Жизнь султана Мехмеда VI перед султанатом
Султан Мехмед VI родился 14 января 1861 года во дворце Долмабахче в Стамбуле, а его отец умер в раннем возрасте, когда ему было всего 5 месяцев.
Мать султана Вахдеддина также скончалась, когда ему было четыре года, так как Чайесте Ханым, «жена его отца», вырастила и научила его.
Его образование
Мохаммед VI получил образование, обучаясь у частных учителей, в дополнение к тайному посещению школы Аль-Фатех со студентами, что позволило ему на продвинутом уровне судить по делам, которые были представлены ему после того, как он пришел к власти.
Мехмет VI прошел курсы и уроки исламского шариата, толкования Корана и хадисов, а также арабского и персидского языков.
Молодой принц заинтересовался суфизмом в юности, когда он посещал дервишскую ложу, так как он стал учеником секты Накшбанди.
Принц Мехмет VI получал частные уроки и хорошо читал, так как интересовался различными темами, в том числе искусством. Он брал уроки каллиграфии и музыки, научился писать арабским письмом накш и играл на некоторых музыкальных инструментах.
Смерть
1 февраля 1971 года на сравнительно тихоходном серийном бомбардировщике «Ту-16», переоборудованном в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей, Амет-Хан поднялся в небо. В этот день планировалось испытать новый мотор.
Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил на «вышку» о начале выполнения летного задания. После этого самолет пропал с экранов радаров. Обгоревшую машину обнаружили с борта вертолета только через пару суток. Как установили впоследствии, летающую лабораторию разнесло на мелкие кусочки прямо в воздухе.
Тело находившегося в хвостовой части машины радиоинженера нашли быстро, а вот переднюю кабину и носовой отсек с остальными членами экипажа обнаружили только на четвертый день. Амет-Хант сидел в капитанском кресле. Положение его тела говорило о том, что он не предпринял ни единой попытки, чтобы спастись.
Памятник Амет-Хану Султану
К моменту гибели «Черный дьявол» налетал 4237 часов, освоил и испытал 100 типов летательных аппаратов, был награжден двумя звездами Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.
Уроженца Алупки похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Позднее его именем назвали горный пик в Дагестане, улицы в Волгограде, Жуковском и Махачкале. Также в Ярославле герою установили памятник, а в Алупке открыли музей.
Авиационное училище
Клубный инструктор Пётр Большаков заметил у Султана особенные способности к лётному делу и рекомендовал его для поступления в Качинское высшее военное училище авиации.
Это – основная советская школа, где готовили лётчиков. Султан стал одним из самых способных учеников, быстро освоил воздушную стрельбу, разобрался с тактикой и теорией полётов. Отличные результаты он показывал на занятиях по общевойсковой и строевой подготовке, демонстрировал превосходную физическую форму. В 1939 году за девять месяцев учёбы поднялся в небо 270 раз.
Амет-Хан учился по ускоренному курсу, в 1940 году с успехом сдал выпускные экзамены и окончил училище младшим лейтенантом. Вместе с аттестатом лётчикам выдавали небольшую характеристику, у Султана в ней было написано: «Летает на «отлично», делает это всегда с огромным желанием. Быстрыми темпами ознакомился с лётной практикой. В полётах обладает инициативой, смелостью, настойчивостью, выносливостью».
Для продолжения службы Амет-Хана направили в Белорусскую ССР в город Бобруйск. Оттуда он вскоре был переведён под Кишинёв в 4-й истребительный авиационный полк, принадлежавший Одесскому военному округу. Тут молодого человека застала война.
Рождение и семья
Амет-Хан появился на свет в Крыму в маленьком городе Алупка 20 октября 1920 года. В жилах его протекала кровь двух народностей – дагестанская и татарская.
Папа, Султан Аметхан, родом был из дагестанского аула Цовкра, лакец по национальности (лакцы – это одна из коренных горных народностей на Северном Кавказе). В молодости он подался на заработки в Крым, а потом остался на постоянное жительство в Алупке. Уж очень живописным было место у подножия самой знаменитой горы Крыма – Ай-Петри. Познакомился здесь со своей будущей супругой Насибе – крымской татаркой.
У молодых супругов родился первенец-мальчик, они решили назвать его Амет-Хан, как и отца. Со временем семейство пополнилось ещё двумя детьми, у Амет-Хана был брат Имран и сестрёнка Фатма (девочка в четырёхлетнем возрасте умерла). Во взрослом возрасте дороги братьев кардинально разошлись. Амет-Хан считался одним из самых лучших лётчиков в стране. А Имран в военные годы, когда Крым был оккупирован фашистами, пособничал гитлеровцам, поступив на службу в полицию. В послевоенное время он был арестован органами.
Папа и мама лётчика
В Дагестане и на Крымском полуострове не поделят Султана, для каждого он их национальный герой. Но сам лётчик всегда заявлял: «Я не дагестанский герой, и не татарский. Я – герой огромной советской страны».
Текие Авгана /Афган-Мухаммед-султана
Объект культурного наследия федерального значения. Самый поздник памятник татарской культовой архитектуры времён Касимовского царства. Место захоронения сына хивинского хана, жившего в Москве.
Мавзолей — небольшое прямоугольное одноэтажное здание, построенное из красного кирпича. Оно основано на белокаменном цоколе и перекрыто сводом. Главный фасад текие — западный, с богато декорированным порталом и двумя окнами по сторонам, здесь расположен вход, оформленный резными кирпичными и белокаменными деталями. Над входом в рамке из профилированных кирпичей помещена белокаменная доска с надписью, содержащая информацию о дате смерти Афган-Мухаммед-султана. Ещё два окна усыпальницы обращены на восток, и по одному окну на север и юг. Внутри — одна комната, немного ниже уровня земли. Пол земляной. В архитектуре гробницы наблюдается синтез татарских традиций с элементами русского зодчества. Наличники окон, фронтон, пилястры и карнизы были оформлены в соответствии с канонами каменной архитектуры XVII века и украшены цветными изразцами. Мавзолей завершался тремя поясами изразцов, разделённых горизонтальными валиками, выполненными из тесаного кирпича.
Мавзолей был построен в 1649 году, в нем похоронен сын хивинского хана — Афган-Мухаммед-султан (1611-1648), потомок золотоордынских ханов. В период борьбы за хивинский престол, его тайно вывезли в Москву, где он с одиннадцати лет воспитывался в царском дворце. Вплоть до своей кончины в 1648 году, Афган-Мухаммед-султан жил в Москве, пользуясь рядом привилегий со стороны московского престола. Скончался в Москве в возрасте 37 лет, перевезён был для погребения в Касимов. Строительство гробницы было начато практически сразу же, но окончено было лишь в следующем году. Инициатором строительства текие была его вдова Алтын-ханым. Кроме Афган-Мухаммед-султана, в текие были похоронены его жена и родственники.
Начиная с XIX века, архитектурные особенности текие и памятники, расположенные внутри здания, были неоднократно исследованы. Изучение эпитафических надписей первым начал выдающийся татарский ученый Хусаин Фаизханов, затем передавший свои материалы историку В.В. Вельяминову-Зернову.
Во время реставрационных работ XIX века разрушенные первоначальные изразцы на фасадах гробницы были заменены изразцами с растительным орнаментом одного типа, но разных цветов: зелёного, жёлтого и коричневого. Несмотря на то, что реставрация способствовала сохранению постройки, всё же в 1920-е гг. гробница находилась в плачевном состоянии. До нашего времени изразцы не сохранились.В 1962-1964 гг. под руководством и по проекту Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР была проведена реставрация кровли текие. В начале 2000-х гг. на памятнике были проведены реставрационные работы.
Литература:
Трутовский В. К. Надгробные надписи из текии Афган Мохаммед-Султана, в городе Касимове / сообщ. В. К. Трутовский. — Рязань : Тип. Губернского правления, 1891. — 4 с.
Хмельницкий С. Касимов — город ценнейших культурных сокровищ // Звезда. — 1957. — 25 июня.
Кравченко С. С. Касимов. Памятники русской архитектуры : буклет / С. С. Кравченко ; ред. С. П. Каспарьянц. — М. : Искусство, 1967. — 1 сл. л.
Михайловский Е. В. Рязань. Касимов / Е. В. Михайловский, И. В. Ильенко. — М. : Искусство, 1969. — 237, с. : ил. — (Художественные памятники XII-XIX вв.).
Мансуров А. А. Археологическая карта окрестностей Касимова / А. А. Мансуров, О. Н. Бадер // Археология Рязанской земли. — М. : Наука, 1974. — с. 253-323.
Ахметзянов М.И. Татарские мавзолеи (дюрбе) в г.Касимове.// http://www.misharlar.ru/ahmetzyanov.htm
Материалы научно-проектной документации к Проекту зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории м.о. — г.о. город Касимов, 2012. — Т. 2.
Военные подвиги
Воевал Султан с первых дней и до последних. Уже 22 июня 1941 года на поршневом истребительном самолёте И-153 «Чайка» совершил несколько разведочных вылетов, а также штурмовал наступающих немцев. К середине осени 1941 года имел на своём счету 130 боевых штурмовых и разведочных вылетов, за что получил назначение командиром 147-ой истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта и первую награду – орден Красной Звезды.
Амет-Хану едва исполнился 21 год, а он уже был мастер воздушной разведки. Командование отмечало у молодого лётчика настойчивость, упорство, отвагу и отменное владение самолётом, машину он чувствовал, словно самого себя. В начале 1942 года лётчик переквалифицировался на британский одноместный истребитель «Хоукер Харрикейн».
Весна 1942 года ознаменовалась его первой яркой победой в воздушном сражении. Их полк на тот период базировался в составе ярославской противовоздушной обороны. 31 мая на своём непрерывно атакующем «Харрикейне», когда закончились боевые припасы, он стал таранить многоцелевой немецкий самолёт «Юнкерс-88». Враг был готов скинуть тонны взрывчатки на ярославских жителей, когда Амет-Хан ударил его снизу левым крылом. Но при этом сам застрял в загоревшемся корпусе прочного «Юнкерса». Султан проявил колоссальную силу духа и выдержку, не дёрнул кольцо на парашюте раньше времени, а выпрыгнул уже из догорающего самолёта. Это была его единственная возможность спастись, и лётчик её не упустил.
Вскоре Амет-Хан получил приглашение в Ярославль. На главной площади в присутствии огромного количества людей городской комитет обороны вручил ему именные часы и почётную грамоту. Позднее за этот подвиг Султана наградили орденом Ленина. В Ярославле в 2010 году в память о событии военных лет установили монумент великому лётчику.
Памятник лётчику в Ярославле
В июне-июле 1942 года воевал под Воронежем на советском одномоторном истребителе «Як-1». Стал одним из первых в полку лётчиков, кто провёл сражение с вражеским бомбардировщиком в сумерках.
С конца лета 1942 года на летательном аппарате «Як-7» принимал участие в Сталинградской битве. Второй раз спас свою жизнь, выпрыгивая на парашюте из самой гущи ожесточённого воздушного сражения. Был включён в состав специальной группы лучших лётчиков СССР, которую создали для воздушных боёв с хвалёными асами немецкой авиации.
В середине осени 1942 года принял в командование 3-ю авиационную эскадрилью 9-ого истребительного полка. На фюзеляже своего летательного аппарата Султан изобразил орла. На это он получил разрешение от командующего воздушной армией за разработанную тактику атаки вражеских самолётов с высоты.
В 1943 году, переучившись на американский истребитель «Белл Р-39 Аэрокобра», участвовал в ожесточённых боях за освобождение Ростова-на-Дону, Кубани, Таганрога, Мелитополя и Крыма. Молодые лётчики, приходившие после учебки в эскадрилью, называли Амет-Хана соколом, у которого учились летать. Однополчане отзывались о нём, как о самом лучшем друге, на которого можно было положиться в любую минуту. А немцы за его демонические танцы в воздухе дали Султану прозвище «Чёрный дьявол».
Лётчик-француз из полка добровольцев «Нормандия-Неман» Франсуа де Жоффр так говорил про Амет-Хана: «Он весь необычайный, живописный и выразительный, начиная от голоса, лица и жестов и заканчивая кавалерийскими галифе, сверху широкими, а на икрах обтянутыми и вправленными в чёрные мягкие кожаные сапоги. Он чрезвычайно популярен в СССР, рассказы о его подвигах можно слушать бесконечно».
Летом 1944 года Султан перешёл на новый моноплановый истребитель «Лавочкин Ла-7». На нём летал над Восточной Германией и принимал участие в штурме Берлина. Последний бой осуществил 29 апреля 1945 года, в воздушном сражении над берлинским аэродромом «Темпельхоф» сбил немецкого истребителя «Фокке-Вульф 190».
За весь военный период у лётчика накопилось:
- 603 боевых вылета, в 70 из них штурмовал технику и живую силу немцев, оказываясь почти без защиты перед огненными обстрелами, несущимися с земли;
- 150 сражений в воздухе;
- сбил 30 вражеских самолётов лично и 19 в групповом составе.
За беззаветное служение Родине, бесстрашие в борьбе с фашизмом, за боевые заслуги и подвиги Султана удостоили следующих высших советских наград:
- три ордена Ленина;
- орден Александра Невского;
- орден Красной Звезды;
- орден Отечественной войны I степени;
- три ордена Красного Знамени.
Два раза, в 1943 и в 1945 годах, Султану присваивали звание Героя Советского Союза.
Правление султана Мехмета VI
Мухаммед VI пришел к власти после смерти своего брата Мехмета V «Мухаммеда Рашада» 3 июля 1918 года, после поражения Османской империи в Первой мировой войне.
Приоритетами султана было выйти из войны с наименьшими потерями после серьезного ущерба, нанесенного государству.
Мудросское перемирие было подписано после прихода к власти султана, что позволило союзным войскам войти в Стамбул и контролировать важные форты, Дарданеллы и Босфор.
Османская империя потеряла много территорий, когда султан пришел к власти, так как Правительство Союза и Прогресса, которое контролировало государство в то время, понесло тяжелые потери на большинстве фронтов.
Османская армия была демобилизована в результате Мудросского перемирия, в дополнение к тому, что все порты, железные дороги и другие стратегические точки были доступны для использования союзниками. На Кавказе османы были вынуждены отступить в довоенные границы между Османской и Российской империями.
После капитуляции Османской империи и подписания Мудросского перемирия султан приказал Мустафе Кемаль-паше отправиться в Восточную Анатолию, чтобы защитить немусульман в дополнение к выполнению условий союзных войск.
Некоторые исторические источники расходятся во мнениях по этому поводу, а некоторые изображают султана как совершившего национальную измену, подавляя движения сопротивления.
В то время как другие источники подтверждают, что султан тайно поддерживал движения национального сопротивления, как позже Мустафа Кемаль Ататюрк сказал в интервью для прессы, что султан вызвал его перед отправкой и сказал ему:
Мустафа Кемаль-паша инициировал войну за независимость и сформировал Национальное собрание Турции, которое отказалось признать султана и перемирие, которое он заключил с союзниками.
Правительство Стамбула было сформировано по приказу султана, и под руководством Сулеймана Шафика-паши «Кува-и Инзибатийе» имели миссию бороться с «Кува-йи Миллие», которые заявили о своем желании освободить страну.
Некоторые считают, что султан тайно оказывал поддержку Kuva-yi Milliye и что он публично создал Kuvâ-i İnzibâtiyye, чтобы успокоить союзников.
Новое правительство было сформировано в Анкаре 23 апреля 1920 года во главе с Мустафой Кемалем, когда правительство заявило о своем неприятии правления Мухаммеда VI и Сулеймана Шафика-паши, и была составлена временная конституция страны.
В 1920 году Османская империя ратифицировала Севрский договор, который несправедливо разделил Анатолию и Османскую империю, что было отклонено правительством Анкары.
Изгнание султана
Национальное собрание Турции упразднило султанат 1 ноября 1922 года, и совет также решил изгнать султана Мехмеда VI из Стамбула, что сделало его последним османским султаном.
17 ноября 1922 года султан на борту британского военного корабля отправился на Мальту, а затем перебрался на Итальянскую Ривьеру.
19 ноября 1922 года, через два дня после изгнания султана, его двоюродный брат Абд аль-Маджид Эффенди был избран халифом и главой османской семьи, и следует отметить, что Абд аль-Маджид Эффенди был всего лишь халифом. и не принял титул султана, который был отменен как Мехмед VI, последний османский султан.
Султан Мехмед VI протестовал против избрания своего двоюродного брата халифом, подчеркнув, что он не отказался от своего права на исламский халифат и правление.
Детские и юношеские годы
Проживая у моря, Султан, как и друзья, мечтал путешествовать на больших судах по дальним странам. А ещё увлекался татарским традиционным видом борьбы куреш (так называемая борьба на полотенцах).
Маленький Султан с сестрёнкой
Весной 1935 года в Алупке традиционно отмечали национальный праздник крымских татар – Хыдырлез. Среди праздничных мероприятий было и состязание по борьбе куреш. Амет-Хан участвовал в соревновании и выиграл. На празднике тогда присутствовал директор всесоюзного пионерского лагеря «Артек», в качестве награды за победу он вручил парню путёвку. Отдыхая в лагере, Султан впервые в жизни увидел самолёт, и с той поры мечты о путешествиях по морю отошли на второй план. Подростка захватила авиация и желание подняться в небо.
Вернувшись из «Артека», он засматривался теперь не на морскую гладь, а на вершину горы Ай-Петри. Султан представлял себя летающим там высоко среди птиц. Однако мечты о полётах пришлось ненадолго отложить. После семи лет школьного образования подросток продолжил учёбу в железнодорожном училище Симферополя (ФЗУ). Окончив ФЗУ, он начал свой трудовой путь слесарем железнодорожного депо. Но мечты о полётах никуда не ушли, а, наоборот, привели парня в аэроклуб (сейчас это симферопольское спортивное заведение носит имя Амет-Хана).
Мирное время
После победы Верховный Главнокомандующий издал указ – всех лётчиков-асов направить в академию на обучение. Но Амет-Хану учёба давалась слишком тяжело, сказывалось недостаточное образование в детстве и юности. В начале 1946 года он написал прямой и честный рапорт, что ввиду недостаточных знаний, возможностей для своей дальнейшей учёбы не видит. Руководство удовлетворило его рапорт, и Султана уволили в запас.
Но без профессии жить он не мог. Однако в мирное время вернуться в небо оказалось совсем непросто. У лётчика даже началась депрессия, он стал злоупотреблять алкоголем. Помогли фронтовые товарищи, и в феврале 1947 года Амет-Хана приняли в Лётно-исследовательский институт в Жуковском как лётчика-испытателя. Он взялся за освоение опасного, тяжелейшего, нового для себя дела. Справиться ему помогли бесценный опыт, воля и лётные качества, полученные и отшлифованные на фронте.
Вскоре Амет-Хан вошёл в число лучших испытателей в стране. В 1949 году получил разряд лётчика-испытателя 3-го класса, в 1950 году – 2-го класса, в 1952 году – 1-го класса. Больше двух десятилетий трудился он на аэродроме в Жуковском, провёл в полётах 4237 часов, освоил порядка 100 летательных аппаратов.
Начинал с полётов на планерах, потом испытывал новые системы катапультирования у истребителей и реактивных самолётов, затем перешёл на стратегические бомбардировщики (тяжёлая авиация).
Летом 1949 года совместно с другим лётчиком-испытателем Алексеем Якимовым осуществил первую в СССР полную топливную дозаправку в воздухе на высокоскоростном бомбардировщике «Ту-2» способом «с крыла на крыло».
За период испытательской деятельности Амет-Хан пополнил свой послужной список следующими наградами и званиями:
- 1953 – четвёртым орденом Красного Знамени;
- 1953 – государственной премией СССР;
- 1961 – орденом «Знак Почёта»;
- 1961 – званием Заслуженного лётчика-испытателя СССР.