Колосс родосский

Основание города Родос

Колосса Родосского назвали в честь полиса, где он был воздвигнут. Колонии, образовавшие три полиса: Камира, Ялися и Линда, решили совместно основать город-порт на севере, чтобы контролировать перевозки восточного Средиземноморья. Официальное название нового поселения — «дем родосцев» (т.е. территориальный округ) — упоминается редко.

Он был основан и застроен в 408 году до н.э. Гипподамом, основоположником планомерной городской застройки с широкими, пересекающимися под прямым углом, улицами.

Мощные оборонительные укрепления, храмы-святилища Гелиоса, Аполлона, Афродиты, стадион, театр, простая и понятная планировка превратили город в островной центр культуры, торговли и ремесла, с населением до 60 тыс. человек.

Остров Родос, расположенный на пересечении основных торговых путей в конце первого тысячелетия н.э., являлся «лакомым кусочком», привлекавшим многих завоевателей.

Александр Македонский отвоевал его у персов, но смерть великого правителя положила конец империи. Военачальники (диадохи) начали войну друг с другом, раздирая государство в клочья. На Родосе утвердился диадох Александра — Птолемей.

Деметрий Полиакрет, наследник Антигона I в 305 г. до н.э. пришел с сорокатысячной армией и окружил порт.

Годичная осада не принесла успеха: несмотря на множество осадных приспособлений, взять город не получилось. Неудачливый полководец бросил вооружение, снял осаду и отбыл восвояси.

Строительство

Родоссцы заказали скульптору Харесу, ученику Лисиппа, статую в десять раз выше человеческого роста, то есть 18-метровую. Но затем жители города потребовали увеличить высоту статуи в два раза (до 32 или 36 метров), добавив к заплаченной сумме столько же. Но этой суммы не хватило, так как при увеличении высоты вдвое объём материала увеличивается в восемь раз. Поэтому Харесу пришлось одолжить колоссальные суммы денег у близких, родственников и друзей.

Харес трудился над созданием двенадцать лет. Итоговая статуя представляла собой стройного юношу-бога с лучистым венцом на голове. Он стоял на белом мраморном постаменте, слегка отклонившись назад, и напряжённо всматривался вдаль. Статуя могла стоять в пор­ту прямо при входе в гавань Родоса, либо в от­да­ле­нии от не­го. Статуя была изготовлена из глины, в основе её был каркас из кам­ня и же­ле­за, а сверху она была покрыта бронзовыми листами. Для боль­шей ус­той­чи­во­сти ста­туи в ка­че­ст­ве до­пол­нительной опо­ры, возможно, ис­поль­зо­ва­лись ко­пьё или дра­пи­ров­ки пла­ща. Су­дя по най­ден­ным на Ро­до­се рель­еф­ным изо­бра­же­ни­ям, го­ло­ву Гелиоса увен­чи­вал ве­нец из лу­чей, а его ру­ка бы­ла под­ня­та ко лбу.

Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал оригинальный приём: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг неё; холм был впоследствии срыт.

После окончания строительства Харес был полностью разорён и окружён кредиторами, поэтому покончил жизнь самоубийством.

На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 7,8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во II веке до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.

Как создавался Колосс Родосский

Чтобы увековечить свою победу, островитяне решили построить громадную статую Гелиоса — бога солнца, который по приданию, вынес остров из глубин морских. Для строительства были использованы средства получены с продажи осадных машин Демитрия, которые были брошены за стеной. Строительство началось в 304 году до н.э. и длилось двенадцать лет, Колосс Родосский был установлен на холме, который был создан на входе в гавань.

Статую окружала земляная насыпь, которая росла вместе со скульптурой. Харес преследовал две цели, сооружая эту преграду. Во-первых, до поры до времени статуя была скрыта от глаз любопытствующих, а во-вторых, насыпь служила своеобразной платформой, позволяющей работникам осуществить каждый последующий этап сборки.

Очень часто, на фото Колосс Родосский изображают с широко расставленными ногами, между которых корабли проплывают в гавань, однако это не так – статуя была установлена на берегу. Высота Колосса составляла около 110 футов, прибавьте сюда ещё 50 футов, которые давал постамент.

Скульптура представляла из себя полуобнаженного бога, который правой рукой закрывал глаза от солнца, а левой держал своё одеяние. Среди историков бытует мнение, что большая часть скульптуры состояла из глины налепленной на каркас из стали, а поверх неё уже накладывали бронзовые листы. По свидетельству Пилона Византийского, на статую ушло 15 тонн бронзы и 9 тонн железа.

Создателем статуи был Херес родом из Линда, учившийся у известного скульптура Лисиппа. К сожалению Херес так и не увидел результата своей работы.

Существует две версии его кончины. Первая — Херес заметил трещину в почти готовой статуи, не сумев этого пережить он покончил с собой.

Вторая заключается в полном разорении скульптора из-за увеличения расходов на строительство. Херес долго горевал и в итоге повесился. Колосс Родовски простоял на входе в гавань около 6о лет. Статуя была видна ещё далеко до острова, отражая лучи солнца.

Колосс Родосский: бесславная кончина гигантской статуи

Колосс простоял 65 лет. В 222 или 226 г. до н.э. статую разрушило землетрясение. Почти семьсот лет пролежали части статуи у входа в гавань, привлекая туристов и купцов.

В VII веке н.э. арабы, завоевавшие Родос, раскололи бронзовые части Колосса на более мелкие и продали купцам-арабам, после, обломки попали в руки к еврейским богачам из Сирии. В предании говорится: для того чтобы вывезти “останки” скульптуры, понадобилось 900 верблюдов! До сих пор среди историков бушуют споры об истинном местонахождении статуи.

В наше время предпринимаются меры по возведению нового колосса выполненного из светящихся элементов. Стоимость проекта, задуманного в 2008 году, составляет около 200 миллионов евро, а высота статуи после реконструкции по данным из разных источников, составит от 60 до 100 метров.

В Греции, на берегу Эгейского моря, располагается древний остров Родос. Именно там, в 280 году до нашей эры было сооружено шестое чудо света — Колосс Родосский. Все началось с того, что после развала империи Александра Великого, Деметрий I напал на Родос. С ним было около сорока тысяч воинов.

Обложив главный портовый город, он держал осаду более года. Потом, несмотря на то, что было затрачено много усилий по установлению осадных машин, Деметрий решил отступить, бросив все постройки.

Родосские жители, потрясенные таким поворотом событий, продали все вещи, оставленные оккупантами, решив на вырученные деньги поставить памятник богу Солнца Гелиосу. По легенде именно Гелиос являлся создателем острова. Кстати, интересные факты о Родоссе мы публиковали отдельно.

Тем не менее, даже такой суммы не хватало, ведь увеличивая рост статуи вдвое, расход остального материала увеличивался до восьми раз! Знаменитый мастер занял огромные суммы денег у родных и друзей, чтобы закончить свое детище.

Недолгая жизнь статуи и долгое посмертное существование

Каркас был сделан из камня и железа, сама статуя – из глины, а покрывали ее бронзовые пластины (большей частью переплавленные из тех самых осадных орудий). Основание – не то круглое, не то восьмиугольное – составляло не менее восемнадцати метров в диаметре. В высоту Колосс достигал 33-36 метров. Это была фигура обнаженного юноши – бога Гелиоса, судя по античным изображениям – с венцом на голове и поднятой рукой (последнее порой оспаривается, так как при подобном положении статуи с учетом ее размеров и веса, были велики риски появления трещин и разрушения фигуры).

Не сохранилось сведений о том, где была установлена статуя; в Новое время ее обычно изображали стоящей каждой ногой по обеим сторонам гавани. По всей видимости, этого быть не могло, учитывая размеры колосса и ширину гавани – ведь тогда статуе пришлось расставлять ноги уж слишком широко.

Подписывайтесь на нас в Telegram: https://t.me/+Q1yXK_7yvMswX3Yn

Кроме того, возведение статуи на долгих 12 лет парализовало бы работу порта, не говоря о последствиях обрушения. На современников бронзовая фигура Гелиоса, невиданная по размеру, сверкающая на солнце, производила, вероятно, сильное впечатление. Колосс уверенно занял место в перечне лучших творений человеческого гения, составленном античными поэтами.

Статуя простояла 54 года и была повалена землетрясением 226 года, «переломленная у колен», как писал об этом Страбон, видевший развалины. Правитель Египта не сумел поднять статую, а заказать новую, как говорят, помешал Дельфийский оракул, который пригрозил Родосу гневом бога Гелиоса, если они на то осмелятся. Обломки оставались на месте больше восьми веков. Но и тогда Колосс представлял собой внушительное зрелище. Обхватить обеими руками большой палец статуи мог лишь высокий человек.В 653 году Родос был захвачен арабами, и обломки статуи были переплавлены и вывезены. Легенда гласит, что бронзовые слитки вывозились на 900 верблюдах. А в XIX веке идея создать колосса на берегу острова получила воплощение в виде нью-йоркской Статуи Свободы. Высота американской версии несколько превышает высоту родосской статуи, составляя 46 метров, а вся конструкция, включая гранитный пьедестал и бетонное основание, достигает 93 метров. Что же касается воспроизведения именно античного чуда света, фигуры Гелиоса, разговоры об этом ведутся с начала тысячелетия, но так ни к чему не привели.Заокеанский Колосс тоже заслуживает внимания — у главного символа США есть свои секреты: действительно ли Статуя Свободы — это зловещая богиня Геката?

Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?

Это может быть вам интересно:

  • Какие секреты хранят руины города, с которого могла начаться легенда Атлантиды: древнегреческая Гелика.
  • Почему замолчали «поющие» Колоссы Мемнона: Тайна гигантских стражей древнего храма.
  • Какие достопримечательностей входят в список «7 чудес России» и какие знаменитые объекты в него не попали

Семь чудес света. 3 Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды — одно из семи чудес античного мира — находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция).В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз. Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нем были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н. э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Однако неизвестно, как именно он был украшен. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.Согласно легенде, в 356 до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться. Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце».К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александр Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.Ширина храма Артемиды была 52 метрa, длина — 105 м, высота колонн — 18 м. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и рельефами Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому, выделившему денег на строительство, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу. Он изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.Несколько лет потребовались английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом. В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Почему статуя Колосса Родосского не сохранилась до наших дней?

К сожалению, скульптура сверкающего божества оказалась недолговечной. Примерно через пол столетия после ее возведения остров начали сотрясать мощные землетрясения, и ноги двойника Гелиоса надломились. Удивительно, но наиболее уязвимым местом оказались колени. Родосцы, разочарованные таким поведением любимого божества, нарекли его статую «колоссом на глиняных ногах». В дальнейшем такой фразой они обозначали все то, что казалось величественным снаружи, но оказывалось слабым изнутри.

По поверью Оракул, устами которого божество Солнца общалось с народом, запретил восстанавливать рухнувшую статую. Однако жители Родоса ослушались его и попытались поднять полюбившуюся им гигантскую скульптуру. Их затея не увенчалась успехом, и даже лучшие мастера, прибывшие в Родос по приказу Египетского царя, не смогли поставить Колосса на ноги. Так родосцами была принята воля провидения, подарившего им величавую статую, и столь быстро обратившего ее в прах. На морском побережье Колосс пролежал еще одно тысячелетие, став неординарной достопримечательностью бухты. Плиний Старший, посетивший Родос в I веке н.э., восторженно рассказывал, что не всем туристам удавалось обхватить большой палец Колосса Родосского – он был действительно велик.

Из-за долгого лежания на земле статуя обрастала паутиной, растениями и… мифами, ведь людской интерес к ней разгорался еще больше. Древнеримская литература передает свидетельство того, что Колосс был установлен как врата в гавань Родоса и корабли без проблем проплывали между его ногами. Но ученые посчитали этот факт неправдоподобным, ведь ширина устья родосской гавани по их приблизительным подсчетам составляла 400 м, однако гигантское изваяние Колосса не было столь велико. Исследователей посетила мысль, что статуя просто стояла в центре города, но своим лицом она была повернута в сторону гавани.

В дальнейшем Колосса ждала печальная участь – его, хоть и расколотого, приобрел богатый араб-купец. Случилось это в 977 году до н.э. Разрезав скульптуру на части, он переправил ее на свою родину на 900 верблюдах и сдал на переплавку. Только из-за того, что бронза продолжала оставаться в цене, двойник Гелиоса оказался в плавильных печах. Но Колосс Родосский не исчез полностью: спустя некоторое время археологи, исследовавшие гавань Родоса, обнаружили на дне кисть одной из его рук. В столь неполноценном виде одно из семи чудес Древнего мира и дошло до наших дней.

Желание воссоздать Колосс не покидает человечество и поныне. Например, в 2004 году проводился конкурс проектов по усовершенствованию статуи Колосса Родосского (скульпторы планировали возвести ее в США). Все авторы современности, в числе которых находился и скульптор из России Зураб Церетели, в своем воображении представляли новый Колосс в разы превосходящим и Статую Свободы, и все глобальные монументальные постройки, ранее создававшиеся человечеством. Однако тот факт, что воссоздать шестое чудо света до сих пор не удалось никому, можно назвать фантастическим. У современников складывается впечатление, что заклятие Оракула действует, преодолевая преграды в тысячелетия. Возможно, на своей исторической родине воссозданный Колосс и обретет новую жизнь, поскольку лучшие скульпторы нашего времени мечтают ее возвести на Родосе, но уже из светящихся деталей.

Колосс Родосский — величественный гигант, не имеющий аналогов!

Деметрий отступил, оставив осадные орудия. Повинуясь предпринимательской жилке, жители Родоса продали оружие и осадные орудия, в том числе гелиополис, который они разобрали на металлолом, приумножив свое богатство. Тогда они задумались, как лучше потратить свое богатство? Точно! Надо построить гигантскую статую бога-покровителя острова, который защитил его от солдат Деметрия!

Эта статуя должна быть не похожей ни на что другое, и больше, чем все статуи, которые когда-либо воздвигались, чтобы отблагодарить бога, спасшего их от захватчиков.

Жители острова обратились к местному скульптору по имени Харес с просьбой построить эту гигантскую статую. Харес — ученик знаменитого скульптора Лисиппа, пользовавшегося благосклонностью самого Александра Македонского. Он согласился возвести статую Гелиоса, что оказалось очень непростым делом.

Согласно источникам, строительство статуи длилось 12 лет. Бронзовые листы внешней оболочки были закреплены на железный внутренний каркас. Основание же было выполнено из белого мрамора. Сперва были установлены ноги, а затем и сама статуя.

Статуя возводилась постепенно. Бронзовая форма божества была укреплена железными и каменными конструкциями, а верхняя часть была построена с использованием вышек и строительных лесов. Греческий философ Филон Александрийский писал: «Скульптор постепенно насыпал вокруг еще незаконченного Колосса огромный холм земли, который скрывал уже завершенные ярусы и позволял изготавливать следующие на уровне земли». По окончании работ землю расчистили, а сама статуя достигала высоты около 33 метров.

Точное местонахождение Колосса остается неизвестным по сей день, хотя древние свидетельства помещают его в разные точки вокруг гавани Мандраки.

Сначала считалось, что статуя стояла в воротах порта Мандраки, но в таком случае при разрушении она полностью заблокировала бы вход в порт из-за своего большого размера. Недавние исследования показывают, что статуя была возведена либо на восточном мысе гавани Мандраки, либо где-то дальше на суше.

Основным источником фактических данных о легендарном бронзовом великане стало произведение Плиния Старшего, написанное в I веке нашей эры, то есть примерно через 200 лет после возведения этой статуи. Он объясняет, почему тогда Колосс вызывал такое удивление своими размерами.

«Статуя Гелиоса, ранее стоявшая на Родосе, была работой Хареса Линдского; Лишь немногие люди могут обхватить обеими руками большой палец руки статуи», — пишет он об этом древнем чуде света.

Плиний и другие говорили лишь о размере, но никто не описывал вид самой статуи. Таким образом, все, что мы о ней знаем основано только на поэтических описаниях.

К сожалению, «второму солнцу Хареса» не суждено было продержаться столетия. Колосс, наряду со многими другими сооружениями на Родосе, был разрушен землетрясением в 225 или 226 году до нашей эры, то есть спустя полвека после возведения.

Большинство источников сходятся во мнении, что во время землетрясения статуя переломилась на уровне колен. Правитель Египта Птолемей III выделил огромные средства на ремонт монумента, но оракул запретил жителям Родоса восстанавливать Колосс, поэтому осколки остались там, где они упали.

Интерес Птолемея III к Колоссу показывает тесные связи между Родосом и Египтом, а также страх перед Гелиосом, царивший в этом регионе. Любопытно отметить, что Птолемей III изображал себя Гелиосом в короне из солнечных лучей на монетах.

Кстати говоря, обломки гигантской бронзовой статуи пролежали на земле восемь столетий.

Многие люди посещали это место на протяжении многих лет. Статуя, несмотря на свое положение, продолжала удивлять всех, кто ее видел. Но после завоевания острова мусульманами в 654 году нашей эры, еврейский торговец из города Эдесса (Верхняя Месопотамия) купил бронзовые обломки статуи. Колосс Родосский был расплавлен, а металл использовался повторно для бытовых целей. Согласно источникам, торговцу понадобилось 900 верблюдов, чтобы перевести обломки Колосса на Восток.

Стоит отметить, что в 2015 году появились предложения по восстановлению старой статуи. Молодые европейские археологи, архитекторы и инженеры-строители предложили построить «современный Колосс Родосский» с учетом стандартов XIX века.

Цель этого проекта — не воссоздать копию 33-метровой бронзовой конструкции, а вызвать те же чувства, что испытывали люди, которые видели эту статую более 2200 лет назад. Предлагается возвести статую Гелиоса в пять раз больше высоты оригинала, внутри которой будут размещаться выставочный зал, библиотека, музей культуры и маяк. Увидим ли мы день воскрешения Колосса Родосского? А как насчет остальных семи чудес света Древнего мира?

«Колоссальные» цифры

Это интересно! Ещё с 5 класса все помнят о том, что слово «колоссальный» произошло от Колосса. Цена, масштаб строительства, размеры, вес и объём изваяния — всё в нём было «гигантским» по тем меркам.

Вот лишь некоторые цифры:

• Высота — 60 м (эта цифра также подвергается сомнению, т.к. бытует и вторая версия, которая «отдаёт» 15 метров под основание статуи, и 35 м — непосредственно изваянию);

• на строительство было затрачено 10 тонн железа, 16 тонн бронзы;

• обошлась она в 300 талантов (примерно 336 500 000 рублей* или 5 млн долларов в наше время);

• 900 гружённых верблюдов навсегда увезли в неизвестность «останки» Колосса.

История создания

Создать статую невиданных по тем временам масштабам доверили Харесу, известному архитектору и скульптору того времени. Трудился он над ней ни много ни мало – 12 лет, при этом во время работ ему пришлось думать не только над образом статуи и решать, каким образом воплотить свои идеи в жизнь, но и искать новейшие технические решения своим задумкам, поскольку создание огромной чудо статуи требовало применения новейших технологий того времени (если вначале жители острова заказали ему 18-метрового исполина, то затем передумали, и потребовали создать Колосса в два раза больше).

Материалы

Статую скульптор принял решение делать из глины, с внешней стороны оббив её бронзовыми листами. А в качестве каркаса были использованы соединенные железными обручами каменные столбы – поэтому внешне он чрезвычайно сильно напоминал человеческий скелет.

Для возведения Колосса Родосского потребовалось около 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа – благо, этих материалов на острове было предостаточно, поскольку при отступлении многие враги побросали не только своё оружие, но и осадные машины, полностью окованные бронзой и железом.

Стоит заметить, что из бронзы под строгим надзором Хереса кузнецы выковывали листы, форма которых должна была четко соответствовать заданным скульптором параметрам – если в них была замечена неточность, то их приходилось переделывать.

Как возводили статую

Каркас Колосса Родосского, состоящий из трёх массивных каменных столбов, соединенных между собой обручами, строители обшивали листами, изготовленными из бронзы, после чего в образовавшуюся форму выливали глину. Чудо статую возводили начиная от основания, поэтому насыпь, на которой находились мастера, вокруг неё постоянно увеличивалась (строительных лесов тогда ещё не было и, таким образом, рабочим было легче собирать скульптуру). Отровитяне не имели возможности наблюдать за ходом работ, а Колосса Родосского увидели уже после того, как насыпь была убрана.

Сбор средств

Вначале деньги на постройку скульптуру Харесу дали жители острова, при этом никто не остался в стороне – и каждый внес свою лепту. Также удалось выручить немало средств от продажи брошенного врагом оружия, драгоценных металлов и другого добра.

Но потом жители острова передумали и решили, что скульптура должна быть значительно выше, и потребовали возвести монумент, высота которого составляла бы 36 метров (уже к собранной сумме добавили ровно такую же).

И вот тут денег оказалось недостаточно, поскольку, несмотря на то, что статую нужно было возвести больше в два раза, расход материалов увеличился в восемь раз. Сбор недостающих средств, согласно легендам, был возложен на Хареса, которому пришлось эти деньги одалживать – при этом сумма займа оказалась колоссальной (по одной из версий, именно из-за этих долгов скульптор впоследствии покончил с собой, по другой – из-за того, что увидел трещину в конструкции ещё до её открытия).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: