Архиерейские палаты
Западная сторона Суздальского кремля занята Архиерейским двором с жилыми и подсобными строениями XVII столетия, объединенными крытыми галереями, сетью переходов и потайных лестниц. Наибольший интерес представляет Крестовая палата, предназначавшаяся в старину для приема высокопоставленных гостей. Ее стены увешаны портретами царей и высшего духовенства. Восхищают искусно выполненные архиерейский трон, изразцовые печи, церковную мебель и утварь. Чтобы попасть в Крестовые палаты, можно воспользоваться парадным входом, находящимся возле западного портала Рождественского собора.
Сегодня в 9 залах Архиерейских палат представлены экспонаты истории Суздаля, размещенные по хронологии от XII века до наших дней. На экскурсии увлекательно рассказывают о том, кто жил в Суздале и кремле. На Архиерейском дворе притягивает взгляд строение Благовещенской церкви с трапезной, воссозданное в облике XVI столетия. В храме можно увидеть 56 редких икон XV–XVII столетий и узнать захватывающие истории Владимиро-Суздальских монастырей.
Фото и описание
В городе Суздаль находится Воскресенская церковь или, как ее еще называют,
церковь Воскресения на Торгу. Храм расположен рядом с городской площадью, что
неподалеку от Торговых рядов. Ее возведение пришлось на 1720 год. Рядом с летней
Воскресенской церковью стоит Казанская, являющаяся зимним храмом.
Воскресенская церковь представляет собой белоснежный храм. Как многие храмы
города, первоначально он был выстроен из дерева, а спустя время, а именно в 1719
году, когда он сгорел, был заново выстроен, только из белого кирпича. О том, что
церковь сначала была деревянной, свидетельствуют некоторые сохранившиеся до
сегодняшнего времени летописные документы. От прежнего храма остался только
большой колокол, который был отлит еще во времена царствования Федора Иоанновича
– последнего сына Ивана Грозного.
Храм Воскресения Христова выполнен в лаконичной архитектурной форме. Данное
строение представляет собой редкий и очень ценный образец кубического
двухстолпного храма. Основную часть храма составляет высокий мощный четверик,
при этом его своды держатся всего на паре столбов. Кровля сделана
четырехскатной, а ее венчание выполнено при помощи одного барабана, украшение
которого сделано в качестве треугольных фронтонов и наличников. Непосредственно
на барабан выставлена луковичная главка, имеющая совершенно небольшие размеры.
Стены четверика – гладкие и оформляются угловыми пилястрами. Оконные проемы не
имеют наличников, только в верхней части церковного здания находится ажурный
карниз, состоящий из килевидных кокошников.
Со стороны южного фасада Воскресенского храма пристроено большое парадное
крыльцо, перекрытие которого выполнено кровлей в два ската. С восточной стороны
к храму относится полукружие алтаря, а со стороны запада стоит прямоугольная
паперть, декор которой выполнен в виде полосы из балясин. На столпах и стенах
Воскресенской церкви до сих пор сохранились некоторые фрагменты росписей,
датированных 18-19 столетиями.
В середине 1739 года неподалеку от летнего Воскресенского храма была
выстроена зимняя Казанская церковь, вместе с которой храм образовал единый
архитектурный ансамбль. Первые упоминания о ней относятся к 1628 году, когда она
описывается деревянной в писцовой книге. Как и Воскресенская церковь, Казанская
в 1719 году также сгорела, после чего было решено возвести уже каменный храм.
На протяжении всего времени ее существования она много раз перестраивалась,
поэтому сложно судить о ее изначальной архитектурной составляющей. Облик этого
храма довольно прост и выполнен в эклектичном стиле, который дополняет сделанный
из металла кружевной гребень, расположенный на коньке крыши, что является
характерной чертой народного русского искусства. Храм сделан трехчастным, а в
его основе лежит бесстолпный четверик, завершение которого выполнено в виде
небольшой главки. Со стороны востока к храму примыкает придел с апсидой в форме
полукруга, а также луковичной главкой; со стороны запада расположен притвор. При
помощи портала осуществлено оформление придела, состоящего из округлых колонн,
поддерживающихся внушительного размера треугольным фронтоном.
