Санта-мария делла салюте в венеции

Архитектура церкви Сан Франческо

Церковь San Francesco — это храм в двух ярусах, построенных в разное время. Отсюда возникли и названия: Верхняя и Нижняя Базилики. Обе части храма — это однонефные строения с трансептом. С южной стороны к церкви пристроена колокольня высотой 60 м.

Купить билет в Базилику Святого Франциска Ассизского Купить на

Нижний Храм

Нижняя Базилика была возведена после первой всего за пару лет, уже в 1230 г. она была открыта. Строение располагается в глубине холма рядом с монастырскими постройками. В общем архитектурном ансамбле хорошо просматривается только южный портал. В целом внешний облик храма по типу близок к римской крипте. Войти в Нижний храм можно со стороны каменной площади через огромные резные двери, которые сами по себе являются предметом искусства (XVI в.).

morska9

Центральный неф окружен полуциркульными арками, трансепт имеет цилиндрический свод, а за ним располагается роскошно декорированная апсида. План Нижней церкви усложнен достроенными в разное время капеллами:

  • Капелла Св. Екатерины Александрийской построена в XIV в. по приказу кардинала Эгидия Альборноса. Украшена фресками Андреа де Бартоли, которые изображают житие Святой.
  • Капелла Св. Себастьяна слева от входа украшена полотнами Жакомо Джоржетти и фресками Джероламо Мартелли.
  • Капелла Св. Мартина Турского уникальна своей росписью, которая признана лучшим образцом живописи XIV в. Автор Симоне Мартини в работе использовал свинцовые белила, из-за этого изображения очень потемнели с годами.
  • Капелла Св. Стефана расписана Доно Дони во второй половине XVI в. и украшена витражом того же периода.

Алтарь апсиды выполнен из цельного камня, его окружают готические арки, опирающиеся на колонны. Роспись купола выполнил ученик Джотто. Здесь изображены так называемые Великие аллегории: Целомудрие, Бедность и Послушание — все то, что проповедовал Франциск. На стенах апсиды фреска «Страшный суд» Чезаре Сермеи ди Орвьето (середина XVII в.).

Ольга Ивлева

Крипта Святого Франциска

Спуститься в крипту Святого можно по одной из двух лестниц, которые находятся в середине нефа Нижней Базилики. Сначала внутренняя отделка была выполнена в неоклассическом стиле с использованием мрамора. Но чуть позже, в 1925 — 1932 гг., архитектор Уго Тарчи изменил интерьер, теперь это нео-романский стиль.

Массивный каменный саркофаг с мощами Святого закреплен над алтарем. В первой половине XX в. вокруг алтаря установили урны с прахом учеников Франциска и его ближайших соратников.

Внутренний двор базилики, Елена Акимова

Верхний храм

К возведению Верхнего храма приступили в 1239 г., а закончили его только в 1253 г. Церковь возвышается на холме, ее фасад просматривается издалека. Главный вход ориентирован на восток, перед ним — Верхняя площадь святого Франциска.

Верхний храм — образец итальянской готики (сочетание французской готики и стиля базилик романского периода). Внутри очень много пространства, воздуха и света. План строения простой: один неф с трансептом и апсида

Привлекают внимание яркие витражи на окнах, которые были сделаны городскими ремесленниками и сохранились еще с XIII в. Сводчатый купол расписан золотыми звездами на голубом фоне. Dennis Jarvis

Dennis Jarvis

Архитектура

Растянутое на несколько столетий переоборудование собора не могло не сказаться на архитектуре сооружения. Созданный изначально, как классический византийский храм, за несколько столетий перестроек и реконструкций сооружение соединило в себе разные стили нескольких эпох. Мрамор с Востока, барельефы из Греции, византийские и итальянские скульптуры – все это удачно объединили в архитектонике храма.

Фасад

Изначально фасад был оформлен довольно сдержанно. Мрамором фасад был облицован через два столетия. В качестве трофеев из Константинополя были привезены капители и колонны, тогда же возникла идея оформить фасад более роскошно.

Главный фасад выложен мрамором. Пять входов украшены колоннами и композициями, изображающими в виде аллегорий ремесла и искусства. Арки над входами выложены мозаикой. Все двери изготовлены из бронзы. Возраст центральной двери датируется VI столетием.

Южный фасад выложен мрамором, украшен мозаичными изображениями и скульптурами.

Северный фасад отделан инкрустацией из мрамора. С этой стороны в собор ведет только один вход, выполненный как портал. Вход украшает скульптура Рождества Христова XIII века и декор в виде цветочного орнамента. Из-за цветочного орнамента эти ворота называют «врата цветов».

Квадрига

Квадрига – это античная скульптура, состоящая из фигур 4 лощадей, изготовленных из бронзы с позолотой. Квадрига установлена на лоджии храма. Дата создания этой скульптурной композиции IV век до нашей эры. Квадрига входила в трофеи из Константинополя, где служила украшением ипподрома. Сегодня оригинал хранится в музее, на лоджии размещены копии.

Купола

Собор венчают 5 куполов XIII столетия. В форме куполов чувствуется влияние восточной архитектуры, с которых венецианцы, известные путешественники, были знакомы. Венчает купола маковка с крестом. Википедия сообщает, что диаметр главного купола – 13 м.

История площади

Начиная с 9 века по сегодняшний день историю развития венецианской площади Сан-Марко удобно разделить на 4 периода. 

Создание площади

Этот период охватывает начало 9 века и заканчивается в 12 веке. Все началось в 819 году, когда была построена часовня венецианского дожа, в честь первого покровителя Венеции – Феодора Тирона или Теодора (рядом с нынешней церковью Сан-Марко).

Через 10 лет венецианцы и их дож объявили нового покровителя государства – Святого Марка. Чтобы укрепить позиции Венеции и придать большей значимости городу, из Александрии в 829 году были украдены мощи святого. Дож Justinian Partecipacius распорядился построить новую церковь для их сохранения. В 836 году была построена первая церковь Святого Марка. В 976 году сгорели все деревянные элементы храма, в связи с пожаром, вызванным восстанием против дожа.

В 1063 году, при новом доже Vitale Falier церковь Святого Марка была восстановлена и значительно укреплена. Основная часть храма, который мы видим сегодня, не изменилась с того времени.

Времена средневековья

Венецианский дож конца 12 века Sebastiano Ziani создал площадь Сан-Марко такой, какой она является сегодня. При нем активно застраивали северную (здания Procuratie для офисов прокуроров, а на первом этаже магазины) и южную сторону площади (основное здание – Ospizio Orseolo, тогдашний хостел для паломников). 

В начале 13 века из Константинополя (в результате Крестовых походов) вывезли ценные материалы для украшения Венеции. Так фасад собора Святого Марка украсили мрамором, мозаикой и колоннами, а также появились две квадратные колонны на Пьяцетте. Вы их 100% заметите, они стоят отдельно посреди Пьяцетты, это вход с воды. Сегодня на вершине одной из колонн находится изображение Святого Теодора, побеждающего чудовище крокодила. Вторую колонну венчает бронзовый Крылатый лев, который стал символом святого Марка, а позже и всей Венеции. 

Также в начале 13 века начинается реконструкция и расширение Дворца дожей (Палаццо Дукале), который одной стороной смотрит на Венецианскую лагуну, а с других сторон – Пьяцетта и церковь Святого Марка. Строительство затянулось из-за свирепствовавшей чумы. В 1424 году начались активные работы по расширение дворца. Было решено использовать тот же стиль строительства. Если вы возьмете экскурсию, гид вам наверняка покажет 7 колонну, где встречаются 14 и 15 столетия. Эта колонна несколько больше и отличается рельефом.

В 15 веке над различными постройками площади работали Giovanni и Bartolomeo Buon.

Эпоха Возрождения и падение Республики

В 1493 году было решено построить часовую башню, на замену устаревшей. В 1499 году башня с часами по проекту Codussi была завершена. Позже, для укрепления, к башне пристроили здания. Торре-делл’Оролоджо, дословно Часовая башня, сегодня является одной из самых известный достопримечательностей Венеции. Она находится в северной части Пьяццы

Обратите внимание, это астрономические часы, показывают также фазы Луны, положение Солнца. 

В эпоху Возрождения у зданий Procuratie появился третий этаж. Стоит отметить, Венецианская республика и особенно ее столица Венеция были значительно богаты. Поэтому даже во времена воин строительства могли не прекращаться. В городе постоянно что-то достраивали, реконструировали, расширяли. Любопытно, дожи как правители существовали ровно 1100 лет. Все закончилось в 1797 году, когда город был занят французами. Французская революция положила конец некогда процветающей республике.

Времена Наполеона и по сегодняшний день

После вторжения Наполеона в мае 1797, едва ли не первым приказом было снести бронзового Крылатого льва на Пьяцетте, символа венецианской независимости и аристократического лада. После падения Бонапарта, многочисленных повреждений и реставраций, лев вернулся в Венецию, на свое прежнее место. Это было в апреле 1816.

История [ править ]

Начиная с лета 1630 года на Венецию обрушилась волна чумы , и до 1631 года погибла почти треть населения. В городе погибло 46 000 человек, тогда как в лагунах их было намного больше, около 94 000 человек. Неоднократные демонстрации причастия, а также молитвы и шествия в церквях, посвященных Сан-Рокко и Сан-Лоренцо Джустиниани, не смогли остановить эпидемию. Повторяя архитектурный ответ на предыдущее нападение чумы (1575–1576 гг.), Когда Палладио попросили спроектировать церковь Реденторе , Венецианский сенат 22 октября 1630 г. постановил построить новую церковь. Он должен был быть посвящен не просто «чуме» или святому покровителю, а Деве Марии , которая по многим причинам считалась защитницей Республики.

Санта-Мария-делла-Салюте на Гранд-канале

Воспроизвести медиа
Морская прогулка по Гранд-каналу мимо Санта-Мария-делла-Салюте.

Также было решено, что Сенат будет посещать церковь каждый год. 21 ноября отмечается праздник Сретения Богородицы, известный как Festa della Madonna della Salute , городские официальные лица проходят парадом от Сан-Марко до Салюта для благодарственной службы за избавление от чумы. Это включало пересечение Большого канала по специально построенному понтонному мосту и до сих пор является важным событием в Венеции.

Желание создать подходящий памятник в месте, обеспечивающем легкий доступ для процессий с площади Сан-Марко, привело сенаторов к выбору нынешнего места из восьми возможных. Это место было выбрано частично из-за его связи с Сан-Джорджо , Сан-Марко и Иль Реденторе, с которыми он образует дугу. Salute , символизирует благочестие города, стоит рядом с рустованный одного рассказа таможни или Догана да Мар , эмблема своей морской торговли, а также недалеко от общественного центра города. Спор с патриархом, владельцем церкви и семинарии на этом месте, был разрешен, и к 1631 году начался снос некоторых построек. Вероятно, дипломат Паоло Сарпи и ДожНиколо Контарини разделял намерение связать церковь с орденом, менее тесно связанным с патриархатом, и в конечном итоге Сомаскские отцы, орден, основанный недалеко от Бергамо венецианским дворянином Джеромом Эмилиани , были приглашены для управления церковью. [ необходима цитата ]

Был проведен конкурс на проектирование здания. Из одиннадцати представленных работ (включая проекты Алессандро Варотари , Маттео Игноли и Бертео Белли) только два были выбраны для финального раунда. Архитектор Бальдассаре Лонгена был выбран для проектирования новой церкви. Окончательно он был завершен в 1681 году, за год до смерти Лонгены. Другой проект для выхода в финальный раунд был разработан Антонио Смеральди ( il Fracao) и Замбаттиста Рубертини. Из до сих пор сохранившихся предложений первоначальные планы Белли и Смеральди были обычными линейными церквями контрреформации, напоминающими Redentore и San Giorgio Maggiore Палладио, а планы Варотари представляли собой схематичную геометрическую абстракцию. Предложением Лонгены был конкретный архитектурный план с подробным описанием структуры и затрат. Он написал:

Позже в меморандуме он написал: «Во-первых, это девственная работа, никогда прежде не виданная, любопытная, достойная и прекрасная, выполненная в виде круглого памятника, которого никогда не видели, и никогда прежде не изобретали, ни вообще, ни отчасти в других церквях этого самого безмятежного города, как и мой конкурент ( il Fracao ), будучи бедным изобретателем, сделал это в своих интересах ».

«Салют», хотя и является во многих отношениях новым, все же показывает влияние палладианского классицизма и куполов Венеции. Венецианский сенат проголосовал 66 за, 29 против при 2 воздержавшихся, чтобы утвердить дизайн 26-летнего Лонгена. В то время как Лонгена считал эту структуру похожей на корону, декоративное круглое здание больше походило на реликварий , киборий и вышитую перевернутую чашу, которая укрывает благочестие города. [ необходима цитата ]

История строительства собора

В XVII веке население Венеции подверглось нашествию чумы. Медицина средневековой Европы ещё не познала природу микробной палочки, вызывающей эту болезнь, поэтому венецианцы предполагали, что всему виной отравленный воздух. Основными мерами защиты от чумы являлись карантинные лагеря для кораблей, стоящих на рейде в лагуне, а также маски с длинными носами. Такие методы защиты от инфекции носили чисто психологический характер и не приносили эффекта. Ужасная пандемия унесла более 100 000 человеческих жизней.

Многие считали, что кошмарная инфекция это небесная кара, посланная наказать венецианцев за людские грехи. Согласно преданию, правительство Венецианской республики от безысходности и отчаяния дало обет пресвятой Деве Марии. Было обещано, что если она поможет избавить Венецию от страшной болезни, то в честь неё будет воздвигнут величественный собор. В результате произошло чудо — чума отступила. Для высшей знати наступил час выполнить свои обязательства, данные небесным силам.

Большой Совет во главе с дожем Николо Контарини провели конкурс на лучший проект будущего храма. Автором шедевра был избран выдающийся зодчий того времени – Бальдассаре Лонген. Молодой архитектор с энтузиазмом приступил к возведению необыкновенной церкви. Перед ним поставили задачу построить достаточно вместительную святыню, чтобы члены привилегированных общин, богатые купцы и простые венецианцы могли поклониться и помолиться. Главная идея архитектора заключалась в том, чтобы храм был увенчан огромным куполом. Таким образом, предполагалось показать, как Дева Мария защищает Венецию этой полусферой от чумы.

Основной проблемой для строителей была ограниченность участка, где планировалось возведение церкви. По замыслу зодчего основание святыни должна быть в форме восьмиугольника, чтобы вместить наибольшее количество прихожан. Слабый грунт требовал дополнительного укрепления. Для упрочнения оседающей почвы установили более миллиона деревянных свай. Известняк и кирпичи, покрытые мраморной стружкой, являлись основным кладочным материалом на строительство храма. Возведение церкви длилось на протяжении полувека. Зодчий Лонген не дожил до официального освящения базилики. Стройка окончательно была завершена в конце 1681 года.

Достопримечательности Сан-Марко — что посмотреть?

Современная площадь заполнена многочисленным потоком туристов. Поражает обилие голубей, восхищает виртуозная игра музыкантов из близлежащих кафе. Всё это происходит на фоне блеска и величия пьяцца Сан-Марко. Здесь можно увидеть уникальные архитектурные объекты, вызывающие восторг гостей Венеции.

Ярким примером византийского стиля является Собор святого Марка. Мраморный фасад святыни, облицованный многочисленными мозаиками и барельефами, увенчан пятью куполами с острыми башнями. Фасад представляет собой ряды массивных арок с колоннами. На большом балконе с балюстрадой установлены скульптуры четырёх лошадей. Внутренние помещения собора украшены золотой росписью, фресками и мозаикой. В главной апсиде высится знаменитый золотой алтарь, состоящий из 250 византийских эмалей, которые скреплены драгоценными камнями.

Одной из главных достопримечательностей Сан-Марко считается резиденция венецианского правительства прошедших веков — Дворец дожей. Стены фасада облицованы мраморным орнаментом и украшены скульптурами. Архитектурный шедевр покоится на колоннадах с арками. Второй ярус здания представлен открытой лоджией, состоящей из ажурной аркады. В верхней части фасад дворца украшен стрельчатыми окнами. Внутренние залы дворца предназначены для заседаний сенаторов, магистров и других привилегированных общин. Комнаты отделаны фресками, обрамлёнными золотыми рамами. Здесь можно увидеть роскошные полотна и скульптуры известных венецианских художников.

Особенным сооружением на площади Сан-Марко выделяется колокольня. Строение из красного кирпича служило сторожевой вышкой, а также маяком для кораблей, входивших в лагуну Венеции. Башня оснащена быстрым лифтом, который доставит туристов на смотровую площадку. Оттуда открывается великолепная панорама на весь город и лагуну. В звоннице установлены пять колоколов, каждый обладает своим предназначением. Колокольня увенчана готическим шпилем с флюгером в виде золотого ангела.

К подножию колокольни пристроен изящный павильон — Лоджетта, где ранее находилась охрана Дворца дожей. Мраморное здание украшено барельефами и тремя арками, обрамлёнными колоннами. Основание и крыша здания окаймлены балюстрадой.

Слева от Собора святого Марка возвышается часовая башня, построенная в стиле эпохи Возрождения. На крыше сооружения можно увидеть две трёхметровые фигуры. Скульптурная композиция представляет собой бородатого старика и молодого мужчину. Они бьют своими молотами в бронзовый колокол. Данная сцена символизирует прошлое и будущее. Ниже установлен герб Венеции — лев с открытой книгой. В центральной части башни расположен овальный выступ, на котором установлена фигура Богородицы с младенцем из меди.

Основной ценностью этой достопримечательности являются часы. Хронометр считается самым сложным астрономическим прибором в мире. Большой синий циферблат с глобусом посередине находится в рабочем состоянии уже более 500 лет. Часовой диск состоит из позолоченных зодиакальных фигур вместо цифр. Часы указывают фазы луны, прохождение солнца в знаках зодиака и смену времён года. Мастера, которые создали это чудо, были ослеплены, чтобы они больше не смогли повторить такой шедевр.

С одной стороны площадь окружена комплексом из трёх зданий — старые и новые Прокурации. Фасады строений украшены ажурными арками. В период существования Венецианской республики здесь размещалась резиденция и служебные помещения прокураторов, являющихся вторыми лицами после дожа. Они избирались один раз и на всю жизнь. Сегодня на первом этаже этого сооружения расположены знаменитые и старинные рестораны и музей.

Уникальное кафе Флориан работает беспрерывно с 1720 года. Внутренние помещения заведения отделаны зеркалами и роскошными позолоченными орнаментами. Посетители могут удобно разместиться за столиками, поставленными на площади. Здесь туристы наслаждаются изысканным вкусом кофе, приготовленным по особым рецептам местных бариста. Живая музыка оркестра создаёт превосходное настроение. Напротив кафе Флориан находится не менее популярный ресторан Квадри. В роскошном зале к дорогому вину подают изысканные блюда — белые трюфели, голубой лобстер и прочие деликатесы.

Церковь Святого Пантелеймона (La chiesa di San Pantalon)

Эта невзрачная на первый взгляд церковь таит в своих стенах (а точнее сказать, под потолком) настоящее сокровище: самое большое художественное полотно в мире работы Джованни Антонио Фумиани.

Эта невзрачная церковь таит в своих стенах настоящее сокровище

Потолочная роспись-обманка «Мученичество и вознесение Святого Пантелеймона» занимает площадь более 700 м2. На создание фрески ушло 24 года. Говорят, что художник погиб, сорвавшись с лесов во время работы над ней.

Помимо своих размеров, картина примечательна тем, что на низком плоском потолке создаётся ощущение глубокого свода, усиленное отсутствием привычного обрамления и плавным переходом картины с потолка на стены.

Алтарь Церкви Святого Пантелеймона украшает ещё один шедевр кисти Паоло Веронезе – картина «Чудо Святого Пантелеймона», ставшая последней работой мастера. Здесь также можно увидеть полотна Антонио Виварини, Джованни д’Алеманья и Паоло Венециано.

Потолочная фреска «Мученичество и вознесение Святого Пантелеймона»

Свой нынешний облик здание обрело в 1668-1686 году, до этого на протяжении шести веков церковь неоднократно перестраивалось.

Часы работы:

  • Пн-сб: 10:00-12:30 и 15:30-18:00
  • Вс: 9.30-12.30; 15.30-18.00

Билеты: Вход свободный

Внутреннее убранство

?ентральный алтарь базилики урашен мраморными статуями на тему
чудесного избавления Девой Марией города от чумы. В центре алтаря
находится чтимая икона Мадонна делла Салюте
(Богоматерь-целительница), привезённая с острова Крит.

venice santa maria della salute san antonio altar 1 — damiandude @ Flickr

Боковые капеллы базилики, кроме одной (Антония Падуйского) также
посвящены Деве Марии и украшены алтарными образами работы Тициана
Луки Джордано и Пьетро Либери. В базилике хранится картина
Тинторетто «Брак в Кане» (1561 год).

Jakubhal @ WikiCommons

Archaeodontosaurus @ WikiCommons

Vkontakte User @ Vkontakte

venice santa maria della salute san antonio altar — damiandude @ Flickr

Vkontakte User @ Vkontakte

venice santa maria della salute floor — damiandude @ Flickr

IMG_0491 — Paul Gravestock @ Flickr

venice santa maria della salute high altar icon — damiandude @ Flickr

venice-2006zj.jpg — James Popple @ Flickr

Archaeodontosaurus @ WikiCommons

Venezia 082 — monsterinc @ Flickr

Vkontakte User @ Vkontakte

Vkontakte User @ Vkontakte

Hpschaefer @ WikiCommons

Интерьер

Хотя внешнее убранство и расположение привлекают взгляд, сам дизайн внутри весьма примечателен. Восьмиугольная церковь, окруженная классической лексикой, соответствует византийскому дизайну, таким как Базилика Сан-Витале. В интерьере присутствуют архитектурные элементы, разграниченные цветом материала, а центральный неф с кольцом святых на балюстраде представляет собой новый дизайн. Он полон символизма Марии — большой купол представляет ее корону, пещеристая внутренняя часть — ее лоно, восемь сторон — восемь вершин ее символической звезды.

В барочном главном алтаре, спроектированном самим Лонгеной, находится культовая византийская Мадонна с младенцем XII или XIII веков, известная как Панагия Месопантитисса по-гречески ( «Мадонна-посредница» или «Мадонна-посредница») и пришла из Кандии в 1669 году после падения города османами. Скульптурная группа у главного алтаря, изображающая Царицу Небесную, изгоняющую чуму (1670), является театральным шедевром барокко, выполненным фламандским скульптором Хосе де Корте. Первоначально в нем находилась картина Алессандро Варотари с изображением Богородицы, держащей церковь, которую художник представил вместе со своим архитектурным предложением.

орган

Орган был построен в 1782/83 от органа строителя Франческо Dacci и переработан в начале 19 — го века органа строителя Джакомо Баззани. В приборе 23 регистра на два мануала. Верхнее руководство (Organo primo) имеет 59 клавиш, нижнее руководство (Organo secondo) 30 клавиш. Педали прикреплены и надежно соединены с первой инструкцией, где регистры педали также созданы. Особенностью является регистр «Тамбуро», который активируется отдельной кнопкой педали.

I Органо Примо C, D, E, F — d 3
Voce Umana
Флауто в VIII (B / D)
Труба (B / D)
Флауто в XII (B / D)
Корнетта (D)
Руководители (B / D)
Оттава
(Продолжение)
Quintadecima
Дециманона
Vigesimaseconda
Вигесимасеста
Вигесиманона
Trigesimaterza
Trigesimasesta
Педаль C, D, E, F — h
Контраббасси
Оттава
Duodecima
Quintadecima
Тромбоны
II Органо Секондо a –d 3
Voce Umana
Руководители
Корно Инглезе
Флауто в VIII

История возведения собора

История базилики Святого Марка началась в 828, когда одиннадцатый дож Джустиниано Партечипацио, решил построить церковь в честь святого Марка рядом с дворцом. Она была перестроена в 978. Пожары, вспыхнувшие во время бунтов 976 года, уничтожили постройку. Но прототипом собора в его нынешнем величии стала базилика 11 века.

Фото Собора Святого Марка — вид сверху

Возведение базилики было инициировано дожем Доменико Контарини в 1063 году, продолжено строительство было при его преемнике Доменико Селво, а завершение пришлось на времена правления тридцатого дожа Витале Фальеру.  Базилика была освящена в 1094 году. В 1231 году собор пострадал при пожаре вновь, но работы по его реставрации велись непрерывно и к 1617 году храм обрел алтарь.

Собор Святого Марка в Венеции

Основным назначением храма было хранение мощей евангелиста Марка, вывезенных из Александрии венецианскими купцами в 828 году. Купцы видели явную необходимость в спасении христианской святыни от опасности, вызванной активным разрушением мусульманами церквей и строительством мечетей. Боясь таможенного досмотра, купцы надежно скрыли мощи Марка в партии свиного мяса. С момента размещения мощей, Святой Марк стал небесным покровителем Венеции. Свидетельством этого служит крылатый лев – символ города и знак апостола.

Все латинские надписи собора содержат:

  • библейские отрывки, написанные на свитках пророков;
  • средневековые тексты в стихотворной форме, посвященные к Святому Марку и написанные специально для храма.
  • молитвы или призывы, которые можно найти на арках, куполах или сводчатых потолках;
  • описательные тексты, иллюстрирующие отдельные сцены;
  • имена пророков и святых рядом с каждым отдельным изображением.

Исторические сведения о соборе

В 832 году была освящена первая церковь имени Марка Евангелиста, останки которого были похищены двумя венецианскими мореплавателями из монастыря в Александрии Египетской и перевезены в Венецию. Символ евангелиста, крылатый лев, становится символом города, а сам святой Марк — его небесным покровителем.

Этот храм был назван церковью Партечипацио, так как был построен по воле Анджело Партечипацио. Из его рода только в период с 811 по 939 год происходили семь венецианских дожей. Но здание погибло в пламени пожара 976 года. Народ, восставший против власти Пьетро IV Кандиано, поджог крепость дожей. Его преемник Пьетро Орсеоло начал восстановление дворца и расположенных поблизости зданий.

Особенности архитектуры[править | править код]

Архитектуру храма часто относят к стилю барокко. Это условно, поскольку стиль барокко в его классическом варианте в Венеции не получил достаточного развития. Но даже для венецианской архитектуры XVII века композиция церкви необычна. Храм построен в виде октогона (восьмигранника). На октогоне установлен восьмигранный барабан с типично венецианским куполом с пятнадцатью рёбрами, похожим на купола собора Сан-Марко. Над алтарной частью, пристроенной вне основного восьмигранника, высится второй купол, меньшего размера. В каждой грани барабана расположены парные арочные окна. Барабан поддерживают контрфорсы в виде больших волют, увенчанных статуями. Как и в готических соборах Северной Европы, статуи «нагружают» контрфорсы, увеличивая прочность всей конструкции. Вопреки классике центрических храмов, предполагающей одинаковое восприятие здания со всех сторон, каждая грань октогона оформлена портиками, различающимися по стилю. Столь живописное мышление присуще именно венецианским мастерам.

Иконографическая программа церкви, включая символику всех архитектурных элементов, складывалась под влиянием мистического сочинения Лоренцо Лонго «Сотерия» («Спасение», 1644). Вход в собор оформлен в виде древнеримской триумфальной арки. Треугольный фронтон с парапетом украшен статуями архангела Михаила, побивающего сатану, Иоанна Предтечи и Девы Марии. К главному входу ведут 15 ступеней широкой лестницы, которые символизируют 15 ступеней Храма Соломона в Иерусалиме и 15 десятков бусин чёток Розария Девы Марии. Такая же лестница спускается от площадки перед храмом к водам канала, создавая впечатление, что весь храм вышел из моря. Б. Лонгена пояснял в своем проекте, что и купол и центрическое внутреннее пространство восьмигранника символизируют Розарий Девы Марии. В тимпанах каждого из восьми фронтонов фасада церкви изображена восьмилучевая «Звезда Девы Марии», являющаяся эмблемой монашеского ордена кармелиток. Лантерна купола увенчана обитой медными листами деревянной статуей Мадонны Иммакулаты (Непорочной). В руках Мадонна держит флотоводческий жезл. В 1672 г. венецианцы вывезли эту статую из Кандии (острова восточного Средиземноморья) после захвата островов турецким флотом.

I. Источники о Ферраро-Флорентийском Соборе и структура последнего.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где была подписана Флорентийская уния. До нас дошло четыре варианта описания истории Собора, оставленные очевидцами:

(А) Слово Дорофея, митр. Митилинского;

(B) Объемное описание истории собора, сделанное Сильвестром Сиропулом. Он в 1437 г. стал великим экклесиархом Константинопольской Церкви и в этом звании участвовал в работе Ферраро-Флорентийского собора;

(C) Труды Марка Евгеника, митрополита Эфесского;

(D) Описание истории собора Горацио Джустиниани – со стороны Римской Церкви.

Но так как Дорофей (А) хотя и грек, но был активным униатом, а Горацио (D) – сам священнослужитель Римской Церкви и, разумеется, смотрел на собор «глазами латинян», то у нас остаются только свидетельства Марка Эфесского (C) и объемный труд, собственно «история» в подлинном смысле слова, автором коего являете Сильвестр Сиропул (B), который впоследствии был одним из патриархов Константинополя (с именем Софроний I) в османский период.

Ниже мы сосредоточимся на воспоминании Сильвестра, так как он, во-первых, хороший хронист, а во-вторых, не сторонник Унии. Воспоминания этого участника Собора имеют глобальное значение. Он показывает всю противоречивость не только латинской позиции, но и греческой. Как нерешительно греки приступали к спорам по богословским вопросам. В споре о «Символе Веры» они заняли заведомо проигрышную позицию и латинян в этом вопросе были правыми и с богословской, и с исторической стороны

Кстати, именно Сиропул позволил обратить внимание на некоторые противоречивые черты характера Марка Эфесского

Столпы латинского богословия, представленные на данном Соборе: Юлиан Цезарини, Николай Альбергати, испанский богослов Хуан де Торквемада, знаменитый богослов фра Иоанн Рагусский.

В самом начале Собора в Ферраре Юлиан Чезарини указал на четыре основные различия: Filioque – Опресноки – Чистилище – Папство (Сиропул

5:15, причем, как мы увидим далее из вступительного слова Марка Эфесского, он то как раз сам по себе феномен папства изначально проблемой не считал). В этом русле собор и двигался. Причем из порядка ответов греков видно, что последние считали вопросы о Filioque и Опресноках более значимыми, чем вопросы о чистилище и власти папы. Первые два вопроса греки уже считали решенными, а два вторых – «спорными и не относящимися напрямую к догматам веры». Но так же на соборе «параллельно» касались вопросов Нетварных Энергий, Эпиклезы.

Ни по одному из вопросов при собеседованиях греки не пришли к результатам, выраженным в убедительных доказательствах. Т.е. греки просто «настаивали на святоотеческой древности», игнорируя возможность богословского развития вопроса.

Латиняне сразу подметили, что греки, «берясь за тему и вступая в прения, отказывались от заключения и вступали в спор по следующему вопросу» (Сиропул

, 7: 23). При этом греки себя мнили «убеждающей и обвиняющей стороной» (Сиропул , 8:1). И даже настроенный против латинян Сиропул признает, что «наши были всецело во власти самопревозношения и хвастовства» (Сиропул , 10: 28).

Греки чувствовали свою нищету (как в области образования, так и в искусстве вести полемику). Поэтому они постоянно саботировали диалоги, что латиняне вполне справедливо им ставили в вину (Сиропул

8: 24-25)

Сам Сиропул высказал важное положение о необходимости научно-критического изучения источников противоположной стороны, но и сам же признал отсутствие у греков какой-либо возможности заняться изучением источников и дать положительную или отрицательную оценку латинских источников касательно их подлинности (Сиропул 9:7)

Но и латиняне «перегибали» по причине аналогичного невежества относительно греческой традиции. Так латиняне требовали от греков, чтобы те отказались от эпиклезы в Евхаристии, считая ее «поздней вставкой» в святоотеческие тексты (Сиропул

10: 2-3).

Ферраро-Флорентийский Собор действительно отличался – по процедуре

– от других Вселенских Соборов древности. На последних была не только живая дискуссия, но и своя «генеральная линия». Однако количество там никакого значения не имело. Да, там могли «заткнуть» голос убедительного противника, но «победа» над противником выставлялась результатом дискуссии, а не результатом «убеждения большинства». Во Флоренции же император стал грекам диктовать линию поведения, навязывая определенные результаты под видом «согласия большинства» (Сиропул 8:11).

Вселенские Соборы сначала в империи созывал император, а папы даже не присутствовали лично. Но во Флоренции византийцы столкнулись с неведомым им явлением: Теперь, оказывается, Церковь сама созывает Соборы и даже без ведома императора (Сиропул

10:4).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: