История прихода с XVII века по настоящее время
Главный алтарь каменной Дмитровской церкви освятили в честь почитаемого образа Богоматери Смоленской и Шуйской. Выбор этот не был случайным. Этот вариант иконы был написал шуйскими мастерами в честь окончания эпидемии чумы и напоминал ярославцам о родственниках, умерших от страшной болезни в середине XVII века.
Вскоре, в 1677 году, с разрешения митрополита Ионы Сысоевича, Похвальскую церковь также отстроили в камне. В отличие от холодного Дмитровского храма, богослужения в котором проводились только в теплое время года, небольшая Похвальская церковь стала зимним, теплым храмом прихода.
В 1686 году Дмитровский храм украсили внутри настенной живописью. А в начале XVIII века к нему с двух сторон пристроили крытые галереи. В 1748 году и Похвальскую церковь перестроили практически заново, применив в новом здание новые архитектурные и художественные приемы.
На протяжении всей истории приходскую жизнь поддерживали благотворители. На их деньги проходили необходимые перестройки и ремонты. По документам конца XIX – начала XX века известно, что Дмитровский приход получал значительные финансовые вклады от ярославских купцов Спиридона Анисимовича Полетаева и Николая Максимовича Кузнецова. На их средства построили новую строжку, заказали новый иконостас, украсили церковные стены новой живописью, а также закупили серебряную утварь для богослужений и венцы для храмовых икон.
Во время левоэссеровского восстания против советской власти в 1918 году, оба храма сильно пострадали от осколков и снарядов. В Дмитровской церкви была разбита глава, уничтожен шатер колокольни, а также в некоторых местах насквозь пробиты стены. Спустя 6 лет прихожане провели в церкви реставрационные работы, руководили которыми специалисты из ярославских реставрационных мастерских.
Потом согласно новой политике государства из обоих храмов конфисковали все ценное имущество. Дмитровский храм был закрыт для верующих с 1929 года, а Похвальский – с 1935 года. В Дмитровской церкви поначалу разместили склад, которым владела местная кондитерская фабрика, а также жилые квартиры горожан. Чуть позже здание сильно обезобразили, разобрав оставшуюся главу. С начала 1970-х по начало 1980-х годов в Дмитровском храме проходила полномасштабная реставрация.
Вид на церковь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери с ул. Собинова
Возвращение церквей прихожанам произошло в 1991 году. Службы в Похвальской церкви начали проводить через год, а в Дмитровской — только с 2003 года, поскольку здание требовало большого ремонта и восстановительных работ.
Еще более значительные перемены в старом Ярославле произошли в XVII веке.
В это время волею судеб Ярославль оказался на перекрестке важнейших торговых дорог – волжского пути в страны Востока и дороги в Архангельск, единственный тогда порт, через который осуществлялась торговля с Западной Европой. Здесь появились конторы иностранных купцов.
Да и свои купцы вели торговлю по всему Русскому государству. По всей стране и за ее пределами славились изделия ярославских ремесленников. Ярославль тогда был третьим торговым городом страны. Город значительно вырос тогда. По количеству населения он был на втором месте в стране, уступая лишь Москве.
Если старый Ярославль XVI века был почти полностью деревянным, то в XVII веке началось в городе большое каменное строительство. Вокруг кремля и Земляного города возводятся каменные оборонительные башни. До наших дней сохранились три башни того времени – Власьевская (Знаменская), Волжская (Арсенальная) и Угличская, кторая была общей у города и Спасо-Преобораженского монастыря.
Сам Спасо-Преображенский монастырь был обнесен новыми каменными стенами с башнями. Если не считать обращенный к Которосли южный фасад монастыря, искаженный позднейшими переделками, в остальном стены и башни монастыря выглядят так же, как в XVII веке.
А сколько каменных церквей было построено в Ярославле в XVII веке! Многие из них дошли до наших дней. Это церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Николы Рубленого, Спаса на Городу, Михаила Архангела, Богоявления, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи и др. Правда, тогда они стояли, окруженные деревянными домами.
Старый Ярославль в XVII веке был совсем другим. Узкие, кривые улочки утопали в грязи. В самом центре города, близ Фроловского моста, который был перекинут через ров, окружающий кремль, – было обширное болото. В этом болоте, случалось, тонули пьяные, там находили иногда мертвые тела. По немощеным, поросшим травой улицам Ярославля бродил скот.
Не сильно изменилась ситуация и в следующем, XVIII веке, только появились еще в центре старого Ярославля заводы, которые наполняли воздух миазмами, но невзыскательные предки наши мало внимания обращали на это неудобство.
В 1777 году Ярославль стал центром наместничества. Город получает утвержденный свыше регулярный план застройки. Согласно этому плану узкие, неправильные улочки, хаотично расположенные деревянные домишки сносились, и на их месте пробивали широкие, прямые улицы с двух- и трехэтажными каменными домами.
Центральной площадью по этому плану стала Ильинская площадь, созданная вокруг церкви Ильи Пророка. От этой площади лучами расходились улицы. План бережно учитывал все самое ценное в архитектуре старого Ярославля. Новые улицы располагались так, чтобы они заканчивались либо церковью, либо башней, либо еще каким-то интересным архитектурным сооружением. Такая планировка центральной части города сохранилась до наших дней. Благодаря ей, решением ЮНЕСКО исторический центр Ярославля был включен в список памятников всемирного культурного и природного наследия.
Первые здания, возведенные по регулярному плану, сохранились до наших дней. Это здания бывших присутственных мест на Ильинской площади. Между ними находился тогда дворец наместника. Он стоял здесь совсем недолго, и был разобран на кирпич для казарм. На этом месте позднее построили ничем не примечательное двухэтажное здание.
Достопримечательности площади
На Богоявленской, как на одной из центральных городских площадей, есть, что посмотреть любознательному туристу. На знакомство с ней и близлежащими достопримечательностями можно выделить целый день пребывания в Ярославле!
Одним из основных символов не только этого места, но и города в целом является, конечно же,
Памятник Ярославу Мудрому
Он украшает площадь с 1993 года, устремив взгляд навстречу прибывающим с Московского направления гостям города, держа в руках меч и макет основанной им волжской крепости.
Памятник Ярославу Мудрому
Памятник Ярославу Мудрому сегодня одна из самых известных визитных карточек города. Ведь он знаком всем жителям нашей страны своим изображением на тысячерублевой купюре.
К юго-востоку от Памятника Ярославу Мудрому находится
Спасо-Преображенский монастырь
Территория Спасского монастыря занимает большое пространство между Московским проспектом, Первомайской улицей и Которосльной набережной. Посетить эту древнейшую городскую достопримечательность стремятся практически все туристы. Ведь это и хорошо сохранившийся Спасский собор с его прославленными фресками 16 века, и Храм Ярославских Чудотворцев, и еще одна знаковая 32-метровая ярославская визитная карточка – Колокольня-Звонница и т.д.
Достопримечательности Спасо-Преображенского монастыря
Кроме осмотра архитектурного монастырского ансамбля туристы с удовольствием посещают выставочные экспозиции, представление здесь Ярославским музеем-заповедником.
Кстати, некоторые строения Спасо-Преображенского монастыря тоже присутствуют на тысячерублевой банкноте, так что, осматривая монастырь – поищите эти элементы самостоятельно. Это весьма интересное занятие.
Напротив западных стен Спасской обители, за Московским проспектом находится еще один уникальный архитектурный памятник Ярославля —
Богоявленская церковь
Храм Богоявления Господня, сооруженный к концу 17 века, как бы завершает собой удивительный и прекрасный «золотой век» храмового строительства в Ярославле.
Уникальный интерьер Богоявленского храма
Это уникальное и очень красивое сооружение является сегодня действующим храмом и в то же время филиальным подразделением Ярославского заповедника. Поэтому посетить его можно и нужно.
Внутреннее убранство
В храме Ильи Пророка в Ярославле особенную ценность представляют внутренние росписи. Их ритмика гармонично сочетается с формами интерьера самого строения. Хотя основные художественные работы были выполнены в 1680 году, декор создавался до 1717 года. Несмотря на то, что в этом процессе участвовали три разных артели живописцев, им удалось создать единый по стилю и композиции изобразительный ансамбль.
Внутренние стены главного помещения церкви Ильи Пророка и алтарь были расписаны в 1680 году по заказу вдовы Вонифатия Скрипина. Мастера, выполнившие эти работы, относились к лучшим иконописцам 17 столетия.
В теплом Покровском приделе работы проводились в 1697 году. Приделы Гурия, Самона и Авива и Ризоположенский украсились фресками в 1716-1717 годах. К этому времени храм уже отошел к городу. Имена иконописцев более поздних росписей до нас не дошли.
Убранство внутри помещений храма Ильи Пророка в Ярославле неплохо сохранялось на протяжении трех веков своей истории. Известны работы по обновления росписей представителями известной ярославской династии иконописцев Сарафанниковых. В 1830 году они восстановили фрески в Покровском приделе, а в 1857 году – свод северного крыльца.
Большие реставрационные работы были выполнены на средства городского головы И.А. Вахрамеева. Их провели московские иконописцы в 1898-1902 годах. Они обновили фрески, иконы, деревянную резьбу. Проводилось восстановление внутреннего убранство и в 50-е, 60-е, 70-е годы 20 века.
Внутреннее пространство церкви Ильи Пророка (Ярославль) многообъемное. Главное помещение, приделы, колокольня связаны между собой галереями. Все их стены и своды покрыты фресками. Хорошо дошедшие из 17 века и выполненные известными мастерами, они имеют значительную историческую и культурную ценность. Наибольший интерес представляет галерея, соединяющая Ризоположенский придел и колокольню.
Центральный храм расписан в шесть ярусов. Пять верхних шириной 2,2-2,3 м посвящены различным сюжетам. Нижний шестой ярус из травного орнамента несколько уже – 1,8 м. В нем на золотом фоне написаны зеленые и красные побеги. Два верхних яруса отображают земную жизнь Христа и евангельские сюжеты. И лишь на северной стене обширная композиция, посвященная патриарху Никону.
Третий ярус рассказывает о «Деяниях апостолов». Четвертый имеет храмовую тематику и показывает жизнь и чудеса пророка Ильи. Пятый ярус дополняет деяния пророка чудесами его ученика Елисея.
Наибольший интерес представляют ярусы о пророке и его ученике. Поскольку их действия были связаны с реальной жизнью и не зарегламентированы официальной иконографией, живописцы создали в этих ярусах картины из народной жизни, особенно близкие прихожанам. Персонажи росписей одеты в современную городскую одежду, а библейские цари представлены в костюмах царского двора XVII века.
О росписях. Богатство сюжетов, высокое мастерство и хорошая сохранность делают фрески церкви Ильи Пророка памятником культуры мирового уровня.
Первый иконостас храма был заменен в 1696 году. Работу конца XVII века мы видим и в настоящее время. Это резное шестиярусное творение в стиле барокко.
Шедевры резьбы
Выдающуюся резьбу иконостаса выполнил ярославский мастер Илья Якимов. Часть икон создана в 1650 году местными живописцами братьями Дьяковыми. Они дополнены работами 1660-1662 годов, над которыми трудился художник царского двора Федор Зубов.
Шедеврами резьбы являются сень над престолом, царское и патриаршие моленные места. Они выполнены в едином стиле в виде восьмиугольных шатров. По легенде моленные места были подготовлены для царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. А изготовлены по подобию царского места Ивана Грозного в Успенском соборе Кремля.
Места для моления изначально находились в храме Николы Мокрого. В Ильинский храм Ярославля их доставили в то время, когда в нем находился музей.
https://vk.com/video_ext.php
Башня как городской объект
Позднее, в 18 веке, когда отпала необходимость в крепостной охране города, и в наличии охраняемых въездов, многие башни были разобраны на строительный материал для городских нужд. Существовал губернаторский приказ и на разбор на кирпич Власьевской башни. Однако, ярославские купцы решили спасти этого архитектурного исполина (прежде всего из-за Знаменской церкви) и выкупили его у городских властей.
Итак, Власьевская башня осталась, а отходящие от нее оборонительные валы бывшего Земляного города были выровнены с землей, исчезли и оборонительные рвы с мостом. И постепенно к башне начинали прирастать гражданские сооружения.
С южной стороны к башне пристроилась княжеская усадьба московского губернатора Салтыкова, которая сегодня является архитектурной достопримечательностью, и коммерческий банк. Сегодня их помещения занимает корпус Экономического факультета Ярославского университета им.Демидова.
Экономический факультет Ярославского университета в усадьбе Салтыкова
Выросло рядом и здание двухэтажной гостиницы Кокуева и бакалейный магазинчик «Босфор», принадлежавший купцу Лобанову. Со временем эти объекты были снесены.
В 80-е годы 19 столетия, в связи с развитием городской водопроводной системы, Знаменская башня становится водонапорной! На ней устанавливается огромный накопительный бак, прикрытый декоративной надстройкой, в который по чугунной трубе волжская вода поступала из осадочных резервуаров.
В конце 19 века произошла очередная перестройка Знаменской церкви в псевдорусском стиле. Попутно архитектор А.Никифоров приукрасил и башню, добавив нарядные арки к надвратному храму и резные карнизы.
Знаменская башня на Площади Волкова сегодня
Сегодня здание башни, освобожденное от многих пристроек, используется под нужды Ярославского Университета. Возвращается к жизни и Знаменская церковь.
Как добраться до Богоявленской церкви
Церковь находится в Ярославле на Богоявленской площади, 12, возле Московского моста через реку Коротосль, через дорогу от Спасо-Преображенской обители.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Церковь находится слева, сразу за автомобильным мостом через реку Коротосль.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Богоявленской церкви составляет 2,5 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.
Рейтинг достопримечательности
← ЯРОСЛАВЛЬ | РОССИЯ → |
Четвертый собор
Если бы даже не произошел пожар, уничтоживший многие строения Ярославского кремля, Успенский собор все равно ждала перестройка. Его скромный вид не соответствовал соборному статусу, и на основании царского указа уже через год после пожара строится новое храмовое строение.
Ярославль в 17 веке
Этот собор возводится в виде шестистолпного пятиглавого сооружения
, с типичными для каменного зодчества Ярославля 17 столетия крылечками с трех сторон. Около храма вырослашатровая из восьми гранейКолокольня .
Однако и этому храму не повезло. В 1670 году происходит очередное пожарное бедствие, приведшее к невосполнимому разрушению храмового строения.
История постройки
Из летописных сведений известно, что первая церковь святого Ильи появилась в Ярославле благодаря стараниям князя Ярослава Мудрого. Он заложил ее одновременно с городом в память о своей победе над медведем, которая произошла как раз в день почитания Ильи Пророка. Сейчас на том месте, по предположениям исследователей, стоит Ильинско-Тихвинская церковь.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Современный Ильинский храм строился на средства богатых братьев-купцов по фамилии Скрипины. Строительство продолжалось с 1647 года по 1650 год. Ранее, на территории нынешнего здания стояло две деревянных церкви. Одна называлась в честь Ильи Пророка, а вторая — Покрова Богоматери.
Интересно! Упоминание об Ильинской деревянной церкви есть в повести о чуде прозрения, которое произошло во время крестного хода с иконой Спаса мимо храма. Слепой во время шествия у церкви начал видеть.
Находился храм, построенный по инициативе братьев Скрипиных, на территории их собственного подворья. Когда проводилась реконструкция в Ярославле в 1778 году, церковь оказалась в центре административной площади. С этой поры она получила статус одной из главных построек города.
Архитектура
Следует отметить, что купцы не жалели средств на облагораживание храма. Сюда привезли самые красивые иконы. Из своей личной коллекции, собранной для домашней молельни, братья отдали также несколько образов. Оклады святынь украшены драгоценными камнями и жемчугом.
Для богослужений использовалась золотая и серебряная утварь. Все в храме было прекрасно. В колокольню подняли пять новых стопудовых колоколов. Еще пять перенесли со старой колокольни.
Колокольня церкви Илии Пророка
По периметру церкви возвели каменную ограду. Рядом построили дома для священника и диакона, причетники жили в деревянной постройке.
Поскольку у Скрипиных не было наследников, они завещали свои торговые места и земельные угодья храму. Но в XVIII веке эти владения отошли городу. В течение всего XIX века здание не ремонтировалось. Фрагментарно обновлялась роспись, но не более того. Поэтому к концу столетия церковь очень обветшала. Но благодаря попечительству местного мецената Ивана Александровича Вахромеева, ценный памятник архитектурного искусства был восстановлен и вновь предстал во всей своей красе и величии.
Советский период
После свержения царя и прихода к власти коммунистов Ильинский храм передали в ведение научно-исторического общества города Ярославля.
В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей с последующей их передачей в экспозицию музея. Практически до тридцатых годов в церковь могли приходить посетители. Здесь проходили выставки старинного шитья, икон древнего письма и редких предметов для богослужения. Потом ее закрыли и использовали преимущественно для хозяйственных целей, как склад.
Как раз в это время активно разрасталась деятельность Союза воинствующих безбожников. Представители сообщества решили, что на площади не место храму и его необходимо снести. В поддержку этого собрали около тысячи подписей, но в высших инстанциях такой инициативе не дали претвориться в жизнь. В защиту уникального памятника русского зодчества выступили сотрудники сектора архитектуры и ярославского музея. Благодаря их усилиям храм удалось спасти от сноса.
Интерьер Ризположенского придела церкви Ильи Пророка
С начала пятидесятых и до 1983 года в церкви Ильи Пророка периодически проводились реставрационные работы. В 1989 году провели чин освящения главного престола, после чего в теплое время года в храме стали регулярно проводиться службы.
История Дмитровского кремля
В отличие от большинства русских крепостей для постройки Дмитровского кремля выбрали не возвышенность или холм, а низину — заболоченную территорию, где сразу за валом начиналось болото. Оно имело стратегическое значение и выступало естественной преградой для вражеских войск. Земляной вал, подвесные мосты и ров с водой создавали идеальную защиту жителей при нападении и осаде.
В исторических документах зафиксировано 7 фактов разрушения. В 1181 году постройку охватил пожар, устроенный киевским правителем Святославом. В 1238 году её разорили татаро-монгольские племена хана Батыя. Город Дмитров противостоял нападкам соседей и принадлежал к Переяславскому удельному княжеству. С 1247 года крепость относится к Галице-Дмитровскому княжеству. После смерти князя Давида Константиновича оно распадается.
В период с 1280 по 1334 годы образуется обособленное Дмитровское княжество. Дмитровский кремль в 1301 году стал центром сбора 4 русских князей — правителей Владимиро-Суздальских земель, Москвы, Твери и Переславля. Все, кроме Переяславского князя Ивана Дмитриевича, заключили мирное соглашение. Позднее в память о съезде князей 1301 года внизу Дмитровского герба будут изображены четыре княжеские короны.
С 1310 по 1334 годы кремль служил резиденцией первого удельного князя Бориса Давыдовича. При нападении князя из Твери Михаила Александровича в 1373 году крепость снова разрушили. В 1388 году в стенах кремля родился второй князь — сын Владимира Храброго Ярослав. В тот же год на территории Дмитрова был построен Борисоглебский монастырь, названый в честь князей Бориса и Глеба Владимировичей.
В кремль вели двое ворот: Егорьевские и Никольские на юго-востоке и северо-западе соответственно. На плане по центру Дмитровского кремля можно увидеть Успенский собор. Возведением постройки занимались зодчие в 1509—1523 годах. Тем не менее, историки говорят о более раннем периоде заложения каменного собора, примерно в XIV—XV веках. Под подклетом современного строения сохранились белокаменные подвалы, характерные для того времени.
К Успенскому собору в 1841 году были пристроены паперти, выполненные в псевдоготическом стиле. На входе в Дмитровский кремль перед посетителями предстаёт часовня Александра Невского. Её возвели при кафедральном соборе в 1868 году по задумке архитектора В. О. Груздина. Другая выдающая постройка — Елизаветинская церковь, которую возвели в 1898 году. Проект реализовал столичный архитектор С. К. Родионов.
Средства на постройку тюремной церкви в псевдорусском стиле пожертвовала Елизавета Семеновна — вдова владельца прядильно-ткацкой мануфактуры Лямина. В конце XIX столетия прорубили вход с южной стороны кремля. Ров с водой создавал преграду для врагов, а попасть в крепость можно было по подвесным мостам. Художник Аполлинарий Васнецов воссоздал на полотнах 1920 года внешний вид средневекового кремля.
Сегодня Дмитровский кремль включает в себя одноимённый музей-заповедник. На небольшой площади кремля разбиты цветники и розарии, территория открыта для прогулок и посещений. В зданиях расположены экспозиции, раскрывающие историю и быт Древней Руси. В рамках экскурсий можно посетить Елизаветинскую церковь, Успенский собор, дом-музей Петра Кропоткина, дом епископа Серафима, памятники и выставки.
Ризоположенческий придел
Эта часть церкви имеет форму куба, с каждой стороны которого сделаны окошки с наличниками, а по углам красивые кокошники. Сверху куба построен восьмерик, также украшенный окошками с наличниками. На нем возведен изящный шатер, все восемь граней которого имеют параллельные выступы, придающие ему особую архитектурную легкость.
Внутри стены придела украшены многочисленными росписями, повествующими об истории драгоценной реликвии – Ризы Христа, фрагмент которой здесь хранится. Кроме росписей, во всех приделах и в храме имеются роскошные паникадила, самое большое весом около 170 кг, а меньшие весом почти 80 кг каждое.
Церкви Димитрия Солунского и Похвалы Божией Матери: что рядом?
Церкви Димитрия Солунского и Похвалы Божией Матери находится в относительной близости от следующих
достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует
принять во внимание условную близость объектов.
Церковь Богоявления
~ 0.4 км
Памятник Ярославу Мудрому в Ярославле
~ 0.5 км
Стены и башни Спасо-Преображенского монастыря
~ 0.6 км
Гостиный двор в Ярославле
~ 0.6 км
Ярославский театр кукол
~ 0.7 км
Трапезная палата с Воскресенской церковью Спасо-Преображенского монастыря
~ 0.7 км
Спасо-Преображенский монастырь
~ 0.7 км
Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря
~ 0.7 км
История
С целью просвещения населения, распространения знаний об истории родного края, начинает формироваться музей, часть экспонатов в который поступает от самих жителей. Важную роль в создании и развитии учреждения играли его руководство и сотрудники, от их работы и умения выстраивать отношения с местной властью зависело будущее коллекции. Стараниями директора Кирилла Алексеевича Соловьева и его коллег с 1923 года музей стал получать финансирование из государственного бюджета.
В 1926 году экспозицию перевозят в здания Борисоглебского монастыря, в фонды постоянно поступали новые предметы, привезенные из экспедиций. Как известно, в советское время проводилась антирелигиозная политика, храмы закрывались, а церковные ценности изымались из приходов. Сотрудники музея смогли спасти многие такие важные предметы от уничтожения и переплавки.
С 1931 года для музея настают трудные времена — в связи со строительством канала Москва-Волга помещения Борисоглебска монастыря передают управлению строительством. Директора и сотрудников музея, попытавшихся сопротивляться этому решению, арестовывают. С экспонатами также обошлись пренебрежительно, их наскоро упаковали в ящики и по сути выбросили в снег. Только весной их перенесли в Успенский собор, который к тому времени закрыли для верующих. Так, на долгие годы религиозное сооружение становится местом размещения экспозиции музея.
Крепостной вал, Иван Якунин
В 1936 году директором музея стал Василий Васильевич Минин, стремившийся возродить музей. Он понимал, что это трудно осуществить без поддержки власти, тогда он решил проводить в музее выставку, посвященную достижениям тружеников села, тем самым показав лояльности власти. Со временем выставка стала регулярной. Многое делал Минин для структурирования и сохранения экспозиции. Именно он сопровождал наиболее ценные экспонаты, которые на время Великой Отечественной войны эвакуировали в Ивановскую область. Работа музея не прекращалась и в этот период — для школьников и военных проводились лекции и экскурсии, а подвалы собора использовались в качестве бомбоубежища.
С 1959 года в течение 6 лет директором музея был Илья Борисович Слуцкий, который одобрял проводившуюся в то время политику передачи наиболее значимых предметов из провинциальных в крупные музеи. Но были и положительные моменты в период его руководства, к примеру, в это время проводятся серьезные реставрационные работы в соборе.
В последующие годы происходит обновление экспозиции, и со временем краеведческий музей переквалифицировали в историко-художественный.
В начале 1990-х годов заговорили о необходимости передачи Успенского собора РПЦ, тогда для размещения фондов музея стали готовить гражданские исторические здания, музею также передали территорию Дмитровского городища. С 1996 года он носит название музей-заповедник «Дмитровский кремль», постепенно силами сотрудников проводились работы по реконструкции и обновлению экспозиций. В наши дни он является современным музеем с интересными экспозициями, участвующим во всероссийских акциях и организующим свои образовательные программы.
Дом-музей священномученика Серафима Звездинского, acvazul-v2010