Окрестности усадьбы
Напротив южного фасада усадьбы разбит просторный Монплезирский сад, протяженность которого достигает 73 метров. Как и здание, он был создан по императорскому эскизу. Центральным элементом сада стал фонтан «Сноп», по сторонам от которого располагаются еще 4 фонтана, украшенные скульптурными композициями древнегреческих божеств. А рядом с боковыми аллеями вы увидите скамейку, напоминающую небольшой диван. Это фонтан-шутиха, который пускает водные струйки воды, если ненароком наступить на плитку рядом со скамьей.
Сегодня музей-дворец Монплезир стал важным историческим и архитектурным объектом Санкт-Петербурга. Прогуляться по залам усадьбы и ее окрестностям можно, заказав обзорную экскурсию по Петергофу.
Мы предлагаем 10 программ, среди которых есть прогулка по Нижнему парку и его достопримечательностям, посещение Малого музея, полет на вертолете над Петергофом и другие туры.
А если вам интересно посмотреть и на саму Северную Столицу, можем предложить вам целую экскурсионную программу по Санкт-Петербургу с учетом всех ваших пожеланий. Заказать билет можно на сайте онлайн, оплатив его банковской картой либо электронным кошельком.
Музейные собрания
Вниманию туристов во дворце представлены лучшие коллекции декоративно-прикладного искусства. В залах и комнатах выставлены собрания фарфора из Китая и фаянса из Голландии. Следует заметить, что в петровские времена тонкий восточный фарфор считался предметом особой ценности, и при российском дворе были в чести те, кто мог себе позволить купить дорогие фарфоровые изделия. В наши дни предметы из фарфора выставлены на полочках-консолях между живописными лаковыми панно.
Во дворце экспонируются богатые коллекции российского стекла и предметы обихода, которыми пользовались на кухнях в начале XVIII века. Любители живописи могут насладиться коллекцией картин западноевропейских мастеров XVII-XVIII веков. Примечательно, что большую часть старинных полотен выбирал и покупал сам Петр I.
Особый интерес посетителей вызывают разделы экспозиции, связанные с основателем дворца. Это личные вещи российского императора и подарки, которые он получал от дипломатов зарубежных государств.
Большой Петергофский дворец
Большой дворец величественно возвышается над Нижним парком. Его значение подчеркивает Каскадный фонтан, который спускается от подножия дворца к эффектному фонтану «Самсон».
Первый Большой дворец Петергофа был завершен при Петре I в 1725 году. Его проект разработал французский архитектор Жан-Батист Леблон. В 1747 году здание было перестроено по желанию императрицы Елизаветы Петровны в архитектурном направлении барокко. Проектом занимался известный архитектор Б. Ф. Растрелли. Затем при Екатерине II часть помещений были отделаны в классическом стиле. В XIX-XX веках дворец являлся летней резиденцией императорской семьи.
В годы Отечественной войны в здании произошел сильный пожар, и вся внутренняя отделка выгорела, центральный корпус получил сильные разрушения в результате взрыва. Реставрация дворца началась после освобождения города от немцев. Когда в 1964 году основные восстановительные работы были завершены, дворец открыли для посещения.
Во дворце устраивали официальные приемы и пышные торжества. Во многих залах стены украшают портреты российских императоров и членов их семьи.
Церковный и Гербовый корпуса можно осмотреть отдельно от основных зданий дворца. Гербовый находится почти у самого выхода из парка Петергофа, а Церковное здание расположено на противоположной стороне в Нижнем парке.
В корпусе под гербом для туристов открыт музей «Особая кладовая», где можно увидеть личные вещи российских правителей: церковную утварь, ювелирные украшения, одежду, предметы декоративного искусства. Название сооружение получило благодаря флюгеру в виде двуглавого орла, установленному на крыше.
Церковный корпус с пятью куполами, выполненный в стиле барокко, играл роль императорского храма. Здесь проводились крещения, венчания и другие религиозные таинства. Сейчас в корпусе работает музей. Посетители смогут увидеть иконостас из шести ярусов с вензелем императрицы Елизаветы I. Он покрыт позолотой и включает 40 икон с изображениями святых. Особенно эффектно выглядит центральная часть иконостаса с витыми золотыми колоннами, между которыми выступает изображение распятого на Голгофе Христа.
Интерьеры резиденции
Внутренняя планировка резиденции проста и рациональна. Петр внес в свой любимый дворец лучшее, что увидел в иноземной жизни. Здесь все свидетельствует о личности царя, интересах, вкусах и привычках.
Интерьеры дворца дышат уединением и спокойствием. В Монплезире император отдыхал, встречался с послами иностранных государств, с капитанами, корабельными шкиперами и русскими купцами. Здесь проводил пышные ужины, дружеские встречи и ассамблеи-съезды царского двора. Гости отмечали, что маленькие комнаты чрезвычайно удобны для жизни.
Залы и другие помещения
В центре здания – Парадный зал, к которому с одной стороны примыкают Секретарская, Спальня и Морской кабинет. С другой – Китайский кабинет, Кухня, Буфетная.
Парадный зал оформлен в традиции петровского барокко с простотой и сдержанностью в убранстве. Зал, двери которого выходят на берег Финского залива и в сад, простирается в ширину дворцового корпуса. Стены отделаны вощеным дубом, а пол – мраморными черно- белыми плитками, подобно шахматной доске.
Над центральной частью зала поднимается большой купол, делая помещение просторным и торжественным. Потолок покрывает многоцветная роспись на тему времен года. В центре – покровитель искусств бог Аполлон в окружении богов Четырех ветров. Растительный орнамент с букетами цветов обрамлен затейливым лепным декором.
Морской кабинет окнами обращен к заливу. Отсюда открывается панорамный вид, который бесконечно вдохновлял императора, влюбленного в море. Дубовые панели кабинета украшают образцы кораблей времен Петра, сделанные по его эскизам.
Навигационные измерительные приборы, стальная шкатулка и инструменты в шкафу – свидетельство морских занятий императора, знатока кораблестроения. Забавные обезьянки в росписи на потолке напоминают о путешествиях царя в заморские страны.
Китайский кабинет (Лаковый кабинет). Для размещения коллекции китайского и японского фарфора в Монплезире создан специальный зал, представляющий уголок Востока, – Лаковый кабинет.14 иконописцев полтора года создавали для кабинета одиннадцать больших вертикальных чернолаковых панно с изображением сцен восточного быта.
Вокруг – малые панно, которые запечатлели летящих среди облаков сказочных птиц, драконов, журавлей. Потолок украшен лепными гипсовыми орнаментами в виде дубовых листьев, ветвей, развевающихся лент. Фарфор размещен на специальных полочках, гармонично вписанных в интерьер панно.
В опрятной Кухне – посуда, оформленная на голландский манер. В каменную раковину для мытья посуды вода подавалась по трубе из фонтана Сноп.
Секретарская – деловое помещение. По стенам кабинета – картины западноевропейских живописцев. Тульская металлическая шкатулка с короной и вензелем Петра I декорирована литыми деталями – головками петровских солдат в треуголках. Украшает кабинет резное кресло с затейливым орнаментом с изображением русского герба и монограммами Петра I.
Паровая комната с вещами для банных процедур использовалась по назначению. Пол выстлан гладко обструганными сосновыми плахами, потолок – из липы. При нагревании помещения липа источает приятный медовый запах. В углу – шайка для веников и ушат, рядом расположилась печь с лежащими на ней ядрами. Их нагревали и поливали водой, добиваясь нужной температуры в парной.
В любимом дворце Петр открыл первую в России Картинную галерею. Для этого император лично приобрел коллекцию полотен европейских живописцев, украшающих комнаты дворца. Коллекцию царь украсил русским стеклом и посудой.
Императорская спальня
Спальня изолирована от Парадного зала, вход возможен через Морской кабинет. Спальня императора, с детства любившего небольшие помещения, – образец дворцового интерьера. Ощущение теплоты и уюта достигается хорошим освещением комнаты.
Стены Спальни затянуты однотонной зеленоватого цвета материей. На полу – паркет геометрического рисунка. Камин украшают пышные гипсовые гирлянды цветов, на потолке – маски смеющихся Сатиров.
Основная часть Спальни занята кроватью с пологом. Умывальный столик, облицованный латунью, зеркало в золоченой резной раме непринужденно вписываются в интерьер. Особую атмосферу создают личные вещи царя: покрывало ручной работы, халат, полотенце, фетровый ночной колпак, деревянная расписанная кружка, кувшин и тазик для умывания.
Достопримечательности Санкт-Петербурга
Дворец Монплезир: выдающийся памятник архитектуры Петергофа
Рубрика: Санкт-Петербург
Дворцовый комплекс Монплезир заслуженно называют сердцем Петергофа. Он был первым в ансамбле загородной императорской резиденции. Идея строительства принадлежит царю-реформатору Петру I. Он собственноручно делал наброски планировки дворца и сада перед ним. Месторасположение – недалеко от побережья Финского залива – выбирал тоже он. Государь, определяя внутреннюю планировку и отдельные элементы декора, хотел видеть дворец совершенным жилищем просвещенного человека. Его художественные достоинства восхищают, полностью оправдывая свое название от французского mon plaisir («мое удовольствие»).
Залы и интерьеры дворца Монплезир
В самом центре здания расположился просторный Парадный зал, к которому примыкают несколько помещений. Интерьер оформлен в стиле барокко времён Петра I, который характеризует сдержанность и простота внутреннего убранства. Стены зала декорированы вощёным дубом, пол выложен мраморной плиткой белого и чёрного цветов. В центре зала расположен огромный купол, добавляющий торжественности и простора.
Потолок украшен разноцветной росписью, изображающей времена года. В середине расположился бог Аполлон, окружённый богами четырёх ветров. Уникальную роспись дополняет ажурная лепнина. Стены Морского кабинета отделаны дубовыми панелями, на них можно увидеть образцы кораблей времён правления Петра Великого. Здесь же в шкафу расположены навигационные приборы и другие морские инструменты.
Китайский кабинет изначально создавался для размещения в нём уникальной коллекции фарфора мастеров Японии и Китая. Несколько иконописцев создавали для этого уголка Востока большие панно, на которых были изображены сцены из восточного быта. На небольших панно можно увидеть изображения сказочных птиц и драконов. Потолок в зале декорирован лепным орнаментом, изображающим листья и ветви деревьев.
В Картинной галерее размещена огромная коллекция произведений фламандских и голландских живописцев, датируемых XVII—XVIII веками. Император самолично посещал аукционы и выставки, особый его интерес вызывали морские пейзажи. Картинная галерея вместила в себя более 200 уникальных полотен, самые ценные из которых — работы Адама Сило «Городской рейд», «Корабли на рейде», «Суда на пристани».
Императорская спальня не соединена с Парадным залом, вход в неё осуществляется через Морской кабинет. Стены декорированы однотонной тканью, имеющей зеленоватый оттенок. Пол устлан паркетом с ровным геометрическим орнаментом. Уютный камин покрыт гирляндами цветов из гипса, потолок украсили маски сатиров. Центральную часть помещения занимает кровать с пологом, здесь же находится много личных вещей царя.
Дворец Марли
Рекомендовать место
11
2
Элегантный Марлинский дворец является композиционным центром всего Марлинского ансамбля в западной части Нижнего парка Петергофа. Он расположен на перемычке двух прудов — Марлинского и Секторального. К строительству дворца приступили в 1720 году, его проектировал архитектор И.Ф.Браунштейн. Дворец получил название Марли,в честь посещения Петром I резиденции Марли-ле-Руа Людовика XIV.
Первоначально дворец планировался одноэтажным, но когда здание подвели под крышу, Петр I приказал его надстроить, и в 1723 году был построен второй этаж. Над оформлением дворца трудились многие талантливые мастера: скульпторы, камещики, лепщики, паркетчики и так далее.
На каждом этаже дворца находится всего по восемь помещений. Внутренне убранство дворца элегантно и строго. Более парадно украшены Дубовый и Чинаровый кабинеты, при их отделке использовались ценные виды дуба и чинары. Также здесь можно увидеть картины западноевропейских художников XVII-XVIII веков,мебель того же периода,личные вещи Петра I, во дворце также хранится небольшая библиотека.
В годы Великой Отечественной войны дворец был взорван вражеской миной. В послевоенные годы велось его восстановление. Как музей дворец был открыт в 1982 году.
Дворец в истории страны
В переводе с французского языка название любимого дворца Петра I означает «мое удовольствие». Монплезир полностью оправдал ожидания государя и нравился ему больше других дворцов, поэтому он подолгу останавливался здесь. Одноэтажное здание было построено под сильным влиянием голландских традиций и при Петре I его часто называли «Голландским домиком». Во дворце был сделан водопровод и промывочная канализация, которые для России XVIII века были в новинку.
В Монплезире император предпочитал встречаться с послами иностранных государств и проводить пышные приемы гостей. Побывавший у Петра I посланник французского двора Кампредон был очарован новой постройкой. Он отмечал, что маленькие комнаты чрезвычайно удобны для жизни, а дворцовая кухня очень опрятна и свидетельствует о влиянии голландской экономии. Особенно понравилась послу вымощенная терраса на побережье Финского залива. Вокруг нее росли липы, и гостю государя это место напомнило живописные каналы Гааги.
Вид дворца и террасы а берегу Финского залива (справа)
Помимо переговоров с иностранными посольствами, в Монплезире проходили сборы двора или, как тогда говорили, ассамблеи. Последний раз государь навестил любимый дворец незадолго до кончины, в середине осени 1724 года.
В 1725 году, уже после смерти Петра I, императрица Екатерина I провела во дворце торжественный прием, в котором участвовали ведущие члены Российской Академии наук. Другие императоры тоже использовали Монплезир для приемов, а Екатерина II любила устраивать во дворце изысканные ужины для доверенных лиц.
Под влиянием высших лиц Российского государства Монплезир стали воспринимать как памятное место, связанное с Петром I. Дворец всегда поддерживали в надлежащем состоянии и собирали в нем все, что касалось памяти царя-преобразователя. Благодаря такому подходу, внутренние помещения дворца сохранились в оригинальном виде.
В 1941 году, перед началом фашистской оккупации, все ценности из дворца успели вывезти вглубь страны. Гитлеровцы изуродовали старинную постройку, полностью уничтожив отделку дворца, а террасу на берегу залива они использовали как удобную огневую точку. Дворец был заминирован, но, к счастью, все мины нашли саперы, и взрыв уникального архитектурного памятника был предотвращен. Реставрацией дворца занимались несколько лет и завершили к 1960 году.
Вид галереи из Монплезирского сада
Помощь по Петергофу
Доехать от Санкт-Петербурга до Петергофа можно разными способами, причем как по суше, так и по морю. Проще всего, конечно, тем, кто путешествует на собственном автомобиле; они вольны выбирать время отъезда и прибытия на собственное усмотрение, могут останавливаться в придорожных кафе и осматривать любые из тех достопримечательностей, мимо которых будут проезжать. Однако путешествие на общественном транспорте тоже имеет немалые преимущества.
Режим работы и стоимость входных билетов в Нижний парк (фонтаны), Большой дворец, музеи дворцово-паркового комплекса, а также музеи парка Александрия.
Одной из главных отличительных особенностей петергофских фонтанов является оригинальное устройство водовода. В отличие от версальских, эти грандиозные сооружения работают без насосов и других водонапорных сооружений, а вода подается к ним из множества естественных и искусственных прудов, питаемых подземными источниками и родниками.
Знаменитый город фонтанов славен не только их разнообразием, великолепными скульптурными группами и дворцовыми ансамблями, но и обилием пейзажных парков. Многие туристы, гуляя по Петергофу, даже не подозревают, что переходят из одного парка в другой. Большинству известны лишь Нижний парк и Верхний сад, некоторые слышали о существовании Александрии, а вот названия Колонистсткого, Лугового, Английского и прочих парков им незнакомы.
Петергоф, как один из самых посещаемых туристами пригородов Петербурга, может похвастаться множеством отелей и гостиниц разного ценового уровня. Многие иностранные гости и наши соотечественники, решившие посетить город на Неве в период с мая по сентябрь, не упускают возможности полюбоваться знаменитыми петергофскими фонтанами и побродить по анфиладам Большого дворца.
Такое популярное среди туристов и местных жителей место, как Петергоф, просто не может обойтись без кафе, баров и ресторанов. Хотя большинство из этих заведений открыто круглый год, все же основной пик их посещаемости приходится на летний сезон, когда тысячи иностранцев и россиян съезжаются, чтобы насладиться зрелищем знаменитых фонтанов, побродить по прохладным парадным залам дворцов и тенистым аллеям парков.
Петергоф, или Петродворец, с его великолепными фонтанами и дворцово-парковым комплексом, был задуман Петром I как некое подобие знаменитых парков Версаля и Марли, превосходящее их по роскоши и масштабу. Эта царская резиденция была призвана продемонстрировать всей Европе и миру величие Российской империи и укрепить авторитет самодержавия в глазах людей, как простых, так и знатных.
Старый Петергоф – это историческое название западной части города, прославившегося на весь мир благодаря чудесному дворцово-парковому ансамблю. Неофициальное деление Петергофа на Старый и Новый обусловлено временем образования первых поселений на месте нынешних зданий; по сути, старый район возник даже раньше, чем началось строительство Петергофского дворца и закладка парка с системой фонтанов.
Восточный район Петергофа, носящий исторически сложившееся название Новый Петергоф, расположен между Верхним парком и парком Александрией. Новый Петергоф, отделенный от Старого Английским пейзажным парком, возник на месте поселения крестьян и ремесленников, пригнанных на строительство царской резиденции.
Практическая информация
Монплезирский ансамбль расположен в северо-восточной части Нижнего парка Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», который относится к Государственному музею-заповеднику «Петергоф».
Фонтаны Петергофа закрываются на зиму (не работают) — примерно с середины октября и до 20-х чисел апреля.
В зимний период, когда фонтаны не работают, вход в Нижний парк свободный (бесплатный).
В летний сезон фонтаны работают и вход в парк платный.
Вход в каждый из трёх музеев, расположенных в корпусах ансамбля Монплезир — платный. Посещения музеев не входят в стоимость входа в Нижний парк, — оплачиваются отдельно.
Музеи могут закрываться на зиму, работать только по определенным дням, которые меняются в зависимости от сезона (летний, зимний), а также прекращать работу при определенны погодных условиях.
Билеты в парк и музеи можно приобрести в кассах, расположенных непосредственно возле входов в парк или заранее — онлайн на официальном сайте.
Посетить Петергоф можно с одной из экскурсий
Обо всех способах, как добраться в Петергоф из Санкт-Петербурга (аэропорта и центра города), можно узнать здесь →
Возле Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» можно остановиться
Номера отеля оформлены в современном стиле и оснащены телевизором со спутниковыми каналами, бесплатным Wi-Fi, сейфом, халатами и тапочками, феном и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями. В некоторых номерах имеется гостиный уголок.
Банный корпус
С восточной стороны к дворцу Монплезир примыкает Банный корпус, который представляет собой комплекс зданий парадного и бытового назначения, построенных в разное время.
Сегодня в стенах корпуса расположен музей, экспозиция и интерьеры которого неразрывно связаны с историей возведения корпуса.
Самая ранняя постройка, относящаяся к петровскому времени, — это Гостевые покои или «Покои для Фамилии», примыкающие к зданию «Монплезира» и в которых размещали родственников и приближенных императора.
Сегодня в покоях можно осмотреть одну из комнат, предназначавшихся для царских гостей, а также ознакомиться с особыми петровскими «Пунктами о Петергофе» — правилами, которые посетители должны были соблюдать.
К Гостевым покоям примыкает Мыльня для кавалеров. Она находится на месте первой деревянной бани, построенной для Петра I.
В Мыльне посетителей ждет водяная забава, которую можно увидеть в действии.
Каменное здание Банного корпуса было построено во второй половине 19 века для супруги императора Александра II Марии Александровны. Императрица, страдавшая болезнями легких, принимала различные процедуры по модной в то время в Европе системе водолечения.
Банный корпус включает в себя: Паровую — традиционную парную с печкой-каменкой, на которой вместо камней сооружена пирамида из чугунных ядер; помещение, где императрица принимала теплые ванны и ванны из отваров целебных трав; Холодная ванная — помещения для холодных водных процедур, где можно видеть душ, замаскированный под люстру из бронзы и стекла, украшенную гроздьями винограда и цветками вьюнка.
С южной стороны к Банному корпусу примыкает комплекс зданий, состоящий из парадного Ассамблейного зала, Тафельдекерской, Кухни и Кофишенской.
Ассамблейный зал получил название в память о знаменитых петровских ассамблеях, был построен архитектором Растрелли и предназначался для торжественных обедов. Стены зала украшают шпалеры, вытканные русскими мастерами в Петербурге в первой половине 18 века и воспроизводящие сюжеты «индийских гобеленов», полученных в подарок Петром I при посещении Франции в 1717 году. Стол в зале накрыт предметами из Вседневного сервиза, выполненного на Императорском фарфоровом заводе в конце 18 — начале 19 веков.
Посуду и столовое белье хранили в Тафельдекерской, куда кушанья подавались для сервировки через раздаточное окно из Кухни, оборудованной русской печью и плитами с вытяжными шатрами для удаления дыма. Именно в этом помещении повара готовили кушанья для царского стола.
В помещении представлена кухонная утварь 18-19 веков, а в соседней Кофишенской, где готовили чай, кофе и горячий шоколад — коллекция старинных самоваров.
Где переночевать
Обычно в Петергоф приезжают одним днем из Санкт-Петербурга. Но для тех, кто хочет исследовать город не спеша и отдохнуть в местных спа, есть варианты:
- «Новый Петергоф» (4*) находится в центре города и предлагает спа-центр, бассейн, а на первом этаже располагается гастропаб Duck & Drake. Стандартный номер — от 3350 рублей за ночь.
- «Гранд Петергоф» (4*) находится при въезде в город. Не очень удобно для тех, кто приехал без своей машины — ходить пешком до основных достопримечательностей далековато. Но напротив отеля есть остановка, откуда до Большого дворца ходят автобусы № 200 и 210 и маршрутки К-343, К-404. Ночь в «Гранд Петергофе» стоит от 6000 рублей.
- «Александрия-Петергоф» (3*) расположен вблизи парка «Александрия». Номера стоят не дороже 1800 рублей за ночь. О въезде на парковку лучше заранее уточнить у администратора. Он находится в неочевидном месте.
Период СССР
Приход большевиков к власти повлиял как на всю страну в целом, так и на отдельные города и поселки, социальные группы и конкретных личностей. В 1918 году петергофские дворцы превратили в музеи, в которых за первое лето работы побывали 2 тыс. представителей рабочего класса. Советские власти использовали инфраструктуру города для создания домов отдыха, санаториев, детских учреждений.
Тяжелые времена Петергоф переживал в годы немецкой оккупации, которая длилась с сентября 1941-го по январь 1944-го. Нацистская армия наступала стремительно, поэтому советские власти не успели эвакуировать культурно-исторические ценности. Вывезти до оккупации удалось 50 статуй и 8 тыс. предметов интерьера. Часть реликвий, которые не успевали спасти, закапывали прямо на территории Петергофа.
Немецкие войска уничтожили 30 тыс. экспонатов, разрушили систему фонтанов, вырубили 10 тыс. деревьев в садах и парках. После освобождения города реставраторы приступили к масштабной работе по восстановлению разрушенных объектов. Название «Петергоф» сменили на «Петродворец» (до 1997 года) из-за немецкого происхождения первого.
Реставраторы приложили титанические усилия, чтобы восстановить культурно-исторические ценности. Но некоторые объекты были утрачены безвозвратно. Например, Нижняя дача, которая располагалась на просторах Александрийского парка.
Восстановление Большого дворца продолжалось до 1964 года. Открытие приурочили к 250-летию со дня закладки резиденции. В 1960–1970-х годах город пережил бурный рост, во время которого возникли новые микрорайоны. Построили научно-технический городок Ленинградского госуниверситета.
Морская пристань. Петродворец
Рекомендовать место
5
2
В Нижнем парке Петергофа расположена пристань «Петродворец». Раньше Петровская гавань использовалась как для торжественных целей, так и в хозяйственных нуждах. Кроме приемов пароходов с гостями, на пристани также разгружались большие и малые суда, привозившие в Петергоф различные припасы или строительные материалы. Когда наступали дни иллюминации, в акваторию заходили военные корабли, украшенные разноцветными флагами и огнями.
В 1963 году была построена современная пристань с ее железобетонными причалами. По велению Петра I во время постройки канала, его стены укрепляли булыжным камнем на мху. Но со временем, вода разрушила булыжное покрытие, и стены стали валиться, замуливая канал. В 1728 году архитектор М. Земцов предложил выкладывать стены из плиточного камня и кирпича, а дно закладывать булыжником. Тогда же и была произведена реконструкция канала.
До пристани из центра Санкт-Петербурга было организовано множество пассажирских маршрутов, суда отправлялись от Эрмитажа, Кунсткамеры, Медного всадника. От Дворцовой площади, до пункта назначения вы доберетесь теплоходом за полчаса. Около пристани в Петродворец расположена вертолетная площадка.
Сад Монплезира
Перед южным фасадом дворца – сад протяженностью 72 метра. Прямые аллеи с яркими узорчатыми цветниками делят его на четыре зоны. В центре – фонтан Сноп, по обе стороны от которого расположились 4 фонтана Колокол со скульптурами.
Позолоченные бронзовые изваяния Психеи и Вакха, Сатира с козленком и Аполлино установлены на постаментах в виде ваз и колонн с желобками. Фонтанная вода выходит под скульптурой и стекает по желобкам тонкой пеленой, создавая впечатление стеклянного колокола.
На боковых аллеях сада – скамейки-диванчики. Здесь скрываются фонтаны-шутихи, созданные по рисунку Петра I в 1723 году. Как только гуляющие по парку ступали на камешек рядом со скамейкой, струи воды обливали гостей.
С середины XVIII века Монплезир приобрел статус мемориала, связанного с именем Петра I. Реликвия не поражает роскошью и величием, но простота, изысканность и законченность деталей подчеркивает значение маленького дворца для правителя великой державы.
Северная сторона дворца Монплезир
Западная из фланговых пристроек соседствует с проходом на набережную через арку в ограждающей стене сада. Здание венчает четырехгранная башенка на крыше из двух ярусов друг над другом, подобно центральному. Морская набережная привлекает многих посещающих дворец Монплезир, ее украшают травяной газон с шеренгой деревьев и каменная балюстрада, ограничивающая территорию со стороны Финского залива.
Набережная манит прогулкой на бодрящем воздухе Балтийского моря, созерцанием вдалеке построек Кронштадта и Санкт-Петербурга. Подобным же образом ее использовали и в петровские времена, только круг допущенных был более узким. Сохранились сведения об ином, спортивном использовании набережной, а именно для игры к кегли. На земле расставляли фишки (кегли) и сбивали бросаемыми шарами, подобно ныне популярному боулингу.
Кирпичная кладка боковой стены западного флигеля показана ближним планом, чтобы разобрать возможные нюансы. Принципиальных отличий в технологии кладочных работ от современной, судя по увиденному, не просматривается. Все приемы аналогичны ныне используемым, например, способы выполнения арочных проемов. Под окна они сделаны из поставленных на ребро клиновидных кирпичей, в нишах – надвижкой тесаных изделий.
Судя по идеально выложенной нише, от цилиндрической впадины до полусферы свода, работали умелые каменщики. Таким мастерам подвластны любые фигурные элементы, в том числе декоративные. Однако царь Петр особых украшений не заказывал, ограничившись лишь имитацией пилястров на углах и возле оконных проемов. Внизу в стену вложены фигурные основания пилястр из белого камня. Далее выдвинуты вперед через один ряд кирпичи кладки.
Строительство дворца
Строительство началось в 1714 году с участием команды архитекторов. Проектировал резиденцию немецкий архитектор Андреал Шлютер. Строительством руководил зодчий Иоганн Фридрих Браунштейн. Качество работ контролировал итальянец Никола Микетти, петергофский парк основал французский архитектор Жан БатистЛеблон.
Царь желал удобное и практичное жилье, где царит уют и спокойствие. Монплезир оправдал ожидания государя. Здание, построенное через 9 лет в стиле голландских традиций, отличалось простотой и комфортом. Во дворце проведен водопровод и канализация – новое явление для России XVIII века.
Любимый дворец императора Петра Великого
Монплезир получился таким, каким его и хотел видеть император. Небольшое здание отличает рациональность внутренней планировки. Парадные комнаты соседствуют с жилыми покоями и помещениями бытового и хозяйственного назначения, и во всем ансамбле чувствуется гармония и удивительная цельность. Этот дворец как никакое другое архитектурное сооружение воплотил в себе все то новое, прогрессивное, что было присуще культуре и искусству петровских времен и определяло ее особенности. Строительство продолжалось с 1714 по 1723 год.
Оно велось именитыми архитекторами Андреасом Шлютером, Иоганном Барунштейном, Жаном-Батистом Леблоном и Николо Микетти. К работам привлекли лучших строителей и скульпторов, мастеров и лепщиков, живописцев и резчиков. За четыре года до их начала на том месте началось строительство искусственного мыса. По контуру будущего дворца выросла кирпичная стена, которую от ударов волн оградили валунами и булыжниками. Его подвальная часть построена на огражденном морском дне. Фундамент Монплезира оказался как раз на уровне сада.
Нижний парк Петергофа
Нижний парк Петергофа.
Нижний парк расположен рядом с Большим Императорским дворцом и является, пожалуй, самым известным в Петергофе. Он был заложен по приказу Петра I и оформлен во французском стиле (считается, что вдохновением для архитекторов служил Версаль). Сегодня парк, площадь которого превышает 100 гектаров, остается одной из самых популярных туристических достопримечательностей России.
Зачем посещать:
Посещение Нижнего парка входит в программу почти всех обзорных экскурсий по Петергофу. Прогуливаясь по его дорожкам, можно полюбоваться видами Финского залива, многочисленными фонтанами и клумбами. Здесь расположены:
- Дворцы: Большой, Монплезир, Марли.
- «Самсон» и десятки других фонтанов, в том числе несколько каскадов.
- Исторические здания, во многих из которых действуют музеи (Банный корпус, Вольеры и др.).
- Морской канал, разделяющий парк на две части и ведущий к Финскому заливу.
По Нижнему парку проводятся организованные экскурсии, он также открыт для самостоятельного посещения.
Адрес: Нижний парк, Разводная улица, Санкт-Петербург, Россия.
Дворец Монплезир
Рекомендовать место
15
1
В переводе с французского Монплезир означает «мое удовольствие» — традиционное название загородных построек того времени.
Строительство дворца, место для которого было выбрано императором Петром I, было закончено в 1723 году. В разработке архитектуры здания принимали участие такие мастера, как Леблон, Микетти, Браунштейн.
Общая протяженность здания составляет 73 метра, на территории которого расположены терраса, медная статуя Нептуна, Монплезирский сад, фонтан Сноп, четыре фонтана «Колокол» украшают золоченые бронзовые фигуры Аполлона, Вакха, Фавна, Психеи.
В наши дни во дворце Монплезир можно посетить музей, который работает с 10.30 до 17.00 ежедневно, кроме последней среды каждого месяца, а также закрыт в дождливую погоду.