Воронцовский дворец

Уникальность архитектуры

Дворец строили 20 лет (1828 – 1848) по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, англомана Михаила Семеновича Воронцова. Граф лично выбрал место для летней резиденции на живописном каменистом мысу у подножия горы Ай-Петри в малоизвестном селе Алупка.

Материалы для строительства

Для строительства по проекту английского архитектора Эдварда Блора привлекли 60 тысяч крепостных крестьян, солдат саперного батальона. Строительство велось из добытого неподалеку местного камня диабаза.

Зеленовато-серый камень вулканического происхождения не уступает по прочности граниту, однако в обработке капризен. Мастера-камнерезы, строившие храмы в Центральной России, трудились и здесь. Работы проведены вручную примитивными инструментами.

Новые архитектурные веяния

Воронцовский дворец строился по новым архитектурным принципам. Расположенный соответственно рельефу, он органично вписался в южный ландшафт, повторяя очертания виднеющихся гор. Отдавая должное светской моде того времени, зодчий объединил в архитектуре сооружения английский, неомавританский и готический стили.

В неприметном татарском селе появился замок в духе английского зодчества из пяти корпусов с оборонительными башнями, неодинаковыми по форме и высоте. Открытые и закрытые переходы, лестницы и внутренние дворики объединили корпуса между собой, напоминая сооружение английских аристократов времен средневековья.

Уникальные решения

Воронцовский замок из темного обточенного камня с арками, зубчатыми стенами, ажурными переходами, тонкими резными узорами поражает смешением стилей. Главный фасад центрального корпуса создан в стиле мусульманской мечети. Шпили и башенки напоминают восточные минареты. У главного подъезда – строгие монументальные башни с бойницами, зубчатые стены, узкие окна-бойницы создают образ средневекового замка.

Южный фасад выполнен с мавританской пышностью: со стрельчатыми арками, восточным орнаментом, балкончиками и ажурными решетками, настенной резьбой. Декоративное украшение Воронцовского дворца – пологая стрельчатая арка. Украшение повторяется в чугунных балконах, в каменной резной решетке крыши, в убранстве входа, над которым по фризу шестикратно повторяется фраза: «И нет победителя, кроме Аллаха»!

С северной стороны здание увенчано аккуратными башенками и большими окнами. Перед фасадом разместились мраморные фонтаны. У Парадной лестницы – Львиная терраса. Шесть львов «восседают» по обе стороны монументальной лестницы из белого мрамора. Один «спит», другой «пробуждается», остальные – «бодрствуют» и «рычат».

Воронцовский дворец, оборудованный водопроводом с горячей водой и канализацией, обошелся графу в 9 миллионов рублей серебром – грандиозная по тем временам сумма.

Эвард Блор (1787–1879): Виндзор, Букингем — нет, Алупка!

Если о графе Воронцове сохранились воспоминания современников и его собственные мемуары, то найти подробную информацию об архитекторе Воронцовского дворца оказалось достаточно сложно. Чаще всего о Блоре цитируют информацию из Википедии. 

Нам же Блора интересен в первую очередь в связи с интригующей архитектурой Воронцовского дворца. Откуда появилась идея смешать стили Запада и Востока? Приезжал ли Эдвард Блор в Крым или нет? И почему именно Блор, он ведь второй архитектор Алупкинского дворца?

Эдвард Блор, как и граф Воронцов получил семейное воспитание, но без применения прилагательного “блестящее”. Блор-старший был исследователем антиквариата (который и собирал, и изучал, и продавал по совместительству). 

Блор-младший начинал свою карьеру как антикварный чертежник, по нашему проектировщик, то есть формально архитектор.

Иногда Блору приписывается строительство особняка Вальтера Скотта в Шотландии — Эбботсфорда. Но это маловероятно. Проектировал замок лично Вальтер Скотт, причем изменения вносились на протяжении более чем 10 лет, в зависимости от потребностей момента. Блор считался другом Вальтера Скотта, и скорее в какой то период строительства его поместья (1811-1824) он немного и поучаствовал, но не более. С другой стороны, при взгляде на Эбботсфорд, сразу становится понятно, что повлияло на выбор архитектурного стиля Блора.

Да и первого серьезного клиента Блор скорее всего получил благодаря Вальтеру Скотту. Джордж Крэнстоун, как Скотт, юрист и шериф-заместитель, они вместе учились, а затем дружили всю жизнь. Замок для Крэнстоуна в Ланаркшире — первая серьезная работа Блора в 1824-1827 годах.

Потом было еще две работы, для антиквара Самюэла Раша Мейрика и депутата Уильяма Понсонби, получившего от современницы характеристику “осла и дурака”. Оба здания не сохранились, тем не менее, Блор стал известен достаточно, чтобы в 1831 году получить приглашение от короля Англии Вильгельма IV, взошедшего на престол после брата Георга IV. Братец в бытность свою королем затеял превращение Букингем-хауса в Букингемский дворец. При этом затраты на его перестройку по проекту известного архитектора Джона Нэша оказались настолько велики, что новый король решил поменять архитектора. По мнению исследователей, возможно Блор был и не столь талантлив, как Нэш, но его труд обходился значительно дешевле.

Что интересно, именно в 1831 году в Англию приезжал и граф Воронцов. После чего сразу же решил отказаться от предыдущего проекта Алупкинского дворца и заказал новый проект Блору.

В среде авторов, рассказывающих о строительстве Воронцовского дворца, так и не сложилось единого мнения — приезжал ли Блор лично в Крым? Часть авторов голосует за приезд, вторая часть так же авторитетно заявляет, что Блора в Крыму не было.

Думается, что спор легко решается, если взглянуть на эскиз Южного фасада дворца, выполненный Блором.

Обратили внимание? Южный фасад расположен на фоне Ай-Петри, и у этой знаменитой горы очень характерная вершина. Если ли бы Блор лично увидел корону Ай-Петри, он никогда бы так ее не изобразил.                                                                                                                 . Интересно еще и то, что ни до проектирования Алупкинского дворца, ни после него, Эдвард Блор ни разу не использовал мавританские мотивы в планировках

Все здания, построенные по его проектам, схожи по основной идее, близки к шотландским замкам или средневековой готике

Интересно еще и то, что ни до проектирования Алупкинского дворца, ни после него, Эдвард Блор ни разу не использовал мавританские мотивы в планировках. Все здания, построенные по его проектам, схожи по основной идее, близки к шотландским замкам или средневековой готике.

Поэтому напрашивается вывод об участии в формировании идеи замка самого графа Воронцова. Подчеркиваю — это только мой вывод, который основывается на однообразности всех проектов Блора, исключая дворец в Алупке.

После проектирования Воронцовского дворца были и завершение перестройки Букингемского дворца, и реконструкция Виндзорского замка и проектирование Дома Правительства в Сиднее. Блор активно работал до 1849 года и после продолжал рисовать. 48 томов его иллюстраций ныне хранятся в Британской библиотеке.

И, положа руку на сердце, можно определенно признать, что самым оригинальным его проектом остается именно проект Алупкинского дворца, созданный в потрясающей гармонии с природой Крыма.

Занимательная информация

Интересные факты:

  • замок в Алупке принадлежал трем поколениям Воронцовых до 1917 года;
  • после войны 1812 года Воронцов с войсками был во Франции. Он узнал, кто из солдат задолжал местному населению, и лично расплатился за них;
  • после окончания строительства дворца, Михаил Семенович Воронцов в качестве благодарности разрешил крепостным освободиться из неволи;
  • в Крыму граф развивал промышленность, сельское хозяйство, виноделие, строил пароходы и дороги из личных сбережений;
  • по ходатайству графа, крымские марочные вина херес, мадера, мускат, портвейн получили награды на международных выставках;
  • создатель замка ни разу не был в Крыму. Для создания проекта он досконально изучил рельеф и природу местности, но на строительной площадке ни разу не появился;
  • фундамент дворца залит свинцом во избежание разрушений при землетрясениях;
  • во дворце есть 9 действующих каминов, но разжигать их запрещается в целях безопасности;
  • Алупкинский парк был задуман в виде амфитеатра, разделенного на несколько частей прилегающим шоссе;
  • содержание парка в 1910 году обходилось 36 тысяч рублей, территория была открыта для посещения туристами;
  • Воронцовский парк с 1960 года он является заповедным парком-памятником общегосударственного значения;
  • в 1945 году во время Ялтинской конференции во дворце размещалась английская делегация во главе с У. Черчиллем, который намеревался его купить;
  • с 1945 по 1955 гг. здесь были партийные госдачи, которые по документам проходили как “специальный объект №3”;
  • Дворец Воронцова запечатлен во многих фильмах: «Обыкновенное чудо», «Алые паруса», «Небесные ласточки» “Гамлет”, “Безумный день или Женитьба Фигаро”, “Десять негритят”, “Сафо”;
  • в составе экспозиции Алупкинского музея насчитывается более 11 тысяч экспонатов.

Что интересного посмотреть

Безусловно, самой запоминающейся диковинкой станут удивительные декоративные растения, которые привозились ботаником из разных уголков мира – специалисты насчитывают не менее 200 видов. Однако в этом месте можно увидеть нечто еще не менее красивое и восхитительное. Условно, прибрежным шоссе Ялта-Симеиз, вся территория разделена на верхний парк и нижний. Каждая зона уникальна.

Верхний парк

Пейзаж верхней части весьма разнообразен

Изначально здесь создавались дорожки-тропки словно лабиринты дикой природы, позже ландшафтный дизайн стал несколько изменяться, внимание все больше уделялось группам растений, растущих поодаль на открытых участках

Теперь поворачивая по извилистым тропкам каждую минуту открывается новый невероятно завораживающий вид.

Западная часть верхней территории уникальна Малым хаосом. Своеобразные архитектурные уголки тянутся от самого дворца на северную часть, где раскинулся Большой хаос. Тут настоящие дикие красоты – мох, плющ, лианы густо окутывают каменные нагромождения, тянутся к скалам.

Следующая достопримечательность – скала под названием «Лунный камень». Десятиметровая красавица шириной в 20 метров, украшает северный парадный двор. Скала отражает свет луны, благодаря ровной грани.

Днем, рядом растущий кипарис и софора японская – вековое «дерево мудрецов», бросают тень на скалу. От нее тропинка уводит к гротам Самшитовой рощи – местам полной романтики и божественной красоты каскадов, водопадов.

Романтический вид уникальному шедевру искусства придает алея кипарисов, растущих на маленькой равнине. От нее можно пройти к павильону, сооруженному над водным источником.

На Малом хаосе можно долго любоваться искусственными прудами, одно из них Зеркальное озеро. Водная гладь полна утками, лебедями, а если присмотреться можно увидеть маленьких карасей. Озеро по берегам окаймляют разные растения и камни, которые «накиданы», будто бы их «принесла» сюда сама природа. Недалеко от озер раскинулась Платановая поляна с павлинами.

Следуя от одного из озер можно добраться до Большого Хаоса – глыбы плотных магматических пород. Растительности здесь практически нет. Дикое пустынное место, наверное, бы навевало тоску и страх, если бы не дорожка со ступеньками и смотровые площадки. Поднявшись сюда можно увидеть парк, море, горы и всю красоту Алупки. Прямо от сюда, чтобы не возвращаться можно отправиться в город, поднимаясь по ступенькам из диабаза.

В этих местах есть еще одна достопримечательность – Солнечная и Контрастная поляны, разделенные между собой небольшим оврагом, который от дождей наполняется водой. Сами поляны отличаются резким подбором растений, отличных по виду, форме, размерам. Недалеко от Контрастной поляны раскинулась Каштановая поляна, замыкающая восточный вход парка.

Обратите внимание! Верхняя часть парка создана так, что создается впечатление будто попадаешь в какую-то сказку, созданную самой природой, а вот нижняя зона – полная противоположность

Нижний парк

Прогуливаясь по нижнему участку можно лицезреть строгую четкую планировку. Растения здесь подстрижены фигурно, общая атмосфера напоминает восточные страны. Террасы идеально ровные, плавно спускающиеся к морскому берегу.

Недалеко от Львиной террасы, ведущей к входу дворца, красуется Фонтан Слез, его мотивы – абсолютная копия знаменитого Бахчисарайского фонтана. Струйки воды, струящиеся по чашам мраморного изваяния создают неподдельный ритм капающих слез.

Лестница террасы выполнена из диабаза, скульптуры львов создавал итальянец Бонанни. Могущественные хищники охраняют вход, буквально сиюминутно пробуждаясь ото сна едва заметив новых гостей. Ниша величественного строения украшена вазами. Также любознательные туристы могут полюбоваться Фонтаном Амуров, Фонтаном Раковина.

В западной части от дворца на 100 метров раскинулась Пальмовая алея. Среди зелени можно увидеть скульптуры «каменных баб», памятник красногвардейцам. По дороге к Пальмовой алее находится источник «Кошкин глаз». Вообще в нижнем парке постоянно слышится шум падающих вод.

Вода направляется от Верхнего парка, проходит каскады, водопады и весело шумя уходит в море. Там туристов встретит «Чайный домик», здесь же грациозно возвышается скала Айвазовского от которой тянется сосновая роща.

Каким образом добраться

Конечно, добраться до необходимого места на собственном или арендованном автотранспорте намного проще и удобнее, чем официальными муниципальными перевозчиками. И все же, данную возможность имеет далеко не каждый отдыхающий, поэтому рассмотрим маршруты из основных туристических населенных пунктов с минимальным количеством пересадок.

Из Симферополя:

  • От городского ж/д вокзала на маршруте № 52 до Троллейбусной станции Ялта – время в пути около 3 часов; затем, пройдя чуть меньше 100 метров до автостанции Симеиз, воспользуйтесь № 115 до автостанции Алупка. Затем по Дворцовому шоссе спуститесь к музею-заповеднику.
  • Либо после того, как воспользуетесь № 52 от Симферополя и доберетесь до троллейбусной станции Ялта, пройдитесь до автовокзала и пересядьте на маршрут № 102. Он, в свою очередь, доставит вас до остановки Воронцовский дворец, а оттуда пройдитесь в сторону дворца по Дворцовому шоссе.

Рассмотрим варианты маршрутов прямиком из курортного города Ялты:

  • Можно добраться от автостанции, воспользовавшись маршрутами № 102, 115, 107.
  • От остановки «улица Садовая» ходит общественный транспорт № 132.

По окончании маршрута в Алупке необходимо пройтись менее 1км в сторону моря по шоссе.

Из Севастополя добраться до южной резиденции графа Воронцова, конечно же легче на личном либо арендованном авто. Если общественным транспортом, то в любом случае сделать это можно через Симферополь, а там воспользоваться предложенными выше вариантами.

Другим вариантом будет следование на автобусе « город Севастополь – город Ялта» до остановки «Питомник», затем на другой стороне проезжей части пересядьте на №1A и доезжайте до остановки «Автостанция». Также можно доехать на прямом автобусе «Севастополь — Алупка». От остановки «Автостанция» пройдитесь 15 минут до западных ворот дворца.

Проще всего, если вы находитесь непосредственно в Алупке. Вы можете воспользоваться услугами такси, либо пройтись до музейной территории, используя навигационную карту.

Другое дело, когда вы находитесь в Алуште. Вам следует добраться до остановок «Судакская развилка», либо «Заповедник» и далее воспользуйтесь маршрутом № 52 до троллейбусной станции Ялта, а там на автостанции пересядьте на № 115 или 102.

Подробный адрес дворца можно посмотреть ниже, карта с местоположением представлена тут.

Очень остро стоит вопрос в Крыму с нелегальной парковкой, новый вид мошенничества. Проблемы были всегда в 2018, 2019 и в 2020 годах. На подъезде к Воронцовскому дворцу орудуют, так называемые, парковщики и взимают с владельцев личного автотранспорта немаленькую сумму, сопоставимую со стоимостью входного билета -300 рублей и раз на раз не приходится, возможно, все зависит от наплыва туристов или от времени года. Иногда просят 300 рублей за час, а иногда и неограниченно.

Тем не менее – эти парковки незаконны. Глава Крыма дал четко понять, у музейных объектов априори не может быть платных парковок, и в случае, если с вас вымогают деньги, смело обращайтесь в полицию.

5 1 голос

Рейтинг статьи

Особенности архитектуры Воронцовского дворца

Воронцовский дворец, ставший в середине XIX столетия украшением Алупки в Крыму, был своего рода инновацией, нарушившей некоторые архитектурно-строительные принципы. Корпусы дворцовых ансамблей в те времена было принято располагать в строгой геометрической группировке, однако архитектор Блор отступил от этого правила и все сооружения, входящие в состав Воронцовского дворца, распределил на местности так, что они стояли по направлению с запада на восток, как бы в соответствии с движением гор. Такой подход позволил всем постройкам гармонично вписаться в местный ландшафт – Воронцовский дворцовый комплекс нашел свое место на крымских просторах.

Шуваловский корпус

Перемещаясь от корпуса к корпусу, можно наглядно отследить этапы развития архитектуры средневековья, начиная с ее самых ранних форм и заканчивая традициями XVI столетия.

Однако упор при разработке проектов всех сооружений все-таки делался на английский стиль. Чем же так привлекателен Воронцовский замок в Крыму? Его особенностью является внешний вид, напоминающий замок-крепость из древних VIII – XI столетий.

Башни западного входа

Попадая на двор хозяйственных корпусов, невольно натыкаешься на глухие стены и попадаешь в замкнутые пространства, а при попытке пробраться к центральному корпусу оказываешься в окружении сторожевых башен круглой формы.

Далее общее впечатление неприступности дополняют узкие окна-бойницы и высокие стены грубой кладки. Но неожиданно появляется ажурный висячий мост, изготовленный из чугуна, и вносит праздничную нотку в эту суровую композицию. И так по мере удаления от арки западного въезда всё более проявляются признаки архитектуры следующих эпох.

Молельня

Перебравшись по ажурному мостику и избавившись от ощущения замкнутости, можно оказаться в Парадном дворике, из которого открывается вид на гору Ай-Петри. Но это не просто вид – это своеобразная картина, ведь пейзаж как бы ограничен архитектурной рамкой, представленной часовой башней, восточным флигелем и подпорной стеной с фонтаном.

Слева направо: парадная столовая, зимний сад, главный корпус

Интересна и архитектура главного корпуса Воронцовского дворца в Крыму. Его стены выдвинуты из плоскости на разных уровнях, как того требует английский стиль Тюдор. Центральная часть украшена парадным входом и оформлена выступами эркеров и боковыми ризалитами. Крышами башен служат луковичные купола. Северный фасад здания декорирован узкими полуколонками-многогранниками, венцами которых являются пинакли (декоративные верхушки).

Шуваловский проезд с видом на ажурный мостик

Изящные пинакли и зубцы, купола и дымовые трубы, украшенные навершиями цветочной формы, сглаживают грубость каменной фактуры стен и их массивной клади.

Рассматривая резные украшения из камня, которыми оформлен Воронцовский дворец, стоит отметить их ярко выраженное сходство с некоторыми элементами западного и восточного зодчества. Так, настоящие знатоки архитектуры сразу замечают готические дымовые трубы и минареты мечети, и именно такая совместимая несовместимость делает дворцовый комплекс особенным. Особенно остро это сходство ощущается по мере перемещения к южному фасаду корпуса, наименованного главным. В лучах солнца его очертания кажутся необычными, причудливыми.

Шуваловский проезд с видом на западные ворота

Но основным мотивом оформления дворца являются арки самой разнообразной формы – они и пологие, и килевидные, и подковообразные, и стрельчатые. А увидеть их можно везде, начиная от балюстрады балконов и заканчивая убранством портала южного входа в Воронцовский дворец. Кроме того, архитектурный ансамбль, возведенный по заказу генерал-губернатора, имеет и свою «изюминку» — это 6 одинаковых строк на арабском языке, свидетельствующих о том, что победителем является только аллах. Увидеть надпись можно в нише, декорированной тюдоровским цветком и индийским лотосом.

Выход из двора

История дворца

Первоначальный проект дворца был создан архитекторами Ф.Боффо и Т.Харрисоном в неоклассическом стиле. Был уже даже возведен фундамент. Но впоследствии Воронцов перезаказал исполнение проекта дворца известному английскому архитектору Э.Блору, который был знаком с алупкинским рельефом только по присланным ему наброскам и рисункам местного ландшафта. Блор – автор знаменитого лондонского Букингемского дворца, не приезжая ни разу на место строительства, сумел создать проект удивительного строения, имеющего свой неповторимый образ и весьма логично вписанный в окружающую действительность.

Так выглядел Воронцовский дворец в первой половине 19 века. Литография

Строили дворец, конечно же, крепостные, которых сюда было привезено более 80 тысяч. Везли их из Московского и Владимирского регионов. Трудилось здесь и множество опытных каменотесов и камнерезов, которые частенько работали целыми потомственными династиями. Их труд был ручным, а орудия труда весьма примитивными. Дело в том, что диабаз, из которого строился дворец – это продукт застывшей лавы, который по твердости раза в два превосходит гранит. И этот диабаз обтачивался металлическим топором, зубилом и т.д. вручную. Каменотесов собирали по России из наиболее талантливых создателей храмовой архитектуры.

Герб Воронцовых на дворцовой стене из диабазовых плит

Строительство началось с возведения Столового корпуса, почти одновременно с ним возводился и Главный корпус. В начале 40-х годов появляется бильярдная, как пристрой к столовой, Гостевой и Восточный корпуса, оформляются дворцовые башни и хозяйственные корпуса с Парадным двором. Самым последним дворцовым сооружением стал корпус Библиотеки, ведь граф М.Воронцов был заядлым и потомственным библиофилом.

Библиотека М.Воронцова была одной из богатейших частных в России

Дворцовый комплекс в Алупке строился очень долго — почти полных двадцать лет! Только к лету 1848 года были завершены все отделочно-оформительские работы. И последним аккордом явилось оформление Львиной террасы, которую украсили прекрасные львиные скульптуры работы известного итальянского мастера Д.Боннани.

Надо иметь в виду, что параллельно возведению дворцового ансамбля шло создание прекрасного парка, который являлся неотъемлемой частью всего Воронцовского комплекса.

Львиная терраса расположена у Южного фасада дворца

Окончательно оформленный дворец с середины 19 столетия и вплоть до революционных событий служил семье Воронцовых. Первый его хозяин, Михаил Воронцов, был вскоре переведен на Кавказ, а во дворце осталась жить семья его дочери. После смерти графа Дворец перешел в собственность к его сыну Семену Михайловичу, который детей не имел. Его вдова впоследствии переехала жить в Европу, и дворцовое имение стояло некоторое время бесхозным.

В начале 20 столетия приведением заброшенного дворцового хозяйства занялись Воронцовы-Дашковы, которые построили на пустующих землях при имении сотню дачных домиков для сдачи в наем, а часть земель сдали в аренду под санатории и пансионаты. Все закончилось с началом революционного переворота в России. Но национализированный дворец уже с 1921 года начал функционировать как музей.

Судьба дворца, построенного под Ай-Петри, временами была очень трагична

В годы Великой Отечественной войны и фашистской оккупации дворец чудом не был разрушен, но его экспонаты в большинстве своем были вывезены за границу. Ущерб от похищенного в те времена оценивался в районе 5 млн.рублей. После войны сотрудники музея предпринимали попытки найти похищенное, но вернуть получилось очень немногое.

В феврале 1945 года в Крыму проходила известная Ялтинская конференция с участием трех глав великих держав – России, Америки и Англии. Проходила она в Ливадийском дворце, где была размещена американская делегация во главе с Рузвельтом. Русскую делегацию со Сталиным разместили в Юсуповском дворце Кореиза. А вот резиденцией английской делегации во главе с Черчиллем стал на время конференции именно Воронцовский дворец.

Английская делегация Ялтинской конференции жила в Воронцовском дворце

После войны некоторое время дворец был государственной дачей для высших правительственных чиновников и партийной элиты. Но уже в 1956 году в дворцовых залах расположилась экспозиция Музея Изобразительного искусства, который к началу 90-х присоединился к Алупкинскому Дворцово-парковому музею-заповеднику.

История Воронцовского дворца

Изначально дворец планировался как летняя резиденция графа Михаила Воронцова, который был известен своим изысканным вкусом, любил роскошь и красоту. В отличие от многочисленных особняков аристократов, строившихся в Ялте, Воронцовский дворец был построен у горы Ай-Петри, ближе к Чёрному морю и нетронутой природе. Целых 80 лет, до прихода к власти большевиков, здесь проживали несколько поколений графской семьи.

Посетив впервые Крымский полуостров, Воронцов стал уделять много внимания развитию местной инфраструктуры, поскольку это сулило большие выгоды. Помимо участка под строительство резиденции, граф выкупил другие территории. Ему стали принадлежать Массандра и Гурзуф. На строительство дворца в Алупке было потрачено почти 9 миллионов рублей ‒ будущий владелец не жалел денег на роскошь и богатство.

Грандиозное строительство началось в 1828 году и длилось целых двадцать лет. Первоначальный проект особняка разработали архитекторы Ф. Боффо и Т. Харрисон, по их замыслу дворец должен был представлять собой монументальное сооружение, выполненное в стиле неоклассицизма. Был уже даже заложен фундамент. Однако спустя некоторое время граф Воронцов полностью изменил свое решение.

Начиная с середины XIX века и до революции, резиденция была собственностью семьи Воронцовых. Граф Михаил Воронцов был переведен служить на Кавказ, во дворце осталась проживать его дочь со своей семьей. Вскоре после смерти графа Воронцовский дворец стал собственностью его сына, который был бездетен. Когда он скончался, вдова уехала на проживание в Европу, и здание некоторое время пустовало.

В первые годы XX века обустройством заброшенного дворца занялись Воронцовы-Дашковы, приспособившие большинство пустующих территорий под дачные домики, которые сдавались отдыхающим. Часть земель была отдана в аренду под строительство пансионатов и санаториев. Вскоре Воронцовский дворец, ставший национальным достоянием, начал функционировать в качестве музея.

Во время войны и фашистской оккупации здание дворца буквально чудом осталось целым, однако большинство уникальных экспонатов было вывезено за пределы страны. Общая сумма ущерба, нанесенного государству, составляла около 5 миллионов рублей. В послевоенное время сотрудниками музея не раз предпринимались попытки отыскать похищенные экспонаты, однако основное число шедевров было утеряно безвозвратно.

После завершения войны Воронцовский дворец обрел статус государственной дачи, где отдыхали правительственные чиновники. Спустя еще несколько лет в стенах резиденции расположился санаторий, а ближе к концу XX века здесь начал свою работу Крымский музей изобразительного искусства. С распадом Советского Союза Воронцовский дворец вошел в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.

Планировка Воронцовского дворца

Весь дворцовый комплекс, возведенный по заказу Воронцова, представлен несколькими солидными корпусами, обозначенными как:

  • центральный;
  • столовый;
  • гостевой;
  • библиотечный;
  • хозяйственный.

Слева направо: парадная столовая, зимний сад

Корпус, предназначенный для приема гостей, впоследствии назвали Шуваловским, поскольку в его правой части находилась комната дочери Воронцова, ставшей после замужества графиней Шуваловой.

Как ни странно, строительство дворца начиналось с возведения столового корпуса, и на эти работы ушло 4 года (с 1830 по 1834 гг.). На строительство центрального корпуса ушло 6 лет – 1831 – 1837 годы. С 1841 по 1842 годы велись работы по строительству бильярдной, дополнившей здание столовой.

Северный фасад главного корпуса

На возведение гостевого корпуса, всех башен, хозяйственных построек, флигелей и оформление Парадного двора также потребовалось немало времени (это были 1838 – 1844 годы). И, наконец, к дворцовому комплексу присоединился корпус библиотеки, построенный с 1842 по 1846 годы.

Украшением центральной лестницы стали скульптуры львов, изготовление которых было поручено итальянскому мастеру Джованни Боннани. А завершался весь роскошный дворцовый ансамбль львиной террасой, то есть множеством фигур львов.

Справа — Часовая башня

Выставки и экспозиции

Выставки и экспозиции размещены во многих помещениях Воронцовского дворца – в залах, Шуваловском флигеле, Гостевом корпусе, Хозяйственном корпусе, конферен-зале.

Так, гости могут посмотреть экспозиции «Парадные залы Главного корпуса», «Дом графа А.П. Шувалова», «Квартира Дворецкого», «Скульптура Южных террас», «Воронцовская кухня», выставки «Под платаном», «Фарфоровая кладовая» и другие.

Приемлемые цены доступны всем категориям посетителей. Стоимость билета для взрослых составляет от 50 до 300 рублей, для студентов, пенсионеров и детей от 16 до 18 лет – от 25 до 150 рублей. «Единый билет» стоит 650 и 325 рублей соответственно.

Например, на постоянной основе в музее работает экспозиция «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца». Эти помещения практически не изменились с давних времен. Отделка, мебель, даже портреты на стенах сохранили свой первоначальный вид в традиционной английской манере. Во время экскурсии гости увидят парадные залы главного корпуса, Китайский кабинет, вестибюль, Голубую гостиную, Зимний сад, Парадную столовую, бильярдную.

В кухонном здании Хозяйственного двора расположилась экспозиция «Воронцовская кухня». В этой части дворца прислуга не только работала, но и жила. Посетителям открыты три помещения этого корпуса, в которых можно познакомиться с интерьером дворцовой кухни. Первый зал просторный, расположен на территории в 60 квадратных метров и в высоту двух этажей. В центре стоит чугунная плита, украшенная литым орнаментом. Старинные посуда, раковина, самовары, кулинарные книги, интерьер кладовой создают яркое незабываемой впечатление.

В конференц-зале дворца открыта выставка «Заповедная Таврида». Она будет работать до 31 марта 2018 года. Посетители смогут увидеть 60 произведений искусства из фондов музея, их авторы – отечественные и зарубежные художники. На картинах изображены нереальной красоты природа Крыма и дворцы, парки, городские улицы, памятники археологии. Работы были созданы в первой половине XIX века, в конце XIX – начале XX века, в советское время. Все они представляют собой наследие крымчан, которое хранится для последующих поколений.

Выставки в Гостевом (Шуваловском) корпусе включают в себя коллекции «Дар профессора В.Н. Голубева», «Парижский архив», «Кабинет графа И.И. Воронцова-Дашкова» и «Кабинет коменданта Гос. Дачи».

Что можно посмотреть во дворце Воронцова

Интерьеры корпусов замка познакомят туристов с бытом знатных особ царской России и их слуг. Далее мы приведем фото Воронцовского дворца в Крыму с кратким описанием экспозиций.

Впечатляют убранством парадные залы Главного корпуса. Вестибюль напоминает сдержанные английские холлы XVI века. В отделке помещения преобладает дуб. В комнате расположены два камина из диабаза, на стенах — портреты знати.

Один из самых интересных залов дворца в Алупке — Голубая гостиная. По стенам и потолку вьются белоснежные стебли цветов — это искусное лепное украшение. Образ зала дополняет камин из белого мрамора и классическая мебель золотых оттенков.

В зимнем саду собраны редкие растения. Там же расставлены мраморные скульптуры в древнегреческом стиле. Парадная столовая похожа на рыцарский зал Средних веков. Изюминкой комнаты является фонтан, стилизованный под камин.

Гостевой корпус, где когда-то жили родственники и важные гости Воронцовых, поведает посетителям о разных временах в истории дворца. В частности, там можно увидеть и кабинет коменданта государственной дачи, и дом графа Шувалова. Он был мужем дочери Воронцовых Софьи. В Шуваловском флигеле собраны личные вещи семьи и предметы искусства.

В Хозяйственном корпусе можно заглянуть на графскую кухню и в комнату дворецкого. В Садовом домике выставляются экспонаты из коллекции заповедника: от живописи до фарфора.

От южной террасы замка к морю ведет диабазовая лестница. Туристы могут прогуляться по ступенькам и посмотреть на изваяния львов из каррарского мрамора. Скульптуры создал итальянский мастер Джованни Боннани со своими учениками. На этой лестнице получаются самые романтичные фотографии. Оттуда открывается лучший вид на море и роскошный южный фасад с восточным декором.

Вокруг Воронцовского дворца на площади в 30 гектаров раскинулся старинный парк. Над его созданием с 1824 до 1851 года трудился немецкий ботаник Карл Кебах. На территории встречаются больше 200 видов растений. Горные источники помогли обустроить искусственные водоемы и водные каскады. В парке есть открытые поляны, с которых видно красивейшие горы.

В нижней части парковой зоны построен «Чайный домик» в стиле классицизма с массивными колоннами. Возле домика можно устроить пикник в тени платана, полюбоваться морем или даже искупаться: рядом находится детский пляж.

Рекомендации

Заметки

Сноски

Библиография

  • Бретт, CEB (2005). Башни Крим Тартарии: английские и шотландские архитекторы и мастера в Крыму, 1762–1853 гг . Донингтон , Линкольншир: Шон Тиас. ISBN 978-1-900289-73-3.
  • Чернов, Владимир (1986). «Южный берег Крыма: Путеводитель». Москва: Планета.
  • Гилберт, Мартин (1992). . Макмиллан . ISBN 978-0-8050-2396-1.
  • Ивченко АС; Пархоменко, О.А. (2010). Украина. Фортеци, замки, палацы . Киев : Картография. ISBN 978-966-475-375-0.
  • Маликенайте, Рута (2003). Экскурсия по Крыму . Киев : Балтия Дрик. ISBN 966-96041-9-2.
  • Плохий, Сергей (2010). . Книги пингвинов . ISBN 978-0-670-02141-3.
  • Жируар, Марк (1978). . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-02273-5.
  • Жируар, Марк (1979). . Издательство Йельского университета.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: