Адмиралтейство
Петр I основал Адмиралтейство еще в 1704 году. Стоит отметить, что тогда оно имело несколько иные функции, нежели сейчас. Первоначально это была обычная деревянная верфь со шпилем. После того как верфь была перенесена в другое место, поменялись функции Адмиралтейства. Теперь это здание стало административным и никакие работы в нем не проводились. Из соображений пожарной безопасности вокруг Адмиралтейства не строились никакие другие здания, а потому и в наши дни вокруг пусто. На месте старого здания архитектор Андреян Захаров возвел новое, которое мы и видим в наши дни.
Основная и притягивающая глаз зрителя часть здания – это центральная башня. Ее построили еще в двадцатые годы девятнадцатого столетия, она украшена красивой колоннадой, а на ее вершине всем известный позолоченный шпиль Адмиралтейства. В Петербурге был еще один шпиль – это шпиль Петропавловской крепости. Именно за счет этих двух построек Петербург превратился в европейский город, ведь над русскими городами обычно возвышались однообразные церковные купола и кресты. Именно с башни Адмиралтейства Петр Первый имел привычку наблюдать в подзорную трубу за строительными работами в городе. Интересно, что на самом конце шпиля Адмиралтейства расположен флюгер в виде небольшого кораблика-фрегата. Именно этот кораблик и стал символом города.
Само здание Адмиралтейства выполнено в форме буквы «П». Это сделано не случайно, ведь именно с этой буквы начиналось имя царя. Кроме того, фасад здания украшен различными барельефами, которые говорят зрителю о славе русского флота. Если вы зайдете с главного входа, то увидите сразу три нимфы, которые несут земной шар. Эти три нимфы символизируют все три образа богини Гекаты. Также можно заметить на фризе Нептуна, морской бог дарит Петру Первому свой трезубец. Кроме того, на каждом из четырех углов основания башни можно увидеть Пирра, Александра Македонского, Ахилла и Аякса. Колоннада, как и все остальные части здания Адмиралтейства представляет собой произведение искусства. Тут есть на что посмотреть, ведь здесь изображены времена года, а также богиня и покровительница кораблестроения Изида и покровительница такой науки, как астрономия, Урания. Портики тоже богато декорированы и также прекрасны в своей строгости и классической красоте. Различные божества награждают русских моряков – вот тема декорирования портиков. Кроме того, тут имеются ангелы, играющие на трубах.
Эти ангелы, как и кораблик на флюгере также стали одними из символов Северной Пальмиры. Огорчает тот факт, что фасад здания, выходящий на Неву, застроен жилыми домами и с реки невозможно оценить его красоту. С 1925 года в здании Адмиралтейства находится Высшее военно-морское инженерное училище. Для туристов здание Адмиралтейства закрыто. Разве что можно посидеть в респектабельном ресторане в одной из частей здания. Кстати из этого ресторана виден памятник Петру-кораблестроителю. Данная скульптура является подарком от Амстердама. Именно в этом городе Петр Первый долгое время работал простым корабельным плотником, постигая азы кораблестроения и со временем применил полученные навыки в России.
Интерьер[ | ]
Прямоугольный Екатерининский зал достигает в длину 21 метр, его ширина составляет 14 метров, высота — 7 метров. Помещение располагается в стороне от ордерной анфилады, в северной части к нему примыкают Ореховая гардеробная, Парадная гостиная и опочивальня. Через Кавалергардскую гостиную с южной стороны зал также соединён с тронным Андреевским залом. Бау-адъютант Михаил Фабрициус так описывал первоначальный вид Екатерининского зала:
… помещается трон её императорского величества под балдахином из малинового бархата, а на спинке тронного кресла — вензель императрицы, начальницы ордена святой великомученицы Екатерины. Стены обтянуты белой шелковой материей и украшены знаками ордена на лентах. |
Историк Пётр Бартенев отмечал, что в начале XX века стены помещения отделали муаром орденских цветов — розовым и серебряным. Позднее зал декорировали светло-серебристой муаровой тканью в обрамлении орденской ленты. За исключением воссозданного тканевого убранства отделка зала хорошо сохранилась и почти не реставрировалась. Потолок комнаты представлен крестовидными сводами, опирающимися на два массивных пилона. Освещают помещение три золочёные бронзовые люстры и шесть канделябров из тонкого хрусталя на мраморных подставках. Зал украсили рельефными изображениями ордена святой Екатерины, отличавшимися от оформления других помещений декором из искусственных алмазов. Люнеты стен разделены на три части и отделаны розовым искусственным мрамором. Парадные двери выполнены из палисандра, амаранта, платана и других ценных пород деревьев. Они декорированы позолоченным изображением святой Екатерины, размещённым в серебряном поле. Девиз и знаки награды, инкрустированные искусственными алмазами, тоже украшают стены и двери комнаты. Стукковые работы в помещении были выполнены русскими мастерами.
Пилоны, поддерживающие своды, выделены малахитовыми пилястрами, которые изготовили на заводах предпринимателей Демидовых. Колонны завершаются строгими бронзовыми капителями. По сторонам от входов стены также оформлены идентичными пилястрами, изготовленными на заводе дворян Турчаниновых. Изначально в зале находился трон императриц, помещение не было обставлено мебелью, позднее престол демонтировали, а в комнате разместили стулья и столы в формах позднего классицизма. Сложный геометрический орнамент паркета Екатерининского зала выполнен по рисункам художника Фёдора Солнцева. Рисунок разделён на шесть зон фризом, расположенным между пилонами и по периметру зала. Ромбовидный узор отмечен розетками в местах пересечения, ячейки занимают изображения ордена и крупные розетки с тёмными и светлыми лепестками. Основу композиции составляют трилистники, стилизованные лилии и растительные побеги. В передней части выделяется виньетка с четырьмя заострёнными концами, по бокам от которой вытянутые овалы с двумя остриями. Пространство возле окон выложено светлым деревом с узкими полосками чёрного дуба.
Источник
Кабинет В. И. Ленина
Сенатский дворец во все времена был местом размещения государственных деятелей. После революции в его стенах находился кабинет вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. После его смерти резиденцию на длительный период опечатали и закрыли для посещения, но при этом оставили в полной неприкосновенности.
В 1955 г. кабинет был открыт в качестве музея и соседствовал с залом, где располагалось Правительство СССР. Коллекция на тот момент насчитывала более 40 тыс. экспонатов. Музей был одним из самых популярных мест данной тематики и принял в своих стенах более 2 млн посетителей.
В 1994 г. началась реконструкция здания Сената по распоряжению Правительства РФ. Это было связано с размещением в нем резиденции нового президента. Коллекция музея была перенесена в музей-заповедник «Горки Ленинские», где была воссоздана точная копия кабинета вождя.
Достопримечательности Сената в Московском Кремле
Внешняя красота фасада в стиле классицизма — это только прелюдия к тому, что ожидает гостей внутри одного из самых значимых зданий страны. Разумеется, посетить все интерьеры сможет только тот, кто работает в Администрации Президента РФ. Однако, некоторые залы мы можем увидеть на экранах телевизоров во время проведения официальных встреч главы государства с чиновниками и представителями других стран, либо в составе экскурсии, организованной с ведома той же Администрации.
Сразу по окончании строительства центральный купол Сенатского дворца украсила скульптурная конная группа, сюжетом перекликавшаяся с гербом Москвы. В 1812 г. после захвата столицы Наполеоном, её демонтировали и вывезли как трофей. В 1856 г. был проведён ремонт, в ходе которого взамен той скульптуры поставили столб, увенчанный надписью «Закон» и императорской короной. После Октябрьской революции 1917 г. эту скульптуру демонтировали и заменили флагштоком с флагом СССР. А сегодня на нём реет флаг Российской Федерации.
Екатерининский зал — главное помещение дворца и его композиционный центр, имеет круглую форму и впечатляющие размеры: 29 метров в высоту и 24 метра в диаметре. Первостепенные парадные мероприятия страны с участием Президента РФ проводятся именно в нём. По периметру его окружает колоннада, а потолок представляет собой купол. Простенки между колоннами украшают 18 горельефных панно, созданные знаменитым скульптором Д. Замораевым. Попадают в зал по Шохинской лестнице, выполненной из мрамора, гранита и ценных пород древесины, главным украшением которой являются расположенные в пролётах внушительные скульптуры богини правосудия. В оформлении преобладают белые, голубые и золотистые цвета, а стены и другие элементы интерьера украшает лепнина.
Второе по значимости помещение в Сенатском дворце — Овальный зал. Это парадная комната, сегодня именуемая Представительским кабинетом Президента, где глава страны встречается с первыми лицами других стран. Что примечательно, интерьер и убранство зала сохранены такими, какими их задумывал архитектор. Преобладающие оттенки — белый и нежно-салатовый. О классицизме напоминают полуколонны
При входе внимание сразу притягивает монументальный камин, инкрустированный малахитом и декорированный старинными канделябрами. Над ним — зеркало и бронзовые часы
Далее взгляд падает на пол и кажется будто всё пространство устлано изысканным ковром, но в действительности перед нами паркет, собранный из нескольких десятков оттенков драгоценных пород дерева.
Потолок Овального зала — это купол с плоским верхом, состоящий из нескольких сегментов, в которых имеются арочные окна. Естественное освещение дополняют три трёхъярусные бронзовые люстры, в которых некогда горели свечи, а сегодня светят электрические лампы, как и в бра в виде канделябров на всех стенах. С четырёх сторон зал имеет ниши, в которых на постаментах возвышаются статуи российских императоров: Петра I, Екатерины II, Николая I и Александра II, изготовленные в XVIII и XIX веках.
Несколько фактов о Сенатской площади
- Сенатская площадь получила свое название в 1738 году, после того как здесь было построено здание Сената. До этого называлась Исаакиевской площадью, так как здесь (на месте Медного всадника) находилась Исаакиевская церковь. Впоследствие она была разобрана, так как из-за близости Невы фундамент храма подмывался.
- В 1763 году Сенатская площадь была переименована в Петровскую, из-за установки памятника Петру Великому, но навание среди горожан не прижилось, ее продолжали называть по прежнему.
- В 1925 году — 100 -летний юбилей восстания декабристов площадь была названа Декабристов. В 2008 году ей было возращено историческое название, площадь снова стала Сенатской.
- Во время Великой Отечественной войны Медный всадник не пострадал, он был накрыт мешками с землей и песком, обшит досками и бревнами.
- Из-за блокады в 1942-1943 годах на площади Декабристов выращивали картошку. Под огороды использовали все площади и парки Ленинграда.
- Сенатская площадь благодаря декабристам, воспринимается, как символ свободы. В советские годы здесь встречались диссиденты и проводили акции. В наши дни здесь проходят оппозиционные митинги и одиночные пикеты.
Сенатский дворец: экскурсии
Попасть в Московский Кремль может абсолютно каждый. Ежедневно главную достопримечательность российской столицы посещают тысячи людей. Тайницкий сад, Ивановская и Соборная площадь, храмы, Оружейная палата, Алмазный фонд – все это доступно.
Однако некоторые места остаются закрытыми для туристов. Таковыми являются территории и строения, в которых располагаются государственные службы и учреждения, обеспечивающие деятельность Президента страны, в том числе и Сенатский дворец.
Кремль целиком исследовать все же можно. Это стало возможным благодаря современным компьютерным технологиям. Виртуальная экскурсия откроет перед вами закрытые для туристов в реальности места. Теперь в любой момент можно попасть в резиденцию Президента и в мельчайших подробностях рассмотреть архитектуру и внутренне убранство Сенатского дворца.
Примечания[ | ]
- ↑ 12345 Сергиевская, 2014.
- Открытие Кремля — виртуальный тур по резиденции Президента России
- Яковлев, 2022, с. 242—252.
- История здания московских Судебных Установлений. — В кн.: Судебная реформа // Эпоха великих реформ. Г.А. Джаншиев, 1900 г.
- ↑ 123 Слука, 2015, с. 48—49.
- ↑ 123456 Сенат(неопр.) . Moscow.org. Дата обращения: 2 января 2022.
- ↑ 123456 Сергиевская, 2014.
- ↑ 12 Памятники архитектуры, 1983, с. 345.
- Коробкина, 2022, с. 20.
- АКТ О СПУСКЕ СОВЕТСКОГО ФЛАГА И ПОДЪЕМЕ РОССИЙСКОГО ТРИКОЛОРА
- ↑ 1234 Сенатский дворец(неопр.) . ВВП. Дата обращения: 2 января 2022.
- ↑ 123 Справочник для СМИ(неопр.) . Дата обращения: 27 февраля 2022.
- Памятники архитектуры, 1983, с. 344—345.
- ↑ 12 Сенатский дворец Московского Кремля(неопр.) . Salon. Дата обращения: 3 января 2011.
Кабинеты дворца и их хозяева
Стены Сенатского дворца за время существования увидели немало государственных деятелей.
Императорские кабинеты
После окончания строительства Екатерина II облюбовала во дворце просторный уютный кабинет с полукруглой ротондой. Однако, навещала его императрица нечасто: она недолюбливала Москву, предпочитая Санкт-Петербург. Во времена Романовых царственные особы апартаментов в Сенатском дворце не имели.
Кабинет Ленина
В марте 1918 года в Сенатском дворце устроили квартиру Ленину. Вождь пролетариата здание Сената полюбил и занимал четыре комнаты на третьем этаже. Отличительная черта ленинских апартаментов – библиотека с 40 тысячами томов. Книжные шкафы стояли во всех комнатах.
Площадь апартаментов Ленина 560 кв. м, из них рабочий кабинет занимал 50. До лета 1933 года во дворце размещался музей-квартира вождя, который посетили 2 миллиона человек. Позднее кабинет перевезли в мемориальный комплекс «Горки Ленинские» в Подмосковье.
Кабинет Сталина
В 1933 году по указанию Сталина в здании сделали перепланировку, изменили интерьеры: стены обили дубовыми панелями со вставками из карельской березы. Двери в апартаментах установили дубовые. На первом этаже устроили пятикомнатную квартиру вождю, где жили его дети Светлана и Василий. Здесь часто Сталин работал в «домашнем» кабинете.
Официальный кабинет площадью 150 кв. м вождь обустроил на втором этаже. В кабинете – ничего лишнего. В углу – печь, которую топили дровами. На столе – телефон и ручка, чернильница, графин с водой, стакан с чаем, пепельница.
Здесь же работал генерал-майор Александр Поскребышев с заместителем Логиновым. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещались Государственный Комитет Обороны, Президиум Верховного Совета и Совет народных комиссаров.
«Безликий» кабинет Хрущева
В 1953 году на третьем этаже дворца рабочий кабинет устроил Никита Сергеевич Хрущев. В кабинете площадью 100 кв. м – те же дубовые панели и двери, что и при Сталине. У Никиты Сергеевича не было ни одного книжного шкафа. Безликий необжитой кабинет загромождали безвкусные сувениры: модели спутников, самолетов, паровозов. А еще – многочисленные вазы, в том числе с портретами самого Хрущева.
Кабинет Брежнева
Советские вожди ни за что не хотели въезжать в апартаменты предшественников. Леониду Ильичу оборудовали кабинет в 100 кв. м подальше от хрущевского. Брежневские апартаменты партийцы называли «Высотой». Темные дубовые панели заменили на светлые.
В 1972 году рядом находился зал заседаний Политбюро, архив и группа Особого сектора ЦК КПСС. Когда генсеку стало трудно передвигаться, рядом с кабинетом установили персональный лифт.
Потом в бывшем брежневском кабинете работали Юрий Андропов и Константин Черненко, но их короткое пребывание не повлияло на внутреннее убранство.
Кабинет Горбачева
Горбачев, став генсеком в 1985 году, отказался въезжать в брежневский кабинет. Для него оборудовали апартаменты площадью 100 кв. м на третьем этаже, в которых сразу началась перестройка.
Стены затянули шелком пастельно-желтых тонов, завезли дорогую мебель из карельской березы, которую несколько раз меняли. Весной 1991 года во время сильного ливня в кабинете Горбачева протек потолок.
Кабинет Ельцина
Борис Ельцин переехал в Кремль после путча в сентябре 1991 года, поселился в кабинете генсека и затеял грандиозный ремонт. Ближайшее окружение навязывало президенту имперский стиль. В кабинете появилась лепнина, позолота, мебель с гнутыми ножками.
Перегородки внутри здания разрушили. Своды потолков, паркет и дубовые панели сняли. Мебель распродали на аукционе.
После ремонта большую часть помещений заняли апартаменты президента – рабочие и представительские. Рабочий кабинет Ельцина – комната на втором этаже площадью 75 кв. м с небольшой приемной.
Метраж рабочего кабинета стал таким же, как прежде у царя. Рабочий стол длиной 205 см изготовили по спецзаказу Ельцина в Италии.
31 декабря 1999 года апартаменты по наследству перешли к Владимиру Владимировичу Путину. Сюда же 7 мая 2008 года въехал Дмитрий Медведев.
Сфинксы строгановского дворца
Одна из визитных карточек Санкт-Петербурга — это сфинксы. Строгановские были самыми первыми из установленных. Их разместили у парадного входа.
Хотя вначале они украшали спуски к воде на Строгановской даче построенной по проекту А.Н. Воронихина на берегу реки Большая Невка.
О том, что они действительно украшали эту лестницу, ведущую к воде свидетельствует, картина Воронихина написанная маслом «Вид Строгановской дачи», их можно отчетливо там разглядеть.
В 1908 году дача была перестроена, а гранитные сфинксы переехали и украсили дворец. Автор их неизвестен и выглядят они довольно наивно, но именно после их появления, гранитные стражи стали появляться по всему городу.
Исаакиевский мост
Исаакиевский наплавной мост — это первый и единственный мост через Неву, разбиравшийся в зимнее время. Он соединял Васильевский остров с Адмиралтейским. Название моста происходит от Исаакиевской церкви, которая находилась на месте памятника Петру I. Такие мосты также называли плашкоутными, плашкоут — небольшое грузовое судно, которое использовали, как опору для наплавного моста.
Интересно, что основатель Санкт-Петербурга был против мостов, переправа между островами города осуществлялась водным транспортом, преимущественно на лодках. Мосты в городе разрешалось возводить только в случае крайней необходимости. По мнению Петра I мосты мешали судоходству, частые наводнения и штормы могли повредить их, а самое главное — император воспринимал Петербург, как Северный Амстердам, и приучал горожан перемещаться на судах.
Первый мост был построен после смерти Петра в 1727 году. Постоянные мосты в Петербурге начали строить только в середине XIX века. В 1850 году Исаакиевский мост передвинули выше по течению реки — на место существующего сейчас Дворцового моста. На старое место он был передвинут в 1912 году из-за строительства постоянного Дворцового моста. Исаакиевский мост освещался керосиновыми фонарями, от чего и сгорел дотла в 1916 году, больше не восстанавливался.
Рядом со зданием Сената на набережной Невы сохранились гранитные ступени, куда весной после ледохода подводился мост. Такие же ступени сохранились на противоположном берегу Невы — перед дворцом князя Александра Меншикова
Здание Сената в Московском Кремле: стиль архитектуры
Казаков строил дворец с оглядкой на то, какие органы государственной власти будут там работать. Само здание должно было олицетворять идеалы законности и правосудия. Поэтому вдохновение главный архитектор черпал из канонов классической античности. Треугольная конфигурация всего дворца расчерчена на симметрические части двумя корпусами. Строгое и лаконичное здание Сената в Московском Кремле, стиль которого является высшим воплощением классицизма, было выровнено по высоте и масштабу с находившимся рядом Арсеналом. Углы дворца срезаны. Во всех трех фасадах здания существуют триумфальные арки, главная из которых, выходящая на Сенатскую площадь, украшена ионическим портиком с четырьмя колоннами и фронтоном.
Интересные факты
- Именно около Строгановского дворца впервые в Санкт-Петербурге появились сфинксы. Все еще неизвестно, кто их создал. Однако известно, что он стремился создать нечто новое, а не воспроизвести копию египетских.
- По четвергам в замке проходит музыкальное мероприятие, на котором выступают представители старинной музыки.
- Дворец был построен за срок менее 2 лет, что является немыслимым для того времени.
- Именно здесь появился на свет любимого блюда тысяч россиян — бефстроганов. Придворные повара А.Строганова придумали рецепт специально для него.
- На гербе Строгановых изображены два соболя, герб украшает фасад замка.
- Граф любил ночевать в разных местах, это стало причиной, что в замке не было спальни.
Строгановский дворец: история создания
Из исторических фактов известно, что участок на Невском проспекте, под строительство будущего дворца, изначально принадлежал портному Иоганну Нейману. Он то и начал отстраивать дом из камня, к которому примыкали строения жилищ придворного повара Шестакова и адъютанта генерала Салтыкова – Янкова.
Недостроенный дом Неймана и был куплен братьями Строгановыми, примерно в 1942 году. Так как изначально он был единым комплексом для трех семей, Неймана, Шестакова и Янкова, то фасады спроектировали в едином стиле, что немало огорчало барона Строганова, который хотел все переделать по своему вкусу.
Но в то время существовала строгая дисциплина по градостроению в центре города. Известный факт, что Барон никак не мог договориться с соседом поваром о выкупе его части дома. Шестаков не желал расставаться с ним, по причине того, что дом находился в сердце Санкт-Петербурга.
Строительство было начато в 1753 году и окончено в 1754. В некоторых источниках указывается, что дворец был возведен за 6 недель. Это строительство назвали стремительным. Оно облегчалось тем, что строилось на конструкциях предыдущих домов.
В средине ХVIII Невский проспект активно застраивался дворянскими домами. И после окончания строительства, Сергей Григорьевич Строганов, принадлежавший к роду Новгородских купцов, разбогатевших за счет Уральских солеварен, поселился в своем новом дворце вместе с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром. Последний и стал самым знаменитым представителем строгановского рода и владельцем родового гнезда.
Были вхожи Фонвизин, Державин, композитор Бортнянский. Сама императрица Елизавета Петровна, почтила честью Строгановых церемонией празднования своего дня рождения. Александр был образованным человеком и искусствоведом.
После смерти отца, продолжил собирать коллекцию произведений искусства: картин, скульптур. Так же во дворце была обширная минералогическая и нумизматическая коллекция.
Семья Строгановых слыла богатейшими людьми. Они часто устраивали благотворительные обеды во внутреннем дворе, на которые могли прийти все желающие горожане. Строгановы держали приличный штат прислуги, в исторических документах упоминается о более 600 человек обслуживающего персонала.
Дворец в XIX-XX веках
В 1812 году город попал под власть Наполеона. Отступая из России, французские войска забрали с собой все, что могли. По приказу своего императора они вынесли из дворца конную скульптурную группу Георгия Победоносца и привезли ее домой в качестве трофея.
В мирное время дворец отреставрировали и разместили в нем различные судебные органы. Кроме того, до 1865 года здесь находилась архитектурная школа. Поэтому на протяжении всего 19 века дворцовый комплекс назывался «зданием общественных мест».
Закругленный купол дворца был украшен колонной с надписью «закон», а также императорской короной. После установления Советской власти вся царская символика была демонтирована, а на высоком куполе был установлен флагшток. С тех пор государственный флаг постоянно развевается над зданием Сената. При СССР это была красная ткань, а с 1991 года над куполом можно увидеть знакомый нам русский триколор.
В 20-х годах прошлого века в доме, где находился В.И. Ленин, находилась мастерская. В здании также размещалось правительство молодой страны Советов. Величественный Екатерининский зал был переименован в Свердловский и вручил самые значимые призы и награды страны. Во дворце также проходили партийные пленумы и заседания Политбюро Коммунистической партии Советского Союза.
Сегодня в здании располагаются офисы, в которых работает президент страны, а ротонда на 3-м этаже посвящена большой президентской библиотеке. Резиденция разделена на две части. Это помещения, где работают президент и его помощники, помещения и залы заседаний.
С 1955 г во дворце открылся музей, главной выставкой которого стал рабочий кабинет В. И. Ленина. За время открытия музей посетили около двух миллионов человек. Сегодня точная копия этого офиса находится в мемориальном комплексе «Горки Ленинские» в соседнем Подмосковье.
Архитектурные особенности здания
Казаков хотел, чтобы дворец символизировал гражданские идеалы, законность и правосудие, что и воплотил в жизнь в форме античной архитектуры. Лаконичное здание усиливает выразительность Красной площади как главной площади Москвы.
Сенатский дворец – трехэтажная постройка в форме равнобедренного треугольника, разделенного на три равных части. Внешний периметр 450 метров, внутренний – 360.
У наружных фасадов три ризалита. Часть строения выступает за линию фасада от фундамента до крыши, придавая сооружению изящность и законченность. Ризалиты выделены пилястрами – плоские вертикальные выступы на поверхности стены усиливают архитектурную выразительность дворца.
Первый и цокольный этажи рустованы, отесанная лицевая поверхность камня в рустовке подчеркивает монументальность и объем здания, углы которого срезаны и обработаны ризалитами. Отделка фасада – ритмичное чередование пилястр и лопаток.
Дворец венчает большой зеленый купол, расположенный по вертикальной оси Красной площади, который подчеркивает ее красоту. Центр фасада в виде триумфальной въездной арки, ведущей во внутренний двор, декорирован строгим портиком.