Музей мозаики в стамбуле

Экспозиция музея

Музейная коллекция насчитывает порядка 90 различных жанровых мозаик, иллюстрирующих особенности повседневной жизни византийцев. В основном это картинки бытового характера: сцены охоты, детские забавы, изображения будничных хлопот; но есть и более экзотические сюжеты: мифические и необычные животные, воинственные состязания диких животных. Вот лев пожирает ящерицу, вот женщина заботливо кормит грудью младенца, а здесь прекрасная нимфа держит амфору.

Мастерство древних художников восхищает по сей день: мозаики выполнены невероятно реалистично и максимально детализировано. Для 1 кв. м мозаики требовалось более 40 тысяч крошечных стеклянных, известковых, терракотовых кубиков — вот уж поистине кропотливая работа!

В экспозиции представлены разнообразные по размеру и тематике мозаики. Есть здесь совсем небольшие фрагменты менее 1 кв. м, а есть гигантские мозаики больше 6 кв. м.

Описание музея

Музей мозаики в Стамбуле состоит из двух залов и двухэтажной галереи. Внутри он спроектирован таким образом, чтобы посетители смогли увидеть и настенную, и напольную мозаику. Средняя часть помещения музея открытая, а для удобства осмотра мозаик посетителями сооружены проходные мостики.

Всего музей насчитывает более 85 мозаик, повествующих о жизни и быте жителей Византии.

Древние мастера очень живо изобразили кормящую мать с младенцем, детские забавы, картины из жизни пастухов, сцены охоты, мифические сюжеты.

Основной экспонат музея – перистиль Большого дворца. Перистиль поддерживали 42 колонны. Здесь же была расположена золотая обеденная зала с мозаичными полами.Фрагмент напольного покрытия украшен 1,5-метровым бордюром, состоящим из геометрических и фигурных мотивов.

На нём фигурки пасущихся лошадей, птиц, вьющих гнёзда, газелей, пьющих воду, медведиц, кормящих медвежат. Фигуры изображённых мужчин символизируют времена года. В первоначальном виде центральная часть напольного покрытия включала около 150 фигур людей и животных.

Среди хорошо сохранившихся мозаик: «Дети на верблюде», «Доение козы человеком», «Медведь с добычей», «Мальчик и собака». Интересна мозаика, изображающая мифологическое двурогое и двукрылое существо, напоминающее львицу с ящерицей в зубах. Ящерица в римской мифологии символизирует  медлительность и лень, а львица олицетворяет силу и власть.

Много мозаик, изображающих борьбу животных, например, мозаика, показывающая  схватку слона и тигра. На ней слон – воплощение мудрости и победы, а тигр – жестокости.Хорошо сохранилась мозаика «Сокол и змея». Сражение сокола и змеи символизирует борьбу света и тьмы. Также сокол в Римской империи – олицетворение силы и верховной власти.

Интересна технология изготовления древней мозаики.

Посетители узнают, что сначала пол заполняли толстым слоем осколков битой керамическое посуды. Затем битый слой засыпали смесью песка, глины и угля. Наполнитель утрамбовывали, затем в опалубку заливали раствор цемента и сверху укладывали разноцветные кубики мозаики.

Мозаики отличаются разными стилями выкладывания и размерами. Кубики мозаики изготовлены из стекла, терракота, цветной керамики. Длина фрагментов мозаики – от 1 до 6 метров. 1 м² состоит из более 40 тысяч деталей.

Цистерна Феодосия

Это подземное водохранилище расположено в историческом центре Стамбула, недалеко от раскрученной среди туристов и платной Цистерной Базилики.

Само водохранилище меньше, чем Цистерна Базилика, но зато старше: самому строению и колоннам в нем приблизительно 1600 лет. Эту цистерну называют в Стамбуле Serefiye Sarnici, что можно перевести как Цистерна Доброй воли (доброжелательности).

Она была открыта для посетителей совсем недавно — после реставрации в 2018 году. Поэтому здесь почти нет туристов, зато все свежеотреставрировано, подсвечено и озвучено, а также проходят выставки художников.

Более подробно об этой цистерне читайте в статье «Цистерна Феодосия».

Цистерна Феодосия в Стамбуле

Зайдя внутрь стеклянного куба, можно спуститься дальше в цистерну по лестнице или на лифте. Спускаясь вниз в прозрачной кабине лифта, будто погружаешься в волшебный подземный дворец. Перед вами откроется  нарядно подсвеченный колонный зал, наполненный древними тайнами и легендами. Прогуляйтесь по оборудованным дорожкам, послушайте музыку, посмотрите на древние колонны и арочные своды с более чем 1500-летней историей.

Цистерна находится всего в 10 минутах пешком от Айя-Софии и Голубой мечети. Ориентироваться нужно на трамвайные пути и идти в сторону остановки Чемберлиташ, около которой установлена Колонна Константина.

Затем нужно свернуть налево вниз за Sultanhan Hotel. Там будет небольшой скверик Pierre Loti. Вход в цистерну вы не пропустите, так как это современное здание в виде стеклянного куба.

Адрес: Piyer Loti Cd., 2/1Часы работы: с 9:00 до 18:00. По субботам до 15:00

Общие моменты

Общие моменты

Комплекс занимает площадь более 70 гектаров. Этот райский уголок утопает в роскоши, здесь всего в избытке – золота, драгоценностей, природных и рукотворных шедевров, архитектурных изысков и аксессуаров.

Часто задаваемые вопросы
Чем примечателен дворец Топканы в Стамбуле? На площади комплекса, превышающей 70 гектаров, располагаются покои султана, библиотеки, сокровищница, большая кухня, мечеть, арсенал и т.п. На сегодняшний день Дворей Топканы в Стамбуле является одним из самых знаковых культурных памятников в мире. Кроме того, на территории достопримечательности снимали некоторые сцены популярного сериала «Великолепный Век», что сделало дворец ещё более популярным у туристов.

Древние мусульманские поэты не скупились на похвалы, называли Topkapı Sarayı «Дворцом вечного счастья, ниспосланного его обитателям самим Всевышним». Это выражение имело под собой определенный базис – каждый султан Турции наделялся званием халифа, хранителя Исламской религии.

Дворцовый комплекс кроме покоев султана вмещал в себя множество государственных учреждений:

  • библиотеки с самыми ценными изданиями, в том числе новейшими достижениями медицины, техники, размышлениями о социальном устройстве мира и пр.;
  • сокровищницу, в которой хранились и приумножались богатства султаната;
  • кухню невероятных размеров, где работали тысячи поваров, задачей которых было накормить самого султана, его семью, наложниц и прочую челядь;
  • мечеть – место размышлений халифа;
  • арсенал и другие строения.

В помещениях комплекса проживали почти 4000 сановников, и это не считая семьи султана. Для охраны держали особую армию из 50000 человек.

Не побывать в Топкапы, это значит, не видеть Турцию, не вдохнуть ее колорит и прелесть. Ежегодно архитектурный шедевр посещают миллионы путешественников. И тому есть причины – каждый хочет хотя бы на минутку погрузиться в роскошь и недостижимый комфорт, который окружал халифов Турции.

Популярности объекту добавил сериал «Великолепный Век». Кинофильм вышел на экраны в 2011 году, многие сцены снимали в интерьерах дворцового комплекса. Почитатели саги о перипетиях красотки Роксаланы, ее сложном пути от рабыни до любимой супруги султана, с трепетом осматривают знакомые по кино места и представляют себя на месте различных героев.

Где находится музей и часы работы

Музей мозаики расположен в районе Фатих, квартал Султанахмет, недалеко от Голубой мечети. Вход в музей находится в середине рынка Араста. Сориентироваться можно по указателям внутри рынка.

Как добраться:

  • на скоростном трамвае (линия Т1, остановка площадь Султанахмет);
  • на туристическом автобусе Big Bus Istanbul (остановка Султанахмет);
  • на электропоезде Мармарай (остановка Сиркеджи).

Музей работает со вторника по воскресенье. График работы в течение года меняется:

  • с 9:00 до 19:00 – апрель – октябрь;
  • с 9:00 до 17:00 – ноябрь – март.
  • Кассы закрываются в 16:30.
  • По понедельникам музей не работает.

Цена билета: 35 лир. Купившим музейную карту, вход в музей бесплатный. Карту можно купить в кассе и по ней посещать все музеи, стоимость её 72 лиры.

Очистка поверхности

Грязный и кисловатый воздух Стамбула привел к тому, что мозаика в значительной степени потеряла свой цвет из-за коррозии, которая произошла на ней из-за того, что она веками стояла на земле. Морская соль, доставленная по воздуху в эту местность, близкую к морю, и цементные растворы, залитые на мозаику в предыдущие периоды, ускорили это разрушение. По сути, для удаления этого слоя грязи и коррозии с мозаики использовалась техника JOS. Смесь воды и доломитовой каменной муки распыляли на мозаику под давлением, не превышающим 1 бар, чтобы не повредить мозаику. Таким образом, он был нанесен на мозаику другими химическими и механическими методами местами. Таким образом, поверхность мозаики местами была очищена другими химическими и механическими методами.

Львы из Вавилона

Лев был главным символом Вавилона — символизировал мощь и агрессию Вавилонского царства. Лев был сакральным животным богини Иштар.

На улицах города Вавилон встречались барельефы на кирпиче с изображением львов. В музее в Стамбуле можно посмотреть пять таких барельефов, которые расположены друг напротив друга, чтобы создать иллюзию вавилонской улицы.

Барельефы датируются периодом царствования Навуходоносора II, того самого, о котором говорится в Ветхом завете. Это примерно 605-560 года до нашей эры. Считается, что эти барельефы с парадной улицы Вавилона (Улица Шествий), которая вела от Ворот Иштар до фестивальной площади.

Для искусства и технологии того времени эти львы были настоящим прорывом. Вавилонские художники освоили технику нанесения цветной глазури на кирпич. И их искусство достойно восхищения, ведь краска частично сохранилась за 2600 лет!

Историческая справка

Точная дата возведения святыни неизвестна, однако первые упоминания о ней датированы 4 веком. Изначально строение находилось за границами Константинополя, о чем свидетельствует и его название: буквально слово «Хора» можно трактовать на русский как «скит за пределами города». Однако Константинополь быстро разрастался и уже при правлении императора Феодосия монастырь оказался в его черте и завоевал статус значимого религиозного объекта.

Наибольшее значение церковь приобрела в 11 веке, когда императорская семья, ввиду постоянной угрозы нападения на Константинополь, переехала в отдаленный от центра дворец во Влахернах. Находящийся неподалеку от резиденции храм Хора использовался для хранения особо ценных реликвий, собранных со всех монастырей города. В 14 веке императорский двор выделил на реконструкцию святыни крупную сумму. Тогда-то здесь и появились многие мозаики и фрески, которыми сегодня любуются посетители музея.

Переломным периодом в истории монастыря, как и в истории всей Византии, стал 15 век, когда Константинополь был захвачен турками. Османы переделали церковь в мечеть, построили у ее стен минарет и дали ей новое название — Карие. Но внутренние интерьеры захватчики разрушать не стали, а просто нанесли побелку на фрески и мозаики. Это-то и спасло творения византийских мастеров и позволило им дойти до наших дней в отличном состоянии.

В 1945 году монастырь Хора в Стамбуле был преобразован в музей. Прежде чем двери Карие открылись для посетителей, в его стенах провели грандиозные реставрационные работы, которые продлились с 1948 по 1959 гг. За восстановление убранства храма взялась организация «Византийский институт Америки», специалистам которой удалось шаг за шагом удалить слой штукатурки с мозаик и фресок и придать им максимально первозданный вид.

Саркофаг плачущей женщины

Это очень интересный саркофаг. Если приглядитесь, то заметите, что он выполнен в форме греческого храма с колоннами. И можно подумать, что внутри должен лежать грек.

Однако историки считают, что это саркофаг царя Сидона, Абдаштарта I (374-358 д.н.э), его ещё называют Стратон I. Впрочем, прямых доказательств этому нет. Когда саркофаг нашли в некрополе Сидона в 1887 году, внутри были только кости и бронзовая пряжка для ремня. Как и другие саркофаги Сидона, этот был разграблен уже очень давно. Очевидно, что царь заказал себе саркофаг в Греции.

Название саркофаг получил по той причине, что со всех сторон изображена одна и та же скорбящая женщина. Кто она? Вопрос без ответа, у историков даже предположений на этот счёт нет. О царе Абдаштарте I известно немного. Он прославился тем, что поднял восстание против персов и потерпел фиаско. О его личной жизни ничего неизвестно.

Наверное, это самый романтичный экспонат Археологического музея в Стамбуле. Ведь он посвящён любви и верности.

Галерею фото саркофага смотрите ниже, кликайте на фото для увеличения.

Царь Туана перед Богом Грома

Этот огромный барельеф был найден близ города Айдынкент (ранее Ивриз), отсюда его официальное название «Барельеф из Ивриза». Барельеф датируется 8 веком до нашей эры, изображает хеттского царя Варпалаваса перед богом грома Тархунзасом.

Этот барельеф самый большой из найденных хеттских барельефов. Высота — 4,3 метра, ширина — 2,4 метра. Кто на барельефе царь, а кто бог, поймёте сами, это очевидно.

Тархунзас был одним из главных божеств в хеттском пантеоне. Он «отвечал» не только за гром и молнию, но и за погоду в целом и плодородие. Если присмотритесь, то увидите в руках у Тархунзаса колосья и грозди винограда. На поясе у него висит серп, что указывает на время действия этой встречи — сезон сбора урожая.

Царь Варпалавас был не всеобщим хеттским правителем, а скорее местным царём области Туана. Напомним, что к 8 веку единой и сильной хеттской державы уже не существовало, хетты были раздроблены, хотя относительно легко объединялись перед внешней угрозой.

Важно знать

— Поясняющие надписи у экспонатов есть только на турецком и английском языках, на русском нет. Аудиогид за 50 лир доступен на турецком, английском, арабском, французском, итальянском, немецком, испанском и японском, на русском нет. Рекомендуем заранее изучить информацию о самых интересных экспонатах;

— Если собрались ехать в музей на такси, то тарифы в Стамбуле смотрите в нашей статье «Такси в Турции»;

— Рядом находятся: Собор Святой Софии, Дворец Топкапы, Голубая Мечеть и Цистерна Базилика. Теоретически всё это можно посмотреть за один день, но только в режиме «галопом по Европам». Лучше запланируйте на эти достопримечательности два дня;

— По дороге в музей встретите два десятка магазинов сувениров, сладостей и других подарков. Цены здесь выше среднего. О том, к чему приглядеться в первую очередь, читайте в нашей статье «Что привезти из Турции».

Приятного посещения Археологического музея Стамбула, и читайте наши интересные статьи о Турции и Стамбуле (список статей ниже).

Что посмотреть в Музее мозаики

Музей представляет собой несколько небольших залов и двухэтажную галерею, в которые мозаика выставлена на стенах и на полу.

Элементы мозаичных панно — это кусочки известняка, терракоты и разноцветных камней средним размером 5 мм.

Ни одно из изображений не имеет религиозной направленности. Все сюжеты взяты из повседневной жизни средневекового города, природы и мифологии. Всего на мозаиках изображено около 150 фигур людей и животных на 90 различных тем.

Эксперты провели колоссальную работу по восстановлению мозаик. Самые хорошо сохранившиеся изображения:

Борьба слона и льва

Дети на верблюде

Кормление лошадью жеребёнка и Доение козы человеком.

В саду музея можно увидеть фрагменты колонн Большого Дворца.

На втором этаже работает сувенирный магазин.

Время, которое потребуется на осмотр музей — до одного часа.

Музей Здоровья

Стамбульский музей здоровья располагается совсем близко от мечети Баязида II. В музее представлены экспозиции о развитии медицины во времена Османской империи XV — XVIII веков. Музей был открыт в 1997 году в помещении Университета Тракия. Раньше здесь располагалась больница при мечети.

Музей здоровья располагает большой коллекцией экспонатов, связанных с зарождением и развитием медицины в Османской империи на протяжении почти четырех веков. Здесь представлены инструменты для операций, медицинская посуда и утварь, устройства и приспособления для приготовления лекарств и лечебных препаратов.

Интересно также окунуться в мир прошлого, взглянув на реконструкции сцен из жизни врачей и пациентов того времени.

Музей небольшой по размерам, но если у вас есть время или неподдельный интерес к медицине и ее истории, то загляните в Стамбульский музей здоровья.

Музей находится около Голубой мечети, прямо у остановки трамвая Т1 «Султанахмет».

Адрес: Divanyolu Cad, 46

Музей национального банка Турции

Музей расположен недалеко от Галатского моста и сразу за Новой мечетью и Павильоном Султана.

Национальный банк İşbank (более формально Türkiye İş Bankası) был основан в 1924 году. Это был первый банк, основанный республиканцами.   Одним из создателей банка был первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк.Здание музея было построено в 1892 году для главного почтового отделения. В 1917 году оно было продано местному банку, а в 1927 году здесь разместился Стамбульский филиал İşbank.

Музей национального банка Турции в Стамбуле

В 1950-х годах, после открытия других банковских отделений в Стамбуле, филиал в бывшем здании почтамта был переименован в Yeni Camii («Новая мечеть»), так как Новая мечеть почти примыкает к зданию. Филиал работал до 2004 года, а в 2007 году в его помещении открыли музей национального банка.

В выставочных залах можно проследить всю историю банковского дела в Турции, посмотреть технику, на которой работали банковские служащие, узнать историю денег, познакомиться со старинными копилками, увидеть первую турецкую лиру.

Музей национального банка Турции в Стамбуле

Достаточно большая экспозиция дополнена выставочными стендами, интерактивными информационными дисплеями; мониторами, где показывают отрывки из фильмов, реклам и социальных роликов прошлых лет на банковскую тему. Вся информация на турецком языке, но интерактивные дисплеи имеют опцию на английском.

Музей  сочетает в себе старинные экспонаты и современное мультимедийное оформление. Так, по коридору, на стены, пол и потолок, которого проецируются бегущие как в «Матрице» цифры, посетители попадают в подземное деньгохранилище.

Здесь можно заглянуть в историю банковского дела через ячейки сейфов. Открывая ячейки, можно увидеть, что хранили в них клиенты банка.

Музей национального банка Турции в Стамбуле

Банковские кассы сохранили свой первозданный вид, а бывшие помещения охраны переоборудованы под книжный магазин и информационное бюро.

Адрес: Bankacilar Cad, 2Часы работы: 10:00 – 18:00

Полезная информация о стамбульском музее мозаик

Название: музей мозаик в Стамбуле (Great Palace Mosaic Museum).

Время работы:

  • С апреля по октябрь с 09:00 до 19:00 (на вход музей закрывается за полчаса до закрытия).
  • С ноября по март с 09:00 до 17:00.

Выходной день: понедельник

Стоимость входного билета: 20 лир.

Музей мозаик в Стамбуле на карте:

Музей мозаик в Стамбуле расположен недалеко от Голубой мечети. Если вы идете по Ипподрому, к примеру, от трамвайной остановки, то после обелиска Константина вам нужно повернуть налево на улицу Üçler Sokak. Ее легко узнать вот по таким домам.

Улица переходит в другую улицу под названием Tavukhane Sokak и приведет вас ко входу на Arasta Bazaar (базар Араста).

Заходите на рынок, идете несколько десятков метров и как только видите разрыв в торговых рядах (он будет справа) ныряете туда. Полминуты и вы у входа в стамбульский музей мозаик.

Это интересно: Парк Гюльхане: читаем по порядку

Демонтаж мозаики

После того, как были подготовлены земельная документация и план работ, мозаику начали демонтировать. Цель заключалась в том, чтобы собрать разобранные фрагменты мозаики после того, как прикрепили их к подходящим бетонным плитам. Для этого мозаику приклеивают к специальной ткани с помощью гибкого клея, который затем можно удалить, не оставляя следов, и от 0,5 до 1 м.2 разделены на 338 штук по размеру. Это измельчение было выполнено в соответствии с линиями границ или частями изображений, которые уже отсутствовали. Разобранные части хранились на досках из мягкой древесины нижней стороной вверх в ожидании последовательностей.

Водные прогулки

Круиз по Босфору — едва ли не самое популярное времяпрепровождение у туристов в Стамбуле в любое время года, а в летнюю жару — особенно. Совершить водную прогулку можно на регулярных паромах и частных прогулочных судах.

Через Босфор, вдоль пролива и бухты Золотой Рог, на острова и в пригороды от различных пристаней ходит множество паромов, они являются частью системы общественного транспорта Стамбула. Бывает несколько видов паромов: feribot (короткие маршруты через Босфор), vapur (ходят в границах города и на Принцевы острова), deniz otobüsü (большие и быстроходные, перевозят пассажиров по Босфору и Мраморному морю).

Как правило, водный транспорт Стамбула работает с 07:00 до 22:00. Главными операторами остаются компании Şehir Hatlari, İstanbul Deniz Otobüsleri, Mavi Marmara, Dentur Avrasya, Turyol и т. д. Паромы и прогулочные суда курсируют от разных пристаней и причалов, расположенных как на европейской, так и на азиатской стороне пролива. Большинство экскурсионных судов отправляется от пристани Эминёню.

Суда в проливе БосфорФото: Оксана Разорёнова

Тур по Босфору может быть коротким, длинным, закатным или организованным по принципу Hop-On Hop-Off.

Так, короткий тур (Kısa Boğaz Turu) чаще всего выбирают туристы, его длительность около двух часов, он стартует от пристани Эминёню и даёт возможность полюбоваться прибрежными районами до второго Босфорского моста. Иногда паром делает остановку у мечети Ортакёй.

Длинный тур (Uzun Boğaz Turu) рассчитан на шесть часов. Паром отправляется также от причала Эминёню, делает трёхчасовую остановку в деревне Анадолу Кавагы (Anadolu kavağı), где имеется множество рыбных ресторанов и интересная крепость Йорос (Yoros kalesi), после чего туристы возвращаются обратно.

Закатный тур (Mehtap turu), как ясно из названия, проводится на закате — исключительно летом по субботам (с 5 июня по 15 сентября). Тур стартует от пристани Кадыкёй (Kadıköy Bostancı). Программа также называется «Лунным круизом», поскольку во время прогулки темнеет, и пассажиры могут полюбоваться огнями ночного города и Стамбулом в свете луны.

Тур Hop-On Hop-Off — ещё один вид водной прогулки на весь день, в рамках которой пассажиры могут выходить на берег на остановках парома и возвращаться на следующее судно через час или два. Тур начинается от пристани Кабаташ, на маршруте предусмотрены остановки на пристанях Эмирган, Бейлербей, Кучюксу, Бешикташ. Такой вариант подойдёт тем, кто желает осмотреть объекты, добраться до которых на наземном транспорте проблематично.

Суда на пристани ЭминёнюФото: Оксана Разорёнова

В ходе круизов по Босфору туристы могут увидеть такие знаковые достопримечательности города, как дворцы Долмабахче и Бейлербей, крепость Румели Хисари, мосты через Босфор, гавань Сарыйер, район Арнавуткёй, набережную Ортакёй и т. д.

Дух Константинополя: музеи византийского наследия

Музей мозаик Большого дворца (Büyük Saray Mozaikleri Müzesi)

Едва ли не единственное, что рассказывает о красоте и величии не сохранившегося до нашего времени Большого дворца, бывшей резиденции византийских императоров, – это его мозаики. Ведь после погрома, устроенного в Константинополе крестоносцами в 1204 году, а затем в период турецкого владычества от всей этой византийской роскоши практически оставались лишь воспоминания: на бывшей территории Большого дворца частично разместилась Голубая мечеть и многие другие османские строения. Однако в 1930х годах археологи обнаружили здесь, неподалеку от рынка Араста, уникальные мозаики V века и остатки дворцовых помещений. Как выяснили позже – это фрагменты перистиля, то есть крытой галереи с колоннадой, находившейся во внутренней части дворца. На этом месте было решено устроить Музей мозаик Большого дворца, в котором можно увидеть эти находки. Великолепные и достаточно хорошо сохранившиеся мозаики, некогда украшавшие полы дворца, изображают древнеримские сюжеты – животных, сцены охоты, повседневной жизни.

Сайт: https://muze.gen.tr/muze-detay/mozaik

Музей мозаик входит в маршрут аудиоэкскурсии «», доступной в приложении Travelry – в рассказе о музее мы вспоминаем о том, что представлял собой дворец византийских императоров во времена расцвета Константинполя…

Церковь Хора, Музей Карие (Kariye Müzesi) – с 2020 года Мечеть Карие

Монастырь Хора – Музей Карие в Стамбуле. Фото: Giovanni Dall’Orto

Эта церковь, преобразованная в музей – хранительница одних из лучших в мире византийских фресок и мозаик 14-го века. Она была построена как часть монастырского комплекса Хора, который на протяжении 600 лет являлся одной из главных православных обителей Константинополя. После падения Византийской империи монастырь преобразовали в мечеть, а многочисленные мозаики и фрески заштукатурили, что спасло их от уничтожения. С 1948 года церковь Хора была преобразована в Музей Карие.

В августе 2020 года, вскоре после превращения в мечеть Айя Софии, музей Карие тоже был преобразован в мечеть. 

Сайт: https://muze.gen.tr/muze-detay/kariye

Музей Фетхие (Fethiye camii), или Церковь Богородицы Паммакаристы

Византийская церковь Богородицы Паммакаристы. Фото: Martin Furtschegger / CC BY 3.0

Одна из жемчужин византийской культуры, в которой можно увидеть оригинальные мозаики времен Константинополя. Основу этого здания составляет церковь, построенная ориентировочно в XII веке. После падения Константинополя, при османах, здесь более века располагалась кафедра предстоятеля Константинопольской церкви. Но в 1587 году церковь все же переделали в мечеть Фетхие и перестроили. Но часть старинных мозаик XIV века уцелела (благодаря тому, что их просто замазали). Уже в XX веке они были реставрированы, а церковь стала музеем, в котором можно познакомиться с византийским культурным наследием.

Сайт: https://muze.gen.tr/muze-detay/fethiye

Цистерна Базилика, Еребатан (Yerebatan Sarnıcı)

Цистерна Базилика (Еребатан) в Стамбуле

Самая крупная и самая известная цистерна Стамбула ведет отсчет своей истории с 532 года, времен императора Юстиниана. Когда-то она снабжала водой Большой Константинопольский дворец, позже – дворец Топкапы. Цистерна и сама похожа на подземный дворец – ее своды поддерживают 336 колон, в свое время взятые из античных храмов. Обстановка в цистерне завораживающая – «Подземный дворец» производит большое впечатление на всех. В том числе на кинематографистов, которые снимали здесь сцены сразу нескольких известных фильмов.

Сайт: https://www.yerebatan.com/

Подробнее о цистерне Базилика мы рассказываем в аудиогиде по Стамбулу Travelry.

Цистерна Феодосия (Şerefiye Sarnıcı)

Эта византийская подземная цистерна для сбора и хранения воды была построена во времена императора Феодосия II, в первой половине V века. Вода поступала сюда по древнему акведуку Валента (построенном в IV веке), а отсюда – в том числе в находившиеся неподалеку Термы Зевксипа, многочисленные фонтаны и даже в императорскую резиденцию – Большой дворец.

Сайт: https://www.serefiyesarnici.istanbul/

Travelry.

От «Огненного перста» вглубь истории

На написание статьи о музее мозаики в Стамбуле меня подтолкнула книга Бориса Акунина «Огненный перст». Это первая книга из серии «История Российского государства». В ней рассказывается о мощи Византийской империи и величественной красоте ее столицы – Константинополе.

Описываемые события относятся к середине IX века. В одной из глав герой во время своего пребывания в Константинополе посещает Большой дворец. Это величественное здание на протяжении восьми столетий оставалось резиденцией византийских императоров. Точнее так называлось не одно здание, а целый комплекс зданий, который раскинулся на площади 20 тыс. квадратных футов.

Однако время умеет побеждать даже самые могущественные державы. Прошли века и мощь Византии сошла на нет. Вместе с падением авторитета империи пришел в запустение и дворец. Дошло до того, что латинский император Балдуин II из-за нехватки средств демонтировал и продал свинцовую кровлю дворца. Это произошло в XIII век.

Как нашли уникальные мозаики

В середине XV века Константинополь взяли турки. Началась новая эпоха города. Он даже получил новое название — Стамбул. Практически все дворцовые сооружения турки снесли. Часть же зданий они использовали для своих нужд. Например, в дворцовой церкви они устроили пороховой склад, который благополучно взлетел на воздух в 1490 году. На месте некогда величественного дворца были возведены конюшни и рынок. Спустя еще почти пять столетий о Большом дворце практически забыли. Так бы и канула память о нем в лету истории, если бы в дело не вмешался Его Величество Случай.

В 1933 году в районе базара Араста велись строительные работы и рабочие случайно наткнулись на фрагменты мозаичного пола. Мозаика завораживала точностью деталей. Раскопки, проведенные в 30-х и 50-х годах XX века, позволили установить, что необычной красивая мозаика украшала пол перистиля. Так называется открытое пространство (двор или площадь), которое со всех сторон окружено колоннами. Пример перистиля ниже.

По этому двору наверняка хаживали сами императоры Византии. Всего археологам удалось извлечь из грунта примерно две тысячи квадратных метров мозаик. Они сложены из тысяч маленьких кубиков – известняковых или стеклянных. Благодаря этой уникальной находке в Стамбуле появился музей мозаики.

А еще обязательно побывайте в Йеребатан Сарае. Не знаете, что это? Читайте в отдельной статье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: