Руанский собор

Франция: Нормандия, Руан

Достопримечательность старого Руана – городские часы на Rue de Gros Horloge (улице Больших Часов), ведущей от старой рыночной площади к собору. Часы с одной стрелкой – в древности не заботились о минутной точности

По дороге в Руан

Дорога из Парижа в Нормандию

Нормандия — «земля викингов» — название восходит к прошлому Франции, которое связано со скандинавскими завоевателями

Руан (Rouen)

Руан — историческая столица Нормандии. Notre-Dame de Rouen, собор Нотр-Дам (собор Богоматери) – колыбель французской готики. Каменную бязь готики гордо демонстрируют и другие соборы города.

Руан — столица французского фахверка, потрясающих архитектурных шедевров. Начиная с XII века, городские церкви украшали витражи. Руан – город-порт. Традиционны: красильное, ювелирное и фаянсовое производство. Славится кальвадосом, яблочным сидром, остро пахнущими сырами

Фрагмент западного портала Руанского собора

Клод Моне написал пятьдесят видов западного портала, величественного готического фасада Руанского Собора Богоматери, — каким он бывает в пасмурную и солнечную погоду, утром и вечером. Полотна получили прописку в разных странах мира, и только пять из них остались во Франции

Своды собора, высота — 51 м.

Витражи — несметное богатство Руана

«Все дороги ведут к Храму»

За этими мрачными воротами судили Жанну д’Арк. Суд длился почти целый год, как свидетельствовали подчищенные протоколы. А так как такой временной промежуток не соответствовал скорой на расправу инквизиции, то многие французские исследователи с недоверием относятся ко всей истории легендарной Святой, сам факт сожжения до сих пор ставят под сомнение. Экскурсовод из Франции сказала: «Легенд о Жанне много, в какую хотите, в ту и верьте». 30 мая 1431 года, как написано на табличке, Жанна была признана виновной в ереси. Как еретичку, ее сожгли на костре на рыночной площади. Спустя четверть века с Жанны д’Арк сняли обвинения

Народ любит свою героиню, в Руане многие символы связаны с Жанной д’Арк. После второй мировой войны в центре площади Вью Марше, рыночной площади, построен большой современный архитектурный комплекс, включающий в себя собор Святой Жанны д’Арк. Кроме собора, в комплекс входит также крытый рынок

Форма крыши символизирует пламя костра, на котором была сожжена Орлеанская дева, Жанна д-Арк

На той же площади – стела-крест, также в память о великомученице Жанне д’Арк

В Руане сохранились фахверковые дома. Слово Fachwerk немецкого происхождения, образовавшееся от слияния двух слов Fach — «панель», «секция», и Werk — «сооружение», т.е. дословно — «секционное сооружение». Большинство дошедших до нашего времени фахверковых зданий было построено в XV веке, но в действительности фахверки появились в Европе значительно раньше.

Собственно фахверк — это каркас дома из вертикальных, горизонтальных и косо поставленных балок, обеспечивающих устойчивость конструкции даже при землетрясении. В промежутки между балками закладывают стройматериалы, при этом элементы каркаса видны снаружи. Их «боевая раскраска» образует выразительные узоры, характерные для каждой местности.

Средневековые здания — в центре Руана

В Руане взимают плату не только за полезную площадь жилья, но и за «полезную освещенность», площадь окон. Поэтому многие стекла заклеены

Особенность построек, в связи с узкими улицами, – верхние этажи нависают над нижними. Верхние этажи строились с эркерами или выступами до середины 16 века. Соответственно, чем выше этаж – тем больше внутреннее пространство жилья

Ажурные решётки на окнах и балконах

В Руане есть свой «писающий мальчик»

Еще один фонтан

Сегодня на улицах Руана

19 апреля 1944 года, во время массированной бомбардировки английской авиации, эта улица была практически разрушена. Название площади — и память, и напоминание

Нормандия в 1940 — 1944 годы была оккупирована фашистами, и все евреи были уничтожены. Уцелели лишь те немногие, которые успели принять католичество и поменять фамилии, или которых, с риском для жизни, прятали французы

После войны этой улице возвратили название, хотя евреев уже не осталось. Опять же, — и память, и напоминание

В витринах немало старины.

