Санта мария дель фьоре

Описание Кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре (Флоренция)

Пьяцца дель ДуомоАвтобус: 1, 6, 14, 17, 23СоборТел 055 230 28 85Открыто: с
10:00 до 17:00 с понедельника по субботу (до 3:30 вечера в
четверг, до 16:45 субботы), 1: 30-16: 45 в воскресенье
Служба: 7:30, 8:00, 8:30, 9:30, 18:00 с понедельника по
субботу; 7:30, 9:00, 10:00, 10:30, в полдень, с 17:30 до
18:00 воскресеньеКрипта 10: 00-17:00
Понедельник — Суббота (до 3:30 Четверг и 1 субботу месяца,
до 16:45 Суббота).Башня ежедневно с
8:30 до 19:30.Баптистерий полдень —
19:00 Понедельник — суббота, 8:30 — 14:00
воскресенье
Открытие          
9 сентября 1296 годаЗавершена        
1436Длина               
153 метраШирина           
90 метровВысота неба    38 метровВысота            
114,5 метровПлощадь           
8300 кв.м.

Флорентийский собор, формально собора Санта-Мария-дель-Фьоре,
является собором Флоренции, Италии (Il Duomo di Firenze, на
итальянском языке). Он был начат в 1296 году в готическом стиле с
дизайном Арнольфо ди Камбио и был завершен к 1436 году, с
куполом, спроектированным Филиппо Брунеллески. Внешняя часть
базилики облицована полихромными мраморными панелями в разных
оттенках зеленого и розового цветов, граничит с белым и имеет
сложный фасад готического возрождения 19-го века Эмилио Де Фабриса.Соборный комплекс на площади Пьяцца дель Дуомо включает в себя
Баптистерий и Колокольню Джотто. Эти три здания являются частью
Всемирного наследия ЮНЕСКО, охватывающей исторический центр
Флоренции, и являются главной достопримечательностью Тосканы.
Базилика является одной из крупнейших церквей Италии, и до
разработки новых конструкционных материалов в современную эпоху
купол был самым большим в мире. Он остается самым большим кирпичным
куполом, когда-либо построенным. Собор является материнской
церковью Римско-католической архиепископии Флоренции, архиепископом
которой в настоящее время является Джузеппе Бетори.

Размеры
собора:длина собора — 153 метраширина в трансепте — 90
метроввысота сводов — 45 метроввысота купола изнутри — 90
метровобщая высота с крестом — 114 метровширина нефов — 38
метровдиаметр купола — 42 метраобщая площадь — 8300
квадратных метра

Как работает собор?

Собор работает каждый день. Различается лишь время его работы в зависимости от дня недели. Так, с понедельника по среду, а также в пятницу посетить его можно с 10.00 до 17.00. В четверг собор работает с 10.00 до 15.30. В субботу здание открыто для посещения с 10.00 до 16.45. Что касается воскресенья, то открывается собор в 13.30 и закрывается в 16.45. Посетить его может каждый путешественник бесплатно.

Желающие посетить башню собора должны будут заплатить 6 евро. Сделать это можно с 8.30 до 19.00, а в субботу до 17.00. В некоторые праздничные дни собор не работает. К ним относятся Пасха, чт-пт-сб Страстной недели, рождественские праздники с 1 по 6 января и еще несколько дней в году.

comments powered by HyperComments
Поделись:

Баптистерий Сан-Джованни

Неотъемлемой частью соборного комплекса является и восьмиугольный баптистерий (крестильня) Сан-Джованни, хотя это старинное здание появилось на Соборной площади задолго до самого храма. Он был возведен в начале XII ст. на месте древнеримского языческого храма.

В этом приземистом восьмиугольном здании, выполненном в романском стиле, особый интерес вызывает:

  • «золотой» купол – расписан ликами святых и библейскими сценами (византийская мозаика);
  • южные врата – самые старые ворота баптистерия, украшенные барельефами с изображением Основных добродетелей, а также Иоанна Крестителя (XIII-XV ст.);
  • Врата рая – удивительные восточные двери, оформлением которых занимался молодой скульптор Лоренцо Гиберти, бережно воспроизводя истории из библии на каждой из десяти позолоченных табличек (именно на столько частей было разделено позолоченное полотно врат).

Кроме того, в нем вплоть до XIX столетия совершалось таинство крещения. Именно здесь были приобщены к католичеству многие исторические личности, среди которых можно смело назвать Данте и Медичи.

Колокольня

Ну и о самой колокольне. Да, можно подняться. 414 ступеней.
Высота 82 м, начало строительства – 1334. Проект Джотто – отсюда и имя колокольни, – но достраивали ее уже после смерти Джотто Пизано и Таленти.

Изящная, правда?

А вот интересный элемент: мраморные панели двух нижних уровней колокольни. Рельефы панелей отражают представление современников об окружающем мире: тут и история создания мужчины, женщины; и первая работа человека; и 4 библейских основателя различных видов деятельности человека: животноводства, музыки, металлургии, виноделия. Верхний ряд изображает 7 известных к 14 веку планет солнечной системы, начиная с Сатурна слева. Рельефы посвящены жизни, работе и искусству.

Карл Пятый Габсбург, император Священной Римской Империи 16 века, сказал по поводу колокольни так: «Такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам.»

Часы работы и билеты

Собор открыт ежедневно с 10:45 до 16:45 часов, по воскресеньям – выходной. В субботу он может закрываться на полчаса-час раньше.

Тем, кто собирается во Флоренцию на Святой неделе, стоит заранее уточнить режим его работы. На Новый год, Рождество, Крещение и Пасху собор закрыт.

На смотровую площадку купола можно попасть с 8:30 до 19 ч, по субботам – до 16:30. Кампанила открыта с 8:30 до 18:50, баптистерий – с 11:15 до 17:45.

Вход непосредственно в собор свободный, но для остальных объектов площади Дуомо, включая баптистерий, колокольню и раскопки Санта-Репараты, потребуется приобрести отдельные билеты.

Колокольня Джотто

В храмовый комплекс входит и отдельно стоящее здание, именуемое кампанилой Джотто (яркий представитель флорентийской готики треченто).

Достаточно подняться на эту колокольню, чтобы подняться над Флоренцией, словно птице. Но, далеко не каждый сумеет преодолеть все 414 ступени, ведущие на смотровую площадку, находящуюся более чем в 80 метрах над землей. Ведь здесь нет лифта.

Хотя колокольня и носит имя Джотто, при нем возвели лишь первый ее ярус (1334-1337 гг.). Строительством последующих ярусов занимались уже другие именитые тосканские зодчие – Андреа Пизано и Франческо Таленти продолжили дело рук великого архитектора, но завершил его Нери ди Фиораванти.

Так, кампанила обзавелась:

  • мраморными композициями;
  • изящными арочными окнами, придающими 85-метровому сооружению визуальную легкость;
  • чудесными барельефами;
  • статуями пророков, размещенных в нишах первого яруса;
  • шестигранными «медальонами», расписанными на библейский лад;
  • семью колоколами, символизирующими человеческое совершенство (установлены на вершине башни).

Богатое убранство прямоугольной колокольни не позволяет пройти мимо…

Следует отметить, что первоначальное предназначение колокольни Джотто было скорее декоративным – не предполагалось ее ежедневное использование. При этом само строительство было поставлено под угрозу, как и все тосканское население, в результате разбушевавшейся чумы (1348…1350 гг.).

Список основных художников-исполнителей

  • Фабио Бурботтони (1820–1902): интерьер собора до его реставрации.
  • Баччо Бандинелли  : барельеф на ограде алтаря (сейчас хранится и виден в Museo dell’Opera del Duomo во Флоренции )
  • Тино ди Камайно  : надгробный памятник Антонио д’Орсо
  • Бенедетто и Джулиано да Майано  : распятие и панно ризницы, бюсты знаменитых флорентийцев
  • Андреа дель Кастаньо  : фрески конной статуи Никколо да Толентино на стенах правого нефа, рисунки витражей и розеток.
  • Лука делла Роббиа  : бронзовые барельефы с изображением Воскресения и Вознесения на дверях ризницы, работа в ризнице с Микелоццо  : кантория (перенесена в Museo dell’Opera del Duomo во Флоренции )
  • Нанни ди Банко  : барельеф Успения Пресвятой Богородицы , внешний фасад, южная сторона
  • Доменико ди Микелино  : Данте Алигьери держит Божественную комедию , стена справа
  • Донателло  : голова пророка и сивиллы , южная внешняя стена, кантория (сейчас находится в музее Opera del Duomo); рисунок у витражей коронации Богородицы
  • Лоренцо Гиберти  : рисунок для витражей в нефе, арка Святого Зеноба во Флоренции
  • Давиде Гирландайо  : Мозаики Благовещения на внешней стороне Южного портала
  • Микеланджело  : Святой Матфей , незаконченное произведение для хора (на сегодняшний день в Galleria dell’Accademia во Флоренции ); Пьета (сейчас в музее Opera del Duomo)
  • Микелоццо  : работа над дверью ризницы с Лукой делла Роббиа
  • Паоло Уччелло  : украшение часов на контрфасаде, фреска конного памятника сэру Джону Хоквуду на правой стене; дизайны на 2 розетки
  • Джорджо Вазари и Федериго Цуккаро  : фрески Страшного суда , интерьер купола

Время работы и цены на билеты

Ознакомиться с интерьером Дуомо получится:

  • в летний период: с понедельника по среду и пятницу с 10.30 до 17.00. По четвергам – до 15.30, по субботам до 16.45 и по воскресным дням с 13.30 до 18.00.
  • в осенне-зимний период – с 10.00 до 16.00.

Вход в собор свободный.

Остальные достопримечательности соборного комплекса удобно посещать, купив Единый билет за 18 €, действительный 72 часа. Пройти в любую достопримечательность по комплексному билету можно только 1 раз.

На смотровую площадку колокольни можно подняться каждый день с 10.30 до 19.00 и только в субботу до 16.45 – летом и с 8.15 до 19.00 в осенне-зимнее время. Билет стоит 6 €.

Подъем к куполу стоимостью 8 Є открывается с 8.30 и длится до 17.30.

Посмотреть раритеты и реликвии музея можно ежедневно с 9.00 до 20.00 летом и до 19.00 осенью и зимой, а по воскресным дням до 13.45. Музей не работает только по первым вторникам каждого месяца. Стоимость билета совмещенного с посещением баптистерия – 11€.

Пройти отдельно в баптистерий можно всего за 3€. С 8.15 до 18.30. Билеты удобно покупать на официальном сайте Дуомо, распечатав его. На месте приобретают билет в Centro Arte e Cultura, расположенном напротив баптистерия.

Террасы собора

На высоте крыш боковых нефов собора (32-х метров), с внешней стороны собора находятся террасы, на которые можно подняться и полюбоваться видами Флоренции.

Террасы состоят из сплошного балкона на консолях, снаружи украшенного мраморной балюстрадой, перфорированной квадриболами.

Вдоль северной и южной террас, доступных в настоящее время и длиной около 70 метров каждая, можно вблизи разглядеть мраморные детали окон-розеток и покрытия главного нефа, где можно увидеть наличие отверстий для понтонов, и кирпичные крыши нефов, под которыми скрыты чердачные помещения собора.

В конце маршрута можно видеть «слепые» трибуны собора, которые в 1439 году, чтобы укрепить устойчивость купола собора, спроектировал Брунеллески.

Посещение террас возможно по предварительному запросу с гидами собора.

Астрономия в соборе

Наблюдение летнего солнцестояния 21 июня 2012 г.

Астроном Паоло Тосканелли (который помог Брунеллески с расчетами для строительства купола) в 1468 году установил первый современный гномон , сделав круглое отверстие в куполе собора Флоренции, которое, давая большое изображение и Сеть Солнца на линии меридиана , проведенной полосой мрамора на тротуаре, используется для определения точек солнцестояния , вариаций эклиптики и для корректировки таблиц альфонсов .

Инструмент этого типа существовал в баптистерии Святого Иоанна с 1000-х годов (отверстие было с тех пор закрыто), но в 1474 году астроном Паоло Тосканелли воспользовался дополнительной работой над куполом, чтобы установить этот бронзовый глобус с отверстием. 4 сантиметра в диаметре, что давало идеальное изображение звезды. Изучая взаимосвязь между высотой и диаметром дыры, он получил подлинное изображение Солнца- точечного отверстия , то есть в уменьшенном виде, позволяющее визуализировать солнечные пятна , продвижение затмений и даже редкие проходы Венеры между солнцем. и земля .

Самым важным применением гномона в то время было стабилизация солнцестояния , то есть максимальной годовой высоты, достигаемой солнцем в полдень, и, следовательно, продолжительности самого года. Эти и другие аналогичные наблюдения, например, сделанные в 1510 году и начертанные мраморным диском, расположенным на мостовой часовни Кроче в правой апсиде собора, позволили убедить Папу Григория XIII в необходимости реформы. календаря путем согласования солнечной даты с официальной датой, что привело к созданию григорианского календаря в 1582 году ( переход от юлианского календаря к григорианскому календарю ).

В последующие столетия этот инструмент использовался для более амбициозных экспериментов, например, в 1754 году астрономом Леонардо Хименесом из великокняжеского двора, который намеревался изучить, изменяется ли наклон оси земного времени. это было предметом горячих споров среди астрономов того времени. Его наблюдения по сравнению с наблюдениями 1510 года были обнадеживающими; повторяющиеся на протяжении многих лет, они позволили ему вычислить значение наклона эклиптики , которое, кроме того, имеет отношение к текущим данным. Именно он проследил бронзовую линию меридиана, расположенную на мостовой часовни Ла Кроче (в которой находится глобус Тосканелли). После своей смерти он оставил доход заведению кафедры экспериментальной астрономии, которое стало первым ядром обсерватории Ксименьяно . Несколько десятилетий спустя гномон Святой Марии де Флер устарел как из-за изобретения более точных средств наблюдения, так и из-за того, что было замечено, что измерения искажались небольшими движениями купола из-за колебаний внешней температуры.

В настоящее время эти наблюдения приобрели исторический и туристический характер и происходят каждый год. 21 июняв 12 часов дня по солнечному времени (13 часов по законному времени). Из-за строительных лесов это не могло состояться ни в 2005, ни в 2006 году.

Экскурсии

Посещение только собора бесплатное. Но на территории находятся также музей, баптистерий, колокольня, смотровые площадки, куда вход платный. На официальном сайте (сайт доступен на итальянском и английском языках) можно купить единый билет, который действует на весь комплекс. Стоимость такого билета составляет 18 евро.* По сниженной цене в 3 евро* проходят дети в возрасте 6-11 лет. Дети до 6 лет, учителя или руководители школьных групп, инвалиды – бесплатно.

Преимущества покупки билета онлайн:

  • обход всех очередей: не придется тратить 1,5-2 часа;
  • такой билет действителен в течение 30 дней от выбранной даты посещения;
  • по билету можно заходить 72 часа с момента первого входа.

Важно! По одному билету в каждое из зданий комплекса можно проходить только один раз. Одним билетом может пользоваться только один турист

Для желающих не только посмотреть и сделать памятные снимки, но и послушать, есть возможность заказать экскурсию. Экскурсии проводятся ежедневно, кроме воскресенья. Они доступны на итальянском, английском, французском, немецком и испанском языках. Стоимость экскурсии составляет 23 евро.* Предлагаются как групповые, так и индивидуальные.

Кроме того, обладатели смартфонов могут скачать приложение (как с официального сайта, так и находясь внутри музея, отсканировав QR-код), который представляет собой небольшой аудиогид. Приложение предоставляет краткое описание шедевров искусства, находящихся в музее. Непосредственно аудиогид можно купить в киосках в музее и в соборе, стоимость 2 евро.* Плюс для современных туристов – внутри разрешены фото- и видеосъемки.

Архитектура

Величественное строение собора выделяется на площади грандиозными размерами и красотой фасада. Храм площадью 8300 кв.м, при ширине 90 метров и длине 153 метров, не кажется массивным сооружением. Поражает ощущение, будто он парит над землей. Стены высотой 45 метров, увенчанные 42-метровым в диаметре куполом с фонарной башней и крестом, возвысили Дуомо от основания до кончика креста на 114 метров. После охватившего изумления величественностью собора, невозможно оторвать глаз от божественной красоты фасада.

Фасад

Богато декорированный экстерьер фасада выглядит изящно и колоритно. Отделка, выполненная с использованием вертикальных и горизонтальных мраморных панелей, восхищает игрой сочетания зеленого мрамора из Прато, розового из Мареммы и белого из Карарры, вызывающей ассоциации с итальянским флагом.

На фоне цветовой гаммы фасада ярко выделяются скульптурные композиции, привлекающие внимание на подходе к храму. Роскошным дополнением фасада служит вид прямоугольной колокольни, в нишах которой разместились статуи и шестигранные медальоны, иллюстрирующие сцены из Библии

На стрельчатых арках фасада изображены фрески, повествующие о земной жизни Девы Марии.

Центральный вход

Экстерьер центрального входа главного фасада признан шедевром неоготической архитектуры. Бронзовые врата, служащие входом, искусно оформлены горельефными сюжетами, иллюстрирующими жизнеописание Богородицы. Над вратами притягивает взгляд барельеф Богородицы, сидящей на троне с младенцем Иисусом и окружившими ее 12 апостолами. Над порталом со статуями фасад украшен большим узорным окно-розой, окаймленным рельефными медальонами, запечатлевшими почетных горожан. Арку над центральным входом украсила фреска, изображающая Мадонну, держащую лилию в руках.

Склеп

Соборный склеп — крипта, расположенная под алтарем с оставшимися от разрушенной церкви Санта-Репарата фрагментами, остатками древнеримских мозаичных полов, настенными мозаиками и фресками XIV века. Получить представление, как выглядела церковь Санта-Репарата, можно осмотрев ее макет. Здесь похоронены в саркофагах флорентийские священнослужители и архитекторы, причастные к возведению храма: проектировщик собора Арнольфо ди Камбио, зодчий кампанилы Джотто и создавший купол Филиппо Бруннелески и Джованни Медичи. Сюда приходят поклониться священной реликвии, находящейся в бронзовой раке – мощам Зиновия Флорентийского, по преданиям обладающих силой воскрешения мертвых.

Стиль и история собора

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. – La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость – 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

РафаэльМикеланджелоЛеонардо да ВинчиКампанила (итал. Campanile)

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец37 тысяч тонн

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Интерьер собора

В интерьере собора выделяются необычные часы,
созданные Уччелло в 1443 году и идущие по сей день. Стрелка этих
часов движется против обычного направления (аналогично часам на
ратуше в еврейском квартале Праги). На стенах собора изображены
английский кондотьер Джон Хоквуд, итальянский наёмник Никколо да
Толентино, Данте с «Божественной комедией». В соборе установлены
бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино, и
Брунеллески. Следует отметить барельеф, изображающий Джотто,
выкладывающего мозаику. Брунеллески и Джотто похоронены на
территории собора.Баптистерий Сан-ДжованниБаптистерий
(крещальня) посвящён Иоанну Крестителю (итал. San Giovanni
Battista). Баптистерий является самым старым зданием площади Дуомо
(романское строение V века). Современная мраморная облицовка была
выполнена в XI—XII веках. Полукруглая апсида в XIII веке была
заменена на прямоугольную. Свод купола украшен византийскими
мозаиками XIII—XIV веков. Мозаика изображает картину Страшного суда
с фигурой Христа в центре. В баптистерии также находится гробница
антипапы Иоанна XXIII.Врата раяНаиболее древними
являются южные ворота, созданные Андреа Пизано. Ворота содержат 28
панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и
Основные добродетели. Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти.
Северные ворота созданы в 1401—1424 годах, также содержат 28
панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти
барельефы изображают картины из Нового Завета. Восточные ворота
являются самыми известными. Они были созданы в 1425—1452 годах.
Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют
библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено
Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами
рая». В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а
оригинальные панели находятся в музее Дуомо.Копия этих ворот
в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский
собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли своё
место).

\

Снаружи

Наверное, увидев однажды, Дуомо-ди-Фиренце ни с чем перепутать нельзя. Фирменное бело-розово-зеленое сочетание мрамора из Каррары, Мареммы и Прато получилось и необычным, и шикарным, правда?

Как это принято у каждого уважающего себя средневекового собора, фасад Дуомо полон символизма. Например, розетка фронтона – это не просто витражное окно для красоты. Она олицетворяет деву Марию – которая там же и изображена на троне, – плюс цветок красуется на гербе Флоренции. Правда, лилия, но все же.

Фасад, конечно, никакая не готика, а неоготика (конец 19 века, когда вся Европа вдохновенно вдруг вспомнила о своем Средневековье и усиленно отправилась реставрировать то, что еще можно было спасти – мой любимый собор Парижской Богоматери, кстати, тоже воспрял духом именно в этот период).

Что еще интересного есть снаружи? Во-первых, мозаики над каждым из порталов (фото слева направо):

Во-вторых, фигуры флорентийских епископов – в нишах контрфорсов по обе стороны от порталов. На этом фото видны две фигуры.

В-третьих, Дева Мария с младенцем на руках в окружении 12 апостолов.

В-четвертых, известные флорентийские художники – их бюсты почти на самом верху, над главной розеткой. Сразу видно, что культурная столица!

Ну и, конечно, венчает все изображение Бога-отца (в треугольном тимпане).

Купол Брунеллески собора Санта Мария дель Фьоре

Символ Возрождения и памятник человеческой изобретательности, Купол Брунеллески был самым большим в мире во время своего строительства и до сих пор является самым большим каменным куполом из когда-либо построенных.

Трудная задача

Учитывая то, что Флорентийский собор Санта Мария дель Фьоре — это гигантское здание: 153 метра в длину, рассчитанное на 30 000 человек, с размерами купола, достигающего 43 метра в диаметре, строительство купола было непростой задачей, несмотря даже на имеющийся пример прекрасно сохранившегося купола Римского пантеона. Дело в том, что древние римляне построили свой купол из бетона, но техника такого строительства была уже давно утеряна. Купол флорентийского собора должен был быть построен как и своды готических соборов из камня или кирпича. Но строительство деревянного опорного каркаса свода, который начинался бы с земли и поднимался на 93 метра в высоту, эквивалентной 30-этажному зданию, считалось невозможным и слишком дорогим. Кроме того, ни один сорт дерева не мог выдержать вес такого большого и тяжелого покрытия до завершения его строительства.

Проект Брунеллески

Конкурс 1418 года ставил задачу решения проблемы со строительством купола. Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), 1377-1446 гг., был в числе семнадцати архитекторов, представивших свои проекты, и единственным, кто прошел отбор. Его идея была гениальна своей простотой: «самонесущая» конструкция, способная поддерживать себя на каждом этапе строительства.

Конструкция купола Брунеллески состоит из двух отдельных куполов, один внутри другого. Это мощный каркас из двадцати четырёх ребер, соединенных горизонтальными арками, которые усиливают внутренний купол и разбивают очень широкие грани наружного купола на три части.

Внутренний купол несет основную конструктивную нагрузку и представляет из себя каркас из арматур и соединительных частей. Внешний купол — более легкий, и выполняет декоративную функцию. Нижняя часть купола построена из камня до тех пор, пока это позволял изгиб стен, затем использовались кирпичи, которые выкладывались «ёлочкой» для соблюдения равновесия всей конструкции.

Завершающим штрихом гения была облицовка купола. Брунеллески не хотел, чтобы его купол был похож на существующие сооружения 14 века. Для этого он создал его простую, но четко отличительную черту с помощью хроматического эффекта, заметную даже на расстоянии многих километров. Поверхность сооружения была покрыта красной черепицей и разделена восьмью рядами белого мрамора, расположенными на угловых ребрах. Эти хребты, сходившиеся у своего основания в латерне, не имеют несущей функции, но создают видимость легкого каркаса, похожего на зонтик, благодаря которому стены выглядят как натянутые мембраны.

Лантерна

Спустя много лет после завершения строительства купола, Брунеллески занялся строительством Латерны (1438-60) и четырёх полукруглых эдикул, известных как «мертвые трибуны» (1438-70). Латерна, соединявшая белые мраморные рёбра с волютами, была задумана как настоящий маленький храм и гармонично завершала величественную структуру купола. Её архитектурная ценность неоспорима — своими масштабными размерами, один только бронзовый шар на вершине купола превышает 2 метра в диаметре, она создает неповторимый образ панорамы Флоренции.

Мертвые трибуны

У основания барабана купола были построены Мертвые трибуны, имеющие функцию статического сдерживания, заменив собой строгие готические арки. Они подпирают четыре стороны восьмиугольника, не усиленные сводами трех апсид. Их открытые большие ниши, украшенные огромными ракушками, представляют собой одну из самых ясных форм, задуманных архитектором.

Как ориентироваться в храме

Вообще, сейчас будет краткая экскурсия по применению. Большинств христианских храмов имеют форму креста, и Дуомо-ди-Фиренце – не исключение. Как правило, вход в храм – через один из главных порталов. Преимущественно их либо один, либо три.

Внутри длинное помещение до противоположной стены – это неф. Главное пространство храма, где собираются верующие во время богослужений – преимущественно перед алтарем либо у хоров.

Неф упирается в дальнюю стену, которая чаще всего имеет закругленную форму. Это апсида. Иногда в апсиде расположены капеллы.

Капеллы часто идут и по обе стороны нефа.

Наконец, два рукава креста, которые пересекают нефы, – это трансепты. Все.

История

Здание построено на месте другой, менее знаменитой церкви, она называлась Санта-Репарат. А до нее здесь было другое религиозное сооружение — неизвестный храм, возведенный древними римлянами.
Сооружение, которое можно увидеть сегодня, начали возводить в девяносто шестом году тринадцатого века. Тогда работами по возведению этого прекрасного сооружения руководил Арнольфо ди Камбио, выдающийся мастер своего дела. К семьдесят пятому году следующего столетия основные работы по строительству храма почти завершились.


Филиппо Брунеллески

Купол, украшающий храм, был построен за четырнадцать лет, работы по его сооружению закончились в тридцать четвертом году пятнадцатого века. Данными работами руководил никто иной, как великий Филиппо Брунеллески. Согласно его задумке, нужно было использовать технологии, которые не были рассчитаны на присутствие лесов. Результат работы был ошеломительным: невероятной красоты купол, имеющий восемь граней парил над стенами. Это великолепное сооружение венчал интереснейший фонарь.

Филиппо задумывал купол как главное украшение собора, не требующее никаких других украшений, однако, два поколения спустя было принято решение о нанесении на него фресок. В настоящее время рассматривается возможность возвращения купола в исходное состояние. Изначально он был белым и без фресок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: