Личность Шигалея
Шигалей был на виду у московских правителей, видимо, поэтому именно о нем и о его необычном внешнем виде летописцы писали много.
Итак, Шах-Али, сын Шейх-Аулияра и Шаги-Салтан. Его наружность была явно некрасивой: толстое, отвислое брюхо; огромная голова; едва заметная редкая борода; долгие уши; женское лицо. Казанцы невзлюбили короткогоногого мальчика с длинными ступнями. Даже добродушие его многие называли слабостью. Хотя, русские летописцы, возможно, сгустили краски. Однако, и М.Худяков называет его неудачником, которого обижали и природа, и люди. Карикатурная внешность вызывала отталкивающее чувство к нему. Его никто не любил, многие ненавидели, все презирали. Будучи безвольным рабом и совершенно чуждым Казани, он не мог никому внушить уважения.
До сих пор в памяти казанских татар Шах-Али
имеет репутацию предателя интересов
татар. Общая неприязнь сделала его необщительным, озлобленным и угрюмым. По цитатам Вельяминова-Зернова, «…владелец этот был человек жестокий, крутой и кровожадный»… Тем не менее, этот несчастливый человек не был лишен хороших задатков
(Н.Карамзин, например, пишет: »Будучи не способен к ратному делу, ни духом слабым, ни телом чрезмерно тучным, Алей славился умом основательным» —
см. лит. `9`, с.90).
В Касимове он построил большую мечеть и, не имея детей, воспитал двух своих родственниц Хан-Салтан и Маги-Салтан.
(см. лит. `5`, с.177-178) Сохранились свидетельства посла Римского императора в России барона Сигизмунда Герберштейна об участии Шигалея в царской охоте на зайцев с императорскими послами (1526 г.). Во время охоты оказывался особый почет: он ехал рядом с Василием III, одновременно с послами спустил собаку, на месте стоянки имел отдельный шатер, во время обеда сидел опять рядом с Василием. В то время Шах-Али было чуть более 20 лет. Наружность хана Герберштейн описал в нелестно
(см. лит. `5`, с.106). Одной из жен была легендарная
казанская царица — ногайская княжна — Сююн-Бике, мать последнего казанского хана-младенца Утямыш-Гирея. За нелюбимого Шигалея ее выдали через 1,5 года после низложения и доставки под конвоем в Москву. Народная молва создала из нее поэтический образ очаровательной женщины в блестящей царской обстановке, испытав в своей жизни много страданий и горя. Остаток жизни Сююн-Бике провела в Касимове.
Как пишет газета »Вечерняя Казань» (20 ноября 1999 г., см. на
http://www.vk.melt.ru/vk99/20185/33.html), люди приходили к мавзолею на окраине Касимова, где вроде бы похоронена Сююмбике (говорят, Шах-Али нарочно не подписал надгробный камень нелюбимой жены), чтобы молиться.
Более подробно о
Сююнбике на сайте Persona.ru.
Ссылки на репродукции
картин,»Царица
Сююмбике»;»Царица
Сююмбике в неволе у Ивана IV».
В г.Касимове сохранилась усыпальница (текие, мавзолей) хана, датированная 1555 годом. Имеет сходство с булгарскими зданиями. Сложена из камней, а своды, представляющее позднейшее добавление, выведены из кирпича. На одной из дверей имеется каменная плита с высеченной рельефной надписью: »Строитель и собственник этого здания — Шах-Али-хан, сын Шейх-Аулияр-султана, 21 числа месяца рамазана 962 года», т.е. 9 августа 1555 г., кругом же высечены слова 256 стиха II суры Корана. Внутри усыпальницы было 9 могил, в том числе самого Шах-Али, его жены Буляк-Шад и воспитанниц Хан-Султан и Маги-Султан.
ССЫЛКИ на ресурсы с
фото ТЕКИЕ ШАХ-АЛИ:
А по этой
ссылке можно посмотреть
этюд Григория Эйдинова «Мавзолей Шах
Али».
Раз речь зашла о
мавзолеях,
то в Касимове есть и текие Авган-Мухаммед-султана
(датируется 1649 годом)
Кроме того, как любезно сообщил
автору сайта Юрий К., на компакт-диске, выпущенном музеем «Казанский Кремль»
к 1000-летию Казани, в разделе «Галерея: Иконография»
представлены шлем и наручи хана Шах-Али из Оружейной
Палаты Кремля (Московского). :::::::::::: Посмотреть
шлем ::::::::::::
Литература.
].
М.Г.Худяков. Очерки об истории Казанского ханства. Казань.:
Государственное издательство, 1923, репринт 1990 г.
(фонд сохранения и развития Татарского
языка и культуры) — 310 с.
]. Н.М.Карамзин. История государства Российского. —
М.: Книга, 1989 г. (по изд.1842 г.), кн.II, т. VIII.
Краеведческий музей
Краеведческий музей расположен неподалёку от Музея колоколов – нужно лишь немного пройти в сторону Вознесенского собора, обойти его слева и увидеть красивый особняк купца Алянчикова. Именно в этом доме расположен местный краеведческий музей. В свое время купцы Алянчиковы были одними из самых богатых людей города, и это, конечно же, чувствуется.
До революции в этом доме на первом этаже располагались лавки и помещения, сдававшиеся в наём, на второй – просторные залы, которые так же сдавались для проведения различных мероприятий, а на третьем этаже — жила сама купеческая семья.
Обзорная экскурсия по залам музея очень интересна и подробна. Она рассказывает обо всех без исключения исторических эпохах, начиная с того далёкого времени, когда Касимов ещё был Городцом Мещёрским.
Краеведческий музей
В коллекциях музея представлены археологические находки, найденные на раскопках в Касимове, предметы утвари различных времён. Несколько витрин посвящены специально Касимовскому ханству.
Можно узнать, как одевались русские крестьяне, купцы, дворяне а как – касимовские татары, которые постепенно тоже обрусели.
Отдельные залы рассказывают о советской эпохе: революции, гражданской и Великой Отечественной войнах, героях-земляках; о товарах, которые выпускались на предприятиях Касимова.
В Касимовском краеведческом музее находится действующий туристический центр, дающий консультации о достопримечательностях города.
Адрес: пл. Соборная, д. 7/8.
Музей «Русский самовар»
Тут хранится уникальная коллекция более чем пятисот оригинальных самоваров различных эпох. К примеру, здесь имеется изготовленный специально для Николая Второго, последнего царя России, самовар, украшенный пуантами, но не подаренный, поскольку обществу стал известен роман монарха с балериной. Прогуливаться по комнатам этого учреждения можно часами. Чтобы тщательно изучить каждый экземпляр, не хватит и недели.
Касимов — очень гостеприимный город, поэтому посетители музея могут отдохнуть в чайной комнате, попробовав горячий напиток из настоящего самовара и со вкусными сладостями. Кроме того, имеется возможность заказать сытный обед для группы туристов по лояльной цене.
Развлечения для туристов с детьми
Любознательным детям в Касимове могут понравиться музеи и усыпальницы, а более активным — конный двор и озеро. А ещё ребёнка можно сводить в музей колоколов.
Музей колоколов
Касимовский музей колоколов был открыт в 2014 году. В музее есть 3 основных сектора. Среди экспонатов — корабельные, церковные и другие виды колоколов — всего около 1500 экспонатов. Основная экспозиция представлена музыкальными инструментами Силкова. Этот почётный житель собрал огромную коллекцию русских, древнекитайских итальянских кампанов и других колоколов.
Практическая информация:
Главный замысел — дать людям возможность услышать множество колокольных голосов, начиная от заснеженной деревенской дороги и заканчивая заморскими морскими путешествиями
Исторические факты
Точных данных об авторстве Ханской мечети в Касимове пока нет. По одним версиям, мечеть в 15 веке построил правитель Касимовского ханства царевич Касим, по другим, мечеть была воздвигнута в середине 16 века ханом Шах-Али. Кроме этого, есть версия, что они оба причастны к строительству: при хане Шах-Али просто перестроили первую мечеть царевича Касима. Утверждать с уверенностью можно лишь одно: от старинного здания сохранился только минарет, а сама мечеть была разобрана по велению Петра I, который, как гласят предания, проплывая по Оке мимо мечети, принял её за церковь и перекрестился. Осознав оплошность, царь разгневался и велел убрать ордынский храм с глаз долой.
Екатерина II слыла мудрой правительницей и согласилась на восстановление мечети на том же фундаменте. В конце 18 века была построена каменная одноэтажная мечеть с четырехскатной крышей, а в начале 19 века здание надстроили вторым этажом, выполненным из кирпича, внутренние помещения отделали мрамором. В таком виде Ханская мечеть сохранилась до наших дней.
Мечеть в 20 веке
В 1938 г. в Ханской мечети открылся небольшой краеведческий музей, экспонаты которого раскрывают посетителям тайны загадочной восточной жизни и помогают, насколько это возможно, приблизиться к чужой культуре. Здесь хранятся старинные украшения, газеты, книги на старотатарском языке, предметы одежды и быта, религиозная атрибутика.
Ханская мечеть в Касимове
Второй этаж отдан для молитвенного зала, его интерьер, характерный для начала 20 века, сохранился до наших дней. Изредка в этой мечети происходят встречи касимовских мусульман, однако чаще всего они собираются в другой, «новой» мечети, построенной в 1906 г.
При выходе из мечети обратите внимание на скульптуру, которая подпирает ограду в сквере. Скульптура изображает хана, сидящего с чашей
Откуда она здесь появилась, не знает никто, но в народе прижилась легенда, что это и есть царевич Касим.
В ноябре 2013 г. состоялась торжественная передача мечети во владение Духовного управления мусульман европейской части России.
Прогулка по Касимову
После посещения музеев решили немного прогуляться по городу. Начали мы с улицы Советской, где оставили машину. Небольшая улочка, которая сохранила историческую застройку небольшими двух – трёх этажными домиками. На самой улице встречаются такие красивые здания (Советская 17 к.2). А как Вам вот такой вид (угловое здание – Советская 7, Дом купца Смирнова)? За что нужно отдать улице Советской, так это за то, что в отличии от остального Касимова, она чистая и хоть как-то отреставрирована. Ну а мы идем к главному храму Касимова – Собору Вознесения Господня (Советская/Соборная пл.). Храм возведён во второй половине XIX века по проекту Воронихина в псевдорусском стиле. Колокольня при храме была разобрана, но сам храм всё равно выглядит очень нарядно. С Соборной площади видны большинство достопримечательностей Касимова. На этой же площади стоит Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Вот отреставрировать её, тогда не было бы такого удручающего ощущения разрушающейся красоты. Если спуститься чуть ниже, то увидим Касимовские торговые ряды. Только находятся они так же в очень плачевном состоянии. Будем надеяться, что реставрация продолжится и принесёт свои плоды.
Рядом с торговыми рядами стоит дом купцов Алянчиковых, который на фоне остальной разрухи выглядит “бодрячком”, но это касается только половины дома занятой музеем.
Чуть ниже Соборной площади расположена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (ул.Советская, д.13а), небольшая, беленькая. Слава Богу, хоть что-то в Касимове выглядит не разрушенным. Спускаемся на Набережную к Оке. Если честно, удручающее зрелище: вдоль начавшейся разрушаться лестницы стоят разваливающиеся дома, из них более-менее ухожены только здание ГАИ и Вневедомственной охраны. Становится не по себе. На Оке устроена смотровая площадка, но её уже тоже потрепало время. А вид на Оку закрывают горы мусора. Еле-еле нашла точку, чтобы их не снять.
Немного проходим вперёд, чтобы запечатлеть вот такие дорожные столбы, которые диссонируют своей белизной с окружающей действительностью.
Вдали видится церквушка. Несмотря на то, что на Набережной располагается достаточно много архитектурных памятников, гулять здесь как-то не хочется. Решаем идти к круглой башне минарета (ул. Победы, 9), сохранившегося с XV века. Путь пролегает мимо Краеведческого музея, а минарет не дает сбиться с пути.
Раньше в минарете так же располагался филиал музея, но недавно мечеть (построена по именному указу Екатерины II в 1768 году) и минарет переданы татарской общине, самое смешное, что службы там не идут, но и туристов на территорию не пускают. Грустно, я не против возрождения веры, но не надо рушить тот культурный слой, который создавали музеи.
Рядом сидит грустный хан, наверное Касым. Рядом с мечетью сохранилась текие (мавзолей) Шах-али-Хана XVI века.
Обратно возвращаемся той же зелёной дорожкой, петляющей по холмам. Вроде бы должно быть красиво, но нет, берега ручейка устилают не в один слой пакеты с мусором, грустное зрелище хамского отношения к окружающему миру. Заглядываем на боковую улочку, здесь сохранилось здание Женской гимназии, построенное архитектором Гагиным, сейчас здесь располагается школа № 1 (переулок Школьный, дом 1) А рядом находится бывшее здание Духовного училища, того же архитектора. Ну а мы вернулись на Соборную площадь к машине, чтобы ехать домой.
Православные храмы и церкви
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Адрес – пл. Соборная, 1а.
Нынешнее каменное здание этой церкви Касимова было выстроено в 1775 г. До революции здесь размещалась чудотворная икона Успения Богородицы. В 1934 г. храм закрыли и с 1936 г. использовали в качестве библиотеки, а с 1939 г. – как склад. В 1990-е приход возвратили верующим.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
Адрес – пл. Соборная, 13а.
Благовещенская церковь была создана в 1740 г., касимовцы считают именно ее наиболее красивым религиозным сооружением города. В советское время богослужения здесь не проводились. Храм Благовещения был возвращен верующим в 1994 г.
Церковь Николая Чудотворца
Адрес – пл. Никольская, 11а.
Она была возведена в 1705 г. и сохранилась до настоящего времени. С 1943 по 1990 гг. Никольский храм был единственным действующим православным приходом Касимова. С дореволюционных времен в нем остался резной позолоченный иконостас 18 века, а еще здесь находятся 5 икон с частичками святых мощей.
Церковь Троицы Живоначальной
Адрес – ул. Свердлова, 1б.
Храм этот построен в 1753 г., а в 1772 г. к нему была подстроена каменная восьмигранная колокольня. Троицкая церковь выстроена по архитектурному плану под названием «восьмерик на четверике». В 1938 г. ее закрыли, разместив тут сначала склад, а потом мастерскую по реставрационным работам. В 2002 г. храм вновь стал использоваться по своему религиозному назначению.
Храм Богоявления Господня
Адрес – ул. Октябрьская, 8а.
Богоявленская (Георгиевская) церковь считается первым каменным храмом в Касимове. Она была построена ещё в 1700 г. в бывшей Пушкарской слободе. Архитектурный стиль исполнения – барокко. В советское время здесь размещался склад кожсырья, а в 1995 г. церковь открыла свои двери для верующих.
Церковь Ильи Пророка
Адрес – ул. Окская.
Каменный храм этот начал строиться в 1811 г. по инициативе купца Дмитрия Семёновича Какушкина. Возведение завершилось в 1848 г., а в 1866 г. у прихода появилась колокольня. В 1929 г. Ильинская церковь оказалась закрыта и в советское время здание никак не использовалось. В 2002 г. было начато проведение реставрационных работ, а уже в 2003 г. церковные двери были открыты для верующих. Сегодня Храм Ильи Пророка является не просто православной достопримечательностью Касимова, но и памятником культуры федерального значения.
История храма
Согласно историческим документам, там, где теперь находится Никольская церковь, с XIV века располагалась касимовская крепость, которая защищала город от врагов. В XVII столетии здесь появился Никольский мужской монастырь, и в нем был небольшой деревянный храм, посвященный Николаю Святителю. Сохранились сведения, что при храме было кладбище, а это значит он мог иметь более древнюю историю.
Никольская церковь с высоты птичьего полёта
Со временем часть города, лежавшую к северу от Никольского оврага, стали именовать Новым посадом. На ней предпочитали селиться русские, в то время как земли с противоположной стороны оврага исторически занимали татары.
В 1703 году житель посада Яков Петрович Яцков предложил возвести для монастыря новый храм из камня. Потребность в каменном строительстве возникла из-за сильных пожаров, которые время от времени уничтожали деревянные церкви и дома горожан.
Вид церкви с Пионерского переулка
Разрешительную грамоту на строительство подписал соратник Петра I — митрополит Рязанский и Муромский Стефан. Когда храмовое здание было готово, придел в нем освятили в память Иоанна Воина. Роль монастырского храма новая церковь играла до 1778 года, пока Никольская обитель окончательно не разорилась. После этого храм Николая Чудотворца стал приходским.
В 60-е годы XIX века церковь реконструировали, добавив к ней с юга и севера два придела. От этого храмовый комплекс потерял былую стройность и стал выглядеть довольно грузно. Переделки коснулись не только Никольского храма. Многие православные церкви в Касимове и Рязанской губернии испортили приземистыми боковыми пристройками.
Вид церкви с Никольской площади
Никольский храм оставался единственным в Касимове, который не закрывали в годы советской власти. Однако, во время экспроприации церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья из него изъяли всю богослужебную утварь и серебряные ризы с икон. В суровое военное время церковные службы в храме были ненадолго прекращены. С 1944 года Никольская церковь стала играть роль кафедрального храма местной епархии, и до 1990 года это была единственная действующая церковь Касимова.
Музей «Русский самовар»
Частный музей, основанный в 2007 году, расположен в самом центре города. Его экспозиции очень интересно сравнить со знаменитым Тульским.
Касимовский музей сразу же встречает стройными шеренгами «разнокалиберных» самоваров: от самых маленьких «эгоистов» на три стакана до огромных трактирных «баков», которые всегда поддерживались в горячем виде, потому что растопить их «с нуля» было очень сложно.
Помимо всего прочего, есть много экспонатов с историей: самовар из номера гостиницы, в которой повесился или был убит Сергей Есенин; самовар со станции Сибирской железной дороги, который ездил в поезде Колчака; самовар-подарок Екатерины II её незаконному сыну графу Бобринскому; самовар «Спутник Земли» – подарок Брежневу; самовар с балетными пуантами на ручках, который делали в подарок Николаю II, зная о его страсти к балету. Но не подарили: прошёл слух о романе царя с известной балериной.
Музей «Русский самовар»
В музее представлены самовары самых разнообразных форм: в виде рюмки, каскада, жёлудя, кубка, шишки, паровоза и т.д. Много самоваров, выполненных во всевозможных восточных мотивах.
Представлены образцы фарфоровой посуды. В их числе – чайная чашечка, которой целых 300 лет. Также есть коллекция старинных монет, граммофон, уникальное венецианское зеркало, которое не потемнело от времени.
В целом, Касимовский музей самоваров обладает очень большой коллекцией, которая даже может поспорить с тульской.
Адрес: ул. Советская, 4.
Набережная в Касимове
Закончив с осмотром парка и площади, можно пройти к набережной, спустившись по улице Рязанский Спуск.
Судя по фотографиям из сети, еще несколько лет назад он был цел, но уже скоро из него зимой можно будет сделать ледяную горку со спуском в выхухлевское царство. Некоторые местные жители уже сейчас предпочитают спускаться по проезжей части.
Но мучения того стоят. Перед нами самая красивая часть города — набережная Оки.
Главная ее достопримечательность — Петровская застава, названная в честь Петра I. Именно через этот въезд Великий царь всея Руси прибыл сюда водным путем. Во времена Петра I застава служила охранной точкой и ограждением города.
Ладья, украшающая набережную — символ города и отражение главного его достоинства.
Набережная, как и центр Касимова, также располагает интересной архитектурой. Вот, например, архитектурный памятник федерального значения — Дом Баркова (начало XIX в.) в стиле ампир. Известно, что в этом доме были комнаты, специально обустроенные для отдыха будущего императора Александра II, который посещал Касимов, путешествуя по России в 1837 году. Парадный зал был отделан под мрамор.
А вот здание в более классическом стиле — Дом Шемякиных. В этом ярком особняке сейчас расположена нотариальная контора.
Вообще, городская застройка Касимов впечатляет. Даже на набережной сохранилось обилие старых особняков, и все, как на подбор, красивые и интересные.
Кстати, Касимов располагает речным портом, который является главными туристическими воротами города, поскольку частенько принимает гостей популярных речных круизов. На Оке нами было замечено множество судов и лодок, в Муроме редко такое увидишь.
А вот вид на мост через Оку.
Рыбацкие гаражи разбросаны по всему берегу реки.
Вот и закончилось наше путешествие по городу. К сожалению, сегодня до татарского Касимова мы не дошли. Интерес представляет соборная ханская мечеть, музей который там расположен, Текие Шах-Али-хана, Текие Авган-Мухаммед-султана, подземелье текие, въездной знак в Касимов на татарском языке и мемориал победы, расположенный в татарском квартале. Оставим это до следующей экскурсии по городу.
Как добраться
Адрес: г. Касимов, площадь Победы, 9.
Телефон: +7 (49-131) 2-20-61.
Чтобы на электропоезде из Москвы добраться до Касимова, придется сделать промежуточную пересадку в Рязани. Туристам из Рязани в этом плане несколько проще. Каждый день в 6:55 от рязанского железнодорожного вокзала отправляется электричка «Рязань-1 — Пичкиряево», выходим на станции «Шилово» и в 9:55 пересаживаемся на дизель до Касимова. Кроме этого, вы можете воспользоваться вечерними поездами: в 19:10 из Рязани отправляется электричка «Рязань-1 — Сасово», также выходим на станции «Шилово», откуда в 21:35 вас заберет дизель до Касимова (прибытие в 23:54).
Центр Касимова — Улица Советская
Для нас интерес представляет, в первую очередь, исторический центр Касимова и его достопримечательности. Приехав на автовокзал, достаточно пройти 1,5 километра по Советской улице по направлению к Оке, чтобы добраться до цели.
Улица Советская
Можно, конечно, доехать сюда на автобусе, но, думаю, не стоит отказывать себе в удовольствии от пешеходной экскурсии по главной улице Касимова.
Касимов. Остановка и общественный транспорт.
Итак, мы дошли до Советская 27, с этого момента и начинается настоящий исторический центр Касимова.
Касимов. Вид на центр города
По левую сторону можно увидеть памятник воинам, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах.
Фонтаны, на мой взгляд, не очень уместны рядом с таким мемориалом.
Осмотрев памятник, можно повернуть направо. Здесь расположился мемориал героям-касимовцам.
Касимов. Монумент героям
С правой стороны Советская улица пересекается с ул. 50 лет ВЛКСМ. На самом деле это очень уютное местечко.
Если подойти поближе к этому деревянному дому. то можно увидеть насколько печально его состояние.
В Касимове впору сделать музей «Русская разруха», и это здание, пожалуй, будет его главной достопримечательностью.
Другой экспонат музея — пример естественного вертикального озеленения балконов. Мэру на заметку — издалека смотрится красиво и это можно сделать визитной карточкой города.
В музее также будут присутствовать образцы дворового искусства в антураже разноцветных покрышек.
Немного дальше — небольшой сквер с памятником Пушкина
Обратите внимание на оригинальные извилистые клумбы. Если в них еще цветы посадить, то будет прекрасное украшение парка
Так что, для нашего «Музея разрухи» они не подходят.
За сквером на площади Пушкина находится здание Газпрома. На фоне разрушенных деревянных домов, оно смотрится современно, но думаю, что главный архитектор Касимова перевернется в гробу, если увидит такое.
Вернемся на Советскую улицу. Она тянется через весь город и заканчивается на его северо-восточной окраине. Облик центральной улицы Касимова сложился 100 – 150 лет назад, среди архитектурных стилей здесь преобладает ампир и классицизм, главный архитектор зданий — Гагин Иван Сергеевич.
Надо сказать, что в историческом центре крошечного Касимова состояние домов лучше, чем в почти-областном Арзамасе. Может потому, что это и современный центр города тоже. Особенно хорошо выглядит здание Касимовского нефтегазового колледжа.
Вообще, если не читать табличку с названием, то можно подумать, что это здание администрации. Правда балкончик без вертикального озеленения.
У некоторых зданий в центре очень красивые фронтоны.
Интересно и архитектурное обрамление входа в здание.
Творцом большинства архитектурных памятников исторического центра Касимова является местный энтузиаст-самоучка И.С. Гагин. Посмотрите, какая красота.
Архитектурный памятник в центре Касимова (Гагин)
А к этому дому сделали пристройку. На фоне старых архитектурных памятников, выглядит, как минимум, нелепо и явно портит общий исторический облик Касимова, сохранившийся с XIX века.
Как и в любом другом городе, в центре самые популярные магазины — ювелирные. Красиво вход оформили.
Но вернемся к архитектуре города. Это здание Касимовского техникума водного транспорта, ранее — Дом купца Смирнова. Местонахождение города на большой реке наверняка располагает местных жителей к мечтам о далеких морских странствиях. Вот тут-то и приходит на помощь техникум водного транспорта. Сейчас это учебное заведение имеет статус областного и готовит специалистов для Московского речного пароходства.
Прямо по центру Советской улицы красуется собор Вознесения Господня, построенный между 1854 и 1862 годом на средства богатых горожан по проекту рязанского архитектора Николая Ивановича Воронихина. Первоначально, на этом месте стояла деревянная церковь, которая, до наших дней не дожила.
Собор Вознесения Господня в Касимове
Касимов: вид на город со смотровой площадки минарета, мечеть и Текие Шах-Али хана
Предлагаю вашему вниманию еще один красивый вид на Касимов. И хочу с радостью отметить, что, судя по вашей положительной реакции, этот исторический город вызывает интерес среди читателей и выглядит весьма «свежо» на фоне кадров из более популярных исторических городов. Одной из самых значимых и необычных достопримечательностей Касимова является Ханская мечеть или Касим-хана. Ее архитектурный облик формировался на протяжении нескольких веков. Самым старинных архитектурным элементом Ханской мечети является ее минарет, который был построен еще в 1467 году. С высоты минарета открывается прекрасный вид на город, Оку и усыпальницу Текие-Шах-Али хана. Кстати, во время нашего инвестблогтура у нас получилось попасть не только на смотровую площадку башни-минарета, но и в саму усыпальницу, куда туристов обычно не пускают. Ещё раз огромное спасибо Администрации Касимова и Министерству Туризма Рязанской области за тёплый приём . Давайте вместе еще раз полюбуемся на здешние просторы. Кстати: поднимались ли вы на смотровую площадку минарета во время визита в Касимов?
Дата фотографий : 9 декабря 2021 года. 2. Характерный полумесяц явно намекает, где находится эта смотровая площадка.
Конечно же, это Ханская мечеть.
3. Отсюда замечательно виден центр города. Успенский храм (1775 год), Вознесенский собор (1867 год), Никольская церковь (1703-1705 гг.), Троицкая церковь (1753 год).
4. Минарет является самой старой архитектурной составляющей мечети. Он был возведен еще в 1467 году.
5.
6. Направляемся к другой татарской достопримечательности города.
7. Перед вами — Текие Шах-Али-хана. Фактически, это усыпальница, в которой был похоронен касимовский хан и некоторые члены его семьи.
8. Арабская надпись над входом о собственнике и строителе здания. Вокруг надписи высечены стихи из Корана.
9. Внутрь усыпальницы туристов не пускают. Нам выдалась редкая возможность увидеть памятник изнутри.
10. Усыпальница была построена в 1556 году.
11. Внутри помещение разбито на две части: сама усыпальница и молельня.
12.
13. Фрагменты надгробных плит.
14.
15.
16.
17. Мы покидаем темное помещение усыпальницы.
18. Местный мурлыка приглашает отправиться на прогулку по городу.
19.
Добавляйте меня в друзья Мой туристический и познавательный проектhttps://usadboved.ru Мой телеграм https://t.me/usadboved Сообщество в ЖЖ по усадьбам https://russkaya-usadba.livejournal.com Социальные сети моих проектов:
Усадебный экспресс
— путешествия по всем усадьбам, которые описаны в блоге. https://www.facebook.com/usadboved/ https://vk.com/usexspress https://www.instagram.com/usadboved/
Экоэлектричка —
путешествия по паркам и заповедникам. https://www.facebook.com/ecoelectrictrain/ https://vk.com/ecoelektrichka https://www.instagram.com/ecoelectrictrain/
Промпоезд —
путешествия по промышленным объектам. https://www.facebook.com/prompoezd/ https://vk.com/prompoezd https://www.instagram.com/prompoezd/Усадебные волонтеры — субботники в усадьбах. https://www.facebook.com/groups/savingmanors/ https://vk.com/savingmanors https://www.instagram.com/saving_manors/Общество изучения русской усадьбы https://www.facebook.com/groups/oiru1/
Как добраться
Адрес: г. Касимов, площадь Победы, 9.
Телефон: +7 (49-131) 2-20-61.
Чтобы на электропоезде из Москвы добраться до Касимова, придется сделать промежуточную пересадку в Рязани. Туристам из Рязани в этом плане несколько проще. Каждый день в 6:55 от рязанского железнодорожного вокзала отправляется электричка «Рязань-1 — Пичкиряево», выходим на станции «Шилово» и в 9:55 пересаживаемся на дизель до Касимова. Кроме этого, вы можете воспользоваться вечерними поездами: в 19:10 из Рязани отправляется электричка «Рязань-1 — Сасово», также выходим на станции «Шилово», откуда в 21:35 вас заберет дизель до Касимова (прибытие в 23:54).
Слайд 6История построения этого храма весьма любопытна. Дело в том,
что еще в 1842 г., когда на рязанской кафедре был
Преосвященный Гавриил (Городков), известный своим попечением о православных храмах, граждане г. Касимова просили разрешить им распространить соборный храм: к тому времени он уже был тесен и для такого города как Касимов и «скуден», как считали горожане.По составленному тогда плану и фасаду собор надлежало расширить на восток на Соборную улицу тем самым открыть в восточной стороны «полуциркулярную площадь», что нельзя было сделать без особого Высочайшего соизволения, так как этим нарушался бы Высочайше конфирмированный план города Касимова. Губернское начальство своего разрешения не дало, а у высшего руководства просить не стало. Через 10 лет в 1852 г. граждане Касимова вновь обратились с просьбой распространить собор, только уже «не подаваясь на восток в Соборную улицу». Рязанский губернский архитектор Воронихин составил план и фасад, а крупная сумма денег до 38000 рублей ассигнациями добровольной подписки была собрана в еще 1842 г. Кстати, из этой суммы 25000 рублей было передано наследниками покойного почетного гражданина города Касимова — кавалера Михаила Абрамовича Якунчикова. Но нельзя считать, что начавшееся строительство происходило только чаянием одной этой фамилии. Многие жители города, любящие благолепие церквей, всегдашние их благодетели, отдавали свои средства на украшение соборного храма. Строительство храма началось 11 августа 1854 г.
История построения этого храма весьма любопытна. Дело в том, что еще в 1842 г., когда на рязанской кафедре был Преосвященный Гавриил (Городков), известный своим попечением о православных храмах, граждане г. Касимова просили разрешить им распространить соборный храм: к тому времени он уже был тесен и для такого города как Касимов и «скуден», как считали горожане.По составленному тогда плану и фасаду собор надлежало расширить на восток на Соборную улицу тем самым открыть в восточной стороны «полуциркулярную площадь», что нельзя было сделать без особого Высочайшего соизволения, так как этим нарушался бы Высочайше конфирмированный план города Касимова. Губернское начальство своего разрешения не дало, а у высшего руководства просить не стало. Через 10 лет в 1852 г. граждане Касимова вновь обратились с просьбой распространить собор, только уже «не подаваясь на восток в Соборную улицу». Рязанский губернский архитектор Воронихин составил план и фасад, а крупная сумма денег до 38000 рублей ассигнациями добровольной подписки была собрана в еще 1842 г. Кстати, из этой суммы 25000 рублей было передано наследниками покойного почетного гражданина города Касимова — кавалера Михаила Абрамовича Якунчикова. Но нельзя считать, что начавшееся строительство происходило только чаянием одной этой фамилии. Многие жители города, любящие благолепие церквей, всегдашние их благодетели, отдавали свои средства на украшение соборного храма. Строительство храма началось 11 августа 1854 г.
Памятники гражданской архитектуры
Здание городской управы, 1853-1860 гг. постройки, до революции принадлежало городской думе. Сейчас в этом здании на ул. Советской, 2 работает Дом детского творчества.
Здание духовного училища было построено в 1830-е годы в стиле ампир. В наше время это здание занимает школа №1. Адрес: Школьный пер., 1а.
В здании бывшей женской гимназии в Школьном переулке, 1 также находится первая школа, только другой её корпус.
Детская музыкальная школа занимает здание бывшего купеческого дома богатой семьи Слетовых, постройки первой половины XIX века. Адрес: ул. Губарева, 2.
Дом Салазкина
Дом Золотова стоит на Базарной части Соборной площади. В середине XIX века Аким Золотов открыл на первом этаже своего дома трактир. Конкуренция среди таких заведений в центре города была высокой. Но предприимчивый купец для привлечения клиентов придумал устроить в своём трактире избу-читальню. Кто-то из служащих, а иногда и сам хозяин, вслух читали газеты посетителям. Эта особенность золотовского трактира имела успех у посетителей.
Строительство Торговых рядов города Касимова, произведённое в начале XIX века, полностью финансировали местные купцы. Они стали прекрасным образцом гражданской архитектуры в стиле ампир.
Дом Скорняковых является самым старым гражданским зданием архитектурного ансамбля касимовской Соборной площади. Оно было построено в конце XVIII века. Часто это здание называли Воеводским домом. Владельцев у него было много – Губаревы, Виноградовы, Львовы. Первым владельцем был дворянин Скорняков. Сейчас в этом здании жилой многоквартирный дом.
Торговые ряды
Интересно выглядит здание на Советской, 18 – это техническое училище, а ныне –нефтегазовый колледж. Оно появилось в Касимове в 1900 году. Другой красивый дом на Советской известен как дом Смирнова.
Угловой дом, который стоит на пересечении улиц Советской и Карла Маркса, до революции принадлежал купцу Салазкину.
На улице Карла Маркса, 18 есть ещё одна оригинальная достопримечательность Касимова – татарская лавка. Таких в Касимове сохранилось несколько. Это одноэтажные каменные строения, которым по 150-200 лет.