. и великое множество нормандского фаянса

На фоне богатых витрин

Возможностью подзаработать пользуются музыканты – через каждые 200-300 метров звучит другой мотив

Люди и манекены

Надпись на русском языке – единственная в своем роде

Для обзорных экскурсий предусмотрены разные виды транспорта

Карусели – любимый вид «транспорта» детишек

«По улицам слона зверька(?) водили»

В Руане чтут семейные устои. Скульптурная группа – символ крепкой семьи

Возвращались мы из Нормандии, освещаемые лучами закатного солнца и холодным зрачком луны

Окончание работ

По окончанию работы Клод твердо решил, что картины нельзя продавать по одиночку, серия должна продаваться разом и вся. Поэтому выставка состоялась лишь в 1895 году в галерее Дюран-Рюэля.

Автор с особым трепетом подошел к порядку расположения картин в зале, которые занимали все пространство. Так, выставка начиналась с картин в холодных серых тонах, постепенно набирая полноты света и переходом на белую гамму. Затем появлялись нотки ярких переливов. Серединой и квинтэссенцией были работы с радужными переливами и особо яркими мазками. В завершении следовала спокойная как тихая гавань, синяя гамма, которая постепенно выцветала и переводилась на небесно-голубой цвет. Желание автора не осуществилось и работы были проданы по одиночку. Сейчас картины занимают достойное место в музеях разных стран, преимущественно во Франции и США, и стали частью частных коллекциях любителей работ Клода Моне. И лишь спустя более 100 лет, в мае 1994 года часть картин была выставлена в качестве экспозиции на тему творчества Моне в Руане. Взгляды на собор Клода Моне- это не только произведения, заветные любым музеем или серьезным коллекционером искусства, но также лучшим живописным свидетельством несравненной смелости импрессионизма.

И даже сейчас работы Моне пользуются необычайным интересом у молодой публики, чего стоит акция состоявшаяся в июне 2010 года. Когда около 1250 человек собрались дабы сделать живую картину из серии «Руанский собор».

Мадонна в гроте Леонардо да Винчи

План и размеры

План собора

Неф

Размеры
внутренняя длина 136,86 м
внешняя длина 144 кв.м.
высота северного перехода 28 кв.м.
высота южного перехода 28 кв.м.
центральный шпиль общая высота шпиля 151 кв.м.
вес шпиля 8000 т
хор длина хора 34,30 м
высота хора 28 кв.м.
ширина хора 12,68 м
переходная башня высота переходной башни 51 кв.м.
фасад ширина западного фасада 61,60 м
неф ширина ступицы 24.20 м
длина ступицы 60 м
высота сводов главного прохода 28 кв.м.
высота сводов второго прохода 14 м
ширина центрального прохода 11.30 м
башня Берре высота 75 кв.м.
башня Сен-Ромен высота 82 кв.м.
трансепт ширина трансепта 24.60 кв.м.
внешняя длина трансепта 57 кв.м.
внутренняя длина трансепта 53,65 м

Собор Александра Невского

Этот собор относят к числу более современных зданий, если сравнивать его с предыдущими храмами. Здесь был использован архитектурный стиль – эклектика. Строительство велось в период 1847-1861 годов. С 1983 года здание охраняется государством как важный исторический памятник. В 1996 году Собор Александра Невского в Париже во Франции был реконструирован, но все его архитектурные особенности сохранились. Внутри храма просматривается византийский стиль, который использовался для оформления его интерьера. Иконы и фрески – результаты труда многочисленных всемирно известных художников. Данный собор также достоин вашего внимания, поэтому, будучи в Париже, включите его в экскурсионную программу.

Захоронения

Витраж в стиле ренессанс, южный трансепт

В соборе находится гробница, в которой находится сердце Ричард Львиное Сердце. Его внутренности, вероятно, были похоронены в церкви замка Шалю-Шаброль в Лимузене. Арбалетный болт был выпущен из стен замка Шалю-Шаброль, что привело к его смерти, когда рана стала зараженной. Его останки были похоронены рядом с отцом в Аббатство Фонтевро возле Шинон и Сомюр, Франция. Чучело Ричарда находится на вершине гробницы, а его имя написано на латыни сбоку.

В соборе также находится могила Ролло (Хролфр, Роу (ж) или же Роберт), одного из предков Ричарда, основателя и первого правителя княжества викингов, которое вскоре стало известно как Нормандия.

В соборе находилась черная мраморная гробница Джон Плантагенет или Джон Ланкастер, герцог Бедфорд, один из английских командиров, руководивших Жанна д’Арк суд. Его оригинальная гробница была разрушена Кальвинисты в 16 веке, но сохранилась памятная доска.

Другие захоронения включают:

  • Маурилий, норманнский архиепископ Руана (ум. 1067)
  • Поппа, жена Ролло Нормандии и мать герцога Вильгельма I
  • Вильгельм I, герцог Нормандии (также известный как Уильям Длинный меч)
  • Хью Амьенский, первый настоятель Ридингское аббатство а затем архиепископ Руанский
  • Матильда Англии (также известный как Императрица Матильда )
  • Вальтер де Кутанс, средневековый англо-нормандский епископ Линкольна и архиепископ Руана (ум. 1207)
  • Хью Амьенский (г. 1164)
  • Уильям ФитцИмпресс
  • Артур I, герцог Бретани, конкурирующий претендент на Король Джон для престола Англии, вспоминают в Руане, поскольку в последний раз о нем слышали в Руанский Замок в 1203 году в возрасте шестнадцати лет. Его судьба и место захоронения неизвестны.
  • Генрих молодой король
  • Жорж д’Амбуаз
  • Пьер де Брезе
  • Луи де Брезе, сеньор д’Ане
  • Гюстав Максимилиан Жюст де Кро-Сольр, французский кардинал, архиепископ Руанский и член Дома Крой (ум. 1844)
  • Пьер Пети де Жюльвиль (ум. 1947)
  • Жозеф-Мари Мартин, французский кардинал и архиепископ Руана (ум. 1976)

Органы

Вид на орган

Руанский собор был одним из первых соборов, в котором был установлен орган. Первый инструмент, вероятно, датируется периодом до 1380 года. Первоначально он находился в северном трансепте, а затем в 1493 году был перенесен в западную галерею. Инструмент был сильно поврежден во время шторма в 1683 году и восстановлен в 1686 году мастером органов Робертом Клико.

Главный орган

Большой орган в западной галерее, под готическим окном-розой, частично восходит к этому инструменту конца 17 века. Корпус органа был создан Джозефом Пилоном и является памятником архитектуры с 1862 года.

С течением времени различные производители органов реставрировали и работали над инструментом Клико, в основном органостроитель Жан-Батист Николя Лефевр в 18 веке и в 19 веке, после Французской революции, среди других. строители органов Клико и Мерклин, превратившие орган в симфонический инструмент. В начале 20 века инструмент был переработан мастером по изготовлению органов Джозефом Гутшенриттером и получил электрическую ветряную систему. Во время Второй мировой войны этот инструмент был полностью разрушен.

Сегодняшние органные работы производятся в мастерской органного мастера Жако-Лаверня. Он был спроектирован органистами Марселем Дюпре и Марселем Ланкетуи и открыт в 1956 году.

Орган имеет 68 остановок на четыре ручных произведения и педаль . Три ручные работы представлены в виде раздуваемых работ (экспрессив). Не положительное уже не в верхнем корпусе, но в главном корпусе. Положительный ящик пуст с 1956 года, чтобы освободить место для нового игрового стола. Стопы расположены слева и справа от руководств: с левой стороны расположены основные голоса (регистр 32 ′ — 4 ′), с правой стороны — другие партии, особенно партии , аликвоты и . Действие игры и остановки — . В 1982 году брошюра по органу была переработана. В 1992 и 1995 годах орган был .

I Positif expressif C — c 4
1. Бурдон 16 ′
2. Montre 8-я ‘
3. Flûte гармоника 8-я ‘
4-й Бурдон 8-я ‘
5. Viol 8-я ‘
Шестой Престант 4 ′
7-е Flûte douce 4 ′
8-е. Назард 2 23  ′
9. Дубликат 2 ′
10. Tierce 1 35  ′
11. Фитинги IV
12-е Cromorne 8-я ‘
13. Трубы 8-я ‘
14-е Clairon 4 ′
II Гранд Орга С — с 4
15-е Montre 16 ′
16. Бурдон 16 ′
17-е Montre 8-я ‘
18-е Flûte гармоника 8-я ‘
19-е Бурдон 8-я ‘
20-е Salicional 8-я ‘
21. Престант 4 ′
22-е Flûte octaviante 4 ′
23 Назард 2 23  ′
24. Дубликат 2 ′
25-е Tierce 1 35  ′
26 Фитинги IV
27 Тарелки III
28. Бомбардировка 16 ′
29 Трубы 8-я ‘
30-е Clairon 4 ′
III Récit expressif C — c 4
31. Quintaton 16 ′
32. диапазон 8-я ‘
33. Flûte гармоника 8-я ‘
34. Бурдон 8-я ‘
35. Viol 8-я ‘
36. Voix celeste 8-я ‘
37. Флейта 4 ′
38. Октавин 2 ′
39. Фитинги IV
40. Бомбардировка 16 ′
41. Voix humaine 8-я ‘
42. Basson-Hautbois 8-я ‘
43. Трубы 8-я ‘
44. Clairon 4 ′
тремоло
IV Bombarde expressif C — c 4
45. Бурдон 16 ′
46. диапазон 8-я ‘
47. Флейта 8-я ‘
48. Viol 8-я ‘
49. Унда Марис 8-я ‘
50 Flûte ouverte 4 ′
51. Престант 4 ′
52. Гранд-Фурнитур IV
53. Корнет V
54. Бомбардировка 16 ′
55. Трубы 8-я ‘
56. Clairon 4 ′
Педаль C — f 1
57. Субасс 32 ′
58. Флейта 16 ′
59. Субасс 16 ′
60. Флейта 8-я ‘
61. Бас 8-я ‘
62. Майор пятый 5 13  ′
63. Флейта 4 ′
64. Пятая 2 23  ′
65. Бомбардировка 32 ′
66. Бомбардировка 16 ′
67. Трубы 8-я ‘
68. Clairon 4 ′

Хор орган

Хор орган

Орган для хора был построен мастером Кавай-Коллем для Альбера Дюпре, отца органиста Марселя Дюпре, и установлен в его доме в Руане в 1896 году. Марсель Дюпре подарил этот инструмент Руанскому собору, где он с тех пор служит хоровым органом. Он имеет одиннадцать остановок на две ручные работы и педаль.

I Grand Orgue C-g 3
1. Montre 8-я ‘
2. Boudon 8-я ‘
3. Престант 4 ′
II Récit expressif C — g 3
4-й Cor de Nuit 8-я ‘
5. Дульсиан 8-я ‘
Шестой Унда Марис 8-я ‘
7-е Флейта 4 ′
8-е. Трубы 8-я ‘
9. Basson-hautbois 8-я ‘
тремоло
Педальер C — g 1
10. Субасс 16 ′
11. Basson 16 ′
  • Сцепление: II / I, I / P, II / P
  • Игровые пособия: Appel et renvoi No. 1 и 3, Appel No. 8, Appel No. 11

Краткое описание

Руанский собор во Франции или, как его еще называют, Собор Руанской Богоматери (Cathedrale Notre-Dame de Rouen), располагается в одноименном французском городе и является национальным памятником наследия страны.

Руанский кафедральный собор считается самым высоким храмом во всей Франции и представляет собой настоящий шедевр готического архитектурного стиля, слава о котором распространилась во всех уголках мира. Интересно будет узнать, что город Руан называют «Городом ста Шпилей», из-за огромного количества высоких и красивых зданий с многочисленными шпилями, которые возвышаются в этом городе. Однако самым высоким собором Франции, который увековечен в картинах известнейшего художника Клода Моне, признан именно Руанский кафедральный собор высотой в 151 метр.

Вид на северо-западный фасад собора

Стоит заметить, что согласно историческим документам, на месте современного Руанского собора еще за 1000 лет до основания его самой древнейшей части, существовали христианские храмы. Археологам в результате кропотливых исследований удалось найти остатки некогда возвышавшейся здесь базилики. По их предположениям, дата возведения древнейшего храма относится к IV веку. Как считают историки, по всей вероятности, строительство древнейшего храма происходило в то время, когда первый руанский епископ Меллон пришел в эти края (260-е года) и стал проповедовать христианство.

Эдуард IV

Первый король Англии из династии Йорков родился в Руане в 1442 году. Он захватил английский престол в ходе Войны Алой и Белой розы в 18-летнем возрасте, возглавив партию Белой розы. В 1470 году граф Уорик и герцог Кларенс (младший брат Эдуарда IV) вернули на престол Генриха VI, до этого бедавшего из страны вместе со своей женой. Теперь Эдуард IV был вынужден бежать в Бургундию, но вернулся год спустя. Эдуард IV мирно царствовал вплоть до своей кончины, последовавшей неожиданно для всех 9 апреля 1483 года, после чего королём на короткое время стал его сын Эдуард V. Это один из двух королей Йорской династии, умерший своей смертью.

Месторасположение храма

Фактический адрес собора: Place du Cardinal Luçon, 51100 Реймс, Франция. Старинный населенный пункт департамента Марна находится на пересечении важных транспортных узлов. Один из них ведет из политического центра Пятой Республики в столицу Евросоюза Страсбург. Через город проходят главные магистрали направления Северное — Средиземное море. Реймс находится недалеко от крупных городов государства и других европейских мегаполисов. Желающий доехать сюда, может это сделать практически из любой точки Старого Света.

Реймсский собор находится в относительной близости от следующих ориентиров в этом регионе (в силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов):

  • Дворец То и Музей собора;
  • Реймсский музей изящных искусств;
  • Дворец-музей Верже;
  • Церковь Сен-Жак;
  • Марсовы Ворота;
  • Иезуитский колледж;
  • Музей капитуляции;
  • Автомобильный музей.

Как добраться

Поезд Париж-Реймс расстояние в 147 километров преодолевает примерно за 40-50 минут. Составы уходят с Восточного вокзала французской столицы. Это самый удобный и простой способ. Между городами налажено и автобусное сообщение. Кроме того, всегда можно доехать до нужного места на автомобиле: автодороги A4/E50, A26/E17, A34/E46.

С учетом загруженности дорог и стоимости проезда на платных шоссе самым оптимальным вариантом остается железнодорожный транспорт. Поезда соединяют Реймс с Германией, Бельгией и другими ближайшими странами.

Поездка на Европейском восточном скором поезде занимает от одного до нескольких часов:

  • 45 мин. от Парижа;
  • 1 час 25 мин. от Лилля;
  • 1 час 55 мин. от Страсбурга;
  • 2 часа 10 мин. от Брюсселя;
  • 3 часа 15 мин. от Нанта и Ренна;
  • 4 часа 25 мин. от Бордо.

Музей железных изделий Сек-де-Турнеля


Музей железных изделий Сек-де-Турнеля. | Фото: putneymark / Flickr.

Этот по-настоящему увлекательный музей является домом для одной из лучших в мире коллекций кованого железа. Он представляет собой удивительное зрелище, демонстрирующее исключительные навыки доиндустриальных железных и слесарных мастерских, в великолепной обстановке на двух этажах, в бывшей церкви XVI века.

Здесь вы найдете все, от изысканных перочинных ножей до свечей, кроватей, укрепленных сундуков, канделябров, миниатюрных пистолетов и замысловатых ключей.

Адрес: Musée Le Secq des Tournelles, Rue Jacques Villon, Руан, Франция.

Руанский собор

1894, Собор в Руане в солнце,
Музей Орсе, Париж, Франция.

«Руанский собор» — серия из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х годах.

Первые картины цикла художник начал писать в феврале 1892 года во время своего первого пребывания в Руане. Моне арендовал апартаменты возле собора, где для работы оборудовал временную студию. Большинство полотен создано художником в 1892 и 1893 годах, дорабатывал он картины в 1894 году. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1895 года была организована персональная выставка для цикла «соборов», и еще до окончания выставки было продано восемь картин. «Соборы» вызвали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро приняли их с энтузиазмом, а Клемансо написал статью «Революция соборов». Моне хотел, чтобы оставшиеся двадцать картин серии продавались не по одной, а всей серией, — при том, что каждая из них оценивалась в 15 000 франков. Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам, и сегодня они хранятся в музеях Франции, Соединенных Штатов и России.

Когда Моне создавал цикл Руанских Соборов, он уже давно увлечен темой выразительной передачи различий света в разное время дня и года, и тем как атмосферные условия изменяются. Для Моне эффекты света стали столь же важными как и изображаемый предмет

Его предыдущие серии, в которых он также изображал различные виды на один и тот же объект при различных условиях освещения, — попытка иллюстрировать важность света в нашем восприятии темы в данном времени и месте. Цикл «Соборы» не был для Моне первым циклом полотен одной темы, но он был самым исчерпывающим

В предыдущих своих экспериментах со светом художник изображал пейзажи. Собор позволил ему выделить парадокс между на вид постоянной, твердой, структурой и изменяющимся легко играющим с нашим восприятием светом. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.

Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. Он понял, что изображение ускользающего света, из-за его изменяющейся природы и чрезвычайной тонкости, почти невозможная вещь. Он решил сначала быстро захватить сущность, заканчивая эскиз позднее и комбинируя с запомнившимся изображением. С течением времени Моне наносил на полотно с каждым разом все более толстый слой краски, выделение отдельных цветов менее заметно, чем в начале его творчества. Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине. У Моне тень становилась цветом, а цвет — игрой света.

Самые известные картины цикла «Руанский собор»

Картины цикла «Руанский собор» (создан около 1892-1894 гг.) нельзя разделить на более, или менее известные – все они равноценны и являются составными частями единой идеи

Художник создавал эти картины, чтобы доказать важность для изобразительного искусства такого фактора, как время. Клод Моне считал наиболее важным показать не сам Руанский собор, а изменения цветовых оттенков и освещения, которые он претерпевает в разное время суток и погодные условия

Туманная погода

Одна из первых работ цикла, написанная в 1892 г. На ней Руанский собор изображен в пасмурную погоду, причем угол зрения практически не отклонен от центра, хорошо виден главный вход, по углам можно заметить два шпиля. Клод Моне воссоздал храм на этом холсте в голубовато-серой гамме, синеватое небо сливается с сине-фиолетовым тоном шпилей. Жанр картины – пейзаж, размер — 70×48, находится она в Музее Орзе.

Солнечный свет

Эта работа, созданная в 1894 г., представляет Руанский собор в ярком солнечном свете – скорее всего, в полуденный час. На холсте Клод Моне играет на контрастах – лазурно-синее небо, песочно-бежевые стены и темно-коричневые тени в углублениях. Картина позволяет рассмотреть храм яснее, чем другие холсты серии. Здесь ярче всего видны и блики света, которые Клод Моне отразил на освещенных полуденными лучами башнях. Угол зрения развернут к солнечной стороне. Размер картины – 99,7×65,7. Хранится полотно в Метрополитене.

Башня Албан. Плохая погода

Одно из самых мрачных произведений серии «Руанский собор». Тяжелые тучи, сине-серая с фиолетовым оттенком гамма, преобладание темных тонов передают унылую, и даже угрожающую атмосферу храма в ненастье. Еще одна особенность картины – короткие мазки, не характерные для цикла в целом. Мрачность композиции усиливает стая черных птиц, пролетающая над башней. Размеры картины — 102×74. Выставляется она в Музее изящных искусств в том же городе, где была написана.

Руанский собор Утро. Гармония голубого

Точный год создания картины не установлен. На ней Клод Моне передал нежные оттенки золотисто-голубого, которыми переливается Руанский собор в рассветные часы. Светлые, жизнерадостные цвета картины делают ее одной из самых ярких в цикле. Полотно действительно отличается редкой гармонией и мягкостью цветовых переходов, на нем практически нет контрастов. Размеры холста «Руанский собор. Гармония голубого» — 91×63. Находится произведение в музее Орзе.

Гармония белого

Композиция этой картины, в отличие от большинства остальных из цикла, включает не только Руанский собор, но и часть соседнего здания – в нижнем левом углу. Написано произведение «Руанский собор. Гармония белого» в 1893 г. Сама церковь на полотне утопает в голубовато-сером тумане. Скорее всего, Клод Моне писал эту работу в сумерках. Из белесого сумрака вырывается только центральная часть храма и крыша с трубой на соседнем строении. Размер холста — 106×73., хранится полотно в музее Орзе.

Клод Моне

Знаменитый французский живописец, один из основоположников импрессионизма, Клод Моне жил в Руане с 1892 по 1895 годы. Здесь он нарисовал свою знаменитую серию картин, состоящую из 50 полотен с видами Руанского собора практически с одной точки зрения, при разном освещении и времени года. На всех полотнах изображен западный фасад собора, только центральный вход. Не видно ни башен, ни колокольни. Меняется только свет и цвет. Именно воздействие освещения на наше восприятие хотел показать художник, иллюзорность реальности. Для этого Моне собирался выставить все картины сразу. Такая экспозиция была организована в 1895 году в галерее Дюран-Рюэля, где было представлено 20 полотен с изображениями Руанского собора, развешанные в своответствии с измнением освещенности, как и задумал Моне. Выставка имела большой успех, но была единственной для этой серии картин. Несмотря на старания друга художника Жоржа Клемансо, впоследствии ставшего премьер-министром Франции, государство отказалось от покупки всей серии. В результате картины были распроданы поодиночке и разошлись по разным странам.

До переезда в Руан Клод Моне долгое время жил в деревеньке Живерни, в пригороде Руана. Художник часто бывал в Руане, делая наброски картин, многие из которых завершал уже в своей мастерской в Живерни.

Руанский собор на серии полотен Клода Моне

Вечерний собор

«Руанский Собор» Моне – ярчайший пример импрессионизма. В картинах, написанных во второй половине дня, ближе к вечеру, гораздо больше грусти, чем в других. Моне использует красноватые и медные оттенки для изображения вечерних этюдов собора. Иногда присутствуют оттенки только одного цвета: красного, синего или коричневого, охристого.

Гармония в коричневых тонах – мрачное изображение собора «против света». Все детали сооружения находятся в тени и полутени, а на заднем плане выделяется светло-жёлтое яркое небо. Контрасты картины и одновременное сочетание всех оттенков приводит в восторг.

Месторасположение церкви

Руан причислен к списку городов искусства и истории Министерством культуры Франции. Хотя многие архитектурные памятники пострадали во время Второй мировой войны, большая часть исторических построек сохранилась.

Кафедральный собор Руана находится на Соборной площади города. Добраться до него можно трамваем М — остановка Théâtre des Arts. Прямо напротив храма находится туристический офис, в здании которого в XIX веке располагалось кафе. Из его окон Клод Моне (14 ноября 1840 — 5 декабря 1926) любовался величественным зданием и делал зарисовки к картинам своей знаменитой серии. Импрессионист рисовал Руан в течение всего последнего десятилетия XIX века и более чем на тридцати полотнах отразил в цвете облик храма в разное время года и суток.

Далее можно пройти по улице Больших часов к Рыночной площади, на которой в XIV веке была казнена Жанна д’Арк. Улица предназначена только для пешеходов и считается старейшим проспектом города. На туристов производят впечатление фахверковые дома и большие астрономические часы на арке XVI века.

Руан входит в пятерку французских городов по древности исторического наследия. Стендаль называл его «Афинами готического стиля».

Монолитная церковь Сен-Жан

Город Обтер-сюр-Дрон — небольшой и живописный, с традиционной архитектурой и причудливыми домами. Но самая невероятная достопримечательность города находится под землей. Это монолитная церковь Сен-Жан, почти полностью вырезанная из известняка. Построена она была в VII веке, а значительно расширена в XII веке. Церковь имеет сводчатый неф, бассейн для крещения и десятки древних захоронений. Хотя это далеко не традиционная французская церковь, она действительно уникальна и единственная в своем роде.

Фото: By Lamiot (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Фото: By Lamiot (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Фото: By Lamiot (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Архитектура и убранство сооружения

Нотр-Дам де Руан представляет собой уникальный памятник архитектуры, в облике которого отразились этапы становления канонов готического искусства.

Внешний вид

Поражают своим величием три входа в храм. Убранство каждого подчинено определенному библейскому сюжету.

  • барельеф первого входа рассказывает о Крещении Иисуса;
  • центральный посвящен Богоматери;
  • третий вход – Святому мученику Этьену, побитому камнями.

Фасад и башни

Фасад здания украшают многочисленные арки, устремленные ввысь, резьба и барельефы из жизни Святых

Обращает на себя внимание различие между башнями собора. Сен-Ромен — образец лаконичного стиля ранней готики, тогда как Масляная является воплощением «пламенеющего» периода поздней

Готические элементы декора стен Масляной башни:

  • орнамент;
  • удлиненные арки;
  • фронтоны.

Витражи

Особое впечатление на посетителей оказывают витражи собора, большинство из которых сохранилось с XIII века. Их отличает мягкий лазурный оттенок, прославивший стекло из Нормандии на всю Европу.

Свет лазурных лучей, пронизывающий храм, вдохновил в начале XX века русского поэта-символиста Максимилиана Волошина (16 (28) мая 1877 — ) на создание цикла стихотворений «Руанский собор». В то время поэт уже был знаком с шедеврами великого Клода Моне.

Внутреннее оформление

При этом композиция храма соответствует первоначальному плану старой романской базилики, поскольку основой строения служит ее фундамент. Боковые проходы и центральный неф разделены арками, углы трансепта завершают башни, колонны окружают алтарь. У основания Сен-Ромен можно увидеть портик на колонах из черного камня со статуей пророка на вершине в романском стиле.

Святыни и реликвии храма

Удивительным образом в судьбе Нотр-Дам де Руан отразились многие эпохи истории человечества:

  1. Впечатляет своей красотой и умиротворением часовня Девы Марии, где находятся главные иконы собора.
  2. Святыня храма — саркофаг с сердцем короля Англии Ричарда I Львиное Сердце.
  3. В Руане погибла легендарная Жанна д’Арк, ее статуя поселилась в одной из капелл, которая была изготовлена по заказу Великобритании, что стало своеобразным извинением за события 1431 года, когда была сожжена героиня.

Крипта

Нотр-Дам де Руан был местом захоронения правителей и архиепископов Рауна и Нормандии. Крипта — единственная часть храма, сохранившаяся со времен романской постройки. Здесь покоится первый герцог Нормандии Роллан и его потомки, находятся саркофаги архиепископов Руана из рода Амбуаз.

Колокольчики

Колокольчики Агнес  (c 1 ), Ромен  (g ) и Сесиль  (b )

В соборе находится карильон из 64 частей 1914, 1954 и 2016 годов, а также один из самых мощных курантов во Франции, который распределен по обеим западным башням. Большой церковный колокол висит в северной башне, известной также как башня Святого Романа , в массивной деревянной колокольне на деревянном коромысле. Этот колокол весом около 9600 кг был отлит на литейном заводе Paccard в 1959 году . Он заменяет 16000-килограммового предшественника 1914 года, который был создан на том же литейном заводе, но разрушен во время бомбардировки 1944 года. Название колокола напоминает о святой Жанне д’Арк , сожженной в Руане в 1431 году.

До 2015 года главный перезвон состоял из 6 колоколов.

Нет.  Фамилия  Год кастинга  Кастер  Диаметр (мм, прибл.) Масса (кг, прибл.) Ударные ( HT — 1 / 16 ) башня 
1 Жанна д’Арк 1959 г. Белл литейный завод Paccard 2,520 9 600 f север
2 Жермен 1959 г. Белл литейный завод Paccard 1,950 4600 а юг
3 Агнес 1959 г. Белл литейный завод Paccard 1,550 2 000 c 1 юг
4-й Алиетта 1914 г. Белл литейный завод Paccard 1,330 1,200 d 1 юг
5 Мари-Бланш 1959 г. Белл литейный завод Paccard 1,220 950 e 1 юг
Шестой Бернадетт 1959 г. Белл литейный завод Paccard 1,130 700 f 1 юг

С новой отливкой нескольких колоколов в 2015 году был разработан и представлен 17 сентября 2016 года новый главный курант с 5 колоколами. Три самых больших колокола колокольни 1959 года были дополнены двумя колокольчиками, отлитыми на литейном заводе Паккар. Колокола 4–6 курантов 1959 года ( Алиетта , Мари-Бланш и Бернадетт ) были постоянно установлены в карильоне.

Нет.  Фамилия  Год кастинга  Кастер  Диаметр (мм, прибл.) Масса (кг, прибл.) Ударные ( HT — 1 / 16 ) башня 
1 Жанна д’Арк 1959 г. Белл литейный завод Paccard 2,520 9 600 f север
2 Ромен 2016 г. Белл литейный завод Paccard 5 400 г север
3 Жермен 1959 г. Белл литейный завод Paccard 1,950 4600 а север
4-й Сесиль 2016 г. Белл литейный завод Paccard 3500 б север
5 Агнес 1959 г. Белл литейный завод Paccard 1,550 2 000 c 1 север

В южной башне есть еще два куранта, но они не являются частью основного куранта. Они происходят из старинного карильона 1914 года (Паккард).

Нет.  Фамилия  Год кастинга  Кастер  Диаметр (мм, прибл.) Масса (кг, прибл.) Ударные ( HT — 1 / 16 ) башня 
1 Сесиль Делаланд 1914 г. Белл литейный завод Paccard г 1 юг
2 Жанна Палфрей 1914 г. Белл литейный завод Paccard а 1 юг
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: