесь, на правобережье Волги. И только после нашествия войск хана Батыя (1238 год) люди переселились на противоположный берег реки.
Вид на церковь со стороны улицы Дачная
В прежние времена храм был приходской церковью деревни. Городище, как родовая вотчина, принадлежало родовитому и богатому боярину Глебу Ивановичу Морозову. После его смерти костромское поселение унаследовала вдова боярина — Феодосья Прокофьевна (в девичестве Соковнина), которая позже стала сподвижницей опального сторонника старообрядческой веры протопопа Аввакума.
Кирпичная церковь на высоком холме над Волгой была построена Морозовыми в 1649-1652 годах. А причиной дорогостоящего каменного строительства, скорее всего, стала женитьба боярина на семнадцатилетней Феодосии Прокофьевне Соковниной. Первый брак Морозова, продлившийся около 30 лет, оказался бездетным. Овдовев, богатый боярин решил жениться вновь и возлагал на новый семейный союз большие надежды. С 1663 года новая церковь впервые упоминается в летописях, как действующая.
Вид на трехарочные ворота с оградой на фоне церкви
Археологи, работавшие у основания городищенского холма, по найденным находкам предположили, что кирпичному храму, скорее всего, предшествовал деревянный, который сгорел во время пожара в середине XVII века. Кирпичная Христорождественская церковь стала первым каменным храмом, выстроенным на Заволжской стороне. Она имела пять глав и два придела – Ильинский и Феодосийский. Известно, что неподалеку стояли сделанные из дерева боярские хоромы.
Во время церковного раскола, после конфликта с царем, ареста и лишения имени боярыня Морозова была сослана в боровский монастырь и заточена в острог. Там опальная староверка и погибла от голода в 1675 году. Единственный сын Морозовых всего на 3 года пережил свою мать и умер в возрасте 20 лет. После этого Городище, как и иные морозовские владения, были признаны выморочными вотчинами, в которых не осталось наследников. И их отписали в государеву казну.
Икона на трехарочных воротах
Первые перестройки Христорождественской церкви начались, когда Городищем стал владеть боярский род Хитрово. Вначале был разобран северный придел и усложнена композиция колокольни. Разрушение Феодосийского придела, скорее всего было проведено, чтобы стереть память об опальной боярыне. После ее смерти старообрядцы почитали места, связанные с вдовой Морозова, и продолжали активно посещать городищенский храм и молиться за душу погибшей боярыни. Официально запретить такое паломничество не решались. Но мириться с ним новая церковь не желала, и посвященный Морозовой придел разобрали до основания. Исследователи предполагают, что произошло это в 1683 году.
Позже у церкви убрали четыре боковых главы. В 1820-е годы большую часть вершины городищенского холма опоясала каменная ограда, которая стала органичной частью всего храмового ансамбля. В западной части этого ограждения возвели красивые трехарочные ворота с главками.
Вид на южный фасад церкви
Церковь на холме смотрелась очень живописно, и эти места всегда привлекали много художников и писателей. Христорождественский храм сильно впечатлил молодого А.Н. Островского. А наброски, созданные художниками Г.Г. и Н.Г. Чернецовыми, наряду со фотографиями начала XX века послужили позже отличным материалом для реставрационно-восстановительных работ.
Новая советская власть закрыла церковь не сразу, а только в 1936 году. А в начале 1930-х годов с прихрамовой колокольни демонстративно скинули все колокола. Больший по размеру колокол никак не удавалось протащить через арочный проем, и рабочие варварски разломали край кирпичной кладки. В 1941 году появилось постановление о снесении церкви, но начавшаяся война поменяла планы. Позже в культовом здании разместили зерновые склады. Но большую часть времени замечательный архитектурный памятник стоял в запустении и разрушался. В 1950-е года уничтожили прихрамовое кладбище и окончательно разобрали церковную ограду, оставив только ворота. На бывшем погосте планировали устроить парк, но место так и осталось заброшенным и неухоженным.
Вид на юго-восточный фасад церкви (придел Ильи Пророка)
К реставрации храма приступили в 1986 году, и руководил всеми работами архитектор Л.С. Васильев. Поначалу в церкви планировали разместить музейные коллекции, но спустя 4 года ее вернули верующим.
Фото и описание
В самом конце 16-го – начале 17 веков на берегу известной реки Шексны было
расположено село Рождественское. Неподалеку от речной переправы возвели храм
святого Николая, который считался покровителем всех путешествующих; вторым
приделом храма стал придел Святой Троицы Живоначальной. Храм выстроили из
дерева. Через некоторое время он сильно обветшал, и тогда решили полностью его
разобрать. На прежнем месте деревянной церкви во имя святого Николая начали
строительство новой каменной церкви на денежные сборы многочисленных местных
прихожан, а также на пожертвования помещика Панфилова Николая Диомидовича.
В 1789 году состоялось освящение нового храма в честь Рождества Христова.
Красивый белоснежный храм имел одну главу; в его состав входили колокольня,
необычно увенчанная шпилем, и трапезная комната. Строительство храма было
осуществлено в классическом стиле; по своему внешнему виду он напоминает
корабль, стоящий у берегов реки Шексны. В далекие былые времени по периметру
всей церкви располагалось огромное кладбище. Начиная с 18 века, по приказу
императрицы Екатерины, на погосте церкви проводилось захоронение жителей
Череповца.
После того, как прошла революция, все земельные наделы церкви Рождества
Христова были национализированы, а в 1919 году случилась полная конфискация
всего церковного имущества, представленного драгоценными металлами
В 1930 году
собрания составляли резолюции: «Городскому совету обратить внимание на полное
закрытие всех храмов, особенно в Рождестве». Таким образом, 14 апреля 1931 года
храм Рождества Христова был закрыт
При этом была разобрана ограда, сломаны два
колокольных яруса, полностью стесан декор фасадов, а с рядом расположенного
кладбища «на нужды индустриальной отрасли» были изъяты все чугунные кресты.
В годы советской власти здание служило клубом, столовой, гаражом, автошколой,
складом и лесоторговой базой. В 1989 году в здании случился пожар, а к началу
1990-х годов церковь представляла собой огромную обгоревшую руину.
Проект, касающийся воссоздания храма, был выполнен на основе
архивно-исторических материалов, а также сохранившихся фотографий,
предоставленных Череповецким музеем. Денежные средства на восстановление храма
собирались буквально всем миром, но неожиданно произошел значительный обвал
рубля. В сложившейся ситуации помогли череповецкие предприниматели.
Восстановительные работы начались в 1992 году по благословению
Высокопреосвященнейшего Мудьюгина Михаила, архиепископа Великоустюжского и
Вологодского. Возведение храма проводилось акционерным обществом «Шексна» города
Москвы. Первоначально сложилось представление, что новый храм нужно возводить на
старом фундаменте, который уходил вглубь почти на шесть метров, хотя на нем
обнаружилось огромное количество микротрещин — по этой причине появилась
необходимость полностью рушить его и вывозить. Конечные работы по возведению
храма проводились уже ОАО «Северсталь». Проектные исправления разрабатывались
инженерами «Северстали» под руководством Самусь А.И.. Главным инженером выступил
сотрудник данного отдела Коряковский В.А..
Как доехать
Храм расположен на ул. Дачная, 17а.
На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме, не доезжая автомобильного моста через Волгу, перед торговым центром «РИО» нужно повернуть налево на Заволжскую улицу. По ней ехать 1,25 км и свернуть направо – на ул. Юрия Беленогова. Эта улица через 1 км приведет к улице Дачной, на которой и расположен храм. Он стоит справа по ходу, в 90 м от перекрестка ул. Дачной и ул. Юрия Беленогова.
На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу к храму можно подъехать на автобусе или маршрутном такси № 20 (остановки «Улица Беленогова»), а затем 0,3 км пройти пешком. Или же воспользоваться услугами такси.
Рейтинг достопримечательности:
← КОСТРОМА | КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |
Лицензирование
Я, владелец авторских прав на это произведение, добровольно публикую его на условиях следующей лицензии:
- Вы можете свободно:
- делиться произведением – копировать, распространять и передавать данное произведение
- создавать производные – переделывать данное произведение
- При соблюдении следующих условий:
- атрибуция – Вы должны указать авторство, предоставить ссылку на лицензию и указать, внёс ли автор какие-либо изменения. Это можно сделать любым разумным способом, но не создавая впечатление, что лицензиат поддерживает вас или использование вами данного произведения.
Это изображение было загружено в рамках конкурса Вики любит памятники — 2012. |
Село Городище
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Село Городище — на восточном берегу Плещеева озера. Вблизи сохранился старинный городок, то есть место, укреплённое земляным валом. Полагают, что здесь был первоначально основан мерянский город и что его отсюда перенёс Юрий Долгорукий на теперешнее место. Вблизи села находится курган, известный под именем Александровой горы; раньше она называлась Ярилиной, так как здесь находилось главное капище язычников, живших в «лещине. Просвещая православием залесскую землю, святой благоверный князь Борис (ок. 983-1015) уничтожил капище и поставил церковь. По раскопкам, произведённым археологом Савельевым, этот курган представляет собою геологическую летопись данной местности с IX по XVII в.; в нижних слоях его открыты следы мерянских поселений и арабские монеты, выше найдены татарские монеты, стрелы и кинжал, а затем могилы с сохранившимися в них нательными крестами и монеты времён великого князя Иоанна III, а ещё выше следы построек монастыря, обнесённого оградой с 6-ю круглыми башнями; вещи, найденные в этих развалинах, относятся к XV и XVI вв., найден горшок с 1000 серебряных денег времени царя Иоанна Васильевича IV. Монастырь на горе основан в первый раз великим князем Александром Невским; церковь освящена была в честь Святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба; разорён монастырь литовцами в Смутное время. Сейчас на горе нет и следа человеческой жизни. Стоит поклонный деревянный крест. Под горой на берегу озера лежит Синий камень — 12-тонный валун. Издревле ему поклонялись язычники меря. В первые века христианского Переславля многие жители продолжали оказывать ему почтение как идолу. «Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом… в нём же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе из Переславля людей: мужей и жен и детей их… и к нему стекалися из году в год и творили ему почести». В 1606 г., посетив Переславль, преподобный Иринарх из Борисоглебского монастыря поручил диакону Онуфрию закопать Синий камень; тот исполнил поручение. Но через некоторое время камень снова оказался на поверхности.
Ввиду такой исторической давности поселений вблизи с. Городищ естественно предположить, что и само село основано в первые века существования г. Переславля, но исторических сведений о селе до XVI в. не сохранилось. В 1564 г. оно было пожаловано царём Иоанном Васильевичем Грозным Никитскому Переславскому монастырю.
Когда в с. Городище основана церковь в первый раз, сведений не сохранилось, но она существовала уже в начале XVII в.; в писцовых книгах 1628-1629 гг. сказано: «В селе Городище церковь Рождества Пресвятыя Богородицы древяна, верх шатровый, а в церкви образы свечи и книги, и колокола, и пр. строение мирское, при церкви двор попов, а поп взят в протопопы, дьячок Володька, пономарь Митрошка-пашни церковной середния земли 10 четвертей, сена 10 копен». Церковь платила дани в патриаршью казну 2 алтына 5 денег, по наказу гривна. По писцовым книгам 1653 г., в приходе значилось 102 двора, а земли столько же, что и в 1628 г. В 1703 г. в Городище была также деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы; «осмерик рублен в брус, глава и крест опаяны белым немецким железом, церковь крыта тёсом… В церкви образ Спасов, венец серебряный резной, цата гладкая с репьями золочёная, расписан золотом и краски… образ Пречистыя Богородицы Казанская, венец серебряный резной с репьями — золочён, на образе убрус низан мелким жемчугом с каменьями и блески по фасному атласу, привесу 2 серьги двойчатки серебряный с бубенчики… Паникадило медное — 8 пер с шандалы, под ним яблоко деревянное… 3 подсвечника выносных деревянные с яблоками. 8 окончин больших и малых слюдяных; колокольня четвероугольная рублена в брус, верх шатровый, крест железный, на ней 4 колокола». При церкви в то время был поп Иван Иванов; в приходе 148 дворов, земли в действительном владении причта в 2-х полях по 6 четвертей, а в 3-х восемь. В 1737 г. рядом с Рождество-Богородицкой церковью построена другая, деревянная же, тёплая церковь и освящена во имя Николая Чудотворца. В 1761 г. эта церковь была перестроена и освящена в честь того же святителя.
В 1791 г. вместо двух деревянных церквей начал строиться каменный храм; главный престол освящён в 1795 г., придельный позднее. Этот пятиглавый храм существует и в настоящее время. Престолов в нём два: в холодной в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в тёплом приделе в честь Святителя Николая Чудотворца.
Конец ознакомительного фрагмента.
Когда был разрушен
Советская власть не раз пыталась закрыть церковь еще до освящения, однако всякий раз этому препятствовали крестьяне, защищавшие святыню буквально с вилами. Хотя церковь освятили в конце 1924 или начале 1925 г., начались богослужения, ее росписи, другое убранство, были доделаны только к 1929 г.
А
спустя еще два года, в 1931 г., коммунисты храм все же закрыли. Здание было опечатано, затем явились рабочие, чтобы снять колокола с совсем новой звонницы для отдачи на переплавку. По воспоминаниям старожилов, самый большой из колоколов безбожники вынуждены были разбить двухпудовой гирей, которой его раскололи на несколько частей. Говорят, что лишь трое местных жителей пришли посмотреть на эти «работы» из праздного любопытства, причем их дальнейшая жизнь сложилась не лучшим образом.
Разрушить само здание власти все же не решились. Не сразу начали использовать его даже для хозяйственных нужд: около 40 лет на дверях просто висел замок. Только с 1970-х, когда память о прежней жизни в деревне почти умерла, здесь устроили колхозное зернохранилище. Между тем здание, не имевшее должного ухода, постепенно разрушалось.
Интерьер и убранствоФото Натальи Великановой. Снято: 13 июня 2015
История строительства
Ныне почти умирающее село имеет длинную историю, начинающуюся еще с XVII в., когда это были земли мордвы. После перехода мордовских племен «под высокую руку» Московского царя на этих территориях появляются русские поселения, Городищи – одно из них. Считается, что название села связано с тем, что ранее на этом месте была небольшая мордовская крепость. Первые русские жители этих мест были, судя по всему, служилыми людьми, казаками. Лишь впоследствии, со 2 пол. XVIII в., они перешли в категорию «удельных», то есть принадлежавших царской семье, по сути – государственных.
Городищи считались селом вполне процветающим (к началу XX в. здесь проживали более 1600 человек). Во 2 пол. XIX в. здесь были:
- лесопильный завод;
- мельницы;
- народное училище;
- библиотека, открытая на средства благотворительницы, баронессы Штемель.
Жители держали пашни, огороды, но более всего славилось село кирпичным производством, ведь поблизости было месторождение глины. Именно благодаря ему жителям удалось выстроить великолепный краснокирпичный храм – полностью из местного материала.
Ульяновская область, Городищи. Церковь Рождества Христова. Фото Никиты Готянского
Его начали возводить на месте деревянной церкви, которая существовала на этом месте с 1782 г. По сохранившимся воспоминаниям, то была большая светлая, высокая церковь, с приходом не менее 4000 человек, не только из Городищ, но также из ближайших сел. Служителей церковных было, тем не менее, немного: по «штату» церкви полагались священник да псаломщик.
В 1898 г. ее еще раз капитально перестроили, отремонтировали, но вновь отстроенное здание уничтожил сильный пожар. Тогда-то сельский сход принял решение обзавестись кирпичной церковью. Ее закладка состоялась в 1900 г.
Стройка шла, видимо, силами прихожан. Из рапорта настоятеля известно, что, когда копали траншею под будущий фундамент, наткнулись на старое захоронение: видимо, храм находился на месте древнего мордовского кладбища.
Интересный факт
Возведение церкви продолжалось несколько десятилетий. Возможно, на это повлияли войны, революционные потрясения. Однако, стоит отметить твердость стояния прихожан за православие: несмотря на социалистическую революцию, антирелигиозную позицию новой власти, угрозу репрессий, от церкви они не отказывались.
Полностью строительство завершилось… к 1924 г. Так в уже советской России состоялось великое освящение церкви!
Церковь Илии Пророка (Рождества Христова) на Городище в г. Кострома
Описание Церкви Илии Пророка (Рождества Христова) на Городище в г. Кострома
Ильинская церковь была построена в 1663 году или немного раньше в селе Городище, вотчине царского стольника боярина Г.И.Морозова, на его средства. После смерти Морозова село перешло к его вдове, известной стороннице старообрядческой церкви, Федосье Прокофьевне Морозовой (в девичестве Соковниной). Особенно хорошо известна картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова», изображающая провоз мятежной боярыни по улицам Москвы. ПослеКартина «Боярыня Морозова» ареста боярыни Морозовой в 1671 году Городище в ряду прочих ее владений было конфисковано в царскую казну и стало дворцовым селом.
Изначально церковь была пятиглавой, с двумя приделами и колокольней. Ее освятили в честь Рождества Христова, а один из приделов был Ильинским, по которому храм чаще именуется также Ильинским. Вполне возможно, что на месте этого храма прежде стояла деревянная Ильинская церковь, память о которой сохранилась в названии.
С боярыней Морозовой связана история Феодосииного придела, который, по всей вероятности, был разобран вскоре после ареста боярыни новым владельцем села, боярином Б.М.Хитрово, которому Городище было пожаловано из казны в 1672 году. Разобрать придел было решено, возможно, потому, что местные почитатели Морозовой стали постоянно посещать храм и молиться за мятежную раскольницу, а этого власти, разумеется, допустить не могли.
В 1773 году храм горел, после чего реставрировался, но пришлось разобрать северный придел, а пятиглавое завершение четверика заменить одной главкой. Кровлю сделали простой четырехскатной, а не позакомарной, как было первоначально. Может быть, пятиглавие было уничтожено еще раньше, во время ремонта в 1702 году.
Церковь Илии Пророка на Городище в Костроме Храм, построенный в годы господства пышного стиля русского узорочья, украшен не очень пышно, скорее наоборот — окна обведены простыми наличниками, фризы неширокие и скромные. Только тонкий аркатурный поясок оживляет фасады храма. Зато общий силуэт его, возвышающийся на берегу Волги, очень украшает панораму этой части Костромы. Вокруг храма в 1820-х годах была построена невысокая ограда с воротами, похожая на ту, что когда-то окружала городской собор в костромском кремле.
В советское время храм не сразу был закрыт, но в 1923 году был арестован и сослан его тогдашний настоятель о.Константин. В 1930 году колокольня храма лишилась всех колоколов. В 1941 году было принято решение о сносе храма на Городищенском холме, но выполнению решения помешало начало войны. Однако храм закрыли, и долгие годы он стоял заброшенным, приходя в ветхость. В 1990 году храм был возвращен верующим и отреставрирован, и сейчас, отметив в 2003 году свое 350-летие, продолжает действовать.
Паломнические поездки к Церкви Илии Пророка (Рождества Христова) на Городище в г. Кострома
- Поездка из Москвы в Церковь Илии Пророка (Рождества Христова) на Городище в г. Кострома
- Поездка из Москвы в Церковь Илии Пророка (Рождества Христова) на Городище в г. Кострома
- Поездка из Дмитрова в Церковь Илии Пророка (Рождества Христова) на Городище в г. Кострома
Святыни храма
— Лариса Витальевна, расскажите, какие находятся в храме святыни и особо почитаемые иконы.
— Так получилось, что особо почитаемой иконой в нашем храме является икона Казанской Божией Матери. Она была привезена в храм. Я этот момент хорошо помню. Прошло, наверно, меньше года после освящения храма, как семья Громовых привезла к нам икону Казанской Божией Матери. Это икона XIX века, она всегда была храмовой и находилась в одной из церквей Череповецкого района. Семье Громовых удалось сохранить икону в богоборческое время, и они ожидали времени окончания строительства, чтобы привезти ее в Череповец и подарить новому храму. Настоятель храма протоиерей Георгий Трубицын встретил икону со словами: «Ну вот и Божья Матерь к нам пожаловала, заступница и покровительница». Был отслужен молебен. И с тех пор люди как-то сразу ее полюбили и начали к ней обращаться. И потом к этой иконе люди стали приносить очень много даров в благодарность за оказанную по их молитвам помощь.
Есть в нашем храме удивительная икона «Неупиваемая Чаша». Но она, может быть, не настолько известна. Перед этой иконой молятся об исцелении от алкогольной и наркотической зависимости. Этот образ к нам в храм принес молодой человек Владимир. Икона не очень большая по размеру. Владимир рассказал, что сам когда-то страдал от алкогольной зависимости, потерял семью, работу. Ему кто-то посоветовал заказать образ «Неупиваемая Чаша», с верой молиться перед ним и читать акафист. Он так и сделал — и спустя некоторое время получил исцеление. После своего исцеления он принес эту икону в храм Рождества, чтобы она помогала другим людям от этих недугов. Теперь у нас еженедельно по субботам служится молебен с акафистом перед этой иконой.
По хронологии первой храму была подарена благочинным отцом Александром Куликовым икона преподобномученика Евфросина Синоезерского с частицей мощей. Евфросин Синоезерский — наш вологодский святой, мощи которого находятся в Устюжне. В 2012 году отмечалось его 400-летие.
Позже паломниками были привезены частицы мощей старцев оптинских, затем частица мощей Александра Свирского, тайнозрителя Святой Троицы. В храме есть частица ризы преподобного Серафима Саровского, привезенная из Дивеево. Икона преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары с частицами мощей, которую подарил владыка Максимилиан в 2011 году.
Совсем недавно, уже в 2012 году, из Крыма была привезена икона святителя Луки с частицей гроба. Святитель Лука — наш современник, он умер в 1961 году. Это великий врач, хирург, у которого не было ни одной неудачной операции в жизни. Эта икона очень почитаема. В этом году впервые в медсанчасти «Северсталь» мы совершали чин великого освящения воды на Крещение. В больницу мы принесли икону святителя Луки, как главного целителя и покровителя больных и врачей. Пациенты и врачи были очень рады.
— В храме есть святыни из Иерусалима?
— Монахиня Серафима Логинова, в миру Валентина, раньше по благословению отца Георгия трудилась в нашем храме. Потом по благословению батюшки она уехала на Святую землю и уже около 15 лет там живет, трудится в Русской духовной миссии, в Горненском монастыре. Она не забывает наш храм. Монахиня Серафима привезла в храм частицу мощей Вифлеемских младенцев, первых мучеников за Христа, пострадавших от царя Ирода. Капсула с мощами установлена в иконе Рождества Христова. Также она привезла частицу Животворящего Креста Господня, того самого, на котором был распят Иисус Христос. Капсула с частицей Креста вмонтирована в деревянное распятие.
— Лариса Витальевна, сегодня в храме есть иконы, которые были в церкви XVIII века?
— В храме XVIII века особо почитаемой была икона великомученика и целителя Пантелеимона. Но в советские годы она была утрачена. К счастью, все, видимо, возвращается на круги своя, икона Пантелеимона с частицей мощей появилась и в современном храме. Ее подарил храму священник из Санкт-Петербурга отец Александр Шубин. И теперь у нас, как и в старом храме, 9 августа совершается крестный ход.
— В каждом храме есть особо чтимые праздники, которые имеют особое значение для определенного храма. Какие это праздники в церкви Рождества Христова?
— Наши престольные храмовые праздники — это, конечно, Рождество Христово, 7 января, и Успение Божией Матери, 28 августа. 22 сентября — день памяти святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, день закладки первого камня в основание возрожденного храма. 18 июля — день освящения храма, память преподобного Сергия Радонежского и его учеников, преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары. 19 декабря, 22 мая — день памяти святителя Николая Чудотворца, во имя которого был освящен первый, деревянный храм.