Дом Петра I
Во время Персидского похода в 1722 году в Дербенте на три дня останавливался Петр I. По легенде для ночлега ему вырыли земляную хижину в 100 метрах от моря, капризный император отказался ночевать во дворце. В 1848 году кавказский наместник князь Михаил Семенович Воронцов обнес землянку Петра колоннадой с павильоном и установил по бокам две пушки. На павильоне была надпись: «Место отдохновения императора Петра Великого».
В советское время к землянке не проявили какого-либо уважения и ее местонахождение затерялось среди жилой застройки. В 2013 году сотрудники Дербентского музея-заповедника отыскали легендарную петровскую землянку. С помощью меценатов был выкуплен участок земли и проведены археологические раскопки. Обнаруженный фундамент землянки поместили в стеклянный саркофаг и восстановили павильон.
Землянка Петра I
В 2015 году на средства благотворительного фонда «Пери» был открыт музейный комплекс «Дом Петра I в Дербенте» и установлена копия знаменитого памятника Петру I Марка Антокольского. А также построено современное здание с экспозицией найденных предметов Петровской эпохи. Теперь «Дом Петра I в Дербенте» включен в Ассамблею «петровских музеев».
Теории происхождения достопримечательности
Историкам так и не удалось выяснить, кто построил Дербентскую крепость. По этому поводу существует масса легенд. Одно из преданий гласит, что основателями города и крепости были дышащие огнём гиганты, населявшие эти земли до появления человечества.
Есть ещё одна версия появления Дербента и крепости вокруг него. Согласно ей, основателем древнего города был Александр Македонский. Великий полководец приказал построить между горами и морем неприступную стену, увенчать её башнями и установить в ней железные ворота, чтобы чужаки не могли сюда проникнуть. Многие историки эту версию возникновения комплекса укреплений считают легендой, так как Александр Македонский никогда не был на описываемых землях. Но сам факт существования различных версий появления оборонительного комплекса свидетельствует о его значении в жизни южан.
Дом А.А. Бестужева-Марлинского
В 147 квартале 7 магала, в доме №23 4 года с 1830 по 1834 отбывал ссылку писатель-декабрист А.А. Бестужев-Марлинский. За 4 года писатель стал «своим» среди местных. Под влиянием Кавказа были написаны многие его произведения, которыми зачитывались другие видные люди своей эпохи. По сути, именно Бестужев ввел «моду» на все кавказское, которая владела умами многих в первой половине XIX в.
Дом-музей А.А. Бестужева-Марлинского (за фото спасибо Shturman 5578)
С 1988 г. дом ссыльного писателя превращен в музей. Здесь сохранились как подлинные предметы быта Бестужева-Марлинского, так и элементы хозяйственной утвари, характерные для дома дербентца XIX в.
История[править | править код]
Первое упоминание Каспийских ворот
относится к VI в. до н. э., его приводит известный древнегреческий географ Гекатей Милетский (VI в. до н. э.). Писал об этих местах и Геродот в связи с походом в конце VIII — начале VII века до н. э. скифов в Азию, куда они вторглись «по верхней дороге, имея по правую руку Кавказские горы».
Известная сегодня крепость выстроена в VI веке (после 562 года) по приказу персидского правителя Хосрова I Ануширвана («Бессмертный душою») из династии Сасанидов. Моисей Калакантуйский в VII веке вспоминал, какой тяжёлой ценой для местных жителей осуществлена грандиознейшая на тот момент крепостная постройка на Кавказе. Дербентская крепость запирала узкий (3 км) проход между морем и горами, отчего любая экспансия соседних государств начиналась с попыток овладения городом и крепостью.
С 735 года Дербент и Нарын-Кала стали военно-административным центром Арабского халифата в Дагестане, а также крупнейшим торговым портом и очагом распространения ислама на этой земле.
В XIV веке Дербентская крепость пала без сопротивления перед Тимуром, который недалеко от Нижнего Джулата вступил в бой с Тохтамышем.
В результате Каспийского похода город Дербент вошёл в состав Российской империи. Из землянки, сегодня являющейся местной достопримечательностью, в ханский дворец переехал император Пётр I, которому беи Дербента поднесли городские ключи на серебряном блюде, покрытом персидской парчой (хранятся в Кунсткамере Санкт-Петербурга) со словами:
Во время Русско-персидской войны 1796 года крепость была повторно взята русскими войсками под предводительством генерал-аншефа Валериана Зубова, который разместил генеральный штаб в цитадели.
После образования в 1860 году Дагестанской области административный центр переехал в Темир-Хан-Шуру (ныне город Буйнакск), и после 1867 года Дербентская крепость упразднена. В 1870 году генерал Комаров дал распоряжение о сносе почти полукилометрового участка, облегчив сообщение между крепостью и разросшейся за южной стеной частью города.
Религиозные достопримечательности Дербента
Дербент – многонациональный и толерантный город. Здесь в мире и согласии на протяжении веков сосуществуют не только различные народности и культуры, но и религии.
Конечно, как и в других городах и селах республики Дагестан, в Дербенте большинство населения исповедуют ислам. Город богат на мечети, многим из которых не одна сотня лет. В магальной части Старого города помимо Джума-Мечети в разное время были построены и другие. В каждом магале была своя мечеть. Памятниками архитектуры федерального значения с давних пор стали Килиса-мечеть и Бала-мечеть. А мечеть с минаретом (Минаря-месджиди) и Кырхляр-мечеть с 2003 г. находятся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Килиса-мечеть какое-то время служила православным храмом для русского гарнизона
Есть в Дербенте и православный храм. Как и в Махачкале, он единственный на территории города, потому как русских здесь проживает не более 4%. Посвящен этот храм празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Находится на улице Ленина, практически в самом центре.
Единственный православный храм города Дербента посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы
В XIX в. на месте современной площади Свободы, где сейчас можно лицезреть памятник Ленину, красовался еще один христианский храм – собор Георгия Победоносца. Он был возведен в середине XIX в. и считался первым православным сооружением на территории республики Дагестан. Как и многие религиозные святыни России, собор взорвали в 30-е годы XX в.
Армянская церковь Святого Всеспасителя
Памятником архитектуры мирового значения считается и сохранившаяся на территории города Дербента армянская церковь Святого Всеспасителя. Построена она была в XIX в. К сожалению, в настоящее время церковь не действует. Внутри размещается экспозиция Музея ковра и декоративного искусства.
Синагога Келе-Нумаз
В начале XX в. довольно большой процент населения составляли евреи. В Дербенте было открыто 11 синагог, в наши дни из них функционирует лишь одна – «Келе-Нумаз», что в переводе с горско-еврейского означает «Большая синагога». Двери синагога всегда открыты для прихожан и гостей.
Легенда
О Дербентской крепости ходит много легенд. Одна из них гласит, что когда Хосров Первый Ануширван решил построить стену, то предложил хазарскому кагану заключить мир и для потверждения истинности своих намерений попросил руки хазарской принцессы. Хазарский каган обрадовался, так как этот брак открывал ему дорогу к персидскому престолу, и поспешил отправить свою дочь в Дербент. Принцессу встретили со всеми почестями, но Ануширван не женился на ней, и после того как воздвигнул стену, отправил девушку обратно к отцу. Разгневанный каган направил войско к Дербентской крепости, но не смог ее покорить.
Немного истории
Первые поселения на месте нынешнего Дербента появились примерно 6 тыс. лет назад. Первое письменное упоминание о городе, сделанное древними греками, датируется 6 в. до н. э. В нынешнем же своем виде город в большей степени связан с персами: в середине 5 в. они основали здесь свою крепость, отгородив крепостными стенами проход от моря к Кавказским горам. В 7 в. в город вторглись арабы, построив здесь Джума-мечеть и превратив его в один из главных кавказских центров своего влияния. В этот период Дербент активно рос и развивался как ремесленный, сельскохозяйственный, торговый и портовый город, в гавани которого можно было видеть русские, хазарские, индийские корабли.
Затем, в 11 в. Дербент был завоеван турками-сельджуками, но ненадолго: в первой половине 13 в. сюда пришла татаро-монгольская орда, и под ее игом город утратил прежнюю силу и благополучие. Во второй половине 17 в. бравый казак Стенька Разин в самом начале своего волжско-каспийского похода штурмовал Дербент и взял его. Но уже в 18 в. город стало трудно удерживать под давлением персов и турков, и Петр Великий отправил сюда флотилию, в результате чего по мирному договору с персами Россия официально завладела Дербентом. Но не навсегда: уже через 13 лет город передали Ирану. Только в 1813 г. Дербент стал окончательно российским.
Достопримечательности «кавказского Иерусалима»
Главная достопримечательность города – это, конечно, его крепостной комплекс. В нынешнем виде знаменитая Дербентская крепость была в VI веке выстроена персами при шахе Хосрове I. Основной задачей укрепления была надежная защита от нападений, донимавших город, хазар и других кочевников с севера. При строительстве использовались прежние сооружения, но старая кладка из ненадежного сырцового кирпича почти везде была заменена на отесанные каменные блоки.
Цитадель Дербента Нарын-Кала расположилась на холме в трех километрах от морского берега. От нее вдоль всего старого города протянулись к морю две стены. Расстояние между ними составляло 300–400 метров одна от другой. Судя по всему северная стена была построена несколько раньше южной. На востоке Дербентская стена уходит в море почти на полкилометра, надежно запирая городскую гавань.
Интересно, что раньше от цитадели далеко в горы на много километров шли серьезные укрепления под названием Даг-Бары, основной обязанностью которых была защита, подвластных городским правителям, территорий от набегов кочевников. Сейчас от этой Великой Кавказской стены длиной около 42 км остались только отдельные фрагменты.
Крепостные сооружения Дербента были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2003 году. Этот комплекс – «музей под открытым небом», включающий крепость Нарын-Кала, двойную Дербентскую стену и Даг-Бары уникален тем, что является крупнейшей фортификационной постройкой подобного типа после Великой Китайской стены.
Внутри дербентской цитадели практически чудом сохранилась небольшая древняя церковь V века. Впоследствии храм неоднократно перестраивали – сначала персы-огнепоклонники, а затем и арабы, под мечеть.
Помимо крепостных укреплений, ЮНЕСКО особо отметила также ценность главного культового сооружения старого Дербента, Джума-мечети. В отличие от большинства, как древних, так и современных мечетей, вход в это культовое сооружение находится на южной части здания, а не северной.
Это старейшая мечеть на всей территории России, возвращенная верующим в трудные годы Великой Отечественной войны и долгое время остававшаяся единственной на юге Дагестана. Она и сейчас производит большое впечатление, а когда-то, будучи самым высоким строением города, наверняка казалась чем-то невероятным.
Большой интерес представляют также множество крепостных ворот, разной степени сохранности. Часть из них находится на одной из стен (южной или северной), другие входят в состав сооружений цитадели
Важность Дербентского крепостного комплекса помимо его древности состоит еще и в том, что это единственное дошедшее до нас сооружение древнеперсидской военно-оборонительной архитектуры
В историческом центре города Дербента расположено множество музеев и несколько старинных мечетей. Среди последних особенно интересны Кырхляр-мечеть, Бала-мечеть и Минарет-мечеть. Также неподалеку от этих исламских культовых строений находятся и христианские – православная и армянская церкви. Армянская построена в середине XIX века, православная – в самом начале XX столетия. Чуть позже была открыта синагога, в 1914 году.
Очень интересны для посетителей и расположенные в городе музеи. К ним относится и сама цитадель. Обязательно стоит посетить также историко-архитектурный и художественный музеи. О жизни в античные времена расскажет заведение, посвященное культуре и быту жителей древнего Дербента.
Весьма необычен и колоритен Музей ковра, экспозиция которого размещается в армянской церкви. Не менее интересен туристам «Дом Петра I», коллекция которого рассказывает о российском императоре и его посещении крепости.
Есть в городе музеи, посвященные природе Прикаспия, истории мировых религий и культур, декабристу Бестужеву-Марлинскому. Этот забытый русский писатель, сосланный сначала в Якутию, затем на Кавказ, жил и творил именно в Дербенте.
Он оставил интересные записки о быте и нравах местных жителей, и неплохую беллетристику, которая хотя быстро вышла из моды, оказала немалое влияние на его современников, включая Пушкина и Лермонтова.
Если верить местной легенде, то свой последний приют нашел в окрестностях Дербента святой Георгий. Его предполагаемая усыпальница находится в селении Верхний Джалган. В селении Нюгди расположена церковь Святого Григориса. Считается, что именно здесь погиб св. Григорис Албанский. Для мусульман священным местом является кладбище Кырхляр (Кирхляр), на котором покоятся 40 шахидов, погибших в раннем Средневековье в битве с хазарами.
Дербентский пляж
3
2
Дербентский пляж на Каспийском море протянулся вдоль всего города, но основная и самая посещаемая его часть находится в районе Набережной. Широкая береговая линия покрыта мелким жёлтым песком, перемешанным с ракушками. Вдоль берега стоят раздевалки, душевые кабинки, туалеты. Отдыхающим предлагаются разнообразные водные развлечения — катание на «банане», плоту или водных лыжах. Тёплая вода и пологий вход в море привлекают сюда семьи с детьми. Чуть в стороне от обустроенной зоны протянулась полоса пляжа, целиком устланного крупными разноцветными ракушками
Адрес:
ул. Ахундова, ул. Локомотивная На карте
Православный храм Покрова Пресвятой Богородицы
Древние православные храмы Дербента, как и синагоги, не сохранились. В 1849 году в городе, уже несколько лет бывшем губернским центром Дагестанской области России, со значительной долей русского населения, был наконец заложен православный храм. Здание было возведено из тёсаных блоков ракушечника, скрепленных расплавленным свинцом, в псевдо-византийском архитектурном стиле.
Массивный колокол почти в две тонны весом был доставлен пароходом из Астрахани. Кроме того, из Одессы привезли башенные часы и установили их над входом в здание церкви. Они стали первыми башенными часами на Кавказе. Храм был освящён во имя Георгия Победоносца.
Православный храм Покрова Пресвятой Богородицы
В 1937 году большевики снесли эту церковь, устроив на её месте «Площадь Свободы». Сохранилось лишь здание церковно-приходской школы, выстроенное неподалёку в 1900 году и через несколько лет преобразованное в школу-церковь. На основе этого здания и был основан Покровский храм. Его православным было дозволено советской властью открыть в 1943 году; он является действующим и сейчас – восстановленный и отреставрированный, с пристроенной колокольней.
Адрес: ул. Ленина, д. 22.
Горские евреи Дагестана
Во времена вавилонского пленения предков горских евреев переселили в Персию, где они адаптировались, усвоив татский диалект персидского языка. Было это в период с 597 по 539 год в правлении Навуходоносора II. Позднее их переселили в Дагестан в качестве рабов.
Большинство горских евреев – это земледельцы и торговцы. Они проживали, в основном, в сельской местности в горных районах Кавказа. Это мужественный и сильный народ, который сильно отличается от традиционных одесских евреев. Часть из них владела ремеслами — обработкой кожи, шелководством, виноделием. Были и купцы, которые составляли городскую массу. В городах они имели лавки и, объезжая аулы Дагестана, торговали мелкими товарами.
Обычаи горных евреев переплелись с обычаями других народов Дагестана, имея все-таки свои особенности. Семейные отношения регулировались под влиянием иудаизма. На протяжении веков сохранялась чистота нации. Было разрешено многоженство, но на практике этим пользовались богатые раввины и то, в случае бездетности первой жены.
Женщины выходили замуж в 15-16 лет, как правило, за двоюродных или троюродных братьев. Невесту у родителей выкупали за калым, на эти деньги покупали приданое. Сватовство и свадьбу справляли с особой пышностью. Венчание производилось в синагоге. Все радостно встречали рождение каждого мальчика. Обряд обрезания завершался богатым пиром среди близких родственников.
Легенды и предания
Величественное сооружение, пришедшее из глубины веков, вдохновило кавказские народы на сочинение немалого количества преданий и легенд. Сюжет одной из них гласит, что когда Хосров I Ануширван принял решение соорудить крепость, он захотел заключить мир с хазарским каганом и, чтобы доказать правдивость своих намерений, попросил дочь кагана — принцессу хазарскую — выйти за него замуж.
Хазарский каган был невообразимо счастлив получить подобное предложение, ведь заключение этого брака открывало ему прямой путь к престолу Персии. Он немедленно согласился и спешно отправил принцессу в Дербент.
В честь приезда невесты был устроен большой праздник, ей были оказаны почести…, но свадьбе было не суждено состояться. Хитрый Ануширван не женился на принцессе, а оставил у себя в качестве гарантии того, что каган не нападёт на его незащищённые земли, пока не будет возведена стена.
Закончив строительство, Хосров вернул девушку отцу. Ануширван не покусился на её честь, и она вернулась домой девственной, однако подозрения и сплетни об обратном очернили её доброе имя. Разгневанный отец собрал могущественное войско и направил его к Дербентской крепости, но никакие силы: ни человеческие, ни небесные не сумели бы покорить нерушимую Нарын-Кала.
Здесь есть все для туризма и отдыха
Сегодня в самом городе и его окрестностях создана современная инфраструктура для отдыха. Имеются отели, туристические базы, мини-гостиницы. Море в Дербенте теплое и чистое. Вообще его глубина относительно небольшая, поэтому оно хорошо прогревается. Но именно у здешнего побережья начинается Дербентская впадина. Поэтому море здесь несколько глубже и значительно чище, чем в более северных районах акватории.
Каспийское море – это еще и рыба. Обязательно стоит полакомиться в здешних ресторанах рыбными блюдами, как и блюдами настоящей кавказской кухни. И непременно отведать фирменный коньяк «Дербент» местного коньячного комбината.
Поездка в старинный красивый город – этот возможность посмотреть на уникальную архитектуру, насладиться истинно восточным кавказским колоритом. Каспийские ворота издавна находились на перекрестке путей. Здесь проходил не только важнейший маршрут с севера на юг, но и трасса знаменитого Великого Шелкового Пути в Европу из Китая.
Улицы Дербента и сегодня хранят на себе очарование Востока. В старой части города много интересных зданий, возведенных столетия назад. Фото Дербента представляют собой причудливую смесь седой древности и современности, чарующего Востока и прагматичного Запада.
Рассказывать про старинный город, его историю и достопримечательности можно бесконечно, но лучше увидеть его своими глазами! Приезжайте на отдых в Дагестан, искупаться в Каспийском море, познакомиться с бытом, обычаями и кухней кавказцев и посетить одну из жемчужин Северного Кавказа – древний Дербент.
P.S. Из своего опыта скажу, что все мои друзья из других регионов России, которые однажды побывали здесь, просто мечтают еще раз приехать в этот вечный город. Поэтому, добро пожаловать в древний Дербент!
Дербентская крепость
Дербентская крепостьреспублика Дагестан, город Дербент
Дербентская крепость (или Дербентская стена) — двойная стена времен Сасанидов, перекрывающая Каспийские ворота в Дербенте. Стена на протяжении 15-ти веков использовалась в оборонительных целях персами, арабами и монголами. В настоящее время та часть стен, которая вдавалась в море, полностью разрушена, и потому об их длине и конфигурации и можно судить только по противоречивым сообщениям древних авторов.
Существует легенда, в которой говорится, что Дербент основан Александром Македонским. Он воздвиг между морем и горами стену с башнями, которую запер окованными железными воротами, «чтобы люди, жившие по ту сторону, не смогли причинить никакого вреда». Великий полководец древности никогда не был в этих местах, однако уже само существование многочисленных легенд говорит о том значении, какое имели Дербентский проход и возведенная система укреплений.
Оборонительный комплекс Дербента условно можно разделить на три части: цитадель Нарын-кала, морские стены и Даг-бары (горная стена). Каждое укрепление могло функционировать самостоятельно, и в то же время они являются частями единой оборонительной системы, ядром которой является цитадель Нарын-кала. Ее крепостные стены сохранились почти полностью, хотя именно они более всего подвергались переделкам, особенно в позднее время (XVII-XIX вв).
Длина стены — 3600 метров. Южная и северная стены идут параллельно друг другу на расстоянии 300-400 метров. Горная часть стены (Даг-бары) уходит на 40 км в сторону Кавказского хребта, она сохранилась лишь частично. Морская часть стены заходит на 500 метров в море, запирая вход в гавань. Наиболее древняя часть города заключена между этими двумя стенами. Южная стена, как более поздняя, была по большей степени снесена в XIX веке, в то время как северная в значительной степени сохраняет первозданный вид.
В городских стенах особое место занимали ворота, которые являлись не только частью оборонительной системы, но одновременно и украшением фасада Дербента, говорящим о мощи и богатстве города. Северные ворота, обращенные к враждебно настроенным народам, имеют массивные архитектурные формы, что придает им суровый облик. Ворота южной стены, наоборот, имеют изящный и торжественный вид. Сколько первоначально было ворот в Дербенте, сейчас уже установить трудно.
Как наиболее сохранный памятник древнеперсидского фортификационного зодчества стена в Дербенте внесена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Армянская христианская церковь Святого Всеспасителя
Грузинская христианская церковь в Дербенте тоже была, однако до нашей эпохи не сохранилась. Армянская же стоит и по сей день. Она была воздвигнута в начале 1870-хгодов, по образу и подобию русского храма Георгия Победоносца и представляла собой как бы его уменьшенную копию. Лишь вместо русского «луковичного» купола был устроен шатровый.
Во время гражданской войны армянский храм был частично разрушен. было разрушено, но только частично. Тем не менее, органами советской власти был разобран только православный храм. Армянская церковь (как и Джума-мечеть, и синагога Келе-Нумаз) не были снесены.
Армянская христианская церковь Святого Всеспасителя
В 1980 году церковь Святого Всеспасителя была полностью восстановлена и отреставрирована. Она не является действующим храмом. В здании располагается музей ковров и народных промыслов.
Адрес: улица Кази-Магомеда, 7.
От бань до тюрьмы
Крепость была выстроена в VI столетии по приказу персидского правителя, позже многократно перестраивалась. Сегодня ее стены и башни хранят следы различных эпох. Недавно крепость тщательно отреставрировали — некоторые даже считают, что слишком тщательно. Но дух старины остался прежним: кажется, что здесь можно прикоснуться к самой истории.
На территории крепости есть несколько интересных сооружений, одно из них — древние бани. Говорят, система нагревания воды тут была настолько совершенной, что для нее хватало одной свечи. Существовали «мужские» и «женские» дни для посещения бань. Причем в «мужской» день женщинам запрещалось даже смотреть в ту сторону, где находятся бани. Точно такое же правило действовало и для мужчин; ослушавшихся ожидало весьма суровое наказание.
Еще одно интересное (хоть и жутковатое) сооружение — древняя тюрьма. Здесь ни о каких комфортных условиях для узника речь даже не шла. Тюрьма представляет собой каменный мешок, находящийся под землей. Его форма напоминает кувшин: это было нужно для того, чтоб не дать заключенному шанса на побег. Сюда сажали тех, кому был подписан смертный приговор: узник просто умирал тут голодной смертью.
Неподалеку есть остатки некоего загадочного сооружения, предназначение которого неизвестно. Некоторые считают, что здесь в древности находился храм. Другие уверены, что это остатки водохранилища. Как известно, резервуары для воды нередко устраивались в крепостях — на случай осады. Ученые спорят о том, что же именно находилось здесь в древние времена, но разгадка все так же далека.
Магалы
Как и в других городах Средневековья, в Дербенте существовали специализированные кварталы ремесленников. Называли такие кварталы магалами. Магалы в свою очередь делились на кварталы, а кварталы на дома. Каждый магал имел прямоугольную форму, при этом улочки внутри причудливо запутывались и зачастую заканчивались тупиками. Это также было сделано в оборонительных целях – чтобы противник, который проник внутрь города, быстро потерял ориентацию. При этом каждый дом, наподобие стен построенный из камня ракушечника, играл роль своеобразной крепости.
Старый город сохранил свой неповторимый средневековый колорит
С VIII в. в магалах селилась арабская знать и зажиточные горожане. В каждом из кварталов было свое собственное магальное управление.
Сейчас Старый город и его магалы, наравне с крепостью находятся под охраной ЮНЕСКО. Здесь также как и прежде, просто и легко заблудиться.
Виды коньяка Дербент
*«Дербент 3», 40%**
Ординарный коньяк с защищенным наименованием места происхождения. В купаж, помимо дистиллятов 3-летнего возраста, включены спирты 4-10 лет выдержки. Производится из винограда сортов Ркацители и Уни Блан, выращиваемого в хозяйствах Дербентского района. В букете преобладают первичный аромат белого вина, тона сушеного инжира и подвяленной на солнце сливы. Вкус не жгучий, с шелковистыми танинами, соответствует гамме ароматов. Легко пьется в чистом виде и хорошо проявляет себя в качестве основы для слабоалкогольных коктейлей типа Koarnado и Alba.
*«Дербент 5», 40%**
Коньяк купажируют из дистиллятов 5-летней выдержки с добавлением 6-10 летних спиртов. В букете главенствуют фруктовые тона яблок и груши-дичка, дополненные легким дымным оттенком. Вкус характеризуется сладостью без ощущения приторности, в развитии проявляются кофейная карамель, свежие и терпкие ноты красного винограда, легкая горчинка коры дуба. Напиток составит достойный дуэт с хорошей сигарой.
КВ «Дербент», 40 %
Марочный коньяк, рецепт которого разработан в 1962 году. Основу купажа составляют 6-7-летние спирты, полученные из смеси сортов винограда вида Vitis vinifera. Обладает насыщенным букетом с доминирующими ореховыми и древесно-бальзамическими тонами. При прокручивании бокала обогащается нюансами фиалки, цветов апельсинового дерева, донникового меда. Вкус маслянистый, полнотелый, оттеняемый нотами горького шоколада и косточковых сухофруктов. Для ощущения всей глубины ароматической гаммы напитка лучше употреблять его как дижестив.
«Дербент коллекционный», 40%
Один из самых титулованных коньяков марки, выпускается с 2002 года. Основу купажа составляют коньячные спирты, полученные из винограда урожая 1962 года. Благодаря длительному сроку выдержки напиток отличается сложной палитрой ароматов: букет раскрывается оттенками жареного миндаля, шоколада, ванили, на смену им приходят пряные ноты кардамона, корицы и гвоздики. Во вкусе гармонично сбалансированы фруктовая сладость, смолистость дуба и легкий нюанс белого перца. Напиток разливается в хрустальные декантеры от компании Villeroy&Boch, выполненные в форме морской раковины. Упакован в отделанный кожей и атласом сувенирный футляр.
Ворота и стены
Длинные крепостные стены — одна из самых интересных здешних достопримечательностей. К сожалению, до наших дней они сохранились не полностью. Есть свидетельства о том, что когда-то они достаточно глубоко уходили в море. Условно линию укреплений можно разделить на 2 части — северную и южную. Первая из них сохранилась лучше и дает более полное представление о первоначальном облике стен.
Приглядевшись к стенам, можно увидеть очень необычную кладку. Одни камни уложены горизонтально, другие стоят вертикально: такую кладку часто применяли в древнем мире. Это делало конструкцию более прочной (раствор тут не использовался). Также на стенах видны следы реставраций, в том числе и той, что была произведена недавно.
Необходимо сказать несколько слов и о воротах. Вот названия некоторых из них:
- Ворота вестника;
- Ворота сорока;
- Ворота двойной стены.
Самые красивые из древних ворот города известны как Срединные ворота. Их также порой называют Железными, так как у них были обшитые металлом створы. К счастью, они сохранились достаточно хорошо, в том числе и каменный лев, украшающий их.
А самые таинственные из здешних ворот называются Воротами Судного дня. В минувшие века они были засыпаны так, что пройти сквозь них невозможно. Считается, что эти ворота — вход в иной мир, в старину они являлись культовым местом. Впрочем, в настоящее время эта территория, по свидетельству одного из туристов, заросла кустарником. Причем кусты достаточно колючи, так что добраться до таинственных ворот непросто.
Лезгинский театр имени Стальского
Первая труппа актеров Лезгинского музыкально-драматического театра сначала появилась вовсе не в крупном культурном центре, а в далеком дагестанском селе Ахты. Это произошло в 1905 году на базе любительского драмкружка. Сначала представления предназначались только для мужчин, постепенно, не смотря на сопротивление мусульманского духовенства, к просмотру стали допускать и женщин. К моменту, когда театр переехал в Дербент (в 1949 году), он уже приобрел большую популярность.
В наше время в репертуаре Лезгинского театра предпочтение отдается национальным традициям. Этим он и привлекает зрителей, желающих познакомиться с самобытной культурой народов Дагестана.
Церковь Святого Григориса в Нюгди
3
1
В 35 км от Дербента в селении Нюгди можно встретить уникальную христианскую святыню — церковь Святого Григориса. По преданию, первая часовня была построена на месте гибели епископа Албанского и Иберийского в 357 году. Письменные упоминания о храме встречаются с середине XIX века, хотя исследователи считают её памятником архитектуры позднего Средневековья. Небольшой храм с куполом в виде призмы отличает строгая симметричность и геометрическая чёткость линий. Её поддерживают крестообразные отверстия в стенах. Оригинальный интерьер не сохранился, его восстановили по рассказам старейшин села и архивным документам. Церковь Святого Григориса в Нюгди была и остаётся местом паломничества армян — здесь были захоронены частицы мощей святого Захарии (отца Иоанна Крестителя) и великомученика Пантелеймона.
Адрес:
село Нюгди, Респ. Дагестан На карте
Музей истории мировых культур и религий
11
5
Музей истории мировых культур и религий — центр федерального значения, главный музей теологии в России. В древнем Дербенте уже несколько тысяч лет живут в мире и согласии представители разных религий и культур. В Старом городе расположены три выставочных зала. В первом размещены экспонаты, посвящённые Дербенту. По старым фотографиям и картинам можно проследить развитие города. Во втором зале собраны предметы культа четырёх мировых религий — ислама, христианства, буддизма и иудаизма. Третий зал отдан под лучшие изделия прикладного творчества народов Кавказа.
-
Адрес:
улица Мира, 3 На карте
Что внутри?
Внутри крепости до сих пор есть бани и отдельные резервуары для воды. Также здесь можно найти разрушенные здания, которые по первоначальным оценкам археологов были возведены в глубокой древности. Есть крестово-купольная церковь, которую исследователи датируют примерно V веком. Известно, что церковь претерпевала некоторые изменения. Её перестраивали в храм огнепоклонников, а после — в мечеть.
Ещё здесь есть Джума-мечеть — самая древняя в России. Исследователи утверждают, что её заложили примерно в VIII веке, однако, на протяжении веков она много раз обновлялась. Перед ней расположено медресе, которое датируют XV веком. Напомним, что медресе — это мусульманское учебное заведение, которое выполняет не только функции школы, но и духовной семинарии.
Особенно любим туристами Шахский дворец, который, к сожалению, до современных времен дошел в виде развалин. Когда началась Русско-персидская война в 1796 году, крепость взяли русские войска под руководством Валериана Зубова.
Дербентская стена
Две параллельные крепостные стены были построены между цитаделью и побережьем. Они выполняли важные оборонительные функции, так как перекрывали участок от крепости до Каспийского моря, заходя в него на 500 метров и закрывая доступ в гавань. Между параллельно расположенными, южной и северной стенами, находящимися на расстоянии 300-400 метров друг от друга, вырос надежно защищенный город.
До наших дней неплохо сохранилась северная стена, включающая 46 башен (ранее их было 73) и трое ворот. От южной стены, снесенной в XIX веке, остались лишь фрагменты и четверо ворот. Высота городских стен составляла 12 метров, а ширина от 2,3 до 3,8 метра.
Как добраться до цитадели Нарын-Кала
Средневековое колоритное сооружение находится в России, в нескольких часах езды от Махачкалы. До Дербента ходит общественный транспорт. Государственные и частные автобусы довезут в старую часть города. До самой достопримечательности придется добираться пешком. Туристический пик приходится на летний период. Из-за особенностей южного климата и расположения крепости на возвышенности экскурсионные прогулки могут быть утомительными.
Попасть в самый южный регион РФ можно на ж/д транспорте. От Казанского вокзала Москвы курсирует состав «Москва — Махачкала», от Павелецкого — «Москва — Баку». Комфортабельные автобусы отправляются со всех автостанций крупных городов России. Ближайшая остановка местного транспорта находится в 900 метрах от стен бастиона. Точный адрес знаменитой дагестанской достопримечательности — Дербент, улица 8 Магал, 15.