Стиль оформления в разные периоды
Свой внешний вид Грановитая палата в Кремле меняла несколько раз. Изначально и потолочные своды, и стены были покрыты уникальной росписью. Южный свод был украшен библейскими сюжетами на тему сотворения мира, центральная часть символично отображала деление Земли между сыновьями Ноя и деление Руси сыновьями князя Владимира. На восточном своде перед взорами гостей представал Иисус Христос. В руки библейских пророков были вложены свитки с мудрыми изречениями. Трон окружали изображения реальных исторических персонажей.
Почти 200 лет хранила Грановитая палата в Москве свой первозданный вид. Однако время не щадит никого и ничего. Здание состарилось, краски поблекли и осыпались. Внешний вид хором потерял былую роскошь. В начале 1967 года царь Алексей Михайлович отдал приказ отремонтировать ее и восстановить имеющиеся фрески как можно более точно. За дело взялся Симон Ушаков, известнейший иконописец того времени. Он не только восстановил испорченные временем росписи, но и сделал их опись, которая неоднократно помогала потомкам в проведении реставрационных работ.
Однако следующий российский самодержец Петр Первый счел фрески несовременными, повелел забелить их и обтянуть изысканными тканями. Зал использовался для постановки спектаклей и прочих развлекательных мероприятий. Павел I повелел оббить стены лучшим бархатом. Лишь в 1882 году Грановитая палата Московского Кремля восстановила свой изначальный вид. По эскизам Симона Ушакова отец и сын Белоусовы заново расписали помещение, придав ему изначальный торжественный вид.
Святые сени
Святые сени — это продолговатая палата, в которой встречали гостей, приглашенных к государю. Здесь же священники кремлевских церквей первыми встречали монархов после коронования и во время высочайших выходов и благословляли их. Название произошло от росписей на стенах с сюжетами из Священного Писания.Древние фрески не сохранились.
Название «сени» происходит от славянского слова «сень», обозначающего «кров» или «место перед домом, покрытое кровлей»
В 1847 году художник Федор Завьялов вновь расписал стены.Три сюжета повторили старые росписи, чему помогла опись, составленная в XVII веке придворным иконописцем Симоном Ушаковым. Эти сюжеты — «Ветхозаветная Троица», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» и «Сон Константина». Еще два сюжета связаны с русской историей: «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву» и «Выбор веры киевским князем Владимиром».
Над сенями есть небольшая потайная комната, откуда царицы и царевны могли скрытно наблюдать через решетчатое окошечко за приемом иностранных послов и другими церемониями, где им не полагалось присутствовать.
Особенную пышность и великолепие сеням придают шесть резных позолоченных дверных порталов (причем три из них ложные, сделаны для симметрии в XIX веке). Двери ведут на три стороны — в Грановитую палату, во Владимирский зал Большого Кремлевского Дворца и в Теремной дворец.
Парадный Готический зал
Готический зал примечателен ажурным устройством нервюрного свода, грани которого сходятся к центральному опорному столбу. Палата и называется Грановитой из-за этой конструктивной особенности, присущей готической архитектуре. Готический зал используется как выставочный, здесь представлены драгоценные предметы церковной утвари.
Слева от опорного столба виден большой купол, блестящий позолотой. Это Большой сион, емкость для хранения освященного хлеба для обряда причащения. Сионы повторяли форму православного храма и искусно украшались. Справа от опоры в дальней подсвеченной витрине размещены воздвизальные кресты, используемые при крестных ходах и праздниках.
Показ с близкого расстояния позволяет рассмотреть узел схождения ребер свода к стене зала. В кирпичную кладку заложена каменная деталь повышенной прочности, воспринимающая нагрузку от свода. Грани выполнены из фигурного кирпича, иначе именуемого лекальным, ручной обработки. Такие изделия делали по шаблонам (лекалам), словно портновские выкройки.
Подобными изделиями гораздо более позднего производства отделан римско-католический храм Посещения Пресвятой Девы Марии в Чехии. В глубокой стенной нише арочного очертания сохранился древний орнамент, выполненный красками нескольких цветов. В двойном круге изображен стилизованный фантастический цветок с разноцветными лепестками.
Грановитая палата в Великом Новгороде предлагает к обозрению не только парадные залы, любопытны здесь все доступные помещения и коридоры. Достаточно узкие проходы строились из соображений затруднения передвижения воинов неприятеля в случае прорыва внутрь здания. Здесь можно рассмотреть строение кладки стен и свода простейшего вида.
Неброские светильники на стенах имитируют древнее освещение свечами либо факелами. Подобный полумрак был в старину привычным, коридоры постоянные обитатели помещений знали досконально даже на ощупь. Касательно обитателей келий сложилось немало легенд, подчас неправдоподобных априори.
Московский Кремль. Перестройка
Первые постройки на территории современного Кремля появились еще в 12 веке, однако были по большей части деревянными. Но уже при Дмитрии Донском началось интенсивное возведение каменных стен и строений, для чего широко использовался местный камень светлого оттенка. Именно отсюда и пошло часто употребляемое и по нынешний день название Москва Белокаменная.
Основательно за перестройку Кремля взялся Иван Великий, сумевший собрать воедино разрозненные славянские княжества и стать во главе централизованного государства. В первую очередь в Москве был воздвигнут величественный Успенский собор, следом — Ризоположенская церковь и Благовещенский собор, построены новые прочные Кремлевские стены и башни.
Вполне естественным стало дальнейшее строительство Великокняжеского дворца. Ведь чтобы подчеркнуть могущество, власть и богатство своего княжества, его правителю была необходима достойная резиденция. Так, в Москву прибыли гениальные итальянские зодчие Марко Руффо (Фрязин) и Антонио Солари. Строительство дворца было начато в 1485 году и длилось со значительными перерывами почти 30 лет.
Обеденные церемонии
При проведении торжественных обедов Грановитую палату украшали особенно нарядно: на пол стелили дорогие персидские ковры, лавки покрывали злато- и среброткаными тканями, на столах расставляли драгоценную посуду. А «гвоздем программы» был большой царский поставец — открытый буфет пирамидальной формы вкруг центральной колонны. На поставце стояли золотые и серебряные сосуды самых диковинных форм и размеров. Многие из них можно видеть в музее Кремля — Оружейной палате.
В середине XVI века Грановитая палата чаще служила местом торжественных обедов. Посольские обеды продолжались по пять-шесть часов: начинаясь днем, заканчивались при свечах, иногда затягивались до глубокой ночи. Причем ход обеденных церемоний контролировал сам Иван Грозный, обладавший отличной памятью: царь помнил имена и звания всех сидевших за столами (а их могло быть 200 человек и больше) и, называя их вслух, поражал и восхищал иностранцев. Для вечернего освещения палаты служили четыре массивные люстры из патинированной бронзы и двадцать таких же паникадил. Люстры для Грановитой палаты исполнены в начале 1880-х годов на петербургской фабрике Феликса Шопена по образцу новгородских круговых хоросов XV-XVI веков.
И я молюсь — о русская земля! -Не на твои забытые иконы, Молюсь на лик священного Кремля И на его таинственные звоны… Николай Рубцов
Конечно, Грановитая палата претерпевала изменения. В XVIII веке к первой российской коронации Екатерины I — супруги Петра Великого — стены по европейской традиции затянули бархатными тканями, украшенными серебряными двуглавыми орлами. Ткани меняли от коронации к коронации. И только в 1882 году по указу императора Александра III было восстановлено прежнее живописное убранство зала. Это сделали братья Белоусовы из Палеха по тщательному описанию фресок Грановитой палаты, которое составил в 1672 году царский иконописец Симон Ушаков.
И уже в ходе реставрации 2009-2011 годов в Грановитой палате был восстановлен ковер — фантазия на восточновизантийскую тему — исполненный в 1882 году к коронации императора Александра III. По рисунку ковра из Тульской области подобрала паркет из двенадцати сортов драгоценных деревьев. Была восстановлена и мебель, для обивки использовали композиции с птицами в райских кущах. Мастерицы золотошвейной мастерской «Убрус» ориентировались на техники XV-XVII веков.
Заходили в Грановитую палату столь знаменитую, что ни один государь не принял престол, не став наперед на оной в сей палате. Она квадратна и заключает в себе около 100 квадратных сажень, покрывается четырью сводами, которыя сходятся в четвероугольной столб, окруженной полочками, на которыя становятся различные сосуды и убранства, обита красным бархатом без дальнаго украшения. У одной из сторон стоит трон, на котором принимают государи чужестранных послов. Николай Озерецковский, естествоиспытатель (1782)
На золотое шитье пошло более десяти килограммов золота!
Вдоволь полюбовавшись ковром, мы покидаем Грановитую палату. Но прежде, конечно, заглянем в особую ее часть, именуемую Тайником.
Грановитая палата — достойный памятник русской архитектуры
Само здание палаты двухэтажное, при этом первый, цокольный этаж, не сообщен с верхним. Согласно старой документации, в нижнем располагались печи
. На верхнем расположена знаменитая Грановитая палата. Представляет она собой большой торжественный зал. Особую красоту ему добавляет система крестовых сводов. Эти своды опираются на центральный столб. Зал поражает своими размерами: площадь составляет 495 кв. м, высота 9 м. Днем его освещает солнечный свет из 18 окон, расположенных с трех сторон.
Святые сени, южная сторона
В вечернее время в качестве освещения используются 4 круглых массивных люстры, сделанных из бронзы. В качестве образца для них были использованы древние новгородские паникадилы. Тематика живописи — библейская. На системе сводов изображены картины сотворения мира, фрагменты из жизни Адама и Евы. Здесь можно наблюдать жизнь Иосифа, переданная в картинах, а также нарисованные сцены «праведного и неправедного суда».
Преддверие Грановитой палаты, Святые Сени, необычайно торжественны. Величие и пышность им придают порталы. Сделаны они при помощи резьбы из белого камня. Порталы обильно позолочены и имеют резные двери. Также поражает богатство растительной орнаментации и прочие изображения, в том числе геральдика. Имеются двери-обманки, сделанные в XIX в. Вход в зал из Святых сеней возможен только через один портал.
Интерьер палаты
1767
Заседания Уложенной комиссии в Грановитой палате. Это было временное коллегиальное учреждение, собранное по инициативе Екатерины II для систематизации законов, накопившихся со времен Соборного уложения 1649 года. Императрица написала Большой Наказ, намечающий вопросы, которые предположительно должна была решить комиссия. Затем созвали более 500 депутатов со всей страны от всех сословий. Они привезли массу наказов, а затем пытались разобраться в них и породить новый свод законов, согласуя существующее законодательство с пожеланиями масс. Однако не вышло, не хватило мочи: затея обернулась разочарованием, и комиссию даже не распустили, а просто забыли через несколько лет.
Большая палата. Итальянское зодчество в Москве
К нашему времени из всего дворцового ансамбля сохранилась только Грановитая палата. Ее строительство было закончено в 1491 году, в то время она получила название Большая палата. Наружный фасад здания, сооруженного из красного кирпича, снизу доверху был облицован четырехгранным известняком, что впечатляло русский народ и стало причиной «говорящего» наименования. Сдержанные пропорции, высокий потолок, кубическая форма свидетельствуют о благородстве и достоинстве. Для европейских государств эти архитектурные решения давно стали традиционными. И по сегодняшний день они отлично сохранились во многих городах Италии, Франции, Германии.
Грановитая палата Московского Кремля удачно сочетает в себе веяния эпохи Возрождения и исконно русские традиции. Несмотря на то что здание официально признается русским памятником итальянской архитектуры, форма перекрытий и центральная опора являлись традиционными для эпохи Киевской Руси.
Грановитая палата внутри — описание интерьеров
Постройка двухэтажная. На втором этаже расположен Парадный тронный зал русских государей. Здесь принимали иностранных послов, обсуждали самые важные государственные вопросы, устраивали пиры по случаю приезда иностранных гостей, отмечали значимые военные победы. Здесь Иван Грозный праздновал победу над Казанским ханством, а Петр Первый — над шведами в Полтавской битве. Зал был предназначен для самых важных церемоний и стены его видели всех правителей русского государства.
Итальянские мастера при строительстве учитывали и русские традиции — зал был построен по подобию монастырской трапезной с единственным подпорным столбом по центру. Площадь палаты почти 500 кв. метров, стены ее украшены нравоучительными фресками.
Принятую в православных церквях полотенечную роспись по низу стен дополняют богатые фрески духовного содержания на стенах и сводах.
Древние росписи не сохранились. Те, что мы видим сегодня, выполнены в конце XIX века перед коронацией Александра III художниками из Палеха братьями Белоусовыми.
Сюжеты росписей взяты из библии, есть иллюстрации из древнерусской литературы, а также изображены и реальные исторические персонажи.
Главная стена — восточная, выходящая на Соборную площадь. Здесь стоял царский трон, а за спиной государя были изображены первые правители Рюриковичи — Рюрик, Игорь и Святослав. Во втором ярусе с обеих сторон от окна — история призвания варяг на Русь. Идея росписи — показать, насколько глубоки корни власти московских правителей, показать, что их власть законна.
Здесь же мы видим Владимира Святославовича, крестителя Руси. Он представлен со своими 12 сыновьями. Еще 24 представителя этого рода, в том числе Иван Калита и Иван Грозный, изображены на оконных откосах.
В Грановитой палате каждая деталь имеет свой смысл. Здесь нет ничего лишнего и случайного. Рельефы, которые мы видим на столбе в центре зала, представляют фигурки животных, которые характеризуют правителей.
Каждое из животных олицетворяет добродетель, которой обладает правитель
Он может иметь силу и власть, но при этом обладать добротой оленя, самопожертвованием пеликана и осторожностью журавля, он может быть гибким, как змея и храбрым как лев. Изображение птицы, убивающей змею, символизирует победу добра над злом, а дерево в центре композиции — итог процветающего государства, дельфины рядом с деревом — символы правителя, заботящегося о своих подданных и своем государстве
Здесь изображены все, кто в той или иной мере принимал участие в становлении русского государства. Юрий Долгорукий (начало Москвы) и Дмитрий Донской, защитник Отечества Александр Невский и первый русский царь Иван IV.
Как и любое историческое место, Грановитая палата окружена легендами и историями. По одной из них, во времена Петра принимать участие во всех церемониях могли исключительно мужчины, а царицы и царевны наблюдали за происходящим из тайника (потайной комнаты на верхнем этаже). На самом деле, согласно историческим документам, тайник, действительно, существовал, но он появился после пожара и перекладки кровли в конце XVII века. В тайнике хранили мебель, которую доставали для приема гостей.
Грановитая палата, украшенная росписями, прекрасно вписалась в русскую традицию. Ее стены заполнены библейскими сюжетами, в том числе мы видим изображение истории о библейских царях Давиде и Соломоне, назидательные сюжеты о праведном и неправедном судьях и рассказ о прекрасном Иосифе.
Грановитая палата известна всему миру. Торжества в ней освещала не только российская, но и мировая печать. Еще в 1855 году лондонская «Times» извещала о коронации Александра II. Выставленные богатства, золото, серебро и драгоценные камни поражали гостей и вряд ли, кто из них видел когда-нибудь такое великолепие.
Грановитая палата.
В XV веке в новом великокняжеском дворце архитектором Марком Фрязиным была заложена Грановитая палата. Иван III поручил Марку Фрязину возвести парадный тронный зал для торжественных приемов. Закончил строительство известный итальянский мастер Пьетро Солари.
А знаете, почему палата называется Грановитой? Дело в том, что ее фасад облицован белым камнем с острыми гранями наподобие бриллиантов. Палату также называли Государевой Золотой палатой, так как своды ее были расписаны золотом.
Здание построено из кирпича. Ее внутреннее помещение — большой зал площадью 495 квадратных метров, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. На протяжении двух столетий Грановитая палата оставалась самым большим залом на Руси. Внутреннее убранство палаты отличалось небывалой роскошью. Стены залы обиты малиновым бархатом с императорскими орлами, над окнами все гербы императорского титула с трофеями, а между нижними окнами — бронзовые позолоченные стенные канделябры в виде двуглавых орлов. Пол устлан алым сукном.
С запада к палате примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница — Красное крыльцо. В дни коронации лестницу устилали красным сукном. Монархи после обряда венчания на царство в Успенском соборе поднимались сюда и клали земной поклон народу на Соборной площади. Последняя процессия прошла при коронации Николая II в 1896 году.
На протяжении столетий в Грановитой палате проходили церемонии государственной важности. Здесь принимали иностранных послов, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией
В 1552 году Иван Грозный устроил здесь пышный пир в честь взятия Казанского ханства. Три дня он угощал воевод, бояр и иностранных послов. Борис Годунов в 1602 году устроил пир в честь датского принца Иоанна, которого собирался женить на своей дочери Ксении. Обед насчитывал неслыханное количество блюд (не менее 200). Кресла для Бориса Годунова и принца были сделаны из золота, а стол из серебра. Петр I в Грановитой палате праздновал победу над шведами в Полтавской битве. Для царицы и детей была устроена специальная смотрильная палатка, из которой они могли наблюдать за происходящим в палате. По обычаям того времени женской половине царской семьи запрещалось присутствовать на торжественных церемониях.
В настоящее время Грановитая палата не изменила своего предназначения. Она является одним из представительских залов при резиденции президента Российской Федерации.
Древний дворец
В первом летописном упоминании фигурирует как «палата большая великого князя на площади», впоследствии могла называться Большой Золотой или просто Большой палатой. Эта палата была построена на месте древней гридницы (столовой) и являлась передним приёмным покоем дворца. Рядом с Грановитой палатой была выстроена Средняя золотая палата. Перед Средней палатой возвышалось Верхнее крыльцо (Передние переходы), на которое с Соборной площади вели три лестницы:
- у стены Грановитой палаты (ныне называется Красное крыльцо). В старину называлась Красной Золотой. Это лестница служила для торжественных выходов царя. В XVII веке она была перекрыта сводами.
- средняя лестница, которая с конца XVII века называлась Золотой лестницей, или Золотой решёткой. Вела в сени Средней Золотой палаты. По ней во дворец попадали послы нехристианских государств.
- Паперть Благовещенского собора. Обыкновенно именно она служила входом во дворец с Соборной площади. «В Московском Кремле». Акварель А. Васнецова.
Между лестницами Грановитой и Средней Золотой (называлась так с 1517 года, а в конце XVII века была переименована в Золотую Расправную) палат находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. За Средней Золотой палатой находилась Столовая брусяная изба, сломанная в 1681 году, а к югу от неё возвышалась Набережная палата (в 1681 году переименована в Столовую), просуществовавшая, как и Средняя Золотая, до 1753 года.
Убранство палаты
Вся палата представляет собой единый квадратный зал площадью 495 кв. м, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп. Стены и своды величественного зала расписаны сверху донизу. Великолепные фрески на сюжеты русской и церковной истории поражают каждого, кому посчастливилось увидеть их воочию. Их выполнили приглашенные Александром III художники братья Белоусовы из села Палех Владимирской губернии по той же описи Ушакова.
Современный вид палаты с выходом в Святые сени
На западной части свода изображен Саваоф, которого окружают девять ангельских чинов: ангелы, архангелы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, престолы и троны. Другие сюжеты изображают Сотворение Мира. На склонах свода, переходя от небесного к земному, показаны праотцы, пророки и евангелисты. На стенах написаны сюжеты из русской истории, а также библейские притчи и сказания. Росписи на восточной стене иллюстрируют повесть XVI века «Сказание о князьях Владимирских» с идеей богоизбранности Московского царства, ставшего «третьим Римом», то есть наследником Рима и Константинополя, древних центров христианства. «Сказание» показывает связь династии Рюриковичей с родом римского цезаря Августа. Когда-то император Август отдал часть своих земель между Вислой и Неманом своему брату Прусу. Через 14 веков новгородцы пригласили прусского князя Рюрика к себе на княжение. На стенах мы видим первых Рюриковичей, правивших на Руси в IХ-Х веках: Рюрика, Игоря, Святослава и, наконец, князя Владимира, крестившего Русь в 988 году и этим поставившего ее в один ряд с европейскими государствами. Другая иллюстрация к «Сказанию», на южной стене, показывает принесение царских регалий на Русь из Византии, что говорит о наследовании власти московскими правителями от византийских императоров. На юго-восточной части стен изображен сын Ивана Грозного Федор — последний представитель династии Рюриковичей. Рядом — Борис Годунов, брат царицы, в то время соправитель Федора. Историки связывают с Борисом Годуновым и ветхозаветный сюжет об Иосифе Прекрасном на северной стороне палаты. Иосиф был не только красив, но и умен. Ему удалось стать советником египетского фараона и впоследствии получить царский венец из его рук. Сюжет показывает, что мудрый правитель может стать царем, даже если он не царского рода. Как известно, Борис Годунов был царским конюшим, затем стал царем. Росписи на западной стене иллюстрируют притчи о праведном и неправедном судье. Праведный судья призвал некоего царя к справедливости, и тот жестоко наказал своего родственника, не явившегося в суд по иску простой женщины. Неправедный судья получил взятку — драгоценный кубок и мешок серебра — и отправил в темницу невиновного человека. Судья развлекается на пору, а его душа спускается в ад. Сюжет напоминает: на Страшном Суде люди будут отвечать за свои поступки вне зависимости от своего иерархического положения.
В откосах оконных проемов изображены 24 представителя рода Рюриковичей, в том числе князь Даниил (сын Александра Невского), Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный — овеянные славой правители.
Столп в древности был окружен полками (ставцами), на которых стояли позолоченные и серебряные кубки, блюда и прочая столовая утварь
Такая посуда по русскому обычаю была второй по важности после икон частью убранства. Ее при всяком удобном случае выставляли напоказ, желая поразить гостей
Центральный столп палаты украшен белокаменными рельефами с росписью и позолотой. Изображения животных трех стихий — земной, водной и небесной — напоминают о чертах достойного правителя. Дельфин символизирует правителя, заботящегося о своих подданных
Олень — символ власти, силы и могущества; журавль — символ благоразумия и осторожности; пеликан — символ самоотверженной любви; крылатый змеелев — символ соединения мудрости и силы
Зал освещают 18 окон, 4 паникадила из темной бронзы древнего образца и 20 настенных бронзовых подсвечников.
Тайник
В 1684-1686 годах Осип Старцев создал верхние сени, вход в которые был устроен со стороны паперти Верхоспасского собора. На протяжении всего XVIII века Тайник оставался одним из парадных покоев. Здесь же хранились ценности, здесь во время приемов иностранных послов скрашивали время царицы и царевны. Уже в 1840 году, при сооружении Большого Кремлевского дворца, Тайник и хоры были обновлены, при проведении пышных коронационных обедов в Грановитой палате там обычно располагались члены императорской семьи. Но только в ходе реставрации 2009-2011 годов был восстановлен исторический вид помещения XVIII-XIX веков.
Путешественники, видевшие все столицы в свете, соглашаются единогласно, что нет ничего прекраснее и живописнее Кремля, особливо со стороны Москвы-реки. Кремль, сие святилище для сердца каждого русского, соединяющее столько воспоминаний драгоценных и важных, есть также начало основания Москвы, древней столицы нашей. А. Мартынов, гравер (ХIХ век)
Сейчас в Тайнике располагается протокольная часть Президента РФ. Именно отсюда через особое окно открывается великолепный вид сверху на Грановитую палату. Существуют легенды, что именно из этого окна наблюдали за пышными кремлевскими торжествами женщины из царской семьи; дамам не полагалось участвовать в общественной жизни государства.
Вот поэтому и был построен в Кремле парадный женский зал — Золотая царицына палата. Именно туда — и в XVI век — лежит наш путь.
Ювелирная экспозиция
Драгоценная сокровищница, которой обладает Грановитая палата в Великом Новгороде, поистине бесценна. Изделия домонгольского периода сохранились благодаря тому, что город не был захвачен татаро-монгольской ордой, хотя дань и выплачивал. Размещены предметы ювелирной экспозиции в нескольких помещениях, оборудованных специальными витринами.
Историческая ценность выставленных предметов намного превышает стоимость драгоценных металлов и камней, из которых они сделаны. Бесценны они и с искусствоведческой точки зрения, поскольку представляют великолепные образцы многих способов художественной обработки металлов. Витрины переднего плана содержат массивные водосвятные чаши, изготовленные из листов серебра и покрытые позолотой.
Содержимое выставочных витрин разнообразно, большинство экспонатов связаны с религиозными обычаями и обрядами. Оклады для священных книг, кадила и митры священников – все сияет и переливается. Среди нательных крестиков и икон есть даже византийские. В передней витрине за лампадой – драгоценный оклад иконы Знамения Богородицы, о котором уже говорилось.
Два длинных древка с дисками во второй витрине – ритуальные опахала (рипиды). Они применялись при богослужениях высших священников, а также при крестных ходах. Традиции их применения восходят к временам зарождения христианства, в русском православии рипида делалась круглой с изображением серафима.
Самое масштабное по размерам изделие церковных ювелиров и художников, которое представляет Грановитая палата в Великом Новгороде – еще один оклад. Покрывал он икону Спаса на Престоле, выполнен из серебряного листа методами чеканки и резьбы с последующим золочением, украшением драгоценными камнями. Спас на Престоле выше человеческого роста, это показывает доходящая до потолка рама.
Посетителей рядом не оказалось, но можно сравнить со входной дверью. Внутренняя подсветка в обрамлении экспоната позволяет рассмотреть малейшие детали ювелирной работы древних мастеров. Отличием иконы является жест правой руки, указующий на Евангелие вместо привычного благословления. Считается, что оригинал иконы изъят Иваном Грозным.
Возвращаясь к внешнему облику, приходится отметить, что после реставрационных работ Грановитая палата в Великом Новгороде выглядит слишком новой. Однако иначе ведь не обеспечить сохранение исторической реликвии для последующих поколений, да и время состарит нештукатуренные стены относительно быстро.
Посещение исторического памятника. Цены и условия
В настоящее время в состав представительских помещений резиденции Президента России включена и Грановитая палата.
Режим работы этого памятника культурного наследия не является регулярным. Здесь проводятся приемы официальных иностранных делегаций, организуются протокольные обеды для гостей высочайшего уровня. Поэтому не является удивительным, что любая экскурсия согласовывается с комендатурой Кремля и планируется на многие месяцы вперед.
Каждому экскурсанту с собой необходимо иметь действительный паспорт, для лиц, не имеющих документов, останется лишь несбывшейся мечтой Грановитая палата Московского Кремля.
Цены на ее посещение значительно выше, чем в другие Кремлевские музеи. Так, посещение Оружейной палаты самостоятельно обходится туристам в 700 рублей, в составе экскурсионной группы – 1100 рублей. Знакомство с архитектурой Соборной площадью стоит 500 рублей, в сопровождении опытного гида – 900. Грановитая палата, цены на посещение которой в различных экскурсионных бюро начинаются с 4500 рублей, подлежит осмотру только в составе организованных групп. И для каждого посетителя Грановитой палаты эта достаточно внушительная сумма кажется вполне адекватной за возможность прикоснуться к древней истории и величию России.
История достопримечательности
Во второй половине XV столетия, когда все княжества объединились вокруг Москвы, великий князь Иван III решил возвести рядом с дворцом парадный тронный зал для торжественных приёмов. Строительство Грановитой палаты началось в 1487 году. Мастер из Италии Марко Руффо заложил фундамент здания и занялся кирпичной кладкой. Спустя четыре года постройка была полностью закончена ломбардским архитектором Пьетро Антонио Солари. Грановитую палату возвели на месте гридницы – большого помещения, в котором в древности располагались дружинники, гостившие в великокняжеском дворце. В середине XIX века был построен Большой Кремлёвский дворец, и Грановитая палата вошла в обновлённый комплекс дворцовых зданий. Через Святые сени помещения палаты присоединили к Владимирскому залу Московского Кремля. С момента создания палату неоднократно перестраивали. В 1840 году Николай I повелел сделать в Грановитой палате ещё один проход в Святые сени. Позже русские зодчие переделали кровлю палаты, заменив стропилы из дерева на металлические. В 1846 году купец Фёдор Челноков финансировал строительные работы по изменению верхней части постройки.
В период с XVI века до конца XIX века Грановитая палата служила для проведения собраний Боярской думы, Земских соборов, торжественных пиров и празднеств в честь важнейших событий в истории российского государства. Грановитая палата была практически полностью разрушена во время Троицкого пожара в 1737 году. Сгорела кровля здания, от пола в сенях и оконных рам остался лишь пепел, и серьезно пострадала уникальная белокаменная резьба. Когда в 1753 году начались работы по строительству нового Кремлёвского дворца, итальянский архитектор Бартоломео Франческо Растрелли предусмотрел в своём проекте восстановление Красного крыльца, сохранив подлинный рисунок и рельеф из белого камня. По Красному крыльцу русские правители проходили в Успенский собор на церемонию коронации. Последний раз это произошло в 1896 году, когда венчали на царство Николая II. В 1882 году к коронации Александра III была проведена реконструкция Грановитой палаты под руководством археолога и историка искусств Георгия Филимонова. Каждый этап работ контролировал Николай Шохин. В ходе реставрации были уничтожены практически все новшества в архитектуре палаты, созданные в XVIII-XIX веках: обивка стен, барочные наличники, стеновые панели и прочие элементы декора. Интерьер стал богаче – появились бронзовые люстры и бра, напоминающие старинные новгородские паникадилы. В тот период палехские иконописцы восстановили расписные фрески на стенах и сводах Грановитой палаты.
После революции 1917 года Грановитой палатой и комплексом зданий Большого Кремлёвского дворца завладела комендатура Кремля, и с тех пор там проходили протокольные мероприятия. В середине 30-х годов прошлого столетия Красное крыльцо было разрушено, а вместо него рядом с южным фасадом палаты построили двухэтажную столовую для членов съездов Коммунистической партии и заседаний Верховного совета СССР, переделав портал Святых сеней в окно. Власти города снесли столовую в 1992-1994 годах, а позже заново отстроили Красное крыльцо по архивным документам и фотографиям, повторив архитектурный облик сооружения середины XVIII столетия. В 2012 году во время реставрации были укреплены фундамент здания палаты и несущие стены, полностью заменены кровля и освещение. Специалисты под руководством реставратора Андрея Михайленко воссоздали старинный паркет, используя 16 разных видов древесных пород и обновили росписи 1881 года благодаря сохранившимся описаниям Симона Ушакова. Одновременно с масштабной реконструкцией в палате начались археологические раскопки, в результате которых были найдены более 2,5 тысяч старинных предметов и драгоценностей.