Название
За свою долгую историю древняя мечеть несколько раз была переименована. Вначале ее назвали Первой приходской. В конце XVIII века мечеть получила название в честь одной из самых богатых купеческих семей города. Ее стали именовать Юнусовской. Домовладелец и промышленник Ибрай Юнусов внес основную сумму на строительство мечети. И после ее открытия семья Юнусовых долгое время содержала и поддерживала мечеть.
Лишь в конце XIX века она обрела свое нынешнее название в честь татарского просветителя и ученого Шигабутдина Марджани, который более тридцати лет был главой (имам-хатибом) мечети.
«Готовы ли молодожены? Имам как раз все объяснит»
— Ребенок вырос, читает намаз, знает основы религии. Пришло время создавать семью. Насколько известно, вы помогаете провести никах в соответствии с шариатом?
— Женитьба — очень серьезный, ответственный шаг. И мы рады, что молодые люди приходят в мечеть на обряд никаха, в процессе которого перед Всевышним и перед людьми они озвучивают свое намерение стать семьей, приглашают родственников и гостей. Перед торжеством имам встречается с молодоженами и поясняет не только проведение обряда, но и, опираясь на шариат, объясняет права и обязанности мужа и жены по отношению к друг другу, к родителям, родственникам и будущим детям.
— В каких условиях проходит никах в мечети?
— Аль-Марджани — первая каменная мечеть Казани, ей более 250 лет, это жемчужина нашего города, намоленное место. Существует поверье, что прочитанные здесь накахи долговечны. У нас, как в самой мечети, так и на территории комплекса, располагаться залы, где можно незабываемо отметить это событие, на любое количество гостей с разнообразным меню татарской кухни. При желании предоставляется ведущий церемонии, фотограф, видеограф. Естественно, невеста хочет выглядеть особенно прекрасно в этот день, и для этого мы готовы предоставить и свадебное платье, и необходимые аксессуары, и украшения, а также различные сопутствующие услуги.
— Свадьба часто ассоциируется с гуляньями, исполнением песен и танцами. В мечети это возможно?
— В мечети это невозможно. Но ведь часто люди хотят поздравить, исполнив песню, танец, и часто при проведении никахов нас просили организовать музыкальное сопровождение. Поэтому мы создали несколько залов для торжеств вне мечети, например банкетный зал «Бал», в котором есть возможность провести и никах, и детский праздник, пригласить аниматоров, музыкантов и танцоров и весело провести мероприятие, не нарушая норм шариата.
История мечети. Первая каменная
Мечеть Марджани также называли Юнусовской мечетью.
В Первой махалле жили люди зажиточные, купцы, татарская интеллигенция. Поэтому мечеть иногда называли Эфенди (господская). Ее работу финансировали богатые татарские купцы-миллионщики Юнусовы, поэтому мечеть также называли Юнусовской.
Но самое часто употребляемое название – мечеть Марджани. Это название она получила в честь татарского богослова и просветителя Шигабутдина Марджани, долгое время служившего в ней имамом. Неподалеку, через дорогу, находится его дом. Он запомнилась свои современникам своей деятельностью. Он отстаивал право мусульман на творческую деятельность, на занятия наукой, что было большой редкостью в то время.
Можно сказать, что Шигабутдин Марджани опередил свое время. Дом его часто посещали не только образованные мусульмане, но и русские ученые-востоковеды, и заграничные ученые-путешественники, которые проезжали через город.
Интересные экскурсии для вас:
Старо-татарская слобода — истинная жемчужина города Казани. Эту часть города кто-то называет… Старо-татарская слобода
1
6
по договорённости
Экскурсия «Йошкар-Ола удивительная» Йошкар-Ола — столица Республики Марий Эл. В последнее… Многодневная программа Три столицы Поволжья (Йошкар-Ола, Чебоксары, Казань)
2
5
по договорённости
Купеческая Старо-Татарская слобода — это исторический район Казани, расположенный на правом берегу… Купеческая Старо-Татарская слобода
1
8
по договорённости
Архитектурные особенности, интерьеры и святыни
Старую мечеть считают одним из самых красивых памятников татарской культовой архитектуры, и она по праву стоит в одном ряду с самыми выдающимися достопримечательностями Казани. Здание возведено в традициях средневекового мусульманского зодчества с использованием элементов провинциального барокко. Благодаря гармоничному слиянию двух разных стилей – европейского и восточного, культовая постройка имеет изящный облик и неповторимую красоту.
Оформление выполнено в мотивах «петербургского» барокко и многовековых традиций декоративного искусства татарского народа. Стены храма окрашены в белый цвет, а крыши – в зеленый. Наконечники и полумесяцы на малых архитектурных формах и минарете покрыты позолотой и выглядят очень нарядно.
Основное здание двухэтажное с т-образной пристройкой с северной стороны. Над ним возвышается стройный трехъярусный минарет. Нижний этаж используется под служебные нужды, а на верхнем находятся два богато декорированных молельных зала с мягкими коврами на полу.
Стены и своды помещений для молитв украшены позолоченными растительными орнаментами и разноцветной лепниной. В стене, которая разделяет залы, есть винтовая лестница на минарет. Она выводит на небольшой круговой балкон, откуда муэдзин пять раз в день призывает верующих к намазу.
Главная святыня хранится в мечети со времен Казанского царства. Это камень с могилы Мухаммад-гали бека, который датируют 1530 годом.
«Зират существует по адресу: Мамадышский тракт, напротив Самосыровского кладбища»
— Печальное событие — смерть близких. Вы помогаете людям в проведении похорон?
— В 2000 году по распоряжению первого президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева, на основании постановления №583 за подписью премьер-министра РТ Рустама Нургалиевича Минниханова была выделена земля для организации при мечети Аль-Марджани первого мусульманского кладбища, на котором мы оказываем услуги по захоронению в соответствии с нормами шариата. В тяжелый момент утраты круглосуточно можно обратиться, и вам окажут помощь. Наши имамы и специализированная ритуальная служба возьмут на себя обязанности, дабы достойно проводить покойного в последний путь: совершить омовение, завернуть в саван, прочитать заупокойную молитву, правильно выкопать могилу. Для этого на кладбище есть оборудованное место для омовения, зал панихиды, мечеть, для транспортировки — автокатафалк.
— Сколько будут стоить такие услуги?
— Существует прейскурант цен на ритуальные услуги. Копка могилы, доски, саван, омовение, катафалк, джаназа — необходимый перечень при захоронении. У нас на данный момент он стоит 28 тысяч рублей. Хочу сказать, что бо́льшая часть этих денежных средств идет на содержание кладбища, оплату коммунальных услуг, строительство дорог, благоустройство аллей.
— Приходится слышать, что за место на вашем кладбище просят не 28 тысяч, а в несколько раз больше…
— У нас каждый может обратиться непосредственно на кладбище при мечети Аль-Марджани, и вам озвучат именно такую цифру. Утвержденный прейскурант цен находится на стенде информации администрации кладбища. Там же есть контакты руководителя для разрешения возникающих вопросов.
— Какие еще услуги оказывают на вашем кладбище?
— У нас вы можете сделать заказ на изготовление надмогильного камня. Наши резчики и граверы изготовят камень любой сложности из различных видов гранита, мрамора, бетона, и, конечно, мы следим, чтобы он соответствовал нормам шариата, ведь в исламе запрещено устанавливать камни с фотографией или изображением людей, живых существ, статуи людей. Также мы производим установку памятников и благоустраиваем места захоронений.
Архитектура
Сооружение построено в традициях средневековой татарской религиозной архитектуры — с высоким минаретом на крыше, а также с использованием стилевых форм барокко. К сожалению, нет точных данных об архитекторе этого сооружения, но исследователи склоняются к версии, что им стал В. И. Кафтырев.
Архитектурно-стилистическим ядром Аль-Марджани (Казань) избрали концепцию эклектики с доминирующим средневековым исламским стилем и некоторыми элементами барокко. Фасады Аль-Марджани считаются уникальными. Зодчему удалось приоткрыть тайную завесу красоты и мудрости ислама, и он довел ее до мира в виде великолепной и величественной мечети.
Включение декоративных мотивов в богатый и яркий язык стиля барокко сделало эту архитектуру понятной и доступной. Здесь нет строгой симметрии: если в основных пропорциях просматривается закономерность, то каждый отдельно взятый элемент отличается от следующего деталями, размерами, декоративным оформлением. Кажущаяся простота скрывает за собой тончайшую и кропотливую работу великолепных мастеров.
Винтовая лестница, расположенная внутри минарета, поможет вам подняться на верхний ярус и увидеть круговой балкон для муэдзина. Ярусы минарета почти лишены декора. Специалисты относят их к периоду эклектизма. Арочные высокие проемы окон второго этажа обрамляют барочные наличники, простенки и углы выделяются одинарными и спаренными пилястрами, которые влеплены в ионические капители. Минарет имеет позолоченные наконечники с полумесяцами. Стены окрашены в белый цвет, а крыша в зеленый. С наступлением темноты здание дополнительно подсвечивается.
Первый этаж строения занимают служебные помещения. На втором находятся молельные залы. Их своды и стены украшают зеленая и голубая лепнина и позолоченные орнаменты. Интерьер выдержан в строгом стиле, характерном для ислама. Внутреннее пространство мечети разделено на два зала. Здесь можно увидеть растительный орнамент и лепнину зеленого, голубого и золотистого цветов.
Сегодня Казанская соборная мечеть Аль-Марджани является действующим храмом. Здесь проводятся собрания, культурные и учебные мероприятия мусульманской общественности. На территории мечети можно посетить ярмарки духовной литературы, увидеть обряды Курбан-байрама. Здесь же в праздничные дни устанавливают шатры для совместного разговения Ураза-байрама, отмечаются все мусульманские праздники.
У главного корпуса находятся административные и гражданские постройки: колледж и магазины, в которых можно приобрести халяль-продукты, литературу.
Аль-Марджани – мечеть, реликвии и святыни которой привлекают туристов и верующих из разных стран мира. Являясь центром исламской культуры республики, мечеть очень популярна среди верующих Татарстана. На ее территории хранится важный исторический артефакт, который имеет огромное значение для исламского мира, – камень с могилы бека Мухаммада-гали, которого почитают мусульмане всего мира.
Мечеть Аль-Марджани
Достопримечательности: Мечети
Работа по реставрации мечети «Аль-Марджани» была начата в 1996 году. Реставрационные работы проводились на средства прихожан и меценатов. Только в 2001 году на восстановление этого уникального сооружения в честь 1000-летия г. Казани были выделены средства из федеральной целевой программы, и мечеть была отреставрирована полностью.
Зародилась идея о создании целого комплекса, так как количество мусульман и спрос для мусульманского населения увеличивается, и назрела необходимость развивать сферу услуг, ориентированную на сословие общества. Создание целого комплекса было вызвано тем, что количество мусульман увеличивается и назрела необходимость развивать сферу услуг, ориентированную на эту часть общества. Для того чтобы верующие могли полноценно отдыхать в кафе и базах отдыха, воспитывать своих детей в мусульманском детском садике и не чувствовать свою ущербность и оторванность от мира. Мансур хазрат разработал целую инфраструктуру комплекса и сегодня успешно продолжает претворять ее в жизнь. Было принято решение о создании столь эффективно используемой и распространенной вакуфной системы в Исламском мире. Вакуфная система — это самодостаточный механизм, позволяющий не только содержать себя, но и финансировать духовные начинания, а также вести благотворительную деятельность.
Так были открыты: Кафе «Маржан», работающий по стандарту Халяль, открыты магазины с продукцией Халяль, специализированный мусульманский магазин, где представлена мусульманская одежда для женщин, различные аксессуары для дома и интерьера, и многое другое. Также запущено производство надгробий, мраморных плит.. За счет дохода всех этих производств было начато и по сей день продолжается строительство мусульманского комплекса. Так за достаточно короткий срок, была отреставрирована мечеть «Аль-Марджани», восстановлены дома купцов Апанаевых, Шамсиевых, а также реконструирован Казанский исламский колледж, детский досуговый центр, открыто женское медресе и центр женского развития, в котором есть свой финтесс-центр, преподают мастер-классы и массажный кабинет.
В планах предстоит открытие дома-музея Шигабутдина Марджани, родоначальника многих гуманитарных направлений в татарской науке, а также столь необходимых для верующих мусульманской поликлиники.
В настоящее время идет работа по восстановлению памятников архитектуры. Рядом с мечетью возводятся здания в стиле, напоминающие старинные татарские дома. Организован дом-музей купца Муллина, представляющий дом татарской культуры и быта, в котором все убранство и утварь напоминает о днях давно минувших лет.
«В те годы все обряды было принято проводить дома»
— Мансур хазрат, у обывателя, когда он слышит слово «мечеть», возникает ассоциация с местом, куда ходят в основном люди преклонного возраста и совершают намаз. У Аль-Марджани, насколько я знаю, есть и другие формы работы с верующими?
— С именем Аллаха Милостивого и Милосердного, хвала Аллаху, Господу миров. В годы СССР мечеть Аль-Марджани была единственной в Казани, но прихожан можно было видеть только на намазе. В те годы все обряды проводились дома: будь то имянаречение, никах, поминки по усопшему, ифтар, курбан. В 90-е все изменилось. У людей появилась возможность выполнять предписанные шариатом обряды в специальных помещениях при мечети. Хвала Всевышнему, что нам удалось это организовать в комплексе Соборной мечети.
— То есть начали помогать людям исполнять обряды в соответствии с шариатом?
— Да, начиная с рождения и до ухода в мир иной. Возьмем такое радостное событие, как появление на свет малыша — большое счастье для его родителей, родных и близких. По исламской традиции при рождении девочки нужно зарезать одного барана, если мальчик — двух и организовать застолье. Конечно, если у вас большой дом, где можно разместить всех желающих отметить рождение ребенка, вы можете и дома организовать торжество, а если квартира маленькая? Как всех разместить? На сегодняшний день, хвала Аллаху, у нас в мечети есть возможность все это организовать. При мечети есть залы на 200 человек, на 100, есть и на 20 мест для праздников разного масштаба, а для ифтаров — до 1 тысячи мест.
— С чего начать человеку, который захочет провести свое мероприятие в мечети Аль-Марджани?
— С обращения в нашу службу по организации мероприятий. Имам побеседует с родителями, объяснит их обязанности и права ребенка, расскажет, как проходит обряд имянаречения, для чего он нужен, пояснит, какой смысл имеет выбранное имя. Персонал службы покажет помещения, где можно будет организовать праздник, ознакомит с меню, которое разнообразно, в том числе и по цене. Конечно, этот знаменательный день можно запечатлеть на фото, видео.
— А если человек пришел с новорожденным и хочет, чтобы ему дали имя без застолья?
— Конечно, ему не откажут, ведь это первая из обязанностей родителя — дать достойное по значению имя своему ребенку, и мы знаем, как это важно. Сам обряд проводим торжественно: в мечети, в отдельном помещении, устанавливается бишек (люлька), куда укладывают ребенка, поворачивают в направлении Каабы
В правое ухо говорится азан, в левое — камат, называют имя и отчество, имам обращается к родителям с проповедью. Знаете, бывает, что и взрослые люди приходят, хотят поменять имя: допустим, человек принял ислам, теперь хочет, чтобы его называли в соответствии с исламской традицией.
— Это как-то фиксируется на бумаге?
— Да, мы выдаем шахадатнамэ — есть свидетельство об имянаречении, оно выдается в торжественной обстановке, с печатями, именем имама, который нарек ребенка, и названием места проведения обряда.
История мечети
Мечеть аль-Марджани стала первым каменным мусульманским храмом, который появился в городе со времен Иоанна IV Грозного. Она была возведена по проекту казанского архитектора Василия Ивановича Кафтырева на средства прихожан в 1770 году.
Жертвователями на храм стали 62 жителя Казани, которые собрали 5000 рублей. Больше всего денег отдал богатый промышленник и домовладелец Ибрай Юнусов.
Здание вышло очень большим и красивым. Казанский градоначальник был недоволен. Он отправил письмо Екатерине II и пожаловался, что минарет получился слишком высоким. В ответе императрица написала, что дала право мусульманам строить на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, так как оно не входит во владения императрицы.
Поначалу новую мечеть называли Первой соборной, а потом – «Эфенди» — Господской. На протяжении всей истории храм активно поддерживала мусульманская община города. В 1861 году на деньги купца И. Г. Юнусова к храму сделали большую пристройку с лестницей. От этого здание на одну оконную ось стало длинней по фасаду.
Через два года на средства того же благотворителя был расширен михраб. По купеческой династии Юнусовых, которые много тратили на содержание храма, мечеть стали называть Юнусовской.
В 1860-е годы богатый казанский торговец Зайнулла Усманов пожертвовал значительную сумму для перестройки минарета. В той части, которая указывала на святую для мусульман Мекку, прорубили окно, и внутри стало гораздо светлее. Состоятельные купцы Мифтахутдин Валишин и Валлиула Гизетуллин дали средства на ажурную металлическую ограду. Год за годом мечеть становилась все красивее и красивее.
С 1850 года на протяжении 39 лет в мусульманском храме служил имам-хатиб Шигабутдин Марджани. Просвещенный проповедник, педагог и археограф пользовался большим уважением у верующих Казани. Марждани прославился, как историк, талантливый этнограф и востоковед. С конца XIX века мечеть стала носить его имя. В наши дни памятник знаменитому богослову украшает набережную озера Кабан в Казани.
До прихода советской власти в храме проводили религиозные обряды, обучали богословию, геометрии, астрономии и истории. В советские годы мечеть аль-Марджани не закрыли. Она оставалась единственным действующим мусульманским храмом Казани, куда верующие могли приходить за духовной поддержкой и совершать намаз.
Культовое здание и территорию вокруг него неоднократно реставрировали. Большой объем работ был выполнен при подготовке к празднованию 1000-летия города, которое отметили в августе 2005 года.
«Тот, в кого с раннего возраста заложили основы нравственности, вряд ли встанет на путь греха»
— Понятно, когда у вас совершается обряд имянаречения. Что потом? Сохраняется ли связь с ребенком, когда он становится чуть постарше?
— Всевышний дал ребенка как аманат для родителей, это чистый лист, на котором пишут взрослые. Конечно, мы стремимся помочь родителям вырастить достойных детей. При мечети действует «Центр оказания помощи людям с ОВЗ АНО „Добрый мир для всех“», работает исламский культурный центр, совместно с которыми мы организуем различные мероприятия: конкурс чтения Корана, Азана, детские праздники на Рамазан, Курбан, Мавлид, конкурсы колыбельной песни, праздник родословной и другие мероприятия, в которых и дети, и родители с удовольствием принимают участие.
— У вас во дворе можно увидеть группу ребятишек, которые гуляют со взрослыми. Это своеобразный мусульманский детский сад?
— По просьбе имамов, преподавателей и прихожан мечети был открыт мусульманский детский центр. Это не просто центр, где халяль-питание и воспитатели-мусульманки, а в первую очередь дом, где дети в игровой форме получают религиозное воспитание. В дружной атмосфере приобретают знания об Аллахе, учат Коран, изучают основы веры, историю ислама, пророков.
— С дошкольниками все ясно, а после того как дети пойдут в первый класс, вы ими занимаетесь?
— В мечети Аль-Марджани организуются различные курсы: обучение основам ислама, правильному совершению намаза, преподается история ислама, изучается арабский язык, татарский, также можно познакомиться с историей быта татарского народа. Ребенок школьного возраста может ходить на воскресные курсы при мечети, во время школьных каникул посещать лагеря. Возможно, в дальнейшем наш выпускник не пойдет по пути служения, не будет трудиться имамом, но любовь к исламу у него останется на всю жизнь. Тот, в кого с раннего возраста заложили основы нравственности, вряд ли встанет на путь греха.
Аль-Марджани (мечеть): история создания
Строительство этого сооружения началось в 1766 году с позволения Екатерины II во время ее визита в Казань. Примечательно, что строительство велось на средства прихожан. Шестьдесят два человека собрали более пяти тысяч рублей.
Аль-Марджани стала первой соборной мечетью из камня, построенной в городе после завоевания его Иваном Грозным. Строительные работы были завершены в 1770 году. Мечеть была двухэтажной с трехъярусным минаретом на крыше. Внутреннее убранство сочетало в себе традиционные татарские декоративные мотивы с элементами «петербургского» барокко.
Значительно позже (1861) у мечети появилась с северной стороны пристройка с лестницей. В 1885 году решено было перестроить минарет, и его кардинально изменили: была уменьшена его высота, что стало неким проявлением веротерпимости мусульман.
Кровлю мечети, которая до этого имела килевидную форму (очень напоминавшую Петропавловский собор), сменили на скатную крышу, закрыв практически полностью восьмигранный нижний ярус минарета. А еще через два года (1887) на средства купцов М. Валишина и В. Гизетуллина был обнесен металлическим ажурным парапетом круговой балкон минарета.