История
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.
В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.
Строительство Казанского собора
В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.
15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.
Собор в XIX—начале XX века
Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.
27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.
21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.
24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).
18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.
С 1930-х годов
Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.
Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.
Полезная информация для туристов
В наши дни одна из знаковых достопримечательностей Казани не принадлежит православной церкви. С 2006 года внутри здания располагаются экспозиции музея, которые посвящены истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. Здесь можно узнать, как жило местное население в Средневековье, во время революции и в годы Великой Отечественной войны, об истории появления национального театра и семейных традициях татар.
В музее регулярно проводят интересные мастер-классы для детей и взрослых. Посетители участся изготовлению кукол, росписи по стеклу и вышивке по ткани.
Двери музея открыты с понедельника по четверг, в субботу и воскресенье с 10:00 до 18:00, а по пятницам – с 11:00 до 20:00.
Билет в выставочный зал на 1 этаже стоит 80 рублей, а экскурсия – 300 рублей. Билеты на 2 этаж музея стоят 150 рублей для взрослых и 100 рублей – для учащихся вузов и пенсионеров. За экскурсию нужно заплатить 500 рублей. Единый билет обойдется в 200 рублей для взрослых, в 150 рублей для льготников. Экскурсия по всем залам стоит 600 рублей. Детям до 18 лет вход бесплатный. Касса прекращает работу за полчаса до закрытия.
Купол Дворцовой церкви
Казанский собор до 1917 года
21 декабря 1812 года, когда русские войска вышли на границы империи, Казанский собор стал местом празднования полного освобождения русской земли от завоевателей. В феврале 1913 года в Казанский собор прибыли ключи города Варшавы, которые доставил в столицу генерал Васильчиков.
Могила М. И. Кутузова, 1913 г.
Особым событием для Казанского собора стали похороны фельдмаршала М. И. Кутузова 13 июня 1813 года. Его могила расположена напротив Казанской иконы.
Кутузов скончался 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау. Там его тело набальзамировали, для чего внутренности вынули и захоронили на местном кладбище. Впоследствии возникла легенда, будто фельдмаршал повелел похоронить его сердце на месте смерти, на Саксонском тракте, дабы солдаты видели, что сердцем он остаётся с ними. Этот миф был развеян в 1933 году, когда произошло вскрытие гроба Кутузова:
АКТ. Ленинград, 1933 год, сентябрь 4-го дня. Комиссия в составе: директора Музея истории религии Академии наук СССР — проф. Богораза-Тана В. Г., учёного секретаря музея Блаканова В. Л., завед. Фондами музея Воронцова К. К., в присутствии представителя от П.П.ОГПУ тов. Бороздина П. Я. составили настоящий акт о нижеследующем.
Вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов М. И. Склеп находился в подвальном помещении музея. По вскрытии склепа обнаружен сосновый гроб (обтянутый красным бархатом с золотыми позументами), в котором оказался цинковый гроб, завинченный болтами, внутри которого обнаружен костяк с остатками сгнившей материи. Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце. Весь процесс вскрытия был зафотографирован — было произведено 5 снимков.
Настоящий акт составлен в 2 экземплярах …
Над могилой Кутузова повесили Смоленскую икону Божией Матери из Александро-Невской лавры.
Казанский собор являлся тем местом, откуда Император и члены его семьи отправлялись в действующую армию. С его посещения начиналось и возвращение Александра I в столицу. До окончания войны с наполеоновской Францией храм оставался местом празднования наиболее значимых побед российских и союзных войск. 2 сентября 1813 года здесь отмечали взятие Берлина, спустя один год — победу при Бриенне и взятие Данцига. В апреле 1814 и в июле 1815 года здесь праздновалось взятие Парижа.
Казанский собор играл важную роль в жизни царской семьи. В Исаакиевском соборе членов царского дома крестили, в Петропавловском — хоронили, а здесь — венчали. Каждый год в марте здесь праздновалось восшествие на престол Александра I. Ежегодно 30 августа отсюда начинался крестный ход к Александро-Невской лавре. Этот день считался в Петербурге выходным.
