Пять веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался пушкин

Храм Большое вознесение – от истории к архитектуре

Конструктивно храм Большое вознесение полностью соответствует канонам православия и представлениям о них любителей церковной архитектуры. В восточной части – большой четверик основного объема с выступающей алтарной апсидой, далее четверик поменьше – трапезная. Западную часть представляет колокольня, выполненная как часть храма.

Колокольня выстроена в начале нового тысячелетия по проекту архитектора Журова, состоит из пяти ярусов в высоту. Три нижних яруса четырехугольной формы. Верхние два – круглые. Четверик основания содержит паперть и вход в храм Большое вознесение, оформленный под портиком, опирающимся на парные колонны.

Аналогичные портики предусмотрены справа и слева от входа. Третий и четвертый ярусы использованы для размещения колоколов, при этом проемы третьего прямоугольные и оформлены колоннами, а круглого четвертого – арочные. Верхний ярус имеет круглые окошки по сторонам света и венчается куполом.

Купольные части главного объема храма и колокольни наш фотограф запечатлел на отдельном кадре. Купол колокольни заканчивается высоким шпилем с крестом, вознесенным на более чем 60-метровую высоту. Купол соборной части покоится на массивном круглом барабане с 12 световыми проемами, наверху – малый глухой барабан и яблоко с крестом. Рассматривая окружающие храм Большого вознесения строения разных эпох, можно заметить образцы влияния церковной архитектуры на облик светских зданий.

Боковой портик храмовой колокольни есть возможность рассмотреть в подробностях. Перекрытие покоится на двух парах колонн ионического ордера, отличающихся оформлением верхней части – капители с двумя крупными завитками (волютами). Под перекрытием – красочное изображение Христа между двух ангелов.

Треугольный фронтон фасада содержит изображение, обычно именуемое Всевидящим оком – треугольник с расходящимися от него лучами. Символ Святой Троицы, упоминаемый в тексте Библии, часто отождествляют с масонской эмблемой, но совершенно безосновательно. Масонство и появилось-то только в XVIII веке, а христианский символ лишь позаимствовало.

Страницы 1 из 2 1Следующие

Метки: МоскваРоссияхрам

Архитектурные особенности

Величественное здание построено в стиле ампир и является градообразующей доминантой всей окружающей застройки. Церковь отлично видно с любой улицы, которая ведет к Никитской площади.

По российской традиции храм построен в виде «корабля». С запада от алтарной абсиды возвышается массивный четверик с куполом. К нему примыкает приземистая трапезная с притвором, а за ней идет высокая колокольня. Монументальные объемы украшены изысканно-строгой отделкой. На церковных фасадах можно увидеть стройные колонны ионического ордера, а на купольном световом барабане – небольшую позолоченную главку.

Большую выразительность зданию придает гладкая, нерасчлененная поверхность стен и аккуратные ниши с заглубленными окнами. На четверике храма и алтаре они арочные, а на трапезной имеют прямоугольную форму.

Капители белых колонн и антаблементы портиков декорированы тонкой лепниной. На алтарной апсиде, южном фасаде колокольни и над входом в храм находятся великолепные мозаичные иконы, сделанные из кусочков прочного стекла 50 цветов и оттенков. Примечательно, что технику мозаик из смальты применяли еще в украшении византийских храмов. В качестве сюжетов для Вознесенской церкви были выбраны образы, написанные для ее иконостасов.

Колокольня была отстроена заново в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Она очень удачно вписалась в ансамбль Вознесенского храма, поэтому у прохожих создается впечатление, что пятиярусная колокольня всегда стояла возле церкви.

Высокое здание поднимается на 60,5 м. Нижний ярус квадратный с тремя портиками. Здесь находятся паперть и вход в храм. На втором тоже квадратном ярусе висит огромный колокол весом 10 тонн. Третий – главный ярус звонов оформлен балюстрадой и парными колоколами. На нем размещен колокол поменьше, который весит 5 тонн. Четвертый и пятый ярусы круглые. Колокольню завершает сферический купол со шпилем и крест.

Как была построена церковь

Первое упоминание о храме в Сторожах относят к 1619 году. В начале XVII века эта была малозаметная деревянная церковь. По сохранившимся документам известно, что она простояла 10 лет. В апреле 1629 года в Москве прошел большой пожар, который уничтожил западную и восточную части Белого города. В огне погибло множество построек, в том числе и небольшой деревянный Вознесенский храм.

В 1680-е годы царица Наталья Кирилловна Нарышкина – будущая мать Петра I выделила средства, и на них построили новую пятиглавую каменную церковь. В иконостасе храма находился образ Боголюбской Божией Матери. По преданию, во время чумы, которая свирепствовала в Москве в 1771 году, люди приходили в Вознесенскую церковь и получали исцеление от чудотворной иконы.

В 1781 году Григорий Александрович Потемкин-Таврический принял решение построить новый храм для Преображенского полка. Под строительную площадку светлейший князь отдал собственный двор, который располагался рядом с Вознесенской церковью. Случилось так, что смерть не дала ему осуществить задуманное, но Потемкин успел составить завещание. Душеприказчики князя получили необходимые деньги и в 1798 году приступили к строительству.

Новую церковь возводили по проекту знаменитого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К 1812 году последователи Потемкина построили и полностью отделали трапезную, но летом началась война с французами. При вторжении войск Наполеона, когда в Москве был сильный пожар, чертежи Казакова сгорели.

Обновленный проект храма был подготовлен людьми, которые внесли неоценимый вклад в восстановление сгоревшей Москвы – Осипом Ивановичем Бове и Федором Михайловичем Шестаковым. Наконец, в 1831 году основное здание Вознесенской церкви было закончено.

Примечания

  1. Исповедные ведомости Никитского сорока. — Архив ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 221.
  2. Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  3. . Дата обращения: 10 августа 2009.
  4. ↑ Москва, которая есть / Сост. А. Алексеев. — М.: Департамент культурного наследия г. Москвы, 2013. — С. 179. — 238 с.
  5. . Дата обращения: 16 июня 2013.
  6. Хранитель. Алексей Ильич Комеч и судьбы русской архитектуры / Самовер Н.. — М.: Искусство — XXI век, 2009. — С. 68. — 383 с. — 1100 экз. — ISBN 978-5-980-51-060-2.
  7. Терёхин А. . НТВ. Дата обращения: 21 ноября 2018.

Интерьеры и святыни

В храме освящено шесть престолов, главный из них посвящен празднику Вознесения Господня. Отдельного внимания заслуживают пять богатых иконостасов. Три из них находятся в самой церкви, а два – в помещении трапезной.

Оригинальные храмовые иконостасы были выполнены по проекту талантливого зодчего и реставратора Михаила Доримедонтовича Быковского. В годы борьбы советской власти с религией все иконы были безжалостно уничтожены. Чтобы восстановить резное великолепие, потребовалось много усилий и средств.

Нижний пояс внутри Вознесенской церкви оформлен колоннами из искусственного мрамора и зеркалами. Выше – на стенах, в алтаре, трапезной, подкупольном пространстве и барабане с окнами можно увидеть великолепные росписи. Живописные классические фрески храма были написаны в 1830-е годы разными художниками.

На росписях воспроизведены сцены из Ветхого Завета и Евангелия, изображения Апостолов, четырех Евангелистов, Сергия Радонежского, святителя Алексия митрополита Московского, ангелов с богослужебными атрибутами, маленькие головки херувимов и орнаментально-геральдические композиции. Реставрация старых росписей была проведена в 1990-е годы, и потом они несколько раз подновлялись.

Главные святыни Вознесенского храма – это две почитаемые верующими иконы: Иверская икона Божией Матери и Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Ссылки[править | править код]

  • Храм Вознесения Господня на russian-church.ru
  • Храм Вознесения Господня на patriarchia.ru
  • Храм Вознесения Господня на pravoslavie.ru
  • Храм Вознесения Господня на sobory.ru
Пушкинские места
  • Дом в Немецкой слободе (1799)
  • Елоховский собор (1799)
  • Захарово (1805—1810)
  • Лицей (1811—1817)
  • Кишинёв и Долна (1820—1821)
  • Каменка (1820—1822)
  • Одесса (1823)
  • Михайловское, Петровское, Тригорское (1824—1826)
  • Верхневолжье: Торжок, Берново, Малинники (1828—1829)
  • Болдино (1830)
  • Большое Вознесение
  • Остафьево (1830—1831)
  • Арбат (1831)
  • Татищево и Языково (1833)
  • Каменный Остров (1834, 1836)
  • Квартира на Мойке (1836—1837)
  • Чёрная речка (1837)
  • Спасо-Конюшенная церковь
  • Святогорский монастырь
  • Усадьба Ганнибалов
  • Вязёмы
  • Дом-музей В. Л. Пушкина
  • Домик няни
  • Музей в Гурзуфе
  • Музей в Киеве
  • Музей на Пречистенке
  • Музей в Новгороде
  • Выра
  • Усадьба Загряжских
  • Усадьба Гончаровых
  • Ярополец
  • Усадьба Васильчиковых
  • Музей в Вильнюсе
  • Музей в Бродзянах

Храм Большого Вознесения у Никитских ворот

Храм Большого Вознесения у Никитских ворот один из самых знаменитых исторических памятников Москвы. Первая деревянная постройка храма возникла в Москве приблизительно в конце 16 века, а первое упоминание в древнерусских летописях относится к 1619 году.

Название «Большое Вознесение» храм получил в противовес «Малому Вознесению» — более древнему храму, расположенному неподалеку.

В 1629 году в очередном московском пожаре деревянный храм сгорел. Прихожанами церкви и священнослужителями предпринимались попытки восстановить его, однако до 1680-х гг. храм так и не был открыт. Ситуация изменилась, когда за восстановление храма взялась известная благотворительница царица Наталья Кирилловна Нарышкина (мать Петра I). Благодаря ей в 1685 году Храм Большое Вознесение был впервые построен из камня, и с тех пор он стал приобретать все большее значение в истории Москвы. Храм находился напротив царского двора Натальи Кирилловны, поэтому она не пожалела средств на строительство, в результате был возведен величественный пятиглавый шатровый храм в лучших древнерусских традициях.

Спустя почти сто лет рядом с храмом расположился двор одного из фаворитов Екатерины Великой — князя Г. А. Потемкина-Таврического, командующего Преображенским полком. По одной из версий в Храме Большого Вознесения в 1774 произошло тайное венчание Екатерины Великой с Г. А. Потемкиным, в результате чего князь пообещал воздвигнуть новый храм на месте старого, сделав его собором Преображенского полка. Приготовления к реконструкции храма начались, однако последовавшая череда событий не позволила завершить строительство в кратчайшие сроки — возведение храма растянулось на десятилетия, в связи с чем в народе говорили о мистическом характере происходивших событий.

Для строительства нового храма вначале был приглашен известный московский архитектор Василий Баженов. Но не успел он приступить к работе, как произошла первая перипетия — в 1791 году умер князь Г. А. Потемкин. Но, тем не менее, князь завещал после смерти во что бы то не стало продолжать строительство и выделил для этого средства. Спустя несколько лет после смерти князя произошло второе событие приостановившее реализацию проекта — скончался сам архитектор В. Баженов. Продолжить строительство было поручено другому архитектору — Матвею Казакову. В 1812 году в связи с началом Великой Отечественной войны строительство снова было прервано, а спустя несколько месяцев умер М. Казаков. В 1827 году строительство храма вновь было возобновлено, в этот раз за дело взялись архитекторы Ф. Шестаков и О. Бове. Строительство продолжалось до конца 1840-х годов. Они возвели исполинский собор в стиле московского барокко, за образец был взят Преображенский собор в Санкт-Петербурге. В 1848 году строительство продолжавшееся более полувека было закончено, однако, главный архитектор нового храма Большого Вознесения Ф. Шестаков за несколько месяцев до окончания строительных работ скоропостижно скончался, поэтому заканчивал строительство другой специалист в области церковной архитектуры А. Г. Григорьев.

Таким образом, по меньшей мере 5 архитекторов принимали участие в строительстве нового московского храма.

Храм Большого Вознесения всегда был местом паломничества московской интеллигенции и знати, что во многом объясняется его местоположением на Большой Никитской улице, где проживали самые именитые горожане. Неудивительно, что именно в этом храме в 1831 году выдающийся русский поэт А. С. Пушкин венчался с Н. Гончаровой.

С историей Храма Большого Вознесения так или иначе связаны и другие известные фамилии: в 1863 году здесь отпевали актера М. С. Щепкина, в 1925 году за два дня до своей смерти Патриарх Московский и Всея Руси Тихон совершил свое последнее богослужение, в 1928 году здесь прощались с актрисой М. Н. Ермоловой и т. д.

В советское время, а именно в 1931 году, храм был закрыт. Все ценное имущество храма было частично конфисковано, частично уничтожено. В 1937 году была снесена колокольня, от полного сноса храм спасла память об А. С. Пушкине. После закрытия в помещениях храма располагались склады тары и лаборатория НИИ им. Кржижановского. В конце 1980-х гг. была произведена реставрация зданий, предназначенная первоначально для устройства там концертного зала. Однако в 1990 году Храм Большое Вознесение был передан Русской Православной Церкви, и в том же году начались первые богослужения.

Судьба храма в XX веке

В 1917 году в городе произошло вооруженное восстание. Бои шли у Никитских ворот, были погибшие, поэтому священники храма провели отпевание юнкеров и офицеров. Церковные службы в Вознесенской церкви проводили до осени 1931 года, но потом по решению московских властей храм закрыли.

Через 6 лет рабочие разобрали колокольню и устроили на ее месте парк. В 1960-е годы в бывшем церковном здании работала лаборатория, которая занималась изучением молнеезащиты и высоковольтных газовых разрядов. В 1972 году перед приездом в город президента США Никсона власти Ленинграда в спешке провели косметический ремонт церковных фасадов.

Храм вернули верующим только в 1990 году. После этого группы добровольцев и профессиональные реставраторы начали долгий процесс восстановления Вознесенской церкви.

Венчание поэта

В церковной метрической книге сохранилась запись, что таинство венчания А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой прошло 2 марта 1831 года. На момент свадьбы жениху был 31 год, а его невесте – 18.

Будущая теща – Наталья Ивановна Гончарова долго не благословляла брак дочери. Ее смущала репутация влюбчивого поэта и его натянутые отношения с властями.

Утром того дня, когда должно было состояться венчание, старшая Гончарова сообщила своему будущему зятю, что церемонию необходимо отложить, так как нет денег на карету, и ее дочери не на чем доехать до церкви. В ответ поэт отправил будущей теще 1000 рублей. На себе Пушкин сэкономил и пошел к алтарю во фраке, который одолжил у знакомого.

Когда шло венчание, в храм не пустили никого из посторонних. Двери церкви охраняла полиция, и это очень огорчило поклонников красавицы Натальи Гончаровой. По преданию, во время таинства погасла свеча, и обручальное кольцо упало на пол. Поэт был очень огорчен случившимся и счел это дурными предзнаменованиями.

Полезная информация для туристов

Сегодня старая церковь – действующий православный храм. Богослужения здесь проходят ежедневно – в 8:00 и 18:00.

Территория Вознесенской церкви очень зеленая и ухоженная. В храмовом дендрарии растут райские яблони, маньчжурский орех, сирень, каштан, акация и клены. В теплое время года на клумбах много цветов.

При восстановлении колокольни строители прокладывали коммуникации и обнаружили под землей старые безымянные захоронения. По решению прихожан кости собрали и перезахоронили с востока от алтаря. Священники провели панихиду по усопшим, а потом на могиле был установлен высокий каменный крест.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: