История постройки
Время первой постройки неизвестно, но летописи утверждают, что деревянное здание уже было создано в 1609 г., а в его стенах ярославцы хранили Казанскую икону Богородицы. Святой образ перенесли из Рождественской обители, которая вскоре подверглась сожжению и более не восстанавливалась.
Храм Рождества Христова в Ярославле
- Возведение каменной Христорождественской церкви началось летом 1636 г., она заменила обветшалую деревянную. Заказчиками строительства были ярославские торговцы Назарьевы, они решили создать этот храм по образу древнейшего в городе собора, освященного в честь Николы Надеина.
- Первоначальная композиция церкви Рождества Спасителя состояла из габаритного четверика, водруженного на подклет. Здание окружала двухэтажная галерея, а кровлю венчало роскошное пятиглавие. В северо-западной части здания намеревались воздвигнуть колокольню.
- Купцы Назарьевы скончались, так и не увидев завершения постройки, на которую они выделили значительную сумму денег. После их кончины руководство по воздвижению прекрасной церкви перешло в руки сыновей одного из братьев, сумевших внести в проект ряд существенных модификаций. Работы завершились в 1644 г.
- После того как выстроили первый этаж церкви, с юго-запада создали Казанский придел, который визуально вдвигался в пролеты внешней галереи. Появление пристройки двукратно увеличило площадь западной части здания. На северо-западе храма опорами арочных пролетов являлись два восьмигранных столба, форма которых пришла из древнерусского деревянного зодчества. Колокольню же сделали отдельной, соединяющейся прямым переходом с галереей.
- Изначальная Христорождественская церковь имела сложное покрытие по закомарам, которые приобрели декоративное значение ближе к XVII столетию. Через некоторое время закомарные полукружия приподняли над усложненными сводами, оставляя пространство для чердака и создавая криволинейную кровлю. Покрытие подобного образца ярко отличало ярославское зодчество, практикуемое в XVII столетии.
Крыльцо церкви Рождества Спасителя имело большие объемы и двухскатную крышу, оно изящно украшалось аутентичными изразцами. Завершенный храм предстал перед паломниками усложненным и объемным строением. В основе постройки находилась асимметричная планировка, а сама церковь выделялась многогранностью фрагментов, выразительностью и живописным видом. Сложный архитектурный план здания открывает для наблюдателя совершенно новые и гармоничные виды с различных углов осмотра.
История от середины XIX в.
В 1861 г. в храме состояло около 300 прихожан, здесь находился высокочтимый чудотворный образ «Рождество Христово», помогающий беременным женщин сохранить и оздоровить плод. Первоначальный облик церкви изменился до неузнаваемости: на основном объеме пропали малые главы, аркада (ряд арок), ведущая к колокольне, была демонтирована, позакомарное покрытие кровли модифицировалось в четырехскатное.
Фреска в церкви Рождества Христова
- В 1921 г. советские власти официально закрыли здание, вскоре здесь проводились ремонтные работы. В качестве памятника Кристовоздвиженский собор передали в управление Ярославского музея.
- В 30-е годы вокруг храма воздвигли современные постройки, которые визуально закрыли изящество и просторы церкви. Не осталось былого величия, так как наблюдатель более не имел лучших углов обзора на архитектурный памятник Ярославля.
- Денежных средств, которыми располагал городской музей-заповедник, не хватало для проведения квалифицированного ремонта. В начале 90-х XX столетия стала обрушиваться обветшалая колокольная стена, поэтому Христорождественскую церковь потребовалось закрыть на реставрационный период. Городское правление смогло найти финансы только после того, как узнали об угрозе обрушения строения. Сегодня колокольня и храм восстановлены, изредка здесь проводят богослужения.
Интересно! В 1889 г. произошло неприятное событие в жизни церкви. Злоумышленники выкрали из иконостаса шесть православных образов, повествующих о евангельских сюжетах и написанных в период, когда ярославская иконопись достигла своего пика. Полотна вывезли в Германию и продали на аукционе в 1995 г., их приобрел коллекционер из России за 200 тысяч долларов. Узнав об истории похищения, покупатель принял решение вернуть священные образы храму.
Колокольня
В колокольне церкви Рождества Христова (Ярославль) золотое сечение можно легко обнаружить. Это сейчас 38 — метровая постройка кажется простой колокольней. Изначально она представляла собой шатровую церковь над воротами ограды, которой ныне не существует. Аналогов этой колокольни в русской архитектуре нет.
Что она представляет собой? Прямоугольный четверик, поднимающийся ввысь над землей, как говорилось выше. Восьмерик с проемами для колоколов украшает четверик. А над восьмериком находится изящный шатер. Боковые стороны шатра украшены двумя небольшими башенками. Одна из них предназначалась когда-то для часового механизма. В другой «обитала» лестница в колокольню.
Шатер — самое яркое украшение сооружения. Он мог бы казаться массивным, если бы не оригинальный декор. Он сглаживает массивность шатра, придавая ему стройность. Благодаря декору кажется, что шатер устремлен ввысь.
Раньше колокольню венчали восемь колоколов. И самый большой из них весил около 100 пудов. Старинные, отлитые еще в первой половине семнадцатого века. Часть колоколов отлита в Голландии на заказ. Однако в 1929 году колокола были отправлены советской властью на переплавку, помешали «строительству нового, коммунистического общества».
История постройки
Время первой постройки неизвестно, но летописи утверждают, что деревянное здание уже было создано в 1609 г., а в его стенах ярославцы хранили Казанскую икону Богородицы. Святой образ перенесли из Рождественской обители, которая вскоре подверглась сожжению и более не восстанавливалась.
Храм Рождества Христова в Ярославле
- Возведение каменной Христорождественской церкви началось летом 1636 г., она заменила обветшалую деревянную. Заказчиками строительства были ярославские торговцы Назарьевы, они решили создать этот храм по образу древнейшего в городе собора, освященного в честь Николы Надеина.
- Первоначальная композиция церкви Рождества Спасителя состояла из габаритного четверика, водруженного на подклет. Здание окружала двухэтажная галерея, а кровлю венчало роскошное пятиглавие. В северо-западной части здания намеревались воздвигнуть колокольню.
- Купцы Назарьевы скончались, так и не увидев завершения постройки, на которую они выделили значительную сумму денег. После их кончины руководство по воздвижению прекрасной церкви перешло в руки сыновей одного из братьев, сумевших внести в проект ряд существенных модификаций. Работы завершились в 1644 г.
- После того как выстроили первый этаж церкви, с юго-запада создали Казанский придел, который визуально вдвигался в пролеты внешней галереи. Появление пристройки двукратно увеличило площадь западной части здания. На северо-западе храма опорами арочных пролетов являлись два восьмигранных столба, форма которых пришла из древнерусского деревянного зодчества. Колокольню же сделали отдельной, соединяющейся прямым переходом с галереей.
- Изначальная Христорождественская церковь имела сложное покрытие по закомарам, которые приобрели декоративное значение ближе к XVII столетию. Через некоторое время закомарные полукружия приподняли над усложненными сводами, оставляя пространство для чердака и создавая криволинейную кровлю. Покрытие подобного образца ярко отличало ярославское зодчество, практикуемое в XVII столетии.
Крыльцо церкви Рождества Спасителя имело большие объемы и двухскатную крышу, оно изящно украшалось аутентичными изразцами. Завершенный храм предстал перед паломниками усложненным и объемным строением. В основе постройки находилась асимметричная планировка, а сама церковь выделялась многогранностью фрагментов, выразительностью и живописным видом. Сложный архитектурный план здания открывает для наблюдателя совершенно новые и гармоничные виды с различных углов осмотра.
История от середины XIX в.
В 1861 г. в храме состояло около 300 прихожан, здесь находился высокочтимый чудотворный образ «Рождество Христово», помогающий беременным женщин сохранить и оздоровить плод. Первоначальный облик церкви изменился до неузнаваемости: на основном объеме пропали малые главы, аркада (ряд арок), ведущая к колокольне, была демонтирована, позакомарное покрытие кровли модифицировалось в четырехскатное.
Фреска в церкви Рождества Христова
- В 1921 г. советские власти официально закрыли здание, вскоре здесь проводились ремонтные работы. В качестве памятника Кристовоздвиженский собор передали в управление Ярославского музея.
- В 30-е годы вокруг храма воздвигли современные постройки, которые визуально закрыли изящество и просторы церкви. Не осталось былого величия, так как наблюдатель более не имел лучших углов обзора на архитектурный памятник Ярославля.
- Денежных средств, которыми располагал городской музей-заповедник, не хватало для проведения квалифицированного ремонта. В начале 90-х XX столетия стала обрушиваться обветшалая колокольная стена, поэтому Христорождественскую церковь потребовалось закрыть на реставрационный период. Городское правление смогло найти финансы только после того, как узнали об угрозе обрушения строения. Сегодня колокольня и храм восстановлены, изредка здесь проводят богослужения.
Интересно! В 1889 г. произошло неприятное событие в жизни церкви. Злоумышленники выкрали из иконостаса шесть православных образов, повествующих о евангельских сюжетах и написанных в период, когда ярославская иконопись достигла своего пика. Полотна вывезли в Германию и продали на аукционе в 1995 г., их приобрел коллекционер из России за 200 тысяч долларов. Узнав об истории похищения, покупатель принял решение вернуть священные образы храму.
Интересный факт
Из храма были похищены уникальные старинные иконы. Они принадлежали первоначальному убранству церкви Рождества Христова в Ярославле. Иконы были вывезены за пределы государства и проданы за границей. Точнее, в Германии на аукционе за 200 тысяч долларов. Это был 1995 год.
Их приобрел русский коллекционер из Самары Владимир Рощин. Причем, как он сам утверждал, иконы были куплены не для коллекции, а для личного использования. Узнав их историю, мужчина счел нужным вернуть уникальные памятники иконной живописи на их Родину. Так иконы снова оказались на своем месте. Их отреставрировали и вернули в иконостас.
Новейшая история
Относительный упадок Рубленого города был предопределён принятым при Екатерине II решением сделать центром городской застройки площадь вокруг церкви Ильи Пророка в Земляном городе. Укрепления были окончательно срыты, овраг частично засыпан, а вдоль Волжской набережной из Земляного города в Рубленый перекинут мост.
Вид с Волги на Демидовский лицей и Рубленый город. Начало XX века.
Вид на Стрелку с теплохода, 2010 год.
Оказавшись на периферии нового экономического и административного центра, Рубленый город в XIX веке застраивался деревянными частными домами и амбарами. После революции студенты Демидовского лицея оказали ожесточённое сопротивление советским комиссарам. В ходе подавления большевиками Ярославского восстания 1918 года здание лицея было одной из главных мишеней артиллерии, а в 1932 году сильно повреждённое здание было решено и вовсе снести, чтобы построить на стрелке Дом советов. В 1937 году советские власти снесли и Успенский собор.
Великая Отечественная война поставила крест на планах современной застройки Рубленого города. Нового строительства не велось и после войны, за исключением пятиэтажной «хрущёвки», нарушившей своим знакомым силуэтом «спичечного коробка» старинный облик этой части города. Позднее на окраине Рубленого города был сооружён обязательный для советских городов комплекс «вечного огня», а в Медвежьем овраге устроили небольшой стадион «Юный спартаковец» и теннисные корты. Митрополичьи палаты как самое древнее из сохранившихся в кремле зданий отреставрировали: к нему было пристроено восстановленное по древнерусским аналогам деревянное крыльцо.
Церковь Николы. Рубленый город на фоне силуэта строящегося собора, 2009 год.
В конце XX века историческое сердце Ярославля, будучи лишено своих архитектурно-смысловых акцентов, представляло собой пустырь, стыдливо именовавшийся «историко-археологической зоной». Планомерных раскопок в этой зоне, впрочем, с 1950-х гг. тоже не проводилось. К 975-летию города со стороны Которосли была построена беседка, схожая формами с исторической «беседкой Некрасова» на Волжской набережной. Напротив Даманского острова была поставлена пристань флотилии юных моряков им. Ушакова. О том, что ярославцы стали забывать об исконном назначении этой территории, свидетельствовало то, что «кремлём» иногда стали называть обнесённый стеной Спасский монастырь.
В последние десятилетия предпринимались попытки возвращения Рубленому городу его прежнего значения в жизни горожан. От Стрелки к церкви Ильи Пророка была проложена аллея, на которой установили скульптурную группу по мотивам рублёвской ветхозаветной Троицы. Такое решение вызвало неоднозначную реакцию многих ярославцев, так как каменная скульптура под открытым небом чужда православной традиции. На средства местного предпринимателя Я. С. Якушева была восстановлена сторожка Успенского собора, которую приспособили под элитную одноместную гостиницу. Рядом с детской флотилией расположили плавучий ночной клуб с крутящимся дискотечным шаром на крыше.
Наконец, в 2004 году по инициативе мецената В. Тырышкина было принято решение о восстановлении Успенского собора, правда, в новых формах. В связи с предстоящим строительством в 2004—2006 гг. археологи изучали территорию, подлежащую застройке. Результаты были представлены на выставке «Тайны Успенского собора». Археологам не удалось опровергнуть гипотезу о том, что Ярославль возник с другой стороны Медведицкого оврага, где во время более ранних раскопок были сделаны самые древние находки на территории города. Не удалось и установить место нахождения первоначального Успенского собора.
В 2005 году территории Рубленого и Земляного городов были включены в список ЮНЕСКО Всемирного наследия.
Как добраться
Храм считается филиалом городского музейного заповедника, богослужения проводятся здесь крайне редко. Собор работает со среды по воскресенье, двери открыты с 10:00 до 17:00.
Внимание! Попасть в здание разрешено только тем прихожанам, кто оставил предварительную заявку на посещение. От столицы в Ярославль идут обычные и экспресс-поезда, время в пути на первом — 5,5 часов, на втором — 3 часа с четвертью
От Московского вокзала, находящегося в Ярославле, до Христорождественского собора 4 км пути
От столицы в Ярославль идут обычные и экспресс-поезда, время в пути на первом — 5,5 часов, на втором — 3 часа с четвертью. От Московского вокзала, находящегося в Ярославле, до Христорождественского собора 4 км пути.
Старинная ярославская церковь Рождества Спасителя — красивейшее здание города, воздвигнутое в XVII в. на деньги купцов по фамилии Назарьевы. Она отличается уникальной архитектурой и великолепным декором, однако, богослужения здесь чрезвычайно редко, точного расписания не имеется.
Приделы
В Ярославле, в церкви Рождества Христова пять приделов. Северный был освящен самым первым в честь святителя Николая. Он считается покровителем купцов и путешествующих. А в связи с тем, что династия купцов Назарьевых — Гурьевых в разъездах были постоянно, они особо нуждались в заступничестве Николая Чудотворца.
Этот придел был отапливаемым. В нем находилась большая печь, украшенная зелеными изразцами. Часть их и по сей день можно увидеть в Ярославском музее-заповеднике.
Второй придел, находящийся над приделом Николая Угодника, был освящен в честь Петра и Павла. Сначала он отапливался с помощью вертикального внутреннего канала. Горячий воздух из печи ниже поднимался по нему, и обогревал придел через печуру. Позже в этом приделе была установлена собственная печь.
В южной части был заложен и освящен придел в честь пяти мучеников: Акиндина, Афония, Анемподиста, Елпидифора и Пегасия.
Дьяконник «отдан» под придел в честь родителей Пресвятой Богородицы — Иоакима и Анны.
И наконец, Казанский придел, о котором мы уже говорили в этой статье. Он находится в юго-западном углу храма. Казанский придел является самым красивым, а его роспись посвящена событиям польско-литовской интервенции.
Продолжение
Краткая история церкви Рождества Христова в Ярославле такова: два брата-купца начали каменную постройку. По примеру церкви Николы Надеина, о чем говорилось выше. Но достроить не успели, отбыли в мир иной. И тогда строительство перешло в руки детям Гурия: Ивану, Андрею и Михаилу. Братья были купцами, как и отец, поэтому средства на строительство храма у них были.
В первую очередь, что сделали сыновья, это значительно расширили здание церкви. Был построен Казанский придел храма. Представлял собой квадратную четырехгранную башню со скатной крышей. На главке придела возвышался ажурный крест.
История храма
Место, на котором появился храм, с начала 16 века принадлежало Спасо-Преображенскому монастырю, а до того там находились дворы разрастающегося ярославского посада и с 13 века (по другим источникам с 15 века) — деревянная Богоявленская церковь. Монастырь разместил на бывших посадских землях вначале строения конюшенного двора, а после событий Смутного времени на этом месте было создано монастырское поселение, названное в связи с имеющимся храмом Богоявленской слободой, где проживал обслуживающий обитель персонал.
К концу 17 века принимается решение о возведении каменного храма взамен деревянного, и это строительство, как уже упоминалось, осуществляется в течение 9 лет на деньги купца первой гильдии А. Зубчанинова, который проживал в этой же слободе и считался потомком одного из спонсоров сооруженного ранее Спасо-Преображенского монастыря. Зубчанинов занимался продажей качественной кожи и имел 24 торговые точки. Дело его процветало, а строительство храмов всегда считалось богоугодным делом, которое к тому же обеспечивало и божье покровительство. Похоронен А.Зубчанинов был на Спасо-Преображенском Некрополе.
Богоявленский храм с ночной подсветкой
А возведенный с его помощью храм с момента основания существовал, как и все посадские храмы, только на собственные средства, поступавшие с торговли свечками, с треб, с кружечного сбора, ну и, конечно же, на частные пожертвования. На дотации у государства церковь никогда не состояла. Да и численность церковного прихода была довольно невелика. Лучшие времена храма пришлись на конец 18 века, тогда приход составлял порядка 200 человек.
В 19 столетии у церкви Богоявления появилось ограждение и притвор с резным крыльцом со стороны главного фасада. В 80-е годы 19 века другой ярославский купец – В.Кузнецов – спонсировал крупномасштабный ремонт храмового сооружения, в результате которого первоначальный вид строения несколько видоизменился.
Храм в 19 столетии
Во время революционных событий, а точнее при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания 1918 года, здание церкви Богоявления сильно пострадало от артобстрелов. Больше всего досталось южному приделу. Новая власть средств на восстановление храма не выделяла, а прихожане были мало обеспечены, к тому же борьба с религией велась в городе по всем фронтам.
В середине 30-х годов 20 столетия церковь неожиданно признается ценным объектом архитектуры и заносится в соответствующий список. Тем не менее, западная паперть храма была превращена в автомастерскую с гаражом, что ухудшило и без того тяжелое состояние здания.
Бережного отношения и частичного восстановления церковь дождалась в начале 50-х годов, когда власти начали проявлять некоторое внимание к историческим архитектурным объектам. Полноценное же реставрационное обновление храма началось в самом начале 21 столетия, когда были восстановлены фасады с изразцовыми орнаментами, кровля и т.д
В вернувшейся к первозданному облику церкви опять стали проходить службы.
Богоявленская церковь. Фрагмент
Но в этом прекрасном храмовом творении сегодня можно попасть не только на богослужение, но и на экскурсию, так как оно числится к тому же и филиальным отделением Ярославского музея-заповедника.
Это интересно: Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле — разбираемся в сути