В 1840-х годах купол Казанского собора покрыли светло-зелёной краской. Позже его покрытие имитировало бронзу.
26 октября 1893 года в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Из-за огромного количества желающих проститься с композитором, было решено впускать посетителей в храм по билетам. Всего их было выдано 8 000. На литургии использовалась только музыка Чайковского, которую исполнял хор Императорской оперы. Из Казанского собора траурная процессия проследовала к Александро-Невской лавре, где композитор был похоронен.
Свечное освещение храма было заменено электрическим в 1903 году.
В 1910 году рассматривалось предложение восстановить фигуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах у колоннад. Но ни у правительства, ни у причта Казанского собора, не оказалось на это денег.
Примерно за две недели до февральской революции 1917 года по инициативе Общедоступного и передвижного театра в Казанском соборе была отслужена панихида по В. Ф. Комиссаржевской.
Описание объекта
Благовещенский собор построен в 1561-1562 годах в северо-восточной части Казанского Кремля псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем на месте небольшой деревянной церкви, созданной по указу Ивана Грозного в 1552 году.
Собор на протяжении своей истории многократно перестраивался, горел в пожарах, реставрировался, а в советский период храм был закрыт, часть архитектурных объектов было разрушено, здание собора использовалось для бытовых нужд. Реставрация собора прошла в 1977-1982 и в 1996-2005 годах.
Благовещенский собор представляет собой строение с 5 главами, 5 апсидами (полукруглый выступ здания, примыкающий к основному объёму) и 2 приделами (часть храма, выделенная для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений).
Центральный объём сложен из белого камня, опирается на 6 столпов, имеет 4 боковых барабана (цилиндрическая верхняя часть здания, которая венчается куполом) с луковичными завершением и 1 центральный барабан, выполненный в стиле украинского барокко, 3 апсиды и боковые приделы с апсидами. Внутренние столбы в храме круглые, переход к главному куполу оформлен в виде сводчатой конструкции в форме части конуса (тромп), что визуально позволяет перейти от купола к кубическому объёму помещения.
В основном объёме имеется цокольный этаж, стены и крестовые своды которого выложены из тесанных блоков известняка. Цокольный этаж XVI века использовался как отдельный храм Всех Святых.
Фасад здания украшен узорчатыми поясками, соединенными аркатурами (ложные арки). Стены имеют килевидные завершения (полуовал с внешним заострением) и позакомарные (полукруглое завершение стены) покрытия. Боковые луковичные главы голубого цвета украшены позолоченными звёздами, позолоченная центральная глава имеет барочную грушевидную форму.
С южной и северной сторон к центральному объему собора примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада – обширная двухсветная трапезная. Трапезная построена из кирпича, оштукатурена, имеет позакомарное покрытие, фасады декорированы плоскими пилястрами (вертикальный выступ). Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры (верхняя открытая галерея) с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX века).
В 1996-2005 годах под руководством архитекторов Татарского специального научно-реставрационного управления Р.Р. Раимовой и И.Б. Харисовой велись работы по реставрации Благовещенского собора. 19 июля 2005 года собор вновь был освящён архиепископом Казанским Анастасием. 21 июля 2005 года Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Алексий II.
В настоящее время Благовещенский собор является действующим православным храмом, открытым для посещения. В подклети храма находится Музей истории Благовещенского собора, открытый для посещения.
До настоящего времени не сохранилась колокольня Благовещенского собора, которая была построена в XVII веке по благословению казанского митрополита Матфея. Пятиярусная 50-метровая белокаменная колокольня была видна каждому, кто въезжал на территорию Казанского Кремля. На нижнем ярусе колокольни находился огромный колокол весом 2,5 тонны – самый большой в древней Казани. В XVIII веке на колокольне были часы с боем, а купол изначально имел шлемовидную форму. Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части Благовещенского собора. Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь святой мученицы Ирины, но конце XVIII века из-за ветхости он был закрыт. По инициативе архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 году был восстановлен и освящен во имя казанского чудотворца святого Германа. В советский период колокольня была разрушена. Сейчас на её месте находится сквер.
Архитектурные особенности
Дворцовая церковь в Казанском кремле – один из немногих сохранившихся памятников русского раннебарочного зодчества. Храм высотой 27 м выстроен в две ступени и внешне напоминает стоящую рядом башню Сююмбике. Стены сложены из крупного кирпича и покрыты слоем штукатурки.
Одноглавый четверик стоит на высоком двухъярусном подклетье. По периметру приземистая церковь окружена крытой галереей-папертью и гульбищем. Старые архитектурные элементы были позаимствованы из деревянных русских теремов. Изначально галереи были открытыми, но потом их застеклили. За счет массивного подклетья фасады выглядят представительно, но внутри храм совсем небольшой.
Церковь оформлена полуколоннами с пышными капителями, нарядными наличниками и фигурным орнаментом. Небольшая маковка-луковка без креста возвышается на аккуратном восьмигранном барабане и украшена затейливыми дубовыми венками.
описание объекта
Дворцовая церковь построена в XVII веке в северной части Казанского Кремля. По одной из гипотез храм построен на месте, где в ханский период находилась мечеть Нур-Али. В XVIII веке церковь была перестроена и переосвящена как Введенская. Стены были выложены из крупного кирпича, оштукатурены. Церковь воплощала в себе традиции русского барокко.
Введенская церковь была «домовой», предназначалась для службы казанского губернатора. Службы в церкви проводил один священник, который жил при дворце, псаломщики – приглашённые.
В 1749 году церковь горела, но была восстановлена, однако после пожара 1815 года восстановить её изначальный облик стало невозможно. В уцелевших церковных постройках до 1849 года размещался пороховой склад.
Император Николай I во время визита в Казань в 1836 году указал, что сгоревшая церковь должна быть восстановлена и соединена с Губернаторским дворцом, строительство которого тоже вскоре должно было начаться. Церковь была восстановлена как дворцовая при Губернаторском дворце.
В 1859 году церковь была освящена в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Дворцовая церковь во имя Сошествия Святого Духа с приделом святой мученицы царицы Александры занимала второй этаж, на первом этаже размещался придел во имя Николая Чудотворца, храмовая икона в котором была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской, представительницей местного дворянства.
Иконы и храмовая утварь написаны и созданы в XIX веке, но не сохранились, так как в 1918 году церковь была разграблена.
В советский период церковь выполняла функции столовой. Её внутреннее оформление было утрачено.
Новая церковь повторяла основные структурные элементы сгоревшего храма. Здание имеет форму пирамиды и составлена из разновеликих объёмов. По углам объёмы украшены пучками полуколонн с пышными капителями, под кровлей – кирпичными фризами. На окнах – нарядные наличники с «петушиными гребешками». Галерея убрана ширинками и рядом прямоугольных выступов в виде орнамента.
Верх храма увенчан маковкой-луковицей на восьмигранном барабане, углы которого отмечены полуколоннами. Маковку украшают накладные дубовые венки и листья и по рёбрам граней.
Церковь имеет арочную закрытую галерею – храмов с таким старым архитектурным элементом, заимствованным у теремов, сохранилось мало. Поначалу галерея была незастеклённой и представляла собой П-образный балкон по трём сторонам периметра четверика. Потом её застеклили, превратив в светлый коридор. В 2002 году церковь была отреставрирована, все оконные рамы стали открывающимися. На куполе храма был установлен знак Юнеско, хотя церковь не была действующей. Вскоре знак был убран, поэтому церковь в настоящее время имеет купол без знака или креста на его вершине.
Сегодня в здании церкви на втором этаже находится постоянная экспозиция Музея истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. На первом этаже – выставочный зал Музея.
Благовещенский собор
Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшее из сохранившихся каменных построек Казани, расположен в центре комплекса. Построен в 1561—1562 гг. псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Перестроен в 1691, 1736, 1835—1843, реконструирован в 1970—1980-е, реставрировался в 1996—2005 гг.
Первоначально это был пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм с двумя приделами, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора. Главы собора были шлемовидной формы.
Освящение собора состоялось в 1562 году. Собор подвергался многочисленным ремонтам и трем реконструкциям после пожаров. В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены, храм украшен стенным письмом. В это же время с юго-западной стороны соборной паперти была возведена пятиярусная колокольня. В 1736 г. шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными, а центральная глава получила завершение в стиле украинского барокко.
В 1842—1843 гг. с западной стороны пристроена новая большая двусветная трапезная, высокое открытое крыльцо, превращенное в 1863 г. в крытую паперть, устроено печное отопление, замененное затем на калориферное. При проведении строительных работ было найдены архитектурные детали, возможно связанные с постройками ханского периода, находившихся по описаниям Писцовой книги 1566—1568 гг. напротив церкви у северных пределов. В 1869—1870 гг. собор был вновь расписан.
В 1930—х гг. снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора.
Первоначально был выстроен 5-главый, 5-апсидный храм, окруженный двумя боковыми приделами. Центральный 6-столпный объем с четырьмя боковыми барабанами с луковичными завершениями и одним средним барабаном в стиле украинского барокко, три апсиды, боковые приделы с абсидами, проведена консервация трех фрагментов внутренней фресковой росписи в главном пространстве и трех фрагментов в апсидах алтарной части. Сохранился ряд декоративных элементов, один из которых — татарское надгробие XVI в., вмонтированное в кладку в виде перемычки над нишей для церковной утвари. Проведена реставрация масленных росписей, выполненных в начале XIX в. семейной бригадой иконописцев Сафоновых владимировской школы. Полностью воссоздан тябловый иконостас на период начала XVII в., украшенный басмой с сусальной позолотой. Также воссоздана резная сень над ракой с мощами св. Гурия, 4 киота с иконами в трапезной и 2 в тамбуре главного входа. Отреставрированы два предела — Северный и Южный с росписями и иконостасами. В основном объеме имеется цокольный этаж XVI века, который первоначально функционировал как отдельный шестистолпный храм Всех Святых. Стены и крестовые своды того помещения выложены из тесанных блоков известняка. В данный момент оно приспосабливается под Музей православного искусства.
В формах и конструкции четко прослеживается влияние псковского, владимирского, украинского и московского зодчества. Собор — уникальный памятник XVI—XIX в.
Центральный объем собора сложен из белого камня, сохранил свою первоначальную объемно-пространственную композицию — трехапсидный, шестистолпный, с пятью главами. Внутренние столбы в храме круглые, как в Успенском соборе Московского Кремля; вместо парусных переходов к главному куполу использованы тромпы — прием, присущий восточной архитектуре, уникальный для храмового строительства того времени. В декоративной обработке фасадов узорчатые пояски («бегунок», кирпич на ребро) соединены с аркатурами. Стены имеют килевидные завершения и позакомарные покрытия. Центральная глава барочной грушевидной формы, позолочена; боковые главы — луковичные, голубые, украшены позолоченными звездами. С южной и северной сторон к центральному объему примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада — обширная двухсветная трапезная. Трапезная кирпичная, оштукатуренная, с позакомарным покрытием, фасады декорированы плоскими пилястрами. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI—XVII вв. Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX в.)
В 1973—1986 гг. осуществлена реставрация под руководством С.С. Айдарова (проект архитектора Гайнуллина Р.): восстановлены главы и их покрытия, произведена реставрация восточной, наиболее древней части храма.
В 1996—2005 гг. велись реставрационные работы под руководством арх. Тат. СНРУ Раимовой Р.Р. и Харисовой И.Б. фирмой «Антика». Реставрация живописи ведется московскими художниками-реставраторами под руководством Филатова С. и Каменевой Т.Е.
Что посмотреть
Главная святыня церкви – мощи Святого Гурия. Первый архиепископ и строитель этого места. Сегодня сюда проводят паломнические туры. Находятся за деревянными сенями у правого придела. Интересно и само убранство: фрески, иконы, росписи, утварь и декор. Некоторые части удалось сохранить с древних времён и отреставрировать, другие – восстановить по рисункам и чертежам предшественников. Особое место занимает икона чудотворной Казанской Божьей Матери.
Внутри категорически запрещено фотографировать, в отличие от мечети Кул-Шарифа стоящего по соседству.
vladkatkov.ru
При Благовещенском соборе организован музей, который находится в этом же сооружении. На экспозиции рассказывается об истории храма и города в целом. Вы увидите ценные экспонаты: посох святого Гурия, старинные иконы, религиозные книги XVI века. Всего насчитывается более сотни вещей. Внутри установлены проекторы. Например, по ним воспроизводится фильм «Заступница» об иконе Божьей Матери. Также есть предметы, значимые для Казани: подарок от Екатерины великой – модель кареты, исторические фотографии и многое другое. Ещё при музее проводятся мероприятия:
- уроки древнерусской каллиграфии по воскресеньям в 11:00;
- мастер-классы по русским узорам на ткани в 14:00 во вторую и четвёртую субботу каждого месяца;
- для школьных групп семинары по основе религиозных культур;
- для всех желающих экскурсионные программы с гидом по предварительной записи.
История церкви
О времени и даже способе возведения Дворцовой церкви спорят до сих пор. По одной версии храм — перестроенная мечеть татарского князя Нургали. Это мнение обосновывают записью на старинном городском плане второй половины XVIII века. На нём сооружение на месте Дворцовой церкви обозначено «церковью, обращённой из мечети». Однако других аргументов у этой версии нет.
Достоверно известно лишь, что уже в 1565 году церковь была. От неё сохранился глубоко вкопанный фундамент из обтёсанных блоков известняка. У церкви был придел в честь Введения во храм Богородицы.
В XVIII веке церковь перестроена и переосвящена как Введенская. Стены выложили из крупномерного кирпича, оштукатурили. Новый бесстолпный храм — из двух высоких объёмов-этажей, с галереей-гульбищем в обход второго этажа — воплотил в облике лучшие черты русского барокко с его ясностью, монументальностью форм и незабытого ещё теремного стиля.
Введенская церковь была «домовой». Как всякому дворцу, казанскому губернаторскому полагалось иметь собственный храм. На эту роль идеально подошёл отреставрированный и перестроенный храм, который соединили с дворцом крытым переходом. Службы проводил один священник, живший тут же, при дворце, псаломщики — приглашённые.
В 1749 году церковь горела, потом — восстанавливалась, а в 1815 году Введенский храм сгорел совсем. Почему-то восстанавливать его в этот раз не спешили: треть века простояла церковь в обугленных развалинах. Руины были столь страшны и живописны, что их запечатлел на литографии «великобританский подданный» Эдуард Турнерелли — преподаватель английского языка в университете Казани, попутно — краевед, писатель, художник. На литографии церковь предстаёт обезглавленной, стены разворочены трещинами, окна — пустые чёрные глазницы, над нею — кружат вороны…
Но применение кое-каким уцелевшим церковным постройкам нашлось. До 1849 года в них размещался пороховой склад. Восстановление храма началось по инициативе печально известного графа П. А. Клейнмихеля, о котором написал в стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов. Другая версия говорит, что инициатором восстановления стал император Николай I, в 1836 году посетивший Казань. Именно его волей церковь получила новую жизнь как домовая и новое освящение — как церковь Сошествия Святого Духа.
В 1859 году церковь перестроена и освящена. Она имела 3 престола: главный (на втором этаже) — в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, меньший (на первом этаже) — в честь Николая Чудотворца, малый (на северной стороне в галерее) — в честь Св. Мученицы Царицы Александры.