Часовни: зачем их строят?

Строительство Николаевского погоста и Николаевской церкви

Получив от старших иереев разрешение на строительство храма, мастера тут же приступили к его сооружению. Приняли решение воздвигнуть церковь в честь св. Николая Угодника с приделом Животворящего Креста.

Закладку сооружения перенесли на несколько верст от указанного местоположения: болотистая местность была малопригодна для застройки.

Но случилось еще одно чудо: под покровом ночи венец сруба чудесным образом перенесся на означенное святым Николаем Чудотворцем место.

Утром на участке образовался бурный речной поток, смывший грязь и обнаживший небольшой участок суши. Здесь была построена дубовая деревянная церковь. Позже огненные языки пламени пожара стерли деревянное сооружение с лица земли, а Символ Животворящий, на удивление прихожан, остался неповрежденным.

В летописи остались свидетельства того, что на благодарственном молебне в честь вновь обретенной святыни, молящимся было даровано исцеление от болезней.

На месте старого построили новый, тоже из дерева. Чудесные исцеления начали происходить еще с момента возведения первого здания.

Интересный факт: священники записывали каждую историю избавления от недугов в специальную книгу. Но в огне сгорели все записи. Новый церковнослужитель, по своей нерадивости, эту традицию не поддержал, пока однажды из Москвы не приехал благочестивый дворянин Петр Лукич. Стал он выспрашивать о чудесных явлениях святого Распятия, но никто толком ничего рассказать не мог. Тогда укорил он верующих в том, что «великую благодать Божию» забыли и в небрежении оставили. Устыдились этого прихожане и по крупицам восстановили хроники чудесных выздоровлений.

В 1776 г. на месте деревянного сооружения воздвигли белокаменный, на три престола. По центру установили престол в честь Животворящего Креста Господня, по бокам в честь святителя Николая Чудотворца и Покрова Богородицы.

Со всей Руси приезжали в этот храм паломники, преклоняли колени перед Распятием, проливали слезы на ноги Христовы, взывая о помощи в исцелении, утешения в печалях. На месте болота также возникло село и стало именоваться Никольским погостом (в настоящее время — Антушково).

Архитектурный артефакт

Знакомясь с городом, нельзя обойти вниманием архитектурный комплекс Горицкий, Успенский монастырь. В настоящее время это музей духовного и исторического наследия

Свое название монастырь получил от месторасположения — на возвышенности. Он был основан в начале XIV века. Но после пожара 1720 года все архивы монастыря были утеряны, поэтому восстановление достоверных сведений о жизни и этапах строительства этого комплекса отсутствуют.

Сейчас это исторический архитектурный заповедник, который украшает Переславль-Залесский. Храмы, входящие в состав музейного комплекса, являются подлинными шедеврами архитектуры. Например, церковь Богоявления, церковь Всех святых, Успенский собор, духовное училище и другие.

Находится по адресу: Музейный переулок, д. 4. На всех музейных объектах разрешена фото- и видеосъемка.

На фото: церкви и храмы Переславля-Залесского, колокольня Богоявления на территории Горицкого монастырского комплекса.

Архитектура и убранство сооружения

Современный храм представляет собой сооружение около 21 м высотой (пятиэтажный дом размером 20 метров). Это здание относится к одноглавым церквям и имеет 4 столпа.

Внешний вид

Как внешне, так и внутренне храм довольно прост и строг. Основание купола – барабан, украшен кирпичной кладкой под углом – поребриком, а также городчатым поясом – полоска орнамента со ступенчатыми висячими зубцами. Старый земляной вал, окружающий это величественное здание, сохранился в отличном состоянии.

Настенные граффити

Когда проводились реставрационные работы в 2000-х гг., на стенах были обнаружены настенные граффити. Правление и неудачи Андрея Боголюбского не устраивали жителей города. Случился заговор, и князь был убит. Об этом событии рассказывает граффити (надпись). Причем на ней указаны имена тех, кто был причастен к заговору и непосредственно к убийству.

Внутреннее оформление

Раньше в храме находился деревянный иконостас, но его пришлось заменить во время реставрации в 19 веке. Теперь здесь расположилась алтарная преграда из мрамора. Ее выполнили в псевдо-византийском стиле и украсили росписями.

Эта преграда в старину освещалась факелами Хореса. Это такая лампа, которая состояла из двух чаш. На нижнюю крепились подсвечники. Две чаши были скреплены тонкими металлическими цепочками, а сама лампа крепилась к своду специальными крюками.

Святыни храма

К святыням храма относятся:

  1. Икона «Преображение». Создана в 15 веке. По некоторым данным написана Феофаном Греком. Ее можно увидеть в Третьяковской галерее.
  2. Фрагмент росписи фрески – изображение апостола Симона.
  3. Церковная серебряная чаша (потир), датированная 12 веком. Ее можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
  4. Печать архимандрида, датированная 13-14 веком.

Последующие времена

В XVII веке серьёзных потрясений монастырю претерпеть не довелось. Даже трудное для многих обителей время правления Екатерины II, ознаменовавшееся секуляризацией (изъятием) церковных земель, он пережил без особых потерь. Продолжалось на его территории и строительство. В частности, к возведённой ранее Благовещенской церкви был пристроен придел, и возведена часовня над столпом, стоя на котором, по преданию, день и ночь молился святой Никита.

Этот столп играл в жизни монастыря важную роль. Он и железные вериги, которые носил когда-то для умерщвления плоти святой подвижник, на протяжении многих столетий демонстрировали как величайшую святыню, и они привлекали в монастырь множество паломников, способствуя пополнению монастырской казны. Было время, когда вместе с ними показывали и каменную шапку, того же назначения что и вериги, но в 1735 году московские церковные власти её изъяли.

Последнее серьёзное строительство было осуществлено в начале XIX века, когда возведённую ещё во времена Ивана Грозного надвратную церковь разобрали, а вместо неё построили колокольню, которую можно видеть и поныне.

Восставший из пепла

Прекрасный ныне собор Николая Чудотворца в Никольском Переславском монастыре был возведен в период с конца XVII по начало XVIII века. Он строился 33 года на средства московского купца Г.Обухова.

Кирпичный собор отличался шатровой колокольней в виде столпа, традиционный пятиглавый четверик венчался купольной кровлей с люкарнами (декоративными окнами, встроенными в крышу). В храме было два придела — Герасима Иорданского и Димитрия Прилуцкого.

К сожалению, в 1930 году монастырь был закрыт, а сам храм — взорван. Была снесена и колокольня. И только в конце XX века, в 1999 году, на месте старого собора при попечении предпринимателя и мецената В.И. Тарышкина был сооружен новый храм. Строительство было окончено в 2005 году.

Новое здание представляет собой пятикупольный храм в русском стиле. В западной части его находятся Герасимовский и Димитриевский приделы. Это типичная и надежная постройка соборов, принятая в XVI веке. В храме хранятся мощи благоверного Андрея Смоленского, обретенные Русской церковью в 2000 году.

На фото: собор Николая Чудотворца, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43.

Часовня-памятник

В часовне, как правило, нет алтаря, и поэтому там не может совершаться литургия. Зачем же нужно здание, похожее на храм, в котором невозможно самое главное богослужение?

Часовня может быть памятником. В жизни христиан всегда происходили события, за которые хотелось особенно поблагодарить Бога. Это могла быть, например, победа в битве или завершение строительства. Одной из самых известных часовен-памятников является часовня «Крест» у Переславля-Залесского. Она построена на том месте, где, по преданию, в 1557 году родился сын Ивана Грозного, будущий царь Федор Иоаннович. В Москве известна часовня «Проща» (название происходит от слова «прощаться») Спасо-Андронникова монастыря — это место, где, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

«Часовни-столбы (часовня у въезда в селение, высокое и узкое сооружение, высота — 2-3 метра, площадь — 50 на 50 сантиметров) имеют значение освящения места. Когда освящают квартиру — ставят кресты на стенах, освящая деревню, часовни или кресты ставили вокруг нее», — говорит иерей Николай Петров.

В часовне могут храниться реликвии. Такая часовня-реликварий может находиться внутри храма: например, рака с мощами святого может быть оформлена как маленькое самостоятельное сооружение.

Часовни строят на местах разрушенных храмов, если нет возможности восстановить сам храм. О проекте такой часовни рассказывает главный архитектор Товарищества реставраторов Андрей Анисимов: «На пересечении Петровского переулка и улицы Большая Дмитровка был храм Преподобного Сергия Радонежского, сейчас здесь находится дом сотрудников НКВД. Восстановить храм на этом месте невозможно. Попечитель решил, что можно построить часовню и освятить ее в честь преподобного Сергия Радонежского, а внутри поместить поминальные доски с названиями всех взорванных храмов Москвы. Мы спроектировали эту часовню. Она будет приписана к Высокопетровскому монастырю, поэтому при ее строительстве мы выдержим стилистику монастыря».

Спасо-Преображенский собор

Говорят, что архитектура — это застывшая музыка, но еще это история в камне о наших предках.

Достопримечательности Переславля-Залесского — храмы и многие другие культовые архитектурные сооружения — рассказывают об истории становления русского государства.

И в данном контексте нельзя обойти Спасо-Преображенский собор. Он находится на Красной площади, в самом центре города. Собор является ровесником города, так как возводился Юрием Долгоруким в 1152 году и был центральным строением Переславского кремля. Белокаменное сооружение поражает и сейчас строгостью форм, сдержанностью и величием одновременно.

В этом соборе крестили знаменитого уроженца города — Александра Невского. Внутреннее убранство храма было расписано фресками, которые, к сожалению, в настоящее время утрачены.

Переславль-Залесский, храмы с восьмисотлетней историей: Спасо-Преображенский собор и памятник Александру Невскому на фото внизу.

История собора

Храмовое сооружение имеет богатую историю. Старинная постройка на сегодняшний день ушла под землю на 90 см. Толщина стен составляет более метра.

Возведение и основание

Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, основал собор в 12 веке. Стены сооружения выложены из хорошо обтесанных блоков белого камня по полубутовой технике. Каменные блоки укладывались почти без связующих материалов и подгонялись друг к другу с большой точностью. Затем щели между булыжниками засыпали обломками камня, щебня и кирпича. Получалась стена, которая заливалась раствором извести. Подобная техника укладки испол ьзовалась, в основном, в Риме.

Ленточный фундамент храма сделан из булыжника и извести. Основание уходит на глубину, примерно, на 1,2 метра и доходит до плотного слоя глины.

Историческая судьба

Смерть Владимира Мономаха приостановила строительство святыни. Андрей Боголюбский, сын Долгорукого, завершил работы по возведению через 5 лет, в 1157 году.

В этом храме был крещен Александр Невский. Собор стал местом захоронения для русских князей. В его стенах обрели свой покой сын Александра Невского – Дмитрий Александрович и внук Александра Невского — Иван Дмитриевич.

Молельню разоряли много раз. Происходило это во времена татаро-монгольских набегов. Много ценностей было украдено. Собор восстанавливали после каждого набега.

В храме проводились собрания Русской православной церкви с 1310 года. Сергий Радонежский здесь был принят в сан священника. Сам Иван Грозный несколько раз приезжал на богомолье.

При советской власти храм работал, но с перебоями, и в конце концов был закрыт. Пока собор пустовал произошло разрушение здания и крыша протекла.

Большевики вывезли:

  • святые реликвии;
  • церковную утварь;
  • дорогие дары, принадлежащие святой земле.

Реставрировали здание в 2000-х годах.

Основные преобразования:

  • выполнено восстановление и укрепление стен;
  • крест позолочен;
  • заменена кровля.

История фресок

Храм пострадал не только от вредного воздействия влаги и времени. Наибольший урон ему нанесли реставраторы.

«Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» — это фрески, которые нашел в 1862 году Н.А. Артлебен, знаменитый зодчий (архитектор) и краевед. В 1893-94 гг. проводили реставрацию, и святыни были аккуратно сняты с тонким слоем стен. Их уложили в ящики — реставрацию хотели проводить в Москве, так как не имели возможности провести ее на месте. Деньги на перевозку выделены не были.

На собрании Археологов в 1895 году было принято решение о том, что фрески не заслуживают дальнейшего хранения. Их беспорядочно сложили в холодном подвале. Хорошо сохранился только один небольшой кусок. На него можно полюбоваться в Московском Историческом музее. Фрагмент носит такое название – поясное изображение апостола Симона.

Все фрески, которые когда-то давно являлись украшением святыни, в 19 веке (в процессе реставрационных работ) были счищены. Посчитали, что они не представляют никакой ценности. И теперь в соборе просто пустые стены.

Современное положение

Сейчас храм является памятником старины и принадлежит Никольскому монастырю. Службы в нем проводятся редко, всего 3 раза в год. Собор носит статус музея-заповедника и является главным экспонатом.

В течение года туристы тысячами посещают Переславль Залесский. Многие паломники приезжают сюда для того, чтобы попасть внутрь храма и насладиться духом давно ушедших времен. На сегодняшний день музей принял более 70 000 человек.

Крест во дворе

Если литургия и возможность ее совершения важнее, то зачем служить молебны и строить часовни? Иерей Николай Петров поясняет: «У человека есть какие-то нужды, и священник молится вместе с ним об этом. Раньше молебны служили перед каждым делом: перед посевом, перед сбором урожая, перед копанием колодца и при его освящении, перед постройкой дома. Сейчас молебнов осталось меньше. В основном благодарственные, об учащихся, о болящих и о путешествующих. Или чтобы почить какого-то святого. Конечно, литургия охватывает все, но выразить конкретному человеку поддержку в его нуждах — дело милости Церкви и, соответственно, священников».

Часовня может быть вынесенным на улицу красным углом. Рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «У нас есть часовня — современная интерпретация креста под сенью. Мы такие часовни строим, когда у заказчика ограничен бюджет, а он рассчитывает, что в часовне одновременно будет находиться много человек. В таком случае мы предлагаем поставить крест и сделать открытую часовню, как сень над крестом. Первую такую часовню мы поставили в воинской части. Вокруг часовни есть специальная благоустроенная площадка на небольшом возвышении, западная сторона этой площадки оформлена как солея и амвон. Слева от часовни — памятники павшим в Великую Отечественную войну, справа — в современных войнах. Часовня открыта круглые сутки, иногда приглашают священника. Вообще часовня — это хорошая церковная постройка в наше время. Многие люди хотят построить храм, но денег у них не очень много, хотя на часовню-столб или деревянный крест вполне хватает. Можно поставить дубовый крест с крышечкой, укрепить его на хорошей конструкции, повесить лампадку — все, уже место освящено. Человек идет мимо — вспоминает о Боге, молится. Место становится уже другим».

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Как произошло явление

Явление нерукотворного Распятия поистине необычно. Свидетелями знамения стали крестьяне, пасшие скот за селом.

Узрели они вдалеке яркий светлый столб, спускавшийся с небес.

Пастухи решили добраться до того места, откуда исходил яркий свет. Отправив стадо в поле, пошли они к Сахотскому болоту, туда, где разверзлись небеса. Преодолев непроходимые топи, увидели они, что в светлом сиянии, с небес спускался нерукотворный Крест.

Это интересно: согласно древней летописи, чудесное знамение произошло 29 мая (по старому стилю, 11 июня по новому) 1423 года, через тридцать лет турками была завоевана византийская столица Константинополь, что привело к бесславному падению великой империи — цитадели православной веры.

А рядом с ним возвышался лик Святителя Николая Чудотворца. Пораженные увиденным, пастухи расслышали голос с небес, возвестивший, что стоять на сем месте «дому Божьему» и каждый приходящий в него выздоровеет.

Мы уверены, что Вам будет интересна статья с описанием истории и достопримечательностей Валаамского монастыря.

Храм во имя Сорока мучеников Севастийских

На берегу Плещеева озера, в устье реки Трубеж, в исторической Рыбной слободе располагается церковь во имя Сорока мучеников Севастийских.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Переславле-Залесском существовала уже в начале XVII столетия

Церковь здесь существовала уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах под 1628 годом записано: «церковь святых Четыредесять мученик, на посаде». В 1652 году при этой церкви была построена другая теплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1726-1727 годах обе церкви оказались ветхи, служить в них стало невозможно, и по просьбе священника Ивана Стефанова с прихожанами разрешено было устроить новые деревянные же церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование, а теплая в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вместо этих двух деревянных церквей в 1755 году на средства московских купцов Максима и Ивана Щелягиных был построен каменный храм, ныне существующий.

В тени красот и чудес

В городе есть много соборов, которые не входят в туристические маршруты, но также являются частью культурного наследия.

Вот некоторые храмы Переславля-Залесского. Описание объектов, не вошедших в парадный список культовых построек:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Городище. Находится по адресу: Переславский район Ярославской области, село Городище. Представляет из себя пятиглавый каменный храм с ярусной колокольней. Была построена в 1791 году вместо деревянной. Церковь закрывалась в 1928 году на долгие годы. Сейчас это действующий храм, но состояние оставляет желать лучшего, строение нуждается в реставрационно-восстановительных работах.

На фото: церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

  • Шатровый храм по адресу: Красная площадь, 6. Это церковь Петра Митрополита. Христианский протестантский объект, редкий для Северо-Восточной Руси памятник архитектуры. Несмотря на проведенные реставрации в семидесятых годах прошлого века, строение находится в плохом состоянии, хотя время от времени здесь проходят службы.
  • Смоленско-Корниловская церковь находится по соседству со Свято-Никольским монастырем и была построена на средства царевны Натальи Алексеевны в 1694-1705 годах. Входила в состав Борисоглебского монастыря. В настоящее время постройка нуждается в реставрационных работах, находится по адресу: Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 27.
  • Черниговская часовня, постройка 1702 года. Предание гласит, что здесь жил чудотворец Никита. Сейчас постройка в стиле так называемого нарышкинского барокко нуждается в реставрации, находится на территории старого городского кладбища.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: