Интерьер Дмитриевского собора
В настоящее время в Дмитриевском соборе открыт музей. В нём можно в деталях рассмотреть особенности крестово-купольной системы храма. Сферический или шлемовидный купол символизирует небесный свод. Купол опирается на четыре столпа, которые образуют так называемый подкупольный квадрат.
Подкупольный квадрат и кольцо купола соединяются друг с другом при помощи вогнутых прямоугольников, которые называются парусами. Боковые стены парусов носят название подпружных арок
Обратите внимание: здесь мы тоже видим мирно лежащих львов.
В соборе установлены стенды, рассказывающие о его реставрации и расположении некоторых рельефов на фасадах храма.
Дмитриевский собор служил местом хранения реликвий, связанных с Дмитрием Солунским.
Чем известен Дмитрий Солунский
Это один из самых почитаемых христианских святых. Дмитрий был воином и защищал город Солунь или Фессалоники (нынешние Салоники) от язычников, которыми был заколот в 306 году. Впоследствии он был канонизирован. Дмитрий Солунский считался покровителем знати и императорского двора в Византии, а также покровителем княжеских семей на Руси.
В Дмитриевском соборе установлены две иконы с изображением святого.
На фото слева мы видим икону, которая датируется концом XII – началом XIII вв. Она была написана по заказу Всеволода Большое Гнездо для города Димитрова. А город этот основал его отец Юрий Долгорукий в 1154 году, когда родился Всеволод. В нашем соборе выставлена копия, а оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее.
На фото справа представлена так называемая «Доска гробная», византийская икона с изображением Дмитрия Солунского в полный рост. Она была привезена в Дмитриевский собор из города Фессалоники. Согласно летописям, это была одна из досок гроба Дмитрия Солунского.
Во Владимире икона находилась до конца XIV века, затем её перенесли в Москву. В 1701 году икону «поновил» мастер Оружейной палаты Кирилл Уланов. И сейчас та самая древняя «доска гробная» хранится в Успенском соборе Московского Кремля, а в нашем соборе представлена её копия.
В серебряном ковчежце-мощевике первоначально хранилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью великомученика Дмитрия.
Вот что говорит об этом Лаврентьевская летопись.
«…многи церкви созда по власти своей, ибо созда церковь прекрасну на дворе своем святаго мученика Дмитрия, и украси ю дивно иконами и писаньем, и принесе доску гробную из Селуня святаго мученика Дмитрия, миро непрестанно точащаюна здравье немощным, а той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи».
В соборе выставлен крест, которым в своё время был заменён древний крест на куполе храма. В северо-западном углу на хоры ведёт деревянная винтовая лестница.
На сводах Дмитриевского собора есть несколько фресок. В центральном своде под хорами в 1843 году была обнаружена композиция «Страшный Суд». На ней изображены 12 фигур судей-апостолов, шесть на южном своде и шесть на северном.
Позади апостолов стоят ангелы, которые олицетворяют Небесное воинство.
В соседнем малом своде представлены композиции «Лоно Авраамово» и «Шествие праведных в рай».
По мнению исследователей, артель художников возглавлял византийский мастер, которому принадлежал замысел всей композиции. Вполне возможно, что он прибыл как раз из Солуня (Фессалоник). Но в артели работали и русские живописцы. Искусствоведы определяют это по особенностям письма: византийские мастера более каноничны, а русские более свободны в привнесении декоративных элементов на фрески.
Надгробие Р.И.Воронцова. В Дмитриевском соборе сохранилось надгробие Романа Илларионовича Воронцова.
Роман Илларионович Воронцов
Граф, первый владимирский губернатор. Именно при нём в городе были открыты водопровод и первая аптека. Р.И.Воронцов получил прозвище «Роман — большой карман». Его дочь Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова («Екатерина малая») была президентом Российской Академии наук.
Надгробие установили в 1804 году сыновья графа Александр и Семен. Фигуры «Плакальщица» и «Мальчик с пеликаном» были изготовлены из каррарского мрамора в Англии, где служил сначала посланником, а затем министром один из сыновей графа Александр Романович Воронцов. Пирамида, символ вечности, была поставлена во время ремонта собора в 1841 году на средства внука, новороссийского губернатора Михаила Семёновича Воронцова.
Рядом с композицией находится надгробный камень с изображением Голгофского Креста. Исследователи полагают, что камень мог служить первоначальным надгробием, которое впоследствии заменили на мраморное.
Особенности архитектуры и интерьера Дмитриевского собора во Владимире
Архитектура храма имеет традиционный стиль, восходящий к истокам Киевской Руси и древнерусскому деревянному зодчеству. Византия также оказала большое влияние на стилистическое оформление собора. В последующие периоды истории архитектура России развивалась самостоятельно, в основном использовались национальные и местные традиционные ремесла, включая резьбу по дереву, лепку из глины и пр.
Великие церкви Руси, такие как храм святого Димитрия, построенные после принятия Русью христианства в 988 году, были созданы уже на принципах монументальной архитектуры. В основном древние православные храмы были построены из дерева, но в строительстве этого собора был использован белый камень. Храм имеет кубическую форму, что характерно для более ранних церквей Руси.
Внутри собора есть четыре колонны, которые поддерживают купол. Наружные стены разделены на три пролета, один из которых больше остальных. Середина этажа разделена горизонтальным аркадным фризом. Окна и двери глубоко утоплены в проемы, обработанные объемным резным рельефом. Собор построен на четырех пилястрах, с тремя нефами, над которыми возвышается большой красивый купол.
Компактный размер храма позволяет зданию выглядеть красивым и воздушным. Белокаменные резные узоры собора были предметом изучения и восхищения историков во все времена. Резные камни (566 шт.) расположены вдоль фасадов и разворачиваются в необычную картину мира. Здесь тесно переплелись христианство и мифология, самобытность народного творчества и сюжеты мировой литературы.
Большинство украшений собора составляют различные скульптуры. Они изображают животных и растения, фигуры расположены рядами, а в небольших промежутках архитектор разместил сцены христианской жизни. Некоторые скульптуры оформлены декоративными узорами, которые могли быть заимствованы из традиций русского фольклора, а также из христианской богословской тематики.
Больше всего заметно в центральном проеме западного фасада изображение царя Давида, стоящего среди страшных химер и святых ангелов. На южном фасаде основного здания храма также изображен царь Давид, но уже среди воинственных святых ангелов. Помимо Христа и Марии, других видных фигур библейской мифологии, здесь изображены Соломон, Александр Македонский, Геракл, святые воины и духовенство.
Последним элементом, находящимся на северном фасаде, является изображение князя Всеволода и его сыновей
Во времена, когда власть можно было удержать лишь военной силой, так как она могла быть захвачена, важно было строить церкви и дворцы, поддерживающие княжеское правление. Дмитриевский собор своей иконографией укреплял княжеский престол, связывал его с древними философами, военачальниками и библейскими святыми
Хотя внутри собора сохранилось много скульптур, наиболее ценными являются оригинальный рельеф над западным входом и фрески, сохранившиеся с конца XII века. Лучшие работы с ликами святых и ангелов, возможно, принадлежали византийским мастерам, чьи русские ученики изготавливали менее важные элементы храма. Линии и штриховка отдельных частей композиции сравнимы с лучшими художественными произведениями Греции и Византии.
По словам известного искусствоведа Магдалины Гладкой, реставрация храма все время велась в приближенной к оригинальной архитектуре манере. Внутри собора сохранились фрагменты фресок (XVII век), в том числе элементы композиции последнего двора. Центральной фигурой трех вершин является царь Давид. Псалмопевец дает ключ к пониманию символики украшения фронтонов: «Господь любит все живое».
Церковь не очень большая по площади, поскольку изначально храм был задуман как место поклонения для княжеской семьи. На южном фасаде храма можно увидеть сюжет вознесения Александра Македонского, который в средние века был одной из самых популярных тем в архитектуре и живописи. В настоящее время собор принадлежит к наследию Владимиро-Суздальского музея.
Наиболее яркой особенностью собора св. Дмитрия являются большие плоские рельефы, расположенные прямо над аркадным фризом под куполом. Разработка этих скульптур представляет собой сочетание многих течений архитектуры того времени. Храм был космополитическим и художественным центром в конце XII века. Для его строительства привлекались известные архитекторы, а также знаменитые мастера с востока и запада.
Дмитриевский собор во Владимире
Дмитриевский (или Дмитровский) собор во Владимире построен в честь христианского великомученика Димитрия Солунского, правящего в Салуни в 1 веке н. э. и казненного за приверженность христианству. Эта небольшая крестово-купольная церковь из белого камня, внешне напоминающая знаменитый храм Покрова на Нерли — один из памятников, входящих в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это не только образец искусства, но и святыня: паломники приходят поклониться иконе и частице одежды с кровью мученика.
Собор известен богатейшими настенными барельефами: на них запечатлены жития святых и мифические животные. Интерьер не столь впечатляющий, но здесь есть несколько фресок и музейная экспозиция.
История
В конце 12 века князь Всеволод Большое Гнездо заказал построить храм на территории своего поместья в честь святого. К работе над великокняжеским собором были приглашены русские и греческие мастера, и его открытие состоялось приблизительно в 1997 г. Затем из Салуни (ныне — Салоники) привезли артефакты, принадлежащие святому Димитрию.
Позднее Дмитриевский собор подвергался набегам неприятеля и пожарам, после чего его подновляли. В процессе неумелых реставраций внешний облик здания был искажен и большинство фресок утеряно. Во время революции 1917 г. церковь передали Городскому музею Владимира, а реставраторы 20 века смогли извлечь из-под штукатурки фрагменты изначальных фресок и защитить белокаменную резьбу. Сейчас собор действующий, он открыт для прихожан и туристов.
Что посмотреть
Дмитриевский собор — это византийский храм, выстроенный в виде креста и обрамленный полукруглыми апсидами, позолоченный купол венчает ажурный крест с флюгером.
Этот шедевр зодчества сравнивают с драгоценной шкатулкой — настолько изящны его архитектура и орнаменты. Он выполнен из белого известняка и условно разделен на три яруса — земной, небесный (духовный) и промежуточный. Особый интерес представляют настенные белокаменные рельефы на верхнем поясе и на барабане у золотого купола, на их создание пошло около 600 элементов из камня. На барельефах причудливо переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, музыканты окруженные символическими цветами, птицами, львами.
На южной стене изображены сцены вознесения Александра Македонского, на северной — портреты князя Всеволода и его сыновей, восточная повествует о житие библейского царя Давида, а западная — о подвигах легендарного силача Геракла.
Внутри — действующий храм и одновременно музейная экспозиция. Здесь находится старый крест высотой 4 м, некогда венчавший купол собора, икона святого Дмитрия и частица его сорочки в серебряном ковчежце. На стенах можно увидеть спасенные фрагменты некогда утраченных фресок 12 века, среди них особо впечатляющая — «Страшный Суд». Также представлена надгробная плита графа Р. Воронцова, первого губернатора Владимира.
Практическая информация
Адрес: Владимир, ул. Большая Московская, 60. Веб-сайт.
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 17:00, с ноября по март с 10:00 до 16:00, вторник и последняя среда месяца — выходные.
Главное
Дмитриевский собор — это уникальный образец древнерусского православного белокаменного храма. Он был главным княжеским собором Владимира. По праву считается одним из самых таинственных памятников архитектуры. Ведь его стены украшают более 1500 всевозможных резных рельефов, скрытый смысл которых полностью так и не был разгадан. Благодаря богатству узоров белокаменной резьбы, покрывающей фасад этого собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «поэмой в камне». Среди каменных изображений можно узнать отдельных исторических персонажей – царя Давида, императора Александра Македонского, легендарного Геракла и многих других.
Немного об истории храма
Один из владимирских летописцев, рассказывая о кончине великого князя Всеволода Большое гнездо, упоминает среди его деяний во славу земли владимирской и сооружение дивной церкви на княжеском дворе, украшенной росписями, иконами и чудесными резными узорами на камне. Точной даты строительства в летописи нет, предположительно – между 1194 и 1197 годом.
Историки считают, что задумка возведения храма возникла у Всеволода давно – во время изгнания. Его мать, византийская принцесса, из-за притеснений Андрея Боголюбского оказалась вынужденной покинуть Русь и поселиться с малолетними детьми в Константинополе при императорском дворе, где особо почитали мученика за Христову веру Дмитрия Солунского. Князь Всеволод при крещении получил его имя и считал святого своим небесным покровителем, поэтому, возглавив Владимирское княжество, осуществил давнее желание – воздвиг храм рядом со своим дворцом в его честь. Собор соединили воедино с княжескими палатами длинной галереей, огибающей его у северного, южного и западного фасадов. В 1197 году из Фессалоник в Дмитриевский собор привезли реликвии – икону, написанную на гробовой доске и изображавшую святого Дмитрия Солунского в полный рост, и небольшой серебряный сундучок, украшенный чеканкой, в котором находилась часть одежды, пропитанная кровью мученика.
Современный внешний вид храма серьёзно отличается от первоначального: пережив опустошительные пожары в 1536 и 1719 году, а потом ещё и в 1760-х годах, собор потерял часть своих декоративных элементов. Периодически велись восстановительные работы, но они скорее наносили урон шедевральной красоте древнего православного сооружения. Так, после посещения Владимира императором Николаем I в 1834 году государю показалось состояние храма чрезвычайно бедственным и ветхим, поэтому поступил приказ произвести реконструкцию собора, в результате которой горе-мастера разобрали галерею и башни с лестницами, ведущими на хоры, которые выполняли ещё и укрепительную функцию для храма. После таких «работ» в стенах появились трещины, и здание стало практически расползаться по сторонам. Очередной этап реставрационных мероприятий едва успел спасти сам собор, однако древние фрески на внутренних стенах утеряны безвозвратно. Появился новый иконостас, винтовая лестница на хоры и калориферное отопление, позволившее вести богослужения круглогодично.
После революции Дмитриевский собор, к счастью, не постигла участь многих православных святынь, использовавшихся в лучшем случае как медицинские или образовательные учреждения. В 1918 году в здании работала Комиссия по сбережению памятников искусства, которая обнаружила под хорами чудом уцелевшие фрески, изображавшие сцену «Страшного суда». Собор передали Владимирскому музею. Восстановительно-ремонтные работы проводились периодически, даже во время войны, но их окончательный этап завершён совсем недавно – в 2004 году. Для защиты белого камня применена специальная пластическая смесь, здание снабжено водоотводными трубами, заменён крест и внутри помещения создан особенный микроклимат, позволяющий сохранить этот уникальный памятник владимиро-суздальского зодчества.
Борцы — это не борцы?
Важным источником для сюжетов Дмитриевского собора стали русские летописи. То есть мы можем воочию сравнить их изображения с тем, что высечено на соборе. В этом смысле интересен один из знаменитых белокаменных барельефов, который принято называть «Борцы».
Однако к спортивным состязаниям эта схватка вряд ли имеет какое-то отношение. Вот какую миниатюру мы находим в иллюстрированной Радзивиловской летописи:
Согласитесь, очень похоже? Здесь изображена борьба князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Крестителя, с богатырем Редедей. Мстислав Храбрый напал на косагов (ныне черкесы, адыги). Чтобы поберечь дружины, спор разрешили с помощью поединка между «главнокомандующими». Бой проходил непросто, в итоге князю удалось одолеть могучего богатыря, хотя в определенный момент последний стал побеждать. Вот так об этом событии повествует «Повесть временных лет»:
И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю.
После победы князь Мстислав выполнил свое обещание, данное в критическую минуту, и построил церковь в честь Богородицы в Тмутаракани (ныне территория станицы Тамань). До наших дней храм не дошел, однако его фундамент находили археологи в 1955 году.
Почему же изображение «борцов» поместили на стенах собора во Владимире? Вероятно, это история об утверждении христианства как великой силы и единственного верного пути. Мстислав был с Богом и победил, а Редедя был язычником и потерпел страшное поражение, причем ему не помогли ни физическая сила, ни боевой дух непобедимого воина. Вот такая логика и картина мира людей XII столетия.
Успенский собор
Во Владимире стоит еще один древнейший православный храм – Успенский собор. Первый камень был заложен князем Андреем Боголюбским еще в 1158 году. Он высится на берегу Клязьмы и когда-то был способен вместить все население города. После пожара 1185 года его значительно расширили с тем, чтобы одновременно его могли посетить свыше 4000 прихожан, приказ об этом отдавал Всеволод Большое Гнездо.
На протяжении трех веков (12-14 в.) Успенский собор главенствовал на Руси, был одним из ее символов и резиденцией нескольких митрополитов. Именно в нем хранилась чудотворная икона Божией Матери — самая почитаемая русская православная святыня.
Расписан собор был в 1161 году, от первоначальных фресок осталось лишь несколько фрагментов. Повторное нанесение фресок провели в 15 веке, мастерами, трудившимися в соборе, были Андрей Рублев и Даниил Черный. Их работы также сохранились фрагментарно. Большая часть сохранившихся росписей относится к 19 веку.
В настоящее время Успенский и Дмитриевский соборы считаются жемчужинами русского зодчества, они хранят память поколений мастеров и символизируют историческое единство Руси. В Успенском соборе проводятся богослужения в выходные и праздничные дни, он является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии.
19 – 20 века
С середины 19 века, после ремонта 1838 – 1847 гг, собор становится приходской церковью. В нём устанавливается пневматическое отопление (1887 год), благодаря чему становится возможным использовать собор и в зимнее время. С юга пристроилась небольшая звонница, но до сегодняшнего дня она не сохранилась.
С приходом советского времени, в 1919 году собор перестаёт работать как приходская церковь и переходит в ведение музея. На протяжении двадцатого столетия Дмитриевский собор неоднократно реставрировался, в нём проводились реставрационные работы драгоценных остатков фресок, которые чудом сохранились за многие века своего существования!
Сегодняшний облик собора
Древнеславянские коты и современное освещение храма
Последний и завершающий этап реставрации собора прошёл в 1999-2004 годы. В эти годы в соборе проложили водосточные трубы, укрепили пластической смесью барельефы фасада, заменили купольный крест и создали в храме подходящий для сохранения древней живописи микроклимат.
В настоящее время внутри Дмитриевского собора находится музей, а сам собор является необычным и главным его экспонатом
Внутри храма организована подсветка и акцентируется внимание посетителей на самых интересных достопримечательностях
Дмитриевский собор – это необычный и прекрасный храм! Его уникальные резные белокаменные орнаменты, стройный стан и фрагменты редчайших фресок 12 столетия соединяются в причудливое сочетание цвета и форм.
Если вы хотите увидеть своими глазами один из древнейших соборов Руси, редчайшие каменные скульптуры, фрески и барельефы 12 столетия, насладиться необычайной атмосферой древнерусского княжеского храма – вам стоит посетить Дмитриевский собор во Владимире!