Бронепоезд «Балтиец»
3 июля 1941 года на митинге в Лениград-Балтийском электродепо было принято решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза поставил Ижорский завод.
Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 пулеметами, в том числе 4 крупнокалиберными. Название бронепоезду — «Балтиец» — дали сами рабочие. Команда бронепоезда была сформирована из добровольцев-железнодорожников электродепо и кадровых артиллеристов.
С осени 1941 года бронепоезд «Балтиец» стоял на защите рубежей Ленинграда. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций в различных секторах фронта: с позиции Мяглово-Горы — по Мге; из Угольной гавани — по Сосновой Поляне и Стрельне; из Предпортовой — по Урицку, Красному Селу, Вороньей Горе; с позиций Левашово, Белоостров, Осельки, Васкелово — в район за Лемболово — Орехово.
«Балтийская» поддержка при прорыве ленинградской блокады
Бронепоезд «Балтиец» — один из первых подобных боевых единиц, действовавших в советской армии с начала Великой Отечественной войны. Судьба постройки этой машины не отличается от истории появления других ее аналогов — «Балтийца» также изготовили на собственные средства рабочие Лениград-Балтийского электродепо. Бронепоезд стал в строй уже в июле 1941 года и был направлен на Ленинградский фронт. Ленинградский узел имел хорошо развитую железнодорожную сеть, и потому «Балтиец» мог без ущерба для себя совершать дерзкие маневры, в результате которых наносил ощутимый урон противнику.
Серьезную помощь бронепоезд оказал при прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года, поддерживая пехотинцев артиллерийскими ударами. Во время решающего наступления советских войск, освобождающих северную столицу от гитлеровцев, «Балтиец» продвигался вместе с наступающими соединениями Красной Армии.
Бронепоезд «Козьма Минин»
Наиболее удачную конструкцию имел бронепоезд «Козьма Минин», построенный в феврале 1942 года в вагонном депо города Горький (ныне Нижний Новгород).
В боевую часть этого бронепоезда входили: бронепаровоз, 2 крытые бронеплощадки, 2 открытые артиллерийские бронеплощадки и 4 двухосные контрольные платформы. Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета «Максим» в шаровых опорах в бортах. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8. Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Защищенный броней толщиной 30-45 мм бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью. Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ. Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника.
«Русский призрак» «Илья Муромец»
«Илью Муромца» в 1942 году подарили бойцам советской армии муромские железнодорожники. Бронепоезд был оснащен 45-миллиметровой броней и ни разу за время эксплуатации его не пробил вражеский снаряд. «Муромец» первый в своем роде бронепоезд, на который установили реактивные минометы «Катюши». За минуту эта передвижная махина «накрывала» территорию, равную четырем гектарам, в полуторакилометровом радиусе.
«Муромец» был довольно скоростным и сравнительно бесшумным бронепоездом, вместе с тем, обладающим колоссальной огневой мощью. За что и получил от немцев прозвище «Русский призрак». «Призрачность» броневой единицы тем временем имела вполне реальную результативность: «Илья Муромец» во время Великой Отечественной сбил 7 самолетов противника, им были уничтожены полтора десятка вражеских артиллерийских и минометных установок, поражены свыше 30 огневых точек и уничтожены более 800 гитлеровцев.
Самое знаменитый бой «Муромца» — сражение в 1944 году под Ковелем с фашистским бронепоездом «Адольф Гитлер», единственная лобовая схватка таких бронемашин в Великой Отечественной. И наш железнодорожный великан вышел из этой битвы победителем.
«Илья Муромец» не дошел до Берлина только 50 километров, и то лишь «по техническим причинам»: мост через Одер оказался разрушенным.
Бронепоезда Томской железной дороги
В начале декабря 1941 года по заданию Государственного Комитета Обороны на Томской железной дороге началось формирование трех дивизионов бронепоездов. Силами работников депо было построено 11 бронепоездов: «Железнодорожник Кузбасса», «Советская Сибирь», «Победа», «Лунинец» (назван в честь машиниста Николая Александровича Лунина) и другие.
В июльские дни 1942 года на участке Елец — Касторная бронепоезд №704 «Лунинец»
принял первый бой
Перед командиром бронепоезда стояла задача: высадить в тылу фашистов в районе станции Тербуны с важной стратегической высотой десант пехоты и поддержать его огнем. Гитлеровцы, не ожидавшие стремительного броска к себе в тыл, оставили высоту
Бронепоезд атаковали 11 фашистских самолетов. Зенитчики стойко обороняли стальную крепость. При отражении налета было сбито 2 бомбардировщика.
8 сентября 1942 года бронепоезд набирал воду на станции, когда налетели 18 немецких самолетов. Впереди бомбами разрушило путь. Машинист П. А. Хурсик с шестнадцатью работниками восстановили путь. У реверса в это время находился машинист М.Ф. Щипачев. Маневрируя на небольшом отрезке уцелевшего пути, он спас поезд от фашистских бомб.
На участок обороны 13-й армии Центрального фронта 27 апреля 1943 года были переброшены бронепоезда №663 «Железнодорожник Алтая» и №704 «Лунинец»
49-го отдельного дивизиона. 6 июля 1943 года в районе Понырей бронепоезда 49-го дивизиона вступили в бой, поддерживая полки 81-й и 307-й стрелковых дивизий. При активной огневой поддержке бронепоездов «Лунинец» и «Железнодорожник Алтая» армейским соединениям удалось остановить отчаянное наступление врага. Гитлеровское командование разработало специальную операцию по уничтожению бронепоездов, в которой главная роль отводилась авиации. Когда «Лунинец» и «Железнодорожник Алтая» вышли на выбранные позиции для очередного огневого удара по врагу, над бронепоездами появились 36 самолетов противника. Им удалось разбить пути, лишив бронепоезд «Железнодорожник Алтая» возможности отхода. Но экипажи стальных крепостей вели огонь из всех зенитных средств. Фашисты потеряли несколько самолетов. Экипажи бронепоездов и железнодорожники-путейцы трудились всю ночь. Они поднимали бронеплощадки, укладывали рельсы. Утром 49-й ОДБП вновь вышел на боевое задание.
9 июля 1943 года бронепоезд «Лунинец» снова открыл огонь по врагу. На юго-западной окраине поселка Поныри, в районе вокзала, он отразил десятки атак фашистов. Вместе с воинами 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии экипаж бронепоезда выполнил приказ командующего Центральным фронтом генерала армии К.К. Рокоссовского: «Понырей не сдавать!» Сутки экипаж бронепоезда не выходил из боя. Командующий бронетанковыми войсками 13-й армии генерал М.А. Королев через командира бронепоезда капитана Б.В. Шелохова объявил благодарность всему личному составу. В ходе боев в районе Понырей бойцы 49-го дивизиона уничтожили более 800 фашистских солдат и офицеров.
После разгрома гитлеровских армий на Курской дуге боевой путь бронепоезда лежал на Украину. 13 февраля 1944 года 49-й ОДБП под командованием капитана Д.М. Шевченко приказом Верховного Главнокомандующего был удостоен почетного звания «Шепетовский». В боях за Шепетовку экипажи бронепоездов произвели 56 огневых налетов, отразили 15 вражеских атак. Бронепоезда участвовали в освобождении Ченстохова, Петркува, Радома. Боевой путь дивизион закончил в Нижней Силезии, в городе Оппельне.
Фото и описание
В городе Муром в одном из самых больших парков в честь 50-летия Советской
власти на высоком постаменте выставлен знаменитый памятник-бронепоезд под
названием «Илья Муромец». Его возведение пришлось на период с 1941 по 1942 годы
при поддержке железнодорожников Муромского отделения крупнейшей Горьковской
железной дороги.
Как известно, годы начала Великой Отечественной войны были особенно сложными
в истории нашей страны, но, несмотря на это, рабочие отдавали все свои силы в
свободное время, чтобы выстроить боевую машину. Немалое количество людей уехало
на этом бронепоезде на военный фронт в качестве добровольцев. Для цели
возведения машины к работе были подключены литейщики, проживающие в
расположенных неподалеку городах – Кулебаки и Выксы, откуда поставляли
необходимый для работы металл. Получая необходимый материал, труженики
Дзержинского завода закаляли его. Входящие в композицию зенитные башни и вагоны
были сварены сотрудниками вагонного депо, при этом в специально предназначенном
локомотивном депо памятный паровоз полностью обшили броней.
Важно отметить, что в самые короткие сроки совершенно не имеющие опыта в
строительстве подобного рода машин люди смогли воссоздать настоящую «крепость на
колесах». Жители города Муром приняли решение о том, какое именно дать название
военному шедевру, назвав его в честь легендарного и отважного богатыря Илии
Муромца
Но в данном вопросе у полковника Неплюева, который принимал
непосредственное участие в принятии поезда в эксплуатацию, было свое название –
«За Родину!».
Перед тем, как отправить паровоз на военный фронт многочисленные рабочие
устроили масштабный митинг, написав на многотонном гиганте надпись: «Илья
Муромец» и нарисовав голову знаменитого былинного богатыря. По результатам
многочисленных споров решили присвоить боевой машине №762, а имеющиеся рисунок и
надпись приказали полностью стереть
Но все же название в честь отважного героя
так и осталось в умах людей, а также в документах
8 февраля 1942 года выстроенный бронепоезд был отправлен на фронт с
одноименной станции Муром. Фронтовиков провожали жены, которые смогли водрузить
над огромным паровозом внушительных размеров красное полотно, при этом на нем
был вышит знаменитый герб СССР. В селении Горьком к существующему памятнику
присоединили броневой паровоз под названием «Козьма Минин», причем после этого
был завершен процесс формирования особого 37-го Горьковского дивизиона.
Практически все локомотивщики настолько хорошо водили «Илью Муромца», что за
весь военный период знаменитый бронепоезд не получил ни одной пробоины. Первый
раз за всю историю бронепоездов великого «Илью Муромца» снарядили мощными
реактивными минометами, знаменитыми под названием «Катюша».
После преобразований машина стала тише передвигаться, обрела колоссальную
огневую мощь и высокую скорость, что сделало бронепоезд по-настоящему
внушительной боевой силой. Например, за одну минуту он мог поразить площадь в
400х400 м в радиусе 1,5 км.
За все время бронепоезд совершил более 150 огневых налетов на врага, а также
при помощи минометного и артиллерийского огня смог уничтожить 14 различных
орудий и специализированных минометных рот, 36 особо опасных огневых точек, 7
самолетов и более 870 немецких фашистов.
Летом 1944 года неподалеку от Ковеля, являющегося особо крупным населенным
пунктом Волынской области УССР, было проведено масштабное лобовое сражение, в
котором принимали участие «Илья Муромец» и немецкая боевая машина «Адольф
Гитлер». В этом сражении немцы проиграли и были полностью сокрушены. Советский
бронепоезд смог преодолеть расстояние в 2,5 тысячи км и только 50 км не дошел до
немецкой столицы и встретил победу в городе Франкфурт.
В честь 26-й победной годовщины, отмечаемой в 1971 году, в городе воинской
славы Муром был установлен памятник знаменитому бронепоезду «Илья Муромец».
Данный памятник представляет собой макет настоящего паровоза в настоящую
величину, который особенно схож с оригиналом, прошедшим через всю Великую
Отечественную войну. Неподалеку от монумента была выставлена мемориальная доска,
на которой был отмечен боевой путь бронепоезда.