Смоленская и симеоновская церкви

Лазаревская церковь

Лазаревская цервковь

Церковь Святого Лазаря стоит на улице Старая с 1667 года, это так называемая «летняя» церковь. Её можно смело назвать первой красавицей среди всех церквей суздальских, по внешнему изысканному оформлению, по её оригинальной архитектуре и всей пышности и величавости строения ей нет равных!

Стоит это чудо древнего белокаменного зодчества на месте прежней деревянной церкви, впервые упомянутой в жалованной грамоте Ивана третьего Спасо-Евфимиеву монастырю от 1495 года. Деревянная церковь впоследствии сгорела, а на её месте в 1667 году раскинула свои крыла прекрасная белая «птица» – церковь Святого Лазаря!

Будучи по сути первой каменной и чётко датированной постройкой посада, Лазаревская церковь открывает эпоху строительства пятиглавых суздальских церквей и имеет в своём строении все пять световых барабанов, на которых расположены, пять её куполов. Своды храма поддерживают два столпа, а широкий церковный карниз украшают подковообразные кокошники и пояс изразцов, впервые применённых для украшения храмов.

Эта церковь восхищала людей всех эпох. Стоит представить какое восхищение горожан вызывало это величавое здание сразу после своей постройки! Белокаменные узорчатые стены, золотой блеск крестов, коричневатая медь – и всё это на фоне серых посадских изб! Возможно ли сравнить это с чем-либо? Разве что с инопланетным космическим лайнером, внезапно приземлившемся в нынешнем посёлке городского типа.

В настоящее время, храм отреставрирован. По завершению наружных работ он словно птица Феникс возродился из пепла времён!

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Он был основан в XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу. Первоначально это было мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь.

Вид на Васильевский монастырь в Суздале

По преданию место, которое нынче занимает храм, связано с великим князем Владимиром, который при крещении принял имя Василий, и датой крещения Руси (предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря).

Врата Васильевского монастыря в Суздале

Собор во имя святителя Василия Великого Васильевского монастыря был построен в 1662–1669 годах на месте прежней шатровой деревянной церкви. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объем увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму. Под кровлей собора сохранились основания еще двух барабанов, так что задуман он был как трехглавый.

Собор Василия Великого Васильевского монастыря

Декор собора также чрезвычайно прост, наиболее изысканной его частью являются входные порталы. Небольшая трапезная соединяет с собором трехъярусную колокольню XIX века, скромно украшенную пилястрами и резными карнизами. Одноглавая Сретенская трапезная церковь возведена в конце XVII века. Ее восьмискатная крыша напоминает церковь Архиерейских палат в Суздальском кремле.

Сретенская трапезная церковь

В 1764 году Васильевский монастырь был переведен в разряд заштатных. До 1899 года монастырь был приписан к Ризоположенскому, а до 1916 года — к Спасо-Евфимиеву монастырю. С 1916 года монастырь действовал как женский. Закрыт советской властью 15 февраля 1923 года. С 1960-х годов в монастыре расположились склады. 31 января 1995 года вновь зарегистрирована община мужского Васильевского монастыря. Монастырь передан РПЦ, но не полностью.

Старообрядческий храм Козмы и Дамиана

Старообрядческая церковь во имя святых мучеников и бессребреников Козмы и Дамиана расположена в бывшем селе Коровники недалеко от Суздаля на левом берегу Каменки.

Церковь святых Козмы и Дамиана в Коровниках

Летняя Козмодемьянская церковь XVIII века образует архитектурный ансамбль с зимней Крестовоздвиженской церковью конца XVII века. Построена из кирпича в стиле провинциального барокко и по архитектурной композиции представляет собой восьмерик на четверике. На высокий восьмерик поставлен изящный узорчатый барабан с кокошниками, увенчанный небольшой луковичной главкой. Стены лаконично украшены оконными наличниками, небольшим порталом и угловыми пилястрами.

Летняя Козмодемьянская церковь и зимняя Крестовоздвиженская церковь в Коровниках

В 1970-е годы Козмодемьянская церковь с колокольней, наполовину разрушенная, была восстановлена силами Суздальского реставрационного участка. Обе церкви использовались под склады. В апреле 1996 года Козьмодемьянская церковь получила статус памятника архитектуры.

14 декабря 2020 года митрополит Московский и всея Руси РПСЦ Корнилий (Титов) освятил престол суздальского храма во имя святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана.

Хочется отметить, что туристический сервис Суздаля находится на удовлетворительном уровне. В городе есть немало достойных кафе, ресторанов, гостиниц, мест для отдыха. Обилие памятников деревянного и каменного зодчества делает Суздаль заповедником русской культуры. Вернуться из Суздаля в Москву проблематично, потому что прямого автобуса нет, а проходящие маршрутки нужно «ловить» за городом.

Фотографии автора

Особенности архитектуры Суздальского кремля

Собор Рождества Богородицы

Архитектура всего Суздальского кремля соответствует древнерусскому стилю. Собор Рождества имеет четырёхгранное двухэтажное основание, дополненное по бокам полукруглыми выступами с куполообразным сводом. Верхняя часть собора увенчана пятью синими куполами, украшенными золотистыми восьмиконечными звёздами. Общее число звёзд на всех главах составляет 365. Это число символизирует количество дней в году.

Узкие окна храма с закруглённым верхом установлены в арочных проёмах, разделённых вертикальными выступами. Выступы украшены лепниной. На фасаде здания вырезаны балясины с перилами. Собор имеет два входа. Он окружён забором, выполненным в соответствии с общим видом храма. Собор Рождества Богородицы, входящий в состав Суздальского кремля, является ярким памятником владимиро-суздальского зодчества.

Архиерейские палаты

Если геометрия собора состоит из округлых форм и плавных линий, то в архитектуре Архиерейских палат преобладают острые края и резкие переходы. Они, как и собор, выполнены из белого камня. Их крыша имеет зелёный цвет. Палаты представляют собой длинное здание с многочисленными окнами. Сооружение имеет колокольню, расположенную на ярусе с островерхой крышей. Этот ярус имеет собственные куранты.

Часы выглядят довольно просто. Они чем-то напоминают куранты Московского Кремля — имеют чёрный циферблат с золотистыми знаками. Особенность суздальских часов в том, что вместо цифр здесь изображены буквы старославянского алфавита. Куранты расположены под небольшим окном полукруглой формы. Палаты имеют небольшую башню с куполом, на вершине которого установлен крест. Практически перед каждым входом в здание есть арка.

Никольская церковь

Никольская церковь выполнена из бревна. Потемневшее дерево на первый взгляд смотрится довольно мрачно, по сравнению с белокаменными постройками кремля. Резное крылечко церкви напоминает старинные русские дома. Площадь крыльца огорожена резными перилами. В стенах здания есть несколько небольших окон. Церковь имеет двухуровневую крышу с небольшим куполом и крестом.

Алтарь церкви принимает закруглённую форму. В отличие от всего здания, он сделан из бруса и имеет одно окно с решётчатой деревянной рамой. Примечательно, что при строительстве церкви не использовались металлические крепёжные элементы. Церковь полностью изготовлена из дерева: даже в качестве кровельного материала использовались резные деревянные дощечки.

Архитектурный стиль всего ансамбля помогает ярче представить себе времена Древней Руси. Все постройки являются частично уцелевшими и имеют практически первозданный вид. Помимо самих сооружений, в некоторых местах сохранились и земляные насыпи. Здание представляет собой музей Суздальского кремля, в котором не только демонстрируют экспозиции, но и проводят церковные службы.

Никольская церковь Суздальского кремля

Храм Казанской иконы Божией Матери (Лакинск)

В 1693 году усердием помещика, стольника Петра Васильевича Головина в Ундоле была построена Казанская церковь. Место для возведения храма, по местному преданию, было избрано самою Богородицей. Дважды являлась Казанская икона Божией Матери у источника. Рядом с источником и решено было заложить новый каменный храм.

В 1780-е годы владелец села Ундол полководец Александр Васильевич Суворов пристроил к храму тёплый придел преподобного Сергия Радонежского. В 1859 году на церковные средства были пристроены тёплая трапеза с престолом святителя и чудотворца Николая и колокольня. В 1870 году также на церковные суммы церковь и колокольня обнесены каменной оградой.

В советские времена храм закрыли. Его помещение приспособили под авторемонтную мастерскую. Не сохранилось дореволюционное убранство храма. Казанская церковь реставрировалась в 1990-е годы.

Адрес: Владимирская обл., Собинский район, г. Лакинск, улица Ундол.

Старообрядческий храм Козмы и Дамиана

Старообрядческая церковь во имя святых мучеников и бессребреников Козмы и Дамиана расположена в бывшем селе Коровники недалеко от Суздаля на левом берегу Каменки.

Церковь святых Козмы и Дамиана в Коровниках

Летняя Козмодемьянская церковь XVIII века образует архитектурный ансамбль с зимней Крестовоздвиженской церковью конца XVII века. Построена из кирпича в стиле провинциального барокко и по архитектурной композиции представляет собой восьмерик на четверике. На высокий восьмерик поставлен изящный узорчатый барабан с кокошниками, увенчанный небольшой луковичной главкой. Стены лаконично украшены оконными наличниками, небольшим порталом и угловыми пилястрами.

Летняя Козмодемьянская церковь и зимняя Крестовоздвиженская церковь в Коровниках

В 1970-е годы Козмодемьянская церковь с колокольней, наполовину разрушенная, была восстановлена силами Суздальского реставрационного участка. Обе церкви использовались под склады. В апреле 1996 года Козьмодемьянская церковь получила статус памятника архитектуры.

14 декабря 2015 года митрополит Московский и всея Руси РПСЦ Корнилий (Титов) освятил престол суздальского храма во имя святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана.

Хочется отметить, что туристический сервис Суздаля находится на удовлетворительном уровне. В городе есть немало достойных кафе, ресторанов, гостиниц, мест для отдыха. Обилие памятников деревянного и каменного зодчества делает Суздаль заповедником русской культуры. Вернуться из Суздаля в Москву проблематично, потому что прямого автобуса нет, а проходящие маршрутки нужно «ловить» за городом.

Фотографии автора

Золотые ворота

Золотые ворота – это уникальное произведение древнерусских мастеров, созданное в 20-30-х годах XVIII века. Ворота состоят из двух створок, каждая из которых имеет семь рядов массивных пластин, установленных в два ряда и обитых снаружи медными листами. Пластины стыкуются между собой с помощью металлических валиков. Все детали ворот покрыты золочеными рисунками с орнаментом, изображениями фантастических зверей и птиц, сюжетами на библейские и евангельские темы.

Техника изготовления золотых ворот называлась огненным золочением. На черной медной основе с помощью проволоки выполнялся рисунок, который заполнялся золотом, растворенным в ртути. После нагрева пластин ртуть испарялась, а золото навечно сливалось с медью.

Ручки дверей сделаны в виде львиных голов, держащих в пастях тяжелые бронзовые кольца.

Рождественскому собору был нанесен значительный урон во время монголо-татарского нашествия в 1238 году. Предполагают, что именно тогда были вывезены северные Золотые ворота, а южные и западные сильно пострадали и были восстановлены в конце XIII века.

Одна из достопримечательностей Суздальского Рождественского Собора — царь-фонарь XVII века. Его вес составляет 160 килограммов и использовался он во время крестных ходов.

Смоленская церковь в быв. слободе Скучилихе

Церковь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была построена в 1696–1706 годах в слободе Скучилихе, принадлежащей Спасо-Евфимиеву монастырю и расположенной на северной окраине Суздаля, непосредственно к востоку от стен монастыря. Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя церковь Симеона Столпника. Обе церкви выстроены на месте существовавших ранее деревянных. Позднее рядом с церквями построена колокольня в классическом стиле. В настоящее время бывшая слобода вошла в черту города и церкви располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина.

Смоленская церковь в Суздале

Четверик пятиглавого храма имеет небольшую паперть. Широкие плоскости стен имеют по три высоко расположенных окна, обрамленных декором из полуколонок и килевидного фронтона. Колонки наличников на северной стороне имеют более изящный рисунок. Главки установлены на тонкие и высокие глухие барабаны. В верхней части стен карниз из зубчиков, балясин и измельченных кокошников.

Суздальский кремль

Никольская, Успенская, Рождества Христова – храмы, расположенные на территории главного архитектурного ансамбля города. Первая была построена в 18 века. Точная дата основания Никольской церкви не известна. Это один из первых храмов, возведенных после пожара, который произошел в 1719-м. Церковь построена из белого камня, состоит из основной части, колокольни и трапезной.

Успенская церковь построена в 17 веке. После пожара была реставрирована. До революции церковь мела шатровую колокольню. Капитальную реставрацию провели в конце 50-х годов. Основная часть постройки выдержана в нарышкинском стиле.

Церковь Рождества Христова построена в 1775-м. Расположена в юго-восточной части кремля. В 19 столетии к ней пристроили паперть. Храм напоминает жилую постройку.

История города

Суздаль впервые упоминается в летописи 1024 года. За четверть века до начала строительства крепостных сооружений на территории будущего города воздвигли деревянную церковь. Сколько в Суздале храмов было к началу 12 столетия, неизвестно. Но именно в это время город осадили булгары. Местные жители смогли защитить его. Чуть позже Суздаль стал центром Ростово-Суздальского княжества.

В 1637 году на город совершили налет татары. Спустя семь лет случился пожар, уничтоживший часть построек. О том, сколько в Суздале церквей осталось к концу 17 века, сложно сказать. Сохранились храмы, основанные еще в Средневековье, но они, как правило, не раз реставрировались. Деревянные, построенные во времена Ивана Грозного, не уцелели.

Известно, что в 16 веке город стал одним из религиозных центров русского государства. Тогда здесь было одиннадцать монастырей. Сколько в Суздале церквей построено было в 16 столетии? Вероятно, только монастырских не менее одиннадцати.

Сколько в Суздале церквей, монастырей и храмов было разрушено в советское время? На этот вопрос есть точный ответ. В двадцатые годы было уничтожено 15 храмов.

После распада СССР белокаменные памятники Суздаля вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2004-м населенный пункт получил статус городского поселения.

Суздаль входит в Золотое кольцо. Это один из самых интересных городов Владимирской области. Здесь проходили съемки таких фильмов, как «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Юность Петра», «Братья Карамазовы», «Царь».

Входоиерусалимская и Скорбященская церкви

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим расположена между Торговыми рядами и оборонительными укреплениями суздальского кремля.

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим в Суздале

Эта типичная для Суздаля летняя церковь была построена на месте снесенной из-за ветхости деревянной Пятницкой церкви. Основной объем в форме четверика окаймлен по всему периметру карнизами с киливедными арочками, опирающимися на небольшие консоли. Три перспективных портала (южный, западный и северный) служат входом в храм, с восточной стороны примыкает глубокая полукруглая апсида. Стены церкви гладкие, а окна украшены резными наличниками с необычным рисунком. Сразу после постройки церковь была пятиглавой, но в XVIII веке четыре главы были снесены и восстановлены только в 1990-х годах.

На Торговой площади в Суздале располагается Скорбященская церковь. Первоначально жителями улиц Воротищи и Старой на этом месте была построена деревянная церковь с трапезной, освященная в честь Воздвижения креста. Приход был небольшим, церковные служители получали жалование от государя, то есть «ругу». В описи города церковь названа «ружной».

Скорбященская церковь

В 1750 году была разобрана деревянная Воздвиженская церковь, и средствами прихожан построена каменная с престолом в честь Пресвятая Богородицы, именуемой «Всех скорбящих радость»; в 1787 году в ней устроен придел во имя святых девяти мучеников, «иже в кизице», Колокольня и ограда. 31 декабря 2009 года храм был передан в пользование Владимирской епархии РПЦ, после чего он был приписан к Богородице-Рождественскому монастырю Владимира.

Скорбященская церковь представляет собой необычное сочетанием «зимнего» типа храма и пристроенной с запада восьмигранной колокольней с характерным для Суздаля вогнутым шатром. Небольшое одноэтажное прямоугольное здание с глубокой апсидой декорировано резными наличниками и необычным для Суздаля карнизом из зеленых и красных балясин. Колокольня с суздальским шатром — «дудкой», имеет некоторое сходство с колокольней Никольской церкви. Для декорации ее фасадов использованы неглубокие четырех- и восьмиугольные ниши, зубчатые карнизы и майоликовые балясины.

Деревянная Никольская церковь

Прекрасно вписался в комплекс Суздальского кремля Никольский деревянный храм 18 века, выстроенный по типу сельской избы и перенесенный из селения Глотово Юрьев-Польского района. Необычайная церковная конструкция, возведенная из бревен без единого гвоздя, вызывает интерес туристов. Фотографии демонстрируют ее стройный облик – четкую пропорциональность срубов, тщательно тесанную остроконечную кровлю и ажурную деревянную луковичку, увенчанную крестом. Церковь с трех сторон опоясывает открытая галерея.

Уникальный образец русского зодчества установлен на площади Архиерейского двора, где прежде стояла деревянная Всехсвятская церковь, сгоревшая от пожара в 18 веке. Сегодня Никольский храм является экспонатом суздальского музея деревянного зодчества. Ее наружный осмотр входит в программу экскурсии по кремлевским достопримечательностям.

Александровский монастырь и Успенская церковь

Александровский монастырь расположен на левом берегу реки Каменки в Суздале. По преданию, был основан в 1240 году Александром Невским. Монастырь получал вотчины от родственников Александра Невского — Ивана Калиты и Ивана II.

Александровский монастырь

В 1608–1610 годах монастырь сожгли дотла поляки. Ни одна постройка, сооруженная ранее XVII века, не сохранилась. В 1764 году при проведении Екатериной II секуляризации земель Александровский женский монастырь был упразднен с обращением собора в приходской храм города. В 2006 году возобновлен в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

Древние памятники монастыря до наших дней не сохранились. Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I.

Вознесенский храм Александровского монастыря

Вознесенская церковь представляет собой высокий двухъярусный четверик, увенчанный пятью главками. С восточной стороны к четверику примыкает большая апсида, с северной стороны пристроен теплый придел, а с востока — паперть. Окна украшены резными наличниками с простыми колонками в первом ярусе и фигурными — во втором. Фигурные колонки использованы и в декоре высоких, устремленных ввысь барабанов.

Восьмигранный столп шатровой колокольни поставлен на невысокий четверик, к которому пристроена деревянная лестница.

Колокольня Александровского монастыря

Ее стены практически лишены декора, что делает ее уникальной среди суздальских шатровых колоколен. Скромным украшением верхней части служит резное обрамление арочных проемов и наличники над окнами-слухами.

В первой половине XVIII века вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые врата с двухъярусной башенкой.

Святые врата

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе расположена в восточной части Суздальского кремля. Точная дата строительства церкви неизвестна, но, вероятно, каменная церковь на месте сгоревшей деревянной была поставлена в 1650 году.

Успенская церковь

После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена, обретя нетипичный для Суздаля стиль нарышкинского барокко. Храм имел шатровую колокольню с приделом во имя Сергия и Никона Радонежских (XVII–XVIII века) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами.

В 1926 году руководство размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре политизолятора, обратилось к директору суздальского музея Василию Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церкви с целью использования кирпичей «для строительных надобностей». Поставленный перед жестоким выбором Романовский предложил сохранить Успенскую церковь как представляющую собой в соединении с приделом и колокольней более интересный ансамбль, нежели Афанасьевскую. В 1958 году церковь была отреставрирована А. Д. Варгановым.

31 декабря 2009 года храм был возвращен РПЦ и приписан к Александровскому монастырю Суздаля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: