Архитектура
Церковь Воскресения в Костроме, 1910 год (фото Сергея Прокудина-Горского)
Здание церкви — крестовокупольное, без трапезной, четырёхстолпное и пятиглавое, с тремя апсидами. Церковь поставлена на подклет и окружена галереями с крыльцами (три шатровых крыльца с лестницами-всходами).
Северный придел Трёх Святителей с горкой кокошников — одноглавый. Его интерьер является наиболее древним и цельным.
Помещение храма разделено четырьмя квадратными столбами с перекинутыми между ними и стенами подпружными арками на девять частей. Подкупольный квадрат сдвинут к востоку. У галереи — коробовые своды с распалубками над арками, у крылец — крестовые. Придел перекрыт сомкнутым сводом, все апсиды — коробовыми с конхами.
«Святые ворота» ограды находятся с западной стороны церкви и представляют собой кирпичное сооружение с белокаменными деталями в виде двухпролётной арки с широким проездом и более узким проходом, поставленное вдоль улицы.
Спасо-Преображенская церковь
Неотразимое впечатление производит на всех белоснежное церковное здание, изящная колокольня с конусообразной звонницей Спасо-Преображенского храма. Особенно красиво строение выглядит летом среди кудрявой зелени на фоне синевы неба. Спасо-Преображенскую церковь воздвигли на рубеже 18 столетия вместо старой деревянной церквушки на общественные пожертвования.
Когда старообрядцам, покинувшим пределы центральной России в период раскола, разрешили вернуться в Кострому в конце 20 века, им отдали этот объект. С 1998 г Спасо-Преображенская церковь стала кафедральным собором местных староверов. Благодаря тексту на фундаментной плите, храму удалось вернуть первоначальный облик. Квадратный четверик основного здания с 3-мя апсидами имеет 5 глав.
Углы украшены небольшими декоративными куполами, а центр увенчан более массивной главкой. Над окнами вылеплены старинные кокошники. На стене входного портала сохранилось изразцовое изображение Георгия Победоносца, пронзающего змея. Внутри под потолком сияют восстановленные фрески.
Современное состояние храма и режим посещения
На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу до храма можно подъехать на автобусах № 20, 21, 25, 26 и троллейбусах № 1, 4 (остановка «Ул. Подлипаева»), а также на автобусах № 1, 2, 9, 14 и троллейбусах № 2, 3, 7 (остановка «Универмаг Кострома»).
Рейтинг достопримечательности:
← КОСТРОМА | КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |
История
Воскресенская церковь на Дебре − единственный сохранившийся в
Костроме посадский
храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее
1652 года.
Kostroma — Christi-Auferstehungskirche im Walde — Günter Oehmig @ Flickr
Нижняя Дебря — одна из древних улиц Костромы, проходящая
вдоль левого берега Волги. Название улицы указывает на густые
заросли у реки, заросшую лесом низину, чащу. Эта версия
подтверждается названием другой древней улицы, проходящей
рядом — Лесная. Впрочем, уже в XVII веке с названием
Нижняя Дебря конкурирует другое — Нижнебережняя улица, а со
второй половины XIX века. Нижняя Набережная улица.
20130511-IMGP1368 — Pavel74 @ Flickr
По преданию, первая церковь «на нижней дебре» была
поставлена костромским князем Василием Ярославичем (1248—1276). Как
сообщает дошедшее фрагментами его «Житие», молодой князь любил
охотиться в борах над Черной речкой и, чтобы не водить всякий раз с
Сулы своры собак, перевел туда псарню, поселил псарей и построил
для них деревянную церковь Воскресения. К XV в. выросший вдоль
Волги Вознесенский посад достиг здешних мест, в XVII веке в
районе Дебри располагались многочисленные кожевенные мастерские. В
начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая
деревянная посадская церковь Воскресения с приделом св. Екатерины и
с теплой церковью Космы и Дамиана.
Умножившееся посадское население решило возвести на их месте
каменный храм. Самый крупный вклад на его сооружение внес богатый
торговец из Гостиной сотни Кирилл Григорьев сын Исаков, живший
неподалеку — «от реки от Черной идучи к Боровой улице».
Согласно преданию, среди бочонков краски, поставленных ему из
Англии, обнаружил один не с краской, а с золотыми монетами. Исаков
решил использовать их на строительство церкви.
Maria Bimmiworking @ Foursquare
Строили храм мастера из Ярославля и Великого Устюга. Храм был
расписан вскоре после постройки, в 1650—1652 годах.
Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия
Запокровского, а фрески Трехсвятительского придела — в
1670 году, как предполагают, Гурием Никитиным и его
артелью.
Natalia Barbotko @ Foursquare
В 1740-х годах окна церкви были растесаны, проемы галереи
заложены, а западное крыльцо соединено крытым переходом со Святыми
воротами.
Первоначально при храме была колокольня. Но в 1801 году при
перестройке соседнего «тёплого» Знаменского храма, составляющего с
Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана,
а на ее месте возведена новая, примыкающая к Знаменской церкви.
Sergey Aleshin @ Foursquare
В 1911—1912 годах церковь была частично реставрирована
архитектором Д. В. Милеевым. В 1913 году, во время
празднования 300-летия Дома Романовых, её посещал император Николай
II с дочерьми и свитой.
Olga Kuzina @ Foursquare
В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов.
Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище, а в
подклете был военный склад. В 1946 году храм вновь был открыт. По
воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны
иконы из иконостасов, выбиты окна… Более четверти века (с 1964
года) небольшая церковь служила кафедральным собором Костромской
епархии. Здесь до 1991 года сохранялась одна из самых почитаемых
костромских святынь — Феодоровская икона Божией Матери из
разрушенного в 1934 году Успенского собора. В 1967—1969 годах были
проведены реставрационные работы во входной группе и Святых
воротах.
При церкви Воскресения на Дебре в 1993 года был учрежден
Знаменский женский монастырь, в ведение которого также была
передана полуразрушенная соседняя Знаменская церковь. Сейчас она
восстанавливается, полностью отстроена заново пятиярусная
колокольня..
Eugene Кorotajew @ Foursquare
История возникновения Церкви Воскресения
На въезде в Кострому на левом берегу Волги возвышается яркий и нарядный православный храм, который получил название церковь Воскресения на Дебре. Так он назван по месторасположению — слово «дебря» означало «густые заросли, лесная чаща». Старинный памятник культуры и архитектуры сохранился с XVII в., однако в истории есть легенда, что церковь во имя Воскресения Христова возникла тут еще раньше — в XIII в. Тогда князь по имени Василий Ярославович, любивший охотиться в здешних лесах, поселил в этом месте псарей и возвел им деревянное строение церкви с престолом в честь Воскресения Иисуса Христа.Постепенно количество жителей увеличивалось, и вскоре здесь разросся посад, который славился кожевенных дел мастерами. В древней описи, дошедшей до нашего времени с 1628 г., указано уже две церкви — Воскресенская (с приделом в честь святомученицы Екатерины) и Козьмы и Демьяна. Каменный храм, который можно увидеть в настоящее время, был возведен около середины XVII в. Точное время начала строительства неизвестно, но завершено оно было к 1645 г. Главным заказчиком работ был Кирилл Григорьевич Исаков. Это был богатый купец, состоявший в Гостиной сотне и торговавший с Англией. Именно из этой страны по воле случая получил он нежданную прибыль: среди бочонков с краской нашел один с золотом. Легенда говорит, что, будучи человеком честным и богобоязненным, Кирилл Исаков сообщил о находке поставщикам, и вместе они решили отдать ее на благое дело.Великолепный храм, возведенный на подклете, устремляется ввысь пятью главами. Купола, увенчанные крестами, установлены на световых барабанах. Церковные стены украшают сделанные попарно изящные полуколонны, а оконные наличники покрывают кокошники. Вокруг основного здания с трех сторон устроена галерея с арками, которые изначально были открытыми, но позже были заложены. Два входа в галерею (с севера и юга) — крыльца на «ползучих» арках (т.е. арки на разной высоте), покрытые нарядными шатрами, обрамленными кокошниками. С западной стороны устроен еще один вход. По первоначальному замыслу это было подобное крыльцо, но впоследствии его объединили переходом с расположенными на этой же стороне Святыми воротами. Их арочные проходы покрыты тремя небольшими гранеными шатрами и отделаны изразцами и резьбой по камню, где изображаются различные символы, имеющие отношение к Великому празднику Христова Воскресения (лев, единорог, неясыть пустынная, орел с двумя главами и т.д.). При церкви отстроили колокольню, но позже при возведении рядом зимнего храма Знамения прежнюю звонницу разобрали, а новую пристроили рядом со второй церковью, объединив два храма в единый архитектурный комплекс.Центральный престол был освящен в честь Святого Христова Воскресения. Также было сделано два придела. Один, по примеру существовавшего ранее в другой церкви, — в память о святой Екатерине-великомученице. Второй, называемый Трехсвятительским, посвящен святым Иоанну Златоусту, Василию Великому, Григорию Богослову. Выбор этих святых, по всей видимости, не случаен и сделан по велению заказчика, так как мать купца Исакова звали Екатериной, а отца – Григорием. Внутреннее художественное убранство стенок и сводов производилась примерно в середине XVII в. артелями мастеров под руководством Василия Запокровского и Гурия Никитина. В церкви был установлен великолепный 5-ярусный иконостас, украшенный серебром и позолотой.Храм сумели создать поистине прекрасным, но главный заказчик не смог увидеть его во всем великолепии. Кирилл Исаков скончался немногим ранее, чем произошло освящение церкви, и за свои заслуги удостоился чести быть похороненным в ее подклете.
Архитектура и внутреннее убранство
Каменная церковь построена на высоком основании и первоначально обладала подзакомарным покрытием. Пять ее больших глав подпирают мощные барабаны.
Вид на церковь Воскресения на Дебре с улицы Осыпная
Здание окружает арочная галерея. В начале эти арочные проемы построили открытыми, и они придавали всему храмовому сооружению еще большую легкость. Но сейчас одноэтажная галерея заложена кирпичом. Попасть на нее можно по крыльцам, два из которых имеют широкое шатровое завершение. Граненые шатры добавляют храму дополнительную нарядность и композиционную сложность. По лучшим традициям русского узорочья они декорированы двойными рядами изящных кокошников.
Крыльцо, расположенное с западной стороны, не менее интересно. В самом начале оно выходило к Святым воротам, построенным одновременно с храмом. Позже крыльцо и ворота соединили друг с другом крытым переходом.
Святые ворота можно рассматривать как отдельный примечательный памятник древнерусского искусства. Они очень необычны, имеют арочные проемы, завершаются тремя миниатюрными гранеными шатрами с главками и богато украшены каменной резьбой и полицветными изразцами. На воротах посетителей храма встречают белокаменные фигуры — единорог, лев, неясыть, сирена и орел. Все они являются известными в христианстве символами, связанными с праздником Воскресенья.
Внешне церковь очень напоминает Троицкий собор, стоящий в Ипатьевской обители, однако отличается от него более богатым и нарядным декором. Церковные фасады разделяют легкие парные полуколонки, а оконные наличники обрамляют живописные кокошники. Помимо этого, храм богато украшен полихромными изразцами и каменной резьбой с изображением мифилогических животных и растений.
Очень красивы алтарные абсиды храма. В их украшении использована роспись «бриллиантовым рустом», когда декор имитирует объем граненых шашечек. Так оформлялись в XVII веке церкви, построенные в Троицко-Сергиевской Лавре и в Ростовским кремле.
Известно, что вскоре после окончания строительства церковь расписали изнутри фресками. Сделала это артель изографов под руководством известного костромского мастера иконописи Василия Ильича Запокровского. Потом во время ремонтов храма старые росписи неоднократно закрашивали. И раскрыты первоначальные фрески были лишь в 1960-х годах. Конечно, все их восстановить было уже невозможно, но часть старинных росписей все же видна.
Купола церкви Воскресения на Дебре
Лучше всего сохранились фрески в северном приделе. Их сделали через 18 лет после строительства под руководством другого знаменитого костромского мастера-изографа – Гурия Никитича Кинешемцева. Сюжетом этих росписей стали жития святых и мученическая кончина апостолов. Кроме фресок, в Трехсвятском приделе сохранился пятиярусный иконостас – настоящий памятник древнерусского прикладного искусства. Он имеет очень тонкую резьбу, покрытую краской и позолотой, и древние иконы.
А в главной части храма установлен иконостас, сделанный в более позднее время – в 1852 году. Однако в нем есть образы, которые остались от более древнего иконостаса.
Воскресенская церковь – действующая, и здесь регулярно проходят церковные службы. Знаменская женская обитель, организованный при ней, объединяет 9 насельниц и настоятельницу. При этом монастыре действуют небольшой медицинский центр и богадельня.
Проведены восстановительные работы в соседнем Знаменском храме, и уже полностью отстроена высокая пятиярусная колокольня. А Воскресенский храм обнесли новой фигурной оградой, которая отделила его от Знаменской церкви.
Внутри самого Воскресенского храма постоянно проводят реставрационные работы. Кроме того, этот памятник архитектуры продолжают исследовать искусствоведы. Особо почитаемыми святынями Воскресенской церкви считаются несколько икон XVII века, а также ковчег с частицами мощей христианских святых.
История
Воскресенская церковь на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года.
Улица Нижняя Дебря — одна из древних улиц Костромы, проходящая вдоль левого берега Волги. Название улицы указывает на густые заросли у реки, заросшую лесом низину, чащу. Эта версия подтверждается названием другой древней улицы, проходящей рядом, — Лесной. Впрочем, уже в XVII веке с названием Нижняя Дебря соперничает другое — Нижнебережняя улица, а со второй половины XIX века — Нижняя Набережная улица.
Первая деревянная церковь
По преданию, первая церковь «на нижней дебре» была поставлена костромским князем Василием Ярославичем. Как сообщает дошедшее фрагментами его «Житие», молодой князь любил охотиться в борах над Чёрной речкой и, чтобы не водить всякий раз своры собак, перевёл туда псарню, поселил псарей и построил для них деревянную церковь Воскресения. К XV веку выросший вдоль Волги Вознесенский посад достиг здешних мест, в XVII веке в районе Дебри располагались многочисленные кожевенные мастерские. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная посадская церковь Воскресения с приделом святой Екатерины и с тёплой церковью Космы и Дамиана.
Каменное здание
Умножившееся посадское население решило возвести на их месте каменный храм. Самый крупный вклад на его сооружение внёс богатый торговец из Гостиной сотни Кирилл Григорьев сын Исаков, живший неподалёку — «от реки от Черной идучи к Боровой улице». Согласно преданию, среди бочонков краски, поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотыми монетами. Исаков решил использовать их на строительство церкви.
Святые ворота Воскресенской на Дебре церкви в Костроме, 1910 год (фото Сергея Прокудина-Горского)
Строили храм мастера из Ярославля и Великого Устюга. Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650—1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского, а фрески Трёхсвятительского придела — в 1670 году, как предполагают, Гурием Никитиным и его артелью.
Перестройки
В 1740-х годах окна церкви были растёсаны, проёмы галереи заложены, а западное крыльцо соединено крытым переходом со Святыми воротами.
Первоначально при храме была колокольня. Но в 1801 году при перестройке соседнего «тёплого» Знаменского храма, составляющего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на её месте возведена новая, примыкающая к Знаменской церкви.
Реставрация. Посещение императорской семьёй
В 1911—1912 годах церковь была частично реставрирована архитектором Дмитрием Милеевым. В 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, её посещал император Николай II с дочерьми и свитой.
Советский период. Запустение
В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище, а в подклете был военный склад. В 1946 году храм вновь был открыт. По воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна. Более четверти века (с 1964 года) небольшая церковь служила кафедральным собором Костромской епархии. Здесь до 1991 года сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь — Феодоровская икона Божией Матери из разрушенного большевиками в 1934 году Успенского собора. В 1967—1969 годах были проведены реставрационные работы во входной группе и Святых воротах.
Современность
При церкви Воскресения на Дебре в 1993 года был учреждён Знаменский женский монастырь, в ведение которого была передана также полуразрушенная соседняя Знаменская церковь. Церковь восстанавливают, полностью отстроена заново пятиярусная колокольня.
Деревянная Воскресенская церковь на Дебре
Первое летописное свидетельство о Костроме относится к 1213 году, когда город, находившийся тогда на правом берегу Волги, оказался сожжен в ходе княжеских междоусобиц. Повторно Кострома была разорена при Батыевом нашествии в конце 1230-х годов. Великий князь Владимирский и Киевский Ярослав Всеволодович — тот самый, что первым среди русских князей получил ярлык на княжение в Орде и сделал окончательный выбор из двух русских столиц в пользу Владимира, — в 1240-х годах заново отстроил Кострому, перенесши ее на левый берег Волги. В 1246 году он учредил Костромское удельное княжество, посадив в Костроме своего младшего сына Василия (родного брата, к слову, Александра Невского), которому едва исполнилось пять лет.
Василий Ярославич полюбил «подаренный» ему город. В 1272 году он по старшинству занял владимирский великокняжеский престол, но во Владимир переезжать не захотел, оставшись в милой его сердцу Костроме. Таким образом, на следующие четыре года (Василий Ярославич умер в 1276 году) Кострома де-факто превратилась в столицу Руси.
Князь Василий страстно увлекался охотой и чаще всего ходил на зверя в густых лесах, росших там, где ныне стоит церковь Воскресения Христова на Дебре, — кстати, сам топоним «Дебря» и напоминает нам о том, что здесь некогда шумела непроходимая чаща. В конце концов, дабы не устраивать всякий раз торжественные походы со сворами собак, он переселил сюда псарей, одновременно построив для них деревянную Воскресенскую церковь. Скорее всего, впоследствии она не однажды приходила в ветхость, и ее заново отстраивали. Разумеется, в дереве — до XVIII столетия Кострома вообще оставалась городом по преимуществу деревянным, оттого и страдала часто от страшных пожаров.
Постепенно посад, распространявшийся от Костромского кремля, добрался и до Дебри — известно, что в начале XVII века в этих местах жили кожевники. По-прежнему стоял тут и православный храм. «Костромские переписные книги за 1628— 1630 гг.» донесли до нас следующие сведения: «На Нижней Дебре… церковь древяна, верх шатровой, Воскресенье Христово, да вверху придел Христовы мученицы Екатерины, да церковь другая с трапезою древяна клецки Косьмы и Демьяна, да придел Христова мученика Георгия страстотерпца, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье мирское приходных людей…»
Мед
В Костромской области развито пчеловодство. Владельцы пасек предлагают приобрести ароматный и вкусный мед по разумным ценам. Особым спросом пользуется мед, собранный на разнотравье. Его отличают высокие полезные свойства и яркий, насыщенный вкус. За продуктом лучше отправиться на местные пасеки.
Владельцы не только предложат качественные изделия, но и познакомят со своим хозяйством и расскажут о том, как пчелы добывают мед. Заслуживает внимания мед в сотах. Производители красиво упаковывают продукт. Он выглядит презентабельно. Поэтому такой сувенир часто выбирают для коллег или руководства.
Кроме того, можно приобрести и другие продукты, которые предоставляют владельцы пасечных хозяйств. Свечи, воск, прополис и другие изделия покупают не только в качестве сувениров, но и с практическими целями. Хотите среди зимы окунуться в аромат разнотравья и насладиться чаепитием в кругу семье? Непременно привезите из Костромы баночку душистого меда. Душевная атмосфера вам обеспечена.
Александровский
Континентальный завтрак сервируют каждое утро
9,4
Хорошона основании 911 отзывов
Забронировано сегодня 7 раз
Показать цены
Азимут Кострома
Всего в 10 минутах езды от реки Волга
8,2
Хорошона основании 1 028 отзывов
Забронировано сегодня 5 раз
Показать цены
Берендеевка
Гости могут отдохнуть на небольшом пляже у пруда
8,3
Хорошона основании 1 868 отзывов
Забронировано сегодня 5 раз
Показать цены
История церкви в XVII-XX веках
Первоначально при церкви построили колокольню. Но когда перестраивали рядом расположенный теплый Знаменский храм — часть архитектурного ансамбля Воскресенской церкви, эту старую колокольню разобрали. А на ее фундаменте построили новую. Как выглядел храм в начале XX века мы можем увидеть на старых фотографиях известного российского фотомастера Сергея Михайловича Прокудина-Горского, сделанных в 1910 году.
В 1913 году, когда вся России торжественно отмечала 300-летие царской династии Романовых, Кострому посетил государь с семьей. Утверждают, что он и его дети забирались на колокольню Знаменского храма и с высоты любовались живописной волжской панорамой.
С наступлением советской власти церковь продолжала принимать прихожан. Закрыли ее только в 1930-е годы, в период активной антирелигиозной кампании. А церковное здание стали использовать под зернохранилище.
В середине 1940-х годов году здесь вновь разрешили проводить церковные службы. Однако, к тому времени колокольню уже разрушили, а храмовые помещения без ремонта находились в сильно обветшавшем состоянии: полы отсутствовали, многие окна оказались выбиты, а из иконостаса исчезла часть образов. Поэтому прихожанам пришлось приложить немало усилий для их восстановления.
То, что храм потихоньку возрождается, было не по нраву властям, и его несколько раз порывались закрыть. Но прихожане сумели не только отстоять здание, но и добились признания храма в качестве кафедрального, ведь Успенский собор в городском центре был к тому времени уже разрушен. В Воскресенской церкви продолжительное время хранилась главная святыня костромичей — спасенный из Успенского собора образ Божия Матери Федоровская. В начале 1990-х годов эту икону торжественным многолюдным крестным ходом перенесли в Богоявленско-Анастасиину обитель. А спустя два года при церкви был создан Знаменский женский монастырь.