Ливадийский дворец

Планировка 1-го этажа Ливадийского дворца

Первый этаж Ливадийского дворца представлен такими помещениями, как:

  • Парадная ожидательная;
  • Белый зал;
  • Парадный кабинет императора;
  • Бильярдная;
  • Кабинет-лаборатория Рузвельта.

Белый зал. Место проведения заседаний Крымской конференции

При оформлении Парадной ожидательной мастера использовали цвет «темный орех» и в тон к нему подобрали темную драпировочную ткань. Выдержанная в стиле Ренессанса, эта комната украшена крупными орнаментальными деталями. Например, на деревянном потолке можно увидеть розетты, а на стенах – выступающие карнизы, предназначенные для установки картин и выставок поделок царских детей.

Неотъемлемой частью каждой комнаты Ливадийского дворца в Крыму являются камины. Но оформлены они все по-разному.

Парадная ожидательная. Во проведения Крымской конференции в зале был размещен кабинет американского президента

Так, в Парадной ожидательной камин отделан мрамором темно-зеленого цвета и обложен бронзой. И такое сочетание материалов не было вычурным – оно отлично гармонировало и с темной драпировкой, и с панелями стен. В целом, интерьер данной комнаты выдержан в теплых тонах, а настоящим ее украшением является ажурная люстра, изготовленная в Италии из муранского стекла и привезенная во дворец по заказу.

Интерьер Белого зала, или столовой, является уникальным в своем роде – ни одно из помещений Ливадийского дворца не имеет похожих деталей. Торжественный тон всему помещению задают четыре огромные колонны, украшенные мраморными капителями коринфского ордера, и камин, выполненный в итальянском стиле.

Бильярдная. В этой комнате состоялось подписание итоговых документов Крымской конференции

Потолок Белого зала отделен от стен орнаментальным поясом с изображением гербов всех крупных российских губерний. Для освещения столовой за поясом были размещены электролампы – на этом настоял Краснов. Если бы помещение освещали обычные люстры и настенные светильники, ему не удалось бы выделить рельефы потолка и стен комнаты. Однако самым настоящим украшением Белого зала в Ливадийском дворце стала скульптура Пенелопы, установленная в нише на восточной стороне помещения.

Парадный вестибюль

Парадный кабинет императора выполнен в строгом стиле жакоб. Двери комнаты, диван и зеркало в ней отделаны красным деревом с оттенком бронзы, а верх стен украшен золотистым шелком. На потолке присутствует рельефный орнамент, а завершает его люстра, изготовленная из таких дорогих материалов, как хрусталь и позолоченная бронза. Интересными деталями кабинета, предназначенного для императора, были кресло с пюпитром, обеспечивающее удобство во время чтения, и камин из белого мрамора, перевезенный из старого дворца. Чтобы подчеркнуть стилистическую особенность императорского кабинета от других комнат, архитектор решил установить камин так, чтобы его верхняя плита опиралась на 4-гранную колонну, венцом которой служило скульптурное изображение головы.

Приемный кабинет императора. Во время работы Крымской конференции в этом зале размещалась спальня Ф.Д. Рузвельта

Что касалось бильярдной комнаты Ливадийского дворца, она была оформлена в английском стиле, — тогда так было модно. Стены игрового помещения мастера обшили резным деревом, конкретно – каштаном. Но над потолком они потрудились так, что он только кажется деревянным. На самом деле он изготовлен из прессованного картона и раскрашен масляными красками.

Наследие Монигетти — Крестовоздвиженская домовая церковь

Главный Ливадийский дворец, построенный Ипполитом Антоновичем, не сохранился. Его съела сырость из-за высокого уровня грунтовых вод, и в 1909 году было принято решение его разобрать. Однако сохранилось одно из самых интересных и значимых сооружений ливадийского наследия, Крестовоздвиженская домовая церковь, построенная Монигетти в 1863 году.

Известный писатель и путешественник Е. Марков, посетивший Крым, так описывал это строение: «Церковь при Дворце крошечная, но изящная как игрушка. Это настоящий образец византийско-русского стиля».

Маленький размер строения был обусловлен тем, что храм предназначался только для императорской семьи и ее ближайшего окружения. Квадратная, однокупольная церковь была богато украшена: иконостас из белого резного мрамора, более 50 святых образов с тремя большими панно, литые врата с паникадилом из бронзы, дорогие ковры, привезенные из самого Парижа.

В центре церковного свода голубое с золотом небо, на котором выделялся монографический символ Иисуса Христа. В храме покоились бесценные реликвии, мощи святых, привезенные в дар монаршей семье из далекой Палестины и от потомков грузинских царей.

Интересные факты:

  • В маленькой церквушке молились три поколения русских царей, семьи Александра Второго, Александра Третьего и Николая Второго.
  • Осенью 1894 года в Ливадию привезли умирающего императора Александра Третьего. Тут же в храме Воздвижения Креста после смерти отца Николай Второй принес присягу на верность Отечеству.
  • Сам великий Иоанн Кронштадтский отслужил молебен по миротворцу Александру Третьему и помазал на царствование Николая Второго.
  • Этот же священник, почитаемый святым еще при жизни, совершил миропомазание Гессенской принцессы Алисы и нарек ее императрицей Александрой Федоровной. Во время богослужения присутствовала ее сестра Елизавета Федоровна, ставшая впоследствии великомученицей, в 1918 году ее живую сбросили в Алапаевскую шахту.

Зимний вид Ливадийского дворца

Освещено здание церкви было по желанию Марии Александровны в один из самых известных и почитаемых праздников Воздвижения Креста Господня, отсюда и пошло ее название, но главной ее особенностью было соединение коридором с кабинетом великого императора Александра Романова.

Во времена формирования Советской власти в Ливадии открыли санаторий, здесь лечили крестьян и церковь закрыли на долгие годы. Здание использовалось в разных целях от склада до сварочной мастерской, но с 1991 года красота храма вновь восстановлена и радует всех верующих прихожан, посещающих крымскую Ливадию.

Описание

Во дворце — 116 помещений. Высота потолков многих комнат — различна, поэтому дворец имеет асимметричную форму.

Маршрут экскурсий по Ливадийскому Дворцу в Крыму включает посещение комнат и кабинетов первого и второго этажей, прогулку по Итальянскому внутреннему дворику, а также парку.

Первый этаж

Парадный кабинет императора. Строгий, но при этом патетичный кабинет, отделанный красным деревом и позолоченной бронзой, в период Крымской конференции служил спальней самого Ф. Рузвельта.

Белый зал. Праздничное, светлое помещение в стиле модерн, выполненное в белых тонах, служит местом проведения международных политических мероприятий с конца 20-го века.

Парадная ожидательная. Во время Ялтинской конференции в ней был организован рабочий кабинет Ф. Рузвельта. Здесь же экспонируется фотография президента, сделанная в тот же год. Помещение выполенно в духе ренессанса.

Бильярдная. Исполненная в духе того времени, в английском стиле, бильярдная Ливадийского дворца является местом подписания главного документа конференции. Здесь размещены знаменитые фотографии — «Большая тройка», и «Официальный завтрак в английской бильярдной участников Крымской конференции».

Второй этаж

Экспозиция второго этажа дворца в Ливадии посвящена семье Романовых, для которых Белый дворец служил летней резиденцией. Она так и называется: «Романовы в Ливадии». На экспозиции представлены предметы, окружавшие представителей царской династии и принадлежащие августейшим особам — их письма, фотографии, картины, книги, мебель.

Помещения: Верхний кабинет императора, Роскошный кабинет Императрицы, Будуар императрицы, Опочивальня Их Величеств, Царская семейная столовая.

Верхний кабинет императора с камином, разделённый на рабочую зону и зону отдыха, был любимым помещением Николая II, а сегодня считается самым красивым местом во всём дворце.

Итальянский дворик

Центром дворца, по замыслу архитектора Краснова, является его внутренний Итальянский дворик. Строительство дворца началось именно с него: в возведении жилых зданий в те времена применялся принцип «изнутри наружу».

В Итальянский дворик, окружённый арками, зеленью и цветами, ведут ажурные ворота, выкованные Веронскими мастерами. Центром сказочной композиции является фонтан.

Здесь во время проведения Ялтинской конференции было сделано множество знаменитых фотографий с изображениями глав стран антигитлеровской коалиции.

Вход в Итальянский дворик – платный. Для туристов здесь работает профессиональный фотограф.

В здании дворца есть еще один дворик – Арабский, представляющий собой световой колодец для освещения комнат, не имеющих выхода на улицу.

Парк

Чудесный парк, окружающий Белый дворец в Ливадии, был заложен при жизни одного из первых владельцев территории, до создания самого дворца. Сегодня в нём произрастают яркие представители флоры южного берега Крыма — тополя, кипарисы, кедры и роскошные цветы.

С восточного фасада здание охраняет химера — скульптора мифического животного с пастью льва, телом козы и хвостом змеи. Согласно поверью, эти существа отгоняют злых духов от дома.
Рядом со звонницей расположена колонна из серого мрамора, украсшенная стихами на арабском и турецком языках. Примечательна она историей своего происхождения: долгое время считалось, что её презентовал дворцу персидский шах. Однако впоследствии, в ходе проведения целого ряда исследований и манипуляций, оказалось, что она, скорее всего, являлась трофеем Русско-турецкой войны 1877-78 гг.

Ливадийский дворец – это целый архитектурно-ландшафтный музейный комплекс, в который входят: Турецкая (серебряная) беседка, 500-летний дуб пушистый, Особняк министра Фредерикса, Крестовоздвиженская церковь, Мозаика «Воздвижения честного креста», Царская тропа.

В Ливадийском музейном комплексе проходили съемки многих российских кинофильмов: «Собака на сене», «Овод», «Анна Каренина», «Всадник без головы».

Столовая, самый большой зал дворца

Парадная столовая – самое просторное помещение по площади и высоте из всех, составляющих Ливадийский дворец. Оригинальным образом организовано его освещение, нет привычных люстр и канделябров. Николай Краснов настоял на рассеянном освещении, когда светильники укрыты за выступающими карнизами. Такой вариант делает более различимым богатый объемный декор помещения. Как и в вестибюле, здесь гладкие колонны и пилястры с каннелюрами, богатые лепные фризы, но главная деталь – великолепный потолок.

Простой на первый взгляд геометрический рисунок украшен многообразными объемными элементами, декорирован искусной лепниной. Камин в помещении примерно той же конструкции, как в вестибюле, рядом — большие ниши с портретами императора и императрицы. Белый зал, как еще называют парадную столовую, был местом проведения пленарных заседаний конференции. Именно здесь стоял круглый переговорный стол, сейчас размещенный в вестибюле. Несколько комнат во время конференции были предоставлены Франклину Рузвельту.

Арабский дворик

Один из световых колодцев в архитектуре Ливадийского дворца – так называемый Арабский дворик. Восточный рисунок на майоликовых облицовочных плитках по стенам и пристенный фонтан напоминают обстановку восточных дворцов. Несмотря на то, что это место не предназначалось для прогулок, оно очень мило и по-своему радует глаз.

Хотите обвенчаться в Крестовоздвиженской церквушке? Так вот это вполне возможно, поскольку церковь действующая. А что и говорить об окружающей обстановке – белоснежный дворец, залитые солнцем поляны и бескрайнее синее море! Трудно представить себе более красивое место для подобного мероприятия. Но даже если вы просто захотите посетить великолепную Ливадию, посмотреть дворцовый интерьер Ливадийской резиденции и прогуляться по Солнечной тропе, удовольствия получите не меньше.

Понятно, что подобная дворцам роскошьдоступна лишь для людей с достатком, но если говорить не о деньгах, то теперь оформление интерьера натурматериалом называется не иначе как экологическое оформление интерьера

Стоит
обратить внимание, что естественная древесина и камень даже сейчас
может считаться предметом той самой роскоши. Только лишь с одной
оговоркой — она дороже синтетических, имитирующих материалов, но много
их полезнее, если говорить о влиянии на здоровье. Потому предполагая интерьер домашнего помещения нужно понимать, что в нем вы и ваши дети будут проводить наибольшую часть времени.
Также заметно, что даже если задуман не особо затратный ремонт, то лучше
его подогнать под определенный стиль — тогда любая комната будет иметь
свою неповторимую атмосферу

Что было доказано еще много веков назад.
Конечно, может период в жизни русского народа, вызывающий до сих пор
ностальгический трепет у наших бабушек и был чем-то хорош, но как ни
крути, а одинаковая планировка, архитектура, мебельные гарнитуры и
прочие аксессуары делали наши квартиры похожими на клонов. Потому зайдя в
гости к совершенно незнакомому человеку можно было безошибочно сказать,
где и что у него находится. Весело — но теперь уже не актуально. И,
скорее всего, это к счастью: море новых идей и новых возможностей не без
помощи нашего РеПо — ремонт позитивный в ваших руках!

Потому предполагая интерьер домашнего помещения нужно понимать, что в нем вы и ваши дети будут проводить наибольшую часть времени.
Также заметно, что даже если задуман не особо затратный ремонт, то лучше
его подогнать под определенный стиль — тогда любая комната будет иметь
свою неповторимую атмосферу. Что было доказано еще много веков назад.
Конечно, может период в жизни русского народа, вызывающий до сих пор
ностальгический трепет у наших бабушек и был чем-то хорош, но как ни
крути, а одинаковая планировка, архитектура, мебельные гарнитуры и
прочие аксессуары делали наши квартиры похожими на клонов. Потому зайдя в
гости к совершенно незнакомому человеку можно было безошибочно сказать,
где и что у него находится. Весело — но теперь уже не актуально. И,
скорее всего, это к счастью: море новых идей и новых возможностей не без
помощи нашего РеПо — ремонт позитивный в ваших руках!

История Ливадийского дворца

Ливадийский дворец имеет интересную и давнюю историю. В 1834 году Ливадия была никому не известной деревушкой на берегу Чёрного моря. Граф Лев Потоцкий, российский дворянин и дипломат, купил эту землю у генерала Теодосиса Ревелиотти, крупного крымского землевладельца. Потоцкий назвал купленную территорию Ливадией, что означает — «поляна, лужок». Он распорядился построить в деревне имение, для чего нанял архитектора Филиппа Эльсона.

Особую гордость Потоцкого представляли парк и оранжерея. Он лично руководил обустройством двора и подбором растений, заложив основу для красивейшего ландшафтного пространства. Садоводом был Э. Деллингер, в прошлом бывший главным садовником Императорского Никитского ботанического сада. Талант Деллингера заключался в умении сочетать местные, крымские растения с экзотическими — привезёнными из Азии и Америки.

Сад площадью в 40 гектаров был искусно разбит так, что извилистые тропинки замысловато изгибались и открывали потрясающие виды за каждым поворотом. Яркой деталью парка был фонтан «Нимфа» — образчик античного искусства, привезённый Потоцким из Италии. Фонтан был очень необычен — это был резной мраморный саркофаг, на крышке которого лежала скульптура нимфы, державшей в рукав кувшин.

Саркофаг сам по себе был изящным образчиком античного искусства, но особую ценность ему придавало то, что найден он был в разрушенных Помпеях в ходе раскопок. Учёные определили возраст саркофага в две тысячи лет. Так как вывозить эту древнюю ценность из Италии законом было запрещено, граф Потоцкий придумал необычный способ — саркофаг был разбит на куски. Отдельные части его были вывезены в Россию и склеены воедино вновь.

Фонтан украшал Ливадийский парк почти 100 лет, однако в годы Второй мировой войны пропал без следа. Граф Потоцкий заботился о своём имении вплоть до самой своей смерти в 1860 году. После этого имение графа было выкуплено казной Российской империи и в 1861 году было отдано под летнюю резиденцию для императора Александра II. Под руководством архитектора Ипполита Монигетти дом графа Потоцкого перестроили.

В 1871 году архитектором имения стал Альфонс Венсан, при котором резиденция продолжала строиться: были возведены дача «Эриклик», Рущукская колонна, храм Вознесения. В 1881 году, после смерти Александра II, имение перешло к Александру III. Романовы продолжали использовать дворец в Ливадии в качестве летней резиденции вплоть до 1894 года, когда Александр III скончался в Малом дворце. В ливадийском храме Крестовоздвижения принял присягу новый государь — Николай ΙΙ.

1911 год ознаменовался для Ливадии новой стройкой — Николай ΙΙ велел главному архитектору Ялты Николаю Краснову выстроить новый Белый дворец на месте снесённого Большого дворца. В последующие семь лет на территории имения были выстроены дворец барона Фредерикса, Пажеский корпус и другие постройки. В 1917 году в Россию пришла Революция, и через год в Ливадии была установлена советская власть. Для дворцового комплекса настали тяжёлые времена — дворцы были разграблены в Гражданскую войну.

С 1925 года Ливадия получила передышку, превратившись в советский санаторий для трудящихся. Но Великая Отечественная война опять ввергла имение в разруху и запустение. Конец войны ознаменовался для Ливадии историческим событием — здесь проходила знаменитая Ялтинская конференция. С этих пор дворцовый комплекс начал новую жизнь. В следующие 10 лет здравница была восстановлена, а в 1974 году дворец был открыт для туристов. Ливадия вновь стала роскошным и популярным курортом.

Ливадийский парк

Ландшафтный парк, разбитый еще при графе Потоцком, в последующие годы приобретал все более роскошный вид.

Сейчас там произрастает более 400 видов растений, которые создают природную гармонию и уникальные, по истине, царские пейзажи.

Прогуливаясь по широким дорожкам и извилистым тропкам, вы встретите чудные скульптуры, пройдетесь под арками из вьющихся и цветущих растений, отдохнете на массивных лавочках средь великанских деревьев, и оцените не только растительные композиции, но и декоративное оформление – мраморные фонтаны, столики, старинные вазы.

Еще одна изюминка парка – здесь берет начало Царская (Солнечная) тропа, которая была создана для прогулок в лечебных целях.

Краткая предыстория

  1. До 1861 года Ливадия принадлежала графу Льву Потоцкому, влиятельному сановнику и дипломату.
  2. После его смерти поместье было выкуплено у его наследниц министерством императорского двора и уделов, чтобы Александр Второй мог сделать красивый подарок своей больной супруге.
  3. Императрица Мария Александровна страдала туберкулезом, и ей был настоятельно рекомендовано отдыхать у теплого моря, среди гор и хвойных лесов.
  4. По проекту придворного архитектора Ипполита Монигетти был перестроен старый дом Потоцкого, и новое сооружение стало именоваться Большим Дворцом.
  5. Рядом был воздвигнут Малый Дворец наследника, который был решен в восточном стиле а ля Бахчисарай и ряд других архитектурных построек.

Из всего комплекса, воздвигнутого талантливым Ипполитом Монигетти, сохранилось немногое. Русский архитектор, талантливый художник много работал по заказам царской семьи и высшей аристократии.

В своих отчетах о работе в Ливадии он отмечал, что большая часть построек возведена «во вкусе татарской избы». Ипполит Антонович был вдохновлен крымским романтизмом, и на основании богатого опыта и многочисленных путешествий строил с русской душой и восточными мотивами.

Дата Событие
23 апреля 1910 – 14 сентября 1911 гг. Строительство Дворца для семьи императора Николая II ялтинским архитектором Николаем Петровичем Красновым
1911–1914 гг. Ежегодные приезды царской семьи.
16 июля 1922 года – 1927 г. В Ливадийском дворце был открыт и функционировал музей быта царской семьи Романовых.
1925–1931 гг. Крестьянский санаторий наркомздрава СССР противотуберкулезного и терапевтического профиля.
1931–1941 гг. Санаторный комбинат им.Сталина наркомздрава СССР противотуберкулезного профиля.
1944 г. После освобождения города Ялты от фашистских оккупантов во дворце были развернуты госпитали наркомата обороны.
4 февраля – 11 февраля 1945 года Ливадийский дворец стал местом проведения заседаний Крымской конференции руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании. В период работы конференции дворец также являлся резиденцией президента США Ф.Д. Рузвельта и других членов американской делегации.
1945–1953 гг. Государственная дача №1 для высшего партийного и государственного руководства СССР.
1953–1974 гг. Корпус кардиологического санатория ВЦСПС «Ливадия».
16 июля 1974 – 1993 гг. Выставочный комплекс санатория ВЦСПС «Ливадия». В парадных залах первого этажа была фрагментарно воссоздана обстановка периода работы Крымской конференции. В остальных залах располагались различные художественные выставки.
1 ноября 1993 г. Ливадийский дворец получил статус государственного музея.
16 июля 1994 г. В восьми залах второго этажа дворца была открыта музейная экспозиция «Романовы в Ливадии».
15 августа 2015 г. В залах Ливадийского дворца-музея открылась интерактивная выставка «Моя история. Романовы»
Январь 2015 г. Крымское республиканское учреждение «Ливадийский дворец-музей» было преобразовано в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник».
Январь 2017 г. Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник» было преобразовано в Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Ливадийский дворец-музей».

Крестовоздвиженская церковь в Ливадийском дворце

История первого Ливадийского дворца

В трёх километрах от Ялты расположен посёлок Ливадия (на греческом означает «луг», «полянка»). Современная история посёлка началась с графа Льва Потоцкого, купившего эти земли в 1834 году. Российский дипломат из известного польского рода посадил виноградники и основал винное производство. По его указу был построен большой господский дом и оранжереи, заложен ландшафтный парк.

В 1860 году, после смерти Потоцкого, имение покупает Императорский дом Романовых. Начинается строительство дворцового комплекса по проекту российского архитектора Монигетти. Под его руководством произошла перестройка господского дома в Большой дворец, построен Малый дворец (для наследника престола Александра III), Пажеский (или Свитский) дом и кухонные помещения. Уже с осени 1861 года комплекс становится летней резиденцией российских монархов, а в 1862 к нему добавляется дворцовая Крестовоздвиженская церковь.

Дом Романовых занялся обустройством Ливадии: со временем появились больница, школа, метеослужба, проведена телефонная линия, построен водопровод. От дворца проложена почти 7-километровая тропа вдоль побережья, оборудованы смотровые площадки.

Стоит отметить, что Александр III запретил въезд «посторонних» в Ливадию, проезд мимо по трассе Севастополь-Ялта. Но, по злой иронии судьбы, именно здесь и умер император в 1894 году.

Экспозиция Ливадийского дворца — архитектурные стили и вехи истории

В период с 1911 по 1914 годы царская семья ежегодно отдыхала в ялтинской резиденции. Император с детства любил это поместье, но после того как вложил сюда 2 600 000 рублей серебром из личных средств, стал ценить его еще больше.

Дворец был построен с применением технологических хитростей, камень пропитывался специальным составом, а итальянские и отечественные мастера вручную трудились над отделкой каждого сантиметра.

Величественное строение, построенное практически по мановению волшебной палочки, делилось на два этажа и включало в себя:

Кабинет Франклина Рузвельта

  • Вестибюль в стиле Итальянского Возрождения с массивными двухстворчатыми дверями и большим камином из белого мрамора.
  • Парадную столовую как самый большой зал Дворца, в котором главный акцент сделан на декоративной лепнине потолка с элементами растительных и геометрических орнаментов. В столовой всегда было много света за счет больших арочных окон и дверей, интерьер дополнялся четырьмя колонами и великолепной статуей Пенелопы работы немецкого скульптора Бруггера. На протяжении многих десятилетий зал вносил свою лепту в мировую историю и в феврале 1945 года послужил местом встречи глав трех великих держав. Ялтинская конференция, где встретились лидеры СССР И.Сталин, США Ф.Рузвельт и Великобритании У.Черчилль решала судьбу побежденной Германии, Европы в целом и дальнейшее обустройство мирового пространства.
  • Приемный кабинет с ожидательной комнатой были отделаны панелями из красного дерева. В центре помещения огромное зеркало над мраморным камином, украшенное резьбой и античными скульптурами. В период конференции кабинет служил спальней президента США Ф.Рузвельта.
  • Бильярдную, обшитую каштановым деревом, и выдержанную в стиле Тюдоров с расписным потолком использовали в качестве столовой для президента. Тут были подписаны важные итоговые документы Ялтинской Конференции.
  • Итальянский дворик, который был задуман как место для прогулок и отдыха царской семьи, выдержан в стиле эпохи Возрождения. В центре мраморный фонтан, он него расходятся прямые дорожки в разные части дома. В этом дворике 9 февраля была сделана известная фотография «Большая Тройка».
  • Арабский дворик, который не предназначался для прогулок, а служил только источником света, был украшен великолепными плитами с восточным орнаментом и включал в себя маленький мраморный фонтан «Мария».

Кабинет императрицы

На втором этаже Ливадийского Дворца располагались другие значимые помещения. Среди них:

Рабочий кабинет императора, который Николай Второй считал удачей архитектора и лучшей комнатой Дворца. Помещение сохранило торжественность и в наше время за счет массивного камина в духе модерна, богатой отделки зеленым камней, бронзой и панелями маренного клена.
Гостиная и кабинет императрицы отличались легкостью и изяществом, отделка в теплых тонах из светлых пород ясеня и клена. Из всех предметов мебели императрицы до наших дней сохранился трехстворчатый стеклянный шкаф со встроенными стеклами, а в кабинете с камином овальные зеркала и акварельные картины.
Спальня их Императорских Величеств выполнена в белых тонах, на стенах богатые лакированные панели, а в угловой нише массивная кровать. Сохранился камин, обделанный кленом и некоторые предметы мебели. Из спальни был выход на широкий балкон, где семья Романовых любила устраивать обеды и семейные чаепития.
Классная комната Великих княжон полностью отделана дубовым массивом, а петербургские мастера изготовили венскую мебель в соответствующем стиле

Царственные родители уделяли большое внимание образованию детей, и сам архитектор Краснов преподавал им азы рисования.
Библиотека в духе аристократической строгости и простоты. Книжные шкафы из красного дерева полностью опоясывают стены, создавая ощущение сплошной деревянной обшивки

Фотография была одним из главных увлечений царственных особ, в библиотеке и в других комнатах дворца сохранилось множество любительских фото об отдыхе императорской семьи в Ливадии.
Малая столовая была любимым местом для семейных обедов и уютных посиделок, она скромно отделана тисовым деревом, а главным акцентом комнаты служит камин с керамической плиткой. Большой обеденный стол никогда не пустовал, императорская семья была хлебосольной, и до наших дней сохранились предметы из царских сервизов с вензелем «Ливадия».

Внешний вид и интерьер Ливадийского дворца

Кроме экспозиций музея в Ливадийском дворце также есть на что посмотреть. Интерьеры дворца поражают своим великолепием. В отделки Большого дворца органично сочетаются различные стили. Дизайн Парадной приемной напоминает венецианский стиль, а парадный кабинет выполнен в духе ампира девятнадцатого века. Белый парадный зал и Центральный вестибюль оформлены в стиле эпохи Возрождения. Бильярдная переносит в атмосферу средневекового замка. Также очень много невероятно красиво украшенных каминов.

Снаружи Большой дворец также поражает своей величественностью. Дворцовые стены поразительно белые. Колонны выполнены из белого каррарского мрамора с голубыми прожилками. Безукоризненно выполнены классические карнизы, аркадный строй и рисунок оконных проемов.

Особенно эффектно смотрится портик главного входа. У дворцового комплекса имеются просто великолепные внутренние дворики. Наиболее интересны арабский и итальянский. Каждый имеет небольшой фонтан. Они обладают такой атмосферой, которая погружает в удивительное состояние гармонии и покоя.

Особенности архитектуры Ливадийского дворца

Сегодня Ливадийский дворец и парк — это памятники исторического, архитектурного и садового искусства. Несмотря на то что Белый дворец был построен всего за полтора года, он является образцом стиля Итальянского возрождения. Для строения был использован белый инкерманский известняк, что придало дворцу нарядности и воздушности. Постройка в форме прямоугольника с сердцевиной в виде итальянского дворика выглядит цельно и компактно, несмотря на размеры — 2500 м².

Разновеликая этажность здания, большие окна, колоннада балкона и рельефные детали делают архитектуру дворца очень выразительной. Архитектор Краснов с большим художественным вкусом и тактом спроектировал это великолепное здание, решив параллельно множество сложных технических вопросов за короткий срок постройки. Удивительно, но за 17 месяцев дворец был построен полностью в буквальном смысле слова: с центральным отоплением, вентиляцией, лифтом и электрическим освещением.

Для обеспечения электричеством рядом была установлена электростанция. Фундамент здания заглублён в землю на семь метров, а стены дворца покрыты раствором флюата, чтобы белый известняк не темнел со временем. Учитывая всё это, дворцовый комплекс был не только образцом эклектики в результате смешения модерна и исторического стиля. Для своего времени это был образчик всех передовых технологий строительства. При этом здание удивительным образом вписано в окружающий гористый ландшафт.

Повсюду на территории парка разбросаны беседки, смотровые площадки и уютные уголки, где можно насладиться красотой окружающих видов. Каждая беседка имеет своё название: Турецкая, Розовая и Царская. Особенно красива галерея длиной 80 м, вся увитая виноградными лозами, глициниями и вьющейся розой. Она выполнена в итальянском стиле (её ещё называют перголой) выходит на площадку, усаженную по периметру шиповником с фонтаном в центре.

В парке несколько фонтанов, один из которых привлекает особое внимание. Так, фонтан «Ливадия», сохранившийся ещё со времён графа Потоцкого и выполненный из белого мрамора, помнит всех императоров династии Романовых, прогуливавшихся по Ливадийскому парку

Фонтан украшен надписью на арабской вязи, а в центре стелы прикреплена голова барана из бронзы. В давние времена изо рта барана в мраморную чашу струилась вода, освежая путников в летнюю жару.

Крестовоздвиженский храм является частью дворцового комплекса, он был домовой церковью царской семьи. Византийский стиль, в котором выполнен храм, отличается изяществом, внутри же он украшен беломраморным резным иконостасом. Богатства отделке храма добавляют два аналоя из орехового дерева, ажурные бронзовые царские врата и двери, ведущие в алтарь. Рядом с храмом построена звонница, украшенная каменной резьбой, где установлено шесть колоколов.

Сегодня в стенах Пажеского корпуса, расположенного на территории Ливадийского дворца, находятся спальные палаты санатория «Ливадия». Однако изначально здание было построено для многочисленной свиты царской семьи, приезжавшей в Ливадию на летний отдых. В советское время Пажеский, или Свитский корпус отдали под пансионат для беспризорников, а потом под санаторий. Ещё один интересный экспонат Ливадийского дворцово-паркового комплекса — Рущукская колонна.

Это бесценный трофей, сохранившийся со времён Русско-турецкой войны 1877—1888 годов. Колонна была захвачена в ходе штурма крепости Рущук, став символом победы в бою. Рущукская колонна находится возле звонницы, вся поверхность колонны покрыта арабскими и турецкими письменами. Текст, высеченный на колонне, — древние стихи, воспевающие султана Махмуда II. Остались и подписи мастеров-резчиков по камню. Это один из немногих экспонатов того времени, имеющих прекрасную сохранность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: