Памятник коленопреклоненному сусанину в костроме будет высотой с «хрущевку»

Музей Гауптвахта – главный объект военной истории города


Музей Гауптвахта.
51

Гауптвахта расположена в самом центре города. Это красивое здание, украшенное лепниной и оформленное в стиле ампир. Оно было построено в начале 19-го века, изначально здесь размещался личный состав главного караула.

Сегодня здесь находится костромской Военно-исторический музей. Вниманию туристов предлагаются интересные экспозиции с уникальными образцами оружия, старинными орденами и медалями, знаменами, военными документами и картами. На интерактивной выставке все желающие могут примерить военные костюмы разных эпох и сделать колоритные фотографии.

Адрес: Гауптвахта, улица Ленина, Кострома, Россия.

Авторские туры из Костромы:
Путешествие в небольшой группе, организованное частным независимым гидом

История

Вид на Сусанинскую площадь с пожарной каланчи (1910)

Площадь возникла под названием Екатеринославская по регулярному плану Костромы 1781—1784 гг. До пожара 1773 года на её месте с 1619 г. располагалась территория Нового города Костромского кремля, а до его возведения — городской посад. Застройка площади осуществлена в кон. XVIII — 1-й четв. XIX в. Первоначально конфигурация этой площади задумывалась полукруглой, но при осуществлении она получила «гранёную» форму.

В 1823 г. площадь была вымощена, а в 1835 году указом Николая I переименована из Екатеринославской в Сусанинскую.

П. И. Сумароков писал в 1838 году:

В 1851 в центре площади был открыт (скульптор В. И. Демут-Малиновский), вокруг которого в 1900 году был разбит сквер.

Таким образом, к началу XX века площадь представляла собой открытое пространство сложной формы, вытянутое с юго-востока на северо-запад. Северная полукруглая часть образована зданиями каланчи, гауптвахты, гостиницы, домом Борщова и боковым фасадом Присутственных мест. Центральная часть ограничена комплексами Гостиного двора (Красных рядов) и Больших Мучных рядов. На южной стороне площади над съездом к Волге в начале 1880-х гг. была построена часовня Александра Невского в память об Александре II. Площадь была вымощена булыжником, в самом её центре располагался сквер с памятником. Пустое пространство площади использовалось для установки временных торговых павильонов.

С юга пространство площади открывалось к Волге улицей Молочная гора, а с других сторон от площади расходились веером главные улицы города: в сторону Ипатьевского монастыря — Московская ул. (бывш. Мшанская, ныне ул. Островского), далее Константиновская (бывш. Царёвская, ныне пр. Текстильщиков), Богоявленская (она же Костромская, ныне ул. Симановского ул.), трехлучие Еленинской (ныне ул. Ленина), Павловской (пр. Мира) и Марьинской (ул. Шагова) улиц, к востоку она соединялась с Воскресенской (ныне Советской) площадью и, постепенно сужаясь, переходила в Кинешемскую ул. (бывш. Русину ул., ныне Советскую ул.)

Перед зданием Присутственных мест в 1900 году был разбит обнесённый чугунной решёткой узкий сквеp, устроенный так, что в его ствоp попадал памятник Ивану Сусанину, а поперечная аллея давала проход к галерее Гостиного двора. В сквере высадили голландские липы, к которым добавили 12 пихт. Официально сквеp назвали «новым», но так как деньги на его создание — 400 pублей — пожертвовал тогдашний городской голова Г. H. Ботников за ним закрепилось название «Ботниковского».

В 1918 году было начато разрушение сусанинского памятника, тогда же произошло переименование в площадь Революции. В 1924 году сносят Александровскую часовню, а на части площади между Красными и Большими Мучными рядами устраивается спортивная площадка, а затем сквер. В 1967 году в сквере на месте часовни был установлен (скульптор Н. А. Лавинский).

Историческое название возвращено площади в 1992 году. В 2008—2009 гг. была осуществлена масштабная реконструкция площади: спилены деревья в центре площади, разбиты газоны, проложены пешеходные дорожки, уставлены элементы малой архитектуры. На месте расположения исторического памятника Ивану Сусанину поставлен временный памятный знак.

В настоящее время площадь используется для организации городских праздников. В 2009 и 2010 гг. на площади были поставлены оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» (совместный проект «Новой оперы» и областной филармонии).

Панорама Сусанинской площади

Как доехать

Площадь расположена в историческом центре города, на левом берегу Волги.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и повернуть налево – на ул. Советская, по которой и можно доехать до площади.

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу до площади можно подъехать на автобусах № 1, 2, 9, 10, 14, 20, 21, 25, 26, 99, маршрутных такси № 1, 2, 4, 10, 14, 21, 26, 38, 47, 48, 49, 50, 51, 56, 57, 66, 76, 81, 101 и троллейбусах № 2, 3, 4, 7, 9 (остановка «Сусанинская площадь»).

Дом Борщова

Среди общественных строений центральной площади города есть здание, принадлежавшее частному лицу – это Дом Борщова. Генерал-лейтенант Отечественной войны 1812, сенатор Сергей Семенович Борщов имел такие связи и такие деньги, что смог построить себе дом в самой центральной части города. Крупнейшая усадьба является памятником зодчества эпохи позднего классицизма 20-х годов 19 века (архитектор Н.И. Метлин). 

Дворцовый особняк выходит на площадь своим основным фасадом. Восьмиколонный портик, установленный на постамент с арочными проемами, придает сооружению парадную значительность. Интересно, что в этом доме останавливался в 1834 г. Николай Первый, со своим сыном Александром Вторым и поэтом В. А. Жуковским — воспитателем наследника. Сейчас в этом величественном сооружении размещается суд.

Памятник Ивану Сусанину

Современный памятник костромскому герою воздвигнут лишь в 1967 году. Правда, установлен он уже не в центральной части, а чуть ниже, на спуске к набережной Волги. Историческое же название – Сусанинская – было возвращено площади только в 1992 году.


Фото Брехов Антон abrehov.ru

В 2009 году площадь реконструировали: спилили часть деревьев, разбили газоны, проложили дорожки для пешеходов, поставили беседки и скамейки. Также установили новые современные скульптуры: солнечные часы, памятник пожарному псу «Бобка», Снегурочка.

Сейчас на Сусанинской площади проходят народные гуляния и отмечаются городские праздники.

Романовский музей

В начале Павловской улицы (сейчас проспект Мира, 5) ваше внимание привлечет здание Романовского музея выполненное в неорусском стиле

в начале 20 века (архитектор Н. И. Горлицын).

Этот древнерусский терем

с элементами архитектуры 17 века сразу же планировался как музейное сооружение. Этому полностью соответствует его внутреннее оформление: просторные залы, широкая парадная лестница, вместительный вестибюль.

Новому музею из Эрмитажа и Академии художеств был подарен ряд скульптур и живописных полотен, а основным наполнением экспозиций музея стал Костромской музей древностей, который являлся первым музейным учреждением края. Открытие музея состоялось в присутствии Николая Второго и его семьи в 1913 году.

История

? XVII веке Кострома достигает своего экономического расцвета и
становится одним из экономически значимых городов Русского царства.
В Костроме возникает большой торговый центр. Сначала торговля
велась на деревянных лавках. Но после пожара 1773 года, когда все
торговые лавки, склады и дома были уничтожены, началась генеральная
реконструкция Костромы..


IMG_9961.jpg — Vladimir Kerzhentsev @ Flickr

Новые торговые ряды решено было строить из камня: работы
начались в 1775 году. В основу был положен «образцовый» проект
торговых рядов, подписанный владимирским губернским архитектором
Карлом фон Клером. В проектировании и возведении сооружений также
принимали участие архитекторы С. А. Воротилов,
В. П. Стасов, П. И. Фурсов,
Н. И. Метлин.


IMG_9965.jpg — Vladimir Kerzhentsev @ Flickr

В основу планировки легла типовая секция купеческой лавки:
каждой лавке, размером 4,5 на 7 метров соответствовал один арочный
пролет галереи. Торговое помещение находилось на первом этаже, для
складирования товаров использовались второй этаж и подвал;
наверху также обычно располагалась контора лавки.

Строительство началось с Красных торговых рядов, именуемых так
же Гостиным двором, под руководством Степана Андреевича Воротилова
в 1789 году. Здание было выстроено в виде замкнутого прямоугольника
размером 110х160 м. При возведении корпуса пришлось решать
сложную задачу. На предполагаемом месте постройки рядов размещался
один из древнейших храмов Костромы: церковь Спаса в Рядах.
Первоначально постройка была деревянной, а в 1766 году на ее месте
воздвигли каменный храм. Архитекторам удалось органично вписать
церковь в состав Красных рядов.


IMG_9963.jpg — Vladimir Kerzhentsev @ Flickr

Название «Красные ряды» здание получило, потому что в нём
торговали «красным» товаром, то есть тканями, кожаными изделиями,
мехам и книгами. Строительство шло быстро. В марте 1791 года
городская дума извещала, что готовы 33 лавки, 19 достраиваются, а
на 11 заготовлены материалы — всего в корпусе предполагалось
разместить 86 лавок. Работы завершились к 1793 году.Шаблон:Нет АИ


IMG_9956.jpg — Vladimir Kerzhentsev @ Flickr

Галереи Гостиного двора с их гладким полом из каменных плит,
нарядными вывесками, витринами служили не только центром оживлённой
торговой жизни города, но и местом прогулок и встреч
обывателей.

Сооружение самого большого здания — Больших Мучных рядов
размером 122×163 м — шло медленнее: в 1791 году из 52
запроектированных лавок, предназначенных для оптовой и розничной
торговли мукой, фуражом и льном, были вчерне готовы 26. Отчасти это
объясняется тем, что земля под рядами по северной стороне
принадлежала графу А. Р. Воронцову, и с ним вплоть до 1794 года
велась переписка об уступке её городу.Шаблон:Нет
АИ


IMG_9955.jpg — Vladimir Kerzhentsev @ Flickr

Прямоугольники зданий Красных и Больших Мучных торговых рядов
имеют скругленные углы. Это было сделано для того, чтобы коляски и
кареты, проезжая мимо, не задевали здания на поворотах.


IMG_9903.jpg — Vladimir Kerzhentsev @ Flickr

Архитектор П. И. Фурсов построил во дворе Красных рядов
одноэтажные Мелочные ряды, предназначенные для торговли
галантереей. Так как Гостиный двор был построен в виде замкнутого
прямоугольника с большим внутренним двором, то Мелочные ряды
органично вписались в этот внутренний двор и выгодно использовали
его площадь, сформировав внутри небольшие торговые «улицы».
Шаблон:Культурное
наследие РФ Позже вокруг были построены Пряничные, Хлебные,
Квасные, Живорыбные, Рыбные, Мясные и Шорные ряды, которые в
большинстве окружены колоннадами и открытыми аркадами. Еще позже
появились Зеленные, Масляные, Овощные (Табачные) и Дегтярные
ряды.Шаблон:Нет АИ

Архитектурный ансамбль рядов строился в течение нескольких
десятилетий. В результате они заняли огромную территорию — главную
площадь города и весь спуск от площади к Волге.
Бо́льшая часть построек сохранилась до сегодняшнего дня в
практически неизменном состоянии и выполняет свою основную функцию
по настоящее время.


Artem Korolkov @ Foursquare


Sergey Sizoff @ Foursquare

Maria Manova @ Foursquare

Чем известна Кострома

Кострома. Сусанинская площадь после дождя / фото Сергей Махлов Происхождение названия «Кострома» имеет несколько версий. В языческой мифологии «Костромой» называли богиню плодородия.

Город основан в 1152 г.

Широко раскинувшаяся на берегу Волги Кострома с давних времен привлекала внимание и богатых купцов, и лучших умов России. Кострома известна как родина первого в России публичного театра (подробней об этом в «Достопримечательностях Костромы»)

А с легкой руки русского писателя А. Н. Островского, который жил в этих краях, Кострома стала называться родиной Снегурочки

Кострома известна как родина первого в России публичного театра (подробней об этом в «Достопримечательностях Костромы»). А с легкой руки русского писателя А. Н. Островского, который жил в этих краях, Кострома стала называться родиной Снегурочки.

Еще Кострома — родина одного из самых популярных сортов отечественного сыра.

Костромской сыр начали производить в конце XIX в.

В советские времена название «костромской» закрепилось официально. И сейчас эта марка сыра — один из главных брендов города.

Костромская область – родина Ивана Сусанина.

Наверное, помните такого из школьных уроков истории? Он завел вражеские литовско-польские войска в дремучие леса и болота на верную погибель (есть такая версия).

Две главные православные святыни Костромы связаны с династией Романовых. Первая — это старинный Ипатьевский монастырь, откуда Михаил, первый из Романовых, в 1613 г. был призван на царство.

Вторая — Богоявленско-Анастасиин монастырь с чудотворной Феодоровской иконой, главной реликвией дома Романовых, защитницей русской земли от войск иноземных захватчиков.

Теперь расскажу обо всем подробнее — куда сходить, что посмотреть, где лучше остановиться в Костроме, где вкусно пообедать, а где попить кофе.

Сырная биржа в Костроме

Костромская сырная биржа

Сырная биржа находится слева от площади, в Большие Мучные ряды, павильоне № 53

В политическом смысле Кострома именовалась столицей недолго, зато до наших дней она гордо донесла звание сырной столицы.

Еще в конце XIX века в селе Андреевском купец Владимир Бландов основал первую сыроварню на костромской земле. В те времена, сыр был редким и дорогим деликатесом и он редко доставался обычным простолюдинам. Но через некоторое время его стали производить в промышленных масштабах по всей России.

Сырные производства на карте Костромской губернии

Сегодня в Костромской области насчитывают порядка 11 крупных сырных производств, которые выпускают известные сорта «Костромской», «Сусанинский», «Демидов», «Воскресенский», «Иван Купала».

1. История

Вид на Сусанинскую площадь с пожарной каланчи (1910)

Площадь возникла по названием Екатеринославская по регулярному плану Костромы 1781—1784 гг. До пожара 1773 года на её месте с 1619 г. располагалась территория Нового города Костромского кремля, а до его возведения — городской посад. Застройка площади осуществлена в кон. XVIII — 1-й четв. XIX в. Первоначально конфигурация этой площади задумывалась полукруглой, но при осуществлении она получила «гранёную» форму.

В 1823 г. площадь была вымощена, а в 1835 году указом Николая I переименована из Екатеринославской в Сусанинскую.

П. И. Сумароков писал в 1838 году:

В 1851 в центре площади был открыт памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину (скульптор В. И. Демут-Малиновский), вокруг которого в 1900 году был разбит сквер.

Таким образом, к началу XX века площадь представляла собой открытое пространство сложной формы, вытянутое с юго-востока на северо-запад. Северная полукруглая часть образована зданиями каланчи, гауптвахты, гостиницы, домом Борщова и боковым фасадом Присутственных мест. Центральная часть ограничена комплексами Гостиного двора (Красных рядов) и Больших Мучных рядов. На южной стороне площади над съездом к Волге в начале 1880-х гг. была построена часовня Александра Невского в память об Александре II. Площадь была вымощена булыжником, в самом её центре располагался сквер с памятником. Пустое пространство площади использовалось для установки временных торговых павильонов.

С юга пространство площади открывалось к Волге улицей Молочная гора, а с других сторон от площади расходились веером главные улицы города: в сторону Ипатьевского монастыря — Московская ул. (бывш. Мшанская, ныне ул. Островского), далее Константиновская (бывш. Царёвская, ныне пр. Текстильщиков), Богоявленская (она же Костромская, ныне ул. Симановского ул.), трехлучие Еленинской (ныне ул. Ленина), Павловской (пр. Мира) и Марьинской (ул. Шагова) улиц, к востоку она соединялась с Воскресенской (ныне Советской) площадью и, постепенно сужаясь, переходила в Кинешемскую ул. (бывш. Русину ул., ныне Советскую ул.)

Перед зданием Присутственных мест в 1900 году был разбит обнесённый чугунной решёткой узкий сквеp, устpоенный так, что в его ствоp попадал памятник Ивану Сусанину, а поперечная аллея давала проход к галеpее Гостиного двоpа. В сквере высадили голландские липы, к котоpым добавили 12 пихт. Официально сквеp назвали «новым», но так как деньги на его создание — 400 pублей — пожеpтвовал тогдашний гоpодской голова Г. H. Ботников за ним закрепилось название «Ботниковского».

В 1918 году было начато разрушение сусанинского памятника, тогда же произошло переименование в площадь Революции. В 1924 году сносят Александровскую часовню, а на части площади между Красными и Большими Мучными рядами устраивается спортивная площадка, а затем сквер. В 1967 году в сквере на месте часовни был установлен новый памятник Ивану Сусанину (скульптор Н. А. Лавинский).

Историческое название возвращено площади в 1992 году. В 2008—2009 гг. была осуществлена масштабная реконструкция площади: спилены деревья в центре площади, разбиты газоны, проложены пешеходные дорожки, уставлены элементы малой архитектуры. На месте расположения исторического памятника Ивану Сусанину поставлен временный памятный знак.

В настоящее время площадь используется для организации городских праздников. В 2009 и 2010 гг. на площади были поставлены оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» (совместный проект «Новой оперы» и областной филармонии).

Панорама Сусанинской площади

Пожарная каланча

Пожарная каланча (1825 г) является своеобразным талисманом

города, ибо не раз спасала его от многочисленных пожаров. Пожарно-сторожевые башни возводились во многих городах России, но чтобы они еще и так украшали город! Это самый настоящий античный храм с парадным портиком стройных колон.

А как легка и ажурна дозорная башня

со смотровой беседкой, поддерживаемой декоративными кронштейнами. Архитектор добился такого художественного оформления и нашел такую органичную соразмерность ее частей – что каланча стала основнойдоминантой и главнымукрашением всего архитектурного комплекса площади, устремляясь ввысь на35 метров . Даже император Николай Первый переживал, что у него нет такой красивой башни. Сейчас Пожарная каланча охраняется государством.

Присутственные места

В городе долгое время не было отдельного места для размещения губернских властей. По причине частых пожаров, административные службы находили приют то в стенах Богоявленского монастыря, то в Торговых рядах. И, наконец, в начале XIX века в центре Костромы выстроили специальное здание Присутственных мест, проект которого выполнил губернский архитектор Николай Иванович Метлин.

Фасад дома, построенного в стиле классицизма, украшен четырьмя колоннами и строгим ионическим ордером. А портик, на котором они стоят, так высок, что под ним специально для пешеходов сделали арочные проемы. Первоначально на площадь от здания выходила широкая белокаменная лестница. Но при реконструкции, которую провели в 1830-е годы, эту лестницу убрали. Сегодня Присутственные места продолжают использовать по прямому назначению — их занимают службы городской мэрии.

Памятник Ивану Сусанину на Сусанинской площади

Что посмотреть в Костроме за 1 день?

Осмотреть все достопримечательности Костромы за один день – задача не из легких, однако даже за такое короткое время можно увидеть наиболее важные из них:

  1. Сусанинскую площадь, на которой сосредоточены такие памятники культурно-исторического наследия, как Гауптвахта, Торговые ряды, Пожарная каланча и др.
  2. Романовский музей, экспонаты которого имеют непосредственное отношение к царской династии.
  3. Костромскую слободу — архитектурно-этнографический музей под открытым небом.
  4. Ипатьевский монастырь — красивое величественное сооружение, отличающееся великолепным экстерьером и изящным внутренним оформлением.

По традиции рекомендуем закончить прогулку по Костроме в одном из лучших ресторанов, где можно вкусно поесть и расслабиться после насыщенного дня.

Гауптвахта

Здание возведено в 1820 году. Перед архитектором Фурсовым поставлены сразу несколько целей:

  • постройка должна служить для содержания арестованных военнослужащих
  • здесь должен размещаться караул
  • здание должно быть частью ансамбля Сусанинской площади и композиционно сочетаться с Каланчой
  • требовалось увековечить победу над Наполеоном
  • следовало отразить символы царской династии Романовых

Архитектор выполнил все задачи. Гауптвахта имела 1 полноценный этаж и антресоли: она органично дополнила Каланчу. Для украшения фасада пригласили С.С. Повыранева: он украсил здание портиком с вензелем Александра 1, а попутно изобразил русское оружие. В таком виде Гауптвахта просуществовала до пожара 1847 года.

Огонь практически полностью уничтожил постройку, но ее восстановили по уцелевшим чертежам. Впоследствии Гауптвахту дополнили окнами и пристройкой из камня. В 1918 году Гауптвахта перестала использоваться по прямому назначению: здесь поочередно находились баня, банк, комендатура, детская библиотека, Литературный музей.

Здание является филиалом Костромского музея-заповедника: в нем расположена экспозиция, посвященная военной истории. Ценность Гауптвахты не только в ее архитектуре: здесь содержались арестованные участники Декабрьского восстания, члены организации Народная воля, борцы за свободу Польши. Гауптвахта — объект культурного наследия России, оно охраняется государством.

История подвига

После взятия народным ополчением Москвы в 1612 году, молодой Михаил Романов с матерью поселился в родовой вотчине Романовых в Костромском уезде в Домнино. Земский собор в феврале (марте) 1613 года избрал его царём.

Согласно истории об Иване Сусанине, польские интервенты, видя в Михаиле конкурента польскому королевичу Владиславу, который претендовал на русский трон, планировали схватить первого царя в его родовом имении. Подходя к вотчине Романовых, польские солдаты встретили крестьянина, вотчинного старосту из села Деревеньки Ивана Сусанина, который согласился помочь им и выступить проводником, однако, повел их в другую сторону, а сам велел своему зятю Богдану Сабинину предупредить Романовых.

В результате семья Романовых спаслась, укрывшись в Ипатьевском монастыре, а крестьянин Иван Сусанин поплатился жизнью за свой поступок. Документальным подтверждением подвига костромского крестьянина является жалованная грамота царя Михаила Федоровича от 1619 года, которой, он даровал зятю героя, Богдану Сабинину половину деревни Деревище за поступок Ивана Сусанина.

Пожарная каланча – важная достопримечательность центральной площади


Пожарная каланча.
92

За всю историю своего существования Кострома пережила 14 крупных пожаров, каждый раз уничтожавших практически все деревянные постройки. В середине 19-го века в городе была построена каменная пожарная каланча.

Изначально здание выполняло, исключительно, практическую функцию: здесь располагались машины, оснащенные бочками с водой, в жилых комнатах размещались служащие, на смотровой башне всегда находился дежурный. Постепенно каланча превратилась в важный культурный объект города.

Сегодня здесь организован музей пожарного дела, а здание признано национальным достоянием и охраняется фондом ЮНЕСКО. Гостям предлагается осмотреть интересные экспозиции и насладиться классической архитектурой. Каланча находится на центральной площади города, поэтому для ее посещения не нужно продумывать отдельный маршрут.

Адрес: Пожарная каланча, улица Симановского, Кострома, Россия.

Сквер Сусанинский

Расположение: ул. Советская, г. Кострома. В границах ул. Советская, ул. Свердлова, ул. Симановского.

В самом центре города расположен сквер Сусанинский, украшением которого является символ Костромы – здание старинной архитектуры с пожарной каланчой. Справа от него находятся Присутственные места и Гауптвахта. В сквере разместили диск – отметку нулевого километра автомобильных дорог. В центре сквера – памятник собаке. На всех дорожках – лавочки и клумбы.

За форму сквер называют «Сковородкой», его окружают Мучные ряды, Красные ряды, Пожарная каланча и другие здания, построенные в стиле классицизма и создающие гармоническую картину. В противоположном конце, со стороны Волги, установлен памятник Ивану Сусанину.

Торговые ряды во время ярмарок собирают большое количество народа, который покупает, продает и принимает участие в увеселительных мероприятиях.

В зимнее время сквер превращается в ледяной городок. Здесь недавно поставили памятник коту. Бронзовая фигурка со шляпой для пожертвований символизирует неравнодушие к судьбе бездомных животных. Горожане собирают деньги и чешут кота за ухом на счастье.

Бывший дом Рогаткина и Ботникова

Бывший дом Рогаткина и Ботникова, Сусанинская площадь, Кострома

И хотя этот дом больше остальных выбивается из ансамбля, он тоже относится к стилю классицизма. Именно в этом доме жил Алексей Николаевич Островский, и через его пьесы, где местом выбран неназванный волжский купеческий город, мы можем почувствовать костромской дух.

Уже в XX веке здесь жил Виталий Короленко.

В этом же доме, если пройти немного вглубь по проспекту Мира находится продуктовый. Он уровня «Перекрёстка», и по ценам, и по ассортименту, но является чуть ли не монополистом, так как «Пятёрочка» на Сенной неприятно поразила.

Дом Борщова

На землях, принадлежавших дворянам Борщовым, под руководством Метлина был построен роскошный особняк для генерал-лейтенанта С.С. Борщова. Здание серьезно пострадало от пожара в 1847 году, но семья генерала восстанавливать его отказалась, и дом был продан коммерсанту А.А. Первушину. Купец с размахом отремонтировал особняк и открыл в нем самую дорогую гостиницу Костромы с пафосным названием «Лондон».


Фото Брехов Антон abrehov.ru

Гостиница пользовалась уважением и почетом: следуя через Кострому, здесь всегда останавливались коронованные особы. В 1834 году жил Николай I, в 1837 – Александр II. Вместе с Александром всегда путешествовал его наставник поэт В.В. Жуковский. Летом 1858 года в «Лондоне» останавливался поэт Н.А. Некрасов, регулярно приезжавший в Кострому на охоту.

Центральная (Сусанинская) площадь в Костроме

  • Волга-русская река
  • Валдай. Иверский монастырь
  • Осташков и озеро Селигер
  • Исток Волги
  • Калязинская колокольня
  • Город Углич
  • Церковь Ильи Пророка в Ярославле
  • Кострома. Ипатьевский монастырь
  • Сусанинская площадь в Костроме
  • Галич Костромской
  • Чухломское озеро
  • Сусанинские дебри. Село Молвитино
  • Красное-на-Волге
  • Плёс левитановский
  • Нижегородский кремль
  • Свияжск-град на острове
  • Слияние Волги и Камы
  • Жигули
  • Утёс Стеньки Разина
  • Мамаев курган
  • Дельта Волги
  • Город Тутаев (Романов-Борисоглебск)

Поволжье — анфилада областных городов. Все они разные, но во всех них есть коренная российская одинаковость. Всегда есть главная площадь, место рождения города: Соборная, Кремлевская, Центральная или Красная. Всегда есть и главная улица, отходящая от главной площади; чаще всего это дорога на Москву; где-то на ней или при ней вокзал, почтамт, администрация города. Еще несколько улиц, либо параллельных и перпендикулярных главной, либо исходящих лучами из того же центра. На этих улицах все каменное, все многоэтажное, представительное и даже помпезное; здесь есть архитектура, стиль; здесь фронтоны и колонны, особняки модерна и остатки классических усадеб; здесь современные общественные и административные здания, сквер с памятником Ленину. Где-нибудь недалеко — непременный элемент городского центра — набережная Волги. Но стоит два шага шагнуть в сторону, заглянуть за линию штукатурно-крашеных фасадов — и попадаешь в мир полутораэтажной России с ее мезонинами, сараями, заборами, скамеечками при воротах, деревянной резьбой наличников и балкончиками под кровлей.

Губернским зодчим порой удавалось создавать своего рода шедевры — собирая оригинальное целое из одних и тех же апробированных в столицах компонентов. Пожалуй, наиболее яркий пример такого успеха — главная площадь Костромы, именовавшаяся в разные времена Екатеринославской, Сусанинской, Центральной. Девиз этого ансамбля, сформировавшегося в 1780-1830-х годах, — «Своеобразное из обыденного».

В основе композиции — полукруглая (точнее, многогранная) площадь с расходящимися от нее улицами-лучами. Такая радиальная планировка — результат регулярного градостроительства Екатерининской эпохи. По схожим планам были перестроены многие старинные города России. (Все древнее при этом считалось «варварским» и в большинстве случаев уничтожалось.)

Основу и фон архитектурного облика площади образуют Торговые ряды. Кострома — город купеческий, торговый; ряды — обширный комплекс построек, занимающий целый квартал. На площадь выходят, выстроившись по линии, образующей основание полукруга, два очень похожих корпуса: Красные ряды (Гостиный Двор) и Большие Мучные ряды. Обширное пространство между ними когда-то занимали тоже торговые ряды, только временные, деревянные; сейчас на их месте сквер. Двухэтажные ряды оформлены аркадами в один ярус, четырехколонными портиками с треугольными фронтонами над проездными воротами, — словом, все сделано по рецепту, разработанному в Петербурге строителями Гостиных Дворов от Трезини до Деламота. Но есть и свое, родное: в каре Красных рядов пре-красно вписана церковь Спаса в Рядах (полное название — церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) с традиционным луковичным пятиглавием, а ее колокольня, эффектно возвышаясь над портиком и воротами, создает одну из двух вертикальных доминант площади.

Торговые ряды — порядок и ритм, но порядок милый, домашний, а ритм не совсем четкий, чуть-чуть неправильный, как провинциальная речь. Все это было бы скучновато, если бы не здание пожарной команды с каланчой. Оно, бесспорно, притягивает взоры всякого, кто вышел впервые на Сусанинскую площадь. Торговые ряды — хор, а тут — солист.

Губернский архитектор П. И. Фурсов проявил немалый талант при постройке этого сугубо утилитарного здания. Оно не без гордости выставляет на площадь свой портик с ионическими колоннами, поддерживающими треугольный фронтон. Над портиком — сужающийся кверху восьмерик каланчи, основание которого украшено маленькими, как бы игрушечными колонками и фронтончиками, а на вершину водружен четырехгранный фонарь, окруженный обходным балконом. От этой фигурной постройки веет безмятежной легкостью; кажется, что крик «пожар!» должен прозвучать с ее высоты призывной песней.

Этому соло вторят здания гауптвахты и присутственных мест; басом подтягивает особняк генерала Борщова. Сами по себе они — никто, но в ансамбле — каждый на своем месте.

Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги «Удивительные места России» (СПб., 2014)

Из огня да в полымя

На протяжении своей истории Кострома много раз горела. Можно даже сказать, что пожары стали одним из определяющих факторов развития города.

В 1213 году ростовский князь Константин Всеволодович сжег город, принадлежавший его брату, Юрию Всеволодовичу Долгорукому, и отвел пленных жителей города в удельный Ростов.

Только Кострому отстроили после пожара, как тут же снова сожгли — в 1230-е годы войска Батыя разорили все волжские города «до Галича Мерьского», в том числе и Кострому.

Город восстановил владимирский князь Ярослав Всеволодович, названный в крещении Феодором. Он же отстроил на левом берегу Волги у впадения в нее реки Сулы в районе пересечения современных улиц Пятницкой и Островского первый Костромской кремль с соборным храмом во имя своего святого покровителя — великомученика Феодора Стратилата.

В 1246 году Кострома перешла младшему сыну Ярослава Всеволодовича Василию и стала столицей Костромского удельного княжества. Сам Василий прибыл в Кострому, когда достиг совершеннолетия. Именно с этим князем связана судьбоносная веха в истории города: в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов XIII века в окрестностях Костромы Василий Ярославич обрел чудотворную Феодоровскую икону. Согласно сказанию XVII века, князь построил для помещения иконы Успенский собор.

В 1272 году Василий стал великим князем Владимирским — главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Но во Владимир он не переехал, а остался в Костроме. Таким образом Кострома фактически стала столицей всей Северо-Восточной Руси. Во времена правления Василия Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский монастырь и церковь Воскресения на Дебре. Знаменитый Ипатьевский монастырь возник позже, в XIV веке. Он имел не только религиозное, но и оборонительное значение — защищал подступы к городу.

В 1364 году Кострома стала частью Московского княжества.

В 1413 году Кострома снова сгорела. Сокрушительный пожар, по свидетельству летописца, уничтожил до тридцати церквей, не говоря уже о множестве жилых построек. Тогда же, видимо, сгорел и первый Костромской кремль. К счастью, глубоко чтимая костромская святыня — Феодоровская икона — чудесным образом уцелела, но на месте города было пепелище. Московский великий князь Василий Дмитриевич на несчастье костромичей откликнулся: Кострома считалась стратегически важным убежищем, где не раз спасались от стихийных бедствий и вражеских нашествий московские князья и бояре. Поэтому Москва помогла Костроме восстановиться, но кремль, во избежание новых пожаров из-за плотной застройки, перенесли на более высокое место, на возвышенный левый берег Волги, напротив села Городище, где и сейчас стоят каменные соборы. Выбранное место Василий Дмитриевич повелел обнести валом и рвами, окружить деревянной стеной, превратив его в мощное оборонительное сооружение. Воскресенская и Никоновская летописи свидетельствуют, что в 1416 году «был заложен город Кострома». Формулировка объясняется так: место кремля поменяли, а значит, город не восстановили, а заложили заново.

Чудо от Феодоровской иконы Богоматери в битве у Святого озера (фрагмент иконы со сказанием, 1680-е годы, Кострома)

Вокруг отстроенного кремля возводились княжеские и боярские хоромы. Возможно, в это время был заложены новый — уже каменный — Успенский собор, по образцу московских соборов, и каменный Троицкий собор. Кроме того, внутри кремлевских стен размещались Крестовоздвиженский мужской монастырь (в 1681 году обращенный в женский), деревянные храмы, колокольня, казенные здания и осадные дворы (частные дома).

3

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: