Архитектурный ансамбль монастыря
Паперть Ризоположенского собора работы И. Мамина, А. Шмакова, И. Грязнова
Остатки Сретенской трапезной церкви
Бывшие святые ворота Троицкого монастыря Трёхглавый Ризоположенский собор (1520—1560 г.) — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды. Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высокими главками, что необычно для подобных сооружений того времени. Гладкие стены храма прорезаны простыми амбразурами окон, а боковые фасады украшены ложными закомарами и разделены пилястрами на три части с порталами в центральной из них. Паперть, пристроенная к западной части собора в 1688 году, отличается богатым декором, включающим резной портал, а также украшенные «дыньками», «косицами» и полихромными изразцами узорчатые наличники. Главки собора претерпели несколько трансформаций. Исходные шлемовидные купола были в XIX веке заменены луковками, в 1929 году барабаны и главки превращённого в электростанцию собора были вовсе снесены и только в конце 1960-х годов в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма.
Наиболее интересная постройка монастыря — возведённые в 1688 году двухшатровые Святые ворота. Ворота с двумя разновеликими арками украшены каменной резьбой и ширинками с изразцами. Бо́льшая по размеру проездная арка имеет почти полуциркульную форму, арка поменьше отделана мелким рустом. Увенчанные маленькими главками шатры поставлены на невысокие восьмерики с небольшими оконцами, грани шатров отделаны ложными слуховыми окнами.
Трёхъярусная Преподобенская колокольня появилась на территории монастыря на месте обгоревшей в конце XVIII века шатровой колокольни и была возведена в честь победы в Отечественной войне 1812 года в 1813—1819 годах. Строительством 72-метрового сооружения, ставшего самой высокой городской постройкой, руководил суздальский каменщик Кузьмин. Колокольня выполнена в стиле классицизма и является типичной для своего времени, хотя и совершенно не вписывается в общий архитектурный стиль города. Уменьшающиеся ввысь ярусы колокольни опираются на мощный классический портал с аркой и увенчаны шпилем, а для её отделки использованы сдвоенные колонны с декоративными фронтонами.
От Сретенской трапезной церкви, построенной в 1882 году на месте более старого здания, до наших дней дошли только стены из красного кирпича. Остатки декора указывают на её принадлежность к псевдорусскому стилю. В советское время после закрытия монастыря здание использовалось сначала в качестве клуба, а позднее как кинотеатр.
В ограде Ризоположенского монастыря сохранились Святые ворота бывшего Троицкого монастыря. Они напоминают Святые врата расположенного неподалёку Александровского монастыря, что не случайно: строительством последних занимался И.Грязнов, один из авторов построек конца XVII века на территории Ризоположенского и Троицкого монастырей.
Список основных построек:
- Ризоположенский собор 1520—1560 гг.
- Двухшатровые Святые ворота 1688 г.
- Преподобенская колокольня 1813—1819 гг.
- Сретенская трапезная церковь 1882 г.
Паломнику
Расписание богослужений
Богослужения совершаются ежедневно в храме Василия Великого:
Начало утреннего богослужения в будни – 06:00
Начало утреннего богослужения в субботние, воскресные и праздничные дни – 08:00
Начало вечернего богослужения – 17:00
Номер в монастырской гостинице
Каждую неделю по четвергам, на вечернем богослужении, служится Молебен с Акафистом свт. Василию Великому.
Каждую субботу после литургии служится панихида.
Каждое воскресенье после литургии служится молебен.
Литургия на утреннем богослужении совершается во все субботние, воскресные и праздничные дни. В остальные дни служится чин изобразительных (обедница).
Монастырская гостиница
При обители имеется гостиница. В монастырской гостинице соблюдается тишина, запрещается курение и распитие спиртных напитков.
Вместимость гостиницы – 11 чел.
Заказать номер Вы можете по телефону: 8(49231)2-18-008(49231)2-18-00.
История
Преподобенская колокольня Ризоположенского монастыря Собор Положения риз Пресвятой Богородицы
Монастырь был основан в 1207 году Суздальским епископом Иоанном. В древности его земли находились на территории Посада, то есть располагались вне городских укреплений, состоящих из насыпных валов, стен и башен. В древних описях и писцовых книгах Суздаля местоположение монастыря определялось так:
В Суждале на посаде, идучи от острожной осыпи к Спасскому монастырю большею улицею на леве монастыръ преподобные княжны Евфросинии Суждальские.
В древнем житии преподобной Евфросинии, составленном в XVI в., местоположение монастыря определяется точнее:
В преименитом граде Суждале монастырь во имя Пресвятыя Богородицы честные и славныя Ея ризы положение иже в Лахерне бе под стеною градною
Анания Федоров, соборный ключарь, в историческом описании Суздаля , положение Ризоположенского монастыря определяет к северо-востоку от Кремля и от соборной церкви на расстоянии не более 4-х стадий (1 стадия = 1/5 версты). По свидетельству монаха Григория, автора жития преподобной Евфросинии, монастырь существовал до нашествия татар в 1238 г. на русскую землю.
Первые постройки монастыря были деревянными и ни одна из них не дошла до наших дней. Самым древним сохранившимся сооружением является Ризоположенский собор, возведённый в начале XVI века. В XIII веке рядом с Ризоположенским монастырём была основана ещё одна обитель — предназначенный для вдов Троицкий монастырь. По преданию, он был учреждён во исполнение завещания преподобной Евросиньи. В конце XVII века при митрополите Илларионе монастырские постройки претерпели значительное изменение. Под руководством трёх известных суздальских зодчих Андрея Шмакова, Ивана Мамина и Ивана Грязнова были возведены знаменитые двухшатровые ворота Ризоположенского монастыря (1688 г.), к западной части Ризоположенского собора была пристроена богато украшенная паперть. В то же время ими был перестроен в камне собор Троицкого монастыря, взорванный в 1930-х годах (фотография собора. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.), и сооружена ограда Троицого монастыря. От этих построек до наших дней сохранились изящные Святые ворота и угловая башня, ныне являющиеся частью стены Ризоположенского монастыря. В 1764 году Троицкий монастырь был упразднён, а его земли и постройки отошли к более старому соседу.
В начале XIX века на территории монастыря в честь победы над Наполеоном под руководством каменщика Кузьмина была воздвигнута 72-метровая Преподобенская колокольня. Последней на территории монастыря была выстроена Сретенская трапезная церковь, выполненная из красного кирпича в псевдорусском стиле (1882 г.).
В 1923 году Ризоположенский монастырь был закрыт, его 12 колоколов отправлены в переплавку, а в помещениях монастыря расквартированы охранники политизолятора, располагавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре. В Ризоположенском соборе была устроена электростанция, а Святые ворота использовались как склад горючего.
В 1999 году монастырь был передан русской православной церкви и возобновлён в качестве женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.
Как добраться
Из Москвы до Суздаля можно доехать автобусом «Москва — Суздаль» или «Москва — Иваново» от — Щелковского автовокзала. Расстояние — около 220 км. Автовокзал в Суздале находится за чертой города, поэтому до Покровского монастыря надо будет еще добираться городским транспортом, на такси, или пешком. В любом случае, это займет немного времени. На автомобиле поезжайте по автомагистрали М-7 до Владимира. Непосредственно после въезда во Владимир объездная дорога с указателем на Иваново уходит влево; по ней через 12 км следует снова повернуть налево, на Суздаль. От Владимира до Суздаля 37 км. На поезде из Москвы можно доехать только до Владимира, поезда отправляются с Курского вокзала. Далее до Суздаля — автобусами, которые ходят каждые полчаса от железнодорожного вокзала.
Спасо-Евфимиев монастырь
Датой основания Спасо-Евфимиева монастыря считается 1352 год. Обитель называется в честь святого преподобного Евфимия Суздальского, приехавшего из Нижнего Новгорода по приглашению князя Бориса Константиновича. С момента основания, монастырь — мужской.
Суздаль. Спасо-Ефимиев монастырь. Надвратная Благовещенская церковь XVII в. (слева)
Спасо-Евфимиев монастырь окружают крепостные стены с двенадцатью башнями. На территории сохранились памятники русского зодчества.
Главный храм монастыря Спасо-Преображенский собор построили во второй половине XVI века. В соборе сохранились уникальные фресковые росписи 1689 года выдающегося живописца Гурия Никитина.
В монастырях возводились колокольни или звонницы — мелодика колоколов отличала обитель по звучанию.
Комплекс монастырской звонницы сочетает столпообразную пятигранную церковь Иоанна Предтечи первой половины XVI века и звонницу XVII века. Колокола подарили монастырю Василий III с супругой. Часозвон XVII века восстановлен в 2004 году. На звоннице размещено 19 колоколов. Концерты колокольних звонов в начале каждого часа.
Успенская Трапезная церковь построена в XVI столетии, представляет уникальный образец русского шатрового зодчества.
Крепостные стены, башни Спасо-Евфимиева монастыря
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря
Звонница и церковь Спасо-Евфимиева монастыря
Успенская Трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря
возглавил борьбу за национальную независимость России. Под его руководством земское ополчение победило иностранных интервентов и освободило Москву осенью 1612 года. Пожарский скончался 20 апреля 1642 года и по духовному завещанию похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале.
У стен Спасо-Преображенского собора мемориальный крест, на постаменте написано: «Место родовой усыпальницы князей Пожарских и Хованских, где в апреле 1642 года был похоронен национальный герой России Д.М. Пожарский. В 1885 году над могилой Пожарского на собранные народные средства сооружён памятник, разрушенный в 1933 году».
Памятный крест на месте прежней часовни-усыпальницы Спасо-Евфимиева монастыря
Схема Спасо-Евфимиева монастыря
Воссозданный памятник-часовня Спасо-Евфимиева монастыря
Фото и описание
Ризоположенский монастырь является одним из самых древних русских монастырей.
Он расположен на севере Суздаля у реки Каменка, неподалеку от древнего кремля.
Монастырь был основан в 1207 г. епископом Суздальским Иоанном. Его земли в
древности располагались на территории Посада вне городских укреплений. Первые
постройки обители были из дерева, но до наших дней ни одна из них не дошла.
Первые постройки из камня здесь появились в 16 в. Наиболее древним сохранившимся
в настоящее время сооружением является возведённый в начале 16 в.
Ризоположенский собор.
В 13 в. рядом с Ризоположенским монастырём основалась ещё одна обитель —
Троицкий монастырь, предназначенный для вдов. По легенде, его учредили как
исполнение завещания прп. Евросиньи, дочери Михаила Черниговского, которого
замучили в орде.
В конце 17 в. при митрополите Илларионе постройки обители претерпели сильные
изменения. Здесь в 1688 г. под руководством трёх знаменитых суздальских зодчих
Ивана Мамина, Андрея Шмакова, Ивана Грязнова были построены известные
двухшатровые ворота, с запада Ризоположенского собора пристроили роскошно
украшенную паперть. В это же время ими же был перестроен собор Троицкого
монастыря, который впоследствии, в 1930-х гг. был взорван, и сооружена его
ограда. От этих строений до наших дней дошли изящные Святые ворота, угловая
башня, сегодня являющиеся частями стены Ризоположенского монастыря. Троицкий
монастырь в 1764 г. упразднили, а земли его с постройками отошли более древнему
соседу.
В начале 19 в. на территории обители в честь победы над Наполеоновской армией
была возведена 72-метровая Преподобенская колокольня. Последней на монастырской
территории появилась трапезная Сретенская церковь из красного кирпича,
построенная в псевдорусском стиле в 1882 г.
В 1923 г. Ризоположенский монастырь закрыли, его 12 колоколов отправили в
переплавку, в помещениях обители были расквартированы охранники политического
изолятора, который располагался в Спасо-Евфимиевом монастыре. В Ризоположенском
соборе находилась электростанция, Святые ворота использовали как склад ГСМ.
В 1999 г. монастырь передали Русской Православной церкви. Он был возобновлён
как женский монастырь Владимиро-Суздальской епархии.
Ризоположенский собор представляет собой бесстолпный храм. К его алтарной
части примыкают три апсиды. Крещатый свод перекрывает четверик, он увенчан
тонкими облегченными и высокими главками, что не совсем обычно для такого рода
сооружений. Гладкие стены прорезают простые амбразуры окон, боковые фасады
украшают ложные закомары, они делятся пилястрами на три части. В центральной из
них — порталы. Декор паперти состоит из резного портала, наличников, украшенных
«косицами», «дыньками», полихромными изразцами. Главки Ризоположенского собора
претерпели трансформации. Первоначальные шлемовидные купола в 19 в. заменили на
луковичные.
Двухшатровые Святые ворота представляют собой ворота с двумя разными по
размеру арками. Они украшены ширинками с изразцами и каменной резьбой. Большая
проездная арка – полуциркульной формы, меньшая арка отделана мелким рустом.
Шатры, увенчанные маленькими главками, стоят на невысоких восьмериках с
небольшими окнами, грани украшают ложные слуховые оконцами.
Преподобенская колокольня на территории монастыря появилась на месте
сгоревшей в конце 18 в. шатровой колокольни. Строительством этого сооружения,
которое стало самой высокой постройкой в городе, руководил каменщик из Суздаля
Кузьмин. Колокольня построена в стиле классицизма и типична для своего времени,
хотя она совсем не вписывается в общий городской архитектурный стиль. Ярусы
колокольни, уменьшающиеся по мере продвижения ввысь, опираются на классический
мощный портал с аркой, они увенчаны шпилем.
От трапезной Сретенской церкви, которая была построена в 1882 г. на месте
старого здания, дошли до наших дней только кирпичные стены. Остатки декора
церкви свидетельствуют о ее принадлежности к псевдорусскому стилю
В ограде этого монастыря остались Святые ворота Троицкого монастыря. Они
похожи на Святые врата Александровского монастыря, который расположен
неподалеку. И это не случайно. Их строительством занимался И. Грязнов,
являвшийся автором построек 17 в. Троицкого и Ризоположенского монастырей.
Музеи
Музей колоколов
В Преподобенской колокольне организован небольшой музей колоколов: пока поднимаешься на башню, можно посмотреть на разные виды колоколов и почитать про их историю. Особенно интересно узнать о том, как автоматизируют процесс сейчас, используя в том числе компьютерные программы для колокольного перезвона.
Музей деревянного зодчества
Наряду с Витославлицами под Великим Новгородом, этот музей хранит уникальные примеры деревянного зодчества. Они были привезены сюда из разных мест области, чудом уцелевшие с XVII-XIX веков. Среди них и жилые дома, и купеческие особняки, храмы и часовни. Музей также интересен тем, что здесь воссоздан крестьянский быт — как через интерьеры, так и через предметы, обыденные для той жизни.
ул. Пионерская, 1
Время работы: 09:00-16:00
Вход: 400 руб.
«Суздальская тюрьма»
На территории Спасо-Евфимиевского монастыря расположен, наверное, самый необычный музей города. Он повествует об истории тюрьмы, которая была основана в одном из корпусов ещё по указу Екатерины II. В тюрьме были заключены как простые, так и известные люди. Например, декабрист Фёдор Шаховский, который в этих стенах сошёл с ума. Часто сюда ссылались основатели сект, предсказатели, монахи и старообрядцы. В советское время здесь находились в заточении политические заключённые, например, Юровский и фельдмаршал Паулюс.
Экспозиции музея рассказывает больше о судьбах бывших заключённых, а также быт, в котором они жили. Удивительно, что тюрьма была действующей с XVIII века по 1968 год, и только тогда была преобразована в музей.
Спасо-Евфимиев монастырь
Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на 17 в.
Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен.
У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине 20 в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.
На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце 18 в. она пришла в ветхость и была заброшена.
Лишь в середине 19 в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела.
В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.
Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях 17 в.
Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.