Возле северо-западного угла паперти Воскресенского храма расположена
колокольня, выстроенная наряду с храмом, которая представляет собой большой
четверик, выставленный на восьмигранник. Изначально колокольня была небольшой,
но с течением времени было принято решение достроить над восьмериком еще ярус,
который впоследствии был украшен при помощи поливных изразцов и квадратной формы
нишами. Венчание колокольни было осуществлено согласно традициям столичного
города Петербурга – она увенчана сферической лопастной кровлей, оснащенной
высоким шпилем. С этого времени в Суздале обычное завершение храмов проводилось
в виде шатра, но в данном случае зодчие решили следовать «новым веяниям в моде».
Стоит отметить, что колокольня является доминирующей составляющей не только
храмового ансамбля, но и всей торговой площади.
Знаменская и Ризоположенская церкви
Знаменская церковь (слева), колокольня и Ризоположенская церковь (справа). Фото: Павел Сухов, 2014 год.
Знаменская церковь построена в 1749 году. Это большой одноглавый кубической формы храм, имеющий, как у гражданских строений, большие регулярно расположенные окна и четырехскатную кровлю. Когда по плану регулярной застройки он оказался на восточной стороне улицы Пинаихи, то парадный вход в храм был сделан с западной стороны через притвор с широкими перспективными порталами в приделе. Этот портал хорошо просматривается с крыльца, о котором следует сказать особо. Вероятно, над большим крыльцом с массивными гранеными столбами прежде находилась колокольня, как у церкви Иоанна Предтечи, что стоит «в валах» Суздальского кремля. Колокольня, имеющая барочные формы, построена в XVIII веке. Сейчас Знаменская церковь в Суздале это один из действующих храмов города.
Рядом с колокольней Знаменской церкви находится Ризоположенская церковь. Храм построен в 1777 году. Это небольшой зимний храм, тесно связанный с образцами старой суздальской архитектуры так называемого корабельного типа постройки. Отличительной чертой этого храма является то, что каждый фасад четверика завершается фронтоном. Фронтоны переходят в сферическую ребристую кровлю с небольшой луковичной главкой на тонком длинном барабане. Таких завершений нет у других суздальских посадских церквей, оно напоминает завершения трапезных церквей Архиерейских палат Суздальского кремля и Васильевского монастыря. С 1972 года в Ризоположенской церкви находится экскурсионное бюро Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Архитектура и убранство сооружения
Своим внешним видом святыня отличается от традиционных белокаменных сооружений.
Внешний вид
Постройка выполнена в нетипичном для Суздаля стиле нарышкинского барокко. Для него характерны скромность, изящность, элементы европейского барокко и готики. На фоне красных стен собора выделяются белые наличники и пилястры.
Внутреннее оформление
Многие посетители отмечают теплую, даже волшебную атмосферу внутри храма. В нем находится пятиярусный иконостас, росписи сделаны уже в наше время в современной манере. В свободное от богослужений время в церкви можно послушать аудиозаписи церковных песнопений.
Святыни храма: мощи святителя Арсения Элассонского
22 февраля 2015 года из церкви Рождества Богородицы в Успенскую были перенесены мощи святителя Арсения Элассонского. Арсений Элассонский, возглавлявший Суздальскую епархию во времена Смуты, благословил народное ополчение на борьбу с поляками. Несмотря на свое греческое происхождение, Арсений Элассонский является почитаемым в России святым. Сейчас любой желающий может поклониться святым мощам. Считается, что мощи помогают больным детям выздороветь.
Соборная колокольня
К югу от Рождественского собора находится его колокольня, которая соответствует по размерам самому храму. Ее возвели по указу епископа Серапиона в XII веке. Колокольня Рождественского собора в Суздале имеет большой восьмерик с массивными широкими арками звонницы. Ее венчает шатровый купол с тремя рядами слуховых окон различной формы.
Под шатровым куполом создана полица (кровельный элемент над карнизом), которая являлась отличительным архитектурным элементом подобных строений XVII века. В конце XVII столетия на колокольню Рождественского собора в Суздале были установлены часы с боем, которые звонили каждый час, а также каждую четверть часа. Они сохранились до настоящего времени и после ремонта и реставрации продолжают работать.
На втором ярусе были созданы два престола. В конце XVII века митрополит Илларион распорядился расширить собор. Была пристроена алтарная часть, которую присоединили к галерее и архиерейским палатам. С северной стороны строение было окружено обходной галереей, а с восточной было возведено крыльцо (паперть), которое венчал восьмигранный шатер. В начале XVIII века произошел большой пожар, из-за которого переходы и сама галерея были полностью разрушены. Лишь спустя 250 лет, в 70-е годы XX столетия, их восстановили.
Режим работы и экспозиции Суздальского кремля
Суздальский кремль расположен по адресу: Владимирская область, город Суздаль, улица Кремлёвская, дом 27. Часы работы музея — с 9 утра и до 7 часов вечера ежедневно. Богослужения в соборе Рождества проходят в субботу с 16.40 и в воскресенье с 8.40. Для прихожан храма вход бесплатный во время проведения служб. В церковные праздники богослужения проводятся по специальному расписанию.
Основные экспозиции музея Суздальского кремля расположены в Архиерейских палатах. В детском центре представлены красочные картины на историческую тематику, а также объёмные фигуры крестьян, торговцев и некоторых предметов быта горожан. Здесь детям расскажут о том, как проходило обучение в школах в старину, покажут парты старого образца, школьную доску и огромные счёты.
Площадь Крестовой палаты очень велика. Она равняется трёмстам квадратным метрам. Это парадный зал здания. Здесь можно увидеть длинный стол с стоящими вокруг него резными стульями. С одного края стола установлено массивное кресло, предназначенное для архиерея. По периметру зала установлены скамейки. В палате можно обнаружить причудливой формы печи. В те времена они не только давали тепло, но и выполняли эстетическую функцию.
Происхождение экспонатов палаты датируется XVIII веком. Кресло архиерея установлено на небольшой возвышенности, обитой красной тканью. На стенах развешаны иконы, портрет императора и известных служителей церкви. На столе присутствуют письменные принадлежности — чернильницы с перьями, сундучки с бумагой и толстые книги. Входные двери выполнены из дуба в старинном русском стиле.
Экспозиция об истории Суздаля составлена многими экспонатами. В их числе можно увидеть карту, на которой изображены ближайшие к Суздалю города. Здесь представлена схема, описывающая соседей Суздаля. В зале представлен бюст Ярослава Мудрого, трёхмерный макет города, показывающий расположение кремля и строений города в XII веке. Опытные гиды проведут экскурсию по залу и расскажут обо всех исторических событиях.
Из истории
В конце X века при Владимире Святом, которого также называли Владимиром-Крестителем, происходит крещение Руси. Приходит христианство и в Суздальский край. Именно к этому времени относится строительство деревянной церкви во имя Рождества Христова.
Первый каменный храм, ставший оплотом православной церкви в крае, был сооружен в начале XII века при Владимире Мономахе. Его строительство велось киевскими мастерами. Он был выполнен из тонкого кирпича, так называемой плинфы.
В 1222 году великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем и епископом Симоном вместо старого обветшавшего храма был заложен новый белокаменный Рождественский собор. Строительство велось три года и завершилось в 1225 году.
В 1445 году храм был сожжен воинами Золотой Орды, его верхняя часть обрушилась. Рождественский собор был восстановлен в 1528 году: старые стены разобрали до декора с женскими масками и заменили на кирпичные. В XVII веке храм становится пятиглавым, в это же время была обновлена роспись стен. Огромные луковичные главы установлены в 1750 году.
Рождественский собор — это единственный сохранившийся памятник домонгольской эпохи в Суздале, правда, от постройки XIII века сохранились только нижняя часть стен, а верх храма относится к XVI веку и выполнен он из кирпича.
Архитектура и убранство сооружения
Своим внешним видом святыня отличается от традиционных белокаменных сооружений.
Внешний вид
Постройка выполнена в нетипичном для Суздаля стиле нарышкинского барокко. Для него характерны скромность, изящность, элементы европейского барокко и готики. На фоне красных стен собора выделяются белые наличники и пилястры.
Внутреннее оформление
Многие посетители отмечают теплую, даже волшебную атмосферу внутри храма. В нем находится пятиярусный иконостас, росписи сделаны уже в наше время в современной манере. В свободное от богослужений время в церкви можно послушать аудиозаписи церковных песнопений.
Святыни храма: мощи святителя Арсения Элассонского
22 февраля 2015 года из церкви Рождества Богородицы в Успенскую были перенесены мощи святителя Арсения Элассонского. Арсений Элассонский, возглавлявший Суздальскую епархию во времена Смуты, благословил народное ополчение на борьбу с поляками. Несмотря на свое греческое происхождение, Арсений Элассонский является почитаемым в России святым. Сейчас любой желающий может поклониться святым мощам. Считается, что мощи помогают больным детям выздороветь.
Христорождественский храм
Зимняя Христорождественская церковь располагается на восточной стороне Суздальского кремля рядом с Никольской церковью, завершая традиционный для православия комплекс из двух сезонных храмов. Христорождественский храм построили в 1775 году из кирпича. Он представляет собой основное строение с пристроенной пятигранной апсидой, трапезной и притвором.
Покрытием главного храма и трапезной стала двускатная крыша. Ее завершением стал резбленный барабан, увенчанный луковичкой с крестом. Церковные фасады выделяются искусным декором пилястр, карнизов и фризов
Арочные окна украшены декоративными каменными наличниками, а на фронтоне притвора привлекает внимание старинная роспись о рождении Христа
Описание
Собор был возведен на мощном, усиленном фундаменте, который уходил в глубокий котлован. Храм имел шестистолпный четверик и три шлемовидные главы, венчавшие высокие барабаны (цилиндры). Предположительно, центральная глава опиралась на дополнительный постамент, а остальные главы, меньшего размера, опирались на восточные углы храма.
Впервые документально храм упоминается в Лаврентьевской летописи в 1222 году. В ней описывается, что в Рождественском соборе в Суздале по указанию великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича строится третье здание, которое окружается тремя притворами, являющимися также укрепляющими стенами.
Храм был надстроен, а затем украшен рельефной лепниной и рисунками. Фасад был декорирован различными архитектурными элементами, в том числе резьбой, и опоясан рядом арок (аркатурой). Возведение церкви длилось три года и было закончено в 1225 году. По завершении строительства епископ Симеон освятил храм, после чего он стал именоваться не Успенский, а Богородице-Рождественский собор. Суздаль уже в то время славился своими прекрасными храмами, но эта церковь особенно почиталась у верующих, так как она была построена на месте первой православной церкви города.
Церкви, которые стоят в суздальских слободах
Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря
, на центральной улице города. ЛетняяСмоленская церковь и зимнийхрам святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.
Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)
Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.
Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.
Вид на храм Ильи Пророка
На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка
. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.
В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи
иБогоявленской церкви . Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.
Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)
Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.
На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь
. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.
Вид на Тихвинскую церковь
Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения
иЗнаменский храм . Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».
Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)
Возле Музея деревянного зодчества
, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичныйхрам Бориса и Глеба . Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.
Одноглавая Космодемьянская церковь
и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.
Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне
В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви
иНикольского храма . Раньше здесь находился женский Покровский монастырь.Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.
Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе
За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.
Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)
Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.
← СУЗДАЛЬ | ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |
Храмы расположенные в слободах
Выбор места для постановки церквей в городском ландшафте Суздаля позволяет прийти к выводу, что наши предки-строители обладали огромным эстетическим вкусом. Почти все памятники расположены на самых красивых местах, по берегам речки Каменки, отражаясь в ее водах, в прогалинах тины, среди кустов осоки и кувшинок. В этом отношении даже маленькая Каменка приобретает смысл одного из художественных элементов общего архитектурного ансамбля. Только гениальность русского человека, любящего свой родной край, родной город, могла создать столь гармонически единое с природой произведение искусства, как ансамбль церквей Суздаля.
История Суздальского кремля
По данным некоторых историков, город Суздаль был заложен киевским князем Владимиром в 982 году. В этот год князь отправился в поход на Владимирские земли и распорядился утвердить город. Происхождение названия Суздаль до сих пор точно не установлено, но существуют две версии. Первая связана со славянским словом «создати», вторая — с названием скандинавского племени сужда.
Собор Рождества Богородицы был построен в 1220-х годах. Его прототипом являлся Успенский собор, основанный ещё при Владимире Мономахе. Но до нашего времени собор не дошёл в своём первозданном виде — сохранилась лишь его нижняя часть. Это связано с тем, что в XIII веке для строительства был выбран туфообразный известняк — материал невысокого качества. Верхняя часть собора была заново выложена кирпичом в XVI веке.
Собор строился под руководством владимирского князя и сына Всеволода Большое Гнездо — Святослава Всеволодовича. В 1445 году на Суздаль напали казанские татары. В результате набега было повреждено много зданий и сооружений города, в том числе и собор — его верхняя часть обвалилась при пожаре. Перестройка собора была организована в 1528 году. Тогда здание приняло тот вид, в котором дошло до наших дней.
Архиерейские палаты начали строить значительно позднее. Его история начинается лишь в XV веке. Это здание было предназначено для того, чтобы в нем жил главный священнослужитель — архиерей. Палаты формировались на протяжении трёх столетий. Окончательный вид здание приняло лишь в XVIII веке. Архиерейские палаты включают в себя несколько построек различного назначения. Внутри есть отдельное парадное помещение для приёма важных гостей.
Никольская церковь расположена на некотором отдалении от основных объектов архитектурного ансамбля. Она контрастирует с белокаменными зданиями, поскольку выполнена из дерева. Эта церковь — один из лучших образцов русского деревянного зодчества. В процессе её строительства не использовались гвозди. Никольская церковь была построена в 1766 году в селе Глотово Владимирской области и перевезена в Суздаль в 1960.
Основная функция кремля — оборона. Его расположение выбиралось таким образом, чтобы он был максимально укреплён со всех сторон. С северо-запада кремль был защищён рекой, преодолеть которую потенциальному врагу было практически невозможно. Все остальные направления защищались деревянным тыном, состоящим из заточенных брёвен. Постройки кремля установлены на земляном валу, в основу которого положена конструкция из дерева.
На сегодняшний день кремль выполняет функцию музея. В зданиях расположены экспозиции, рассказывающие об истории кремля и всего города. Рождественский собор сочетает в себе действующую церковь и музей. Вход в храм бесплатный только во время проведения богослужений, в остальные часы посещение музея платное. Архиерейская палата в наши дни тоже является музеем. Ознакомиться с экспонатами можно самостоятельно или в ходе экскурсии.
Информация для туристов
Часы работы Суздальского кремля:
- Открыт с понедельника по пятницу с 9:00 до 19:00, в субботу до 20:00, во вторник и последнюю пятницу месяца закрыт для посещений.
- Осмотр музейных экспозиций проводится: понедельник, среда – пятница, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в субботний день продолжен до 19:00.
Стоимость посещения музейных экспозиций по Единому билету – 350 рублей, для учащихся, студентов и пенсионеров – 200 рублей. Билеты на прогулку по Суздальскому кремлю стоят 50 рублей для взрослых и для детей – 30 рублей.
Адрес кремля: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская,12.
Залы и интерьеры Суздальского кремля
Интерьер собора Рождества Богородицы практически полностью состоит из икон и фресок. Перед входом в алтарь установлен внушительных размеров иконостас. Стены и потолок собора расписаны изображениями святых. Внутри сохранились некоторые старинные фрески. По оценкам историков, они были сделаны в XIII веке. Из предметов в соборе есть много массивных подсвечников.
В 2005 году мощи Арсения Элассонского были перевезены в Рождественский собор в Суздале. Они хранятся в большом ковчеге, украшенном резными узорами и восьмиконечными звёздами. Среди цветов интерьера преобладает синий небесного оттенка. Иконы, подсвечники и мощевики убраны в основном золотом. Посредине помещения висит большое паникадило, освещающее храм.
В Архиерейских палатах все желающие могут посетить несколько экспозиций на выбор. К ним относятся «История Суздаля», «Крестовая палата», «Иорданская осень» и «Древнерусская живопись». Детский музейный центр располагается в двух залах, «Крестовая палата» — в одном большом помещении. Экспозиция, посвящённая истории древнего города, является самой большой во всем здании. Она занимает сразу несколько залов.
Никольская церковь сохраняет традиции старинных русских церквей не только внешне. Внутри посетители могут обнаружить, что оформление тоже полностью деревянное. Двери алтаря украшены резными узорами и крестами. Эти узоры заметны на всех стенах церкви, в том числе и на иконостасе. Внутреннее обустройство заметно беднее, чем обустройство Рождественского собора. Но это помогает лучше представить себе старинные церкви.
Экскурс в историю
На возвышенности в излучине реки Камянки, где сегодня во всей красе предстает музейный комплекс «Суздальский Кремль», зарождался в Х столетии город Суздаль. По описанию из летописей, на стыке XI-XII веков здесь возвели крепостные земляные валы с возвышающимся на них высоким бревенчатым ограждением, завершенным частоколом заостренных деревянных колов. По периметру крепостной стены находились башни и трое ворот.
Старинные картинки изображают крепостные стены, окруженные рвами с водой с трех сторон – юга, запада и востока. Вместе с рекой, защищавшей с севера, они преграждали путь врагам. С XIII по XVII столетия за крепостной стеной выросли: собор, здания для резиденций князя и епископа, строения для княжеской дружины и челяди, несколько церквей, колокольня и много хозяйственных построек.
Пожаром 1719 года были уничтожены все деревянные строения кремля, вплоть до крепостных стен. Сбереглись памятники русского зодчества, возведенные из камня, которые сегодня предстают перед современниками во всей красе. Вид сверху Суздальского кремля как на ладони представляет все свои достопримечательности, изумительно вписавшиеся в окружающий ландшафт.